Реферат по предмету "Разное"


«Очеловеченная среда рождает новый тип человека»

«Очеловеченная среда рождает новый тип человека»Ш.А.Амонашвили Человечество в XXI веке стоит перед угрозой катастрофы, нравственной и духовной. Современное общество в большей мере стимулирует развитие в человеке не альтруистических, а эгоистических потребностей (социальных, биологических), а эти качества не способствуют развитию духовных устремлений личности. Именно поэтому на данном этапе развития общества происходит переосмысление целей начального образования: ориентировка на развитие личности ребёнка, признание искомым результатом образования не только знания, умения, навыки, но и определённый набор социально значимых качеств личности и возрастной уровень овладения всеми видами человеческой деятельности (игра, ученье, труд, общение), формирование у младших школьников умения и желания учиться. Смена приоритетов в образовании создаёт основу для более широкой и полноценной реализации идей гуманистической педагогики.Гуманная педагогика ставит в центре учебно-воспитательного процесса ученика, его интересы и склонности, его уникальность и неповторимость. Это педагогика доброго, человечного учителя и воспитателя, понимающего и принимающего ребёнка таким, каков он есть. И тогда между учителем и учеником устанавливается доброжелательное дружеское взаимопонимание, вызывающее у маленького человека положительные эмоции, уверенность в себе, в своих действиях и поступках, когда даже неудачи кажутся такими непреодолимыми, не рождают чувство страха, отчуждённости. Гуманная педагогика даёт в руки учителя «волшебный ключик», позволяющий открывать сердца и души детей, вскрывать порой незнакомые ни им самим, ни их родителям ларчики способностей и возможностей. Одним из важнейших направлений гуманизации образования в начальной школе, по моему глубокому убеждению, является интеграция учебных дисциплин. Вопросы исторического развития идеи интегрированного обучения отражены в работах Г.И.Батуриной, Ш.И.Ганелина, И.Д.Зверева, П.Н.Иванова, П.Г.Кулагина, которые показали, что решение данной проблемы в школьном обучении происходило в зависимости от конкретно-исторических условий его развития. Идея интеграции в учебном процессе зародилась как идея межпредметных связей . Вычленение в педагогической теории идеи межпредметных связей и её трансформация в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими и практическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох – Я.А.Коменского ,И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др.Они подходили к проблеме межпредметных связей с различных позиций, но для каждого было характерно стремление обеспечить систему знаний учащихся о мире. Наиболее глубокое психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей дано в теории К.Д.Ушинского. Актуальной и перспективной явилась мысль К.Д.Ушинского о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам ». Связь между понятиями и их развитие в системе предметов ведёт к расширению и углублению знаний ученика и их превращению в мировоззренческую систему к концу обучения. В 30-е годы поиски путей решения проблемы межпредметных связей велись с позиции политехнизации школьного обучения. Политехнический аспект проблемы получил широкое развитие в исследованиях С.Я.Батышева, А.П.Беляева, Н.И.Думченко, М.И.Махмутова, П.Н.Новикова и др. Авторы рассматривают межпредметные связи как средство реализации единства общего, политехнического и профессионального образования. В 60-е годы межпредметные связи рассматривались в разных аспектах: как дидактическое средство повышения эффективности усвоения знаний, умений и навыков; как условие развития познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебной деятельности, формирования их познавательных интересов, как средство реализации принципов обучения, и прежде всего научности. В период 70-х годов эта проблема становится одной из центральных в дидактике. Комплексный подход в обучении означает прежде всего решение в единстве задач образования, развития и воспитания учащихся в системе учебных предметов. В исследованиях последних лет особое внимание уделяется воспитательному значению межпредметных связей (в работах Г.И.Беленького, И.Д.Зверева, В.М.Коротова, Э.И.Моносзона). Эффективное усвоение информации достигается лишь в процессе активной деятельности. Поэтому исследование учебно-познавательной деятельности учащихся по осуществлению межпредметных связей (М.Я.Голобородько, А.В.Усова и др) и их роли в совершенствовании процесса обучения в целом приобрело особую актуальность. Идея реализации межпредметных связей в процессе своего развития и совершенствования переросла в проблему интегрированного обучения. Интегрированная система учебных дисциплин в начальной школе разработана на основе научного наследия виднейших отечественных теоретиков психологии (С.Л.Рубинштейна и др). Согласно их выводам, процессы обучения и развития ребёнка слиты воедино. Поэтому задача учителя начальных классов не только обучать, но и развивать личность ученика. Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. С учётом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всё его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления. Интеграция учебных предметов не отрицает предметной системы. Она является возможным путём её совершенствования, преодоления её недостатков. Почему я убеждена, что интеграция учебных дисциплин гуманизирует процесс образования.«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь.» (китайская пословица) Ребёнок берёт знания только тогда, когда он из объекта превращается в субъект образовательного процесса. Если же ребёнок – объект обучения, то воздействие его на мир искажается, и активность его переносится в другую деятельность (лень, агрессивность), нарушается его природосообразность. Гуманизация учебной деятельности посредством интеграции учебных дисциплин – это как раз то, что снимает маски с ученика; ученик действует в соответствии со своей природосообразностью, он естественен. Поскольку интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чем я его вижу? В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиций ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами. В способствовании появлению у младших школьников желания овладеть действиями и способами обучения, т.е. формированию общеучебных умений и навыков (ОУУН), что и является основной задачей обучения. В эмоциональном развитии учащихся посредством привлечения музыки, живописи, лепки, литературы. В переводе эмоций детей в чувства, чувств в мысли, а затем в мобилизации эмоционально волевой сферы учеников на преодоление трудностей в обучении. Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рассказы, сказки, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.Кроме того, интегрирование учебных дисциплин облегчает процесс обучения, делает его более увлекательным, активизирует познавательную деятельность младших школьников, способствует претворению в жизни одного из главных принципов начального обучения: «УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ». Как же должна строится деятельность учителя для достаточно полной реализации данной концепции. Исходя из опыта своей работы, я считаю: Важную роль отвести подготовительной работе, в ходе которой вооружить учащихся необходимым информационным материалом. ^ Провожу работу по обеспечению школьников необходимым справочным материалом: книгами, детскими энциклопедиями, журналами и т.д. Очень значительным является создание положительного эмоционального фона урока. Это необходимо, чтобы обеспечить у каждого ученика положительную мотивацию и эмоциональное отношение к уроку. Использую музыкальные заставки, красочные иллюстрации, ввожу в урок любимые персонажи детских сказок и мультфильмов, провожу психологический аутотренинг. Обучение дает результат, если ученик осмысливает свою деятельность, понимает её цель. Поэтому в конце урока провожу обсуждение с детьми не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что хотелось бы выполнить ещё раз, а что сделать по – другому В течение урока поощряю деятельность учащихся, стимулирую их желание высказывать свои суждения, спорить, доказывать. Для этого использую различные средства выражения: ^ А)мимические и пантомические(улыбка учителя, ласковый взгляд, пожатие руки, прикосновение); Б) словесные(«Умница!», «Молодец!»);В) материализованные( подарки и призы из «волшебной» шкатулки). Во время урока учитель должен предусмотреть смену видов деятельности учащихся, которая должна обеспечить закрепление знаний, проверку знаний, подготовить детей к изучению новой темы. С этой целью я использую на уроке такие виды деятельности: игровая деятельность, инсценирование, тестирование, работа со схемами, иллюстрациями и т.д. (Смотреть приложение к интегрированному уроку «Сказки Х.К.Андерсена. Обобщение знаний об имени существительном»). Интегрированный урок позволяет использовать в работе самый эффективный и результативный проблемный метод обучения. Проблемные вопросы и задачи, используемые на уроке в начальной школе, должны быть доступны и интересны детям. Стремление преодолеть трудности будет способствовать развитию волевых качеств, умственных способностей ребенка, а также позволит ощутить собственную значимость.Создаю проблемные ситуации и включаю в урок проблемные вопросы, которые требуют раскрытие причинно-следственных связей, выделение главного и существенного, анализа и синтеза, в деятельности учащихся. Для этого использую игры: «Кто лишний?», «Выстрой логическую цепочку», «Сравни», «А что,если…», формулирую задачи творческого типа.^ Привожу пример творческого задания. Спрашиваю у детей: «Как,пользуясь тремя карточками с цифрами 9, 2, 9 и используя два математических знака «+», изобразить сумму 20?».^ Естественный ответ: 9+29+=20После этого предлагаю при тех же условиях изобразить сумму 14Ответ: необходимо догадаться перевернуть две карточки «вверх ногами».6+2+6=14 Все уроки в начальных классах должны способствовать формированию навыков межличностного общения, поэтому необходимо использовать коллективные формы работы. Общаясь, ученик учится у своих сверстников, самопознаёт свои индивидуальные возможности, что позволяет провести адекватную самооценку.Использую таки формы коллективной работы: групповая и работа в парах( см памятка «Работа в парах»). Очень важно предусмотреть использование на уроке различных видов творческой деятельности (инсценирование, рисование, творческие работы), которые способствовали бы самореализации каждого ребёнка и участию его в уроке.(смотреть приложение) При обучении младших школьников необходимо использовать на уроке метод наглядного обучения, который хотя и требует от учителя больших энергозатрат, но они всегда окупаются, когда видишь умные, пытливые, желающие учиться, глаза детей.Периодический опрос и анкетирование учеников позволяет сделать выводы об эффективности проведения интегрированных уроков. Детям такие уроки очень нравятся. Они активны, естественны, в классе нет равнодушных, скучающих лиц. Помогать ученику учиться, испытывать радость и удовлетворение от учебной деятельности – это и есть гуманизация школьной жизни. Гуманна та школа, в которой детям хорошо и комфортно, где даже самый маленький человек ощущает свою значимость для других, чувствует любовь и уважение окружающих. Работу над претворением идеи интеграции в обучении я начала в направлении от простого к сложному. Вначале это была работа по индивидуальным программам с широким использованием межпредметных связей. Далее мною были разработаны серии интегрированных уроков в рамках предметов учебного плана для начальной школы.По моему мнению, наиболее приемлемы для интеграции те уроки, в основе которых – близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. Это:Математика-природоведение( Урок в 3 классе. Тема: Жизнь животных. Решение задач)Математика-труд (Урок в 3 классе. Тема: Круг, окружность. Игрушка из конуса «Мухомор»)Чтение-русский язык(Урок в 4 классе. Тема: Сказки Х.К.Андерсена. Обобщение знаний об имени существительном).Чтение-музыка-ИЗО( Урок в 4 классе. Тема: К.Д.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыка Э Грига.)Чтение-природоведение( Урок во 2 классе. Тема: Животные леса. Н.И.Сладков « Лиса – плясунья».)Природоведение-труд(Урок в 3 классе. Тема: Как размножаются растения. Панно из семян « Солнечный букет».Опыт работы по данной проблеме и уровень подготовленности моих учеников к обучению посредством интеграции позволил мне в 4 классе ввести в учебный план за счёт часов школьного компонента интегрированный курс « Введение в русскую словесность» (тематическое планирование прилагается). Программа этого курса базируется на основе курса 5–го класса с внесением соответствующих изменений, исходя из программы предметного обучения в 4 классе и с учётом психологических особенностей детей моего класса и уровня их интеллектуальных возможностей. Итоги обучения первого полугодия показывают, что этот курс позволяет обеспечить продвинутый уровень обучения и преемственность между начальным и средним звеном обучения.Для реализации идеи интеграции я определила следующие целевые ориентации:Обновление содержания образования.Обеспечение единства процесса познания.Компенсация недостатков классно-урочной и многопредметной систем обучения в начальной школе.Подготовка детей к дальнейшему обучению.Обеспечить самоутверждение, самореализацию и познание себя в действии каждому школьнику. Приложение1(алгоритм)Развитие – длительный и постепенный процесс, который не даёт немедленных результатов. Однако, я могу отметить повышение общего интеллектуального и культурного уровня развития учащихся 4-го класса, возросшую способность оперировать понятиями эмоционально-нравственного ряда, умение применять специальную терминологию, улучшение общеучебных навыков. Для отслеживания результативности интеграции в учебном процессе и уровня комфортности детей на уроках провожу психологические тесты. По результатам обучения моих учеников в третьем классе это выглядит следующим образом:Приложение2(диаграмма)В коллективе, где я работаю, интеграция как одно из направлений гуманизации образовательного процесса включена в образовательную программу школы, осуществляющей переход к адаптивной модели обучения. И для меня это является наиболее актуальным направлением современного психолого- педагогического воздействия в учебной деятельности, обеспечивающего развитие личности школьника и гуманизацию образования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Успенское, поселок
Реферат Русско-литовская война 1500 1503
Реферат Моя майбутня професія - візажист
Реферат Квантовая механика, ее интерпретация
Реферат Баганов, Виталий Викторович
Реферат Профилактика банкротства в управлении турфирмой
Реферат Средства развития основных физических качеств бегуна
Реферат Николо-Берлюковская пустынь
Реферат Разработка системы мониторинга оценки бизнеса промышленного предприятия
Реферат Дворянское гнездо судьба сословия по произведениям русской классики
Реферат Перечень практических навыков которыми должны владеть студенты после окончания курса факультетской
Реферат Blur
Реферат Первая в Москве детская больница
Реферат Политизация ислама на Ближнем Востоке и рост исламского влияния в Палестине после ее раздела
Реферат Этические проблемы в фильме Э. Рязанова “Дорогая Елена Сергеевна”