Воспитательный час на тему:«Отношение молодежи к гендерным проблемам»Цель: дать учащимся верное представление о системе гендерных отношенийЗадачи: показать, что равенство мужчин и женщин необходимо и возможно только в области их социальных прав, а вот их возможности и социальные роли в обществе далеко не одинаковы; воспитывать у учащихся ответственное отношение к созданию семьи; способствовать формированию навыков самостоятельной исследовательской работы; развивать аналитическое мышление учащихся; воспитывать культуру диалога^ Форма проведения: философский столПодготовительный этап: 4 учащихся за две недели до проведения воспитательного часа получают задание провести анкетирование среди учащихся лицея. Принимают участие в анкетировании 100 человек: 50 юношей и 50 девушек. Результаты анкетирования также обрабатывают учащиеся. Куратор по полученным данным делает обобщающие выводы, которые используются на воспитательном часуОборудование: анкета, материалы периодической печатиОформление: эпиграф, записанный на доске Лучшие из людей соединяют в своей личности И мужское, и женское ЭмерсонУчастники: учащиеся 3-го курса (юноши)^ Вступительное слово куратора. Гендер является особой категорией, которая определяет социальный статус мужчин и женщин, раскрывает процессы их взаимодействия на различных уровнях организации жизнедеятельности. Гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества. «Формировать гендер» означает создавать те различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, которые не являются естественными , существенными или биологическими. Но все же отрицать естественные отличия между мужчинами и женщинами не стоит. Об этих различиях нам сейчас расскажут учащиеся, опираясь на результаты исследований французских социологов.Учащийся 1. Разница проявляется уже в колыбели: мальчики больше крутятся, а девочки – спокойно осматривают все окружающее. Девочки раньше начинают говорить. Женщины на 20% тоньше различают запахи, однако 80% изобретателей новых духов – мужчины.Учащийся 2. Душевные кризисы (депрессии) случаются с женщинами в 2 раза чаще, чем с мужчинами. Мужской мозг весит на 200 граммов больше. Большинство левшей – мужчины (у них правое полушарие мозга более активное). У женщин лучше развит музыкальный слух: из 10 женщин не фальшивят, подпевая, 6, а из 10 мужчин – только 1.Учащийся 3. Женщины живут дольше, однако процесс старения у них происходит быстрее и очевиднее. В большинстве семей бюджет контролирует женщина (во Франции 69%). У женщин голова болит в 3 раза чаще.Учащийся 4. Мужское тело в среднем на 10% выше и тяжелее женского. Мужские легкие трудятся больше на 20%, а сердце на 15%. Алкоголь действует на женский организм в 2 раза сильнее.Учащийся 5. Женщины отдают предпочтение сладкой еде, мужчины – соленой. Осязание развито у женщин гораздо сильнее: даже наименее чувствительная к прикосновениям женщина превосходит в этом плане наиболее чувствительного мужчину.Учащийся 6. Женщины тратятся на лекарства на 20% больше, они чаще болеют, но недомогания у них протекают легче, чем у мужчин. При выборе партнера (партнерши) решающее значение его (ее) внешности придают 22% опрошенных мужчин и 11% женщин.Учащийся 7. Женщины быстрее обучаются иностранным языкам, но хуже – математике. Они в 2 раза чаще используют в речи условное наклонение («Если …») в 5 раз чаще говорят слова «немножко» и «может быть», задают в 3 раза больше вопросов и чаще извиняются. Мужчины принимают решения быстро, женщины – после долгих колебаний и советов с близкими.Учащийся 8. Курящих мужчин больше, чем курящих женщин, однако количество первых сокращается, а вторых – растет. Учащийся 9. Женщины легче переносят стресс: давление у них повышается не так резко, и адреналина в кровь поступает меньше, чем у мужчин. Женщины острее чувствуют боль, но переносят ее легче.Учащийся 10. Женщины чаще улыбаются. Разговаривая, они заглядывают собеседнику в глаза, у мужчин же взгляд чаще блуждает по сторонам.Куратор. А сейчас послушаем результаты социологического исследования, проведенного нашими «социологами»Учащийся 1. Обращаясь к проблеме места и роли мужчин и женщин в обществе, наши были сформулированы вопросы 1,2,3, которые требовали дать сравнительные характеристики относительно мужчин и женщин.На вопрос «Как Вы думаете, кто прилагает больше усилий для достижения общественного блага? 25% респондентов затруднились ответить. Около 32% посчитали, что мужчины и женщины прилагают равные усилия. Привлекает внимание низкая оценка социальной роли мужчин, которую дают девушки: только 11% учащихся дали ответ «мужчины». Юноши оказались «благороднее»: приблизительно одинаковое количество ответов пришлось на графы «женщины» и «мужчины». Отвечая на вопрос о способностях к управлению и коммерческой деятельности, половина респондентов признала их одинаковыми у мужчин и женщин. Но около 35% опрошенных считают, что подобные способности у мужчин выше, чем у женщин. Причем с явным скепсисом отнеслись к деловым качествам женщин девушки. Размышляя над тем, должны ли участвовать женщины в политике, подавляющее большинство девушек (74%) ответило «да», а мнение юношей разделилось пополам. Отметим в данном случае большую последовательность юношей: если нет способностей к управлению, то как же допускать к участию в политике? Противоречивость в ответах девушек говорит об их неуверенности в себе.Учащийся 2. Несколько вопросов были направлены на выяснение мнения молодых людей о соотношении нравственных характеристик мужчин и женщин. На вопрос «Кто, по Вашему мнению, добрее – мужчина или женщина?» абсолютное большинство респондентов ответило, что это зависит не от пола, а от конкретной личности. Однако были и другие ответы. Среди этой группы респондентов большинство девушек отдало предпочтение мужчинам, а большинство юношей – женщинам. Что касается чувства справедливости, юноши считают, что оно более развито у мужчин (35%), чем у женщин (12%). Мнения опрошенных девушек разделились пополам. Вместе с тем почти половина респондентов обоих полов считает, что чувство справедливости у мужчин и женщин развито в одинаковой степени. По - другому распределились ответы на вопрос, кто более предан в дружбе. Около 58% всех респондентов отдали предпочтение мужчинам, 30% ответили: » в одинаковой степени». Можно сделать вывод о том, что около половины молодых респондентов не судят о моральных качествах людей, исходя из их половой принадлежности. Однако другая половина молодых людей отдает явное предпочтение мужчинам. Они, по мнению данной группы респондентов, справедливее, более преданны в дружбе, чем женщины. Беспокоит то, что девушки склонны к данной позиции в не меньшей степени, чем юноши. Это опять-таки говорит об их социальной неуравновешенности и неуверенности в себе. Учащийся 3. Способность к эстетическому восприятию, как считают молодые люди, у женщин выше, чем у мужчин. Что же касается способности к художественному творчеству, то около половины всех анкетируемых считают, что у мужчин и женщин она одинакова. Остальные утверждают преимущество в этой области мужчин. Сказанное в целом совпадает и с представлениями молодежи о способности к научной деятельности. Итак, мнение респондентов о гендерных особенностях эстетического и художественного восприятия, а также творческой активности можно сформулировать так: мужчины - «творцы-созидатели», женщины – «ценители». Данная формула соответствует традиционным представлениям, существующим в обществе.Учащийся 4. Отличается ли, согласно мнению молодых людей (если да, то чем и в какой степени), отношение мужчин и женщин к любви? Был задан вопрос, формулировка которого содержало классическое (древнеиндийское) определение любви: «Любовь как отношение уважения, дружбы и полового влечения к одному-единственному человеку, по Вашему мнению, существует?». Подавляющее большинство респондентов (≈ 78%) ответило на него утвердительно. Ответы молодых людей на вопрос «Допускаете ли Вы, что человек может никогда в жизни не полюбить другого человека противоположного пола?» разделились приблизительно поровну, что, скорее всего, говорит о юношеской тревоге ожидания желаемого. Большинство респондентов (72%) не допускает мысли о том, что они никогда не будут любимы человеком противоположного пола. Вместе с тем 11% девушек и 15% юношей предположили такую ситуацию, что, очевидно, говорит о низкой оценке себя как представителя определенного пола, о сложном комплексе неполноценности. Сопоставляя эстетический и нравственно-эстетический аспекты любви, были сформулированы следующие вопросы: «Если бы пришлось выбирать между человеком(1) добрым, но не очень красивым, и (2) резким, непримиримым, эгоистичным, но симпатичным, кого Вы бы выбрали в качестве спутника жизни? Ответы девушек распределились следующим образом: «первого» - 60%, «второго» - 4%, «осталась бы одинокой, но ни того, ни другого» - 10%, «затрудняюсь ответить» - 26%. Ответы юношей значительно: «первого» - 45%, «второго» -13%, «остался бы одиноким, но ни того, ни другого» - 15%, «затрудняюсь ответить» - 27%. В целом сила любви, ее интенсивность, напряженность, насыщенность, как считают молодые люди, у мужчин и женщин одинаковая. Юноши и девушки желают любить и быть любимыми, что вызывает у них некоторую тревогу ожидания.Учащийся 1. Больше всего вопросов было задано молодежи с целью выяснения ее отношения к проблемам семейной жизни. Подавляющее большинство респондентов убеждено, что без института брака невозможно нормальное функционирование общества. Моногамия является лучшей формой брака, считают 85% опрошенных. Современные тенденции сказались в отношении к так называемому гражданскому браку. К нему относятся положительно 55% респондентов; в целом положительно, но для себя отрицают такую возможность 28%, отрицательно 17% опрошенных. Можно предположить, что данная форма отношений не исчезнет в обозримом будущем и станет в какой-то мере привычной для общественного мнения. Со сказанным согласуется и ответ на вопрос, можно ли быть счастливым, не имея семьи. Мы получили следующее процентное соотношение ответов: «да»- 10%, «нет» - 38%, «отчасти зависит от конкретного человека» - 40%, «затрудняюсь ответить» - 12%.Учащийся 2. Анкетирование показало несостоятельность мнения, будто при выборе спутника жизни у молодежи доминирует стремление к материальному достатку. Ответы на вопрос, что, по мнению молодых людей, в большей степени сплачивает, укрепляет семью, распределились следующим образом: 1. «Любить друг друга»; 2. «Уважать друг друга»; 3. «Понимать друг друга»; 4. «Испытывать половое влечение по отношению друг к другу». Предлагая молодым людям высказать свое мнение о семейных обязанностях и индивидуальной ответственности, был задан вопрос: «По Вашему мнению, должен или кто-то главенствовать в семье, если да, то кто»? Мнение девушек и юношей оказались разными. «Супруги равны между собой, и не должно быть главы семьи», - считают 40% девушек и только 13% юношей. «Мужчина должен быть главой семьи», - утверждают 29% девушек и 53% юношей. «Это зависит от личных качеств супругов», - 30% девушек и 25% юношей. Ни один юноша не высказал мнения, что в семье должна главенствовать женщина. Но и процент девушек, признающих женщину в этой роли, весьма незначителен – 3%. Если вспомнить традиционные представления о семье, корни которых уходят в глубь веков, то нетрудно заметить, что молодые люди пытаются переосмыслить их. Большого успеха в этом достигли девушки, очевидно, под влиянием идей о равноправии полов, которые стали частью современного мировоззрения. Юноши, проявляя сомнение, более склонны к традиционной позиции. Между юношами и девушками можно отметить согласие относительно того, должны ли супруги разделять бытовые обязанности в семье. Большинство респондентов убеждено, что должны: 20% молодых людей считают, что это зависит от характера профессиональной деятельности супругов. Ответственность за материальный достаток в семье будущие жены и мужья разделить согласны, но приходят к выводу о том, что в большей степени она ложится на мужчину. Ответственность за воспитание детей девушки и юноши в подавляющем большинстве (80%) возлагают в одинаковой степени на обоих супругов. При этом 53% респондентов считают, что способности к воспитанию детей у мужчин и женщин одинаковы. Однако около 30% отдают предпочтение женщинам. На вопрос «Какое количество детей желают иметь в будущем молодые люди?» респонденты ответили так: «одного»-15%, «двух»- 65%, «трех»-11%, «не желают иметь детей» - 2% девушек и 3% юношей. Учащийся 3. Таким образом, по мнению молодых людей, общество не может нормально существовать без института брака. Моногамия признается лучшей формой брака, но в целом у респондентов не наблюдается резко отрицательного отношения к полигамии, особенно в форме многоженства. Так называемый гражданский брак не осуждается. В отношении выбора спутника жизни у молодых людей доминируют идеалы любви. Вместе с тем респонденты здраво рассуждают о материальном достатке, считая, что без него семейная жизнь может быть счастливой только отчасти. В большей степени это касается девушек. В целом ответы на вопросы анкеты свидетельствуют о возвышенном, идеализированном отношении юношества к семейной жизни и ожидании будущего семейного счастья. Большинство юношей склонны к традиционному признанию мужчины главой семьи; большинство девушек придерживаются современной точки зрения, согласно которой распределение ролей зависит исключительно от личных качеств супругов, а в семье не должно быть главы, так как мужчина и женщина равны между собой. И юноши, и девушки считают, что супруги в одинаковой степени должны разделять бытовые обязанности в семье. Согласны они между собой и в том, что ответственность за материальный достаток в семье несут оба супруга, но в большей степени мужчина. Большинство молодых людей желают иметь не более двух детей, а процент тех, кто считает, что семейное счастье достижимо и без ребенка, оказался высоким. Мужчина и женщина – гениальные творения природы – будут жить на Земле, пока жива сама жизнь. Это те две струны, без которых нет правильного и полного аккорда. При существующем различии между мужчиной и женщиной, которое мы обозначили формулой М ≠Ж, составляющие ее понятия равноценны. В создаваемом ими аккорде они равнозначны. Тождественны по значению, что на языке математической логики можно обозначить так: М ≡Ж. Эта формула более точно отражает характер взаимозависимости мужчины и женщины. Социальное равноправие мужчины и женщины – одно из величайших достижений демократического общества. Равноправие, сведенное к равнодействию – явная несправедливость, искажение смысла самого понятия. Еще Е. Евтушенко писал:Как получиться в мире так могло? Забыв про смысл ее первопричинный, Мы женщину сместили, мы ее Унизили до равенства с мужчиной…Анкета1. Как Вы думаете, кто прилагает больше усилий для достижения общественного блага? 2. Кто обладает большими способностями к управлению и коммерческой деятельности? 3. Возможно ли участие женщин в политике? 4. Кто, по Вашему мнению, добрее – мужчина или женщина? 5. У кого сильнее развито чувство справедливости? 6. Кто более предан в дружбе? 7. У кого лучше развита способность к эстетическому восприятию? 8. Кто обладает большими способностями к художественному и научному творчеству? 9. Любовь как отношение уважения, дружбы и полового влечения к одному – единственному человеку, по Вашему мнению, существует? 10. Допускаете ли Вы, что человек может никогда в жизни не полюбить другого человека противоположного пола? 11.Если бы пришлось выбирать между человеком (1) добрым, но не очень красивым, и (2) резким, непримиримым, эгоистичным, но симпатичным, кого бы Вы выбрали в качестве спутника жизни? 12. Ваше отношение к гражданскому браку. 13. Как Вы относитесь к полигамии в форме многоженства? 14. Можно ли быть счастливым, не имея семьи? 15. Как Вы думаете, будет ли семья счастливой, если супруги любят друг друга, но у них нет материального достатка? 16. Как Вы думаете, можно быть счастливым(ой) в семейной жизни без любви, но с материальным достатком? 17. Что, по Вашему мнению, в большей степени сплачивает, укрепляет семью? 18. По Вашему мнению, должен ли кто-то главенствовать в семье, если да, то кто? 19. Кто должен быть ответственным за материальный достаток в семье? 20. Кто должен быть ответственным за воспитание детей в семье?Разработала Гырляну А.С.