«Новый курс» Ф. РузвельтаЦели урока: объяснить суть «нового курса»; проанализировать изменения в социально-экономической и политической сферах США в период «нового курса»; определить его значение и последствия; формировать умения анализировать, обобщать и систематизировать исторический материал; составлять портрет исторической личности на примере президента Ф. Рузвельта; показать роль государства в сохранении основ демократии в период кризиса; доказать дееспособность политики вмешательства государства в экономические процессы в период кризиса.Основные понятия и идеи: президентство Ф. Рузвельта закон о восстановлении промышленности (НИРА) «кодекс честной конкуренции» закон о регулировании сельского хозяйства система социальной защиты населения сопротивление консервативных кругов политике реформ «новый курс» закон НИРА «кодекс честной конкуренции» ААА («Билль о помощи фермерам»).Основные даты и события: 1933-1939 гг. – политика «нового курса» 12 мая 1933 г. – принятие «Билля о помощи фермерам» 16 июня 1933 г. – принятие закона о восстановлении промышленности (НИРА) 14 августа 1935 г. – принятие закона Вагнера (закон о социальном обеспечении).Личность в истории: Ф. РузвельтОборудование урока: политическая карта мира атлас портрет Ф. Рузвельта Тин урока: комбинированныйАктуализация опорных знаний и умений учащихся (беседа с учениками) - 3 мин. 1. Приведите определение следующих понятий: «просперити», «Великая депрессия», мировой экономический кризис. 2. Назовите имена президентов США периода «просперити» и укажите годы их президентства. 3. Перечислите характерные черты периода «просперити». 4. Проанализируйте последствия «Великой депрессии» в СШАМотивация учебной деятельности учащихся – 1,5 мин. Одним из наиболее интересных периодов американской истории XX в. стал период «нового курса». Это было время интересных, масштабных социально-экономических и политических реформ, итогом которых стало усиление государственного вмешательства при решении проблем общественного развития страны. Президентство Ф. Рузвельта – яркий пример дееспособности президентской власти в США, воплощения новых воззрении на ее роль и место в политической системе американского общества.Краткие сообщения учащихся – 7 мин. Заслушиваются сообщения о Ф. Д. Рузвельте. В случае необходимости они дополняются и комментируются.Беседа с учениками – 2 мин. 1. Как вы думаете, почему республиканцы во главе с президентом Гербертом Гувером потерпели поражение на выборах 1932 г.? (Ответ обоснуйте.) 2. Какие моменты способствовали победе демократов во главе с Ф. Рузвельтом на президентских выборах 1932 г.?Коллективная работа со схемой США: от периода «просперити» к «новому курсу» – 6 мин. С целью четкого формирования знаний о необходимости введения «нового курса» как системы экономических мероприятий по выводу страны из кризиса, проработать вместе с учениками схему, прослеживая причинно-следственные связи.Рассказ учителя - 7 мин. Ученики составляют тезисный конспект рассказа учителя. На выборах 1932 г. Ф. Рузвельт заверял избирателей, что приложит все силы, чтобы «новый курс» спас «забытого человека, т. е. простого американца». Составляющими частями «нового курса» явились: 1. ^ Финансы и банки В марте 1933 г. из-за повального закрытия банков принят чрезвычайный банковский закон; 5 марта 1933 г. принят закон о запрете экспорта золота; позже – закон о девальвации доллара. Проводились и другие мероприятия. 2. Промышленность 16 июня 1933 г. принят закон о восстановлении промышленности (НИРА). Позже были утверждены «кодексы честной конкуренции», создана Национальная администрация по оздоровлению промышленности и т. д.^ 3. Сельское хозяйство 12 мая 1933 г. принят «Билль о помощи фермерам» (ААА), а в 1936 г. – закон о сохранении плодородия почв. 4. Социальная сфера 14 августа 1935 г. был принят закон о социальном обеспечении (закон Вагнера). Важным яви- лось создание «Национальной организации помощи безработным». 5. Внешняя политика В 1933 г. были восстановлены дипломатические отношения с СССР, а в 1935 г. принят закон о нейтралитете.Беседа с учениками 3 мин. 1. Как вы думаете, что в проводимых мероприятиях «нового курса» было нетрадиционным для американцев и могло вызвать их настороженное отношение? 2. Почему противники «нового курса» говорили о «сговоре президента с коммунистами»? 3. Как вы считаете, почему историк Шлезингер заявил, что Рузвельт спас капитализм от ошибочной политики самих капиталистов»?Самостоятельная работа по заданию – 4 мин. 2-3 учащихся вызываются к доске и, пользуясь учебником, самостоятельно заполняют ячейку «Результат» ранее рассмотренной схемы. Остальные учащиеся прорабатывают соответствующий абзац учебника.Коллективная работа по заданию – 4 мин. Учащиеся, вызванные к доске, комментируют содержание ячейки «Результат», оценивая последствия введения «нового курса». Остальные учащиеся дополняют и в случае необходимости поправляют своих одноклассников.Подведение итогов урока (выставление оценок, замечания по уроку и т. п.) – 2 мин.Домашнее задание - 2 мин. 1. Проработать соответствующий параграф учебника. 2. Записать в тетради реформы «нового курса» и их последствия в виде опорного конспекта.