Санкт-Петербургский Государственный Университет Кафедра радио и телевидения «Лекарственной болезнь» и причины ее возникновения (степень объективности освещения данной проблемы в отечественных СМИ) Курсовая работа Студентки дневного отделения 3 курса 3 группы Янушковской Анастасии Валерьевны Санкт-Петербург 2005СодержаниеВведение……………………………………………………………………... 3 Глава I «Лекарственная болезнь» и причины ее возникновения………….. 5 Недоброкачественная реклама лекарственных препаратов………. 10 Необходимость медицинского образования журналистов……….. 15 Глава II Объективность освещения данной проблемы в отечественных СМИ………………………………………………………………….. 16 Заключение…………………………………………………………………. 20 Список использованной литературы……………………………………… 21 Приложение………………………………………………………………… 22 Введение Проблема распространения «лекарственной болезни» среди российского населения становится все более актуальной. Причина такой ситуации заключается в бурном развитии фармацевтической индустрии и увеличении доли выпускаемых продуктов без рецептурного отпуска за последние десять лет. «Лекарственная болезнь» является причиной появления тяжелых различных заболеваний у 2.2 миллиона человек в год. При этом в 50% случаев «лекарственная болезнь» могла бы быть предотвращена врачом или пациентом, поскольку в эти пятьдесят процентов попали взаимодействия лекарств и неоправданно высокие дозы препарата, аллергические реакции, назначения, не учитывающие индивидуальных особенностей пациента1. Также существенную роль в данной проблеме играют СМИ, так как именно они, пользуясь влиянием на достаточно большую массу населения, рекламируют и освещают лекарственные препараты не всегда достоверно. Стоит заметить, что сегодня реклама назойливо пропагандирует бездумное употребление лекарств, при этом часто нарушаются правила самой рекламы медицинских препаратов, что приводит к дезинформации потребителя. По данным специалистов, около 60 тысяч россиян ежегодно погибают от самолечения фармацевтическими препаратами, которые навязываются нам через СМИ. Существуют многочисленные примеры негативных последствий бесконтрольного применения лекарственных препаратов под влиянием рекламы. В моей курсовой работе я буду рассматривать не только медицинские причины, но и социальные причины возникновения «лекарственной болезни», производить анализ материалов журналистов, пишущих на темы медицины и здоровья и рекламирующих лекарственные препараты. Также мною будет произведен анализ соответствия рекламы лекарственных препаратов в отечественных СМИ нормам действующих Федерального Закона «О рекламе лекарственных средств» и закона «О рекламе». Целями моей курсовой работы являются: -выяснить причины «лекарственной болезни» и причину ее распространения,-определить степень недостоверной информации в рекламе лекарственных препаратов российских СМИ как одну из причин «лекарственной болезни»,-выявить степень объективности освещения данной проблемы СМИ,-предложить свои методы решения проблемы. Для рассмотрения объективности освещения данной проблемы в СМИ, я взяла сюжет телепрограммы «Здоровье» телеканала ОРТ, ведущей Елены Малышевой. Также в моей курсовой работе были использованы медицинские справочники и Интернет-сайты в качестве поиска определения медицинской терминологии.«Лекарственная болезнь» и причины ее возникновения.«Лекарственная болезнь» - это негативная реакция организма, возникающая вследствие побочных эффектов лекарственных препаратов в результате их бесконтрольного применения, как врачами, так и самими больными. Сам термин «лекарственная болезнь» был введен в 1901 году русским врачом Ефимом Аркиным, который обнаружил, что при втирании серно-ртутной мази у больного появляется сыпь и другие явные признаки поражения всего организма. 1. Основными медицинскими причинами «лекарственной болезни» в большинстве случаев являются2:- побочные эффекты лекарственных препаратов, - токсические эффекты лекарственных препаратов, - индивидуальная непереносимость лекарственного препарата, -осложнения, связанные с внезапной отменой лекарственного препарата. В России активная работа по выявлению и регистрации нежелательных эффектов проводится в основном в трех регионах – Москве, Свердловской области и Приморском крае.2. Под пагубное воздействие выше приведенных реакций попадают: -иммунная система человека, -печень, почки, -полезная микрофлора желудочно-кишечного тракта, -пищеварительная система.На сегодняшний день существует очень много действенных, но в тоже время опасных лекарственных средств. В некоторых препаратах содержатся компоненты, которые имеют побочные действия для нашего организма, а некоторые из них имеют свойство «оставаться» и накапливаться. Например, самолечение препаратами, содержащими парацетамол, может пагубно сказаться на дальнейшем здоровье человека. Парацетамол является основой жаропонижающих и обезболивающих препаратов, большинство из которых благодаря рекламе мы с вами хорошо знаем: «Эффералган», «Колдрекс», «Тайленол», «Фервекс», «Солпадеин», «Тера-флю» и т.д. Регулярное и продолжительное применение любого из таких препаратов может принести значительный вред выделительной системе. А передозировка может привести к уже необратимым процессам. К тому же организм современного человека, ослабленный стрессами, нехваткой витаминов, неправильным питанием, плохой экологией, сильнее реагирует на подобные действия. Существует целая группа медикаментов, содержащая наркотические, психотропные и другие вещества, не рассчитанные на широкое потребление. Многие люди приобретают настоящую зависимость от лекарств, особенно это касается психотропных и гормональных препаратов. При быстрой отмене этих сильнодействующих средств возникают болезненные симптомы, которые тяжело переносятся больными, среди которых существует «синдром отмены». Он характеризуются обострением тех симптомов, для устранения которых было проведено лечение. Аллергические реакции наиболее распространенные действия организма на ферменты, содержащиеся в употребляемых человеком препаратах. Аллергенами могут быть лекарства, продукты их окисления и распада. Лекарства или продукты их обмена обычно соединяются в организме с белками крови, эти соединения и являются аллергенами, вызывающими «лекарственную болезнь».3. Наиболее опасными препаратами, которые в большинстве случаев являются причиной «лекарственной болезни», специалисты называют:-антибиотики,-транквилизаторы,-гормональные препараты,-спазмолитические и жаропонижающие средства,-средства для похудения. Также в группу риска входят витаминные препараты, так называемые БАДы (биологически-активные добавки к пище). Последние нельзя употреблять без учета физического состояния человека, климата, в котором живет больной, экологии и т.п. Полностью определить размер полученного вреда можно будет только через 10-12 лет. А ведь именно БАДы являются самыми распространенными рекламируемыми объектами в нашей отечественной печати. С ними могут соревноваться только средства для похудения. При этом нарушается правила рекламы медицинских препаратов, потому что практически всегда отсутствует информация о побочных действиях, но об этом я расскажу позже. Так называемые «тайские таблетки», рекомендуемые как эффективное средство для снижения веса и борьбы с ожирением нетрадиционным методом, давно уже вошли в серьезную группу риска. При употреблении этих препаратов выявлялись нарушения работы выделительной системы женщин и пищеварительного тракта.4. Острые формы «лекарственной болезни»: - анафилактический шок Вид лекарственной аллергии немедленного типа, возникшей на повторное введение медикамента в организм больного. Причиной анафилактического шока могут быть все применяемые в настоящее время лекарственные препараты. Наиболее часто анафилактический шок развивается на введение антибиотиков.-отек КвинкеЭто обширная крапивница. Отек Квинке характеризуется отеком кожи и подкожной клетчатки и даже иногда распространяется на мышцы. -бронхиальная астма.5. Очень часто бывает так, что симптомы болезни, для устранения которых пациенту назначается лекарственное средство, являются на самом деле реакцией организма на ранее назначенное средство. Во многих случаев такие симптомы можно было бы устранить немедикаментозным способом, но лечащий врач не углублялся в проблему их возникновения у больного. Подобное действие получило название «каскад назначений», обычным примером которого является приведенная мною выше ситуация. Побочный эффект одного лекарственного средства «накладывается» на побочный эффект другого лекарственного средства, что значительно усугубляет состояние организма пациента.Но, я думаю, стоит рассмотреть и другие причины возникновения у человека «лекарственной болезни». Посредниками между производящими лекарства фармацевтическими фирмами и потребителем являются аптекари. При покупке того или иного препарата они должны информировать покупателя о его побочных эффектах, что не всегда, конечно же, происходит. А ведь подавляющее большинство посетителей аптек – это пожилые люди, которые в силу «доверия» назначенному препарату и своего возраста могут не обратить на это внимание. Во многих странах существует Национальный центр по безопасности лекарств, в задачу которого входят раннее выявление побочных эффектов у лекарственных препаратов, принятие мер по их безопасности, а также административных и карательных мер в виде запрета на выпуск фармацевтической фирмой данного препарата. В России такой центр был создан в 1997 году, просуществовав пару лет, он прекратил свою деятельность. Причины этого неизвестны. Еще одной, достаточно серьезной причиной увеличения роста «лекарственной болезни» среди населения, являются средства массовой информации. Некоторые журналисты, при освещении той или иной новинки фармакологического рынка, допускают в своих материалах присутствие недостоверных данных о якобы проводимых исследованиях и искаженную статистику. Нередко такие материалы содержат скрытую рекламу, а если же они носят, открыто рекламный характер, то в большинстве случаев нарушаются правила рекламы лекарственных препаратов. Самое распространенное нарушение- объявление данного препарата панацеей, умалчивание о побочных эффектах, и отсутствие рекомендации о необходимости консультации с лечащим врачом. В качестве подтверждения выше сказанного, могу привести пример подобного материала, опубликованного в журнале «Страницы здоровья» №3 апрель-май 2005 автором Марией Борисовой:«Новые уникальные возможности преодоления весенней астении и повышения сопротивляемости к инфекционным заболеваниям! Ныне появилась реальная и эффективная возможность борьбы с весенней хандрой, слабостью и хронической заложенностью носа путем восстановления микрофлоры кишечника с использованием уникального средства - БАДа Бактистатин. Основными действующими компонентами Бактистатина являются цеолит, представляющий собой группу алюмосиликатных минералов, стерилизованная культуральная жидкость природного штамма сенной палочки и гидролизат соевой муки. Сотрудники Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова установили, что прием Бактистатина по 2 капсулы в день в течение 3-4 недель полностью гармонизирует состав микрофлоры кишечника даже при условии одновременного назначения антибиотиков! Более того, у пациентов, получавших Бактистатин, значительно улучшался обмен веществ, снизился уровень холестерина, улучшалось настроение, отмечались значительный прилив сил и повышение работоспособности. Вот уж действительно, как говорится в русской пословице, «Одним махом семерых убивахом»! Регулярный прием Бактистатина вполне способен заменить множество других лекарств, а если учитывать высокую безопасность, а также его доступность, то можно сделать вывод о том, что наконец-то появилось новое, уникальное средство с многогранной эффективностью, которое послужит укреплению здоровья и повышению качества жизни. А уж о преодолении весенней хандры и профилактике простудных заболеваний и говорить нечего!» Делая анализ данного материала, который носит открытый рекламный характер, я выявила следующие нарушения. Автор пишет об "уникальности, наибольшей эффективности и безопасности" препарата Бактистатина, хотя статья 44 Федерального закона «О лекарственных средствах» запрещает употреблять подобные эпитеты, дабы не вводить в заблуждение потребителя. К тому же мне как среднестатистическому читателю, не имеющего специального медицинского образования и знания специфической терминологии, совершенно неясен приведенный перечень компонентов в составе препарата. Этакая шифровка получается, которая может ввести в заблуждение любого покупателя. Обещание о способности замены множества других лекарств, тоже является нарушением закона «О лекарственных средствах». Как мы видим, отсутствуют информация о побочных действиях препарата и предупреждение для аллергиков, ведь вполне действующие компоненты цеолит и гидролизат соевой муки могут стать причиной аллергической реакции у человека, чувствительного к данным веществам. Также в тексте не указана необходимость консультации со специалистом, что также является нарушением рекламы лекарственных средств. Так как Бактистатин является биологически-активной добавкой к пище, то в инструкции, а тем более в материале рекламного характера о данном препарате, должна быть поправка: «Внимание! Данный препарат не является лекарством», которая в выше представленном тексте мною не обнаружена. Самое интересное, что в интернете на сайте Санкт-Петербургской государственной академии имени И.И. Мечникова отсутствует информация о тестировании какого-нибудь Бактистатина, хотя возможно это всего лишь случайность. Материалы подобные этому, не редкость, а закономерность. Повсеместно в печатных СМИ происходят вышеописанные нарушения и дезинформация покупателя. А ведь это является достаточно серьезной причиной для увеличения распространения «лекарственной болезни» среди российского населения. ^ Недоброкачественная реклама лекарственных препаратов На сегодняшний день в российских СМИ присутствует огромное количество рекламы лекарственных препаратов. Если ей верить, с помощью рекламируемых средств мы можем самостоятельно избавиться от многих тяжелых недугов, вылечить кожные, желудочные и половые проблемы. В доказательство их эффективности нам рассказывают свои истории болезни известные актеры, а подкрепляют их слова люди «в белых халатах». Но ни один «специалист» в заключение сюжета о новом чудодейственном средстве не говорит о его побочных эффектах и о необходимости консультации с лечащим врачом, даже если речь идет о рекламе безрецептурного средства. Это является введением в заблуждение зрителя и одной из причин распространения «лекарственной болезни». К тому же, возвращаясь к вышесказанному, Европейская конвенция, к которой Россия присоединилась еще десять лет назад, запрещает участие в рекламных роликах любых врачей под угрозой лишения прав медицинской практики, а попросту работы. По словам3 главного онколога Минздрава РФ, академика РАМН Валерия Чисова, у онкологов есть даже такая печальная примета: как только в СМИ начинается массовая реклама, например, "уникального средства для лечения болей в желудке", значит, спустя полгода или год увеличится приток больных со злокачественными образованиями именно в области желудочно-кишечного тракта. Потому что, поверив рекламе, люди идут в аптеку, даже не задумываясь о том, что надо бы проконсультироваться с врачом, теряя драгоценное время, когда еще можно определить не следствие недуга - боль, а причину. Также нередко в рекламных роликах можно увидеть ссылки на Минздрав РФ о якобы его одобрении и рекомендации им нового чудодейственного препарата. В то время как согласно «Закону о лекарственных средствах» министерство может либо разрешить препарат к применению, либо запретить. Важным уточнением, по моему мнению, будет еще то, что активно рекламируемое иностранное средство стоимостью выше ста рублей, в большинстве случаев может оказаться менее эффективным, чем наш российский аналог с гораздо низкой стоимостью. Изучив ряд рекламных материалов, мною был проведен анализ степени соответствия нормам рекламы лекарственных препаратов.Итак, реклама должна содержать:-объективную информацию о лекарственном средстве (не соответствует),-общие предостережения относительно применения лекарственных средств(не соответствует),-рекомендацию консультации со специалистом(в большинстве случаев не соответствует),-рекомендацию относительно обязательного ознакомления с инструкцией по применению, которая прилагается к лекарственным средствам(в большинстве случаев не соответствует).Реклама не должна содержать: -информации о том, что лечебный эффект от употребления лекарственного средства гарантирован(не соответствует),-ссылок на терапевтические эффекты относительно заболеваний, которые не поддаются или тяжело поддаются лечению(не всегда соответствует),-утверждений, которые способствуют возникновению или развитию страха заболеть или ухудшить состояние своего здоровья из-за неиспользования лекарственных средств (соответствует),-утверждения, что лекарственное средство наиболее эффективные, безопасные, исключительные относительно отсутствия побочных эффектов(не соответствует),-ссылок на конкретные случаи удачного использования лекарственных средств(не соответствует),-рекомендаций медицинских и научных работников, медицинских учреждений и организаций относительно рекламируемого товара(не соответствует),-специальных высказываний и писем благодарности, отрывков из них с рекомендациями, рассказами об использовании и результатах действия рекламируемых товаров от отдельных лиц( не всегда соответствует),-изображений и упоминаний имен популярных людей, киноактеров, телеведущих,героев анимационных фильмов, авторитетных организаций( часто не соответствует),-информации, которая может ввести потребителя в заблуждение отно-сительно содержания, происхождения и эффективности лекарственного средства(часто не соответствует),-информацию, превышающую объем краткой характеристики и инструкции по медицинскому применению(не соответствует).Еще немаловажным пунктом, по-моему, является пункт о том, что распространяемая в СМИ рекламная информация о действии препарата должна соответствовать информации на упаковке. К сожалению соответствиерекламы лекарственных препаратов данному пункту мне проверить не удалось. За соблюдение этих правил отвечает статья 44 Федерального закона “О лекарственных средствах” и закон “О рекламе”. В случае нарушения этих действующих правил принимаются административные меры. Приведу пример одной из них:Федеральная антимонопольная служба признала недобросовестной рекламу лекарственного препарата "Суприма-ЛОР". «20 июля 2004 года состоялось заседание Комиссии антимонопольного ведомства по делу, возбужденному по факту распространения осенью 2003 года на телеканалах "Первый канал", "Россия", "НТВ", "СТС", "REN-TV" и "Муз-ТВ" рекламы лекарственного препарата "Суприма-ЛОР". В рекламе указанного препарата допускались некорректные сравнения с другими лекарственными средствами, способными устранять боль в горле. Комиссия признала рекламу препарата "Суприма-ЛОР", размещавшуюся на указанных телеканалах ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 статьи 44 Федерального закона "О лекарственных средствах" и абзаца 3 статьи 6 Федерального закона "О рекламе" и приняла решение выдать рекламодателям компании "Шрея Лайф Саенсиз Пвт. Лтд.", а также рекламопроизводителю - рекламному агентству ЗАО "ОКНО Реклама", предписание о прекращении показа вследствие нарушения законодательства о рекламе. Также Комиссия приняла решение оштрафовать генерального директора ЗАО "ОКНО Реклама" на 4000 рублей. Пункт 5 статьи 44 Федерального закона "О лекарственных средствах": при рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта. Абзац 3 статьи 6 Федерального закона "О рекламе": недобросовестной является реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц».4Еще одно пресечение недостоверной рекламы лекарственного препарата вследствие нарушения соответствующих законов:« Дело в отношении Московского представительства компании «Ранбакси Лабораториз Лимитед» В феврале 2003 г. было рассмотрено дело в отношении Московского представительства компании «Ранбакси Лабораториз Лимитед», распространявшем в журнале «Полезные страницы. Здоровье» весна-лето 2002г. (№6) рекламу лекарственного препарата «Фексадин». В рекламе лекарственного препарата «Фексадин» указывались такие показания к применению препарата «Фексадин», как острая крапивница, отек Квинке или ангионевротический отек, аллергический конъюктивит, комплексное лечение зудящих дерматозов, пищевая аллергия, поллиноз, профилактика и лечение лекарственной аллергии. В соответствии со ст. 44 Федерального закона «О лекарственных средствах» независимо от формы реклама лекарственных средств должна соответствовать фармакологическим данным о лекарственных средствах, полученным при клинических исследованиях лекарственных средств, и требованиям государственного информационного стандарта.Согласно предписанию Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0002-2001 «Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения», соответствие государственному информационному стандарту лекарственных средств является критерием достоверности информации о лекарственном средстве. Инструкция по применению лекарственного средства включена в структуру государственного информационного стандарта лекарственных средств и является его неотъемлемой частью. Для составления текста инструкции на лекарственные препараты используют данные доклинических и клинических исследований. В соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата «Фексадин», утвержденной Фармакологическим комитетом Минздрава России, показаниями к применению препарата являются: сезонный аллергический ринит и хроническая идиопатическая крапивница. Вместе с тем, показания лекарственного препарата «Фексадин», указанные в рекламе, в инструкции по применению данного препарата не заявлены. Следовательно, приведенные в рекламе лекарственного препарата «Фексадин» сведения о его применении при указанных заболеваниях, не соответствуют инструкции к медицинскому применению препарата «Фексадин» и в силу положений Федерального закона «О лекарственных средствах», Отраслевого стандарта 1500.05.0002-2001 противоречат требованиям государственного информационного стандарта и рассматриваются как недостоверные. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О рекламе», реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении таких характеристик товара, как его назначение и условия применения, является недостоверной. Недостоверная реклама не допускается. Таким образом, реклама препарата «Фексадин», в которой указывается на его применение при заболеваниях, не предусмотренных инструкцией применения, не соответствует действительности и противоречит требованиям ст.7 Федерального закона «О рекламе» в части не соответствия действительности сведений о его назначении и условиях применения. Комиссия МАП России признала рекламу препарата «Фексадин» ненадлежащей и выдала Московскому представительству компании «Ранбакси Лабораториз Лимитед» предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства. Одновременно нарушитель подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 400 МРОТ.» К сожалению, подобные судебные разбирательства нерегулярны, в доказательство этого свидетельствует обилие рекламы лекарственных препаратов в российских СМИ, которые не соответствуют нормам, указанным в действующих законах. Несомненно, польза рекламы как способа передачи информации доказана, но хотелось, чтобы она была более информативной, носила не столь ярко выраженный коммерческий характер и ориентировала потенциального потребителя, прежде всего на консультацию с врачом, и только затем — на применение того или иного препарата.^ Необходимость медицинского образования журналистовНесомненно, медицинское образование должно играть важную роль в образовании журналиста, работающего не только со специализированными медицинскими, но и с немедицинскими изданиями. Нередки случаи, когда журналисты, пишущие материал о том или ином заболевании и способе его лечения традиционным или нетрадиционным методами, используют непроверенные данные, а порой просто перепечатывают статьи других журналистов, которые подошли к данному вопросу безответственно. Уровень развития медицинской журналистики в России достаточно низок. Идея создания Гильдии медицинских журналистов не была осуществлена. Подготовка медицинских журналистов в российских вузах находится в начальном состоянии, во внимание можно принять только военные кафедры и то только у девушек. Поэтому неудивительно, что на сегодняшний день в России существует сомнительный вариант рекламной медицинской журналистики. По моему мнению, это оказывает существенное влияние качество медицинского рекламного продукта и на объективную информацию о лекарственных средствах, в общем. В результате исследования5 оказалось, что больше половины российских журналистов при анализе времени, посвящаемого вопросам медицинской журналистики, посвящают этой работе менее половины рабочего времени. Также интересно, что эта же часть журналистов, не имея специального медицинского журналистского образования, не считают подобное обучения для себя необходимым, и они обладают уверенностью в своей способности подготовить полноценный материал по вопросам медицины и здоровья. При этом так высоко себя оценивают журналисты немедицинских изданий, и относительно малая часть специализированных.^ Объективность освещения данной проблемы в российских СМИ.Степень объективности освещения проблемы «лекарственной болезни» и проблемы недостоверной рекламы лекарственных средств можно рассмотреть на примере сюжета программы «Здоровье», выходившей в эфир 4 октября 2005 года на телеканале ОРТ. Приглашенный на программу в качестве эксперта в области безопасности применения лекарственных средств врач-терапевт Геннадий Геннадьевич Голубев отвечал на вопросы ведущей программы Елены Малышевой и присутствующей аудитории. Я приведу и прокомментирую выдержки из данной беседы:«- ^ Геннадий Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, нашим телезрителям каким образом стоит выбирать лекарственные средства, чтобы избежать подделок?- Для этого не надо не приобретать лекарства, которые широко и активно рекламируются или которые только-только появились в аптеках и в рекламных роликах. Скорее всего, это либо малоэффективные средства, либо препараты, которые лишь недавно прошли клинические испытания и еще не успели зарекомендовать себя».Действительно, последствия некоторых лекарственных препаратов могут дать о себе знать не сразу, став причиной возникновения «лекарственной болезни», а лишь через 10-15 лет. Например, парацетамол и аспирин.«- Ни в коем случае не покупайте препараты, которые рекламируются как «сенсация» или «революция» в медицинском мире. Лекарства от СПИДа, вакцины против рака, панацеи от всех болезней или препарата, дающего бессмертие, пока еще никому изобрести создать не удалось. Не стоит доверять рекламе, целью которой в первую очередь является продать товар»А это уже прямое нарушение закона « О рекламе лекарственных средств», который указывает на недопустимость информации об уникальности препарата и терапевтические эффекты относительно заболеваний, которые не поддаются или тяжело поддаются лечению. Здесь объективный взгляд специалиста.Вопрос из зала: « -Геннадий Геннадьевич, на сегодняшний день в аптеках можно встретить лекарственные препараты, которые являются аналогами препаратов иностранного производства. Прокомментируйте, пожалуйста, эффективность их действия.-Я не советую доверять лекарствам, которые при очень низкой стоимости преподносятся как «превосходящие по характеристикам зарубежные аналоги». Не стоит надеяться на то, что медицинский прибор стоимостью 200-300 рублей действительно автоматически поставит правильный диагноз или поможет вылечить любое заболевание».В действительности не всегда наши отечественные аналоги зарубежных препаратов являются менее эффективными. Думаю это субъективное мнение Геннадия Геннадьевича или же результат случая из врачебной практики. По статистике именно иностранные препараты чаще всего содержат в себе больше ферментов, способных вызвать аллергическую реакцию организма. Отечественные же препараты более «скромны» в своем составе, да и их сравнительно невысокая стоимость позволяет с больших денежных средств купить лекарство с той же эффективностью, а то и выше. К примеру зарубежные препараты от молочницы в наших аптеках стоят от 500 до 800 рублей(выпуск препарат- одна таблетка), в то время как наш русский аналог от 80 до 350.«-^ Геннадий Геннадьевич, получается надо не доверять любым проявлениям рекламы лекарственных средств? -Нет, я бы так не сказал. Просто советую относиться более критично к словам медиков с экранов телевизоров, операторов всевозможных «горячих линий», рассказывающих вам о преимуществах предлагаемых ими лекарств. Если вас уверяют, что препарат действительно вам поможет, не спросив о том, какой диагноз вам был поставлен, сколько вам лет, какие лекарства вы принимали – с вероятностью 99 процентов вам пытаются продать отнюдь не чудодейственное средство. Основанием для недоверия могут быть и утверждения о том, что процесс лечения с помощью рекламируемого препарата делает совершенно ненужными консультации врачей».Здесь Геннадий Геннадьевич объективно представил ситуацию недостоверности рекламы лекарств. Именно отсутствие информации о необходимости консультации с лечащим врачом является самым распространенным нарушением закона «О рекламе лекарственных средств», но то ли к этому лояльно относятся соответствующие службы контроля, то ли они закрывают глаза на происходящее, непонятно.«-Не стоит забывать о том, что к любому лекарственному препарату должны прилагаться определенные документы, подтверждающие разрешение на его использование. Они должны быть утверждены Минздравом или, в случае медицинских приборов – Госстандартом. Ну и, конечно же, к лекарству должна прилагаться подробная инструкция по его применению».Если к препарату нет инструкции, то это является грубым нарушением Федерального закона «О рекламе лекарственных средств», согласно которому к лекарству должна прилагаться объективная информация о лекарственном средстве, его свойствах, содержании, показания к применению, дозировка и побочных действиях. В противном случае это является не только грубым нарушением закона, но опасным лекарственным средством, употребление которого, может привести к неизвестным последствиям и не может быть рекомендовано ни одним специалистом.„- Геннадий Геннадьевич, расскажите , а какие нежелательные реакции чаще всего встречаются у детей?-В нашей стране, как и за рубежом, доктора не очень любят фиксировать побочные реакции, потому что боятся административных взысканий. Какие же нежелательные реакции чаще всего встречаются у детей? Это в первую очередь поражение желудочно-кишечного тракта, неврологические проявления, аллергические реакции, которые встречаются у детей в 3 раза чаще, чем у взрослых. Существует так называемый атрибутивный риск, т.е. чем чаще назначается препарат, тем больше регистрируется у него нежелательных эффектов. Если взять, например, противораковые средства (все они вызывают побочные реакции), то в общей сумме их побочные действия не составят большого процента, поскольку они применяются сравнительно редко. Большинство нежелательных реакций в популяции обусловливают препараты массового применения, хотя каждый из них вызывает побочную реакцию очень редко. Примером могут быть жаропонижающие препараты (их ежегодно каждый ребенок получает хотя бы один раз). Риск в этом случае будет колоссальным».А вот это интересно, действительно, чем чаще назначается препарат, тем чаще регистрируются данные о его побочных действиях. В Италии было проведено исследование, которое показало, что 13% всех нежелательных реакций было связано с применением амоксициллина. Этот антибиотик чрезвычайно популярен в этой стране.«-Нужно сказать, что в Москве наметилась положительная тенденция в этом вопросе – применение антибиотиков при чисто вирусной инфекции в начале этого тысячелетия сократилось до 25%. К сожалению, практически всем пациентам с респираторными заболеваниями назначаются жаропонижающие средства. В связи с этим необходимо обучать врачей тактике их применения и, что очень важно, информировать об ограничениях применения препаратов этой группы. Например, детям нельзя назначать при вирусной инфекции аспирин (доказана связь его приема с развитием синдрома Рея), не рекомендуется использование анальгина, нимесулида и свечей цефекон, за исключением лекарственных форм, содержащих парацетамол.»«-Спасибо, Геннадий Геннадьевич!»В ходе анализа было выявлен достаточно высокий уровень объективности высказываемой информации. Но считаю нужным предположить, что такая ситуация не во всех СМИ, а только в специализированных медицинских теле-программах и печатных изданиях. Конечно же прямые законы не цитировались, но и гость Елены Малышевой все же врач-терапевт, а не юрист. По моему мнению, нужно проводить просветительную работу не только по телевизору, но и в школах и вузах России.ЗаключениеНе смотря на существование нынешних законов, контролирующих рекламу лекарственных средств и работу журналистов в области медицины и здоровья, распространение недостоверной информации и ориентирование современной медицинской рекламы на эконом