Нижегородский государственный университетФакультет управления и предпринимательстваА.И. Горылев КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ Методические рекомендации, тезисы лекций, планы семинарских занятий, темы курсовых и контрольных работ(для студентов, получающих высшее юридическое образование по заочной форме обучения на базе высшего неюридического исреднего специального образования)Нижний Новгород 2006 Печатается по решению Научно-методического Совета факультета управления и предпринимательства ННГУ имени Н.И. Лобачевского.Конституционное право России: методические рекомендации, тезисы лекций, планы семинарских занятий, темы курсовых и контрольных работ (для студентов, получающих высшее юридическое образование по заочной форме обучения на базе высшего неюридического и среднего специального образования).- Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет, 2006.Методические рекомендации, тезисы лекций, планы семинарских занятий, темы курсовых и контрольных работ составлены в соответствии с государственными стандартами и университетской программой по конституционному праву России для студентов, получающих высшее юридическое образование по заочной форме обучения на базе высшего неюридического или среднего специального образования. Они сориентированы на современные подходы в изучении курса и новую литературу. ^ А.И. Горылев. 2006 Нижегородский государственный университет. 2006.Введение Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Следует учитывать, что конституционное право как отрасль в правовой системе любого государства занимает ведущее место в силу содержания регулируемых отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления власти, ее взаимоотношений с человеком. Основным источником рассматриваемой отрасли является Конституция - правовой акт, обладающий верховенством по отношению к власти и другим источникам права. Не нужно забывать, что наша страна переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе. В этой связи, сущностные изменения общественного устройства России, ее государственного статуса привели к необходимости переосмысления многих категорий и институтов конституционного права - отрасли, закрепляющей основы конституционного строя. В новых условиях складывается иное отношение к наследию науки конституционного права в России, в частности, к ее дореволюционному периоду. Необходимо также подчеркнуть значимость конституционной культуры для юристов любой специальности, и особенно для тех, кто собирается работать в государственном аппарате. Все перечисленные факторы подтверждают важную роль конституционного права как учебной дисциплины в юридических вузах.Программа курса "Конституционное право России" предполагает: 1) изучение студентом общих понятий и категорий науки конституционного права в их системе; 2) овладение методикой правового анализа норм конституционного права; 3) уяснение влияния факторов политического, экономического, культурного и нравственного характера на конституционно-правовые нормы и практику; 4) ознакомление с широким кругом законодательных актов, нормы которых регулируют конституционно-правые отношения. Особое внимание уделяется системному изучению Конституции России 1993 года. Организация и деятельность государственных органов РФ и общественных институтов рассматривается с позиции их конституционно-правового статуса и процедурных правил его реализации. Взаимоотношения государства и личности изучаются по поводу обеспечения индивиду свободы от притязаний власти, обязанностей последней гарантировать права человеку и участия гражданина в осуществлении власти. Вопросы государственно-территориального устройства освещаются в связи с правами государства, правовыми гарантиями его целостности, особенностями федеративного устройства России и правовыми проблемами разграничения властных полномочий между РФ и ее субъектами.^ Литература для изучения курса в целом Нормативные акты: 1. Конституция РФ, М., 1994. 2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82 – ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об общественных объединениях»// Российская газета, 2006, 17 февраля. 3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10 – ФЗ (ред. от 09.05.2005) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» //Российская газета, 2006, 13 мая. 4. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125 – ФЗ (ред. от 06.07.2006) «О свободе совести и о религиозных объединениях»//СЗ РФ, 1997, №39, ст.4465. 5. Федеральный закон от 11.07.2001 №95 – ФЗ (ред. от 12.072006) «О политических партиях»// Российская газета, 2006, 15 июля. 6. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5 – ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»//СЗ РФ, 2004, №27, ст.2710. 7. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1 – ФКЗ (ред. от 16.10.2006) «Об уполномоченном по правам человека в РФ»// Российская газета, 2006, 18 октября. 8. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62 –ФЗ (ред. от 18.07.2006) «О гражданстве Российской Федерации»// Российская газета, 2006, 27 июля. 9. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 18.07.2006) «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»// Российская газета, 2006, 27 июля. 10. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 – ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации» //Российская газета, 2005, 9 апреля. 11. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 №1 – ФЗК (ред. от 05.05.2005) «О конституционном суде РФ»// Российская газета, 2005, 9 апреля. 12. Федеральный закон от 05.08.2000 №113 – ФЗ (ред. от 25.07.2006) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»// Российская газета, 2006, 27 июля. 13. Федеральный закон от 14.06.1994 №5 – ФЗ (ред. от 22.10.1999) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»// Российская газета, 1999, 26 октября. 14. Федеральный конституционный закон от 18.12.1997 №2 – ФЗК (ред. от 01.06.2005) «О Правительстве РФ» // Российская газета, 2005, 7 июля.Учебники и методические пособия: 1. Баглай М.В. Конституционное право России учебник, М., 2002. 2. Горылев А.И., Цыганов В.И. Теория государства и право. Конституционное право Российской Федерации. Словарь основных понятий и категорий, Нижний Новгород, 2005. 3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России учебник, М., 2002. 4. Комментарий к Конституции РФ. М., 1994. 5. Конституционное (государственное) право: справочник. М., 1995. 6. Конституция Российской Федерации; энциклопедический словарь. М., Большая Рос. Энцикл., 1995. 7. Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб.,1996. 8. Петров А.В. Конституционное право: основные понятия. Нижний Новгород, 1996. 9. Стрекозов В.Г. Казаченцев Ю.Д. Государственное (конституционное) право России: учебник, М., 1997. 10. Степанов И.М. Парламентское право России учебник. М., 1999. 11. Четвертин В.А. Конституция РФ. Проблемный комментарий. М., 1997. 12. Чиркин В.Е. Конституционное право России учебник, М., 2004. 13.Чиркин В.Е. Конституционное (государственное) право: справочник. М., 1995.Научная литература: 1.Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ. М., 1996. 2. Андриченко Л.В. Белоусова Е.В. Беженцы и вынужденные переселенцы (Правовые проблемы)// Государство и право, 1995, № 5. 3. Гранкин И.В. Определение статуса Федерального Собрания РФ и проблемы его совершенствования// Государство и право, 2005, № 6. 4. Горылев А.И. Некоторые вопросы становления представительной демократии в России// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Право, 1998, №1. 5. Дегтев Г.В. Некоторые теоретические закономерности становления института президентства на современном этапе// Государство и право, 2005, № 2. 6. Котенков А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе// Государство и право, 1998, №9. 7. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе// Государство и право, 1998, №10 . 8. Крылов В.С. Федерализм и его будущее// Журнал российского права, 1999, №1. 9. Колбая Т.Н. Может ли федеральный закон изменить установленное Конституцией разграничение полномочий между ветвями власти?// Журнал российского права, 1999, №2. 10. Лазарев Л.В. Конституционное правосудие: механизмы реализации, проблемы// Российская Федерация, 1995, №10. 11. Лаптева В.В. Конституционное правосудие как фактор стабильности конституционно-правовых отношений// Журнал российского права, 1999, №5/6. 12. Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений)// Государство и право, 1997, №8. 13. Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы// Государство и право, 1994, №10. 14. Маликов М.К. Гражданство РФ и гражданство ее субъектов// Государство и право, 1997, №8. 15. Морозова Л. А. Права человека в условиях становления гражданского общества (международная научно-практическая конференция)// Государство и право, 1997, №10. 16. Надеев Р.К. Структура федеральных органов исполнительной власти. Нужна система// Журнал российского права, 1999, №3/4. 17. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ 1993 года// Государство и право, 1996, №1. 18. Петров А.В. Идея права и права человека// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Право, 1998, №1. 19. Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти// Журнал российского права, 1998, №2. 20. Радченко В.И. Судебная реформа в России// Журнал российского права, 1999, №1. 21. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм// Государство и право, 1996, №10. 22. Умнова И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта РФ// Государство и право, 1994, №8-9. 23. Усанов В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России// Государство и право, 2005, № 12. 24. Чиркин В.Е. Правовое положение политических партий// Журнал российского права, 1999, №3/4. 25. Филипова И.А. Непосредственная демократия и ее роль в развитии общества// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Право, 1998, №1. 2. Лекционные занятия Объем изучаемого курса определяется содержанием государственного образовательного стандарта и универсальной программой по Конституционному праву России. Наиболее фундаментальные вопросы, необходимые для правильной ориентации во всем курсе конституционного права России, рассматриваются на лекционных занятиях, которые проводятся по расписанию на установочном сборе. Студенту рекомендуется вести конспект лекций и затем использовать его в процессе самостоятельной работы над курсом, сопоставляя с материалом учебников и учебных пособий и дополняя конспект ответами на вопросы, не рассмотренные на лекционных занятиях.В лекционном курсе предполагается рассмотреть следующие темы:^ 1. Общая характеристика Конституционного права России 2ч Понятие и предмет конституционного права как отрасли и как науки. Источники конституционного права. Система конституционного права. Место конституционного права в системе права России.^ 2. Конституционный строй России 2ч Понятие конституционного строя, его соотношение с понятием общественного строя. Закрепление Основ конституционного строя в Конституции России. Характеристика Основ конституционного строя России.^ 3.Основы правового положения личности. 4ч Понятие и специфика реализации Основных прав и свобод человека и гражданина. Принципы правового статуса человека и гражданина. Характеристика Основных прав и свобод человека и гражданина.^ 4. Институт гражданства России 2ч Понятие гражданства и конституционное закрепление принципов гражданства. Основания приобретения и прекращения гражданства РФ. Государственные органы, ведающие вопросами гражданства.^ 5. Федеративное устройство России 2ч Законодательство, закрепляющее федеративное устройство России. Состав РФ и статус ее субъектов. Конституционные гарантии единства РФ. Разграничение предметов ведения Федерации и ее субъектов по Конституции РФ 1993 года.^ 6. Система органов государственной власти 2ч Президент России. Федеральное Собрание России. Правительство России. Их взаимодействие в осуществлении государственной власти.^ ИТОГО: 16 ЧАСОВТезисы лекций.Конституционное право как отрасль российского права. Конституционное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые закрепляют конституционный строй, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и местного самоуправления. Предмет конституционного права – это общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права, а именно: - отношения по поводу охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством); - отношения по поводу устройства государства и государственной власти (властеотношения).^ Элементы системы конституционного права РФ: - Основы конституционного строя; - Основы правового статуса человека и гражданина; - Федеративное устройство; - Избирательная система; - Система государственной власти и местного самоуправления.^ Конституционно-правовые нормы. Норма права – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения. Специфические черты конституционно-правовых норм обусловлены их отраслевой принадлежностью и определяются предметом отрасли конституционного права РФ. Особенности конституционно-правовых норм: - регулируют общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности (политической, экономической, социальной, культурно-духовной и др.); - наиболее значимые нормы конституционного права закреплены в Конституции РФ; - учредительный характер содержащихся в данных нормах предписаний; - специфический круг субъектов, на регулирование отношений между которыми, данные нормы направлены (государство, государственно-властные структуры).^ Источники конституционного права РФ. В юридическом смысле под источниками права понимаются те формы, в которых находят выражение правовые нормы. - Конституция РФ – основной закон государства. - Федеральные конституционные законы («О Правительстве РФ», «О Конституционном суде РФ и др.). - Федеральные законы, содержащие нормы конституционного права («О Прокуратуре РФ», «О выборах Президента РФ» и др.). - Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер. - Постановления Правительства РФ. - Внутригосударственные договоры (Федеративный договор, договоры, заключаемый между РФ и ее субъектами о разграничении полномочий). - Международные соглашения РФ. - Конституции и Уставы субъектов РФ. - Законы субъектов РФ, принятые в пределах полномочий субъектов РФ. Нормативные акты исполнительный органов власти субъектов РФ, принятые в пределах их полномочий.Субъекты конституционного права. Субъекты КП – это участники конституционно-правовых отношений. социальные общности (народ как источник власти в РФ); государство (Российская Федерация, субъекты РФ как государственно-подобные образования); органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.); депутаты представительных органов власти (депутаты Государственной Думы, депутаты Совета Федерации, законодательных органов власти субъектов РФ и т.д.), общественные объединения и группы граждан, которые участвуют в политической жизни страны (политические партии, группы избирателей и др.); индивиды (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства).^ Конституционное право в системе российского права. КП является ведущей отраслью права, что обусловлено значением тех общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли права, а именно: в правовой форме устанавливаются принципы устройства общества и государства; общие основы управления всеми общественными процессами; нормами КП регулируется сам процесс создания права. Во всех отраслях получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права права и свободы человека и гражданина, государственно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».^ Закрепление Основ конституционного строя в Конституции РФ. Конституционный строй – это определенная форма или способ организации государства, закрепленный в его Конституции. Под Основами конституционного строя РФ понимаются главные устои государства, его основные принципы. К числу Основ конституционного строя относятся: - демократизм, выражающийся в народном суверенитете. В ст. 3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. - разделение властей. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. К законодательной власти относится Федеральное Собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, а также законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, а также исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Суды РФ образуют судебную ветвь власти. Президент РФ по Конституции РФ является главой государства и не входит не в одну из ветвей власти. - идеологический и политический плюрализм. В соответствии со ст. 13 Конституции РФ никакая идеология в РФ не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии, общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном и политическом устройстве общества и государства. Политический плюрализм означает многопартийность. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение Основ конституционного строя и нарушение целостности государства, подрыв безопасности России, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. - правовое государство. Правовое государство характеризуется тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны все без исключения субъекты. Важнейшим признаком правового государства является верховенство права. Конституция является центром правовой системы, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. В России все равны перед законом и судом. Государство должно гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, политических убеждений и т.д. Правовое государства предполагает приоритет личности в отношениях между государством и личностью. - суверенность России. Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти (такое состояние власти, при котором над ней не стоит и не может стоять власть других государств). Конституция РФ признает суверенный характер власти исключительно за Россией, но не за субъектами РФ (которые не имеют права выхода из состава РФ). - ^ Россия как федеративное государство. По Конституции Россия является федеративным государством. Федерализм предполагает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам, что также является важной гарантией демократизма в управлении государством. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов: 1) государственная целостность РФ; 2) единство системы государственной власти; 3) разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 4) равноправие и самоопределение народов в РФ; 5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. - ^ Экономическая основа конституционного строя РФ. В России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Провозглашается многообразие форм собственности – частной, государственной и муниципальной. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. В ст. 35 Конституции закреплено, что в РФ иметь имущество в собственности – владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. -^ Россия как социальное государство. Главной задачей социального государства является достижение социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство стремится к равенству на основе роста благосостояния граждан. Конституция РФ провозглашает основные направления социальной политики в России, как то: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда людей; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; 4) развитие системы социальных служб, в том числе и негосударственных; 5) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. - ^ Россия как светское государство. Светское государство – это такое государство, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным. Религиозные объединения в РФ действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения законодательства РФ. Религиозное объединение – добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповеданий. - республиканская форма правления. Главным признаком республиканской формы правления является выборность и сменяемость главы государства. Устанавливая республиканскую форму правления, Конституция РФ закрепляет следующие ее признаки: 1) отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; 2) создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; 3) формирование наиболее важных органов государственной власти путем свободных выборов граждан РФ; 4) формирование органов государственной власти на ограниченный срок (4-5 лет).^ Основы правового статуса личности в РФ. В ст.2 Конституции РФ закреплено, что человек его права и свободы являются высшей ценностью. Все последующие главы Конституции, и особенно глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» подчинены данному абсолютному принципу, раскрывают и детализируют его. Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. ^ Принципы правового статуса человека и гражданина. Под ними понимаются признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. Конституционное закрепление получили следующие принципы правового статуса личности: 1) Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. В ст. 19 Конституции РФ выделяется при аспекта проявления равноправия – а) равенство всех перед законом и судом; б) равенство прав и свобод человека и гражданина; в) равноправие мужчины и женщины. 2) Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Гарантия осуществляется через всю систему государственных органов. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание РФ осуществляет защиту прав и свобод посредством законодательной деятельности. В РФ создана должность Уполномоченного по правам человека. 3) Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод личности, недопустимости их ограничения. В России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Осуществление прав и свобод личности не должно нарушать права и свободы других лиц. 4) Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями, перечень которых устанавливается Конституцией РФ.^ Личные права и свободы человека и гражданина. 1) Право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Право на жизнь предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей воины и конфликты. В мирных условиях гарантии права на жизнь не сводятся к запрещению убийства – это закрепляется уголовным законом каждой страны. Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью и особенно с террористическими актами. Теоретически, запрет смертной казни входит в содержание права на жизнь. Но в Конституции РФ закреплена возможность применения данной меры наказания в строго ограниченных случаях. Тем не менее, в России Указом Президента РФ введен мораторий на применение смертной казни в качестве меры наказания. 2) ^ Право на достоинство личности. Достоинство личности – это качество человека, равнозначное праву на уважение и обязанности уважать других. Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный принцип: «Ничто не может быть основанием для его умаления». В ст. 21 Конституции РФ этот принцип раскрывается через запрет подвергать пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Запрещено также подвергать человека без его согласия медицинским, научным или иным опытам. 3) ^ Право на свободу и личную неприкосновенность. Свобода рассматривается как возможность совершать любые правомерные действия. Личная неприкосновенность распространяется на жизнь и здоровье людей, на их честь и достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-либо действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь. Гарантиями свободы и безопасности личности выступают уголовно-правовые запреты любых обратных действий граждан и должностных лиц. 4) ^ Право на частную жизнь. Частную жизнь составляют те стороны жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Вмешательство в частную жизнь человека возможно только с целью выявления противоправных действий того или иного лица, и должно происходить только на основе закона при наличии веских, признанных законом, оснований для подозрения лица в совершении преступлений. Институт неприкосновенности частной жизни включает в себя: а) право человека на личную, семейную тайну, на защиту чести и доброго имени; б) право на тайну переписки; в) запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; г) обязанность органов государственной власти и должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документацией и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. 5) ^ Право на неприкосновенность жилища. По существу данное право является продолжением права на частную жизнь. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги граждан, что исключает незаконные обыски и выемки документов. Жилищем признается и место временного пребывания человека (гостиница, общежитие, пансионат и др.). Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, арендаторами, проживающие на условиях договора социального или коммерческого найма. 6) ^ Свобода передвижения и выбора места жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства принадлежит каждому, кто находится на территории РФ на законных основаниях, следовательно, этого права лишены лица, проникшие в РФ в нарушении визового режима, законодательства о въезде в РФ. Федеральный закон может ограничивать свободу передвижения в определенных районах (например, в пограничной зоне, в закрытых военных городках и т.д.). Реализации права на выбор места жительства сопутствует определенный порядок. Так, федеральный закон устанавливает обязанность гражданина, прибывшего на новое место жительства, в течение 7 дней зарегистрироваться в органах внутренних дел. Регистрация носит уведомительный характер. 7) ^ Свобода совести и вероисповедания. Каждому гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Под свободой совести понимается право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога. Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. 8) ^ Свобода мысли и свобода слова. В соответствии с ч. 3 ст. 29 Конституции РФ «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Это предполагает установление такого порядка, при котором все бы могли, ничего не опасаясь, выражать свои мнения и убеждения, а мнения и убеждения меньшинства или инакомыслящих, чтобы уважались. В то же время, запрещается пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.^ Политические права и свободы граждан РФ. 1) Свобода печати и информации. Свобода информации гарантируется каждому в соответствии со ст. 29 Конституции РФ. Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от форм их представления. Каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Тем не менее, свобода информации ограничена неприкосновенностью частной жизни и тайной коммуникаций и получает конституционную защиту только в тех случаях, когда поиску и получению информации препятствует государство. Государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными, за исключением документированной информации, отнесенной законом к категории ограниченного доступа (информация, отнесенная к государственной тайне, и конфиденциальная). 2) ^ Право на объединение. По своему содержанию данное право предусматривает возможность создания общественных, то есть негосударственных объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других. Каждый человек вправе не только создавать эти общественные объединения, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. Конституция РФ устанавливает 3 положения, связанных с реализацией данного права: а) Право на объединение принадлежит каждому человеку; б) Государство гарантирует свободу общественных объединений; в) Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. 3) ^ Право на мирные собрания и публичные манифестации. В России данное право принадлежит исключительно гражданам РФ. В ст. 31 Конституции РФ закреплено право: собираться мирно без оружия; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикеты. Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение протеста против политики власти или ее поддержки, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности. 4) ^ Право граждан участвовать в управлении делами государства. Данное право развивает содержащееся в ст. 3 Конституции РФ положение о народовластии. Народ может осуществлять свою власть как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственным участием народа в осуществлении своей власти рассматривается референдум и свободные выборы. Полномочные представители, выбранные народом, в ходе принятия решений должны выражать волю тех, кого они соответственно представляют: либо весь народ, либо население, проживающее на той или иной территории. 5) ^ Право избирать и быть избранным. Конституция РФ в ч. 2 ст. 32 гарантирует гражданам активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным) избирательные права и свободное волеизъявление на референдуме. Граждане РФ участвуют в выборах добровольно, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 6) ^ Право граждан на равный доступ к государственной службе. Речь идет о равных возможностях для каждого гражданина поступить на государственную службу при наличии вакансий и профессиональном соответствии. Нельзя отказать в этом гражданину в связи с его расовой, национальной, половой принадлежностью, языком, социальным происхождением, имущественным положением и т.д. Замещение вакансий на государственные должности федеральной государственной службы происходит на конкурсной основе.^ Социально-культурные права. 1) Право на образование. В Конституции РФ говорится об общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Получение образования не является привилегией. Конституция не предусматривает полной общедоступности получения высшего образования. Граждане РФ в государственных и муниципальных учебных заведениях могут бесплатно получить высшее образование только на конкурсной основе. Государство при выполнении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, должно уважать право родителей обеспечивать детям получение образования в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями. 2) ^ Право на жилище.