Общие свойства ощущений Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Ощуще́ние (англ. sensation) — психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.
В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию). Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений.
К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация, абсолютный и относительный пороги ощущений. Качество - это свойство ощущения, которое отличает его от других. Качественно отличаются ощущения одного вида от другого, а также различные ощущения в пределах одного и того же вида. Примерами качеств, ощущений есть разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты,
различные запахи, вкусы и т.д. Качество каждого ощущение определяется свойством того объекта, который его вызывает. Каждый анализатор отражает большой диапазон качеств. Образ восприятия отражает предметную определенность мира. Качества, данные в ощущениях, входят как составная часть в предметной характеристики восприятий. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета:
сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др. Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения. В зарубежной литературе синонимом понятия «качества ощущения» выступает термин «субмодальность».
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена. Зависимость интенсивности ощущения от физической силы раздражителя, воздействующего на анализатор, математически выражена в основном законе психофизики, получившем название «закон
Вебера — Фехнера»: Е = к log S + с Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя (S); к и с — некоторые постоянные, определяемые спецификой конкретной сенсорной системы. Эмпирические исследования подтверждают эту зависимость лишь для средней части диапазона воспринимаемых значений раздражителя. Закону Вебера — Фехнера обычно противопоставляется закон Стивенса, согласно которому зависимость Е от S носит не логарифмический, а степенной характер: интенсивность
ощущения определяется степенью физической интенсивности стимула. Продолжительность (длительность) ощущения есть его временная характе¬ристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздра¬жителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения.
Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 милли¬секунд, для болевых - 370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя. Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновремен¬но с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявля¬ется в так называемом последействии.
Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчеза¬ет не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные после¬довательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздраже¬нию. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течение некоторого времени в виде положительного
последова¬тельного образа основан принцип кинематографа. Последователь¬ный образ изменяется во времени, при этом положительный об¬раз заменяется отрицательным. При цветных источниках света происходит переход последовательного образа в дополнительный цвет. Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др.
Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию. И. Гете в «Очерке учения о цвете» писал: «Когда я однажды под вечер зашел в гостиницу и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и в ярко-красном корсаже, я пристально посмотрел на нее, стоявшую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того как она оттуда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене
черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне прекрасного зеленого цвета морской волны». Появление последовательных образов можно научно объяс¬нить. Как известно, в сетчатке глаза предполагается наличие цветоощущающих элементов трех видов. В процессе раздражения они утомляются и становятся менее чувствительными. Когда мы смотрим на красный цвет, соответствующие ему приемники утом¬ляются сильнее, чем другие, поэтому,
когда на тот же участок сет¬чатки затем падает белый свет, остальные два вида приемников сохраняют большую восприимчивость и мы видим сине-зеленый цвет. Слуховые ощущения, аналогично зрительным, тоже могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравни¬мое явление при этом «звон в ушах», т.е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков. После действия на слуховой анализатор в течение нескольких секунд ряда
коротких звуковых импульсов они начинают воспри¬ниматься слитно или приглушенно. Это явление наблюдается после прекращения действия звукового импульса и продолжается в течение нескольких секунд в зависимости от интенсивности и длительности импульса. Подобное явление происходит и в других анализаторах. Например, температурные, болевые и вкусовые ощущения также продолжаются некоторое время после действия
раздражителя. Наконец, для ощущений характерна пространственная локали¬зация раздражителя. Пространственный анализ дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактиль¬ные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем так¬тильных. Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений.
Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. Человеческие органы чувств — удивительно тонко работаю¬щие аппараты. Так, академик С. И. Вавилов экспериментально установил, что человеческий глаз может различать световой сигнал в 0,001 свечи на расстоянии километра. Энергия этого раздражителя настолько мала, что потребовалось бы 60 000 лет, чтобы с его помощью нагреть 1 см 3 воды на 1°.
Пожалуй, ни один физический прибор не обладает такой чувствительностью. Глаз человека – очень чувствительный прибор. Он может различить около полумиллиона оттенков и цветов. Если бы воздух был совершенно чист, мы смогли бы увидеть пламя свечи на расстоянии 27 км. Водяные пары и пыль резко ухудшают видимость, поэтому обычный костер практически виден только за 6-8 км, а зажженная спичка – примерно за 1,5 км. Для каждого органа чувств существуют свои пределы чувствительности.
Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию — способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь
определенную величину. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений. Величину стимула, при которой начинается ощущение, Фехнер назвал нижним абсолютным порогом. Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную
чувствительность Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность. Таким образом, абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога ощущения. Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния
рецептора, силы и длительности действия раздражения и т.д. Другая характеристика чувствительности – это чувствительность к различию. Ее еще называют относительной, или разностной. Взаимодействие ощущений Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой системы. Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторной
системы повышают чувствительность другой системы, сильные - снижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. Одновременно наблюдается резкое ухудшение различной чувствительности глаза вследствие действия сильного шума авиационного мотора. При слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощу¬щения, а воздействие
интенсивных световых раздражителей ухудшает слуховую чувствительность. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствитель¬ности под влиянием слабых болевых раздражений. Итак, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга. Литература 1. Аткинсон Р. Л Агкинсон Р. С Смит Э. Е. и др. Введение в психологию: Учебник для университетов /Пер. с англ. под. ред.
В. П. Зинченко. — М.: Тривола, 1999. 2. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. — М.: Изд-во МГУ. 3. ЛеонтьевА. Н. Деятельность. Сознание. Личность. —2-е изд. — М.: Политиздат. 4. Маклаков А. Общая психология. 5. Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос 1998. 6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |