Урок по литературеУчитель: Горашова Н. Г.Класс: 7 АУчебник: Дата: 04.03.10.Тема урока: «Назначение человека –творить добро»Цели урока: обучающая: изучить произведение В. Астафьева «Хвостик»; выявить на основе анализа основную проблему в произведении; продолжить работу по анализированию текстов;развивающая: стимулировать творческую активность; формировать умения и навыки в сфере общения на уроке; развивать способности познания мира;воспитывающая: подвести учащихся к пониманию того, что каждый человек должен отвечать за свои слова и поступки.^ Основная задача урока – рассмотреть нравственные проблемы, поставленные В Астафьевым в рассказе «Хвостик».Оборудование: электронная доска; диафильм – презентация; клип Майкла Джексона, раздаточный материал с текстами «бусинами – памятками».^ Ход урока 1. Орг. Момент. 2. Диафильм. Мои размышления о человеке. -О чём данный текст? -Какие противоречия мы видим в тексте? -Как вы понимаете слово «созидать», «созидание»? -Образуйте от глаголов «созидать и разрушать» -существительные.^ Созидатель Разрушитель -Выпишите из текста глаголы (можно с существительными), характеризующие эти слова. Создал разрушил Прекрасные творения погубил Все предметы Разорил Быта созданы Развязал войну Его руками Изобрёл оружие Добывал Полезные ископаемые-Какой союз можно поставить между этими двумя столбиками? Каково его значение ? (противопоставление) -Почему же, на ваш взгляд, человек –высшее существо соткано из противоречий? -«Человек –часть природы, но мы обычно говорим природа и человек, т. е. отделяем себя от природы. (мы воспринимаем природу как нечто неодушевлённое) 3. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о назначении человека, о его поступках, которые влекут за собой неотвратимые последствия. Наш разговор о рассказе Виктора Астафьева «Хвостик». Тема нашего урока «Назначение человека –творить добро». А как вы понимаете слово «добро»? -Подберите однокоренные слова к этому слову. -Ещё в старину говорили о пригожем парне «добрый молодец», о вкусной еде – «добрая еда», обращались друг к другу «добрый человек». Значит, со словом «добро» связано всё хорошее, положительное. -А что значит «творить добро»? Вот и автор рассказа «Хвостик» В. Астафьев главную свою задачу видит в том, чтобы «учить понимать добро и не доводить человека до уничтожения всего живого на земле. Чтение рассказа. Каждое произведение литературы – всегда загадка, но только в нём часто бывает не один, а несколько правильных ответов. «Отгадывает» эти «загадки» (то есть открывает для себя само произведение) лучше всего тот, кто внимательно следит за «подсказками» автора. Давайте вместе с вами поработаем над рассказом. -Сколько частей можно выделить в рассказе? (три части, после каждой многоточие – это первая подсказка автора). -Озаглавьте первую часть (история острова) Смысл первой части? Почему так много средств выразительности? Остров (голова, затылок, плешь, волосы) – будто речь идёт о живом человеке. Значит, автор относится к острову, как к живому существу. -О чём говорится во второй части? Озаглавьте (земля оглохла) - какой приём встречается здесь? Во второй части меняется тон повествователя, боль звучит через антитезу. Появляется вульгарная лексика. Как откликнулась земля на то, что с ней сотворили? (она оглохла, покрылась коростой) Что же произошло с островом (он стал полуостровом).^ ОСТРОВ –УЧАСТОК СУШИ, ОКРУЖЁННЫЙ ВОДОЙ. Это СИМВОЛ Земли. Сегодня погибнет остров, завтра погибнет планета. Какие глаголы характеризуют эти перемены? (Усохли, оголились, вода цветёт, перестала рожать черёмуха, вытоптаны и вырваны). Назовите ключевое предложение? Охарактеризуйте его. А может быть, люди правы, ведь это они отдыхают от трудов праведных? (человек и природа должны мирно сосуществовать , а не уничтожать друг друга) (жгут. Пьют, ломают) В чём особенность третьей части повествования? Озаглавьте (Хвостик) Какая фраза проходит рефреном через всё повествование? (повтор). О чём это говорит? Страшны бездушие взрослых. Но ещё страшнее глухота и равнодушие ребёнка. -Почему же только в последней части автор пишет хвостике суслика? А две трети повествования занимает описание острова? Какие чувства вызывает третья часть? Какова же проблема текста: Разрушение в современном обществе основополагающих ценностей: добра, сострадания, милосердия. - Почему же человек, видя. Когда ребёнок обижает другого ребёнка, готов сделать замечание, а если сын или дочь рвут цветы. Дёргают за хвост котёнка, отрывают крылья у бабочки. Так с чего же нужно начать7 9с воспитания в семье) Ведь цинизм и жестокость начинаются с равнодушия. В каких ещё текста поднималась та же проблема. Телешов «Белая цапля». - С каким рассказом, изученным в прошлом году, перекликается сказка? (Р. Брэдбери «И грянул гром».) М Джексон. - Какая общая тема звучит в этом рассказе и в клипе (Это тема ответственности за содеянное перед лицом будущего. Гибель малой частицы окружающего мира может привести к катастрофе человечества).8. Перед каждым из вас лежат высказывания известных людей, так называемые стороны света, котрые составляют на компас. - Прочитайте их внимательно. Какие бы из них вы выбрали.^ В тебе, человек, заложено, как компас, абсолютное мерило- и не давай себя сбить с курса торгашескими сделками с Совестью. Ведь память и совесть –движущие силы.В чём предназначение чловека? творить добро. ^ В этом и состоит назначение человека. Не наружность нужно украшать, но быть красивыми в духовных начинаниях (Фалес)Милосердие – это активная доброта (Шевелёв)Хорошие поступки облагораживают нас, и мы есть плод наших собственных деяний (М. Сервантес)^ Стараясь о счастье других, мы находим совё собственное (Платон)Любое существо появляется на Земле для жизни. Борьба за жизнь в любой, самой трудной ситуации, верность своим корням заслуживают не меньшего уважения.Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо(Н. Д. Телешов)^ Нужно быть хозяином своей воли и слугой своей совести (Л. Вовенарг)Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Конфуций)Добро существует там, где его постоянно творят (В. Гжещик)Можно ли сюда включить эпиграф к сегодняшнему уроку?На ваших листочках есть выделенные слова: зачитайте их, выпишите слова на доску. Составление цепочки из слов. Какое слово вы бы написали внутри цепочки. Что произойдёт, если цепочка порвётся или выпадет одно из звеньев?- КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ СЛОВА «ГАРМОНИЯ» Может ли быть гармония в природе, человеческой жизни, в отношениях людей? Можно ли утверждать, что слово «гармония» объединяет все слова?- Какой же нравственный урок мы можем извлечь из этой сказки? Мы не должны идти на поводу своих сиюминутных желаний. Ведь маленькая прихоть зачастую обходиться очень дорого. Истинная красота человека подразумевает многое. Это и гармоничная внешность, это и его сердце, живое, теплое, сострадающее. Но прежде всего, он должен быть красив в своих поступках. Именно в них проявляется благородство и бескорыстие.