Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


«Настроение 1914 г.» как историографическая проблема

Поршнева О.С.УрГУ, г. Екатеринбург«Настроение 1914 г.»как историографическая проблемаАктуальность исследования общественных настроений, вызванных вступлением России в Первую мировую войну, обусловлена тенденцией переосмысления представлений о «настроении 1914 г.» в современной историографии. Проблема обоснования и поддержания легитимности войны и военных усилий государства со стороны общества является одним из измерений изучения национальной мобилизации в условиях тотальной войны. Последнее, в свою очередь, невозможно без детального изучения опыта 1914 г., когда культурные аспекты военного противоборства проявились с наибольшей силой. Исследование феномена тотальной войны в контексте анализа структур эпохи 1861-1945 гг. позволило, как показал С. Ферстер, выявить факторы, приведшие в современный период к разрушительной тотализации военных действий1. Первая мировая война, несмотря на ее «недостаточно тотальный» характер2, продемонстрировала и стирание грани между военным и гражданским населением, и феномен мобилизации всех национальных ресурсов для ведения военных действий, и важность гражданского консенсуса по отношению к войне. Без прямой поддержки гражданского общества переход к этому распространенному типу войны, наложившему отпечаток на целую эпоху, был бы невозможен3. Целый ряд авторов в своих исследованиях аргументированно показали широкое распространение воззрений, мотивировавших разнообразную идейную подготовку европейцев к войне4. В 1970-90-е гг. в западной историографии широкое распространение получила метафора «настроение 1914 года» как образ, позволяющий охарактеризовать высокий уровень общественной поддержки военных усилий правительств в начале войны5. Обосновывался вывод о том, что оно охватило большинство воюющих стран, когда патриотический подъем, разгул националистических страстей и энтузиазм, связанный с вступлением в войну, сохранялись в течение первых ее месяцев. Несмотря на достижение определенного понимания сути и характера представлений, обусловивших общественную поддержку правительств в условиях войны, в изучении восприятия населением начавшейся войны – «настроения 1914 года» и поведения людей в условиях мобилизации выявляются все новые проблемы. Сущность и содержание самого феномена «настроения 1914 года» представляются сегодня недостаточно исследованными. Более детальное изучение опыта войны в ряде последних работ, прежде всего на уровне отдельных регионов, социальных, гендерных слоев и групп воюющих стран позволило скорректировать, а в ряде случаев поставить под сомнение выводы историографии предшествующих десятилетий6. В этом нашло выражение общее изменение методологической ситуации, историографических приоритетов и ракурсов изучения проблемы, «подрывающее» господствующие в историографии выводы. В целом ряде работ конца 1990-х – начала 2000-х гг. подвергается критике представление о всеобщем энтузиазме в связи с началом войны. Получили распространение такие термины как «миф об энтузиазме», «миф о настроении 1914 года», отражающие переосмысление господствовавших ранее стереотипов, основанных на широких обобщениях, не всегда подкрепленных эмпирическими данными. Изменения в видении духовно-психологической атмосферы начала Первой мировой войны находят разнообразные проявления в исследованиях. Они выражаются во все большем внимании к изучению региональной, локальной, социальной, гендерной специфики в восприятии войны, индивидуального сознания и поведения. Не столь однозначно характеризуются исследователями мотивы и чувства людей, участвовавших в патриотических акциях7. Применительно к Германии в целом военный энтузиазм в ряде новейших исследований сводится к короткому «опыту августа», который длился до сентябрьской катастрофы на Марне. Но даже в это время, по данным локальных проектов, целый коллаж сильных эмоций правил в Германии, включая здоровую долю паники, депрессии, подозрений и праздничного настроения, а в рабочих пригородах явно выражалась антипатия к войне, несмотря на провоенную позицию германских социал-демократов8. Обобщая данные новейших исследований об опыте участия западных государств в Первой мировой войне, Б. Дэвис приходит к выводу, что они бросают вызов сложившимся представлениям о природе и даже самом существовании единых национальных идентичностей в этих странах в годы войны, показывают, что попытка правительств создать таковые с помощью войны потерпела неудачу9. До сих пор остается недостаточно проясненным и вопрос о реакции российского общества на начавшуюся войну. Каким в России было «настроение 1914 года»? В 1990-е гг. в российской историографии возобладало представление о том, что вступление страны в войну сопровождалось патриотическим подъемом во всех слоях общества, а сама война была воспринята как Отечественная10. В последнее десятилетие наметилась тенденция более детального изучения отношения российского общества к войне, «настроения 1914 года». В литературе содержатся разноречивые оценки данного феномена, в том числе массовых беспорядков призывников во время мобилизации в июле-августе 1914 г.11. Важным представляется изучение восприятия войны городским населением с учетом его культурной специфики и особой роли во взаимоотношениях государства и общества. Для понимания характера восприятия войны различными слоями населения важно выявить проблемные поля военного дискурса, их соотношение и роль в межличностной коммуникации, изучить формы и проявления поддержки или отрицания мобилизационных усилий государства. Данные о степени вовлеченности населения в военные усилия, характере общественной инициативы, деятельности различных добровольных обществ, благотворительных организаций также должны использоваться при изучении общественных настроений в отношении войны. В частности, в городской среде проявился в значительно большей степени по сравнению с сельским миром плюрализм позиций и моделей поведения в условиях войны, что также должно стать предметом пристального исследовательского внимания. Важность регионального фактора российской истории, интерес современной историографии к особенному, индивидуальному и уникальному делают особенно актуальным проведение региональных и локальных исследований. На базе реализации локальных проектов, детализации и индивидуализации исследовательских объектов можно воссоздать картину эмоций и представлений во всей их полноте и многообразии, продвинуться на пути понимания общего и особенного, типичного и уникального в «настроении 1914 года». 1 См.: Ферстер С. Тотальная война. Концептуальные размышления к историческому анализу структур эпохи 18611945 гг. // Опыт мировых войн в истории России: сб. ст. Челябинск, 2007. С. 12-27. 2 Д. Байрау обращает внимание на то, что в историографии, посвященной развитию концепции и практики тотальной войны, Первая мировая война характеризуется как «недостаточно тотальная»: см.: Байрау Д. Понятие и опыт тотальной войны (на примере Советского Союза) // Опыт мировых войн в истории России. С. 28. 3 Ферстер С. Указ. соч. С. 25. 4 Davis Belinda. Experience, Identity, and Memory: The Legacy of World War I // The Journal of Modern History, 2003, Vol. 75, # 1. P. 123; Jelavich, Peter. German culture in the Great War // European culture in the Great War. Cambridge, 1999. P.43; Vejas Gabriel Liulevicius. War Land on the Eastern Front. Culture, National Identity, and German Occupation in World War I. Cambridge: University Press, 2000. P. 23-24; Horne John, Kramer Alan. German “Atrocities” and Franco-German Opinion, 1914: The Evidence of German Soldiers’Diaries // The Journal of Modern History, 1994. Vol. 66. P. 14. 5 Leed Eric J. No Man’s Land. Combat and Identity in World War I. Cambridge: Cambridge Univercity press, 1979. P. 59-62; Joll, James. The Origins of the First World War. London, New York, 1984. P. 182; Modris Eksteins. Rites of Spring. The Great War and the Birth of the Modern Age. London, New York, Toronto, Sydney, Auckland, 1989. P. 56-63; Ferguson, Niall. The Pity of War. London, Allen Lane, 1998. P. 176. 6 Davis Belinda. Experience, Identity, and Memory: The Legacy of World War I // The Journal of Modern History, 2003, Vol. 75, # 1. P. 120-124; Ziemann, Benjamin. War Experiences in Rural Germany. 1914-1923. Oxford. New York, 2007; State, Society and Mobilization in Europe during the First World War / Edited by John Horne. Cambridge, 1997. 7 Санборн Д. Беспорядки среди призывников в 1914 г. и вопрос о русской нации: новый взгляд на проблему // Россия и Первая мировая война (Материалы международного научного коллоквиума). СПб., 1999. С. 206; Ferguson, Niall. The Pity of War. P. 177. 8 Davis Belinda. Experience, Identity, and Memory: The Legacy of World War I. P. 124. 9 Davis Belinda. Experience, Identity, and Memory: The Legacy of World War I. P. 120. Этот вывод, на наш взгляд, требует дальнейшего обоснования с учетом логики становления наций и национальных идентичностей, когда в процессе образования и развития наций происходит постоянный процесс эволюции моделей национальной идентичности под влиянием взаимодействия национальных и социальных факторов. 10 См.: Первая мировая война и ее воздействие на историю XX в. «Круглый стол» // Новая и новейшая история, 1994. № 4–5; Первая мировая война: Пролог XX века. М., 1998; Россия и Первая мировая война (Материалы международного научного коллоквиума). СПб., 1999; Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М., 1999. 11 См.: Санборн Д. Беспорядки среди призывников в 1914 г. и вопрос о русской нации: новый взгляд на проблему. С. 203-206; Посадский А.В. Крестьянство во всеобщей мобилизации армии и флота 1914 года (На материалах Саратовской губернии). Саратов, 2002; Асташов А.Б. Русский крестьянин на фронтах первой мировой войны // Отечественная история. 2003. № 2; Тутолмин С.Н. Первая мировая война в крестьянских жалобах и прошениях. 1914  1917 гг. // Нестор. 2003. № 6. С. 390-401; Поршнева О.С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны. М., 2004. С. 27-29, 91-94, 134-135; и др.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.