«Без памяти нет традиций,Без традиций нет культуры,Без культуры нет воспитания,Без воспитания нет духовности,Без духовности нет личности,Без личности нет народа».(«Золотая формула» этнопедагогики)СодержаниеПояснительная записка--------------------------------------------------------------------------стр.3 Учебно – тематический план 1 год обучения----------------------------------------------стр.7 Содержание курса--------------------------------------------------------------------------------стр.8 Ожидаемые результаты------------------------------------------------------------------------стр.10 Учебно – тематический план 2 год обучения---------------------------------------------стр.11 Содержание курса-------------------------------------------------------------------------------стр.12 Ожидаемые результаты------------------------------------------------------------------------стр.15 Учебно – тематический план 3 год обучения---------------------------------------------стр.16 Содержание курса-------------------------------------------------------------------------------стр.17 Ожидаемые результаты------------------------------------------------------------------------стр.19 Литература----------------------------------------------------------------------------------------стр.20 Аннотация-----------------------------------------------------------------------------------------стр.25 ^ Пояснительная записка.Программа «Народная культура» по содержательной, тематической направленности является культурологической; по общефункциональному предназначению – общекультурной; по форме организации – клубной; по времени реализации – трёхгодичной. Программа «Народная культура» предназначена для детей среднего возраста (10-14 лет) в системе дополнительного образования. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого; расширяет представления обучающихся о культуре своего народа, знакомит с историей народного искусства, формирует чувство прекрасного. ^ Актуальность программы заключена в создании условий для обогащения жизни современных детей богатым опытом предков, а также для восстановления забытых смыслов традиционной народной культуры как основы жизни нации. Изучение данного курса актуально также в связи с её практической значимостью. Воспитанники могут применить полученные знания и практический опыт при работе над проектом, при подготовке к олимпиаде и т.д.^ Новизна программы заключена в комплексном подходе к изучению краеведческого, фольклорного и культурологического материала, а также в её интегративности в учебно-воспитательный процесс. В соответствии с концепцией учебного плана и требованиями СанПиНа программа курса рассчитана на 4 часа в неделю, периодичность занятий 2 раза по 2 часа в неделю, 144 часа в год. ^ Цель программы: формирование духовного мира обучающихся, их эстетической и нравственной воспитанности средствами народной культуры.Задачи программы: познакомить обучающихся с культурным наследием родного края, развить у воспитанников творческие способности, повысить интерес к обычаям и традициям своих предков, организовать живое общение с фольклорным наследием края, приобретение исследовательских навыков. Данная программа предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся: - проведение праздников народного календаря и весёлых перемен с разучиванием народных игр; - запись старинных обрядов и обычаев; - организацию выставок прикладного творчества; - участие в фольклорных исполнительских группах; - создание и защиту творческих исследовательских проектов. С учетом возрастных психологических особенностей программа рассчитана на сочетание интеллектуального труда и познавательно - досуговую деятельность. Так из русских традиций упор сделан на массовые народные праздники. При изучении других тем широко используются игровые технологии. Возрастные рамки для участия в клубе практически неограниченны, т.к. любви к Родине надо учить с раннего детства. Обучающиеся должны чувствовать свою сопричастность, испытывать гордость за свою «малую» родину. Оптимально предложен возраст участников - 9-14 лет, когда у ребят познавательный интерес преобладает над индивидуализмом, в то же время, уровень их знаний позволяет их приобщить к знаниям истории, литературы, географии, мировой художественной культуры. Принципиально важное значение имеет «размывание» границ между теоретическими и практическими формами проведения занятий. Восприятие культурологических знаний и практическая деятельность участников коллектива дополнительного образования представлены в программе в их содержательном единстве, это требует от детей творческих умений, личностной увлеченности своим делом - в этом залог достижения предполагаемого результата. В предлагаемой программе по возможности увеличено количество часов, отведенных на практические занятия. Это поможет участникам пропустить изучаемый материал через себя, приобрести определённый опыт для активного применения в досуговой деятельности. План занятий распределен в соответствии с народным календарем, так как он являет собой универсальную, вневременную и оптимально сбалансированную модель мира; благодаря выработанному ею мощному механизму традиций, сохраняет свое значение на всех последующих этапах развития человеческого общества.Формы и методы. Занятия по программе «Народная культура» предусматривают кроме учебных занятий проведение праздников и обрядов, организацию выставок прикладного творчества, а также экскурсии в музеи, поездки к архитектурным, историческим и природным памятникам, посещение концертов, театральных спектаклей, художественных выставок и т.д.Формы изучения результатов деятельности. Усвоение пройденного материала должно контролироваться в ходе игровых практических занятий: викторин, олимпиад, конкурсов знатоков родного края, способствовать контролю может выпуск газетных статей обучающимися, изготовление различных музейных стендов, защита проектов, участие в фестивалях, интернет - олимпиадах и т.п. Критерии оценивания: Оценивание творческих исследовательских проектов осуществляется (в соответствии с требованиями к написанию) при защите на различных конференциях, фестивалях, конкурсах, олимпиадах.Учебно-методическое обеспечение: Кабинет для теоретических и практических занятий. Библиотека краеведа. Школьный музей. Компьютерный класс. Методическая литература по музейному делу и этнографии. Школьная костюмерная. Видеомагнитофон. Фотоаппарат. Интерактивная доскаДидактический материал: Иллюстративный материал. Аудио – видеотека. Фотоматериал. Альбомы. Документальный материал из СМИ. Сценарные разработки массовых мероприятий.Учебно – тематический план1 год обучения №п/п Название темы Количество часов всего теоретических практических 1 Вводное занятие 2 2 2 Фольклор – народное творчество 8 2 6 3 Времена года и народный календарь. 8 2 6 4. Родной язык и фольклорная сказка. 8 2 6 5 Детский музыкальный фольклор 14 2 12 6 Народные игры 14 2 12 7 Народное музыкальное творчество 14 2 12 8 Малые жанры устного фольклора 14 2 12 9 Посиделки. Праздники. 14 2 12 10 Проектная деятельность. 20 2 18 11 Поисково-исследовательская работа. 26 6 20 Итого: 144 28 116 ^ Содержание курса1 год обучения «Русский фольклор»1.Вводное занятие Знакомство с детским коллективом. Ресурсный круг «Фольклор». Техника безопасности на занятиях. Планы на учебный год.2.Фольклор – традиционное народное творчество. Фольклор – словесное, музыкальное, танцевальное, изобразительное творчество народа. Его прямая связь с природой, жизнью и бытом народа, представление о мире. Устные формы фольклорной традиции. Виды и жанры традиционного и современного фольклора.^ Практическая работа. Ресурсный круг общения. Обзорная экскурсия в школьный музей.3.Времена года и народный календарь. Круговорот явлений в природе. Четыре времени года – круг. Их особые приметы в календарно-обрядовом фольклоре. Воспроизведение календарного круга через народные праздники: Осенины, Покров, Святки, Масленица, Сороки, Вербное воскресенье, Пасха, Семик, Троица, Иван Купала.^ Практическая работа. Создание календарного круга. Экскурсии в природу. Сочинение сказок о фольклорных персонажах.4. Родной язык и фольклорная сказка. Язык есть достояние народа, кладовая его сознания, памяти: средство общения, взаимопонимания, передача информации от поколения к поколению. Язык музыки, танца, жеста и т.д. Язык фольклора. Сказка - основной вид устного народного творчества. Сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки.^ Практическая работа. Инсценирование сказок, изготовление костюмов, масок, представление сказок.5.Детский музыкальный фольклор. Детский музыкальный фольклор – особая самостоятельная часть народного музыкального творчества. Традиционный фольклор взрослых для детей: колыбельные песни, пестушки, потешки и т.д.^ Практическая работа. Составление фольклорных книг, буклетов, исследовательских проектов; игровые и театрализованные программы.6.Народное музыкальное творчество. Песни – основной жанр русской народной музыки. Её многообразные связи с жизнью народа, трудом, праздниками. Песни хороводные и плясовые, их календарно-обрядовое происхождение. Народная хореография. Особая манера мужского и женского поведения в танце, ритмы шага, пластика рук, своеобразие рисунка движений в каждом танце. Пляска, парный танец, перепляс, хоровод, кадриль ит.д. Русские народные инструменты: ложки, трещотки, бубенцы, свистульки, жалейка, рожок, волынка, балалайка, гусли, домра, гармошка. Жанры инструментальной музыки: наигрыши, плясовые, пастушьи, свадебные песни и др.^ Практическая работа. Подготовка и проведение фольклорных праздников, Музыкальных бесед, посиделок и т.д. Создание книг «Песни моей семьи», конкурсы частушечников, ложкарей и др. Написание исследовательских работ. 7.Народные игры. Игра как вид деятельности. Соединение в игре действия, слова, напева. Сочетание противоположностей – традиционной сюжетной основы и индивидуально-эмоционального «сиюминутного» поведения, жёсткого выполнения правил и творческой импровизации.^ Практическая работа. Сбор и запись игр. Изготовление инвентаря для игр. Ролевой тренинг «Я – затейник».8.Малые жанры устного фольклора. Традиционный детский фольклор: считалки, дразнилки, мирилки, заклички, игровые припевки. Их функциональные, стилевые и интонационные различия.^ Практическая работа. Сбор и запись произведений устного творчества (былички, загадки, пословицы и т.д.) создание проектов, фольклорных книг.9. Посиделки. Праздники. Праздник- проявление всех форм и видов культурной традиции народа: от принятых форм общения и поведения до манеры исполнения песен, танцев.^ Практическая работа. Участие в подготовке и проведении праздников, обрядов, творческих бесед о календарных праздниках, публикации в школьной газете и других СМИ, сбор материала о народных праздниках у местных жителей, оформление краеведческих материалов для школьного музея.10.Проектная деятельность. Выбор темы. Работа с литературой. Обработка материала. Написание проекта. Защита проекта. Создание творческих и исследовательских проектов предполагается по каждой теме. Выбор тем обусловлен принципом добровольности. ^ Практические занятия. Работа над рефератами, творческими проектами. Подготовка к участию в фестивалях, конкурсах, краеведческих чтениях. 11.Поисково-исследовательская работа. Ведение дневника экспедиции. Выпуск газетных статей. Интервью. Как стать интервьюером. Составление опросников по темам. Для ведения беседы. Краеведческие экспедиции к старожилам края. Запись рассказов, воспоминаний местных жителей. Сбор материалов в местных архивах. Подготовка публикаций в местную печать. Подготовка докладов.^ Основные требования к уровню подготовки обучающихся первого года обучения.Знать: * жанры устного и музыкального фольклора, * праздников народного календаря, * обряды и ритуалы праздников.Уметь: * активно включаться в различные формы коллективного творчества, * собирать предметы старинного быта для школьного музея, * изготавливать элементы костюмов, маски, атрибуты для обрядов^ Учебно – тематический план2 год обучения №п/п Название темы Количество часов всего теоретических практических 1 Вводное занятие 2 2 2 Откуда пошла Земля Русская 4 2 2 3 Народный календарь 4 2 4 4. Календарные и церковные праздники 2 2 5 Осенние праздники 14 2 12 6 Зимние праздники 16 2 14 7 Весенние праздники 12 2 10 8 летние праздники 10 2 8 9 Народные промыслы 12 2 10 10 Русские музыкальные инструменты. Песня 10 2 8 11 Игры. 6 2 4 12 Народный костюм и атрибуты быта. 6 2 4 13 Проектная деятельность. 20 2 18 14 Поисково-исследовательская работа. 26 6 20 Итого: 144 32 112 ^ Содержание курса2 год обучения «Календарные народные праздники» 1.Вводное занятие Ресурсный круг «Фольклор». Планы на учебный год. Техника безопасности.2.Откуда пошла Земля Русская. Восточные славяне и их соседи. История возникновения русских княжеств (Рюрик – Олег – Игорь). Русское поселение. Крещение Руси. Русские на Урале. Ермак. Христианизация народов Урала. Стефан Пермский.^ Практическая работа. Рисунки, стихи об Урале. Составление компьютерных презентаций «Наша Родина – Урал».3.Народный календарь. Понятие «календарь». Разновидности календарей. Оформление народного календаря. Взаимосвязь народного календаря с фенологическим календарем. Родословная. Понятие «родословная». Составление «древа жизни» (генеалогического древа) в таблицах и рисунках.Русские имена и их значение.^ Практическая работа. Подборка текста и иллюстраций для оформления календаря в виде книги. Сочинение сказок и рассказов о животных и птицах.Наблюдение за растениями, животными и изменениями в природе.Игры в лото «Узнай меня» с целью закрепления знаний о растениях, птицах.Изготовление салатов из полезных, лекарственных растений.Составление генеалогического древа в таблицах и рисунках.4.Праздники. История возникновения праздников. Роль праздников в жизни людей. Круговорот жизни.^ Практическая работа. Тренинг общения (с целью установки психологических контактов между детьми).5.Осенние праздники. Встреча матушки Осенины и Рождество Богородицы, Сергий- капустник, Покровская ярмарка, Синичкины именины, Кузьминки. Знакомство с праздниками, их происхождением, обрядом, ритуалом.^ Практическая работа. Изготовление атрибутов для праздников (кормушки, музыкальные инструменты, маски, посуда из папье-маше и т.д.). Разучивание песен и стихов об осени. Экскурсии в лес с целью наблюдения за изменениями, происходящими в природе. Подготовка и проведение конкурсов «Капустник», «Ах, частушечка, веселушечка». Подготовка и проведение соревнований «Кто быстрее», «Кто интереснее».6.Зимние праздники. Знакомство с зимними праздниками: Екатерина - санница, Наум -грамотник, Спиридон-солнцеворот, Рождество, Святки. Святочно - рождественские обряды: колядки, посиделки, вертеп, святые и страшные вечера, посиделки и гадания.^ Практическая работа. Подготовка и проведение праздников. Изготовление атрибутов (вертеп, костюмы и колядки). Разучивание песен - колядок, святочных игр. Постройка снежных городков. Проведение посиделок с гаданием, с рассказыванием страшилок. Изготовление рождественских открыток, сувениров. Организация и проведение выставок рождественских открыток, рисунков.7.Весенние праздники. Масленица, Благовещенье, Сороки, Великий пост, Вербная неделя, Пасха. Знакомство с праздниками, обрядами и обычаями их проведения.^ Практическая работа. Изготовление атрибутов праздника (жаворонков, берегинь, чучела масленицы). Изготовление пасхальных открыток, роспись яиц. Составление пасхальных композиций. Организация и проведение конкурсов буклетов, презентаций о Масленице, выставок пасхальных выставок открыток, расписных яиц.8.Летние праздники. Красная горка, Юрьев день, Троица, Семик. Знакомство с летними праздниками, их обрядами и обычаями.^ Практическая работа. Разучивание закличек и песен. Проведение праздника Троица.9.Народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. История возникновения глиняной игрушки: Дымка, Филимоновская игрушка и др. История возникновения народных росписей: Хохлома, Гжель, Городец, Дымка.^ Практическая работа. Рассматривание иллюстраций с видами росписей, игрушек и предметов быта. Зарисовка различных видов росписей.10.Русские музыкальные инструменты. Песня. Духовные, струнные, ударные музыкальные инструменты. Русские народные инструменты: ложки, свистульки, трещотка, домра, гусли звончатые, балалайка, гармоника, баян. История возникновения песни. Народные, лирические, хороводные, плясовые, колыбельные песни. Частушки.^ Практическая работа. Рисунки русских музыкальных инструментов. Разучивание песен всех жанров. Проведение «Праздника народной песни». Записать любимые народные песни вашей семьи. Разучивание хороводов.11.Игры. Народные подвижные игры. Виды народных подвижных игр. История их возникновения и развития. Знакомство с правилами подвижных игр «Огородник», «Змейка», «Золотые ворота», «Бояре» и т.д.^ Практическая работа. Подготовка инвентаря и оборудования для подвижных игр. Организация и проведение подвижных игр.12.Народный костюм и атрибуты быта. История возникновения народного костюма, его развитие. Отличие костюмов различных регионов России. История появления вышивки. Значение и символика вышивки. История возникновения предметов быта (посуда, мебель, игрушки).^ Практическая работа. Изготовление кукол-берегинь из кусков ткани без швов.13.Проектная деятельность. Выбор темы. Работа с литературой. Обработка материала. Написание проекта. Защита проекта. Создание творческих и исследовательских проектов предполагается по каждой теме. Выбор тем обусловлен принципом добровольности. ^ Практическая работа. Работа над рефератами, творческими проектами. Подготовка к участию в фестивалях, конкурсах, краеведческих чтениях. 14.Поисково-исследовательская работа. Ведение дневника экспедиции. Выпуск газетных статей. Интервью. Как стать интервьюером. Составление опросников по темам. Для ведения беседы. Краеведческие экспедиции к старожилам края. Запись рассказов, воспоминаний местных жителей. Сбор материалов в местных архивах. Подготовка публикаций в местную печать. Подготовка докладов.^ Основные требования к уровню подготовки обучающихсявторого года обучения. Знать: *историю возникновения русских княжеств, появление русского народа на Урале, *понятие «народный календарь», его воплощение в творчестве писателей, художников и композиторов, *взаимосвязь народных праздников с религиозными, *народные художественные промыслы, *иметь представление о синкретичности фольклора.Уметь: *составлять слайд - презентации на компьютере, *записывать краеведческий материал у местных жителей, *проводить игры народного календаря, *изготавливать ритуальные предметы.^ Учебно – тематический план3 год обучения №п/п Название темы Количество часов всего теоретических практических 1 Вводное занятие 2 2 2 Семейное древо 12 2 10 3 Семейные обряды 8 2 6 4. Рождение 10 2 8 5 Свадьба 10 2 8 6 Проводы в армию. 6 2 4 7 Похороны 6 2 4 8 Вечёрки 10 2 8 9 Весенние женские обряды 10 2 8 10 Весенние мужские обряды 6 2 4 11 Фольклорный театр 8 2 6 12 Народная хореография 6 2 4 13 Проектная деятельность. 20 2 18 14 Поисково-исследовательская работа. 26 2 24 Итого: 144 32 112 ^ Содержание курса3 год обучения«Семейно-бытовые праздники русского народа»1.Вводное занятие . Ресурсный круг со словом «мама». Понятия «род», «семья». Функции семьи – передача традиций рода. Беседа о работе в коллективе на учебный год. Правила культуры безопасности жизнедеятельности.2.Семейное древо. Понятие «родословная». Составление генеалогического древа в таблицах и рисунках. Значение имён и фамилий.^ Практическая работа. Составление родословия. Творческие проекты «Моя семья», «Моя фамилия», «Моё имя».3.Семейные обряды. Семейно-бытовые праздники. Традиции времён.^ Практическая работа. Составление буклетов, книжечек «Праздники моей семьи», «Традиции моего рода», «Праздники наших бабушек», публикации в школьной газете.4.Рождение. Обряды, связанные с рождением ребёнка в старину и в наши дни. Крестины. Обереги. «Каши». Материнский фольклор.^ Практическая работа. Сбор краеведческого материала, оформление для музея. Игровая программа «Покачаем зыбку».5.Свадьба. Соединение двух родов. Основные этапы свадьбы. Ритуальная пища. ^ Практическая работа . разучивание свадебных песен с девочками. Обряд «девичник». Кукольная свадьба. Сбор краеведческого материала «Свадьба моих родителей».Реферативная деятельность.6. Проводы в армию. Рекрутчина у крестьян. Воинская повинность у казаков. Защита Родины – основной долг у мужчин. Современные обряды проводов в армию. ^ Практическая работа . Разучивание воинских песен с мальчиками. Сбор краеведческого материала для музея. Творческие проекты.7. Похороны. Душа и тело. Их разделение. «Воскресение». Почётная смерть в бою. Этапы похоронного обряда. Роль полотенца пояса. Ритуальная пища похорон, её символика.^ Практическая работа. Разучивание песни «Чёрный ворон». Запись обрядов поминовения предков: родительские субботы, радуница.8.Вечёрки. Формы общения между девушками и юношами. Традиции на посиделках. Хороводы. Игры. Танцы. Вечёрки во время постов.^ Практическая работа. Разучивание песен, поцелуйных игр, хороводов. Проведение театрализованных посиделок «Бабушкин сундук». Сбор и обработка материала для музея.9.Весенние женские обряды. Связь девичьих обрядов с крестьянской жизнью, ритуальная связь женских обрядов с народным календарём.^ Практическая работа. Разучивание весенних хороводов, закличек. Проведение обрядов троице - семицкого цикла.10.Весенние мужские обряды. Егорий вешний, Георгий – Победоносец. ^ Практическая работа .Разучивание весенних закличек. Разучивание подвижных игр «Лапта», «Чиж», «12 палочек».11.Фольклорный театр. Понятие о фольклорном театре. Жанры: скоморошество, балаганный театр, вертеп, раёк, петрушечный театр.^ Практическая работа. Разучивание сценок. Изготовление куклы-петрушки. Игровая экскурсия в школьный музей «Скоморохи – первые артисты».12.Народная хореография. Образность народного танца в движениях и рисунках танцев. Ансамбль Моисеева – энциклопедия народного танца.^ Практическая работа. Разучивание основных движений русского танца: ковырялочка, моталочка, верёвочка, припадание, дроби, хлопушки, присядки.Основные требования к уровню подготовки обучающихся третьего года обучения. Знать: *смыслы народных календарных и семейно-бытовых праздников, *терминологию фольклорных жанров, *понятие «древо семьи».Уметь: *создавать проектно-исследовательскую работу, *оформлять краеведческий материал для музея, *составлять буклеты, путеводители, фольклорные книжки, *участвовать и находить своё место в фольклорном празднике, *иметь навыки приготовления обрядовой пищи.^ Литература, использованная при составлении программы1.Духовная культура Урала /Под ред.Н.А.Миненко.- 2-е изд. - Екатеринбург : Банк культурной информации, ИДЛ «Сократ», 1998. – 104 с.: ил.- (Очерки истории Урала, вып.3). 2.Декоративно-прикладное творчество.5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика/авт.-сост. О.Я.Воробьёва.- Волгоград: Учитель, 2009.140 с. 3.Т.И. Калужникова. Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала. - Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство Дома учителя. 208 стр. (Серия «Библиотека уральского фольклора», том 1). 1997г. 4.Типовая программа «Мир народной культуры» (автор Новицкая М.Ю.) из сборника «Программы по мировой художественной культуре для средних общеобразовательных и школ с углублённым гуманитарным образованием. - М., «Просвещение», 1995г.: 5.Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) /Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 6.Положение о школьном музее Свердловской области./приложение №1 к Приказу Департамента образования № 150- д от 25.05.94 7.Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) Красноуфимского округа. /Приказ №91 от 24.03.2006. 8.Типовые программы : 1) Г.Н.Перлова, Ю.Н.Протопопов. «Краеведы-искусствоведы», 2)Ю.С.Егоров, И.А.Егорова. «Юные этнографы», 3)А.П.Радищев. «Литературное краеведение». из сборника «Туризм и краеведение»: М., « Просвещение», 1982 г.:^ Литература для педагога и обучающихся: Востриков О.В.Традиционная культура Урала. Опыт этноидеографического словаря говоров Свердловской области. Выпуск I. Народный календарь. - Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2000. – 148 с. Волшебное колечко./ составитель и литобработчик Л.В.Дьяконов) – Киров: Волго-Вятское кн.издательство, Кировское отд., 1992.-240 с. Ганулич А.К. Слышен звон бубенцов издалёка. М.: Сов. Россия, 1990.-144 с., 8 л. ил. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1994.-288 с.: ил. Данилова Л.Окно с затейливой резьбой: Кн. для учащихся ст.классов.- М.: Просвещение, 1986.- 2007 с., ил Зеленин Д.К. великорусские сказки Пермской губернии. Сокровищница отечественного собирательства /Сост., подг. текста, послесл. и комм. Т.Г.Бергулёвой-Дмитриевой; Ил. и оф. О.Г.Дмитриевой.- М.: правда, 1991.-544 с., ил. Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии /художники М.В.Душин, В.Н. Куров.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с., ил.-(Серия «Расширяем кругозор детей»). Казиева М.В. Сказка в русской живописи /энциклопедия живописи для детей.- М.: Белый город.-1009 с.: ил. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторы-составители: Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие.- М.: Педагогические общество России, 2007.-144 с. Калужникова Т.И. Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала. - Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство Дома учителя. 208 стр. (Серия «Библиотека уральского фольклора», том 1). 1997г. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники, ритуалы: Справочник.- М