Богословско - катехизаторские курсы во имя священномученика Фаддея, архиепископа ТверскогоКурсовая работа по православному экскурсоведениюМетодическая разработка православной экскурсии «На поклон к преподобному Савве Сторожевскому по Царской дороге» (паломническая поездка в Саввино – Сторожевский монастырь)Выполнила Коптевская Г. Л.Консультант Гаража Е. М.Москва 2008 г Содержание Введение 4Схема маршрута 6Контрольный текст экскурсии 7Общее описание Царской дороги 7Начало маршрута 8Крылатское 8Село Рублево 9Поселок Раздоры 11Поселок Барвиха 11Замок баронессы Мейендорф 12Деревня Жуковка 14Село Ильинское – императорская усадьба 14Храм Ильи Пророка 16 Усово 17Поселок Петрово - Дальнее 17Село Дмитровское 18Поселок Уборы 19Поселок Николина Гора 21Село Аксиньино 22Село Козино 22Ершово 23Город Звенигород 24Храм Александра Невского 25Вознесенский собор 26Саввино – Сторожеский монастырь 27Скит преподобного Саввы 31Обратный путь в Москву 31Поселок Иславское 31Поселок Успенское 32Заключение 33Литература 36 ПриложенияТехнологическая карта маршрутаМолитва преподобному Савве СторожевскомуЖитие преподобного Саввы СторожевскогоСодержимое портфеля экскурсовода Введение Русские люди всегда поклонялись святыням и через поклонение соединялись с Богом, Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому и называли русских богомольцев не только богомольцами, но и поклонниками Гроба Господня. Русские паломники шли в святые места, чтобы поклониться святыням: чудотворным иконам, честным мощам угодников Божиих, святым крестам, чтобы получить заступничество на день судный в тех или иных обителях, в коих подвизались святые угодники Божии. Русские люди считали, что в святых местах молитва более действенна и быстрее доходит до Бога. На поклон святыням шли и простые люди и цари. На Руси традиции паломничества восходят к XI веку. Традиционными маршрутами русских паломников были Святая Земля, Афон и национальные святыни. На поклон святыням или к старцу отправлялись бояре, крестьяне, торговые люди. Простолюдины ночевали в придорожных трактирах и на постоялых дворах. Настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком, дабы потрудиться во славу Божию. Как правило, их принадлежностью был посох, котомка с сухарями и сосуд для воды. Главный смысл паломничества можно раскрыть через духовное стихотворение про чёботы, которое было особо любимо и почитаемо в среде православного русского народа: «Ах вы чёботы мои, чёботы новые, Доведите меня до святых угодников До святых угодников, их райских обителей. Ты прости, государь-батюшка, Ты прости, государыня-матушка, Помолитесь за мою душеньку грешную, Чтобы та душа грешная кресту потрудилася, Потрудившись, в светлые обители вселилася...» Взывание о Царствии Небесном - вот главный смысл русского православного паломничества, его стержень. В поклонении святым мощам церковные люди ищут для себя великого благословения, сила которого простиралась бы не только на нашу земную жизнь, но продолжалась бы и за гробом, чтобы надежда на спасение души претворялась бы в радость после земной жизни, в единение со святым мучеником, душа которого уже узнала то, что «приготовил Бог» верным Своим. Религиозные цели паломничества – это осуществление полагающихся по религиозным канонам обрядов и ритуалов; поклонение святому месту, храму, мощам; получение благодати, духовного и физического исцеления, желание обрести просветление, приносимое верой. Паломничество имеет и миссионерское значение: часто монастыри и храмы посещаю люди не церковные, для многих из них такая поездка - это первое соприкосновение с Церковью. Человек едет в монастырь посмотреть на архитектурный памятник, его влечет туда эстетическое чувство или любовь к истории. И от того, что произойдет с ним в этой обители, возможно, зависит, возгорится ли в душе этого человека вера, откроются ли его ум и сердце для восприятия слова Божия. Это не прикладное служение, а общецерковное дело, это одно из самых важных наших служений, включающее в себя свидетельство о Христе, научение людей, катехизацию. Наша паломническая поездка повторит путь на богомолье к преподобному Савве Сторожевскому, совершаемому неоднократно русскими царями и простым народом. Непосредственная разработка самой паломнической экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения поездки. При отборе объектов учитывалось расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.^ Тема паломнической экскурсии «На поклон к преподобному Савве Сторожевскому по Царской дороге».Цель поездки: воспитание благоговейного отношения к святыням нашей Родины.^ Задачи паломнической экскурсии: - поклониться и помолиться святому угоднику Божиему преподобному Савве Сторожевскому, получение благодати, духовного и физического исцеления; - проведение элементов катехизации для не церковных людей; - показать памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства: - показать храмы, здания и сооружения, архитектурные ансамбли, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей; - показать природные объекты — леса, рощи, парки, реки, заповедники и заказники.Организационная часть: знакомство с экскурсионной группой, представление водителя и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте.^ Краткое сообщение о теме: мы едем на поклон к преподобному святому Савве Сторожевскому, ученику игумена земли русской Сергия Раждонежского. Едем приложиться к его святым мощам, побывать в монастыре, основанным им в 1398 году, набрать воды из святых источников и принять омовение, возможно получить благодать, духовное и физическое исцеление. Протяженности и продолжительности маршрута Москва – Звенигород – Москва – 90 километров, время прибытия назад – через 7 часов после отправления. Санитарные остановки: Саввинский монастырь. Место окончания экскурсии – Поклонная Гора (метро Парк Победы). Маршрут пройдет по Рублево – Успенскому и Ильинскому шоссе – самой короткой дорогой к Саввино – Сторожевскому монастырю. Эта дорога называется Царской, на ней находится множество объектов, с которыми мы познакомимся.Продолжительность поездки семь часов (6 часов по технологической карте и 1 час резерв).^ Схема маршрута Для организации запланированных остановок нужно позвонить в храмы поселков Уборы (Спасский) и Успенское (Успенья Пресвятой Богородицы), чтобы их открыли к нашему приезду.^ Контрольный текст экскурсии Время, проведенное в автобусе, обычно используется в качестве некой теоретической подготовки, духовного настроя. Сопровождающий экскурсовод ведет рассказ о святынях, к которым совершается поездка и о проезжаемых достопримечательных местах дороги к этим святыням. Поездку следует начать с прочтения молитвы преподобному Савве Сторожевскому и рассказать краткое житие святого (см. Приложения).^ Общее описание Царской дороги «Золотая трасса» Подмосковья невелика — всего лишь около 60 км. Начинается она возле Киевского вокзала, от Дорогомиловой слободы, и тянется до Саввиной слободы в Звенигороде. Меньше часа езды на автомобиле — а перед глазами встает настоящее ожерелье старинных дворянских усадеб, церквей, мелькают за окном века русской истории. Много веков назад было замечено, что преимущественное направление ветра в Москве — западное. Царь Алексей Михайлович Романов — отец Петра I — указом 1664 г. запретил создание каких-либо дымящих и коптильных производств западнее столицы. С той поры в этом направлении не было построено ни одного крупного промышленного объекта. Места эти чрезвычайно хороши и считаются заповедной зоной, которую называют подмосковной Швейцарией. В минувшие времена эту дорогу называли Царской. На лихих конях проносились по ней сокольничие с боевыми птицами на рукавицах, ведомые молодым царем Иоанном Васильевичем, еще не получившим тогда прозвище Грозный. Спешили они в охотничьи угодья государя в лесах на правом берегу Москвы-реки. Бескрайний сосновый бор, простиравшийся до самого Звенигорода, и поныне «шумит» в названиях здешних деревень — Барвиха, Барки, Уборы. Сегодня эта территория входит в состав Подушкинского лесопарка — части лесопаркового защитного пояса столицы. По этому пути совершали пешие паломничества в Саввино - Сторожевский монастырь первые цари династии Романовых — Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а вслед за ними — император Петр Великий императрицы Елизавета и Екатерина Вторая. К концу ХVIII века вдоль дороги и в ближайших окрестностях вовсю селилась знать, там насчитывалось шестнадцать княжеских и четыре графских имения. Через 100 лет к ним прибавились две императорские усадьбы. После 1917 года сливки дворянского общества сменила партийная элита. Тут часто бывал Ленин. В Кунцеве (Волынском) и в Зубалове (ныне деревня Калчуга), на ближней и дальней дачах, жил Сталин. Здесь же расположены резиденции всех президентов России. ^ Начало маршрута Наша поездка начинается от Поклонной горы. Это мемориальный комплекс, построенный в честь победы русского оружия над врагом. Судьбе было угодно превратить дорогу у Поклонной горы в дорогу Победы. Вначале — над французами, потом над немецкими войсками. Торжественное открытие комплекса, приуроченное к 50-летию победы над фашизмом, состоялось 9 мая в 1995 года. Мемориальный комплекс, расположившийся на 135 гектарах, включает в себя Центральный музей Великой Отечественной войны, монумент Победы и три храма трех конфессий, построенные в память о погибших на войне. Православный храм св. вмч Георгия Победоносца был построен в 1995 году. Мы знаем, что никакая победа не возможна без Божией помощи. В тяжелые годы ВОВ были открыты сотни церквей, где люди могли помолиться Богу. Мы знаем, как преподобный Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву в 1380 году князя Дмитрия Донского. Так и в 1399 году князь Георгий Звенигородский, по повелению брата своего великого князя московского Василия Димитриевича, должен был идти войною против волжских болгар. Перед самым походом благочестивый князь пришел в Сторожевскую обитель испросить благословения на брань у своего духовного отца. Он просил прп. Савву помолиться Всемилостивому Богу, да подаст ему силу на супротивных врагов. Святой помолился и, взяв честный крест, осенил им князя и при этом пророчески изрек: «Иди, благоверный княже, и Господь будет с тобою, помогая тебе. Врагов своих ты одолеешь и благодатью Божией здоровым возвратишься в свое отечество». Наш маршрут в Москве пролегает по современному Можайскому шоссе, Рублевскому. Мимо современных районов Давыдково, Кунцево, Фили, Крылатское. Раньше так назывались подмосковные села, сейчас современные районы. Крылатское Село Крылатское (Крылецкое) известное со времен Василия I, бывшее любимой государственной вотчиной Иоанна Грозного, В 1714 году взамен сгоревшей церкви Рождества Богородицы, построенной еще при Иване Грозном, была возведена новая деревянная церковь. Спустя три года к церкви был пристроен придел во имя Николая Чудотворца. В 1887 г. деревянная церковь на холме была заменена белокаменной, с голубыми куполами. А под горой бил ключ, прозванный в народе "святым колодцем", после того как "чудесное явление иконы Рудненской Божьей матери осияло лик сей земли" в начале XIX века. В память явления иконы над источником была сооружена часовня, в которой поместили найденный образ. Каждый год 12 (25) октября со всей Москвы приезжали к источнику люди для поклонения чудотворному образу. Храм просуществовал до 1936 года, а осенью 1941 г. был разобран. Сейчас на прежнем месте в 1990 г воссоздана церковь Рождества Богородицы. Крылатские холмы - проектируемый ландшафтный заказник на западе Москвы площадью около 175 га. Они уникальны своеобразным рельефом и чрезвычайно живописным открытым ландшафтом. Холмы находятся на северо-западном выступе Теплостанской возвышенности, на склонах правого берега Москвы-реки, прорезанных тремя крупными овражно-балочными системами - Каменной Клетвой (памятник природы с 1987), Каменными Заразами и Татаровским оврагом, по которым протекают постоянные или временные ручьи. Большой популярностью у москвичей пользуются этот район, имеющий многочисленные спортивные сооружения: велотрек, гребной канал, горнолыжные подъемники. Центральная клиническая больница была основана в 1937 году, реконструирована и оснащена в 2000 году. На базе больницы работают 16 кафедр Российской медицинской академии последипломного образования и других ведущих ВУЗов страны. Некоторые из кафедр являются единственными в Европе, такие как кафедра транспортной медицины и эндоскопической урологии и литотрипсии. Диагностические услуги сейчас ЦКБ оказывает любому больному по определенному тарифу.^ Село Рублево В начале шоссе стоит находится село Рублево. История названия села такова. Здешние сосновые леса стояли на серебросодержащих песках. Не зря местность, включавшая прежде в состав и современное Рублево, именовалось Серебряным бором. В Серебряном бору осуществлялась промышленная добыча серебра; с тех далеких времен сохранились здесь траншеи и заброшенные рудники. Из серебра на монетном дворе выплавляли рублики. В 1620 году деревня Рублево оказалась во владении влиятельного боярина Бориса Михайловича Лыкова (1576-1646). Он был царским конюшим, а затем возглавлял многие приказы: Сыскных дел, Казанского дворца, Сибирский и другие. Кроме деревни Рублево, князь Борис Михайлович владел находящимся в четырех верстах на восток от Рублево соседним селом Лыково, названным так по его фамилии (нынешнее Троице-Лыково). После смерти князя Лыкова Рублево перешло к его наследникам, а затем в собственность великих князей Нарышкиных. Рублевская водопроводная станция возникла из за того, что Москве катастрофически не хватало воды. В следствии высокого количества забора мытищинской воды, она утратила свои прекрасные качества, в 7 раз повысилась жесткость. Решено было реки Истру и Москву сделать источниками питьевой воды для второй столицы. 15(28) июля 1901 года состоялась закладка Рублевской водопроводной станции. Был построен водозабор, приемники на 14 млн. ведер, машинное здание, обеспечивающее подачу 3,5 млн. ведер в сутки, отстойники, фильтры и водовод до Воробьевых гор, откуда вода поступала в напорный резервуар емкостью 600 тыс. ведер и по магистрали отводилась в водозаборную сеть. Город снова получил хорошую питьевую воду. В 1907 и 1013 годах были пущены вторая и третья очереди станции. Сейчас станция полностью автоматизирована и, по-прежнему, снабжает столицу питьевой водой.Рублевское шоссе называется в Москве, а после пересечения с МКАД оно называется Рублево – Успенским.Это не столько правительственная трасса, сколько своеобразный символ процветания, респектабельности, роскоши и престижа. Жить на Рублевке - значит принадлежать к элите современного российского бизнеса, тех, кто «страшно далек от народа», но не страдает от этого совершенно. За высокими заборами тут живет своей жизнью политический и деловой бомонд. На этом шоссе обгон запрещен, скорость небольшая и очень вежливые работники ГИБДД.Рублевка сейчас – это элитные поселки Барвиха, Горки-2, Жуковка, Раздоры, Николина Гора... Мы познакомимся и ними по ходу движения. Но, к сожалению, вы немного увидите за большими заборами. Купить домик на Рублевке может практически каждый: объявлениями пестрят Интернет, газеты недвижимости и рекламные щиты у дороги. Чтобы стать членом «элитного рублевского клуба» не нужны рекомендации, имелся бы счет с солидным количеством нолей. Много площадей сдается. Наш маршрут пролегает в пойме Москвы – реки. Местность вокруг пересечена многочисленными речушками и оврагами. Эти края очень живописны. Не зря зовутся эти места Подмосковной Швейцарией.^ Для справки. Москва-река, главная водная артерия Московского региона, протекает по территории Московской и Смоленской областей, вступая в границы Москвы на северо-западе, в районе Строгино, и покидая город на юго-востоке, вблизи Бесединского моста. Река является левым притоком Оки. Устье реки в городе Коломна. Площадь её бассейна 17, 6 тыс. км2, протяженность—473 км. Наш путь будет идти всегда рядом с Москвой рекой. Здесь очень чистая вода. Писатель Аксаков в своей книге «Записки об ужении рыбы» рассказывал об этих местах, Ильинском и Аксиньеве. И сейчас можно в любое время встретить рыбаков, значит, рыбка водится. (отрывок зачитывается, если позволяет время) Все санатории находятся на Москве – реке. Кроме того, здесь множество ключей, ручейков. Вдоль шоссе тянется железная дорога Усовская ветка – всего 12 км, одноколейка. Дорога построена в 30 годы ХХ века. В день дорога перевозит 11 составов, есть желание убрать дорогу и расширить шоссе, но местные жители сопротивляются.^ Поселок Раздоры Вскоре после Ромашкова начинается деревня Раздоры (6 км шоссе), часть огромного поместья, принадлежавшего сначала князьям Голицыным, а затем Юсуповым, относящаяся к знаменитому Архангельскому. Знаменитое именье Юсуповых Архангельское находится слева. Это «подмосковный Версаль» потрясающей красоты. Усадьба Архангельское в наше время представляет собой музей с уникальными собраниями живописи XVII - XIX веков, гравюры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В музее хранится одна из крупнейших в России коллекций редких книг - около 16 тысяч томов. С 1998 года в музее-усадьбе Архангельское, возрождающей прежние традиции, проводятся концерты классической музыки "Осенний дивертисмент в Архангельском" и музыкальные вечера под открытым небом. На высоком берегу старого русла Москвы реки стоит с середины 17 века каменный храм Архангела Михаила. (Рекомендация: посетить музей – усадьбу Архангельское). Раздоры — единственное село имения, расположенное на другом берегу реки, отчего между соседями постоянно возникали споры (раздоры) о его принадлежности. Отсюда и название. (В поселок Раздоры манит развлекательный центр «Vip ciub 21». Хотя приставка vip кажется претенциозной и совершенно излишней: чужие здесь не ходят, а свои везде. В чести конные базы и школы верховой езды, спортивные клубы, катки.)^ Поселок Барвиха В поселке Барвиха по течению речки Самынки, по обе стороны Рублево - Успенского шоссе, замечаешь холмы и рвы. Это следы городища первого века нашей эры, известного под названием "Усадьба князя Серебряного". Именно здесь проходил путь из Литвы в Москву героя повести графа А.К. Толстого "Князь Серебряный": "Весело было теперь князю, и легко на сердце возвращаться на родину… Светел был июньский день, но князю, после пятилетнего пребывания в Литве, он казался ещё светлее. От полей и лесов так и веяло Русью". Название Барвиха произошло от слова бор, сосновый лес. Итак: Бориха - Обориха - Оборвиха - Борвиха - Барвиха, народная трансформация имени в веках. Михайло Ломоносов, приехав в Москву, был поражен говором москвичей, что написал такие строки: «Москва в своем величье так сильна, Что «а» заместо «о» велит произносить она». Здесь же, поблизости, у самого шоссе, стоит необычная бревенчатая церковь Покрова Богородицы, - шатровой архитектуры, с золотыми маковками и крестами. Ее спроектировал и построил архитектор Латков в 1911 г. Русский стиль с элементами модерна. Это подворье женского Зачатьевского монастыря, что на Остоженке. Когда в 1923 году монастырь закрыли, то в 30 году церковь разобрали, сруб перевезли в село Ромашково и устроили там школу. К сожалению, мы проедем мимо. Покровская церковь совершенно такая же, как прежде, но поставлена в другом месте деревни. Прежде она стояла рядом с дачей известного русского писателя, "советского графа" Алексея Николаевича Толстого, автора романов "Хождение по мукам" , "Петр Первый", научно-фантастических повестей "Гиперболоид инженера Гарина" и "Аэлита", Толстой неотделим от Барвихи, где он провел последние годы жизни и умер. Андрей Белый называл его Алексей Толстой-младший, Иван Бунин - Толстой третий, ставя следом за Алексеем Константиновичем и Львом Николаевичем. (Любопытно, что жены всех трех Толстых звались Софьями). Дом А.Н. Толстого в Барвихе - большая, удобная двухэтажная дача – сохранился, стоит в окружении сосен и елей. Найти дачу Толстого не трудно она стоит на пригорке, недалеко от железнодорожного пути. Там проживают родственники писателя. Здесь находится знаменитый санатории «Барвиха», где отдыхали знаменитые люди, хорошо послужившие нашему отечеству. У санатория имеется хороший парк, а в нем мемориал погибшим воинам в 1941 году, так как в годы войны в санатории был госпиталь. В парк, где высажены уникальные деревья, посетители допускаются только 9 мая в праздник Победы. В Барвихе жил знаменитых советский режиссер Сергей Бондарчук, его семья и сейчас проживает здесь. Этот уголок Подмосковья прочно ассоциируется у нас с местоприбыванием первого российского президента - Б.Н.Ельцина. В Барвихе есть поворот на Подушкинское шоссе, где в нескольких километрах от поворота находится еще один интересный объект.^ Замок баронессы Мейендорф Этот объект можно не показывать. Интересна архитектура замка. (С работой Петра Бойцова мы еще встретимся в поселке Успенское). Возникновение здесь дачного поселка во второй половине XIX века связано с именем владельца соседнего села Подушкино - генерала А.Б.Казакова. Первоначально поселок назывался Самынка, к нему была проложена дорога от ближайшей железнодорожной станции Одинцово. Для своей дочери, с детства увлекавшейся рыцарскими романами, любящий отец сначала строит деревянный замок в миниатюре на берегу небольшого пруда. После выхода Надежды замуж за одного из соседей - полковника Е.А.Веригина (по некоторым сведениям - владельца кирпичных заводов) закладывается настоящий замок Строительство дома-замка велось по проекту и под руководством Петра Бойцова в 1885 - 1887 годах. Через несколько лет после окончания строительства хозяин замка неожиданно умер. Посланный с важными бумагами за границу, Е.А.Веригин на обратном пути уронил с корабля в море портфель с документами. Бросившись за ним в воду, он не утонул, но сильно простудился и вскоре по возвращении скончался. Вслед за мужем умер и отец Надежды Александровны. А она, как и в юности, продолжала жить в мире грез и рыцарских романов. Владелице настоящего замка недоставало только титула, и в 1904 году Н.А.Веригина вышла замуж за небогатого отставного офицера Б.Е. Майендорфа (Мейендорфа), который носил титул барона. Так Надежда Александровна стала баронессой со своим замком. Владельцы жили в замке лишь летом, зиму они обычно проводили за границей или в столицах (в Москве дом для Н.А.Веригиной построил тот же П.С.Бойцов). Как всегда, в 1914 году Майендорфы уезжали из своего замка ненадолго, думая вернуться к лету. Но начавшаяся 1-ая мировая война заставила их воздержаться от быстрого возвращения в Россию. А революция 1917 года привела к тому, что владельцы величественного замка навсегда остались за рубежом. После Октябрьской революции сюда полюбил приезжать отдыхать В.И.Ленин. В замке в 1920-е годы была организована детская колония. Жизнь поселка изменилась в 1935 году, когда был создан элитный санаторий "Барвиха". Здесь лечились и отдыхали многие знаменитости (М.А.Булгаков, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев, И.В.Курчатов, М.М.Пришвин, Д.Д.Шостакович и другие). Для обслуживания хозяйственных нужд санатория возник поселок (совхоз "Барвиха"), в самом замке разместился низший медицинский персонал санатория. Интересно, что совсем недавно замок Мейендорф официально являлся домом культуры профсоюза совхоза "Барвиха", там действительно работали детские кружки и проводились общественные мероприятия. Администрация президента РФ вложила в "замок Мейендорф" большую сумму. долларов. Это будет новая резиденция президента Медведева. Обойти замок вокруг нельзя - он доступен только с одной стороны, с другой, где спуск к озеру - забор. Но через забор видно, что перед замком растет пробковое дерево (сейчас забор сильно нарастили). Здание в стиле поздней готики был чрезвычайно богато своим внутренним убранством. Здесь побывали русские императоры Александр III и Николай II с августейшими семействами, о чем свидетельствуют мемориальные доски на южной стене. В гостиной сохранился камин, когда-то отделанный ониксом. В вечерние часы мерцание огня, отраженного драгоценным камнем, было ни с чем не сравнимым фантастическим зрелищем. Но и без оникса (утраченного в советское время) камин очень красив своей деревянной резной отделкой. Потолок гостиной украшает гобелен "Великий потоп" работы, по одним сведениям, французских мастеров, по другим - А.Н.Бенуа Вокруг гобелена размещены небольшие орнаментальные вставки, среди которых две перекрещивающиеся буквы "Н" и Х", что, вероятно, означает "Дом Икскулей" (от старинного прибалтийского рода Икскулей вел свое происхождение барон Б.Е. Майендорф). Великолепна лестница, ведущая на второй этаж. Впечатление средневекового замка усиливается стрельчатым готическим окном. После посещения дома остается впечатление удивительно органичной и естественной жизни его странных хозяев, чей мир грез и рыцарских романов был так внезапно разрушен. Продолжаем поездку по Рублево- Успенскому шоссе.^ Деревня Жуковка . Жуковка 1, Жуковка 2, Жуковка 3 – это академические дачи, дачи министерства обороны и правительственные дачи. Переезд по указателю Архангельское, Музей техники через мост на Ильинское шоссе. В прежние времена моста здесь не было, и путешественники пользовались Глуховским бродом у соседней деревни Глухово, Так ехали верхами берегом реки из Москвы в гости к князю Юсупову ранней весной 1827 года А.С. Пушкин с другом-приятелем своим Сергеем Соболевским. Хотя к тому времени они могли воспользоваться и мостом, поскольку мост уже был по причине проезда здесь в 1818 году императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. С нею тогда была императрица-мать Мария Федоровна, вдова Павла I, и они посетили князя Николая Борисовича Юсупова в Архангельском, где отобедали, побывали в Ильинском и отправились к Саввино - Строжевскому монастырю. Тогда-то и был сооружен в Ильинском деревянный мост, и поставлен при въезде на него специальный столб с надписью о том, что первой проехала по мосту императрица Елизавета Алексеевна. Сейчас происходит подлинное безобразие, в пойме реки строят огромные коттеджные поселки. Под белым шатром вдалеке видно старую купальню, где сейчас ресторан.^ Село Ильинское – императорская усадьба Это село с шестьсот летней историей. Его можно по праву назвать царским. До начала XVII века носило название село Лужское. А название Ильинское произошло от старинной здешней церкви во имя Ильи Пророка, первоначально деревянной, а затем отстроенной в камне в 1735 году архитектором А.П. Евлашевым, учеником знаменитого Растрелли. Ильинское известно расположенной в нем императорской усадьбой, основанной в ХVII веке боярином Стрешневым, первым московский губернатором. Затем ею владел другой именитый персонаж — граф А. И. Остерман-Толстой, герой Отечественной войны 1812 года. Это он посадил липовую аллею через Глухово на Архангельское, где каждое дерево служит памятью русским воинам, павшим в битве при Бородине. Во второй половине ХIХ столетия, когда село перешло в монаршую собственность, дом перестроил известный архитектор А. И. Резанов для императрицы Марии Александровны, вдовы Александра II. . В 1860-х гг., в связи с приобретением усадьбы царской семьёй, все здания подверглись существенным переделкам, многое было выстроено вновь. Среди записей - четверостишие великого князя Константина Романова, писавшего стихи под псевдонимом К.Р. и тоже побывавшего в Ильинском: «Чтоб и умом, и сердцем отдохнуть, Здесь, в тишине безмолвной и привольной, Так мирно, так легко дышала грудь Среди родной приветливой природы». В Ильинском 14 лет жил московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович с женой, убитый в 1905 г. эсером Каляевым. С этого момента владелицей усадьбы становится вдова великого князя - великая княгиня Елизавета Федоровна, причисленная ныне церковью к лику Святых. Вскоре она уходит в монашество, становится игуменьей основанной ею Марфо - Мариинской обители в Москве и передает Ильинское великому князю Дмитрию Павловичу (основной заговорщик против Распутина). В апреле 1918 года Елизавета Федоровна была арестована большевиками, а 18 июля ее вместе с другими членами Императорского Дома казнили - бросили в старую шахту. Была также казнена инокиня Варвара - сотрудница Елизаветы Федоровны, добровольно за ней последовавшая. Елизавета Федоровна причислена к лику святых в 1992 году Архиерейским Собором Русской православной церкви. В Ильинском они вели простую сельскую жизнь, стараясь строгие правила двора свести до минимума: катались на лодке, гуляли по лесу, собирали цветы и ягоды. Красивые леса и пышный парк привлекали к себе сердце великой княгини все более и более. Она старательно занималась русским языком, желая стать ближе к народу своей новой родины, которую уже успела полюбить. В Ильинском торжественно отмечался день ангела Елизаветы Федоровны. Много гостей приглашалось на празднование преподобному Сергию. Они приезжали с вечера, стояли всенощную в храме, утром Божественную литургию и молебен. Потом был праздничный завтрак, и все шли в поле. Военный оркестр играл вальсы и польки. На поле собирались все окрестные жители. В Ильин день устраивалась ярмарка, продолжавшаяся три дня. Усадебный ансамбль хоть и развёрнут вдоль берега реки, но скрыт от посторонних глаз так тщательно, что даже с противоположной стороны невозможно его рассмотреть. В "Памятниках архитектуры Московской области" (том 3) об усадебных постройках всего несколько абзацев, и заключение о том, что они мало изучены. Фотоматериалы также отсутствуют. Всё говорит о полной закрытости элитарного дома отдыха, расположенного ныне на территории усадьбы Ильинское. Из воспоминаний искусствоведа А.Н. Греча, который в 1937 году, находясь на Соловках, написал 47 очерков «Венок усадьбам». «В зале с гнутой мебелью Гамбса, обитой кретоном, такой типично усадебной, была целая серия очень редких гравюр и видами Ильинского, нигде не зарегистрированная и никогда больше не попадавшаяся. Остальная обстановка дома была заурядна и безвкусна и в высшей степени характерна для упадочного рыночного искусства второй половины 19 века» [9,стр. 12]. Сокровищем усадьбы была библиотека великого князя Сергея Александровича. «Здесь были старинные гравированные увражи по искусству, и большой отдел истории, наряду с французскими романами, очень своеобразно и изящно переплетенными в «пестрые бумажки», подражавшие ситцам. Эти книги с вензелевым эксклибрисом хорошо стали известны потом москвичам. Частично вывезенные, они, как и многие другие попали на развал Смоленского рынка» [9,стр. 11]. . По сегодняшний день сохранились изящные усадебные постройки с романтическими названиями («Кинь грусть», «Не чуй горя»- дача Хрущева, «Приют для приятелей».), а также камергерский и камер - фрейлинский корпуса. В советские времена тут располагался дом отдыха «Ильичево», куда приезжали представители партийной элиты. ^ Храм Ильи Пророка Со ступенек храма видно кусочек парка и усаддьбы. Сейчас храм отгородили от усадьбы по просьбе прихожан. Ильинская церковь кирпичная, оштукатуренная, с резным декором из белого камня была построена ещё при Стрешневых в 1732-1735 годах Основу трёхчастной композиции церкви составляет храм типа "восьмерик на четверике". Фасады двусветного первого яруса расчленены пилястрами с тонкими по рисунку ионическими капителями. Они поддерживают антаблемент с широким резным фризом, заполненным растительным орнаментом. Очень красивы оконные наличники с изящными сандриками и резьбой. Небольшая колокольня из трёх ярусов - детище перестройки 1828 г., завершена невысоким золотым шпилем. В этой церкви молилась жена московского градоначальника княгиня Елизавета. В апреле 1918 года Елизавета Федоровна была арестована большевиками, а 18 июля ее вместе с другими членами Императорского Дома казнили, бросив в старую шахту. Была также казнена инокиня Варвара - сотрудница Елизаветы Федоровны, добровольно за ней последовавшая. Отреставрированный храм сейчас действует. Здесь находится чтимая икона св. Елизаветы Федоровны. Усово Недалеко от Ильинского находится поселок Усово. Имение сначала принадлежало Хрущевым, а в 1867 году куплено было царской казной Это еще одно имение царской семьи, летняя их резиденция. Главный дом был построен по заказу ее хозяина, великого князя Сергея Александровича (архитектор Родионов), московского генерал-губернатора и дяди последнего российского императора, в стиле английской готики и походил на шотландский замок, а вокруг был разбит традиционный английский парк. Усову нашлось место и на страницах истории нового времени. Здесь находится знаменитая президентская резиденция Ново Огарево. ^ Поселок Петрово - Дальнее Есть места, бесконечно типичные и цельные, полные гармонических созвучий природы и искусства. Одно из этих мест – усадьба Петровское. В 1665 году это селение на высоком мысу между реками Москвой и Истрой было переименовано из деревни Дурнево в село Петровское. При князе Прозоровском - друге Петра здесь возник усадебный комплекс в стиле московского барокко, который, к сожалению, не уцелел. В XVII веке усадьба принадлежала князьям Прозоровским, затем Шуваловым. Здесь водились цапли, и была царская охота. С 1720 года и до революции Петровское было имением Голицыных. Существующий ныне главный дом-дворец, выполненный в лучших традициях палладианства, увидел свет в 1807 году. Со слов художника Средина, писавшего здесь интерьеры: «Никогда не покидали старые вещи старого дома; портреты ушедших людей жили в привычной для них обстановке. Верно, в этом и заключалась удивительная гармоничность Петровского. В усадьбе строго соблюдались бытовые семейные традиции - в доме никогда не переставлялась мебель и не было в нем ламп – их всегда заменяли свечи» [9 стр. 8]. Старейшим сооружением усадьбы является готический флигель, построенный в 1770-х годах. Он сохранился до сих пор. В начале 1930-х годов усадьбу занял филиал Московского института инфекционных болезней имени И.И. Мечникова, позднее пансионат Министерства здравоохранения СССР. Недалеко место впадения реки Истры в реку Москвы. Здесь очень хорошие виды на Москву реку. Сейчас здесь располагается наркологический центр. Полнейшая разруха. В 1684 году в Петровском была заложена церковь, которую освещали царевна Софья, царь Иван Алексеевич и царица Прасковья Федоровна. Как нетрудно догадаться, церковь была разобрана на кирпичи во времена мракобесия - в 1930е годы. Но так как строили в XVII веке на совесть и раствор был замешан на яйцах и твороге, отделить кирпичи было невозможно - они крошились, но не разбирались., Примерно год назад построена маленькая деревянная Успен