АНАЛИЗ ДВУХ СТИХОТВОРЕНИЙ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКАУчитель русского языка и литературыДмитриева Альбина Николаевнаг. Старый Оскол Белгородской областиМОУ «СОШ №26 с углубленным изучением отдельных предметов» Анализ стихотворений проводится с использованием информационных технологий. Учащиеся в компьютерном варианте заполняют заранее подготовленную таблицу анализа стихотворений, затем пишут сочинение. Использование таблицы помогает увидеть в стихотворении художественные особенности.^ Александру Блоку Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье. Т Стихотворение двупланово: описание места и времени с одной стороны – и самого поэта-хозяина – с другой. Описание погоды имеет явно символический смысл: «дымный полдень», «лохматый сизый дым» и «малиновое солнце». Ахматова дает понять, что Блок – поэт с большой буквы, недаром дважды употребляется слово «Воскресенье».ихо в комнате просторной, А за окнами морозИ малиновое солнце Над лохматым сизым дымом…Как хозяин молчаливыйЯсно смотрит на меня!У него глаза такие,Что запомнить каждый должен; Мне же лучше, осторожной, В них и вовсе не глядеть.Но запомнится беседа,Дымный полдень, воскресенье В доме сером и высоком У морских ворот Невы.^ Анна Ахматова, 1914 Ключевые слова и образы ЭпитетыМетафорыСравнения ^ Историческая основа Поэтесса боготворила Блока, мечтала о встрече с ним. Лирический герой Лирическая героиня восхищается поэтом, обращая внимание на две детали – глаза и беседа Жанр Лирическое стихотворение Тема Встреча с поэтом Идея Его должны помнить все, «каждый» Форма 4 катрена Лексика Общеупотребительная лексика Аллитерация-ассонанс С-з-ш-ж (шипящие создают ощущение шепота), л-м- мягкости.О – впечатление округлости, законченности. Интонация Спокойно-приглушенная Рифма Неточная, мужская и женская. Неточная рифма приближает стихотворение к разговорной речи, беседе. Размер Четырехстопный хорей Особенность синтаксиса Простые нераспространенные предложения, переход предложений из одной строфы в другую. Многоточие – незаконченность пейзажа. ! – восхищение. Инверсия В доме сером и высоком, в комнате просторной Метонимия Мне, осторожной, Дополнительно Петербург, цветопись – малиновое, сизый. ^ Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я пришла к поэту в гости.»Имя Анны Ахматовой – одно из ярчайших звезд на небосклоне поэзии. Недаром ее называли русской Сафо. Ее творчество наполнено глубиной и крылатостью, светом и верой. Великая любовь к Родине и уверенность в ее предназначении позволили ей в бурные годы оставаться со своим народом. Поэтесса всегда гордилась высокой национальной духовностью, культурой, гениальностью русских писателей и поэтов. Особую гордость вызывали в ее душе такие светочи мировой литературы, как А. Пушкин и А. Блок. Ахматова изучала их творчество, трепетно относилась к их поэтическим строкам. Она даже в мыслях не могла сравнивать свое творчество с наследием великих поэтов. А. Пушкин был для нее недостижимым идеалом, образцом, а А. Блок - ее современник, он живет с ней в одном городе, дышит одним воздухом, и все же между ними непреодолимая грань – поэт и почитательница. Стихотворение «Я пришла к поэту в гости» написано в 1914 году, в годину страшных испытаний для России. Прежде чем встретиться с поэтом, а тем более прийти в гости, юная поэтесса (в это время уже был опубликован первый сборник ее стихов «Вечер») долго не решалась переступить заветный порог. И вот свершилось. Первая строка «Я пришла к поэту в гости» сродни отчаянному прыжку в воду. Сразу, используя прием антитезы, героиня разделяет свое собственное «Я» и ключевой образ «поэт», который, варьируясь от строфы к строфе, превращается в «молчаливого хозяина» с «такими глазами», что и описать их невозможно. Стихотворение состоит из четырех катренов, написанных четырехстопным хореем, что позволяет с одной стороны создать реалистичность картины, а с другой — полутоном, полунамеком передать свои чувства и ощущения. Все стихотворение распадается на две картины: зимний воскресный полдень и образ хозяина дома. Первая строфа поражает своей конкретикой: «Ровно полдень. Воскресенье». Также скупо описывается комната и пейзаж за окном: «комната просторная, а за окнами мороз». Следующие строчки, в которых практически соединены все эпитеты, невольно заставляют отметить символический смысл: И малиновое солнце Над лохматым сизым дымом…Вот едва уловим полутон: «лохматый сизый дым» (в конце появится эпитет «дымный полдень»), сквозь который пробивается «малиновое солнце». Цветопись стиха поражает своей точностью. Действительно, сквозь морозную дымку солнце кажется малиновым, но следом звучит совершенно иная по смыслу строка, кстати, единственная восклицательная: Как хозяин молчаливый Ясно смотрит на меня! Два образа, соединенных в одной строфе, невольно ассоциируются с понятием: поэт – это ведь тоже солнце на небосклоне русской поэзии. Почему малиновое? Да потому, что пока оно еще только пробивается сквозь сизый (серо-синий) дым, но оно обязательно станет ясным, именно ясным, а не ярким. Глагол «смотрит» влечет за собой ключевое слово «глаза» («…глаза такие, что запомнить каждый должен…»). Лирическая героиня не может дать достоверного объяснения этому взгляду, этим глазам, поэтому использует слово «такие», но тут же утверждает, что их «запомнить каждый должен». Это взгляд пророка, взгляд мудреца, взгляд чистой души. И героиня спохватывается: Мне же лучше, осторожной, В них и вовсе не глядеть. Почему? Что страшится увидеть в этом взгляде юная поэтесса? Какая правда откроется ей? Ахматова использует один-единственный эпитет, характеризующий ее героиню, «осторожная». И этим, пожалуй, можно объяснить все «почему». Лирическая героиня боится всецело раствориться в поэте, отдать ему свою жизнь и творчество, подчиниться его обаянию, потерять себя. Ведь больше ни разу не появляется местоимение «Я». Но последняя строфа возвращает нас к реальности. Анна Ахматова утверждает, что «запомнится беседа», опять конкретизируя время «дымный полдень, воскресенье». Случайно ли в коротком стихотворении дважды появляется слово «воскресенье», как бы окольцовывая лирическое стихотворение? Конечно же, нет. Уходя из гостей, героиня воскресает душой, открывает для себя что-то такое тайное, невыразимое, позволяющее поверить в себя. И теперь ей более дорог «дом серый и высокий у морских ворот Невы», потому что здесь она встретилась с кумиром, увидела в нем воплощение своей мечты. Вся структура лирического стихотворения и использование художественно-изобразительных средств подчинены главной идее – настоящего поэта должны помнить все («каждый»). Ограниченное использование эпитетов, отсутствие метафор, аллитерация звуков /с-з-ш-ж/, ассонанс /о/, неточная рифма, незаконченность предложений в строфе приближают произведение к задушевной беседе с читателем, поэтому именно слово «беседа» звучит последним аккордом. Заканчивая читать стихотворение «Я пришла к поэту в гости», поражаешься, как тонки и проникновенно достоверны наблюдения. Многим еще предстоит открыть для себя Анну Ахматову. Ведь ее стихи – «очень емкая, масштабная книга о двадцатом веке, его трагедиях и надеждах». М Пастернак подчеркивает ответственность поэта перед всем миром, перед всей вселенной, перед самим собой, перед своей совестью. Этот сборник высоко оценила Марина Цветаева, она писала: «В этой книге несколько вечных стихов».Резкое противопоставление картины мира гению человека. Смена времени: ночь - утро – день. Свечи горят всю ночь, как огонек человеческого гениячались звезды. В море мылись мысы. Слепла соль. И слезы высыхали. Были темны спальни. Мчались мысли. И прислушивался сфинкс в Сахаре.Плыли свечи. И казалось, стынетКровь колосса. Заплывали губыГолубой улыбкою пустыни. В час отлива ночь пошла на убыль.Море тронул ветерок с Марокко.Шел самум. Храпел в снегах Архангельск.Плыли свечи. Черновик «Пророка»Просыхал, и брезжил день на Ганге.1918 Б.ПастернакОлицетворениеМетафорыКлючевые слова и образыСимвол Историческая основа Четвертая книга стихов «Темы и вариации» была издана в 1923 г., куда вошло стихотворение, написанное в годы Гражданской войны. ^ Лирический герой Ответственность перед миром и самим собой, он – часть вселенной Жанр Философская лирика Тема Рождение нового дня Идея Вечность мироздания, круговорот жизни Форма Три катрена Лексика Имена собственные, глаголы: мчались, мылись, слепла, высыхали, прислушивался, стынет, заплывали, пошла, тронул, шел, храпел, просыхал, брезжил. Синонимы: ветер -самум Тавтология Плыли свечи; мчались звезды – мчались мысли Аллюзия Стихотворение Пушкина «Пророк» Аллегория Голубая улыбка пустыни - утро Антитеза Храпел –брезжил; звезды –день, снег - пустыня Аллитерация-ассонанс М-с-зЫ-у Интонация Взволнованная, тревожно-трагическая Рифма Женская, перекрестная, неточная Размер Пятистопный хорей ^ Особенность синтаксиса Простые предложения, нераспространенные. Параллелизм. Инверсия Глаголы на первом месте. Метонимия Черновик «Пророка» просыхал. Дополнительно Сахара, Архангельск, Ганг – образ мира. Пейзаж. Деталь: Сфинкс, колосс ^ Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Мчались звезды.»Имя Бориса Пастернака известно каждому культурному человеку. В его творчестве отразилась судьба страны, расцвел удивительным экзотическим цветком мир чувств, слово засияло всеми красками, как драгоценный камень, заиграло всеми гранями. А.Блок писал, что «стихотворения, это покрывало – натянутое на острие нескольких слов, а слова светятся, как звезды…» Это определение вполне можно отнести и к стихотворениям Б. Пастернака. Каждое слово его произведений светится, как звезда. Может быть, поэтому само слово «звезды» так часто встречается в его стихотворениях. Если представить себе поэтический небосклон, то, мне кажется, звезда Бориса Пастернака сияет на нем ярко и таинственно. Не потому ли, что сам поэт серьезно и глубоко занимался философией как наукой, даже готовился к защите докторской диссертации по философии в Германском университете, его произведениям наиболее свойственен философский жанр. Образцом может служить стихотворение «Мчались звезды. В море мылись мысы», написанное в 1918 году. Это стихотворение вошло в сборник «Темы и вариации», изданный в 1923 году. Сборник высоко оценила Марина Цветаева, она писала: «В этой книге несколько вечных стихов». И, конечно же, к таким «вечным» стихотворениям можно отнести и вышеуказанное. Стихотворение невелико по объему, всего три катрена, но оно сразу завораживает своей необычностью. За кажущейся простотой такой объем информации, философского обобщения, что искренне удивляешься, как ты сам не смог создать нечто подобное – ведь истина мироздания лежит на поверхности. Первая строфа рисует скромный и в то же время романтический пейзаж – ночь в пустыне, звезды, берег моря, таинственная тишина и безбрежность: Мчались звезды. В море мылись мысы. Слепла соль. И слезы высыхали. Были темны спальни. Мчались мысли. И прислушивался сфинкс в Сахаре. Почему звезды «мчались»? Не сияли, не светили, а мчались, то есть летели с огромной скоростью. Да ведь так мчится наша жизнь, недаром тут же используется повтор «мчались мысли». Жизнь быстротечна, а море, пустыня вечны и таинственны, как сфинкс. Образ сфинкса в Сахаре сразу напоминает о вечной загадке мироздания. Так возникает образ времени. Автор от строфы к строфе рассуждает о круговороте времени: вот «мчатся звезды и темны спальни», то есть над миром сгустилась ночь; а во второй строфе «ночь пошла на убыль», и удивительна грань перед рассветом, когда «в час отлива» уходят тени, касаясь «голубой улыбкою пустыни» одинокого колосса. В третьей строфе наступающий день уже властно заявляет о себе: «брезжил день на Ганге». Как огромен мир! Еще «храпит в снегах Архангельск», а день идет с востока. Что он несет миру, человечеству? Как удивительна метафора «Черновик «Пророка» просыхал»! Аллюзия, используемая Пастернаком (намек на произведение А.С. Пушкина «Пророк»), говорит о том, что этим утром родилось гениальное произведение, человечество обогатилось еще одним открытием. И понятно становится, почему автор использует тавтологию «Плыли свечи». Свеча – это символ человеческого гения, она освещает темный мрак невежества и тайны, она тоже маленькая звездочка на земле, несущая свет. Борис Пастернак практически не использует эпитетов, а строит все свое стихотворение на глагольной лексике (мчались, мылись, слепла, высыхали, прислушивался, стынет, заплывали, пошла, тронул, шел, храпел, просыхал, брезжил), что придает стихотворению взволнованную, тревожно-трагическую интонацию. Поскольку Пастернак входил в группу футуристов, он большое внимание уделял и форме стихотворения. Все стихотворение состоит из простых нераспространенных предложений, в которых автор использует прием инверсии (существительное стоит на втором месте). Это помогает как бы констатировать факты, а неточная рифма приближает стихотворение к задушевной беседе. Аллитерация звуков /м-с-з/ и ассонанс /ы-у/ помогают услышать шум самума в пустыне, шум ветра над огромным пространством от Архангельска до Сахары, ветер и песок занесут следы человеческие, и только в памяти сохранятся имена таких гениев, как Пушкин. Что же хочет поведать Борис Пастернак читателю? Сказать, что мир огромен и загадочен, что он вечен, что все возвращается на круги своя? Мне кажется, что Пастернак подчеркивает ответственность поэта перед всем миром, перед всей вселенной, перед самим собой, перед своей совестью. А каждый из людей, живущих на планете, разве не несет такой ответственности? Стихотворение «Мчались звезды. В море мылись мысы» заставляет задуматься о своем собственном предназначении. Поэтому стихотворения Бориса Пастернака ценны не только своим поэтическим совершенством, но и глубиной философской мысли, они стали своеобразным путеводителем по жизни, в них можно найти ответ на самые сложные вопросы мироздания.Используемая литература: А. Ахматова, «Лирика», Москва, Художественная литература, 1989 год Б.Л. Пастернак, «Избранное», Москва, просвещение, 1991 год Русская литература. ХХ век (Справочные материалы), Москва, Просвещение, 1995 год