«Нетрадиционные подходы в сохранении и развитии здоровья ребенка»Лукашова З.А., воспитатель МКДОУ «Уголек» Приоритетным направлением МКДОУ «Уголек» является физическое развитие детей. Для того чтобы выбрать правильный стиль работы в сохранении и развитии здоровья ребенка важно понять, что такое здоровье. Определений понятия здоровье несколько сотен. Одно из них я бы выбрала для себя: «Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, психическая и социальная гармония человека, доброжелательные спокойные отношения с людьми, природой и самим собой». По статистическим данным показатели здоровья детей дошкольного возраста в последние годы желают лучшего. Значит надо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. Поэтому я поставила перед собой задачу найти и использовать новые нетрадиционные формы для развития и сохранения здоровья детей. Одна из нетрадиционных форм используемых мною в течение нескольких лет - это кинезиологическая гимнастика, предложенная психофизиологом института усовершенствования учителей Тверской области Сиротюк Аллы Леонидовны. Данная гимнастика состоит из комплекса упражнений, развивающих мозолистое тело – первичные волокна, соединяющие полушария, обеспечивающие целостность работы головного мозга. Если мозолистое тело не развито, нарушается взаимодействие полушарий, что отражается на здоровье ребенка. Данные приемы синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. И ни в коем случае не наносят вреда здоровью. Упражнения можно проводить с трех лет, ежедневно, от нескольких, до 15 минут, начиная с простого, переходя к более сложному. Для постоянного усложнения можно использовать: ускорение темпа выполнения; выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля); подключение движений ног; подключение речевого сопровождения. Я предлагаю вам выполнять упражнения вместе со мной и, наблюдая за собой, почувствовать полезность этих упражнений.Упражнение «Колечко» Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Данное упражнение вам уже знакомо по пальчиковой гимнастике. Перед выполнением упражнения я говорю детям, что большой палец – это мама - птичка, она кормит своих птенчиков из клюва. Сначала упражнение выполняется одной рукой (например, левой), соединяя пальцы в колечко проговариваем название пальцев (указательный, средний, безымянный, мизинчик), затем упражнение повторяется в обратном порядке (три-четыре раза). После этого упражнение повторяется правой рукой. Потом переходим к выполнению двумя руками с прямым и обратным счетом. Постепенно темп ускоряется, отрабатывается самоконтроль и непроизвольность. Следующим этапом усложнения является выполнение данного упражнения с закрытыми глазами. А теперь, прикусите слегка кончик языка, и выполните это упражнение еще раз. Мы исключаем зрительный и речевой контроль. Давайте к движению рук добавим притопывание ногой. И, наконец, к этим движениям добавляем речевое сопровождение. Выполняя упражнение, будем проговаривать стихи А.Л. Барто: «Наша Таня громко плачет…» Головному мозгу ребенка приходится контролировать движения рук, ног, с речевым сопровождением, включается взаимодействие обеих полушарий.Следующее упражнение: «Лягушка». Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Положите руки на стол, сожмите правую руку в кулак пальцами вниз, левая развернута ладонью вниз. Одновременно и разнонаправлено меняем положение рук по счету на 1, 2, 3, 4… Затем, по схеме, упражнения усложняются: с закрытыми глазами, с прикушенным языком, с движением ноги (притопывание), с речевым сопровождением (стихотворение А.Л. Барто: «Я люблю свою лошадку…»).Следующее упражнение: «Лезгинка». Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Сожмите левую руку в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцем к себе, правую руку приставьте пальцами к мизинцу левой руки ладонью вниз. По команде поменяйте положение рук (и раз, и два, и три, и четыре…) Усложнение по той же схеме.^ И еще одно упражнение: «Кулак, ребро, ладонь». Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Сначала упражнение выполняем правой рукой, в медленном темпе, потом левой, затем двумя руками. При затруднении взрослый помогает ребенку, проговаривая вслух, затем предлагает самому ребенку проговаривать слова: «Кулак, ребро, ладонь». Усложняем упражнение, когда выработаются произвольность и самоконтроль. Усложнение по той же схеме. В своей работе я использую еще один вариант авторской гимнастики «Восточная гимнастика». Раевский Александр Викторович, инструктор по физкультуре, ДОУ №1591 г. Москвы. Разработал комплекс упражнений на развитие мышц плечевого пояса, рук кистей и пальцев, эта гимнастика благотворно на все органы человека, в том числе и структуры головного мозга. Автор советует использовать эти упражнения в непрерывной образовательной деятельности с детьми, включая физкультурные паузы. Для гимнастики не требуется специально организованного места, ее можно проводить в любом помещении, в легкой одежде, не нужно ни атрибутов, ни пособий. Все упражнения выполняются сидя на полу по-турецки, на стуле или стоя. Комплекс состоит из 15 постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением отдельных частей руки. Сложность состоит в координации движений разных частей тела. Качество выполнения упражнений оценивается по соблюдению правильной осанки, широте амплитуды движений, по активности, точности выполнения упражнений в заданном темпе.Данный комплекс можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Разучивать его поэтапно, без музыкального сопровождения в медленном темпе по 2-3 упражнения, постепенно прибавляя новые. В освоенном виде хорошо проводить уже под фонограмму (например, под музыку группы «На-На» - «Фаина»). Выполняем несколько упражнений вместе со мной. Упражнение «Листочки». И.П. – руки вверх. Мышцы рук напряжены, кисти расслаблены. Я говорю, что ветерок колышет листочки (кисти рук). Начинаем вращать кистями обеих рук в одном направлении на счет от 1 - 6, направление вращения меняем от 7-12. Следим за правильной осанкой. Повторяется в 2-3 цикла.Упражнение «Шарфик». И.П. – руки вытянуты вперед. Кисти максимально расслаблены. На 1-4 медленно поднимаем (попеременно или одновременно) руки вверх с волнообразными движениями кистями, 5-8 тоже с перемещением рук вниз (2-3 цикла). Продолжаем следить за правильной осанкой. Плечи развернуты спина прямая.Упражнение «Змея». И.П. – ладони рук сложены вместе пальцами вперед. На 1-4 выполняем змеевидные движения двумя руками вперед, 5-8 вверх, 9-12 вправо, 13-16 влево. Кисти держим плотно, не разъединяем.Упражнение «Волна». И.П. – руки с переплетенными пальцами находятся перед грудью ладонями вниз, локти вниз, слегка разведены. На счет 1-4 совершаем круговые волнообразные движения соединенные кистями вправо, 5-8 влево. Упражнение выполняем с широкой амплитудой движений в плечевом поясе. Дозировка 2 цикла.Упражнение «Натянутый лук». И. П. – руки вверх ладонями наружу, пальцы переплетены. На 1-6 пружинистые движения руками назад. Активно прогибаемся в спине. Дозировка 2 цикла. Эти упражнения дают нам сохранить осанку ребенка укрепить и развить мышцы плечевого пояса. Есть у нас еще одно увлекательное занятие - лепка из соленого теста. Эластичность этого материала является ручной терапией. Это оздоравливающее и профилактическое средство выполняет функции: Развлекательную – создает благотворную атмосферу; Релаксационную – снижает напряжение, вызванное негативными эмоциями и перегрузками мышечной нервной системы мозга; Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой; Воспитывающую – формирует моральные и нравственные качества; Обучающую – дает новые знания умения навыки; Коррекционную – исправляет эмоциональные, поведенческие проблемы ребенка; Профилактическую – предупреждает появление психологических заболеваний; Лечебную – способствует оздоровлению.Тесто для лепки мы с детьми замешиваем вместе. Его можно красить при замешивании, пищевыми красителями, гуашью, акриловыми красками. Так же можно и раскрашивать уже готовое изделие. Сейчас я вам предлагаю опробовать на практике одну из форм оздоровления - тестопластику, чтобы снять напряжение от сегодняшнего дня. Выйти из этого зала спокойным, расслабленным и удовлетворенным. (Лепим смешного мышонка или котенка).Сравнительный анализ результатов в течение четырех лет позволил сделать вывод, что используемые мною нетрадиционные формы работы способствуют сохранению и развитию здоровья детей. Сравнительных анализ показателей по посещаемости и заболеваемости детей МКДОУ «Уголек» за 2010 - 11уч. год По городу По ДОУ Посещаемость на одного ребенка 158,9 д/д. 156,9 д/д. Заболеваемость на одного ребенка 24,02 д/д. 9,0 д/д.