Курганская область, Кетовский районМОУ «Пименовская сош»Рождественский В.Б. Урок литературы в 11 классе (2 часа)Урок внеклассного чтения по повести А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Нравственные ценности человека.Задача учителя - раскрыть перед учащимися трагедию военного, голодного и бездомного детства.Цели: 1. Показать особенность изображения исторических событий в повести, определив авторскую позицию на роль литературы в уничтожении «белых пятен» истории. ^ 2. Отработать материал по теме, совершенствуя навыки самостоятельной работы учащихся со справочной и художественной литературой. 3. Уяснить нравственные уроки Приставкина, определив вечные ценности жизни.^ Ведущие методы: эвристический, исследовательский, метод творческого чтения, пересказа.Ведущие приемы: эвристическая беседа, выразительное чтение, устное словесное рисование, работа с иллюстративным материалом (концептуализирующая наглядность), музыкальные заставки, аналитическое чтение текста, слово учителя, самостоятельная работа учащихся.Оборудование: мультимедийный проектор для воспроизведения иллюстративного видеоряда, презентаций. ^ ХОД УРОКА:Вступительное слово учителяВсе вы, вероятно, прочитали повесть А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”. Пересказывать повесть бессмысленно, ее нужно читать. Она реалистична, быт в ней убедителен и точен, кровь выглядит как кровь и грязь как грязь. И трудно уловить ту грань, за которой обычно проза становится легендой. Давайте познакомимся с автором этой повести Анатолием Приставкиным.^ 1 группа – исследователи творчества А. Приставкина. (Презентация) Родился Анатолий Игнатьевич Приставкин в 1931г в рабочей семье. в Подмосковье, в Люберцах, прожив там до 1941г.В 1941г. Анатолий с младшей сестрой (6-ти лет) были отправлены в сибирскую деревню Зырянка. Началось скитание по детским домам. Главным учителем стала жизнь, в ней уживались самые противоречивые вещи, в войну все было заметно. Все видно: честность, спекуляция, жульничество, страдания… Жили так, как могли, как жили все. Считали свою жизнь единственно возможной, другой еще не знали, и знать не могли. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал в Серноводске на консервном заводе. После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете. В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом. После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и который окончил в 1959 году. В 1958 году он дебютировал как прозаик — в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов «Военное детство». На строительстве Братской ГЭС он стал собкором «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков. 15 лет отдал Сибири. Работал Братске, Усть-Илиме. Ему хотелось показать себя, посмотреть на свое поколение на стройках. И работал он со всеми, и жил, как все. Делясь мыслями с журналистом, писатель с болью говорит: “Вы знаете, что у меня от детдома осталось? Больше ничего, она - единственная. Знаете что? Финка для детской руки. Не игрушечная - ею можно было убивать. Ее ведь специально выточили для руки десятилетнего пацана. Оружие сохраняют, вот и, наверное, я потому сохранил…” В 1965 году вступил в КПСС. В эти годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге» (1964); «Страна Лэпия» (1960); роман «Голубка» (1967), по мотивам которого в 1978 году был снят одноимённый фильм. В 1970-е годы писатель напечатал военный рассказ «Солдат и мальчик». С 1981 года он преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы; доцент кафедры литмастерства. Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. Повесть получила и мировое признание — в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков. В 1989 году появилась повесть «Кукушата», затем выходили другие его произведения — «Рязанка» (1991), «Радиостанция `Тамара`» (1994), «Долина смертной тени» (2000), «Золотойпалач» (2005), однако они уже не имели такого успеха. В 1993 году подписал «Письмо 42-х». В 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В то же время вошел в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина». Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом исполкома русского Пен-центра. С 1992 года Анатолий Приставкин - Председатель Комиссии по помилованиям при президенте РФ, а с декабря 2001 года - советник президента РФ по вопросам помилования. В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома. В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый». Это, во многом автобиографическое произведение, было задумано им еще в конце 1980-х, однако в 1991 году рукопись романа пропала из гостиничного номера во время народных волнений в Риге, когда туда вошли советские войска. В произведении использованы фрагменты авторского исследования, посвященного жизни и творчеству Григория Карповича Котошихина, подьячего Посольского приказа, вынужденного бежать в Швецию от преследований со стороны московского царя Алексея Михайловича и казненного в Стокгольме по обвинению в убийстве на бытовой почве в 1667 году. За десять лет — с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключенных был смягчен приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением. А.Приставкин является вероятным прототипом главного героя романа А. Мальгина "Советник президента". Он, отец троих детей, говорит: “Я люблю детей. И не только своих. Верую, что наши дети будут иными, лучше нас. Что они сохранят нравственную чистоту, доброту, обретут правду, найдут общий язык”. Скончался 11 июля 2008 года в Москве. Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.^ 2 группа – инсценировка «Интервью с А. Приставкиным»(Ведущий программы, корреспонденты, ученик в роли А.И. Приставкина). - Здравствуйте, сегодня наш эфир посвящен Анатолий Игнатьевич Приставкину и его нашумевшей повести «Ночевала тучка золотая». Анатолий Игнатьевич, в нашу студию пришли журналисты, которыеподготовили ряд вопросов, на которые мы вас попросим ответить. Пожалуйста, первый вопрос. - Анатолий Игнатьевич, правда ли, что повесть написана в 70-ых годах? Спасибо. - Да, повесть написана 20 лет назад. Сами понимаете, что в то время ее бы не опубликовали. И вот настал ее час. - Скажите, пожалуйста, в повести два героя – братья близнецы – у вас был брат? Спасибо. - Нет. Это раздвоенная душа автора. - Анатолий Игнатьевич, вы перечитывали повесть? Спасибо. - Нет. Я боюсь этого текста. - Анатолий Игнатьевич, нам известно, что из детдомовского детства у вас остался талисман. Расскажите, пожалуйста, о нем. Спасибо. - Вы знаете, что у меня от детдома осталось? Больше ничего, он – единственный этот талисман. Знаете что? Финка для детской руки. Не игрушечная - ею можно было убивать. Ее ведь специально выточили для руки десятилетнего пацана. - А почему Вы ее сохранили? - Оружие сохраняют, вот и, наверное, я потому сохранил… - Спасибо журналистам и большое спасибо Вам, Анатолий Игнатьевич, за вашу повесть, за вашу работу. Будем с нетерпением ждать новых работ таких же ярких и жизненных.Учитель: Повесть А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» - о страшных последствиях сталинской депортации жителей Чечено-Ингушетии в чужие земли - в Сибирь, Казахстан. На фоне основной темы репрессий народа, в повести можно еще выделить несколько. Слово нашей 3 группе – критикам. У них было задание – определить тематику повести.3 группа:1 тема – тема сталинских репрессий, когда репрессии целого народа было нормой. Эта больная тема - трагедия депортированных народов - вибрирует в книге А. И. Приставкина особым звуком. В Колькином сердце место убиенного Сашки занял чеченский мальчик. Это ещё одна удивительная история! Взрослые воюют между собою - дети братаются! Чингиз Айтматов говорил: «Если в прошлое выстрелить из пистолета – будущее выстрелит в вас пушкой. Сегодня чеченская проблема с новой силой заявила о себе: террористические акты, захват заложников, гибель тысяч ни в чем не повинных людей.Действие происходит в деревушке под «Кавказскими водами». Она совсем недавно была чеченской, а теперь, после того как из неё выселили чеченцев и в опустевшие дома переселили русских, украинцев (да тоже, собственно, депортированных из родных мест как «враги народа»), называют станицей Берёзовской. Сашку Кузьмина - одного из близнецов - убивают чеченцы, которым удалось избежать сибирской ссылки и скрыться в горах. Эти люди мстят тем, кто нынче занял их дома и возделывает их землю.^ 2 тема - войны. Войны бессмысленной, жестокой. 80 000 000 мил. Погубленных жизней. Тысячи и тысячи детей оставшихся без отца и матери. Но мы видим, что война не убила в людях человечности, милосердия, умения сострадать, в ущерб себе помогать другому. В повести Приставкина эта тема представлена в лучших традициях советской многонациональной литературы («Судьба человека» М. Шолохова, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Партизаны» Алеся Адамовича, «Сотников» В. Быкова и др.).^ 3 тема – тема военного детства. Приставкин показал не сынов полка, а беспризорников и детдомовцев. 450 беспризорников – 450 ножей, финок, кастетов – убийства, поножовщина, грабежи. 450 – преступников. В «Тучке» ломается стереотип сиротского благополучия. Воспитателем детского коллектива выведен жулик и прохвост Виктор Викторович, который обирал несчастных и голодных: «А самую главную часть берут для директора для его семьи и его собак. Но около директора не только собаки, не только скотина кормится, там и родственников и приживальщиков понапихано. И всем им от детдома таскают, таскают». Не правда ли, нам эта картина до боли уже знакома: наблюдали ее по классической литературе 40-х годов 19 в. («Ревизор» Гоголя), в 80-е того же столетия («Ионыч» Чехова). И вот опять, спустя 100 лет. Приставкин продолжает и гуманистическую традицию Достоевского, впервые в русской литературе обратившим внимание на страдания детей: «И этот директор отправил детей в путь без пайка. Где его плюгавенькая совесть была: ведь знал, знал же он, что посылает двух детей в голодную многосуточную дорогу! И не шевельнулась та совесть, не дрогнула в задубевшей душонке ни одна клеточка». И будь Виктор Викторович единственным в своем роде бессердечным директором: читатель просто вздохнул бы: «Не повезло ребятам». Приоткрывая завесу над тайной детского беспризорничества, Приставкин с горечью констатирует, что бездушных людей, ответственных за судьбы детей еще немало.^ 4 тема – тема малой Родины, которая тесно переплетается с темой большой Родины. 74 года из людей выбивали их обычаи, заставляли забывать их родной язык. События, подобные тем, что прошли в Алма-Ате, Прибалтике и НКАО требуют особого внимания к национальной проблеме, отраженной в «Тучке». Необходимы продуманность, тщательность в проведении беседы - речь идет о судьбе народа. Долгое время мы не осознавали себя людьми одной судьбы, одного несчастья, потому что факты военного Кавказа замалчивались. Сам автор утверждает: «Я знаю, что когда десятком лет раньше татары как-то просачивались в Крым, их обвиняли в нарушении права на жительство, хотя в Советском Союзе любой гражданин может приобрести дом в любом месте. Но для людей татарской национальности в Крыму тогда установили особый паспортный режим. О подобных фактах у нас не сообщали. Необходимо теперь бережно, тщательно, терпеливо разбираться с такими вопросами. И тут не обойтись без общественности. Кулуарно решать нельзя ничего».^ 5 тема – тема Правды, Добра, Справедливости. Это призыв к Правде, Добру, Справедливости. «Моя повесть, - дополняет автор, - есть факт сопротивления безжалостности, бесчеловечности».^ 6 тема - тема интернационализма. Эта тема является ведущей в повести, Приставкин учит различать подлинное и мнимое чувство братства.Беседа по восприятию повести с использованием фрагментов фильма «Ночевала тучка золотая»- О чем эта повесть? Какие вопросы в ней затронуты? Как они перекликаются с проблемами сегодняшнего дня? - Кто из главных героев симпатичен вам? Чем? - Автор представляет маленьких героев как один сложный организм. Приведем примеры из текста. Ребята зачитывают: «Две головы Кузьменышей (как об этином организме) варили по-разному. Сашка как человек миросозерцательный, спокойный, тихий извлекал из себя идеи. Как, каким образом они возникали в нем, он и сам не знал. Колька, оборотистый, хваткий, практичный, со скоростью молнии соображал, как эти идеи воплотить в жизнь. Извлечь, то бишь, доход. В четыре руки тащить легче, чем в две; в четыре ноги удирать быстрей. А уж четыре глаза вострей видят, когда надо ухватить, где что плохо лежит. Пока два глаза заняты делом, другие два сторожат за обоих. А уж комбинаций всяких из двух Кузьменышей не счесть! Попался, скажем, кто-то из них на рынке, тащат в кутузку. Один из братьев поет, вопит, на жалость бьет, а другой отвлекает. Глядишь, пока на первого оглянулись, второй - шмыг, и нет его. Оба брата, как вьюны верткие, скользкие: раз упустил - в руки обратно уже не возьмешь». Но автор показывает нам и насколько разными были Кузьменыши. - Какие примеры из текста подтверждают отличительные свойства характеров братьев? Ребята вспоминают, что бурая, незлобливая корова Машка подпускала к себе Сашку, а Кольку не терпела: «Как издалека завидит, шею вытянет... А если он захочет приблизиться, начинает копытом передним бить, рога в землю наставит, мычит. Ругается, значит». Колька не выдерживал монотонного верчения жернова, Сашка крутил до конца. Сашка кизяков видеть не мог, Колька собирал с охотой. Сашка доверчиво вылез из зарослей кукурузы навстречу чеченцу, Колька зарыл себя в землю, «исчез из этого мира», Мы видим, как по-разному, относились Кузьменыши к отдельным проблемам. - А как они относились друг к другу? Они не мыслят жить друг без друга. Как единый организм, они никогда не разлучались. В повести есть эпизод болезни Сашки, когда врачам пришлось силой отделить его от брата.- Какие уроки жизни получили братья? - Кузьменыши воруют. Не закоренеют ли они в воровстве? Не станут ли такими, как Илья Зверек? - Почему и сегодня переполнены детские дома? Только ли война виновата? - Заменит ли детдом, даже самый лучший, семью? - Почему люди с «плюгавенькой совестью», обижают самых обиженных, самых незащищенных?- Какое событие повлияло на дальнейшую судьбу героев, решивших уехать на чужбину? Краткий пересказ отрывка «Подкоп под хлеборезку» Музыка Петлюра «Скорый поезд», эпизод фильма «Дорога на новую Родину» - Когда один из братьев – Сашка – стал догадываться куда и зачем их везут. (Скотные вагоны с переселенцами) Встреча с добротой- Как отношение Кузьменышей к людям характеризует их самих?- Что сильнее – зло или добро? Докажите. - Почему писатель считает себя вправе вынести суровый приговор директору Таловского детдома? - Назовите героев повести, которые окружили героев теплотой заботой, любовью. - Как вы думаете почему произошла трагедия в новом доме Кузменышей? - В чем, по-вашему, причина национальных конфликтов? Как их преодолеть? - Насилие – верный способ разрешения конфликтов? - Изжиты ли следы былого? В чем проявляются? Как преодолеваются?Кадры фильма гибели Сашки, песня Петлюра «Облака»- Почему кадры гибели Сашки не соответствуют тексту? (Режиссер щадит наши нервы. Смерть Сашки в повести слишком натуралистична и по этическим причинам автор фильма упростил сцену гибели) ^ Чтение отрывка смерти Сашки.Музыка Петлюра – «Облака» - Чтение монолога Кольки. «Едут чеченцев убивать. И того, кто тебя распял, тоже убьют. А вот если бы он мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его убивать. Я только в глаза посмотрел бы, зверь он или человек? Есть ли в нем живого чего? А если бы я живое увидел, то спросил бы его, зачем он разбойничает? Зачем всех кругом убивает? Разве мы ему что сделали? Я бы сказал: "Слушай чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем? Нас привезли сюда жить, то мы и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь видишь, как выходит. Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют... А ты солдат станешь убивать. Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живые, вон как мы в колонии рядышком живем».- Кратко перескажите сцену, когда Колька отправляет брата в последний далекий путь? - Выразительное чтение отрывка из гл.28 и ответить на поставленный вопрос (чтение на фоне музыки (например “Лакримоза” Моцарта) отрывка от слов “Может этот холм и есть утес…” до конца главы). Цепкая детская память навсегда зафиксировала жестокость и безрассудность взрослых. - Какая пословица подтверждает правильность выводов детей^ УСТАМИ МЛАДЕНЦА ГЛАГОЛЕТ ИСТИНА.Работа над названием повести. Чтение стихотворения “Утес” (читает учитель)- Почему повесть так названа? - С какими мотивами в творчестве М.Ю.Лермонтова перекликается? - Когда появляется и как развивается образ тучки, такой незащищенной, такой не оберегаемой? ^ 7. Итог урока: - В чем заключается гуманизм А. Приставкина? - Анализ повести А. Приставкина убеждает в том, что в книге нет идеи всепрощения. Гуманизм автора предполагает интернационализм, братство народов, высокую человечность. В этом - слышна знакомая интонация В. Маяковского надо пройти через револьверный лай, чтобы жить в мире без Россий и Латвий единым человечьим общежитием. - Кто из героев повести поразил нас мудростью, рассудительностью? - Дети войны оказались мудрее взрослых, щедрее душой, дальновиднее Одиннадцатилетний Колька несмотря на пережитый ужас не озверел, а пытался понять, почему чеченцы убили его брата. Он размышлял как истинный интернационалист. Автор «Тучки» глубоко убеждён в том, что «Дети всегда и неизменно добрее и интернациональное, чем взрослые». - Что вы понимаете под словом «интернационализм» и какое место это слово занимает в повести? - Тема интернационализма является ведущей в повести, Приставкин учит различать подлинное и мнимое чувство братства.8. Домашнее задание. Написать сочинение, в котором нужно рассмотреть и проанализировать одну из тем, поднятых в повести А. Приставкиным.