«Нам сердце исцелит любовь и верность»(Сценарий классного часа)Составила М.В.СуховаУчитель. Каждый знает о католическом дне Святого Валентина – День влюбленных 14 февраля. А о том, что на Руси, в православном мире, Днём семьи, любви и верности считают 8 июля – День памяти Святых Петра и Февронии – знают, помимо верующих, немногие. Символом этого праздника является ромашка, а девизом - слова: «Любить и беречь».Почему в роли покровителей семьи, любви и верности почитают Святых Петра и Февронию, которые княжили в Муроме в 12 веке и умерли в 1228 году?Романтическая история любви этой супружеской пары описана величайшим автором 16 века Ермолаем- Еразмом (писателем, публицистом, священником) в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских».Это произведение, созданное в конце 40-х годов 16 века, одно из самых любимых и читаемых произведений древнерусской литературы. Эту повесть называют жемчужиной древнерусской литературы.^ Выступление историка. Историческая справка о том периоде, когда создавалась «Повесть о Петре и Февронии Муромских».- Мы погружаемся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век - время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное - 12 огромных томов - собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось "Великие Четьи-Минеи". Минеи от mineos (греч.) – месяц. А четьи - ежемесячные чтения. В "Великих Четьи-Минеях" по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: "Не стоит город без святого, селение - без праведника". И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение написать житие о муромских святых Петра и Февронии. - Кто они такие – князь Петр и княгиня Феврония? Знает ли история такие имена?Мы выяснили, что летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским князем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Ермолай – Еразм литературно обработал местные предания о Петре и Февронии и легенды о летающем змее – оборотне и мудрой деве. Однако кроме названия, г. Муром встречаются другие исторические реалии: Село Ласково Рязанской землиЦерковь Воздвижения честного и животворящего крестаРека ОкаСоборный храм Пречистой БогородицыГородская соборная церковь Рождества Святой Богородицы.Таким образом, рассмотрев исторические реалии, мы убеждаемся в том, что автору было важно подчеркнуть достоверность тех событий, о которых он говорит в своем произведении. Все знакомы с содержанием «Повести…», сегодня вместе вспомним её основные моменты ещё раз.^ Выступление учеников.1. Муромский князь Петр вступился за честь жены своего брата. В схватке с врагом, который имел личину змея, он одержал победу, но был обрызган ядовитой кровью и тяжело заболел. Все его тело покрывали язвы и струпья. Лекари не могли помочь ему. Провидение привело одного из слуг князя в деревню с красивым названием Ласково, где тот нашел девушку, имевшую дар прозорливости, мудрости и исцелений. Феврония, так звали девушку, была дочерью простолюдина. Она вызвалась вылечить князя взамен его обещания жениться на ней. Петр, вначале давший обещание и даже не видевший девушку, исцелился, но жениться не хотел: его смущало низкое происхождение Февронии. Вскоре он снова заболел, еще более тяжко. Князь понял, что это Божие наказание за его отказ жениться на Февронии. И тогда он сказал родственникам: «Для Бога нет ни богатого, ни бедного, ни князя, ни слуги, ни смерда, ни боярина. Везите меня к Февронии». 2. Приняв, как и в первый раз, оздоровляющую баню, Петр сразу пошел на поправку. Он вышел из бани уже своими ногами, а к нему навстречу вышла статная, красивая, с длинной косой и ласковыми любящими глазами девушка. Взял ее Петр за белые руки и уже не хотел их выпускать, и все любовался на свою суженую. Они обвенчались, и на свадьбе гуляло все княжество Муромское.Однако вскоре придворные стали роптать и возмущаться, что княгиней стала простолюдинка, что Петр во всем доверяет жене. Они открыто заявили потрясенному князю свои претензии, а Февронии – следующее: «Возьми себе любое богатство, сколько захочешь, и уходи от нас».Мудрая Феврония забрала самое свое большое богатство – супруга. Петр предпочел отказаться от власти, нежели от любви. Они уплыли по реке Оке на ладье. 3. Любовь Петра и Февронии была не только их личной святыней, а святыней всего города Мурома, утратив её, город утратил осенявшую его благодать. В Муроме начались беспорядки и распри, и вскоре послы уже умоляли Петра и Февронию вернуться обратно. Блаженные супруги со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Почувствовав приближение кончины, они постриглись в монахи: Петр принял имя Давида, Феврония – Ефросинии.Давид и Ефросиния умоляли Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.Они умерли в один день и час 8 июля 1228 года и были похоронены в разных гробах, как того требовали церковные условия. Но наутро тела супругов каким-то чудом оказались в одном гробу, как они и завещали. Тогда все поняли, что это воля Божья.Учитель. Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.Ермолаем – Еразмом созданы яркие и запоминающиеся характеры.^ Выступление «литературоведов».У тех, кто внимательно читал это произведение, к Петру складывается двоякое отношение: с одной стороны, он побеждает змея – оборотня, услышав от старшего брата, что змей назвал Петром человека, от которого он примет смерть, он готов стать именно этим Петром, даже не имея Агрикова меча, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, нос другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово. Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Кто же помогает исцелится герою от этого недуга? Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. Из предложенных черт характера мы выбрали те, которые раскрываются в характере Петра; в качестве доказательства подобрали те поступки героя, которые подтверждают эти качества в герое. Смелость, храбрость Религиозность Кротость и верность заповедям Божьим Мудрость Любовь и верность близким Умение прощать Итак, мы выяснили, характер Петра раскрывается в поступках, в отношении к другим людям.Жизненный путь Петра можно представить в виде лестницы.1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.2. Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково. В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость девушки.Феврония также как и Пётр характеризуется через поступки. ^ Характеристика Февронии Ум Чудесный дар Верность Нравственная чистота Способность самоотверженно любить Учитель. Качества характера Петра и Февронии раскрывают перед нами идеальный образ человека Древней Руси: мужчины и женщины. Но только ли в древности ценились эти качества?Сила любви и верности Петра и Февронии служили и служат образцом семейных отношений. Любовь – не просто красивые слова, а духовная потребность каждого человека. А верность – один из главных обетов, который мы должны принести, и благодаря исполнению которого только может быть счастье и любовь в семье.В конце жизни Пётр и Феврония посвятили свои жизни Богу и ушли в монастырь, получив в монашестве новые имена. Значение этих имён играет большую роль.Ефросиния- греч. «радостная»Давид – древнеевр. «любимый».Через 300 лет после смерти супругов русская православная церковь причислила Петра и Февронию к лику святых.До 1921 года гробница с мощами этих святых была главной святыней городского кафедрального собора Рождества Богородицы.Верхняя доска раки покрыта бархатным покровом с изображением святых чудотворцев, лики которых писаны красками, а одежды шиты золотом и украшены жемчугом.И сейчас мощи Петра и Февронии находятся там же в древнем русском городе Муроме, на родине Петра, в Троицком монастыре в храме Вознесения Господня.До революции в России праздник в честь Святых Петра и Февронии, олицетворяющих супружескую любовь и верность в русской культуре, отмечался широко. Сегодня эта традиция возрождается. По инициативе жителей Мурома в городе были восстановлены традиции празднования дня Петра и Февронии, эти традиции поддержали и другие города России.А в 2008 году день торжества покровителей супружеской любви и верности получил официальный статус. Оргкомитет общероссийского праздника Дня семьи, любви и верности возглавила супруга президента России Светлана Медведева.Немало людей 8 июля совершают паломничество в Муром: и те, кто решили вступить в брак, и те, кто приходит поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.Подвиг Святых Пётра и Февронии вдохновляют поэтов и композиторов. Послушаем песню о них, которая так и называется «Пётр и Феврония».^ Запись песни в исполнении хора «Пересвет».В 2009 году с 28 июня по 8 июля ко Дню семьи, любви и верности в 10 городах России, от Владивостока до Ярославля, установили скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские».Эта акция проводится по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла.Задуманные скульптурные композиции воспроизводят разные эпизоды из жития этих Святых.Памятник в Сочи изображает «чудо о деревьях». Поставлен перед городским Загсом.Монумент в Архангельске изображает возвращение княжеской четы из изгнания в Муром.В Ярославле скульптурную композицию украшают голуби – символ семейного очага и мира.В июле 2009 года в центре Калининграда возведена часовня в честь св. Петра и Февронии.Поклоняемся вечным святыням, И любовь наша к миру чиста.Сердце русское верит и ныне –Мир жестокий спасёт красота.А какая красота? (Духовная).Идея произведения Ермолая – Еразма заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство. Послушаем стихотворение о настоящей любви.Ученик. Любовь без меры долготерпитИ милосердия полнаБез зависти, превозношеньяВсегда вне гордости онаЕй тьма безчинства не знакомаОна не ищет своегоНе раздражается от злогоНе мыслит даже зло самоЛюбовь неправде не смеетсяНо рада истине всегдаВсе покрывает, всему верит,Всего надеется онаОна все в жизни переносит,Хоть образ мира и прейдет,Любовь все скорбное уноситИ никогда не престает(1-е Коринф.Гл.13)Сегодня, чтобы поговорить о любви и верности, мы обратились к житию супругов Петра и Февронии, которые жили много-много лет назад. Хочется вспомнить слова Д.С. Лихачёва: «Нравственность едина во все века и для всех людей, читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».Такие произведения древнерусской литературы учат нас, современных читателей, нравственности, помогаю познать себя, свою душу, очищая её и делая свою жизнь наполненной смыслом.