Автор: Чупахина Наталья Пантелеевна Урок литературы в 8 классе Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»Цель:- познакомить с основными фактами биографии писателя; -- осознать и осмыслить идейное содержание сказки «Маленький принц»; -- развивать речь, образное мышление; -- воспитывать эстетические и нравственные чувства: в любой жизненной ситуации нужно оставаться человеком.Оборудование: -- музыка к инсценировке «Маленький принц»; рисунки учащихся; -- на доске слова российского поэта «Сент – Экзюпери написал о Маленьком принце незадолго до своего конца..,наверное, людские души (отдельные, редкие) всегда издают свой последний лебедино-чистый, прощальный крик…» А. Прасолова (1930—1972):«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» Антуан де Сент-Экзюпери 29 июня 1900- 1944 Ход урока 1.Слово учителя. Звучит песня “Нежность” (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой). Мы сегодня знакомимся с произведением, герой которого запросто перемещается по Космосу, по всему его звёздному пространству. О самом же авторе уместно будет сказать словами поэта М. Львова: Он не вернулся из полёта, И нет теперь его нигде – Ни самолёта, ни пилота, Ни на земле, ни на звезде Ни обелиска, ни ограды, Ни урны грустной, ни плиты; Куда б, как поздние награды, Носила Франция цветы. Книга, которую мы сегодня откроем,- «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. 2.Сообщения учащихся об основных вехах биографии писателя. В последний день июля 1944г. Антуан Экзюпери растворился в лазурном небе над французской Ривьерой – ни свидетелей воздушного боя, ни обломков самолёта, ни записей в отчётах немецких частей ПВО. Он ушёл так же, как его Маленький принц,- сбросил досаждавшую ему плоть и взлетел к звёздам. Но Маленький принц сам назначил змее место последней встречи, а майор Сент-Экзюпери летал, не обращая внимания на истребители противника. Мир потерял удивительно светлого человека. Пилоты группы дальней разведки вспоминали, что весной и летом 1944 г. Сент-Экзюпери казался «потерявшимся на этой планете» -- он по-прежнему умел делать счастливым других, но сам был глубоко несчастным. Сент-Экзюпери и раньше никогда не боялся смерти, теперь же он её искал. Маленький принц бежал с Земли на свою планетку: одна – единственная роза казалась ему дороже всех богатств Земли. Такая планета была и у Экзюпери: он постоянно вспоминал детство -- потерянный рай, куда не было возврата. Майор всё время просил дать ему для патрулирования район Аннесси, скользил над родным Лионом. Над замком Сент-Морис, когда-то принадлежавшим его матери. Серые стены, увитые плющом, высокая каменная башня. Огромная зала и зеркальная гостиная. Портреты предков, рыцарские латы – старый дом был полон сокровищ. До 16 лет юный граф жил совершенно беззаботно – притаскивал домой животных, возился с моделями моторов, дразнил брата и изводил учительницу сестёр. Потом в нём проснулся изобретатель. И он принялся собирать механизмы. Телефон из жестяных банок работал отлично, а паровой двигатель взорвался прямо в руках. В большой мир вышёл нескладный, застенчивый, нищий, не приспособленный к самостоятельной жизни, исполненный веры и любви молодой человек – и мир тут же набил ему шишки. Экзюпери призвали в армию. Он выбрал авиацию. С Антуаном чувствовали себя легко и свободно самые разные люди: ему были интересны все, и к каждому он находил свой ключ. Через несколько лет в представлении к ордену Почётного Легиона о Сент-Экзюпери говорилось: «Пилот редкой смелости, отличный мастер своего дела, проявлял замечательное хладнокровие и редкую самоотверженность. Провёл несколько блестящих операций. Спас раненый экипаж испанского самолёта. Без колебаний переносил суровые условия жизни в пустыне, постоянно рискуя жизнью», Пилоты эскадрильи любили Сент-Экзюпери так же, как и все, кто с ним сталкивался. Они тряслись над ним, как нянька над ребёнком, к самолёту его постоянно сопровождал встревоженный эскорт. В авиации легендарная рассеянность Экзюпери стала притчей во языцех. Он забывал захлопнуть дверцу, убрать шасси, подключал пустой бензобак и садился не те дорожки Но его выручало исключительное чутьё, помогавшее спастись даже в самых безвыходных ситуациях Пилот «мессершмитта» отрапортовал, что расстрелял безоружный самолёт-разведчик, точно такой же, как и у Экзюпери. Подбитый самолёт задымил и рухнул в море. Свидетелей боя не оказалось, а обломков сбитого самолёта не нашли. И красивая легенда о сгинувшем в небе Франции писателе-лётчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц, продолжала жить: он исчез, растворился в средиземноморской лазури; ушёл навстречу звёздам – так же, как и его Маленький принц. Сент-Экзюпери в кабине «Лайтнинга» 3.Знакомство с содержанием сказки. Комментарии. «Маленький принц» написан в 1943 г. – это последняя законченная книга Сент-Экзюпери. Шла война, и Экзюпери служил в разведывательной авиационной группе. Он видел разрушенные города, пожарища, взрывы бомб и забитые беженцами дороги. И всё это время он находил часы для творческой работы: он писал удивительную сказку, думал о будущем, которое придёт после войны. В том, что фашизм потерпит поражение, он не сомневался,-- его беспокоило, какие последствия в душах людей он оставит.^ 1).Чтение отрывка из 5 главы. «На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные…» -- Какую опасность таили семена баобабов?-- Каждое утро Маленький принц убирал свою планету, почему это так важно? Экзюпери сам иллюстрировал сказку, и, когда мы смотрим на корни этих баобабов, опутавших маленькую планету и грозящих её уничтожить, нам вспоминается знак свастики. Экзюпери писал: «А когда я рисовал баобабы, меня вдохновляло сознание, что это страшно важно и неотложно». В каждой рассказанной принцем истории отражается философский взгляд на жизнь человека, на его предназначение. Экзюпери использует форму притчи, которую надо глубоко осмыслить, хотя внешне вроде бы речь идёт о самых житейских событиях и поведении различных персонажей. Жизнь – это движение. Принц всё время в движении, в поиске, хотя и понимает, что, если идти всё время вперёд, далеко не уйдёшь, то есть время от времени надо останавливаться и оглядываться: назад и вокруг.Принц побывал на 7 планетах, включая Землю. Каждая из них олицетворяет какое-либо желание, которое превратилось в страсть, манию: стремление к власти, жажда богатства, славы пристрастие к алкоголю. 2).Слово артистам. Сцена №1 А.—Одна из планет принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял. П. – Добрый день. Д. – три да два – пять. 5 да 7 – 12. добрый день.22 да 6 – 28.Ух! итого стало быть 500 миллионов, 28 тысяч. П. – 500 миллионов чего? Д. – Уже 54 года я живу на этой планете, и за всё это время мне мешали только 3 раза. В первый раз, 20 лет назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьёзный. Третий раз – вот он. Итак, 500 миллионов. П. – 500 миллионов чего? Д. – 500 миллионов этих маленьких штучек, которые видны в воздухе. П. – Это что же мухи? Д. – Да нет же. Такие маленькие золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьёзный, мне мечтать некогда. П. – 500 миллионов звёзд. Что же ты с ними делаешь? Д. – Ничего не делаю. Я ими владею, чтобы быть богатым. П. – А для чего быть богатым? Д. – Чтобы покупать новые звёзды. П.—Забавно. Но не так уж это серьёзно. У меня есть цветок, и я каждое утро его поливаю. У меня есть 3 вулкана, я каждую неделю его прочищаю. И моим вулканом, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звёздам от тебя никакой пользы. Нет, взрослые и правда поразительный народ. Вопросы к учащимся. -- Что поразило Маленького принца на планете делового человека? -- Как понимал слово «богатство» деловой человек? -- Что означает слово «владеть» для Маленького принца? -- Что означает это слово для вас?Сцена №2 А. – Пятая планета была очень занятная. На ней только и помещалось что фонарь и фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной затерявшейся в небе планете, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. П. -- Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе всё-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потом что красиво. Вопросы к учащимся. --Обратите внимание на то, что во время своих путешествий Маленький принц всякий раз покидает своих соседей с одной и той же мыслью. С какой? Почему, улетая с планеты фонарщика, он думает иначе? 4). Работа в парах. Раскрыть оттенки и взаимосвязь смысла афоризма: «Светильники надо беречь, порыв ветра может их погасить» («Маленький принц») «На светильники и гасильники человечество разделено» (Е. Евтушенко)5).Слово учителя. Что же видит Принц на Земле? Люди мчатся, стремятся сэкономить время, а сами тратят его понапрасну, не умея насладиться тем, что даровала им природа. Они не понимают, чего ищут, они не понимают, в чём заключается счастье. «А ведь то, что они ищут, можно найти в одной единственной розе, в глотке воды,- говорит Принц. – Но глаза слепы. Надо искать сердцем». Но на той земле маленький принц постигает и мудрость. Он узнаёт, что такое узы дружбы. Сцена №3 Л. – Здравствуй. П. – Здравствуй. Кто ты? Какой ты красивый. Л.—Я Лис. П. – Поиграй со мной. Л. – Не могу я с тобой играть. Я не приручен. П. – А как это приручить? Л. – Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнце озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовёт меня точно музыка, и я выйду тебе навстречу. П. – Что же надо делать? Л. – Надо запастись терпением. Сперва сядь там, поодаль. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днём садись немножко ближе. И лучше приходи в один и тот же час. Чем ближе к назначенному часу, тем себя я буду чувствовать счастливее. Я узнаю цену счастью! А если ты будешь приходить всякий раз в другое время, я не буду знать, к какому часу готовить своё сердце. Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощания. Л. – Я буду плакать о тебе. П. – Ты сам виноват. Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил. Л. – Прощай! Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил. Вопросы к учащимся. -- О чём самом главном для себя узнал Маленький принц на Земле? -- Как вы понимаете слова: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»? 6)Слово учителя. В книге «Планета людей» есть место, где автор описывает свои наблюдения. Он едет в поезде и проходит по вагонам третьего класса. Там находятся рабочие- эмигранты: «Между отцом и матерью примостился малыш. Но вот он поворачивается во сне, и при свете ночника я вижу его лицо. Какое лицо! От этих двоих родился на свет чудесный золотой плод… Я смотрел на гладкий лоб, на пухлые нежные губы и думал: вот лицо музыканта, вот маленький Моцарт, он весь – обещание!. Он совсем как маленький принц, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые надежды! Когда в саду, после долгих поисков, выведут наконец новую розу, все садовники приходят в волнение. Розу отделяют от других, о ней неусыпно заботятся, холят её и лелеют. Но люди растут без садовника. Маленький Моцарт, как и все, попадёт под тот же чудовищный пресс. И станет наслаждаться гнусной музыкой низкопробных кабаков. Моцарт обречён». -- А какова ваша точка зрения? (Писатель хотел бы, чтобы дети уже в малом возрасте задумывались о том, как сохранить ценности, накопленные человечеством. Он знал, что рассказать им о сложном лучше всего через сказку, что семена, посеянные в детстве, когда-то должны дать свои ростки.) 4.Итоги урока. Обращение к эпиграфу. Объяснение слов А. Прасолова. Это произведение как духовное завещание писателя нам, оставшимся на Земле. -- Какие нравственные ценности утверждаются в сказке «Маленький принц»? Что превыше всего ставит автор в жизни людей? Маленький принц – это учение о том, как надо людям жить, чтобы обрести счастье, сознание человеческого достоинства. Самое главное находится внутри нас, в нашем отношении к жизненным ценностям. «Семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра вырастает кедр, а из семян терновника – терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. Ведь все взрослые сначала были детьми». Именно из детства люди берут во взрослую жизнь умение фантазировать, видеть чудесное, бескорыстно и преданно любить. Звучит песня “Маленький принц” (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева).5.Домашнее задание. Написать сочинение- миниатюру на одну из тем: «Самое главное – то, что не увидишь глазами», «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». ЛитератураГаль Нора. Под звездой Сент-Экса. - М., 2004Грачев Р. О первой книге писателя-летчика. - Л., 1990Григорьев В. П. Антуан Сент-Экзюпери: Биография писателя. — Л.: Просвещение, 1973.Губман Б. Маленький принц над цитаделью духа. — В кн.: Сент-Экзюпери А. де. Сочинения: В 2 т. — Пер. с фр. — М.: «Согласие», 1994. — Т.2, стр. 542.