Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 г. Томска 634021, г. Томск, пр. Фрунзе, 135, тел.(382 2) 24-44-33Открытый урок по литературному чтению (во 2 «Б» классе по системе Л. В. Занкова)Тема урока «Н. Носов «Фантазёры»в рамках декады методической работы в начальной школеПодготовила и провела:учитель начальных классовшколы № 34Кузнецова О. А.ТомскТема: «Н. Носов «Фантазёры». Цели: 1. Познакомить детей с рассказом Н. Носова «Фантазёры» 2. Развивать навыки чтения, умение слушать и запоминать информацию на слух. 3. Работать над выразительным чтением рассказа. 4. Прививать интерес к чтению.Оборудование: выставка книг, портрет писателя, аудиокассета, предметы и иллюстрации к рассказам Н. Носова.^ Ход урокаI.Работа над техникой чтения. Звуковая разминка:На доске: а о у ы и э а и у о э а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о з-ш-ж, ш-з-сЖужжащее чтение. После пересказ прочитанного (1 ученик)^ II.Проверка Д./З. -Что было задано на дом?Выразительное чтение стих-ния Б. Заходера «Моя вообразилия» (стр.108)-Защита своего воображаемого животного: Имя, где живёт, какие повадки..Учитель: Все представленные вами фантастические животные разные, непохожие друг на друга, это говорит о том, что вы умеете и любите фантазировать. -А зачем люди фантазируют?^ III.Работа по теме урока. -К нам на урок пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, я думаю, вы ответите хором, в рифму: Озорной, смешной мальчишка, Он художник и поэт. Он весёлый коротышка, От него вам всем привет! Ты сейчас его узнай-ка! К нам пришёл герой…(Незнайка) -Какие сказочные повести о Незнайке вы читали? -Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н. Н. Носов) Портрет писателя и выставка его книг.^ Слово учителя о биографии и творчестве Н. Носова: Николай Николаевич родился в Киеве в 1908 году. Писал он в то же время, когда писали К.Чуковский, А.Барто ,С.Маршак и| С .Михалков.. Первый его рассказ - «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году, еще до Великой Отечественной войны. Н.Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, ваших сверстниках. А в 1954 году вышла его книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появился «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Но Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после такой трудовой биографии стал писателем. В 1952 году он получил Государственную; премию СССР за свои повести и рассказы. В детстве Н.Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Не случайно любимый герой многих его рас- сказов - горе-изобретатель Мишка, который никогда не сидит без дела. В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что- нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.. В.П. Катаев писал о Н. Носове «У этого талантливого человека – вечно юная, детски чистая , чудесная душа» -Какие рассказы Н. Носова вы читали? Выставка книг.^ IV.Игра «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»: Телефон – «Телефон», шляпа – «Живая шляпа», кастрюля и поварешка – «Мишкина каша», кисть рябины – «Тук-тук-тук», огурец – «Огурцы», песок – «На горке», лопата – «Огородники», штаны с заплаткой - «Заплатка».Учитель: Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Носова «Фантазёры»^ V.Работа над техникой чтения.1.До чтения.а) Чтение трудных слов. На доске: Дети читают по слогам по указке учителя, затем плавно словами Рас-ска-зы-ва-ли рассказывали Де-вя-но-сто девяносто Пе-ре-плы-вал переплывал По-ду-ма-ешь подумаешь Пе-ре-врать переврать Иг-ру-шеч-ный игрушечный -Кто из вас догадался как надо прочитать этот текст? (Зеркально)-Прочитайте жужжащим чтением самостоятельно, а потом мы прочитаем его хором: .тёрвереп огок отк ,ропс ан илшоп отдуб ,ыцилыбен еынзар угурд гурд илавызакссар а ,атябер еигурд как ,отсорп ен илавиравогзар ино окьлоТ .илавиравогзар и екчеемакс ан удас в иледис кисатС и актушиМУчитель: Это начало рассказа «Фантазёры»^ VI.Первичное знакомство с текстом. -Ваша задача следить за чтением и суметь его продолжить.-Перед чтением я хочу вам задать вопрос, на который вы ответите после чтения: -Почему рассказ назван «Фантазёры», а не «Вруны»?^ Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми. -Понравилась ли вам история? -Что понравилось больше всего?VII.Физминутка. Сейчас мы отдохнём. Проведём фантастическую физминутку.Раз-два-три-четыре-пять Начинаем мы играть! Все глаза свои закрыли И головки опустили. А когда откроем глазки Попадём в рассказы, сказки.Вот мы огород копаем, Урожай свой собираем. Как вороны мы стучим Ягоды добыть хотим.Взяли все иголки в руки Починить должны мы брюки. Много сделать дел успели И на место тихо сели.^ VIII.Беседа после чтения. -Почему рассказ назван «Фантазёры», а не «Вруны»? -Кого из героев можно назвать вруном? Почему? Итак, необходимо отличать фантазию и враньё.^ IХ.Игра «Помогите Незнайке» -Разделите слова на две группы:врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать.Людям приносят пользу…^ Людям приносят вред…Х. -Сейчас мы отдохнём и пофантазируем.Звучит музыка. Дети закрывают глаза. «Фантазируют»-Кто себе что представил?^ ХI.Выборочное чтение. -Прочитайте, что ребята выдумали про свой возраст? -Прочитайте про «нападение акулы». -Прочитайте, как смог Мишутка раздавить автобус? -Прочитайте, о путешествие Стаса на Луну? Почему на Луне нет ничего интересного? Прочитайте, о пользе вранья в истории Игоря? Можно ли назвать его фантазёром? Прочитайте, как ребята разделили мороженое? Как вы думаете: они поступили правильно?ХII.Итог урока.-Что особенно понравилось на уроке и почему?ХIII. Домашнее задание: чтение рассказа по ролям стр.109-116, ответ на вопрос бывает ли ложь во благо?