«Музыкальный образ войны» (7 класс)ЦЕЛИ: развивать осознанное восприятие учащимися принципов музыкальной драматургии на примере сопоставления различных по характеру музыкальных произведений; направить деятельность учащихся на развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения в процессе создания музыкального образа Великой Отечественной войны; вызвать эмоциональный отклик ребят на музыку, звучащую на уроке в процессе слушания и исполнения.Методы: 1. эмоциональной драматургии; 2. активизации мыслительной деятельности.Оформление доски: плакат художника И.Тоидзе “Родина-мать зовет”; запись темы урока и таблички с определениями характера музыки; сатирический плакат-коллаж по работам Кукрыниксов.Раздаточный материал: тексты песни композитора А.Новикова и поэта Л.Ошанина “Дороги”; тексты частушек.^ ХОД УРОКАЗвучит фрагмент песни А.Александрова и В.Лебедева-Кумача “Священная война”.Учитель. Почему авторы песни называют войну “священной”?^ Дети. Потому что Великая Отечественная война 1941–1945 гг. была для нашей Родины освободительной, справедливой.Учитель. Эта песня, как и плакат художника И.Тоидзе “Родина-мать зовет”, была создана в первые дни войны. Песня звучала на Белорусском вокзале для бойцов, уезжавших первыми эшелонами из Москвы на фронт, защищать Родину-мать.Ребята, пусть эти два произведения искусства станут эпиграфом к нашему уроку:«Музыкальный образ войны». Посвятим мы этот урок 65-лети Великой Победы.Вернемся снова к песне “Священная война”. Какие чувства испытали вы, когда слышали грозные оркестровые аккорды и пение мужского хора?Дети. Это были и чувство страха, и чувство тревоги и чувство гордости.Учитель. Какая музыка способна передать такие чувства?Дети. Музыка ^ ГЕРОИЧЕСКАЯ, МУЖЕСТВЕННАЯ (ученик помещает на доске нужные таблички).Учитель. Только ли героическая и мужественная музыка способна создать музыкальный образ войны? Какими еще интонациями более полно, более широко можно дополнить этот образ? Поможет нам ответить на эти вопросы песня композитора Анатолия Новикова и поэта Льва Ошанина “Дороги”. Песня написана после войны, воспоминания о которой не дают покоя людям.^ Учитель исполняет песню под аккомпанемент фортепиано.Учитель. Какая по характеру музыка помогает раскрыть поэтическое содержание?Дети. Музыка ^ ТРЕВОЖНАЯ, ВЗВОЛНОВАННАЯ, ДРАМАТИЧЕСКАЯ (ученик прикрепляет на доске необходимые таблички).Разучиваем песню. Обращаем внимание на мелодическую линию, ритмический рисунок.В соответствии с текстом используем в пении смену нюансов, темпа. Создаем драматический характер песни. Всегда помним, что при равнодушном исполнении песни, мы теряем образ. А этого допустить нельзя!Учитель. А вот еще одно воспоминание о Великой Отечественной войне.Учитель читает фрагмент письма-воспоминания ветерана Сталинградской битвы В.П.Бабанова. Автор рассказывает о необычном концерте, звучавшем прямо на улице сражающегося Сталинграда. Когда в перерыве между боями, неизвестный русский солдат, увидев посреди улицы чудом уцелевший после бомбежки рояль, играл Седьмой вальс Ф.Шопена. И музыка, хотя бы на некоторое время, остановила выстрелы, остановила смерть.Слушаем Седьмой вальс Ф.Шопена.Учитель. Какая музыка заставила замолчать пули?^ Дети. НЕЖНАЯ, МЕЧТАТЕЛЬНАЯ, ЛИРИЧЕСКАЯ (ученик вновь прикрепляет на доске таблички с указанным характером музыки).Учитель. Это страшное слово – война… Бомбежки, артобстрелы; смерть и слезы. Человеческая жизнь обесценивается до предела, она просто “висит на волоске”. Но даже в такие минуты человек был способен дружить и любить, верить и надеяться, смеяться и шутить. В нашем любимом городе Мурманске в годы войны издавались газеты “Часовой Севера” и “Окна Полярной правды”, где в рубрике “ Уголок сатиры и юмора” печатались анекдоты загадки, стихи, пословицы, частушки, рисунки.На доске помещается плакат-коллаж по мотивам сатирических плакатов Кукрыниксов (подготовлен учащимися 10 класса). Короткая беседа по сюжету плаката помогает ребятам перестроиться на другой характер работы.Учитель. На войне одним из любимых жанров была ЧАСТУШКА.Учитель раздает ученикам тексты частушек ( в каждой из них 3 строчки, а четвертую строчку нужно сочинить, посовещавшись в группах по 3–4 человека). Предоставив ребятам 2–3 минуты на подготовку, учитель помещает на доске небольшой плакат с текстом одной общей частушки. С исполнения этой частушки начинается заключительный этап урока. Учитель аккомпанирует на аккордеоне, напомнив детям, что частушки часто звучали на привале, когда под рукой у музыканта была гармонь, балалайка, баян.1.От Москвы и до Берлина Дороженька узкая.Сколько, Гитлер, не воюй,А победа русская.2. Ночь полярная длинна,Но фашистам не до сна.Летом мы их били днем…3. Я на бочке сижу, А под бочкой мышкаСкоро русские придут…4. Под огнем, под кипяточкомНемцам стало горячо.Это только лишь цветочки…5. Налетели вражьи птицы,На советские границы.Им, от наших, от ворот…6. То не звездочка упала,Не костер вдали горит.Это, шлепнувшись на сопки….Учитель. Какими интонациями дополнили музыкальный образ войны частушки?Дети. Интонациями ^ ЖИЗНЕРАДОСТНЫМИ, ОПТИМИСТИЧНЫМИ (на доске ученик прикрепляет названные таблички).Учитель. Как вы думаете, ребята, почему такая серьезная тема нашла отражение в жанре частушки?Дети. Шутка, юмор, смех помогали людям находить в себе силы для дальнейшей борьбы с врагом.Учитель. Итак, мы можем подвести итог. Музыкальный образ войны получился многоликим, контрастным, разнообразным.Ребята перечисляют музыкальные характеристики произведений, звучавших на уроке, при необходимости обращаясь к табличкам на доске. Обобщают, дополняют, делают выводы. Домашним заданием может стать сочинение собственной частушки или самостоятельный вариант четвертой строки частушки, исполненной в классе.