Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»Научно-образовательный материалОрганизация и проведение курсов профессиональной переподготовки для жителей столичного мегаполиса по теме «Менеджер социальной сферы»Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители):Жукова Г. С., д.ф-м. н., профессор, проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадровРостовых Д. А., к.филос.н., доцент, доцент кафедры социальной и педагогической информатикиЖукова Г.В. к.э.н., доцент, доцент кафедры математики и информатикиВершинин В.Я., к.п.н., доцент, зам директора АНПИ НПОФедякина Л. В., д.п.н., профессор, проректор по управлению качеством социального образования и учебно-воспитательной работеЧахкиев М. А., д.ф.-м.н., профессор, профессор кафедры математики и информатикиСумской Д. А., д.ю.н., профессор, проректор по административно-правовой работе и кадровой политикеПанфилов В.И., д.т.н., профессор, профессор кафедры математики и информатикиГрунина О.А., к.э.н., доцент, зав. кафедрой маркетинга, экономики и социологии труда Казанчян М. С., к.э.н., доцент, доцент кафедры математики и информатики Солодуха П. В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой политической экономии и международных экономических отношений Шатров О. Н., первый проректор Милехина И. В., руководитель информационно-аналитический центрДубинина Е. В., начальник отдела делопроизводства учета и статистики АНПИ НПОАндрющенко Г. И., к.э.н., доцент, зав.кафедрой социального страхования, экономики и управления предприятиями Москва 2011 г.Актуальность и обоснованность научно-образовательных материалов Эффективность деятельности учреждений социального профиля (учреждений социальной поддержки, защиты и обслуживания населения, учреждений социально-реабилитационного, социокультурного, профориентационного, социально-медико-психолого-консультативного и др. профилей) в значительной мере зависит от управленческой компетентности руководителей его структурных подразделений, профессионализма кадров, организационной культуры функционирования учреждений социального обслуживания и помощи граждан. Каждому социальному учреждению столичного мегаполиса для повышения уровня сервисного обслуживания его клиентов необходима сильная, профессионально компетентная служба социального менеджмента. В основу научно-образовательной программы профессиональной переподготовки кадров столичного мегаполиса по теме: «Менеджер социальной сферы» положена ориентация на реализацию компетентностной модели менеджера, базирующейся не только на классической триаде – знаний, умений и навыков, но и на ресурсах креативного профессионального мышления, культуре качества профессиональной самореализации на индивидуальном и социально-значимом уровнях. В ходе создания научно-образовательных материалов по проекту «Организация и проведение курсов профессиональной переподготовки для жителей столичного мегаполиса по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджер социальной сферы»» на основе модели инновационных психолого-педагогических, технологических, управленческих, методических, коммуникативных, правовых, социально-экономических компетенций менеджера Исполнителем в соответствии с утвержденным Техническим заданием разработан пакет научно-образовательных материалов по формированию и развитию данных компетенций в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров столичного мегаполиса.Ключевыми понятиями научно-образовательной разработки являются: профессиональная компетентность менеджера социальной сферы; социальный менеджмент; инфраструктура учреждений социальной сферы столичного мегаполиса; стратегический и инновационный менеджмент; качество социальных услуг; адаптивные образовательные технологии в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров учреждений социальной сферы столичного мегаполиса.Цель научно-образовательной разработки: подготовка, обоснование и реализация содержательно-технологического базиса курсов профессиональной переподготовки для жителей столичного мегаполиса по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджер социальной сферы». В ходе реализации научно-образовательной разработки на основании модели профессиональных компетенций современного менеджера социальной сферы поставлены и решены следующие задачи: - разработана научно-образовательная практико-ориентированная программа курсов профессиональной переподготовки для жителей столичного мегаполиса по теме «Менеджер социальной сферы»; - подготовлен пакет контрольно-измерительных материалов для определения уровня сформированности профессиональных компетенций менеджеров социальной сферы по итогам обучения; - подготовлены материалы для реализации научно-образовательной программы дополнительного профессионального образования административно-управленческих кадров столичного мегаполиса; - разработаны документы для внедрения в практику образовательной программы «Менеджер социальной сферы» в системе дополнительного профессионального образования административно-управленческих кадров столичного мегаполиса.Область применения. Подготовленный пакет научно-образовательных материалов по направлению «Организация и проведение курсов профессиональной переподготовки для жителей столичного мегаполиса по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджер социальной сферы»» является научным обоснованием концепции дополнительной профессиональной образовательной программы в области совершенствования профессиональной компетентности административно-управленческих кадров столичного мегаполиса и может быть применим: 1) как основа интегрирования результатов научного поиска в сфере разработки и обоснования образовательных программ дополнительного профессионального образования менеджеров социальной сферы столичного мегаполиса; 2) в качестве отдельных тем и разделов проведения обучения в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей учреждений социального профиля по проблемам использования и внедрения технологий и методов инновационного, стратегического менеджмента в социальной сфере столичного мегаполиса; 3) как методика и практическое пособие для внедрения в практику жизнедеятельности учреждений социальной сферы современных управленческих технологий, менеджерских проектов для повышения качества социальных услуг населению столичного мегаполиса.Результатами реализации научно-образовательных материалов программы курсов профессиональной переподготовки по теме «Менеджер социальной сферы» на общественно-значимом и профессионально-субъектном уровнях являются: сформированность у выпускников курсов профессиональной переподготовки совокупности следующих компетенций менеджера социальной сферы: нормативно-правовой, социально-экономической, аналитико-прогностической, организационно-административной, конфликтологической, информационно-аналитической, социально-педагогической и социально-психологической, мониторинговой, этико-деонтологической, профессионально-коммуникативной.Образовательная программа. Научно-образовательные материалы по направлению «Организация и проведение курсов профессиональной переподготовки для жителей столичного мегаполиса по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджмент социальной сферы»» созданы на основе учета требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям «Менеджмент организации», «Социальная работа». Особое внимание в научно-образовательных материалах уделено активизации самообразовательной деятельности слушателей курсов профессиональной переподготовки.^ УЧЕБНЫЙ ПЛАНдополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки«Менеджер социальной сферы»Цель курса: повышение правовой, экономической, психологической и управленческой культуры руководителей и специалистов органов и учреждений социальной сферы.^ Категория слушателей: руководители и специалисты учреждений социальной сферы.Срок обучения: 502 часа. № п/п Наименование модулей, разделов и дисциплин ^ Всегочасов Лекции Практические занятия Форма контроля Модуль 1. «Общепрофессиональные дисциплины» 162 54 58 1.1 Раздел 1. «Социальная политика» 26 8 18 Экзамен 1.2 Раздел 2. «Основы права» 26 10 16 Экзамен 1.3 Раздел 3. «Теория управления» 26 10 16 Экзамен 1.4 Раздел 4. «Теория организации» 26 10 16 Экзамен 1.5 Раздел 5. «Трудовое право» 24 8 16 Зачет 1.6 Раздел 6. «Экономические основы социальной работы» 16 4 12 Зачет 1.7 Раздел 6. «Мастерство делового взаимодействия» 18 4 14 Зачет 2. Модуль 2. «Специальные дисциплины» 182 64 18 2.1 Раздел 1. «История и теория социальной работы» 30 10 20 Экзамен 2.2 Раздел 2. «Инновационные технологии социальной работы» 30 12 18 Экзамен 2.3. Раздел 3. «Разработка управленческого решения» 24 8 16 Экзамен 2.4. Раздел 4. «Управление персоналом» 24 12 12 Экзамен 2.5. Раздел 5. «Психология управления» 16 4 12 Зачет 2.6. Раздел 6. «Организационно-административная работа в системе социальных служб, учреждений и организаций» 16 4 12 Зачет 2.7. Раздел 7. «Международный опыт социальной работы» 12 4 8 Зачет 2.8. Раздел 8. «Делопроизводство в организациях и учреждениях социальной сферы» 12 4 8 Зачет 2.9 Раздел 7. «Право социального обеспечения» 18 6 12 Экзамен 3. Модуль 3. «Дисциплины специализации» 58 20 38 3.1 Раздел 1. «Управление конфликтами и антикризисное управление» 22 10 12 Зачет 3.2 Раздел 2. «Информационные технологии управления социальной сферой» 20 6 14 Зачет 3.3 Раздел 3. «Стандартизация социальных услуг» 16 4 12 Зачет 4. Стажировка 70 0 70 Зачет 5. Итоговая аттестация 30 0 30 Защита ВСЕГО: 502 138 364 Краткая характеристика содержания дисциплин основных модулей учебного плана курсов профессиональной переподготовки «Менеджер социальной сферы»Социальная политика Сущность, основные принципы и основные категории социальной политики. Субъекты социальной политики (государство, партии, общественные движения, объединения). Социальная политика в системе общественных отношений. Социальная политика и социальная безопасность. Демографические и этнографические аспекты социальной политики. Основные парадигмы и приоритеты социальной политики в России и за рубежом. Правовое обеспечение социальной политики. Социальная политика и принципы социальной защиты. Социальное страхование. Пенсионное обеспечение. Жилищная политика. Трудовые отношения. Охрана здоровья.Основы права Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Особенности правового регулирования профессиональной деятельности в социальной сфере.Трудовое право Заключение трудового договора. Условия трудового договора и сведения, вносимые в трудовой договор. Порядок заключения срочных трудовых договоров: сложности оформлении, судебная практика. Оформление различных видов трудовых договоров. Различные способы изменений условий трудового договора. Оформление соглашения об изменениях условий трудового договора. Особенности изменения условий об оплате труда. Процедуры расторжения трудового договора по различным основаниям. Анализ различных систем оплаты труда: порядок закрепления в трудовом договоре, коллективном договоре, локальных нормативных актах. Требования к порядку выплаты заработной платы. Ответственность работодателя за невыплату заработной платы работникам. Экономические основы социальной работы Экономическая политика и благосостояние населения, его структура, дифференциация и динамика. Социальные гарантии, льготы и выплаты. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания. Нормативно-правовая база экономической деятельности в сфере социальной работы. Особенности бухгалтерского учета в социальных организациях, учреждениях и службах.История и теория социальной работы Генезис социальной работы. Этапы, формы и модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы в России и за рубежом как общественного института в разные периоды развития человечества. Социальная работа как феномен современного мира, основные современные концепции и модели социальной работы. Международно-правовые нормы и принципы социальной работы. Основные тенденции и проблемы развития социальной работы за рубежом и в России. Международный опыт социальной работы. Основы теории социальной работы. Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Теоретические парадигмы социальной работы. Проблемы научной идентификации социальной работы. Объекты и субъекты социальной работы. Принципы и закономерности социальной работы. Направления, уровни, формы и методы социальной работы. Проблемы эффективности в социальной работе. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в ХХI в.Управление персоналомПерсонал организации социальной сферы как объект управления. Понятие и характеристика персонала организации. Классификация персонала. Анализ кадрового потенциала. Индекс кадрового развития. ^ Система управления персоналом. Понятие и сущность управления персоналом. Модели управления персоналом. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. ^ Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры. Понятие и содержание профессионального продвижения. Понятие карьеры. Этапы системы служебно-профессионального продвижения. Оценка кандидатов. Система деловых и личностных характеристик, учитываемых при продвижении персонала. Программа управления продвижением по службе. Особенности японской модели профессионального продвижения работников по службе. Ротация персонала. Работа с кадровым резервом. Порядок отбора и зачисления в группу резерва кадров. Высвобождение персонала. Типы увольнений. Система мероприятий по высвобождению персонала. Факторы и проблемы формирования деловой карьеры. Управление деловой карьерой. ^ Подбор персонала и профориентация. Содержание функции формирования персонала. Планирование потребности в трудовых ресурсах. Оценка персонала. Методы оценки персонала. Набор (вербовка) персонала. Сущность и виды профориентации персонала. Организация управления профориентацией персонала. Отбор кадров.^ Переподготовка и повышение квалификации персонала. Необходимость обучения и повышения квалификации персонала. Анализ потребностей в переподготовке управленческого персонала. Стратегическое и оперативное планирование процесса переподготовки и повышения квалификации. Роль кадровых служб в повышении квалификации управленческого персонала. Программы переподготовки и повышения квалификации. Методы переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала. Активные методы обучения. Оценка качества переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала^ Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Понятие и виды мотивации. Содержательные теории мотивации. Теория иерархии потребностей А. Маслова. Теория Процессуальные теории мотивации. Теория ожидания В. Врума. Теория справедливости Дж. Адамса. Комплексная теория мотивация. Теория усиления В. Скиннера. Теория ARG К. Адерфера. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Теория приобретённых потребностей.^ Профессиональная и организационная адаптация персонала. Сущность и виды адаптации персонала. Основные цели адаптации. Виды адаптации. Виды производственной адаптации: профессиональная; психофизиологическая; социально-психологическая; организационная; экономическая; санитарно-гигиеническая. Виды непроизводственной адаптации: адаптация к бытовым условиям; адаптация к внепроизводственному общению с коллегами; адаптация в период отдыха. Организация управления адаптацией персонала. Условия успешной адаптации. Организационные решения по технологии процесса управления адаптацией. Информационное обеспечение процесса адаптации. Программа адаптации.^ Конфликты в коллективе. Понятие и сущность конфликта. Конфликтогены. Основные причины конфликтов. Виды конфликтов. Социальные и внутриличностные конфликты. Реалистичные и нереалистичные конфликты. Структура и динамика развития конфликта. Предмет и объект конфликта. Конфликтная ситуация. Инцидент. Фазы развития конфликта. Способы управления конфликтами. Воспитательные и организационные способы разрешения конфликтов. Последствия конфликтов. Типы и стратегии поведения оппонентов в конфликтах. Сетка Томаса-Килменна.^ Оценка эффективности управления персоналом. Сущность эффективности управления персоналом. Факторы эффективного управления персоналом. Показатели и методика расчета эффективности управления персоналом. Количественные и качественные показатели. Направления оценки эффективности: коммерческая; народнохозяйственная; бюджетная.Инновационные технологии социальной работы Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы. Проблемы технологизации процессов социальной работы. Основные виды, формы и методы технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами людей. Особенности реализации социальной диагностики, профилактики, социальной адаптации, социальной терапии и социальной реабилитации. Технология социальной экспертизы и моделирования. Проблемы новаторства в технологии социальной работы: закономерности, механизм, процедура, методы. Проблемы научной организации труда в социальной работе. Опыт технологической деятельности в системе социальной работы в России и за рубежом.Организационно-административная работа в системе социальных служб, учреждений и организаций Нормативно-правовая база организационно-административной работы. Содержание и методика организационно-административной работы в центрах социального обслуживания, в системе социальной работы, в органах, учреждениях и организациях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов. Опыт кадрового обеспечения организационно-административной деятельности в системе социальной работы. Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях. Администрирование в социальных службах. Особенности менеджмента в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы. Проблемы управления персоналом в системе социальной работы. Организация труда в социальных учреждениях. Права социальных работников. Профессиограмма специалистов социальной работы и пути повышения их профессиональной компетентности.Право социального обеспечения Международные документы и Российская Конституция о социальных правах и свободах человека и гражданина. Системы социальных гарантий: структура, виды, субъекты гарантий, механизм реализации. Ответственность граждан за нарушения социальных прав и свобод. Государственные гарантии социальной защиты интересов населения. Основы гражданского права. Основы уголовного права. Основы трудового законодательства. Основы исправительного права. Основы семейного законодательства и ювенального права. Нормативно-правовые документы, регулирующие государственные принципы и охрану прав населения на социальное обеспечение и обслуживание. Охрана прав несовершеннолетних, лиц с особыми нуждами, пенсионеров и т. п. Правовые вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями; защита интересов клиента в суде и государственных органах.Информационные технологии управления социальной сферойЦелью курса является изучение слушателями основ организации современных информационных технологий и их применение в управленческой, социально-экономической, социально-правовой, социально-консультативной деятельности; рассмотрение основных принципов построения и внедрения специализированных информационных систем; также формирование знаний и умений в области компьютерной подготовки, необходимой для успешного применения современных информационных технологий в сфере своей профессиональной деятельности на практике. В ходе достижения цели решаются следующие задачи: изучение основополагающих принципов организации современных информационных технологий; рассмотрение информационных систем и технологий на различных уровнях менеджмента; рассмотрение вопросов связанных с основами управления с применением современных информационных технологий в социальной сфере; получение навыков использования программных продуктов общего и специального назначения; выработка умения самостоятельного принятия решения о внедрении тех или иных информационных технологий для целей управления; изучение различных областей применения информационных систем и технологий в современном обществе. Содержание курса Развитие информационных и Internet/Intranet технологий. Развитие и современное состояние ИТ. От обработки данных - к управлению знаниями. Психологическиq фактор и языковые уровни. Развитие Internet/Intranet технологий. Понятие и структура информационного пространства World Wide Web. Intranet как внутреннее информационное пространство организации. Поисковые системы. Internet-технологии в бизнесе. Направления использования технологии Internet в бизнесе. Электронная коммерция. ^ Информационная стратегия как ключевой фактор успеха. Внешнее и внутреннее информационное окружение. Информационный контур и информационное поле. Категории информационных систем и информационных технологий.^ Атрибутика идентификации предприятия, организации социальной сферы и его продукции, услуг средствами Web-технологий. Составляющие фирменного стиля и их создание средствами ИТ. Реклама через Web. Виды web-рекламы. Создание сайтов и их продвижение в поисковых системах. E-mail-рассылка: организация подписки, хороший стиль e-mail-рассылки, эффективность рассылки, виды рассылок. ^ Программное и техническое обеспечение информационных систем. Технические устройства для людей с ограниченными возможностями. Приборы с интеллектуально-компьютерным интерфейсом. Программное обеспечение для инвалидов. Управление конфликтами Понятия, факторы, структура и типология конфликтов в социальной работе. Конфликты, компромиссы и консенсусы в социальной работе. Этапы развития конфликта; деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов. Модели управления развития конфликтов в социальной работе. Методика разрешения конфликтов в процессе социальной работы. Методы профилактики, предупреждения и минимизации конфликтов в социальной работе.Краткая характеристика стажировки слушателей курсовкурсов профессиональной переподготовки «Менеджер социальной сферы»Согласно нормативно-правовым документам по дополнительному профессиональному образованию особое место в организационно-процессуальном базисе реализации программы профессиональной переподготовки (свыше 500) занимают стажировка и выполнение обучающимися выпускной аттестационной (квалификационной) работы. Стажировка слушателей курсов профессиональной переподготовки «Менеджер социальной сферы» осуществлялась в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций, полученных в результате теоретической подготовки по программе профпереподготовки. В процессе стажировки по программам социального профессионального профиля происходит углубленное знакомство стажеров с видами социальной работы, социальными службами и ведомствами, особенностями профессиональной деятельности в них, а также обучение практическим навыкам и умениям социального работника (приобретение навыков и умений работы с клиентами (беседа, диагностика личности, переговоры, ответы на письменные жалобы и др.); приобретение навыков и умений сбора, обработки, интерпретации информации и постановки социального диагноза; приобретение навыков и умений взаимодействия с коллегами для решения проблем клиентов; приобретение навыков умений ведения документации). Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта функционирования учреждений социальной сферы, приобретения профессиональных навыков для выполнения обязанностей по более высокой должности. В целом же, результаты реализации программы профессиональной переподготовки по теме «Менеджер социальной сферы» могут быть использованы при осуществлении мероприятий по дальнейшему совершенствованию деятельности организаций социального профиля столичного мегаполиса, а также для создания методической базы постоянно действующей системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов и менеджеров социальной сферы.Отчетная продукция. В качестве отчетной продукции по данном этапу реализации проекта представлены научно-образовательные материалы Организация и проведение курсов профессиональной переподготовки для жителей столичного мегаполиса по теме «Менеджер социальной сферы». Отчетные материалы в соответствии с Техническим заданием представлены на электронном носителе (CD) в формате Microsoft Word.