Физико – химический вечер. «Не стыдно не знать, стыдно не учить». Звучит песня: Мир непрост, совсем непрост, Во всем есть тайна , загадка, вопрос! Бегут мгновенья, летят года, Учиться надо всему и всегда!Припев: Все, что в мире есть вокруг нас, Нам понять хотелось тотчас. Все, что изучаем мы с тобой, Связано, связано с жизнью самой!Мир непрост, совсем непрост, Сдадутся тайна, загадка, вопрос! Звук иль движение, свет или тьма- Задачи ставит природа сама!^ Учитель химии: Без химии жизни, поверьте, нет. Без химии стал бы тусклым весь свет,С химией ездим, живем и летаем,В разных точках Земли обитаем,Чистим, стираем, пятна выводим,Едим, спим, и с прическами ходим,Химией лечимся, клеим и шьем,С химией мы бок о бок живем!Так что вы без нее пропадете,Если значение ее не поймете!^ Учитель физики: Физика, физика – это наука!Но вижу в глазах у детей только муку.Формулы скачут, мелькают подряд,Ох, как же трудно их выстроить в ряд!Но без физики не объяснитьИ кран подъемный, и гвоздь как забить,И почему самолеты летают,И корабли в моря уплывают,Как у нас лампочки светят в квартире,Как мы программу смотрим в эфире,Как в Космос летаем, машины водим,И почему по Земле так просто мы ходим.Мы начинает наш физико – химический вечер. Представляем команды:1. «Молекулы»2. «КОК»3. «Яблоки Ньютона»4. «ПУПС»5. «РИТМ»Жюри состоит : Прошу членов жюри встать и, положа руку на периодическую систему Менделеева, произнести слова клятвы. Клянетесь ли вы именем великих умов человечества, положа руку на святая святых для всех химиков и физиков – периодическую систему Менделеева, судить соревнования по совести.(жюри – хором: Клянемся!)Будет ли ваш приговор также неоспорим, как неоспоримы законы Ньютона, как верен закон сохранения энергии.(Да)^ I. «Химическое расследование» Пострадавшие – жители сказочного химического королевства. С королевского бала в неизвестном направлении убежала Золушка. Единственное, что осталось у принца Натрия – хрустальная туфелька размером 3s23p5. Задание:Установить имя беглянки.Где она прописана?К какому сословию (металлы и неметаллы) принадлежит?Как будут звать ребенка, который может родиться в результате соединения двух любящих сердец?II Объясни пословицы сточки зрения физики. 1) Гвоздем моря не нагреешь. 2) Много снега – много хлеба. 3) Рыбной лавке вывеска не нужна. 4) Лепи из глины, пока она сырая. 5) “Коси коса, пока роса”. 6) “От работы пила раскалилась добела”.III «Знаешь ли ты великих ученых физиков и химиков»Этот великий английский ученый свои первые открытия в области математики и физики сделал в 24 года. В 1695 г. получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года стал его директором. Ему была поручена чеканка всех монет страны. Он открыл три важных закона механики. (И. Ньютон)Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя. Нобелевскую премию он получил в 1921 году за физико-математические исследования законов фотоэффекта. Его письмо президенту США в 1940 г. стимулировало организацию ядерных исследований в стране. (А. Эйнштейн)Он –один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки. Годы его жизни – «…. до нашей эры» . Ему принадлежат слова : «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!» (Архимед)Он обнаружил , что высота столба ртути в перевернутой вверх дном трубке не зависит ни формы трубки, ни от ее наклона. Он выяснил, что на уровне моря высота ртутного столба всегда около 760 мм. ( Э. Торричелли)Итальянский химик и физик, член Академии наук в Турине, один из создателей атомно- молекулярного учения, открыл закон получивший впоследствии его имя. Первый начал систематически определять качественный и количественный состав соединений. ( Амедео Авогадро) Великий русский ученый, открыл закон химических элементов и создал периодическую систему элементов. Открыл критическую температуру кипения веществ .Автор учебника «Основы химии».(Дмитрий Иванович Менделеев)IV.Конкурс шифровальшиков.В однородной среде свет распространяется прямолинейно.(^ У разнородной пятницы тьма сосредотачивается кривотреугольно.). Плоское зеркало дает мнимое симметричное изображение Объемная линза берет реальный искаженный чертеж. (Ответ: плоское зеркало дает мнимое симметричное изображение). Сахара- это простые соединения, не состоящие из частичек брони и сладкого избытка (Ответ: Соли- это сложные вещества состоящие из ионов металла и кислотного остатка )^ Реклама: Внимание, школьники!!!! Тростянская парикмахерская делает не только химию, но также физику, математику и даже русский . V. Артистический конкурсРазыграть пантомиму в шутливой форме о физическом или химическом процессе. Соперники должны отгадать показанное явление.1) Броуновское движение. 2) Скисание молока.3) Притяжение разноимённых зарядов и отталкивание одноимённых.4) Коррозия металлов5) Горение бумаги6) Нагревание воды.Пока команды готовятся- загадки для болельщиков: Имя сказочной героини, связанное с твердым состоянием воды? (Снегурочка)Красивое коромысло над лесом повисло. (радуга)Кто, не учившись, на всех языках говорит? (эхо)Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах)На дворе горой, а в избе водой. (снег)Без ног, а бежит, не кончается, никогда назад не возращается (время)Лежит большая шкура вся в дырочках (небо, звезды)Чего в сундук не спрячешь? (луч света)В огне не горит и в воде не тонет (лед)Без рук, без ног, а в избу лезет.(холод)Возле уха – завитуха, а в середке – разговор. (наушник) VI. «Кто быстрее». Когда железная дорога длиннее: летом или зимой? /Летом, т. к. при нагревании тела расширяются. Между Москвой и Санкт-Петербургом длина железных рельсов увеличивается на 300 м./ В какой воде огурцы быстрее просаливаются: в горячей или в холодной? /В горячей, т.к. диффузия происходит быстрее./ Почему снег, посыпанный золой, тает быстрее? /Т.к. сильнее поглощает солнечные лучи./ Почему комар пищит, а шмель жужжит? /Т.к. комар быстрее машет крыльями, а высота звука зависит от частоты./ Почему электроны не падают на ядро, ведь разноимённые заряды притягиваются? /Т к. они движутся с большой скоростью./ Может ли быть поваренная соль жидкой, а углекислый газ твердым? ( Да, при нормальном атмосферном давлении поваренная соль становится жидкой при температуре 800 °С (а углекислый газ твердым — при 250 °С.) Почему буря, которая летом валит живые деревья, часто не может свалить стоящее рядом сухое дерево без листьев, если оно не подгнило? (Сила, с которой ветер действует на крону дерева (при одинаковом давлении), зависит от площади ее поверхности. У живого дерева она больше. Поэтому буря свалит живое дерево раньше, чем сухое.) Одинаковые ли пути проходят электровоз и хвостовой вагон при движении поезда? (одинаковые) На вспаханной пограничной полосе обнаружен след сапог нарушителя границы. Можно ли по следу определить, что прошел только один человек или что он нес еще на себе другого или какой-то тяжелый груз? ( Да, по глубине следа на вспаханной земле.) 8. Существует предание о том, как некогда люди добывали золотой песок, который несла быстрая река, протекавшая по Колхиде. Мудрые жители древней страны использовали для этой цели бараньи шкуры. Положат шкуры на ночь на дно реки, а утром, вынув их из воды, видят: весь ворс светится, так много осело на нем золотого песка. Как объяснить, что ворс задерживает крупинки золота? ( Крупинки золота, покрываясь жиром овчины, прилипают к ворсу, который также покрыт жиром.)VII. «Устами младенца»Задание №1- Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается.- Ёе весь день определяют продавцы.- Эта величина скалярная, а не векторная. (масса)Задание №2.- Ее у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков.- Но она есть на перемене и на уроках физкультуры.- У птиц она больше, чем у человека, еще больше у ракеты. Ее начинают изучать еще в младших классах на уроках математики. (скорость)Задание №3.- У всех физических тел, сделанных из данного вещества, она одинакова. Она не связана с движением тела.- У алюминиевой ложки и у алюминиевой кружки она одна и та же.- Эта величина – скалярная. Изучается в 7 классе. (плотность)Задание №4- Она сохраняется неизменной, если кастрюльку со свежесваренной картошкой укутать одеялом или шубой.- У нас она измеряется в одних величинах, а в Америке – в других.- У всех здоровых людей она почти одинакова (температура)Задание № 5.- Она нужна всем. Когда работают, её теряют. Если вы съедите сникерс, она у вас прибавится. Весами и линейкой ее не измерять.- От одинаковых сникерсов она прибавиться у всех одинаково: и у высоких людей и у маленьких, и у девочек и у мальчиков.- А если вместо сникерса съесть картошку, то прибавка будет меньше (энергия).Задание № 6.- Это есть у всех, почти везде и на Земле этого много.- Её можно использовать для уменьшения трения. - Со всеми тремя ее агрегатными состояниями мы встречаемся довольно часто. Это вещество называют «соком жизни» на Земле. ^ Домашнее задание: Проинсценировать сказку, а соперникам определить, о каком физическом и химическом явлениях в ней идёт речь. Например: “Репка” (сложение сил, равнодействующая сила).“Курочка Ряба” (направление силы, действие силы тяжести, можно указать особенности строения скорлупы по принципу свода, проявляющиеся в прочности при действии снаружи и хрупкости при действии изнутри). КроссвордФизика – какая емкость слова.Химия - для нас не просто звук.Физика и химия – основа и опора Всех без исключения наук.Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,И расставаться нам пришла пора.Будем мы с улыбкой вспоминать,Как пытались баллы добывать,Но не важен в баллах результат,Дружба побеждает – это факт.А находчивость по жизни нас ведет,Знатокам всегда, везде везет!