Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


«О поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

«О поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» «Мертвые души» Гоголь называет поэмой. Центральный образ поэмы - мотив дороги, пути, "птицы-тройки", Руси. Именно народная Русь, пусть сегодня задавленная мертвыми душами помещиков и чиновников, воспевается Гоголем. Отсюда и жанр – поэма: лиро-эпическое произведение я вно слышимым голосом автора в лирических отступлениях.Сюжет и композиция Вокруг перемещений Чичикова - образы помещиков, которые образуют целые художественные миры, это обобщенные и в то же время очень личностные образы. Поэма построена как история похождения Чичикова, чиновника, скупающего "мертвые души", чтобы заложить их в Опекунский совет за реальные деньги. Помещики до подачи новых документов платили подати за мертвых и беглых. Эти-то души и собирается скупать Чичиков. Композиция поэмы (жанр путешествия) позволила автору рассказать о разных помещиках, их поместьях и деревнях. В основе I поэмы – поездки Чичикова к пяти помещикам.^ Образы помещиков Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскуднения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения. Первый помещик – Манилов. По натуре Манилов обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него уродливые формы. Перебор в сладких речах, в любезности, в мечтательности, в претензиях быть благородным человеком – вот Манилов. Между тем, за два года Манилов прочитал всего 14 страниц одной единственной книги. Отношения между людьми ему представлялись всегда праздничными, без столкновений и противоречий. С иронией описывает автор господский двор, с претензией на " англицкий сад с заросшим прудом", жиденький кустиками и с бледной надписью "Храм уединённого размышления". Это яркая пародия на выродившийся сентиментализм, столь модный в среде провинциалов начала XIX в. Манилов женат, между ним и супругой что-то наподобие любовных отношений, но в духе «маниловщины»: подарки в виде чехольчиков на зубочистки и прочая «тина мелочей». Детям он дал имена с намеком на сочувствие греческой революции: Фемистоклюс и Алкид. Но имена странные. Фемистокл – полководец, разгромивший персов при Саламине, никогда не произносился на латинский лад с окончанием «юс». Алкид – сын Алкмены, то есть Геракл, что, конечно, нелепо в применение к малютке из русской усадьбы. А вот хозяйство у Манилова почти разорено. Все шло само собой, приходило в упадок, мужики пьянствовали и обманывали барина. Манилов не знает. сколько у него умерло крестьян. В «Мертвых душах» с блеском проявилась способность Гоголя, о которой говорил Пушкин: умение очертить двумя, тремя чертами "пошлость пошлого" человека. Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустому фантазированию, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, - товар. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Типичен образ Ноздрева. Это человек "на все руки". Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева "историческим человеком". Болтовня, хвастовство, вранье - самые типичные черты Ноздрева. Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью. Это крепкий хозяин, отпускающий ради своей выгоды крестьян на оброк и заработки. Это хозяин- кулак. Он готов продать все, содрать по сто рублей даже за мертвые души. Интересы Собакевича ограничены. Его цель жизни - это материальное обогащение и обильная еда. Мебель в доме Собакевича: стол, кресла, стулья - напоминали самого хозяина. Через внешность, через сравнение с предметами домашнего обихода Гоголь достигает огромной яркости и выразительности в описании характерных черт героя. Это постоянный прием при изображении помещиков. Галерею "мертвых душ" завершает Плюшкин, в котором мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Уже внешний вид его деревни говорит о тяжелой и беспросветной доле крепостных, об их полном разорении. Глубокий упадок всего крепостнического уклада жизни России наиболее реально отразился в образе Плюшкина. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин отказался от общества, никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. Плюшкин всех своих крестьян считал тунеядцами и ворами. В главе о Плюшкине шире, чем в других, затрагивается крестьянский вопрос. В персонажах Гоголя прослеживаются неисчезающие типажи взяточников, мелочных карьеристов, мечтателей, разгильдяев. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». Но изображённые им лица не были повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Имена ряда персонажей поэмы превратились в нарицательные: Плюшкин — символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич — неотёсанный человек, маниловщина — погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью. ^ Образ Чичикова Единственный персонаж, выделяющийся из общей картины российской жизни - это Чичиков. Раскрывая его образ, автор повествует о его происхождении и формировании его характера. Чичиков - персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, - беречь и копить копейку. Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Он пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Благополучие свое он строит за счет других людей: обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне - орудия главного героя. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдания. С каждой главой мы видим всё новые возможности Чичикова: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой - мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым - напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием». В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и жадность Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров. Всё же Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он человек нового времени, делец и приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами: «…и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх», но он тоже «мертвая душа», ибо ему недоступна радость жизни. Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения. В сплетнях губернского общества Чичиков еще и — демоническая личность, он Наполеон, которого «выпустили» «с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию будто бы Чичиков, а в самом деле вовсе не Чичиков. Это звучит комично, а между тем Наполеон – провозвестник того капиталистического мира, к которому уже принадлежит Чичиков.^ Губернский город в поэме Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях, для них должность - только средство личного удовольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта. Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и грабителей. Городские верхи чужды народу. Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: "Идеал города - это пустота. Сплетни, перешедшие пределы". Пошлость и ничтожество интересов характеризует и женское общество. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Дамы стремились подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, без ужимки они не произносили ни одного слова.«Повесть о капитане Копейкине» показывает, что и на самых „верхах“ нет справедливости. Министр, через которого капитан Копейкин, потерявший руку и ногу в Отечественной войне и лишенный средств существования, просил о „монаршей милости“, ограничивался обещаниями», а в дальнейшем прибег к репрессиям. Автор неоднократно подчеркивал, что «Повесть о капитане Копейкина» — органическая часть поэмы. Язык, которым написана эта вставная новелла, включает в себя сплошь лишние, ненужные слова и обороты: «можете вообразить, можете представить, в некотором роде, как-то там, знаете, эдакой какой-нибудь, относительно сказать, Шехерезада, понимаете, эдакая. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете представить себе, Невский прешпект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми». Такой язык создает впечатление пошлости говорящего и призрачности, миражности самого Петербурга с его великолепием. Это была и тема «Петербургских повестей». История капитана Копейкина широко раздвигает рамки провинциально-крепостнической действительности, которая показана в "Мертвых душах", вовлекая в круг изображения "всей Руси" столицу, высшие бюрократические сферы.^ Народная Русь в поэме Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России. В поэме дан и целый ряд образов живых мужиков, но в чем-то, конечно, мертвых. К числу таких образов можно отнести кучера Селифана, пьяного, разговаривающего с лошадью, перед тем, как опрокинуть бричку с барином в грязь. Выразителен образ лакея Петрушки, имеющего из-за крайне редкого посещения бани "особенный запах", занятого своим беспорядочным чтением, вернее процессом чтения, при котором из букв складываются слова. При въезде в город Чичикову встретилась пара мужиков, вышедших из кабака в самую рабочую пору, рассуждающих, доедет ли колесо барской брички до Москвы или до Казани. Таковы дядя Миняй и дядя Митяй, бестолково помогающие Чичикову разъехаться со встречным экипажем, "черноногая" девчонка Пелагея, провожающая Чичикова от имения Коробочки до большой дороги, не умеющая отличить, где право, где лево. Но есть в поэме и подлинно живая Русь. Ее образ получил воплощение в лирических отступлениях, которыми наполнено произведение. В шестой главе перед читателем проходит галерея умерших крестьян Собакевича. Это и плотник-богатырь Степан Пробка, и кирпичник-умелец Милушкин, и чудо-сапожник Максим Телятников, и искусный каретник Михеев, и торговый человек Еремей Сорокоплехин, и сотни тысяч других работников, что пахали, строили, кормили, одевали всю Русь. В уста Чичикова вкладывает автор размышления о судьбах крепостных в седьмой главе. Все они "тянут лямку под одну бесконечную, как Русь, песню". В лирической концовке первого тома поэмы автор еще раз с восхищением упоминает о русском народе: птица-тройка, летящая по необъятным просторам Руси, могла родиться только у "бойкого народа". Образ русской тройки, приобретающий в поэме символическое значение, неразрывно связан для Гоголя с образами "ярославского расторопного мужика", одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, ямщика, примостившегося "черт знает на чем" и лихо, под задорную песню управляющего бешеной тройкой. Этот образ выражает в себе все то высокое и прекрасное, что есть в русском человеке, и прежде всего - стремление к свободе, к прекрасному будущему. Однако путь этот неведом автору: "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа". Так Гоголь подхватил вопросы, поставленные Пушкиным в другой поэме – в поэме «Медный всадник». Но если Пушкина интересовало государство: всадник на коне – символ империи, государства, которое неизвестно куда скачет и где остановится, Гоголя интересует Русь народная, тройка бешено мчащихся коней.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ отраслевой организации рынков в Ненецком автономном округе
Реферат Нижний Тагил
Реферат Cоздание модели дома отдыха коттеджного типа
Реферат Othello Analysis Essay Research Paper In his
Реферат Кароліна як кодекс феодального права Німеччини
Реферат Альбигойцы 2
Реферат «Нормативно-правовое обеспечение деятельности по охране прав детей», проведение которых планируется в течение 2011 года
Реферат Nervous System Adaptation Essay Research Paper Nervous
Реферат Дослідження дії темпераменту на індивідуальні особливості реакції шахтарів на стресові ситуації
Реферат Хто володіє інформацією той володіє світом
Реферат Загадочный Ларошфуко
Реферат Экономическая и правовая природа налога
Реферат Аналіз динаміки розвитку саморегуляції поведінки підлітків в процесі бойового мистецтва панкратіон
Реферат Хэммет, Дэшил
Реферат Роль персональной продажи в коммерческой деятельности торгового предприятия