Реферат по предмету "Разное"


«Накануне отмены крепостного права» (запись в тетрадь)

Накануне отмены крепостного праваЦели урока: выяснить причины отмены крепостного права и процесс подготовки реформы; развивать навыки анализа документов, умения сравнивать обобщать, определять и объяснять понятия.План урока: I. Император Александр II; II. Либерализация режима при Александре II; Крестьянский вопрос; Проекты крестьянской реформы.Новые термины и даты: редакционные комиссии, Секретный ко­митет с 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу.Оборудование: карта «Отмена крепостного права в Росси в 1861 г.», портреты Александра II, Н. А. Милютина, Я. И. Ростовцева.Предварительная подготовка: сообщение «Император Алек­сандр II - сын царя, воспитанник поэта»; сообщение учащегося «Ростовцев - председатель редакционной комиссии» (1-2 мин.). Повторение темы «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века», «Крымская война». Ход урока Вступительное слово учителя. За годы царствования Николая I в Рос­сии не был решен ни один из кардиналь­ных государственных вопросов. Пришед­ший к власти Александр II не обладал темпераментом великого реформатора и в целом разделял политические прин­ципы своего отца, однако не мог отри­цать, что Россия объективно нуждается в переменах. Поражение в Крымской вой­не, экономический упадок, революцион­ные настроения в обществе - все это заставило императора пересмотреть свои взгляды на управление государ­ством: начался период глубоких преоб­разований в политической, экономиче­ской и социальной жизни страны. Тема урока «Накануне отмены крепостного права» (запись в тетрадь) Цель урока, выяснить причины отмены крепостного права и процесс подготовки реформы.19 февраля 1855г. на российский престол вступил новый император – Александр II.^ Император Александр II Сообщение учащегося: «Император Александр II - сын царя, воспитанник поэта» А теперь мы посмотрим, что же происходит после воцарения Александра II на престол в российском обществе.^ Либерализация режима при Александре II Русское общество в начале царствования Александра II После заключения мира, в марте 1856 г., явилась возможность обра­титься к исправлению внутренних дел. Во время войны в этом отношении Александр мог сделать лишь некоторые шаги, не требовавшие особых уси­лий, но обрисовывавшие в глазах всех его новое прогрессивное настроение. Такое значение имели отмена бутурлинского комитета, разрешение сво­бодной выдачи заграничных паспортов и уничтожение стеснений, введен­ных в университетах после 1848 г. Общество в этот момент отнеслось к этим первым проблескам либеральной политики совершенно так же, как общество начала царствования Александра I к его первым шагам. Настрое­ние было совершенно оптимистическое, необыкновенно розовое и благо­душное. Общество, в течение целого тридцатилетия испытывавшее страш­ный гнет и будучи еще ранее обессилено уничтожением своей лучшей час­ти в лице декабристов, конечно, было очень принижено и не привыкло сво­бодно выражать свои мысли. Господствующим чувством было чувство ос­вобождения от гнета николаевского режима и то ожидание более либераль­ной политики, которое поддерживалось первыми мерами Александра. Привыкши всего ждать сверху, общество и теперь всего ждало от прогрессивного правительства, отнюдь не стремясь обеспечить за собой какие-нибудь права на участие в государственных делах. Замечательно, что те программы, которые от общества исходили в то время, были совершенно единодушны, - принадлежали ли они умеренным либералам, каким был умерший в октябре 1855 г. Грановский, или будущим радикалам, как Чер­нышевский, или безусловно свободным и искусившимся в политике во время европейских бурь 1848 г. людям, как Герцен, который жил на полной свободе в Лондоне, вне всякого давления русских условий. Все эти про­граммы стремились, как скромно формулировал это в 1856 г. Чернышев­ский, к одному и тому же: все желали распространения просвещения, уве­личения числа учащих и учащихся, улучшения цензурных условий (о пол­ной отмене цензуры не смели и мечтать), постройки железных дорог - важ­нейшего средства к развитию промышленности, наконец, «разумного рас­пределения экономических сил», под которым подразумевалось уничтоже­ние крепостного права, но о чем еще не разрешалось высказываться открыто. В рукописных записках того времени это выражалось и более прямо: говорили, что одною из первых нужд является отмена крепостного права, но и здесь это выражалось чрезвычайно скромно; именно: указывалась же­лательность постепенного уничтожения крепостного права без потрясения страны, как выражался Грановский в записке, напечатанной в 1856 г. Гер­ценом в «Голосах из России».III. Крестьянский вопросБеседа с учащимися Что такое крепостное право? (Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею различные повинности барщину, оброк) и подчиняются судеб­ной и административной власти помещика. Крестьянин явля­ется собственностью барина.) Как относился к крепостному праву император Николай I?(Николай I говорил, что крепостное право является злом. Но его отмена, по мнению императора, была бы еще большим злом, т. к. нарушила бы общественное спокойствие.) Вспомните, предпринимались ли в России попытки отмены крепостного права? (В Латвии и Эстонии в 1816 г. было от­менено крепостное право. Крестьяне получили личную свобо­ду, но без земли. Назовите причины отмены крепостного права.Учитель дополняет ответы учащихся, и делаются записи в тетрадях. Причины отмены крепостного права: Низкая производительность крепостного труда, нерентабель­ность хозяйств, основанных на подневольном труде, как следствие, крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства.Кошелев А. И.: «Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно ча­ще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить».- Объясните такое отношение крестьян к барщине. (Крестьянин не заинтересован в результатах своего труда. Весь урожай с барщиной запашки принадлежал помещику.) Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало даль­нейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих. Крепостное право - угроза общественного спокойствия. (Первая четверть XIX в. - 651 крестьянское волнение, вторая четверть XIX в. - 1089 крестьянских волнений.)Отчет III отделения: «Вообще крепостное состояние есть пороховой по­греб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же».- Как вы понимаете слова отчета III отделения? (Любое волне­ние могло превратиться в крестьянскую войну против вер­ховной власти при поддержке армии, состоявшей в большинстве из крестьян, набранных по рекрутскому набору.) Крепостное право на практике ничем не отличалось от рабства Крымская война. (Поражение в Крымской войне наглядно по­казало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коа­лицией более экономически развитых и технически лучше оснащен­ных европейских держав. Причиной этого было крепостное право.)Вывод: Таким образом, крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав и являлось мощным дестабилизи­рующим фактором внутри российского общества.^ Работа с документом Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед москов­скими губернскими и уездными предводителями дворянства. «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедли­во, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное 'Между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мне­ния со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Каково отношение Александра II к отмене крепостного права? Почему Александр II считает необходимой отмену крепостно­го права? Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»? (По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как мож­но скорее, поскольку затягивание этого вопроса может при­вести к волнениям, восстаниям со стороны крестьян и даже к революции.)IV. Проекты крестьянской реформы Правительство желало в первую очередь узнать мнения помещи­ков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От по­мещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Вйленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издалЗапись на доске и в тетради:Рескрипт генерал-губернатору В. И. Назимову о разрешении соз­дать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса от­мены крепостного права.Рескрипт - письмо монарха к подданному. В течение 1858 г. рескрипты были даны и остальным губернато­рам и губернские комитеты начали свою работу. ^ Составление таблицы-схемы Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы Обязанности Государственный Совет Секретный комитет с 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу. Завершение обсуждения проек­та закона Редакционные комиссии (председа­тель – Я. И. Ростовцев.) Внесение поправок и измене­ний в проект Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян Рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, составление еди­ного проекта закона ^ Сообщения учащихся: «Председатель Редакционных комиссий - Я. И. Ростовцев», «Н. А. Милютин». Беседа с учащимися - Обсуждение каких вопросов при подготовке отмены крепост­ного права вызвало наиболее горячие дискуссии? (Освободить крестьян за выкуп или нет. Наделять ли крестьян землей при освобождении. Кто и в каком размере должен компенсиро­вать помещикам потерю части земли.) Таким образом, можно выделить два ключевых слова - пробле­мы, вокруг которых шли горячие споры: земля и выкуп.- Какая форма эксплуатации крестьян (барщинная, оброчная) преобладала в нечерноземных и черноземных губерниях?В нечерноземных - оброчная, следовательно, в этих губерниях были широко развиты неземледельческие промыслы крестьян, и ра­бота на земле часто не являлась основным источником дохода ни для крестьян, ни для помещика.^ В черноземных - барщинная. Плодородная земля высоко цени­лась. Помещики получали доход с продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на этой земле.- Как относились помещики этих губерний к освобождению крестьян с землей?В нечерноземных губерниях - положительно. В черноземных гу­берниях - отрицательно. Стремление помещиков к сохранению в своих руках максимального количества земли. Желание, чтобы сво­бодные крестьяне по-прежнему работали на помещика, но уже как вольнонаемные сельскохозяйственные рабочие.- Что думали эти же помещики по поводу выкупа крестьянами своей личной свободы и земли?(Помещики нечерноземных губерний хотели получить не только вознаграждение за землю, предоставленную крестьянам, но и «за самих освобождаемых крестьян», т. к. земля стоила недорого.Помещики черноземных губерний хотели получить выкуп за ми­нимальный земельный надел, в случае если он будет предоставлен крестьянам, а также компенсацию за утраченную рабочую силу, т. е. за самих крестьян)^ Запись на доске и в тетради:Проекты освобождения крестьян: а) в черноземных губерниях (освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп); б) в нечерноземных губерниях (освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина).Работа с документом Учитель читает отрывок из письма председателя Редакционной комиссии Я. И. Ростовцева Александру II, в котором содержится об­зор мнений помещиков о способах освобождения крестьян. Учащие­ся должны определить, какие мнения принадлежат помещикам чер­ноземных, нечерноземных губерний, и тем и другим. « Смотря с точки гражданского права, вся зачатая реформа от на­чала до конца несправедлива, ибо она есть нарушение прав частной собст­венности; но как необходимость государственная и на основании государ­ственного права эта реформа законна, священна и необходима. ... положения губернских комитетов и мнения членов сих комитетов, сюда вызванных, можно разложить на шесть главных категорий;а) Одни желают уплаты за освобождаемых крестьян и вместе с тем уда­ления их по истечении некоторого времени с земли помещика.б) Другие желают уплаты за крестьян и прикрепления их к месту не для обеспечения их быта, а для того только, чтобы рабочие силы находились у помещика под рукой.в) Третьи, не требуя уплаты за личность, полагают, что поземельные от­ношения крестьян к помещикам, равно как и оставление первых в их усадьбах, должны продолжаться лишь несколько лет, т. е. в период срочно-обязанного положения, а потом крестьяне без изб и без полей вступали бы в договоры с помещиками.г) Четвертые домогаются, чтобы крестьяне навсегда землею только пользовались. д) Пятые желают немедленного отделения крестьян от помещиков и не­медленного же общего обязательного выкупа, видя в этом, может быть и очень справедливо, исход всего вопроса самый простой и удобный.е) Шестые предпочитают выкуп полюбовный и постепенный, дабы кре­стьянин входил в новую жизнь и в новые отношения не вдруг, а приучаясь мало-помалу к новому порядку вещей.(Ответ: черноземные: а), б), в), г); нечерноземные: д), е).)^ Домашнее задание ДК-2003, §19 и вопросы 1, 4, 5 в конце параграфа, §20, до с. 126 и вопрос 1 в конце параграфа;Дополнительные материалы к урокуРостовцев Яков Иванович (1803-1860) - военный и государственный деятель. При Николае I Ростовцев руководил военно-учебными заведения­ми, а во время подготовки крестьянской реформы был членом Секретного и Главного комитетов по крестьянскому делу, в 1859-1860 гг. возглавлял ре­дакционные комиссии. В молодости Ростовцев поддерживал тесные связи с руководителями «Северного общества» декабристов, но накануне восста­ния 14 декабря 1825 г., не называя имен и не скрывая свой шаг от друзей, сообщил Николаю I о готовящемся выступлении. В день восстания Ростов­цев находился в рядах правительственных войск. В своих воспоминаниях А. М. Унковский рассказывает об одном случае, который лег в основу всех дальнейших действий Ростовцева в крестьян­ском деле: «В начале 1857 года ...один из его сыновей заболел опасно в Гейдельберге. Отец поехал к нему... На смертном одре умирающий сын обратился к отцу с такими словами: «батюшка! Я обращаюсь к вам с по­смертной просьбой вот какого рода: вы настолько замараны по декабрьской истории и по военно-учебным заведениям, что мне хотелось бы умереть с мыслью, что вы чем-нибудь загладите свою память... Дайте слово, что вы будете помогать делу освобождения крестьян». Говорят он (Ростовцев - С. Н.) при этих словах прослезился и клялся, что все средства, какими он будет в состоянии распоряжаться, употребит в пользу этого дела. И дейст­вительно, после этого случая он стал писать всеподданнейшие письма уже совершенно в ином тоне... «Я дал клятву своей семье служить честно кре­стьянскому делу» - слова Якова Ивановича». Ростовцев собрал все законодательные акты о крестьянах, все посту­пившие проекты крестьянской реформы, материалы секретных комитетов, специальные журналы и оттиски статей по крестьянскому вопросу, в том числе и запрещенные в России заграничные герценовские издания, которые посылали ему из III отделения императорской канцелярии. «Колокол» Гер­цена постоянно лежал на столе Ростовцева.^ Милютин Николай Алексеевич (1818-1872) - племянник крупнейше­го реформатора эпохи царствования Николая I П. Д. Киселева, брат военно­го министра Д. А. Милютина. Окончил Благородный пансион при Москов­ском ун-те. В 1835 г. поступил на службу в Министерство внутренних дел. В 1852 г. стал директором хозяйственного департамента МВД. Одновре­менно принимал активное участие в работе Статистического отделения Русского Географического общества, под его руководством был выполнен ряд статистических исследований, осуществлено 8-томное издание о город­ских поселениях в России. В середине 50-х гг. начинается его деятельное участие в подготовке крестьянской реформы. Свои взгляды изложил в «За­писке» об освобождении крестьян в имении тетки Александра II великой княгини Елены Павловны. Ведущая идея «Записки» состояла в том, что крестьяне должны освобождаться с земельным наделом, который они вы­купают в собственность. В начале 1859 г. Александр II по настоятельной просьбе министра внут­ренних дел С. С. Ланского назначил Милютина временным товарищем (за­местителем) министра внутренних дел. Сыграл видную роль в работе Ре­дакционных комиссий (1859-1860), непосредственно готовивших кресть­янскую реформу. Обладая взрывным темпераментом, он, как никто другой, вносил в дело сильное личностное начало, не давая единомышленникам ос­тановиться на полдороге В глазах крепостников Николай Алексеевич был «красным», и импера­тор никогда не забывал этого. В апреле 1861 г. Милютин получил отставку и оплаченный годичный отпуск для поправки здоровья. Около двух лет провел за границей В конце 1863 г. Милютин вернулся на службу, участвовал в разработке земской реформы (1864). В 1864 г. по поручению Александра II провел в Царстве Польском аграрную реформу, которая была более радикальной и последовательной, чем в России. В январе 1865 г. введен в состав Государ­ственного совета... В 1867 г. по болезни ушел в отставку. Биография наследника престола Александра Николаевича Александр Николаевич был первым сы­ном великокняжеской, а с 1825 года им­ператорской четы Николая I и Александры Федоровны, родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле. Поскольку у старших братьев князя Николая не было наследников, Александра с детства воспитывали как бу­дущего российского самодержца. Если рождение Александра I приветствовал Г. Р. Державин, то рожде­ние Александра II - В. А. Жуковский, пожелавший ему в числе разных добродетелей особенно быть гуманным человеком («...Да встретит он обильный честью век! Да славного участник славный будет! Да на чреде высокой не забудет Святейшего из званий: человек».) Великий князь унаследовал харак­тер своей матери: он рос чувстви­тельным, даже сентиментальным мальчиком. От природы наделенный разносторонними способностями, прекрасной памятью, трезвым умом и отзывчивым сердцем, Александр, однако, никогда не обладал твердос­тью и властностью, присущими Ни­колаю I. Он не имел склонности к предстоявшей ему миссии, однако, приняв присягу, примирился со сво­ей судьбой, а после путешествия по России даже написал отцу: «Я чув­ствую в себе новую силу подвизать­ся на дело, на которое Бог меня предназначил». Когда князю исполнилось шесть лет, его воспитание поручили капитану К. К. Мердеру, человеку доброму и справедливо­му, обладавшему ясным умом и твердой волей. Твердость и строгость характера сочетались в нем с гуманностью. Тотчас по воцарении Николай I озаботился общим образованием на­следника и избрал ему в наставники В. А. Жуковского. Не исключено, что восторженные стихи поэта на рождение Александра расположили к не­му родительское сердце Николая I, но существовали и иные, более веские соображения. Жуковский был хорошо известен царской семье как человек просвещенный, гуманный, обладающий педагогическими способностями и опытом. В течение полугода он составил специальный «План уче­ния», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. Целью вос­питания и обучения Жуковский провозгласил «образование для добродете­ли». Он писал: «Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным. Просвещение должно познакомить его со всем тем, что в его время необхо­димо для общего блага и, в благе общем, для его собственного. Просвеще­ние в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственностью». В результате наследник престола получил довольно разностороннее об­разование. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полез­ная», что «сокровищница просвещения царского есть история, наставляю­щая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказываю­щая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века. Она должна быть главною наукою наследника престола». И сам ученик выделял историю среди других предметов, любил ее. Гармоничная, просвещенная программа воспитания и образования на­следника престола с самого начала натолкнулась на чуждую ей традицию императорского двора и установку отца-самодержца. Александр с детства полюбил бесконечные смотры, парады, воен­ные праздники, военные игры со сверстниками, в которых часто принимали участие Николай I и его близкие, и пронес увлечение это через всю жизнь. попытка Жуковского с самого начала ограничить время занятий военным делом шестью неделями в году (в летние месяцы) не удалась. Не­возможно было противостоять военной направленности могущественного российского самодержца и его двора. Из бойкого в военной игре подростка выходил молодцеватый, ловкий офицер. Воспитательные усилия Николая I были направлены также на внушение наследнику идеи незыблемости самодержавия в России. Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась добро­желательностью, искренностью в отношениях между членами большой се­мьи Николая I, а также учителями и наставниками и их воспитанниками. Ене грозила раздвоенность, свойственная Александру I. Он был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей. Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность (Жуков­ский: «за сердце Ваше мы все отвечаем смело»), веселый нрав (Мердер: «милая веселость, ему одному свойственная»), любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность. Очевидны были для окружающих и умственные способности наследни­ка, однако, при отсутствии усердия, глубокого внутреннего интереса к чте­нию, занятиям, даже любимой истории и военным наукам. Несмотря на исключительность своего происхождения и предназначе­ния, наследник престола рос не изолированно от своих сверстников. Досуг, праздники, дни рождения он проводил с друзьями, среди которых сыновья воспитателя Мердера, дети высшей знати и сановников из ближайшего ок­ружения Николая ! Наследник воспитывался вполне светским челове­ком. С 10-11 лет иногда приглашался к большому столу родителей, умел вести себя со взрослыми, вызывая похвалы, а со стороны женщин и восхи­щение. Даже придирчивый Мердер всегда оставался доволен светскими манерами и поведением своего воспитанника. Общительность, любовь к светской жизни и развлечениям будут присущи ему в зрелые годы, и после воцарения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Троянский конь программы-паразиты
Реферат Воздействие массовой коммуникации на групповое и индивидуальное сознание
Реферат Чехов А.П.
Реферат Разработка автоматизированной системы учета договоров для отеля
Реферат Криміногенна ситуація та стан економіки в аграрному секторі України
Реферат Marxian And Weberian Theory Essay Research Paper
Реферат Архитектура Московского Кремля
Реферат Поставщики туристских услуг
Реферат Топинамбур
Реферат Правовые аспекты денежнокредитного регулирования
Реферат Федеральная резервная система США
Реферат Another Reservoir Dogs Essay Research Paper Gangsters
Реферат Преимущества и недостатки современной рыночной экономики и административно- хозяйственной системы
Реферат Значення законiв логіки для науки і практики
Реферат 1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации