Гимназические чтения ГОУ Гимназия 61 Насонова Ольга (11 «Б»)Автореферат исследовательской работы «Дворянская культура в произведении И.А.Бунина ”Антоновские яблоки”»Актуальность темы Человеку свойственно на рубеже веков возвращаться к истокам своей истории. Подобный взгляд является справедливым, поскольку без знания прошлого нация не имеет права на будущее. В данной связи моё обращение к творчеству Бунина как писателю и поэту русской души было продиктовано моим желанием с одной стороны, обратиться к исследованию произведений Бунина как последнего в русской литературе представителя древнего дворянского рода. А с другой стороны – через его рассказ «Антоновские яблоки» рассмотреть историографию русской усадьбы как важного культурного наследия. Нельзя сказать, что эта тема малоизученна: к ней обращались многие великие историографы русской культуры (Д.С.Лихачёв, Алиса Петровна Валицкая, Виппер, Бенуа и др.). Однако указанные авторы исследовали лишь 1 исток художественного садоводства, например великокняжескую или боярскую усадьбу. Творчество Бунина совпало с расцветом символизма в России на рубеже ХIХ–ХХ веков. Видными представителями этого течения стали поэты и писатели-символисты: Андрей Белый, Александр Блок, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт. Андрей Белый пишет программные статьи «О теургии», «Символизм как миропонимание» (1903 г.). Л.Д.Троцкий писал о творчестве А.Белого следующее: «Белый… ищет в слове, как пифагорейцы в числе, второго, особого, сокрытого тайного смысла. Оттого он так часто загоняет себя в словесные тупики». Проза Белого была доступна лишь узкому кругу подготовленных читателей, где каждая фраза являлась шифром к сокрытым смыслам. По отношению к творчеству И.А.Бунина невозможно сказать, что он увлечен игрой с символами, но, тем не менее, его слово несет помимо прямой смысловой нагрузки скрытый для современного читателя смысл. Каждый образ приобретает осязаемый объем благодаря художественным приемам: описанию запаха, упоминанию цвета, состояния воздуха. Одновременно с этим каждое слово Бунина лаконично и ёмко, под каждым словом таится непонятный нам символ, потому что Бунин использует образы, издавна составлявшие русскую культуру. Его «язык символов» был понятен русскому человеку. Это не искусственный язык, он создан самим русским народом, его вековой историей, находящий свое отражение в народных сказках, песнях, произведениях искусства. Нельзя приписывать Бунину символизм, он не создаёт символы, а использует народную культуру. Символ – своеобразный «мост», соединяющий разные планы бытия. Символическое мышление возможно в архитектуре (символика сада), музыке (звуки в произведении), искусстве (цвета, образы). Благодаря символическому прочтению текста мир обретает живость и текучесть. Бунин описывает свой ускользающий мир. ^ Цель исследования Благодаря произведению « Антоновские яблоки» я постаралась поставить своей задачей раскрытие жизни дворянской усадьбы с точки зрения идеи и характерного с одной стороны, образа представителя поместного дворянства, каковым является герой рассказа, и с другой стороны, самой усадьбы как культурного феномена. В моей работе меня интересовал изменяющийся со временем психологический портрет дворянина – помещика и необходимость дать представление о русской усадьбе как неповторимом, ценном и важном культурном наследии русской истории. При выполнении работы становилось ясно, что русская усадьба – это особого рода мирочувствие, ценности которого устойчиво присутствовали во всех культурных эпохах России. Это очень сложный материал, и, наверное, он не до конца понят и проработан. Но для дальнейшей работы это может быть перспективой. Это даёт понять главный вопрос значимости феномена русской усадьбы для современности. Актуальность исследования в том, что в исторической и современной культурной мысли присутствуют интерес к культуре дворянского сословия как носителя высоких ценностей и смыслового потенциала эпохи. Бунин вложил в рассказ всю историю русского дворянства. Сады помещичьих усадеб растили дворян, лучших представителей нашей культуры, в садах создавались произведения искусства. Художественный язык выражает себя как в области изобразительного искусства, явлением которого становится сад, как и словесного. Моя работа исследует сад как образчик творчества человека на земле и искусство слова, которым владел Бунин. В произведении Бунина сад представлен и как художественный образ, и как произведение искусства – дело рук человеческих.^ Объектом исследования является предметно-символический мир культуры русского помещичьего дворянства, представленный в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки». ^ Предмет исследования – культурологические, эстетические и мировоззренческие принципы дворянства России на рубеже XIX-XX вв.Организация исследования Исследование было проведено в три этапа. На первом этапе осуществлено рассмотрение «Антоновских яблок» с целью выявления основных образов и идей произведения. Одним из главных символов в рассказе Бунина является сад, в связи с чем был произведён отбор художественных полотен русской культуры, посвящённых садам, от древнерусских икон до картин современников И.А.Бунина. На втором этапе был совершен краткий обзор русской живописи эпохи Бунина, идейно наиболее близкой концепции рассматриваемого произведения. Вашему вниманию будет представлено приложение с оформленными работами таких мастеров, как Исаак Левитан, Игорь Грабарь, Валентин Серов, Кузьма Петров-Водкин, Зинаида Серебрякова. Картинам была дана краткая аннотация, раскрывающая смысл, вложенный в полотно художником, и связь картины с предметом исследования. Все репродукции объединены в одно приложение в хронологическом порядке – от самых ранних (средневековые иконы) до произведений искусства первой половины XX в. На третьем этапе была подробно проанализирована первая глава «Антоновских яблок» с точки зрения цветовой гаммы произведения. Хотя лишь некоторые элементы подобного анализа встречались и на первом этапе, в этой работе удалось наиболее полно раскрыть суть рассказа и разработать методы работы с произведениями И.А.Бунина.^ Оригинальные находки Симметрия композиционного и образного подтекста рассказа Исследование феномена сада в контексте русской культуры (Глава 1: Сад как органичный синтез творчества художника и природы. Яблоко в системе культурных ценностей русского дворянства) Исследование образов яблока, женщины, выстрела. Исследование цветовой и звуковой гаммы произведения, выражающейся через зрительные, слуховые и осязательные образы. Разработка значения ряда природных явлений, народных примет и поверий, встречающихся в рассказе, их связи с идеей произведения. Библиография И.А.Ильин. Собрание сочинений, том 3- М., Русская книга, 1994 – Оторванность от корней.И.А.Ильин. Собрание сочинений, том 6- М., Русская книга, 1994 – Творчество Бунина с.210.А.П.Вергунов, В.А.Горохов. Русские сады и парки – М., Наука, 1988Л.Долгополов. На рубеже веков – Л., Советский писатель, 1985 – Судьба БунинаД.С.Лихачёв. О садах – Л.; Худож. Литература, 1987. Т 3А.В.Басманов. Преображения//Круг чтения – 1990г – с.130В.И.Кулешов. Вершины: книга о выдающихся произведениях русской литературы – М., Дет.Лит., 1983 – В.Б.Катаев. Живительная сила памяти («Антоновские яблоки» И.А.Бунин)Ю.А.Сипинёв, И.А.Сипинёва. Русская культура и словесность –Спб, Специальная литература, 1997В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырёх томах. – М., Олма медиагрупп, 2007.