Реферат по предмету "Психология"


Связь уровня адаптации и стиля общения

Введение Современное российское общество находится в сложной ситуации, как экономической, так и политической, социальной, культурной. Сегодня требуются хорошо подготовленные, высокообразованные молодые кадры, чтобы вывести страну из кризиса. Уровень их подготовки, полнота знаний во многом зависят от условий, в которых проходило их обучение в ВУЗе, от того, насколько они адаптировались к новой и непривычной по сравнению со школьной, обстановке. Следует заметить, что процесс адаптации у каждого конкретного

человека протекает по-разному и зависит от многих факторов, в частности, от предпочитаемого и наиболее часто используемого стиля межличностного общения. Поэтому мы считаем весьма важным исследовать зависимость достигнутого уровня адаптации у студентов разных курсов от доминирующего у них стиля общения. Цель исследования выявить связь между различными стилями общения и достигнутым уровнем социально-психологической адаптации у студентов. Объект данного исследования социально-психологическая адаптация.

Предмет исследования связь стиля общения и уровня социально-психологической адаптации у студентов. Гипотеза данного исследования между уровнем социально-психологической адаптации у студентов и стилями общения существует определенная связь. Для реализации поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи 1 рассмотреть общепсихологическое представление о различных стилях общения и социально-психологической адаптации 2 выявить уровень адаптации у студентов каждой из групп 3 определить используемые ими стили

общения 4 выяснить, какой стиль общения обеспечивает наиболее успешный процесс адаптации 5 сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования. В работе был использован метод анонимного анкетирования. В работе применялись следующие методики 1. личностный опросник для изучения предпочитаемых стилей взаимодействия К. Томаса 2. личностный опросник для изучения социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда. Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы 1.1.

Понятие общения Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности

человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим. Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения. Существует множество определений этого понятия. Мы приведем здесь лишь некоторые.

Общение это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождается потребностями в совместной деятельности включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера по общению. Общение это реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более человек, вызываемое потребностями совместной деятельности направлено на изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях

партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами. Также общение обусловлено наличием потребности в контакте с другими людьми, об удовлетворении которой говорит появлении чувства радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности, например, такие как снижение уровня активности, исчезновение критичности, нарушение самооценки, направленности, динамики мотивации и мн. др. Общение характеризуется определенным предметом, потребностями, мотивами

и целями, конкретным содержанием, функциями, сторонами, манерой и стилем. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление

на этой основе взаимопонимания. Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Например, по цели общения 1. контактная цель установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений, и к поддержанию постоянной взаимосвязи. 2. побудительная цель стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий. 3. информационная цель обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями.

4. координационная цель взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности. 5. функция понимания цель адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, а также намерений, переживаний, состояний и пр. 6. амотивная цель возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний обмен эмоциями, а т. ж. изменение с его помощью своих переживаний и состояний. 7. функция установления отношений цель осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных,

деловых, межличностных и прочих связей. 8. функция оказания влияния цель изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе и его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева,

Б.Г. Ананьева, Н.М. Бахтина, и др. отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Первым у нас стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения В.М. Бехтерев, который считал, что общение механизм объединения людей в группы, условие социализации личности. Он отмечал, что чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем

успешнее осуществляется развитие личности. В.Н. Мясищев не мог пройти мимо глубокого и всестороннего обзора этой темы. Индивидуальная система отношений личности, ее ядро, всецело определяется специфическим, индивидуальным для каждого конкретного человека опытом его социально-психологических связей, т.е. опытом общения прежде всего в условиях ближайшего и значимого для него социального окружения. В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются их эмоциональные привязанности,

неприязнь и пр но в ткань общения вплетены и общественные, безличные по своей природе отношения. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и, вместе с тем, как способ развития самих этих индивидов 1.2. Стили общения В общении всегда присутствуют два компонента содержание и стиль. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное общение.

Содержанием общения является информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного человека к другому. Это могут быть знания, идеи, указания, сведения о внутреннем мотивационно-потребностном или эмоциональном состоянии человека, сообщения об окружающей обстановке. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими. У каждого человека свой, характерный только для него стиль общения с людьми, накладывающий вполне узнаваемый,

характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Он несколько изменяется в зависимости от партнера и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, отражающие неповторимость и уникальность личности. Стиль общения зависит от очень разных моментов и от истории жизни, и от отношения к людям, и от того, какое общение наиболее предпочтительно в обществе.

Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек склонен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность. Начало научного исследования стиля общения связано с именем немецкого психолога Курта Левина. Заслуга К. Левина и его сотрудников состояла в том, что они положили начало углубленному исследованию проблемы стиля общения, они разрабатывали понятие стиль лидерства, обозначающее совокупность

приемов и методов, применяемых лидером и руководителем с целью оказания воздействия на зависящих от него или находящихся в подчинении людей Психологический словарьПод общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского 2-е изд М 1990 К.Левиным и его последователями были выделены и описаны 3 стиля лидерства авторитарный, демократический и анархичный. Авторитарным называется стиль лидерства, при котором лидер действует властно, директивно,

сосредотачивает основные функции управления в своих руках. Демократичный лидер стремиться управлять группой совместно с подчиненными, давая им достаточную свободу действий. Либеральный форма руководства, при которой лидер отстраняется от активного управления группой, позволяя членам группы делать все, что им захочется. Исследование К. Левина и его сотрудников положило начало углубленному психологическому изучению проблемы

стиля общения, которое получило широкое распространение во всем мире и продолжается вот уже несколько десятков лет. А. Коуэн вместе с коллегами также предпринял попытку определения стиля, используемого отдельными индивидами при общении. Он отмечал, что почти каждый человек имеет предпочитаемый доминантный стиль общения. Это стиль, который соответствует его я-концепции, который ему наиболее удобен. Одни люди очень различны по своему стилю дома, на работе, с друзьями и т.д.

Другие демонстрируют лишь легкие вариации их обычного стиля. Стоит представить его классификацию 1. Выражается в общепринято-вежливых формах, когда люди руководствуются социальными условностями, что обычно рассматривается как приемлемое и вежливое поведение. Когда два человека встречаются впервые, они, по всей вероятности, начинают с этого стиля. Их разговор ведется на безличном и приветливом уровне, а его содержание остается в границах того, о

чем легче всего говорить. 2. Умозрительно-эспериментальный. Человек, предпочитающий этот стиль, рассматривает и исследует все и всякого тщательным образом с намерением изучить и понять. Его выводы основаны на опыте и могут видоизменятся, но в соответствии с установленной позицией, которая меняется редко. Главное качество процесса общения, создаваемого этим стилем это открытый обмен действиями, которые редко имеют эмоциональную окраску.

3. Агрессивно-аргументированный. Человек энергично занимает твердую позицию по какому-либо вопросу и выдвигает свои собственные аргументы. Чувства человека при этом могут быть сильными, хотя он глух к аргументам другой стороны. Такой стиль часто приводит к доминированию. Общение с подобным индивидом может быть стимулирующим или, наоборот, фрустрирующим. Иначе говоря, это общение редко бывает монотонным, вялым и требует энергичных ответных реакций.

4. Экспрессивно-конфронтационный. При использовании этого стиля, человек высказывает свои мысли и чувства открыто и прямо. Люди, которые ведут себя таким образом, часто развивают очень тесные деловые взаимоотношения и глубокие дружеские. Ряд выражаемых чувств очень широк и варьируется от гнева до нежности все, что действительно переживается. Авторы этой типологии отмечают, что эти четыре категории не исчерпывают всех возможных стилей общения, которые могут отличаться в разных ситуациях и у разных людей.

Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков выделяют три стиля взаимодействия Ритуальный, манипулятивный и гуманистический. Для ритуального стиля характерны стандартизированные действия, общение поверхностное, неглубокое, личность партнера не имеет никакой ценности. Для манипулятивного стиля характерно использование партнера по общению для достижения своих каких-то целей личность, внутренний мир также ничего не значит.

Гуманистический стиль предполагает глубоко-личностное взаимодействие людей, в котором учитываются интересы обоих сторон, отношения строятся на базе общечеловеческих ценностей. Следующую классификацию, принадлежащую К.Томасу, я представлю немного подробнее. Он выделил пять характерных стилей, используемых в общении людьми. 1. Соперничество Проявляется в активном и упорном противостоянии своим противникам, несмотря на их

попытки достичь компромисса или пойти на примирение. Предполагает наличие у человека, демонстрирующего этот стиль, следующего настаивание на своей позиции, точке зрения без чткого ее обозначения несдержанность, раздражительность, когда партнр пытается противопоставить сво мнение, позицию, мнению или позиции данного субъекта слабая изменчивость целей, даже при высокой динамичности и изменчивости ситуации взаимодействия общий консерватизм интересов нетерпимость к чужому

мнению и чужой воле оценка своих партнров по общению как лиц, имеющих предубеждения против него отстаивание своих интересов или интересов третьих лиц, правдоискательство стремление переубедить, навязать сво мнение, решение, точку зрения Люди, придерживающиеся этого стиля, полагают, что есть их точка зрения и неправильная. Для них не имеет значения количество их сторонников и противников даже оставшись в одиночестве, они отстаивают свои позиции. Эта тактика чревата непримиримой враждой, особенно если е придерживаются обе

стороны. Часто е выбирают подростки. 2. Сотрудничество Это стиль представляет собой стремление таким образом общаться с партнером, чтобы при возникновении разногласий наиболее продуктивно их разрешить. Таким образом, не только устраняется причина недовольства, напряжнности, но и достигается большое взаимопонимание, доверие, уважение. Отличительные признаки сотрудничества уважительное отношение к партнру, готовность выслушать и понять

их чувства и желания оценка своей позиции в качестве важной, но не единственно возможной стремление регулировать сво поведение в сторону большей корректности забота о сохранении отношений, несмотря на имеющиеся разногласия готовность принести извинения стремление действовать разумно и осознанно поэтапность, последовательность в достижении целей. Из всех стилей сотрудничество наиболее универсально. Оно подходит как для одноуровневого горизонтального общения, так и в вертикальных структурах между

руководителями и подчиннными, учащимися и педагогами, однако е использованию может противостоять ряд личностных качеств и установок высокомерие и самомнение, подозрительность, установка на лидерство. Личностная зрелость, уважительное отношение к людям, ответственность способствуют применению этого стиля на практике. 3. Компромисс Этот стиль заключается в стремлении преодолеть противоречие за счт частичных уступок одной стороны в ответ на взаимные уступки другой.

Поведение людей, прибегающих к его помощи, характеризуется такими особенностями готовностью много раз менять решение, если другая сторона не соглашается с ним заботой о том, чтобы уступки каждой стороны были равноценны применением убеждения ради нахождения точек общего решения, выработки единой позиции готовностью выслушать претензии противоположной стороны заботой о сохранности взаимоотношений с партнром. Компромисс не снимает напряжнности до конца, т. к. исходное противоречие сохраняется, но создатся возможность

для урегулирования отношений в дальнейшем. Особенно эффективен при разрешении сложных социальных противоречий. Значительно реже используется в межличностной сфере и практически никогда детьми. 4. Приспособление Приспособление предполагает, что один из партнеров по общению целиком оказывается зависим от другого. Ради сохранения уже сложившихся отношений человек готов жертвовать своими интересами, замалчивать существующие проблемы, постоянно идти на уступки.

Доминирование стиля приспособления приводит к тому, что человек позволяет другим ездить на себе. Поведение с использованием этого стиля может характеризоваться низкой динамичностью отсутствием внешнего противоборства, попыток защитить свои интересы установкой на безоговорочное признание вины страх потерять расположение, любовь, дружбу социальная или экономическая зависимость использование примов шантажа со стороны одного партнра и боязнь быть разоблачнным со стороны другого.

5. Избегание Об избегании можно говорить в том случае, если человек старательно уклоняется от обострения отношений, споров и вообще от всякого общения. Он не поддатся ни на какие провокации и проявляет изобретательность в разрядке напряжнных отношений. Избегание предполагает наличие несовпадающих взглядов и стремлений участников, их разный эмоциональный настрой противоположности интересов и целей действий, направленных на быстрое свртывание общения стремление к разрядке напряжнности слабой эмоциональной вовлечнности в

проблему одной из сторон. 1.3. Адаптация Понятие адаптация, возникшее первоначально в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, по словам Г.И. Царегородцева, возникают на стыках, точках соприкосновения наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих

сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов, практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя. В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости

от рассматриваемого аспекта а адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде б адаптация используется для обозначения отношения равновесия, которое устанавливается между организмом и средой в под адаптацией понимается результат приспособительного процесса г адаптация связывается с какой-то определенной целью, к которой стремится организм. Процесс адаптации можно обозначить термином адаптирование, состояние организма в результате успешного

осуществления этого процесса адаптированность. В данном случае можно сказать, что адаптация это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. В развитие современной теории адаптации в физиологии, биологии и медицине внесли значительный вклад ряд отечественных и зарубежных ученых, в том числе Г. Селье, П.К. Анохин, Р.М. Баевский, Ф.З. Меерсон,

В.П. Казначеев, С.В. Казначеев, В.И. Медведев, А.Ж. Юревиц и другие. Наиболее общая классификация разновидностей социально-психической адаптации личности включает нормальная адаптация девиантная или нонконформистская адаптация патологическая адаптация. Нормальная адаптация это такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений

норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. Девиантная адаптация девиантными, или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением. Патологическая адаптация это такой социально-психологический процесс, который полностью или частично

осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. С понятием адаптация тесно связано такое явление как социализация. Его можно определить как процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Именно в процессе социализации перед личностью возникают те проблемные ситуации, для преодоления которых формируются адаптивные механизмы. Одни авторы придерживаются мнения, что адаптация является этапом социализации личности, ее частью. Другие рассматривают адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности.

Третьи, напротив, делают вывод, что социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Здесь стоит отметить, что в разных отношениях адаптация может рассматриваться и уже и шире социализации. Суть процесса адаптации можно выразить в следующем оказавшись в проблемной ситуации и отражая ее, индивид переживает определенное психическое состояние. Это состояние обычно весьма динамично. Таково, например, состояние фрустрированности, которое возникает

в особенно трудных для личности проблемных ситуациях, называемых фрустрирующими проблемными ситуациями. Параллельно с активизацией и использованием адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. По завершении адаптивного процесса первоначальное психическое состояние вместе с породившей его проблемной ситуацией исчезает или сильно меняется. Адаптационный процесс можно рассматривать на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных

отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального резерва организма, здоровья. По мнению Ф.Б. Березина, у человека в этом ряду решающую роль играет психическая адаптация, в значительной мере оказывая влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях. Показателем успешности психической адаптации является прежде всего достижение возможности выполнения

основных задач деятельности. Основной задачей постоянно осуществляющегося процесса адаптации является поддержание состояния гомеостаза. Согласно этому гомеостаз понимается как постоянство ряда показателей внутренней среды организма, которое является необходимым условием жизнедеятельности любой биологической системы. Нарушение гомеостатического баланса в системе человек-среда, может возникнуть в следующих случаях при резком изменении условий среды, в результате которого существующие механизмы адаптации могут оказаться

недостаточно эффективными при существенном преобразовании потребностей и целей индивида при значительном уменьшении физических или психических ресурсов личности. Собственно процесс адаптации начинается с фазы разрушения старой программы поддержания гомеостаза, при этом возникает достаточно сложное положение, когда старая программа уже не функционирует, а новые еще не созданы или оказываются не завершенными. Поведенческие реакции в этот период несут основную защитную

функцию, обеспечивающую минимизацию действия адаптогенных факторов и перенапряжения регуляции. Социально-психическая дезадаптированность личности выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или иная

деятельность. Одним из признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения их решения. Это состояние может быть описано с использованием следующих ключевых понятий стресса, фрустрации и конфликта. Различные физиологические состояния, вызываемые любой причиной стрессором, например холодом, интоксикацией, инфекцией, травмой и т.д несмотря на разнообразие проявлений, имеют однотипную неспецифическую

реакцию организма. Возникающее при этом особое состояние организма обозначается термином стресс. Возникающий при изменении сбалансированности системы человек - среда, он одновременно сопровождается нарушением удовлетворения актуальных потребностей состояние, при этом возникающее, называется фрустрацией. Преграды в реализации некоторой деятельности или запреты на ее осуществление, являются по существу психологически внешними барьерами и порождают ситуацию фрустрации, а не конфликта, несмотря на то, что

при этом сталкиваются две, казалось бы, внутренние силы. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации преобразуется в конфликтную ситуацию. Ответы людей на воздействие фрустрирующих ситуаций имеют ряд важных различий. В частности, есть такие реакции, которые непосредственны, но имеются также отсроченные адаптивные ответы, механизмы и процессы. Для формирования, выработки таких ответов психике требуется определенное

время. К их числу относится, например, сублимация. Другие же реакции, например, агрессия, являются преимущественно непосредственными реакциями на фрустратор. Существует множество различных ответных реакций, среди которых прямая агрессия, замещение, идентификация, апатия и беспомощность, регрессия, подавление, интеллектуализация, проекция, изоляция, рационализация, сублимация. Разрешение ситуации конфликта, снижение фрустрационной напряженности, устранение тревоги

и восстановление гомеостаза может быть достигнуто двумя путями. В первом случае при изменении среды путем активного воздействия или в результате ухода из нее, тогда адаптация реализуется без изменения потребностей и целей индивида. Во втором устранение несоответствия между актуальными потребностями и возможностью их реализации может быть достигнуто и в относительно стабильной среде в результате изменения личности.

Что непосредственно касается адаптации к учебной деятельности в вузе, то она включает ряд основных составляющих социально-психологическую, психологическую и деятельностную. Социально-психологическая составляющая процесса адаптации отражает изменение социальной роли обучаемого, круга и содержания его общения, корректировку потребностей и системы ценностей, необходимость более гибкой регуляции своего поведения, возникновение потребности в самоутверждении в складывающемся коллективе

учебной группы, усвоение норм и традиций, сложившихся в вузе, а также отвечающих характеру избранной профессии. Психологическая составляющая отражает перестройку мышления и речи студента применительно к условиям профессионального обучения, резкое возрастание роли функций внимания, памяти, увеличение эмоционального напряжения, реализацию задатков и способностей. Деятельностная составляющая отражает приспособление студентов к новым психофизиологическим нагрузкам,

ритму жизни, методам и формам работы. Нарушения гомеостаза и состояния равновесия в системе человек - среда могут вызываться различными факторами, весь комплекс которых можно условно разделить на внутренние психофизиологические особенности студента, свойства познавательных процессов, характерологические черты и внешние социально-бытовые и психогенные. По мнению большинства отечественных авторов, индивидуальные особенности и уровень развития познавательных процессов студентов в значительной степени определяют

их адаптивность к обучению в вузе. Список литературы 1. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. М 2002. 2. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их ком-пенсация. М 1976. 3. Аронсон Э. Социальная психология. М 2002. 4. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации

Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986. 5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют вигрыПер, с англ. М. Прогресс, 1988. 6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л 1988. 7. Бодалев А.А. Психология общения. М 1996. 8.

Вердербер Р. Психология общения. М 2003. 9. Воложин А.И Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. М 1987. 10. Годфруа Ж. Что такое психология в 2т. М 1992. 11. Горянина В. А. Психология общения. М 2002. 12. Зотова О.И Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности

М 1979. 13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М 1987. 14. Леонтьев А. А. Психология общения. М 1997. 15. Майерс Д. Социальная психология. Спб. Издательство Питер, 2001. 16. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и роль в нем стресс-реакции, основные стадии процесса Физиология адаптационных процессов. М 1986. 17.

Морозов В. Л. Искусство и наука общения. М. ИП РАН, 1998. 18. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Формы, механизмы и стратегии. Ереван, 1988. 19. Новиков В. В. Социальная психология феномен и наука. М 2003. 20. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.

М 1971. 21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб Издательство Питер, 2003. 22. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов нД Феникс, 2002. 23. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М. ИП РАН Академический Проект, 1999.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.