Информационно-аналитический материал к заседанию Координационного совета при Председателе Совета Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей на тему «О медицинском и санаторно-курортном обеспечении военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей».Медицинское обеспечение В Вооруженных Силах Российской Федерации создана и устойчиво функционирует многоуровневая система медицинского обеспечения. Она является составной частью государственной системы здравоохранения и обеспечивает реализацию прав обслуживающих контингентов на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации право на бесплатное медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях Минобороны России имеют около 7 миллионов человек, в том числе: военнослужащие – 14,4%; военные пенсионеры – 15,6%; члены семей офицеров кадра, офицеров запаса (в отставке) – 58,5%. Для медицинского обеспечения прикрепленных контингентов медицинская служба Вооруженных Сил имеет в своем составе 14 военно-медицинских учреждений с 143 филиалами и структурными подразделениями стационарного типа и 173 амбулаторно-поликлинического типа. ***^ В соответствии с отечественным законодательством медицинская помощь в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Минобороны России оказывается: военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и гражданам, призванным на военные сборы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Вооруженные Силы); офицерам, уволенным из Вооруженных Сил по законным основаниям; членам семей кадровых офицеров, а также лицам, находящимся на их иждивении и проживающим совместно с ними; членам семей офицеров, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил по законным основаниям; членам семей военнослужащих Вооруженных Сил, потерявшим кормильца, родителям, достигшим пенсионного возраста, и родителям-инвалидам старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы в Вооруженных Силах, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по законным основаниям; лицам гражданского персонала Вооруженных Сил; иным гражданам Российской Федерации, пользующимся правом на получение медицинской помощи в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные лица имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов). Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Минобороны России.По информации Минобороны России 4,2 процента военнослужащих проходят военную службу, где отсутствуют военно-медицинские учреждения или дислоцированы на значительном (свыше 200 км) от них. В целях организации оказания медицинской помощи данным военнослужащим Минобороны России заключило 424 договора с учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения. ***^ В связи с реформированием системы военно-медицинской службы Вооруженных Сил появились проблемы, требующие обсуждения и решения. Основными из них являются: 1. Расформирование 18 военных госпиталей (10,4% от их общего количества), укрупнение военно-медицинских учреждений и вывод их из подчинения видов Вооруженных Сил и родов войск, ликвидация военно-медицинских управлений (отделов) в них, существенно усложнила систему управления и обеспечения этими учреждениями, создали проблемы в оказании медицинской помощи 4,2 процента от общего числа военнослужащим, членам их семей, многим военным пенсионерам и членам их семей. 2. Существенное сокращение должностей в военно-медицинских учреждениях, замещаемых офицерами с военно-медицинским образованием (в Главном и центральных военных госпиталях их осталось не более 10%), в перспективе может снизить качество оказываемых медицинских услуг, отрицательно сказаться на карьерном росте офицеров-медиков, на мобилизационные возможности военно-медицинской службы и на способности медицинского обеспечения боевых действий и общевойсковых операций различного масштаба. 3. Низкий уровень финансирования военно-медицинских учреждений, особенно лекарствами, из федерального бюджета создал условия для неисполнения требований законодательных и иных нормативных актов на получение бесплатной медицинской помощи, бесплатного обеспечения лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях. 4. Перевод военно-медицинских учреждений из типа федерального бюджетного учреждения в тип федерального казенного учреждения приведет к еще меньшему уровню их финансирования и оттоку квалифицированных медицинских специалистов из этих учреждений. Ведь федеральные казенные учреждения получаемые доходы от своей деятельности обязаны будут направлять в федеральный бюджет. *** Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, пенсионеров сотрудников органов внутренних дел и членов их семей осуществляется в порядке, примерно, как это предусмотрено для военнослужащих и членов их семей, военных пенсионеров и членов их семей. В систему медицинской службы ^ МВД России входят: Управление медицинского обеспечения Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России; Центральная медико-санитарная часть МВД России; 82 медико-санитарные части (федеральные казенные учреждения здравоохранения (далее – ФКУЗ МСЧ) МВД России по субъектам Российской Федерации; медицинские учреждения, находящиеся в ведении Департамента; Военно-медицинское управление Главного командования внутренних войск МВД России, медицинские учреждения и подразделения внутренних войск МВД России. Для медицинского обеспечения прикрепленных контингентов в МВД России имеется развернутая сеть учреждений ведомственного здравоохранения. Она включает 95 стационаров, 269 амбулаторно-поликлинических подразделений, 83 центра Госсанэпиднадзора, 82 центра психофизиологической диагностики. Численность личного состава медицинской службы МВД России составляет около 50 тысяч человек (с учетом внутренних войск МВД России). В медицинских учреждениях системы МВД России обслуживается около 3,5 миллиона человек. Из них 34 процента составляют сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск. Медицинская помощь в медицинских учреждениях МВД России оказывается и 420 тысячам сотрудникам других правоохранительных органов, что составляет 13 процентов от общего числа (Федеральная служба исполнения наказаний, Государственная противопожарная служба МЧС России, лица начальствующего состава Федеральной фельдъегерской связи, лица, уволенные со службы из федеральных органов налоговой полиции). Острой остается проблема обеспечения лекарствами сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел при амбулаторном лечении. Значительная часть объектов здравоохранения нуждается в текущем и капитальном ремонте, замене инженерных коммуникаций, электросетей, а также в приобретении медицинского оборудования и прочего имущества.