БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТВыпускная работа по«Основам информационных технологий»Магистрантки Экономического факультета Гончар Анастасии Юрьевны Руководитель: ст. преподаватель Кожич Павел ПавловичМинск - 2009 г. Оглавление Оглавление 3Список обозначений ко всей выпускной работе 4Реферат на тему «Применение информационных технологий в банковской сфере» 5Введение 5 Глава 1 (методика исследования). 5 Глава 2 (основные результаты). 5Заключение. 10Список литературы к реферату. 11Предметный указатель к реферату. 12Интернет ресурсы в предметной области исследования. 13Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка). 14Граф научных интересов 15Тестовые вопросы по Основам информационных технологий 16Презентация магистерской диссертации 17Список литературы к выпускной работе. 18Приложение 19 ^ Список обозначений ко всей выпускной работе ИТ - Информационные технологии ;POS-терминал (электронный терминал) - электронное устройство, которое позволяет считывать информацию с магнитной полосы или чипа пластиковой карты. Используется для совершения платежей в безналичной форме в предприятиях торговли и сервиса (супермаркеты, торговые центры, кафе, рестораны и т.д.);Cash-In (англ.) можно перевести как «ввод наличных»;Карт-счет – счет, открываемый банком при заключении с клиентом договора на выдачу банковской пластиковой карточки. Используется для отражения операций с использованием карточки.^ Реферат на тему «Применение информационных технологий в банковской сфере» Введение Не секрет, что цель любого банка – это получение прибыли. Расширяя круг своих клиентов, банки тем самым повышают свои возможности «заработать». Самый верный способ заинтересовать клиента – это предложить ему наиболее полный спектр услуг и, одновременно, высокое качество обслуживания. Инфокиоск – один из главных помощников банка в этом нелегком деле.С помощью инфокиосков клиенты и потребители легко могут получить справочную информацию о продукции и услугах.Инфокиоск, как и банкомат, является устройством самообслуживания, которое позволяет клиенту самостоятельно выполнять различные банковские операции, не привлекая для этого банковских работников.Использование сенсорного киоска не требует от человека специальной подготовки и навыков работы с компьютером, потому что все взаимодействие пользователя с информационным киоском производится с помощью простого прикосновения пальца к сенсорному экрану.В настоящее время появляется все больше требований к информационно-сенсорным технологиям. Поэтому разработки в этом направлении становятся все более актуальными, хотя эксперименты в этой области, которые привели, собственно, к созданию самих киосков, велись уже в середине 70-х годов.^ Глава 1 (методика исследования). Теоретической и методологической основой исследования послужили базовые концепции банковского дела управления информационными системами, а также личный опыт, полученный при работе в данной сфере. Многократное столкновение с одной и той же проблемой.Для сбора информации были использованы следующие методы:- общенаучные;- метод опроса;- документальный метод.Документальный метод являлся преобладающим при анализе состояния изучаемого объекта.^ Глава 2 (основные результаты). Информационный киоск это многофункциональное устройство, созданное на основе компьютера, предназначенное для стационарной работы в местах общего пользования, что накладывает особые требования к надежности и вандалоустойчивости. Корпус сенсорного киоска может быть выполнен в напольном, настенном и прочем исполнении. Эволюция сенсорных технологий, всегда проходила наряду с развитием остальной электронной и компьютерной техники, являясь порождением последней и ее неотъемлемым элементом, непрерывно включая в себя все новейшие достижения в микроэлектронике, технологии производства, средствах коммуникации.Первый "контактный сенсор" был разработан инструктором университета штата Кентукки доктором Сэмом Херстом (Sam Hurst) в начале 70-х годов. Изобретение получило название "_lograph". В отличии от современных сенсорных экранов, устройство Сэма Хермста было непрозрачно однако явилось значимым событием в развитии сенсорных технологий.Спустя всего четыре года появился первый сенсорный экран с прозрачной поверхностью, а в 1977 году была разработана и запатентована пятипроводная резистивная технология, наиболее популярная и по сей день. Впервые прозрачная панель чувствительная к прикосновению была выставлена на широкое обозрение в 1982 году на всемирной выставке в Ноксвиле, штат Теннесси. Каждый посетитель мог посмотреть, потрогать и попробовать сенсорный экран в применении. В 1986 году была разработана модель емкостного сенсорного экрана. В то же время началось применение сенсорных экранов в прикладных проектах различных компьютерных компаний, расширялся круг фирм, заинтересованных в производстве перспективных сенсорных технологий.В начале 1988 года сразу два открытия продолжили развитие в этом направлении. Во-первых, четырехпроводная резистивная технология, использующая принцип распространения акустической волны по поверхности стекла. И, во-вторых, был выпущен драйвер сенсорного экрана для операционной системы Windows.На базе сенсорных экранов в 1993 году появились первые сенсорные интерактивные киоски, которые использовались в узких информативно-справочных целях. С годами шло расширение сферы применения данных сенсорных киосков в области торговли, предоставления услуг, в том числе выхода в Интернет. В 1997 году начался бум распространения киосков, основные производители информационных терминалов приступили к продвижению сенсорных технологий во все сферы общества. На сегодняшний день география распространения и применения сенсорных киосков невероятно обширна. Киоски располагаются в местах массового нахождения людей - вокзалы, аэропорты, магазины, официальные учреждения, - предоставляя весь диапазон возможностей по использованию справочной и прочей интересующей информации, в коммерческих целях и для игр. Инфокиоск предназначен для проведения операций с использованием банковской пластиковой карточки, а также знакомства со справочной и рекламной информацией (зачастую даже без использования карты). Кроме того, перечень возможных операций и платежей, предлагаемых инфокиоском, значительно шире.Все инфокиоски можно разделить на две группы: - без возможности приема наличных (назовем их стандартными);- с возможностью приема наличных. Инфокиоски, позволяющие вносить наличные денежные средства, часто называют платежными терминалами или инфокиосками с функцией Cash-In . Они также бывают двух видов: с конвертным и неконвертным приемом денег. В первом случае деньги помещаются в конверты, которые потом изымаются банковскими сотрудниками из инфокиоска и доставляются в отделение банка. Там их распечатывают, пересчитывают и зачисляют на счета. Очевидно, что такая схема работы не очень эффективна. Гораздо большей популярностью во всем мире пользуется неконвертный прием средств. Он представляет собой покупюрный ввод банкнот с распознаванием: то есть вы по очереди вставляете банкноты в купюроприемник инфокиоска, которые тут же распознаются. Зачисление средств на счет происходит в режиме реального времени.Наиболее широкую сеть стандартных инфокиосков в Республике Беларусь имеет ОАО «АСБ Беларусбанк».Инфокиосками с функцией Cash-In (с покупюрным приемом) располагают, например, «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белгазпромбанк», ОАО «Паритетбанк». Инфокиоск любого банка обычно позволяет осуществлять стандартный перечень операций (см. таблицу). Этот перечень может расширяться, дополняться и корректироваться. Преимущества использования инфокиосков:- инфокиоски (если они не находятся непосредственно в помещении банка) доступны 24 часа в сутки 7 дней в неделю;- инфокиоски являются «одним окном» для тех, кто желает оплатить коммунальные услуги, воду, газ, электроэнергию, услуги связи и т.д. ;- инфокиоски с функцией Cash-In позволяют пополнять депозиты и совершать платежи с использованием наличных денежных средств без обращения в кассу банка;- большинство инфокиосков способны «узнавать» клиентов по карточке и запоминать однажды введенную и информацию: фамилию, адрес, номер телефона. Это существенно экономит время; - использование инфокиосков не требует никаких специальных навыков – от вас требуется лишь следование указаниям, отображающимся на экране. Кроме того, большинство инфокиосков способны «разговаривать» с клиентом, то есть подсказывать ему, что делать дальше. Особую бдительность стоит проявить при вводе ПИН-кода (после третьей попытки карточка блокируется) и при изъятии карты (иначе через 20 секунд она вернется в инфокиоск). Таким образом, для банков, активно работающих с населением, инфокиоск – уже не роскошь, а необходимость. Инфокиоски позволяют им более эффективно информировать и обслуживать клиентов, что делает банки и клиентов ближе и понятней друг другу.Таблица 1 – Перечень операций, совершаемых в инфокиосках Просмотр информации без использования банковской пластиковой карточки Операции с использованием банковской пластиковой карточки 1. Общая информация о банке2. Информация об услугах, оказываемых физическим и юридическим лицам3. Курсы валют4. Адреса филиалов, расположение банкоматов и инфокиосков 1. Оплата услуг мобильных операторов2. Оплата услуг связи, коммунальных услуг, воды, газа, электроэнергии3. Оплата услуг Интернет-провайдеров4. Оплата услуг кабельного телевидения5. Просмотр остатка по счету6. Погашение кредита7. Перевод средств с карт-счета на карт-счет8. Только для инфокиосков с функцией Cash-In:– внесение денег на депозит;– внесение денег на карт-счета;– погашение кредитов наличными;– платежи наличными. В настоящее время инфокиоски ОАО «АСБ Беларусбанк» предоставляет следующие возможности для клиентов: БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ пластиковой карточки в инфокиоске можно посмотреть справочную информацию: - о банке (история банка, состав Правления банка и др.); - об услугах для физических и юридических лиц (кредиты, вклады, операции с пластиковыми карточками и др.);- об адресах всех филиалов банка, местах расположения банкоматов и инфокиосков; - о курсах валют по пластиковым карточкам ОАО «АСБ Беларусбанк» и курсах валют, установленных Национальным банком Республики Беларусь; - о результатах розыгрыша лотерей «Ваше лото» и «Суперлото». Используя пластиковую карточку ОАО «АСБ Беларусбанк» с помощью инфокиоска можно провести следующие операции: - просмотр информации об остатке средств на карт-счете ;- покупка билетов на пригородные и междугородние автобусы ;- оплата услуг операторов мобильной связи VELCOM, МТС, БелСел, life; - оплата услуг связи РУП «Белтелеком» (домашний телефон);- оплата коммунальных услуг; - оплата воды;- оплата за газ;- оплата электроэнергии ; - оплата услуг Департамента охраны МВД Республики Беларусь;- оплата услуг интернет - провайдеров «Атлант Телеком», ADSL.BY (Белинфонет), «SOLO», «Деловая сеть», «Космос-ТВ» и BYFLY (Белтелеком) ;- оплата налогов и сборов;- погашение кредита, выданного ОАО "АСБ Беларусбанк"; - погашение кредита, выданного ЗАО "АКБ Белросбанк";- погашение кредита, выданного ЗАО "Дельта Банк";- перевод белорусских рублей с карт-счета на карт-счет; - пополнение вкладного счета;- регистрация услуги SMS-банкинг; - отмена регистрации услуги SMS – банкинг. Учитывая возрастающие требования клиентов в систему необходимо внести ряд изменений, расширить функции. Всюду, где есть возможность образования очереди может оказаться целесообразным применение специальных технических решений, таких как системы управления очередями, для обеспечения комфортной атмосферы для персонала компании и ожидающих людей. В общем случае система управления очередями состоит из нескольких электронных табло, пульта клиентов и пультов операторов. Система управления очередью очень проста в применении. Войдя в зал обслуживания, клиент, желающий проконсультироваться с операционистом или оплатить счет в банке, подходит к информационному киоску ,выбирает название желаемой процедуры на сенсорном экране диспенсера талонов. После этого электронная очередь выдает ему талон с названием услуги и его номером в очереди. Обслужив одного клиента, операционист нажимает кнопку вызова, которая активирует главное табло, показывающее порядковый номер следующего клиента и номер окошка, к которому его приглашает электронная очередь. Над соответствующим окошком также загорается номер приглашенного клиента для большего удобства. Таким образом, система электронной очереди обеспечивает комфорт для клиентов и обслуживающего персонала. Кроме функции вызова следующего клиента применяются также функции повторного вызова, передачи клиента в другое окно (активное доступное по вопросу обращения), формирования внутренней очереди отложенного обслуживания, хранения истории вызовов и просмотра статистических сведений о состоянии очереди. Плюсов использования системы управления очередью множество. Клиентам не приходится стоять в «живых» очередях, а поскольку на талоне написано приблизительное время ожидания, посетитель может свободно распоряжаться своим временем.Еще одним достоинством системы управления очередью является наличие программы статистического учета. Программа фиксирует работу каждого оператора, позволяет анализировать собираемые данные и соответствующим образом планировать и изменять работу отдела в зависимости от дня недели, сезона и потребностей предприятия.Как показывает практика, с помощью электронной очереди решается целый ряд вопросов, индивидуальных для каждого клиента.Приоритетным плюсом внедрения комплекса является разделение по операциям (или, в отдельных случаях, залам обслуживания) для физических и юридических лиц, например, можно установить приоритет обслуживания VIP-клиентов. В сети офисов одного из крупных банков можно установить в дополнение к терминалу обслуживания считыватель магнитных карт, через который осуществляется постановка в очередь клиентов-держателей карт Gold в зале обслуживания VIP-клиентов. Также при достаточно разветвленной сети дополнительных офисов (в отдельно взятом городе или в целом по стране) имеется возможность централизованного сбора статистики работы операторов со всех отделений и интеграция с программным обеспечением банка.Терминалы обслуживания могут поддерживают меню постановки в очередь на русском и английском языке, интерфейс выполняется в корпоративном стиле клиента. И это лишь малая часть возможностей комплекса, которые могут использоваться в целях поддержки маркетинговой политики.Возможность обеспечения высокого уровня обслуживания, привлечь посетителя, увеличить прибыль, сконцентрировать внимание на основной деятельности банка! Заключение. Инфокиоски становятся неотъемлемой частью каждого банка. Увеличиваются функциональные возможности. А там где большой поток людей является целесообразным применение электронной очереди.Как часто нам приходиться стоять в очередях? Ответ на, казалось бы, вопрос из прошлого и сейчас очевиден. Удобства в жизни и в быту, да и сам бег времени зачастую не увеличивает наши возможности, а снижает их. Мысль о том, что в очереди мы потеряем время, заставляет нас менять свои планы или вовсе отказаться от них. Все мы, так или иначе, привыкли к порядку, определенному укладу вещей и фраза "Кто последний?" уже не вопрос, а правило. При работе с клиентами все чаще используются СЭО системы электронной очереди, ставшие атрибутом современного общества. Данные механизмы обслуживания позволяют планировать и распределять время посещения учреждений. Активный рост социальных программ и увеличения количества предоставляемых услуг предъявляет повышенные требования к качеству обслуживания.Необходимо добавить, что электронная очередь поможет в:оптимизации работы:- распределение нагрузки на операторов при помощи встроенного в систему алгоритма;- оптимизация работы на основе ежедневного статистического анализа;- качественное изменение условий работы для персонала.эффективности обслуживания:- удобное разделение потоков или построение определенного порядка обслуживания;- повышение эффективности работы отдельного сотрудника и офиса в целом;- повышение уровня конфиденциальности обслуживания.лояльности клиентов:- электронная очередь позволит избежать конфликтных ситуаций и повысит культуру обслуживания;- организация ожидания (в ожидании вызова клиенты смогут ознакомиться с дополнительными услугами и информацией);- возможность записи на услугу или операцию (через интернет или посредством меню киоска-регистратора).^ Список литературы к реферату. 1 Шевелев А.В., Тютюнника А.П. Информационные технологии в банках/ Шевелев А.В., Тютюнника А.П. – М., 2006. – С. 32-67. 2 Рогачев А. Информационные технологии в банках вчера и сегодня/ Рогачев А. // Банковские технологии. – М., 2004. - № 8. – С. 8-20.3 Стятюгин Р. Инновационные технологии как фактор эффективности бизнеса/ Стятюгин Р. // Банковские технологии. – М., 2009. - № 7-8. – С. 34-36.^ Предметный указатель к реферату. Cash-In 4 POS-терминал 4 банкомат 5 инфокиоск 5, 6, 7, 8, 10 информационных технологий 5 ОАО \«АСБ Беларусбанк\» 7, 8 электронная очередь 9, 10, 11^ Интернет ресурсы в предметной области исследования. 1. http://www.infobank.by Все о финансах Беларуси. На данном сайте можно ознакомиться со всей информацией по банковской сфере и ознакомиться со свежей статистической информацией по банкам нашей республики.2. http://www.infokiosk.by Все о современных банковских инфокиосках. На данном сайте можно узнать о последних достижения в области информационных технологий, ознакомиться с историей развития банковских систем, банкоматов, pos-терминалов. 3. http://www.suo-vizov.ru Рассматриваются проблемы, связанные с возникновением очередей и пути к их решению. Подробное описание предлагаемого оборудования, возможность его покупки.4. http://www.nbsystems.ru На данном сайте можно ознакомится с моделями сенсорных инфокиосков и предлагаемой системой управления очередью «NEXT». Последние разработки в данной области.5. http://www.infobank.by На данном сайте можно узнать все о финансах в Беларуси. Предоставлена информация о всех банках и их услугах. 6. http://www.wikipedia.org Свободная энциклопедия.7. http://www.informliosk.ru На данном сайте рассматривается возможность услуги электронной очереди, принцип работы, реализованные проекты, дополнительные услуги.8 http://www.rbcard.com Сайт о банковских картах, банках, банковском оборудовании и новых технологиях в финансовой.^ Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка). www.naasgon.narod.ru ^ Граф научных интересов Магистранта Гончар А.Ю. Экономического факультетаСпециальность «Финансы, денежное обращение и кредит» Смежные специальности 08.00.12 – бухгалтерский учет, статистика 1 Теория хозяйственного, бухгалтерского, оперативного и статистического учета, контроля, аудита ревизии и анализа хозяйственной деятельности;2 Теория, методология и методики налогового учета, контроля и анализа.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета и аудита.4 История бухгалтерского учета, контроля, аудита, экономического анализа. 08.00.13 – математические и инструментальные методы экономики 1 Теория и методология математического моделирования экономических процессов и систем. 2 Математическое моделирование и использование информационных технологий в социально-экономических исследованиях, программировании, прогнозировании и управлении. Электронный бизнес. 3 Оценка экономической эффективности использования новых моделей и информационных технологий. Основная специальность 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит 1 Государственный бюджет; 2 Налоги, сборы и другие платежи в бюджет;3 Деньги и денежные системы; 4 Банки, специальные кредитно-финансовые институты и их операции; Сопутствующие специальности 01.01.05 – теория вероятности и математическая статмстика 1 Вероятностные пространства и случайные элементы. 2 Статистические выводы и анализ данных. 3 Последовательный анализ. 12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное право 1 Административно-правовые отношения (особенности, юридические факты, виды, элементы).2 Система, принципы построения органов государственного управления, их организационная структура. ^ Тестовые вопросы по Основам информационных технологий Вопрос 101 Web-страницы имеют формат (расширение): TXT DOC HTM EXE Вопрос 201 Макрос -это: крошечные черные квадратики, которые появляются вокруг выделенных объектов, таких как рисунки или автофигуры это автоматизированный процесс выполнения какой-либо задачи, например, создания диаграммы Excel заданная последовательность нажатия клавиш или движений мыши, которая позволяет быстро отдать команду компьютеру или выполнить какое-либо действие это нововведение Excel 2000 ^ Презентация магистерской диссертации Смотреть презентацию Список литературы к выпускной работе. Чекотовский, Э.В. Графический анализ статистических данных в Microsoft Excel 2000 / Э.В.Чекотовский. – Москва: Диалектика, 2002. – 464 с.2 Анисимова, Ж.М. Создание баз данных в СУБД MS ACCESS 2000: Учеб.-метод. пособие/ Междунар. гуманитар.-экон. ин-т; сост.: Ж.М. Анисимова, Н.Н. Дорожкина. – Минск: МГЭИ, 2004. – 86 с.Ботт Э. Использование Microsoft Office XP. Специальное издание: Пер.с англ. / Э. Ботт, В. Леонард. – Москва: Изд.дом "Вильямс", 2002. – 912 с.Новиков Ф. Microsoft Word 2003. Наиболее полное руководство/ Ф. Новиков. - Санкт-Петербург: BHV-Санкт-Петербург, 2004. – 976 с.Лабоцкий В.В. Работа в СУБД Microsoft Access 2000: новые технологии организации, хранения, обработки и анализа данных: Учеб.-метод. пособие / В.В. Лабоцкий, В.Д. Узунов. – Минск: БГЭУ, 2002. – 83 с.Серогородский В.В. Excel 2003. Эффективный самоучитель/ В.В. Серогородский. – Москва: Наука и техника, 2007. – 392 с. Приложение