РЕЦЕНЗИЯна образовательную программу дополнительного образования детей «Народно-сценический танец», разработанную воспитателем группы продленного дняМОУ СОШ № 23 г.МичуринскаШЕРСТОВОЙ Татьяной АлександровнойОбразовательная программа дополнительного образования детей «Народно-сценический танец» представляет собой вариант планирования образовательной деятельности в творческом объединении художественно-эстетического направления. Программа «Народно-сценический танец» рассчитана на возрастную категорию обучающихся 7-10 лет со сроком реализации 3 года. Педагогом определены основные условия работы хореографического отделения, которые заставляют отойти от традиционных методов, но сохраняют основные принципы ведения танцевальной дисциплины. В процессе преподавания используется дифференцированный подход к детям с учетом их физических данных и способностей к восприятию предлагаемого материала. Имеет большое значение отдельное обучение по группам девочек и мальчиков. Программа «Народно-сценический танец» воспитывает чувство ансамбля у детей. Дает возможность выбирать наиболее легко усваиваемый танцевальный текст, его варьирование. Грамотно определены цели и задачи всех лет обучения. Имеется итоговый контроль. Программа способствует развитию творческого потенциала личности, формирует художественно-эстетический вкус, воспитывает трудолюбие и уважение к труду. Структура программы соответствует государственным нормативным требованиям. Учтены возрастные особенности воспитанников. Педагоги дополнительного образования могут использовать данную программу для обучения и проведения занятий в общеобразовательных учреждениях.Рецензент ____________________________________________________РЕЦЕНЗИЯна образовательную программу дополнительного образования детей «Народно-сценический танец», разработанную воспитателем группы продленного дняМОУ СОШ № 23 г.Мичуринска^ ШЕРСТОВОЙ Татьяной АлександровнойОбразовательная программа дополнительного образования детей «Народно-сценический танец» представляет собой вариант планирования образовательной деятельности в творческом объединении художественно-эстетического направления. Программа «Народно-сценический танец» рассчитана на возрастную категорию обучающихся 7-10 лет со сроком реализации 3 года. Данная программа актуальна в современных жизненных условиях, так как открывает самый широкий простор для выявления способностей детей, сделав их жизнь духовно-богатой, многогранной и является составной частью всестороннего гармоничного развития подрастающего поколения. Программа учитывает все возрастные изменения учащихся, содержит информационные и практические блоки, которые раскрывают актуальность образовательной программы, определяют ее новизну, ставят задачи, соответствующие поставленной цели. Педагогом определены те задачи, решение которых возможно в процессе обучения. Выбраны доступные и интересные формы организации образовательного процесса: сочетание образовательной деятельности и практических занятий народно-сценического танца. Педагогом определена система фиксации результатов обучения. В конце каждого года обучения предлагается постановка развернутой композиции или небольшой законченный танец, где наряду с усвоением элементов, можно проследить за воспитанием чувства ансамбля у детей и созданием сценического образа. Настоящая программа может быть использована педагогами дополнительного образования для обучения народно-сценического танца.Рецензент ____________________________________________________^ Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №23»г.Мичуринска Тамбовской областиУТВЕРЖДАЮ на заседании методического совета ______________________________ Директор МОУ СОШ №23 «_____»_________________20___г. ______________________________ Шамшурин Е.В.)НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙТАНЕЦДополнительная образовательная программаДля обучающихся с 7 – 10 летРассчитана на 3 года обученияАвтор-составитель: ШЕРСТОВА Татьяна Александровна воспитатель группы продленного дняМичуринск-Наукоград 2008 г.^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Художественное обучение и эстетическое воспитание детей в общеобразовательных школах является составной частью всестороннего гармоничного развития подрастающего поколения. Программа «Народно-сценический танец» имеет художественно-эстетическое направление. Я считаю, что моя программа имеет актуальность в наше время, потому что каждый ребенок должен развить в себе необходимые для исполнительской деятельности физиологические качества, как свобода движений, устойчивость, мягкость, гибкость, легкость движений, округленность линий, подвижность стопы. И все это должно быть доведено до автоматизма. Своеобразие условий работы заставляет изменить традиционный, сложившийся в профессиональном хореографическом образовании подход к порядку прохождения материала, но при непременном сохранении основных принципов, лежащих в основе ведения этой танцевальной дисциплины. Ограниченность физических данных учащихся заставляет проявлять большую осторожность при выборе репертуара. Все сказанное и определяет особенность настоящей программы, в которой на первом году обучения (2 класс) не предусмотрено прохождение танцевальных элементов у станка. Занятия начинаются на середине зала с освоением элементов народного танца. На первом году обучения закладывается фундамент для исполнительских качеств. Отсутствие технической сложности, больших нагрузок дает педагогу возможность уделить внимание культуре исполнения, умение ориентироваться в пространстве, двигаться по площадке. Значительные возможности для приобщения учащихся к богатству танцевального народного творчества предоставляет хореографическое образование и, в частности народно-сценический танец, который является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин, неотъемлемой частью начального образования. Хореография родилась на заре человечества. Еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, танцы магического характера, ритуальные, воинственные. В них народ обращается к силам природы. Дошедшие до нас танцы рассказывают о жизни, быте и нравах различных народов. С изменением социального строя, условий жизни людей менялись характер и тематика искусства, в том числе и народная хореография. Где как не в танце выражается душа народа, его самобытность! Важнейшей задачей всего курса обучения является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умения точно передавать национальный стиль и манеру народного танца. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата (развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа), дает возможность овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Программа рассчитана на возрастную категорию обучающихся 7-10 лет со сроком реализации 3 года, годовой объем программы- 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу каждое. Руководствуясь основными принципами, изложенными в настоящей программе, педагог может увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.^ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:Формирование у детей национального стиля и манеры исполнения народного танца и развитие элементарного чувства удовольствия и радости от творческой деятельности.^ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:I год обучения: Познакомить детей с элементами народно-сценического танца. Научить держать корпус. Разучить основные позиции ног, рук, положения головы и корпуса. Учить эмоциональной выразительности исполнения. Обучить движениям русского, белорусского народных танцев. Рассказать о народных обрядах, познакомить с бытом и нравом различных народов мира. Дать элементарное представления о красоте. II год обучения: Развивать эластичность мышц, бедра и связок тазобедренного сустава. Учить слушать музыку. Обучить народно-сценическому танцу, способствующему укреплению мышечного аппарата. Воспитывать умение гармонично сочетать движения ног, рук, корпуса для достижения выразительности. Учить тянуть подъем, выработать гибкость, пластичность, растяжку как у станка, так и на середине зала. Научить постигать тайны танца. Уметь владеть своим телом в композициях «Веревочка», «Елочка». Вводить несложные ритмические комбинации для развития внимания. Научить передавать настроение итальянского танца.III год обучения: Развивать физиологические качества, как свобода движений, гибкость, устойчивость и довести все до автоматизма. Научить сдерживать дыхание, для освоения техники. Воспитывать чувство удовольствия от выполнения работы. Вырабатывать техническое мастерство, чувство позы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Обучить разнообразием стилей и манерой исполнения парных (польского, узбекского, грузинского) танцев. Прививать культуру общения с партнером. Воспитывать художественно-эстетического мироощущение. Развивать немаловажный фактор, как дыхание учащегося. Уметь составлять сложные комбинации и небольшие композиции.^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:К концу первого года: дети должны уметь исполнять простейшие элементы народно-сценического танца, освоение их на «середине», знать основные позиции и положения рук и ног, положение головы и корпуса, уметь исполнять небольшие комбинации русского и белорусского народных танцев, также одного из танцев прибалтийских народов. Уметь использовать в работе первую (6-ю) позицию ног и первую и третью свободные позиции.^ К концу второго года: дети умеют работать у станка, затем могут эти элементы переносить на середину зала, а также исполняют более сложные танцевальные композиции «Елочка», «Веревочка», способствующие развитию координации движений. Учащиеся изучили элементы русского, белорусского и элементы украинского и итальянского танцев.^ К концу третьего года: дети должны изучить более сложные элементы у станка, требующие не только координацию движений, но и силовую нагрузку. С этого года активнее работают руки, добавляются перегибания корпуса, полуповороты, прыжки на одной ноге, с одной ноги на другую, изучение элементов молдавского, узбекского, польского народных танцев. Умение танцевать в парах и общение с партнером. Во втором семестре изучение грузинского, венгерского сценических танцев. К концу учебного года составлять более сложные комбинации и небольшие композиции.^ СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:I год обучения: Вводный контроль знаний, умений и навыков кружковцев по сценическому танцу, который поможет увидеть уровень подготовленности ребят и сферу их интересов. Тест на мотивацию эстетической деятельности. Метод наблюдения (когда оценка определяется преподавателем). После изучения каждого блока на практических занятиях показать, какие приобрели навыки танцевальной деятельности на середине зала.II год обучения:В виде зачета по каждому блоку: упражнение у станка русский народный танец белорусский народный танец итальянский сценический танец танцевальные композицииIII год обучения: Постановка развернутой композиции. Умение создать сценический образ. Постановка законченного танца.^ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:Словесные: открытого диалога, беседы с элементами рассказа о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа, прослушивание музыкальных произведений с дальнейшим их обсуждением.Наглядные: видеофильмы о жизни и творчестве знаменитых хореографов, посещение студий народного танца, наблюдение за развитием репертуара творческих коллективов области.Практические: коллективное творчество, выбор танца, самоанализ и самооценки, умение импровизировать.^ ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Мини-лекции. Беседы и тематические занятия. Творческие связи педагогов. Практические занятия. Тесты на мотивацию эстетической деятельности. Постановки композиций. Итоговый контроль.КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 1 год обучения № п./п. ТЕМА Количество часов общее теория практика 1 2 3 4 5 1. Вводное занятие. 1 1 - 2. Позиция ног. 5 1 4 3. Позиция рук. 5 1 4 4. Поклоны. 5 1 4 5. Притопы и перетопы. 6 1 5 6. Элементы танца «Крыжачок». 4 - 4 7. Движения польки. 5 1 4 8. Присядки (для мальчиков). 4 1 3 9. Положение головы и корпуса. 5 1 4 10. Русский народный танец. 5 2 3 11. Белорусский народный танец. 5 2 3 12. Танец прибалтийского народа «Козлик». 5 1 4 13. Изучение элементов «Цепочка». 4 - 4 14. «Карусель». 4 - 4 15. Открывание и закрывание рук. 5 - 5 16. «Гармошка». 4 - 4 ИТОГО: 72 13 59 ^ КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 2 год обучения № п./п. ТЕМА Количество часов общее теория практика 1 2 3 4 5 1. Вводное занятие. Упражнение у станка. 12 1 11 2. Элементы русского танца. 6 1 5 3. Белорусский народный танец «Крыжачок». 6 2 4 4. Итальянский сценический танец «Таран-телла» (музыкальный размер 6/8). 7 2 5 5. Украинский народный танец. 6 2 4 6. Элементы русско-народного танца. 6 2 4 7. Танцевальная композиция «Елочка». 4 - 4 8. «Вервочка». 4 - 4 9. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу и подскоки. 5 - 5 10. «Ковырялочка». 4 1 3 11. Хлопки и хлопушки. 7 - 7 12. Присядка. 5 1 4 ИТОГО: 72 12 60 ^ КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 3 год обучения № п./п. ТЕМА Количество часов общее теория практика 1 2 3 4 5 1. Вводное занятие. Занятия у станка (бо-лее сложные) 14 - 14 2. Позиция рук. 6 - 6 3. Полуповороты и повороты. 6 1 5 4. Прыжки. 9 - 9 5. Молдавский танец. 6 2 4 6. Узбекский танец. 6 1 5 7. Польский народный танец «Мазурка». 6 2 4 8. Парный танец. 7 - 7 9. Грузинский танец. 5 1 4 10. Венгерский сценический танец. 6 2 4 11. Поведение итогов. 1 - 1 ИТОГО: 72 9 63 ^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1 год обученияВводное занятие. Знакомство с творчеством школы-студии «Юность» и правилами поведения на занятиях.Позиция ног. Пять прямых, пять свободных, две закрытые.Практические занятия: 1.Разучиание пяти прямых позиций ног. 2.Пять свободных позиций ног. 3.Две закрытые позиции ног. 4.Повторение всех позиций ног.Позиция рук. Семь позиций рук.Практические занятия:1.1-я,2-я позиции положения рук. 2. 3-я позиция рук. 3.4-я, 5-я позиции рук. 4.6-я,7-я позиции рук.Поклоны. Простой поклон на месте.Практические занятия: 1.Поклоны на месте без рук. 2.Поклоны на месте с руками. 3.Поклон с продвижением вперед. 4.Поклон с отходом назад.Притопы и перетопы. Притопы и перетопы.Практические занятия:1.Притопы одинарные женские. 2.Притопы одинарные мужские. 3.Притопы тройные. 4.Перетопы тройные. 5.Повторение всех притопов и перетопов.Элементы танца «Крыжачок». Практические занятия: 1.Притопы одинарные. 2.Подскоки на двух ногах. 3.Основной ход «Крыжачка». 4.Присядка на двух ногах для мальчиков.Движения польки. Польский народный танец. Практические занятия: 1.Простые подскоки польки на месте. 2.Вокруг себя. 3.Голоп в сторону. 4.Простые подскоки с хлопками и поклонами.Присядки (для мальчиков). История присядки.Практические занятия: 1.Подготовка к присядке. 2.Плавное опускание вниз. 3.Резкое опускание вниз.Положение головы и корпуса. Положение головы и корпуса .Практические занятия: 1.Положение головы и корпуса в русском народном танце. 2.Положение головы в движениях польки. 3.Голова и корпус в поклонах. 4.Умение держать голову в элементах танца «Крыжачок»Русский народный танец. 1.Истоки русского народного танца. 2.Национальный костюм. Практические занятия: 1.Разучивание элементов русского народного танца «Гармошка», «Елочка». 2.Основные положения рук. 3.Основные положения ногБелорусский народный танец. 1.Национальные особенности танца. 2.Костюм белорусского народа. Практические занятия: 1.Разучивание элементов белорусского танца «Крыжачок». 2.Положение рук и ног. 3.Основной ход.Танец прибалтийского народа «Козлик». Национальные особенности танцевальных движений.Практические занятия: 1.Разучивание танца «Козлик» (положение ног). 2.Положение рук в танце. 3.Элементы польки. 4.Движение танца «Козлик».Изучение элементов «Цепочка». Практические занятия: 1.Движение цепочки вправо, влево. 2.Различные движения цепочки. 3.Положение головы в танце. 4.Закрепление движений «Цепочки»«Карусель». Практические занятия: 1.«Карусель» (разучивание элемента). 2.Основная фигура «Звездочка». 3.Движения по кругу. 4.Закрепление элемента «Карусель».Открывание и закрывание рук. Практические занятия: 1.Открывание и ззакрывание одной руки в сторону. 2.Поочередное открывание и закрывание рук. 3.Обращение с платочком (для девочек). 4.Открывание и закрывание рук в русском народном танце. 5.Закрепление изученного материала.«Гармошка». Практические занятия: 1.Позиция ног в «Гармошке». 2.Положение рук. 3.Движения «гармошки» в стороны. 4.Движения «гармошки» по кругу.^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ2 год обучения1. Вводное занятие. Упражнение у станка. Упражнения у станка. Практические занятия: 1.Пять открытых позиций ног. 2.Переводы ног с позиции в позицию. 3.Приседания по открытым позициям. 4.Выведение ноги на носок вперед, в сторону и назад. 5. Выведение ноги на каблук. 6.Маленькие броски. 7.Подготовка к «Веревочке». 8.Подготовка к «чечетки». 9.Упражнения с напряженной стопой и с первой позиции на каблук 10.Опускание на колено от опорной ноги. 11.Растяжка в полуприседании и полное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку.^ 2. Элементы русского народного танца. Занятие «Истоки русского народного танца». Практические занятия: 1.Поочередное раскрывание рук. 2.Движение рук с платком. 3.Переменный шаг. 4.Перескоки с ноги на ногу. 5.Боковое припадание.^ 3. Белорусский народный танец. 1.«Традиции белорусского народного танца» (мини-лекция). 2.Основной ход. Практические занятия: 1.Основной ход «Крыжачка». 2. «Веревочка» 3.Присядка. 4.Кружение с припаданием.^ 4. Итальянский сценический танец «Тарантелла». 1.Итальянский танец «Тарантелла». 2.Национальный костюм. Практические занятия: 1.Разучивание сценического танца «Тарантелла» 2.Положение рук в танце. 3.Положение ног. 4.Движения рук с тамбурином. 5.Работа над выразительностью танца.^ 5. Украинский народный танец. 1.«Украинский народный танец» (история танца). 2.Костюм. Практические занятия:1.Украинский танец «Гопак» (подготовка к движениям «Бигунец», «Голубец»)2.Положения рук и позиции ног.^ 3.Простые поклоны без рук, с руками.4. «Ковырялочка»6. Элементы русского народного танца. 1.Традиции русского народного танца. 2.История возникновения народно-сценического танца. Практические занятия: 1.Повторение выученных элементов русского народного танца (раскрывание и закрывание рук) 2.Поклоны. 3.Простой русский шаг, притопы. 4.Зачетный урок.^ 7. Танцевальная композиция «Елочка». Практические занятия: 1.Композиция «Елочка»-позиция ног. 2.Разучивание движений влево, вправо. 3.Движения по кругу, положения рук и головы. 4.Зачетный урок.8. «Веревочка». Практические занятия: 1.Композиция «Веревочка» - позиция ног. 2.Положения рук характерные для русского танца. 3.Положения головы и корпуса. 4.Закрепить движения композиции «Веревочка»^ 9. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу и подскоки. Практические занятия: 1.Боковые перескоки. 2.Перескоки на всю стопу. 3.Подскоки на месте. 4.Подскоки с продвижением вперед. 5.Подскоки назад, вперед, вокруг себя.10. «Ковырялочка». «Ковырялочка» (творческая связь с педагогами дополнительного образования). Практические занятия: 1. «Ковырялочка» без подскоков. 2. «Ковырялочка» с двойным притопом. 3. «Ковырялочка» с тройным притопом.^ 11. Хлопки и хлопушки. Практические занятия: 1.Хлопки фиксирующие (мужские). 2.Удары по бедру. 3.Удары по голенищу. 4.Хлопки и удары скользящие. 5.Хлопки в ладоши. 6.Удар по голенищу сапога. 7.Зачетный урок.12. Присядка. Основные виды присядки. Практические занятия: 1.Подготовка к присядке. 2.Подскоки на двух ногах. 3.Присядка с вынесением ноги. 4.Покачивание на приседании.^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ3 год обученияВводное занятие. Работа у станка. (более усложненные элементы).Практические занятия: 1.Полуприсядания и полные присядания. 2.Круговое скольжение по полу. 3.Повороты стопы. 4.Присядки. 5.Маленькие «голубцы». 6.Маленькие броски. 7.Наклоны и перегибания корпуса. 8.Подготовка к «качалке» и «качалка». 9.Растяжка из 1 позиции с перегибанием корпуса в испанском стиле. 10.Поднимание на полупальцы в сочетании с движением рук. 11.Подготовка к «чечетке». 12.Подтоговка к «веревочке». 13.Выстукивания поочередные каблуками и полупальцами. 14. «Веер» - маленькие броски^ 2. Позиция рук. Практические занятия: 1.Повторение семи позиций рук. 2.1-я, 2-я позиции рук. 3.3-я, 4-я позиции рук. 4.5-я позиция рук. 5.6-я,7-я позиции рук. 6.Зачетный урок по позициям рук.^ 3. Полуповороты и повороты. Полуповороты и повороты. Практические занятия: 1.Повороты стопы (одинарные, двойные). 2.Повороты на обеих ногах (пятая открытая позиция). 3.Полуповороты с движениями рук. 4.Поворот на одной ноге внутрь, наружу. 5.Зачетный урок.4. Прыжки. Практические занятия: 1.Прыжок с ударами по голенищу спереди. 2.Прыжок с поджатыми ногами. 3.Прыжки в сторону. 4.Прыжок с продвижением вперед. 5.Прыжок с согнутыми от колена назад ног. 6.Прыжки вверх. 7.Прыжок с поджатыми перед грудью ногами вперед и на месте. 8.Прыжки вперед и назад. 9.Зачетный урок по прыжкам.^ 5. Молдавский танец. 1.Характерный, темпераментный танец. 2.Народно-сценический костюм. Практические занятия: 1.Положения рук и ног в танце. 2.Ход боковой, ход с подскоком на одну ногу, бег. 3.Огневая «Сырба». 4.Медленная «Хора».^ 6. Узбекский танец. Узбекский танец. Практические занятия: 1.Разучивание основных элементов узбекского танца. 2.Положение ног. 3.Положение рук. 4.Основной ход. 5.Зачетный урок.^ 7. Польский народный танец «Мазурка». 1.Костюм польского народа. 2.Национальные традиции. Практические занятия: 1.Основной ход «Мазурки». 2.Легкий бег. 3.«Голубец». 4.Подготовка к парному вращению.^ 8. Парный танец. Практические занятия: 1.Быстрый бег с продвижением вперед. 2.«Моталочка» 3.Ключ с двойной дробью. 4.Вращения. 5.Основной русский ход. 6.Быстрый русский бег. 7.Зачетный урок по парным танцам.^ 9. Грузинский танец. Грузинский танец. Практические занятия: 1.Положения рук и ног в танце. 2.Ходы («Ртуала», «Мухлура», «Гасма») 3.Плавный танец (для девочек). 4.Энергичный танец (для мальчиков).^ 10. Венгерский сценический танец. 1.История венгерского народа, быт и обычаи. 2.Национальный костюм. Практические занятия: 1.Венгерский сценический танец (основные элементы движений). 2.Положения рук и ног. 3.Основной ход. 4.Зачетный урок по сценическим танцам.11. Подведение итогов. Практические занятия: 1.Постановка развернутой композиции, небольшой законченный танец.^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. На первом году обучения (второй класс) дети 7-8 лет осваивают элементы народно-сценического танца на «середине» зала в тех формах и с той степенью технической сложности и нагрузки на мышечный аппарат, которые доступны учащимся и могут изучаться без применения станка. На начальном этапе на «середине» изучаются характерные для народно-сценического танца позиции рук и ног, осваивается простейшая координация, а также удобные и понятные детям элементы танцев. Следует избегать слишком раннего и быстрого введения специфических особенностей народно-сценического танца, которые трудно, а зачастую и невозможно согласовать с начальной стадией обучения танцу. Например, скошенная на ребро стопа, резкое приседание, резкие изломы корпуса. В процессе работы педагог должен соблюдать строго принцип «от простого к сложному». Особое внимание следует уделять такому немаловажному фактору, как дыхание учащихся. Правильное поставленное дыхание имеет решающее значение для освоения танцевальной техники, особенно, если учитывать частую смену темпов и ритмов урока народно-сценического танца. При изучении каждого из разделов настоящей программы необходимо знакомить учащихся с национальными особенностями входящих в него народных танцев, рассказывать о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. Все это поможет более глубокому пониманию национального характера, усилит выразительность исполнения. Не навязывать детям «взрослую» манеру исполнения, оно должно быть естественным, а предлагаемый материал – не только соответствовать техническим возможностям учащихся, но и с учетом возрастной психологии. При подборе музыкального сопровождения каждого элемента у станка или на «середине» учитывать возрастные особенности восприятия музыки. Это поможет и облегчит освоение технически сложных элементов и поможет развитию танцевальности и выразительности. В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям с учетом их физических данных и способности к восприятию предлагаемого материала. Имеет большое значение и отдельное обучение по группам девочек и мальчиков.