Реферат по предмету "Разное"


«Молодая гвардия»

Ефимовы сказкисценарий праздника в школьном краеведческом музее, посвящённый костромскому сказочнику, поэту и художнику Ефиму Честнякову.(сценарий составлен на материале произведений самого Ефима Честнякова, воспоминаний его односельчан, использован текст книги Л.Кузьмина )Учитель: Мильчакова Г.С.Цель: познакомить учащихся школы с творчеством костромского художника, сказочника и поэта Ефима Честнякова Оформление: выставка глиняных игрушек по произведениям Ефима Честнякова, настольный театр для глинянок, плакаты с фотографией Честнякова и иллюстрациями его картин. Литература: В. Игнатьев, Е. Трофимов. Мир Ефима Честнякова, М. , «Молодая гвардия»1988, Л. Кузьмин. Чудесное яблоко, М., «Детская литература»1981. Группа девочек и мальчиков в народных костюмах входит в зал с песней: Плат малиновый на жёрдочке, Ала ниточка в обёрточке! Я сбиралась сарафан подшить, Да пора на зелен луг спешить! Там поют, звенят бубенчики: бом-бом! Сарафан-то мой сиреневым грибом. Сарафан-то мой – не новенький! Зато луг вокруг шелковенький! Зато мальчики и девочки Вслед за мной ведут припевочки! Девочки(исполняют частушки): Я на Фимову тальяночку Навешаю линдей, Чтобы Фимова Тальяночка Играла веселей…^ И лужайка широка,Сонце пригревает,А Наташка у садкаЗвонко распевает.У нас куриная помехаИ куриное весло.Мы на Пеженку летели,В Заволочье унесло.^ Кенареечка поет,Маленькая пташка,И ранешенько встаетМашенька Наташка.Моя веть вот баская краля Она не мажетца румянамОна как яблок во цветуНе красит краской красоту.Мне бы вот девицу надаи нечево и без наряда,заплатки я люблю бы тожебыла бы вымыта одежа. 1 ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Мы приглашаем вас сегодня на встречу со сказкой, сказкой не простой, потому что создавалась она на земле Костромской замечательным нашим земляком и художником Ефимом Честняковым. 2 ведущий: В костромском краю, за кологривскими борами, за невысокими горами, в деревеньке Шаблово жил маленький мальчик Ефимко Честняков. Жил он поначалу совсем обыкновенно, как живут все деревенские ребятишки. Весною верхом на прутике по тёплым проталинам скакал, в летнюю пору с мальчишками на речку Унжу бегал, осенью в избе у окошка сидел да на дождик глядел, а как первый снег на землю упадёт, так и опять Ефимку домой не заманишь. Опять он с друзьями на улице, опять бегает там, катается с горушек на саночках до самого позднего часа, до вечерней зари. И, может, и дальше бы у него всё шло обыкновенно, да только семья-то, в которой Ефимко рос, была с особинкой. Заключалась эта особинка вот в чём. Все любят сказки, да не все умеют их складывать. А вот в доме Честняковых что ни вечер, то и новая сказка, то и новая побасёнка. Новая, весёлая, до сей поры никем ещё не слыханная. Мы послушали, а теперь и вы послушайте, да посмотрите. 1 чтец: Долго праздника мы ждали, Всё-то думали, гадали: Как своих людей прославить, Да ещё и позабавить, От работы отдохнуть, Старину воспомянуть… 2 чтец: Парочкой на лавочке сидят Люлень да Люлиня. Они так славно дружат, что всей деревне примером служат… 3 чтец: А это Росовуля- золотая рукодельница. Она и здесь, на гулянье, с прялочкой не расстаётся… 4 чтец: А это с барабаном да с балалайкой дедушка Марковий, да бабушка Ягодка, да старички-боровички Стафий с Назаром, да лесорубы-плотнички Чивиль и Микуль… 5 чтец: Баба-Яга и та из леса на музыку прибежала, в одиночку в тёмной избушке своей сидеть шибко соскучилась…Даже Кикимора тут, и сам друг её приятель сердечный Домовичок-Лизун. Стоит Лизун, язык лопатой выставил и ждёт, что ему сметанки капнут. Все: А то и маслица! Ребёнок (вбегая): -Ой, бабушка, иди…Домой Лизун пришёл, муку слизал овсяную, оржаную, пшеничную, лапшинную… А язык- от у Лизуна как тёрка. Бабушка: Большой язык. Большой… Ребёнок: А где Лизун-то живёт, бауш? Бабушка: В овине, в трубе, за квасницей, в голбце… Соседушка и Кикимора тоже в голбце да в подполье, и на подволоке и под подволокой. Ребёнок: А какая она, Кикимора? Бабушка: Седая. Ребёнок: А соседушко? Бабушка: Домодедушко, Кикиморин муж, такой старой… И в избе они живут, и на дворе у скотины- везде ходят. К лошадям. Ежели который лошадей любит- сена подкладывает да расчёсывает, гладит. Кикимора тоже ходит везде, на наседале куриц ощупывает. Когда керкают курицы ночью- это Кикимора. А ежели пряхи оставят, не благословясь, куделю, прядут, только шарготак стоит: шур-шур… Я видела сама. И соседушку видела ночью. Никого не было в избе. Тихо так. И слышу на голбце коло печки ровно шарготит что-то. Благослови, Христос, думаю… А сама на полатях лежала. Как повернула голову-то, а с брусу ровно кошак серый на пол-от легко скок… Напугать стараются, безобразники! (Ребёнок пугается, озирается.) Дед: Да ты не трусь. Мы ведь с тобой не спим. А кроме того я хороший способ знаю против них. Слетай, возьми битый кувшинчик, что в чулане под полкой лежит. Мы этот кувшинчик домовому с Кикиморой подбросим, и они уймутся. Кувшин- то хотя и без донца, да зато с горлышком, с дыркой, а для них самое разлюбезное занятие- в первую попавшую дырку на месяц смотреть. За этим занятием им совсем и не до нас будет. 6 чтец: Эх, братцы мои! Ладил я нынче утром сани в дорожку да и увидел воробья Ерошку. Прыг он ко мне, серенький соседушко, и говорит: «Куда ты, дедушко? Ежели за дровишками, то бери и меня с детишками. Мы в лесу тебе вот как поможем! Кряжей наваляем и в сани уложим. А ты лишь потом нам за каждый кряж по ячменному зёрнышку дашь. Мы дорого за работу не берём, мы- по-соседски…» И кричит: «Чик-чирик, айда, все мои ребятушки-воробьятушки, сюда!» И Ерошкины ребятишки так ко мне всей гурьбой в сани из-под застрехи и сыплются… Не верите? 7 чтец: Верим. Мы сами твоих помощников из окна видели. Ростом невелички, да на всех рабочие рукавички. 8 чтец: На каждом серенький армячишко, а за поясом топоришко. 9 чтец: У воробья-то у Ерошки ещё фамилия есть. Чивилёк! Он и сам Чивилёк, и ребята у него- Чивилята, потому что чивиликают, чирикают. Вот как! Девочки: Ах, на небе голубом Солнышко сияет… Рано-рано поутру Пастушок играет… Пареньки идут, девоньки: «Тёла, тёла»- манят звонко. А-а-а Зелёная трава О-о-о Там во полюшке тепло… Ай-ай-ай Ты играй, рожок, играй. 1 ведущий: Это присказка, а сказка…сказка будет впереди. Все вместе^ Соходися весь народ,По копеечке за входЧетверть денежки, полушкуОпускайте в нашу кружку... Если ж нечего, чудак, Проходи, гляди и так! 10 чтец: Рассказать ли вам, дети-цветики: Свете – про планетики, Русе – про звездиночку, Пане – про картиночку, Тюлюсе – про светлые месяцы, Люле – про прекрасные лестницы, Люлине – про ясное солнышко, Лиле – про чудесное ведрышко?Бабушка: А вот давайте – ка лучше сказку про Чудесное яблоко посмотрим да послушаем. (Инсценировка сказки «Чудесное яблоко» с показом в театре глинянок) 1 ведущий: Жили-были дедушко да бабушка, мужик да баба, и у них много ребят – паренеков и девонек. 2 ведущий: Пошёл дедушко в лес дрова рубить и видит: стоит старая-старая яблоня, а на ней большущее яблоко. Дедушко: «Мне не унести», 1 ведущий: Яблоко росло не совсем высоко,- дедку по плечи,- а сучок, на котором оно выросло, был очень толст. Упирается дедушко обеими руками в яблоко, хочет покачнуть, и плечами старается приподнять хоть немножко: Дедушко: нет, тяжело… сова: «Ха-ха!» 2 ведущий: - ровно что в лесу засмеялось. Дедушко: - Мне не унести, 1 ведущий: - говорит сам себе дедушко: Дедушко: лучше и не отшибать: пожалуй, на земле и мыши огложут или другие какие зверьки. Домой пойду, запрягу лошадь да и приеду сюда за яблоком. А созрело хорошо,- гляди, какое румяное, особливо с полуденной стороны. 2 ведущий: И ходит кругом, любуется, осматривает. Сова: «Ха-ха-ха!» 1 ведущий: - опять захохотало в лесу. Дедушко: - Да что это? Ровно кто засмеялся, и давеча послышалось мне, 2 ведущий: Глядит: стоит старая дупластая осина, а в дупле сидит птица сова, и глаза круглые светятся. Дедушко: - Не ты ли это подшучиваешь? Сова: «Ха-ха!» 2 ведущий: - засмеялась сова. А тетерев на берёзе: Тетерев: «Кво-кво, не унести тебе яблока». Дедушко: - Я на лошади приеду, Тетерев: - И на лошади не увезти, Дедушко: -На вот, али на паре приезжать мне? Тетерев: - Хоть на тройке, на четвёрке; сколь хочешь запрягай лошадей – не увезти тебе яблока…кво-кво… Дедушко: - Али уж такое тяжёлое? Тетерев: - А так… кво-кво… впрягайтесь сами все, до – выгреба, сколь вас найдётся в избе. Сова: «Ха-ха!» 1 ведущий: Дедушко не поверил, ушёл домой, запряг лошадь, никому не сказал и домашним – разбрякают – де раньше времени, соберётся народ. Приехал и подъезжает близко под яблоню, чтобы яблоко упало прямо в ондрец. Привязал лошадь, взял ядрёную дубину отшибать яблоко и ходит , любуется, со всех сторон рассматривает: уж больно румяно да красиво, жаль потревожить… И захотелось дедушко потрогать его рукой. И только прикоснулся лишь пальцем,- яблоко упало прямо в ондрец. Дедушко: «Созрело, видно, свалилось чуть не само», 2 ведущий: Отвязал лошадь и нукает: не трогает. Сам подсобляет, и лошадь старается – ни с места ондрец. Сова: «Ха –ха –ха Тетерев: - Я тебе говорил! Дедушко: - В самом деле, на лошади не увезти, лошадь не плохая, ест сено хорошее, ставь тут хоть колокола – увезла бы не хуже пары… здесь дело не в том. 1 ведущий: Закрыл яблоко ветками на ондреце, чтобы не так приметно было, ежели б кому случилось мимо идти, выпряг лошадь, сел верхом и поехал без ондреца домой. Приехал и говорит старухе, да сыну с женой: Дедушко: - Пойдёмте со мной в лес, нашёл диковину, сами увидите. 2 ведущий: Пришли и не могут тронуть, как ни стараются. Сова: «Ха –ха – ха!» Тетерев: - Я говорил: все- де до выгреба. Дедушко: - Мы и то все пришли, дома только ребята остались. Тетерев: - Нужно и их…кво-кво… 1 ведущий: И пошла баба в деревню, привела всех ребят – паренеков и девонек. И только нянька с самым маленьким дома осталась… Все запряглись и стараются… Но ондрец не идёт. Сова: «Ха – ха!». Тетерев: - Кто дома остался? Дедушко: - Да маленький с нянькой там. Тетерев: - Нужно и их. 2 ведущий: Ушли за теми. И нянька пришла в лес, на руках держит маленького. Сама наваливается на ондрец и свободной рукой помогает везти, и маленький ручонками прикасается. Все подсобляют – и поехал ондрец… Сова: «Ха – ха – ха!» Тетерев: «Кво - кво»… 1 ведущий: Привезли домой яблоко, и вся деревня сбежалась, глядит: - Кто вам дал?- спрашивают. Дедушко: - Бог дал. 2 ведущий: Почали. Стали пробовать: сладкое, душистое, рассыпчатое. «И мне, просят, и мне!» Дедушко даёт всем. Вся деревня наелась, похваливают: такого – де дива не слыхивали. И ели дедушко и бабушка, мужик и баба и ихние ребята – паренеки и девоньки… Кушали сырым, и печёным, и в киселе, и перемёрзлым, когда пришли холода. Соседям всем завсегда давали, особенно кто захворает. И хватило им яблока на всю осень и зиму до самого христова дня. Песенка ты песенка, А к ручью-то лесенка. Мы по лесенке сойдём, Мы по камешку возьмём Во хрустальном ручейке, Поиграем на песке. Камешки разноцветные, Девушки разодетые, Песенки непропетые. На песочке поиграем Да водички изопьём. Ах, и радость где – не знаем. Где не чаем – там найдём. Ох, вы гой еси, цветы, Несказанной красоты, Травки милые, былинки И жемчужные росинки. Каменистый ручеёк, Говорливый наш дружок. Мы венки себе плетём На зелёном на лужке, Сказки, песенки поём, Да играем на рожке: Ту-ру-ру, ту-ру-ру Рано-рано поутру… 1 ведущий:Лишь только отшумят весенние ручьи, лишь только просохнут тропинки и дороги, Ефим выкатывает на лужайку перед избой удивительную тележку. Тележка самодельная, на двух колёсиках, с широким, вместительным кузовом. И вот катят вместе с детьми тележку по полевым дорогам, по светлым пригоркам мимо частых ельников да березников, и Ефиму кажется, что везут они не только свистульки, карнавальные костюмы, да искусно расписанные холсты, а то самое Яблоко, которое – На Всех. То Яблоко, которое чем больше раздаёшь, тем краше да крупнее оно становится. 2 ведущий: Да так ведь всё потом и случилось в самом деле. Всю свою долгую жизнь Ефим Честняков трудился не для себя – для людей, для их ребятишек. И в Красносельском, тогда ещё Костромском районе успел. Потрудиться Ефим Честняков, в деревне Здемирово целый год работал. И добрая весть о нём покатилась краснобоким яблочком сначала по Шаблову, потом по ближним деревенькам, потом – по дальним, дошла она и до больших городов. Но и там Ефимово яблоко не убывает, а становится всё чудесней да золотистей; а по – другому и быть не должно – Оно На Всех! 1 ведущий: вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!литература Игнатьев В. Я. «Ефим Васильевич Честняков» Кострома 1995г. Игнатьев В., Трофимов Е. «Мир Ефима Честнякова» Москва 1988г. Кузьмин Л. «Рассказ о художнике Честнякове» Москва 1981г. Лев Кузьмин, Чудесное яблоко, М., Детская литература, 1981 Серов И. А. «Не признан при жизни» Кострома 2003г.: КГУ им. Н. А. Некрасова Шапошников В. И. «Ефимов Кордон» Москва 1978г. Ямщиков С. В. «Ефим Честняков. Новые открытия советских реставраторов» Москва 1985г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сравнительный анализ и описание картины Ван Гога «Красные виноградники в Арле» (1888) и картины Гогена «Сбор плодов» (1899).
Реферат Банковская система Российской Федерации 4
Реферат Екологічні проблеми Азовського та Чорного морів
Реферат Особо опасные инфекции
Реферат Экономический расчет ВЦ
Реферат Н. Макиавелли о методах и средствах политики
Реферат Социально-экономическое развитие Коломны в XVIII-XIX вв
Реферат Аукционная торговля понятие, особенности, этапы, назначение
Реферат Авгиевы конюшни Разгреби сначала эти авгиевы конюшни, а там и гулять пойдешь. Значение
Реферат Боковой амиотрофический склероз (БАС)
Реферат Обучение как способ продвижения по карьерной лестнице
Реферат Александр Бородянский
Реферат Ривониог, Догвелинг и Гластенинг
Реферат Територіальна структура господарства у країнознавстві
Реферат Синтез твердых растворов и исследования низкотемпературных фазовых превращений