«Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи детей дошкольного возраста». Нормализация звуковой стороны речи создаёт условия для дальнейшего её совершенствования. Формирование морфологических обобщений составляет важнейший элемент этого процесса. На данной основе решаются наиболее существенные задачи: уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе; дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения; развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. Как известно слово является одной из значимых единиц языковой системы; оно выступает как нечто центральное во всей системе языка. При помощи слова называются предметы и явления, их особенности, свойства, качества, отношения и т.д. Слово является условным их обозначением. Однако для обозначения того или иного предмета, действия, качества и т.д. словом необходимо иметь чёткое представление о его звуковом составе, так как за каждым конкретным знаком закрепляется определённый звуковой комплекс, соответствующий фонологическим нормам данной языковой системы. Слово имеет не только определённое звучание, но и смысловое содержание. Слова наряду с лексическим имеет ещё и грамматическое значение. Например, слова дочка. точка, кружка различны по своему лексическому значению, но схожи в грамматическом отношении: все они имена существительные. единственного числа, 1-го склонения, имеют непроизводную основу и окончание -а. Данные общие признаки и составляют грамматическое значение этих слов. Организуя занятия с дошкольниками, педагог дрлжен обратить внимание на количественное накопление словаря и на правильное его использование в целях обобщения. Эта работа осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности. Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является также ознакомление с различными способами словообразования. Этому придаётся большое значение, так как в процессе такой работы развивается способность восприятия и различения значимых частей слова, формируются наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу. выделять и сравнивать различные элементы в словах. Однако педагог должен помнить, что обогащение лексики не следует ограничивать только накоплением у детей определённого количества слов. Педагогу важно научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим (по общности или противоположности значений) и т.п. При этом нужно учитывать, что системные связи между лексическими единицами легче всего выявляются и практически осмысливаются путём использования приёма сравнения, который позволяет установить в одних случаях сходство в значениях и составе слов, а в других – различие. Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям. Принимая во внимание, что уточнить конкретные значения слов и их форм можно только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определённой мысли. эти упражнения должны быть направлены не на простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний, в состав которых они входят. При этом словосочетание обязательно включается в предложения. Обогащение словарного запаса осуществляется в определённой последовательности: сначала ребёнок знакомится с новым словом в контексте, на основе которого он осознаёт значение и функцию данного слова; после уточнения значения слова ему на конкретных примерах показывают. с какими словами может сочетаться в речи новое слово. Так, если вводится в речь слово, выраженное именем существительным, то для показа типичного способа его употребления к нему присоединяют глаголы. имена прилагательные, местоимения, числительные. Если актуализируется глагол, то он должен быть отработан в словосочетаниях, в которых значение глагола определяется в зависимости от лексического значения дополняющего его слова. Подобные упражнения учат детей пользоваться в собственной речи не только правильно составленными словосочетаниями. но и предложениями. Для того. чтобы воспитанники могли более полно усвоить семантику слов и правильно использовать их в своей речи, важно, чтобы они научились группировать слова на основе сходства по значению, например: слова, обозначающие движение (идти, ехать, бежать, прыгать, плавать); слова. обозначающие речевую деятельность (сказать. ответить, говорить и т.п.) Поскольку дошкольники часто допускают смысловые замены слов по их звуко-слоговой близости (куст – кисть), являющиеся следствием недостаточной дифференцированности звуко-речевого восприятия, то необходимо их специально обучать умению различать слова, близкие по звуковому сочетанию, но разные по смыслу, с опорой на контекст. Учитывая , что дошкольники многие слова понимают недостаточно полно или даже искажённо, работу над значением и употреблением в речи новых или недостаточно усвоенных ими слов нужно тщательно планировать. При выборе приёмов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития, а также морфологические и лексико-грамматические особенности данного слова.. При объяснении слов, имеющих отвлечённое (абстрактное) значение, применяются словесные и логические средства. Целесообразно использовать сочетание различных приёмов работы над смысловой стороной слова. К ним можно отнести определение содержания слов с помощью описания, когда смысловое содержание неизвестного детям слова передаётся другими, доступными для них лексическими средствами, с опорой на имеющийся у них жизненный опыт (например:поручение – задание, которое дают кому-нибудь; прения- обсуждение какого-либо вопроса на собрании). Значение некоторых слов становится понятным, если ввести их в предложения или в контекст . в этих случаях целесообразно использовать синонимы и антонимы. Слово прочно войдёт в активный словарь ребёнка. если оно будет употреблено не менее 8=10 раз в различных словосочетаниях. Работа над образованием новых слов происходит также посредством приставок, суффиксов, словосочетаний. Особое внимание необходимо уделять формированию грамматического строя речи у дошкольников. При этом главная задача состоит в преодолении у детей разных проявлений аграмматизма. поэтому необходимо сформировать у них систему взаимосвязанных действий и операций с грамматическими элементами языка. научить их правильно отражать и дифференцировать в речи наиболее важные связи и отношения между словами. выражающиеся в в грамматических категориях рода, числа, падежа. времени. наклонения и т.п. Дошкольники должны овладеть грамматическими формами и синтаксическими структурами языка в единстве с их значением. А это возможно только при условии создания системы речевых грамматических автоматизмов, без которых речь как нормальное средство коммуникации невозможна. В связи с этим в процессе специальных заданий детей учат сознательно различать, выделять и обобщать морфологические элементы слова. Выделяя ту или иную грамматическую категорию, педагог подводит детей к определённым грамматическим обобщениям. Таким путём формируется сознательное усвоение дошкольниками грамматических закономерностей языка и возникает перенос уже усвоенного на новые аналогичные понятия и явления. Обучение осуществляется на основе речевых образцов, по аналогии с которыми в дальнейшем составляются другие предложения. Применение метода моделирования позволяет уточнить представления дошкольников о способах составления словосочетаний и предложений. Для этой цели целесообразно использовать устные небольшие рассказы, назначение которых формировать грамматические навыки на лексическом материале. знакомом детям. Например, чтобы научить ребёнка правильно выражать форму прямого дополнения, необходимо подвести его к определённым обобщениям. с этой целью следует поэтапно отрабатывать с ним каждую грамматическую операцию. из которых складывается сложное действие по соотнесению падежного окончания с родом и признаком одушевлённости-неодушевлённости предмета. Одним из важнейших методических приёмов. используемых в работе по совершенствованию грамматического строя речи в целом и по уточнению представлений детей о связи слов. является приём постановки вопроса к каждому слову словосочетания и предложения. Центральное место во всей системе формирования лексико-грамматических средств языка занимает работа над предложением. В ходе специальных занятий с детьми целесообразно использовать упражнения. хорошо знакомые педагогу. Часть из них предусматривают формирование умения конструировать предложения по данному слову. группе слов. Другие направлены на закрепление умения правильно выражать связь слов, например: дополнить пропущенные в предложении слова, а также пропущенные в предложении слова, а также пропущенные окончания в словах; восстановить деформированные предложения (слова даются в исходной форме). Постепенно у детей формируется восприятие и понимание синтаксических конструкций, они умеют грамматически правильно выражать свою мысль, пересказывать.