МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа № 1» Звениговского района Республики Марий ЭлРЕФЕРАТТема:«Наглядность и её роль на уроках марийского языка»Выполнила: учитель марийского языка Васильева Л.П.2007г.План: Значение наглядности как средства активизации мышления. Наглядность в преподавании марийского языка. Типы и виды наглядных пособий Технические средства обучения. Самодельные наглядные пособия. Роль наглядности в обучении и воспитании учащихся.Цель: Выработка и эффективное использование наглядности для усвоения материала уроков, повышать интерес учащихся к предмету.Наглядность и его роль на уроках марийского языка^ I. Значение наглядности как средства активизации мышления.Наглядность обогащает образное мышление учащихся, обеспечивает прочность знаний, содействует развитию речи, памяти, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Многие видные советские и русские психологи и педагоги говорили о важности наглядности в процессе обучения детей. Н.А.Андреевская справедливо утверждала: «Слово обобщает, образ конкретизирует». К.Ф,Ушинский писал» «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями… Детская природа ясно требует наглядности». Большую роль в современной школе играет психологическая наука. Современные психологи уделяют большое внимание наглядности: в чем же состоит сущность наглядности в процессе обучения? Наглядность не есть свойство или качество реальных объектов, явлений или предметов. Наглядность – это свойство психических образов, которые этот объект вызывает. Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного ученика того технического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Итак зрительный образ конкретизирует исторические представления и понятия, способствует формированию воспроизводящего и творческого воображения, служит опорой для обобщений и вызовов. Наглядность делает более эффективными методы преподавания, экономит время и повышает качество обучения истории. А то же время она часто служит средством эстетического воспитания учащихся. НО однако без живого слова учителя и ученика даже самые яркие наглядные пособия не окажут на учащихся должного воздействия, так как восприятие зрительных образов должно быть осмыслено, между зрительным образом и словом должны быть установлены соответствующие ассоциативные связи, потому что АО словам Н.И.Пирогова, «слово еще может заменить наглядность, но одна наглядность никогда не заменит слова». Поэтому в процессе преподавания предмета Марийский язык нив коем случае нельзя отделить наглядность, необходимо постоянное сочетание и взаимосвязь словесных, наглядных и практических методов обучения. Соотношение между словом и зрительным образом определяется конкретными педагогическими задачами, в одном случае наглядное пособие будет служить источником знаний для учащихся, а в другом – будет иллюстрировать рассказ учителя или ученика. Для достижения поставленных целей обучения марийскому языку мы опираемся на методику обучения английскому языку. Для этого в средней школе предусмотрено использование разнообразных средств обучения, которые делятся на основные и вспомогательные. Поскольку детям особенно свойственно предметное образное мышление при овладевании новым средством общения (коим является и марийский язык), важно задействовать зрительный канал. Предъявляя учащимся предметы, картинки (предметные, ситуационные и тематические, аппликации).^ II. Наглядность в преподавании марийского языкаПо использованию анализаторов в процессе овладевания марийским языком выделяется слуховые, зрительные и зрительно-слуховые средства обучения. К первым относятся звукозапись; ко вторым – картинки, аппликации, немые диафильмы, диапозитивы. Следует подчеркнуть важную роль зрительной наглядности при обучении марийскому языку на начальном этапе. Основная цель использования зрительно-изобразительной наглядности заключается в том, чтобы развивать мышление учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связь слова, обозначающие известные им предметы, с названиями этих предметов на марийском языке. Именно это и составляет одно из проявлений новизны в изучении марийского языка на начальном этапе. Дети с неподдельным интересом узнают, усваивают новые обозначения и особенности стоя языка, связанные с передачей мыслей, необходимых для элементарного общения. Неоценимую помощь могут оказать сюжетные и тематические картинки для развития устной речи, воссоздающие естественные ситуации, в которых используются усваиваемый детьми материал. Раздаточный материал – это основной компонент УМК для II и III классов. Он представляет собой набор предметных, сюжетных и тематических картинок, предназначенный как для работы в классе, так и дома.^ Типы и виды наглядных пособийПри обучении марийскому языку и особенно на начальном этапе учителю требуется довольно много вспомогательных материалов для организации учебно-воспитательного процесса на уроке. Это материалы могут быть связаны с использованием ТСО, а могут и не требовать их. К вспомогательным материалам, требующим технической оснащенности, относятся кодоматериалы (кодоскоп), магнитофонные записи, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты. К вспомогательным средствам, не требующим аппаратуры, относятся: картинки, предметы, игрушки, таблицы, раздаточный материал в виде иллюстрированных и неиллюстрированных карточек с заданиями. Прежде всего в распоряжении учителя находятся предметы, окружающие детей. В классной комнате это все то, что они могут видеть, трогать, брать, давать, показывать и т.д., т.е. предметы, входящие в школьные принадлежности. Вводя названия этих предметов на марийском языке, в первую очередь следует использовать именно их. Затем учителю нужны картинки: предметные, ситуативные и тематические, а также серии картинок, объединенных одной темой, сюжетом и т.д., не входящие в УМК, но требующиеся по ходу учебного процесса. В процессе обучения на начальном этапе и особенно во II и III классах широкое применение должны найти игрушки как предметное воплощение реального мира. Так, например по теме «Животные» лучше использовать игрушки, чем картинки, изображающие этих животных. С игрушками легче производить различные действия, нужные для усвоения глаголов, предложных сочетаний, прилагательных. Естественно возникает у ребенка оценочное высказывание. Дети получают огромное удовольствие от того, что они видят игрушку, могут ее потрогать, взять, поиграть с ней. По теме «Квартира» полезно использовать игрушечную мебель. Она позволяет по-разному оформлять «интерьер» в соответствии со вкусом ребенка или с тем, что у него находится дома. По теме «Одежда» можно использовать куклы и их гардероб, одевая их в зависимости от погоды и т.д. Большие возможности для развития творчества учителя в учебно-воспитательном процессе заключены и в раздаточном дидактическом материала, который, как известно создается самим учителем с учетом условий обучения, возможностей учащихся. К раздаточным материалам относятся специально составляемые карточки с иллюстрациями и без них, обеспечивающие каждому возможность решения поставленной задачи, главным образом речевой. Эти карточки могут служить опорой выполнения заданий по аудированию по составлению монологического высказывания (что сказать и как сказать), по чтению и выполнению письменного задания. Примеры раздаточного материала, которые использую на уроке: карточки с рисунком или наклеенной картинкой, а рядом дается задание, например, подготовить 4-5 вопросов для работы в парах. Распределение карточек идет в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся. Сильному ученику можно предложить карточку с заданием, о чем говорить, среднему – с планом высказывания, слабому – со структурным скелетом. Карточки можно использовать не только для индивидуализации заданий речевого характера, но и для тренировки учащихся в употреблении языкового материала. Учитель готовит три типа карточек, отличающихся объемом материала (количеством предложений): для сильных – 10, для среднеуспевающих – 5-7, для слабых – 3-5. Время на выполнение этого задания у всех одинаковое. Это создает условия для занятости каждого в осуществлении предлагаемой операции. Карточка может содержать связный текст, в котором вместо отдельных слов даются рисунки. Учащиеся должны прочитать этот текст, употребляя слова вместо рисунков. Эта работа направлена на контроль усвоения лексики. Вспомогательными средствами в изучении марийского языка на начальном этапе являются книжки для чтения, игрушки, предметы, рисунки, поделки из пластилина.^ Технические средства обученияНа уроках марийского языка широко применяются и технические средства обучения. Правда, в последнее время, их использование затрудняется в связи с отсутствием материальной базы. К этим средствам можно отнести диафильмы, использовать их как и картины можно по-разному, в зависимости от задач и целей урока. Диафильм может стать как источником знаний, так же его можно использовать при повторении и изученного материала.^ Самодельные наглядные пособияСамодельные наглядные пособия предполагают личное участие учителя и учащихся в их создании. Это рисунки, таблицы, карточки и различные изображения на доске. Рисунки на доске мы понимаем очень широко: учитель на доске, а учащиеся в своих по ходу урока делают рисунки и рассказывают по своему рисунку. Удобно пользоваться самодельными наглядными пособиями при изучении тем: «Счет», «Цвета», «Овощи» и т.д. Так же по рисункам детей рассказывать о временах года, погоде. Самодельные наглядные пособия: таблицы, рисунки, схемы и т.д. позволяют сделать урок более наглядным, интересным, эмоциональным и содержательным, позволяет активизировать работу учащихся, больше использовать самостоятельную работу учеников.^ III. Роль наглядности в обучении и воспитании учащихсяИтак наглядность имеет огромное значение в обучении учащихся, особенно если использовать ее в комплексе с другими методами обучения. Использование наглядности позволяет легче усваивать сложный материал. Кроме того, наглядность играет еще и большую воспитательную роль. На наглядностях мы воспитываем очень много ценных личностных качеств учащихся. У учащихся при наличии наглядного материала на уроке больше познавательности и эффективности усвоения предмета.Литература: Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Прсвещение, 1991 Использование технических средств в школе, Й-Ола, 1968 Аппарович Н.И. Наглядные пособия в сегодняшней школе. – М.: Просвещение, 1994 Г.В.Рогова, И.Н.Верещагина. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе С.Д.Дмитриев. Шочмо йылмым туныктымаш. Й-Ола, 2005 Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение. 1988