Реферат по предмету "Разное"


«Лямбирская сош №1»

Министерство образования Республики Мордовия Мордовский республиканский институт образованияКурсовая работаНовые педагогические технологии в преподавании литературы.Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «Лямбирская СОШ №1» Фазлова Н.И.Руководитель: Насырова Н.Х.- методист кафедры филологического образования.Саранск, 2009В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. •  Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. •    Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). •    Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). •   Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). •   Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). •   Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). •   Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). •   Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей за дачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). •   Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.Теория содержательного обобщения В.В.Давыдова - Д.Б.Эльконина. В основу этой концепции обучения положена гипотеза о ведущей роли теоретического знания и, в частности, содержательного обобщения в формировании интеллекта. Учебная деятельность ребенка представляется как познавательная, построенная по теоретико-дедуктивному типу. Реализация ее достигается формированием у учащихся теоретического мышления путем специального построения учебного предмета и особой организации познавательной деятельности. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует освоение ребенком содержательных обобщений. Теория поэтапного формирования умственных действий. В отечественной психологии разработана одна из интереснейших теорий усвоения - теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). В ее основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план. В результате такого перехода внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные. Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др. б) ^ Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др. в) ^ Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др. г)   ^ Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др. д) ^ Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и Др. е)  Альтернативные: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка. ж)  Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М.Балабана и др.).Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки. Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образования Российской Федерации Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека^ Ильин Евгений Николаевич - учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.^ Целевые ориентации •  Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение. •  Преподавание литературы как искусства.^ Особенности содержания Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы: а)  вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым; б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице); в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.^ Особенности методики В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге. В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, НА. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.^ Игровые технологии Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.^ Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)Особенности содержания •  Материал вводится крупными дозами. •  Поблочная компоновка материала. •  Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты:-   каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;-   возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;-   формируются ответственность, честность, товарищество.Примечание. Общепедагогическая технология В.Ф.Шаталова реализована в предметных технологиях В.М.Шеймана (физика), Ю.С.Меженко (русский язык), А.Г.Гайштута (математика), С.Д.Шевченко (история) и др.^ Метод проектов. Еще в 1919 г. в городе Дальтон (США) Е. Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине - занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах или парах, чтобы какие-то вопросы или темы обсуждать или прорабатывать сообща. Этот опыт получил название «Дальтон-план». В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются следующие: -  технология индивидуализированного обучения Инге Унт; -  адаптивная система обучения А.С.Границкой; -   обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова. Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала: -  информационный блок; -  тестово-информационный (проверка усвоенного); -  коррекционно-информационный (в случае неверного ответа - дополнительное обучение); -  проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний; -  блок проверки и коррекции. Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном. Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.Нетрадиционные уроки. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы. Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированы урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочно время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении. Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.^ Технологии развивающего обучения Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С.Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Н.А.Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование систем Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова^ Эльконин Даниил Борисович (1918-1959) - виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития.Давыдов Василий Васильевич - академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения. Эта технология направлена на развитие логического, теоретического мышления. Развивающий характер обучения в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. На начальной ступени изучения какого-либо фундаментального понятия вводится общее абстрактное представление об этом понятии, в дальнейшем обучении оно обогащается и конкретизируется частными фактами и знаниями, служит для учащихся ориентиром для всего процесса изучения данного понятия, оно помогает осмыслить все вводимые в дальнейшем частные понятия с точки зрения уже имеющегося общего представления.^ Русский язык. Единым основанием обучения русскому языку является фонематический принцип. Буква рассматривается как знак фонемы, обозначающий ряд позиционно чередующихся звуков, зависящих от определенной позиции. По звуку, представляющему фонему в сильной позиции, данная фонема обозначается буквой (содержательный анализ). Для детей, приступающих к изучению языка, объектом рассмотрения является слово. Оно и есть содержательное обобщение, представляющее сложную систему взаимосвязанных значений, носителями которых выступают морфемы, состоящие из определенных фонем. Овладев звуковым анализом слова (содержательная абстракция), дети переходят к учебным задачам, связанным с предложениями и словосочетаниями. Выполняя различные учебные действия по анализу и преобразованию фонем, морфем, слов и предложений, дети усваивают фонематический принцип письма и начинают правильно решать конкретные орфографические задачи (восхождение от абстрактного к конкретному). В своей работе каждый учитель использует не одну технологию. Я очень люблю уроки литературы строить по Ильину, было время, когда я работала по опорным конспектам по Шаталову, в последнее время изучаю технологию педагогических мастерских. Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания»; она основывается на идеях свободного воспитания Ж..­-Ж.Руссо, Л.Толстого, С.Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания- очень не простая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию. Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы(7-15 учеников) при участии учителя- мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.Творчество. Мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание мастера – акт послушания ученика. Но в выполнении задания свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера. Удивительная миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой. Педагогические мастерские - это новая технология, которая по всей специфике основывается на тех целях, использует те средства образования и воспитания, которые стратегией модернизации образования отмечаются как важнейшие: - ученик должен действовать автономно и рефлективно; - использовать различные средства интерактивно; - входить в социально- гетерогенные группы и функционировать в них. Идеолог «Нового образования» Мишель Дюком отметил, что в мастерских обучающиеся обучаются «умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли». Но необходимым условием организации мастерских является умелое сочетание учения, общения и творчества. Образовательный компонент должен гармонировать с творчеством, мыслями учащихся. Мастерские дают обильный материал для рефлексии и последующей деятельности педагога. Каждый этап работы, по выражению И.А.Мухиной, требует соблюдения своих принципов и законов. Например, в мастерской «Трагедия народа в произведениях А.Солженицина» индуктором могут быть вопросы: Почему трагические моменты истории изучает литература? Зачем автор писал о страшных лагерях? На втором этапе - создается творческий продукт: из разрозненных частей знаний об исторических событиях, произведениях Е.Замятина, А.Ахматовой, А.Платонова, А.Солженицына, В.Шаламова создать единое целое «новое» знание, представление. Промежуточная рефлексия способствует формированию новых информационных запросов, для разрешения которых учащиеся предлагают свои гипотезы, версии. На этом этапе работы можно предложить групповую работу. 1. Указать художественные детали и особенности текста, требующие осмысления, объяснить свой выбор. 2. Записать какие проблемные вопросы возникают при изучении произведения. На последнем этапе предлагаются моменты социализации и общей рефлексии, которые являются своеобразным выходом на новую систему проблем. С мастерской гораздо чаще, чем с урока, дополнительно к общему знанию каждый ученик уносит что-то свое: чувство, вопросы, раздумья, а главное – опыт личного и совместного проживания и какого-то пусть маленького, открытия. Согласимся с Т.Я.Ереминой, по-своему определившей значение уроков-мастерских: «Литература как учебный предмет и касается прежде всего духовных открытий, но на уроках это знания о чужом духовном опыте, а в мастерской вырабатывается собственный. И побуждает к дальнейшему творчеству и исследованию». Особое значение активизации умственной деятельности учащихся имеют приемы осуществления обратной связи. В течение урока все умственные действия учащихся незаметно перетекают одно в другое, потому что есть один проводник – учитель, ведущий класс от проблемной экспозиции к кульминации и развязке урока. Но каждый урок предполагает осуществление обратной связи с учеником: он должен уметь самостоятельно воспроизводить, оценивать, анализировать художественное произведение. Развитию внимательности и осмысленности чтения, умения прогнозировать особо важные моменты урока помогают различные викторины, тесты, составление словарей на предложенную тему. Можно также предложить составить справочники- таблицы. Например, справочник, объединяющий информацию о произведениях с одинаковым названием: «Словарь говорящих имен и фамилий», «Географическую карту произведений» (в каком городе или населенном пункте происходят события). Вызывает интерес составление тематических сборников: «Русские писатели и поэты XIX века о природе», «Поэт и поэзия», «Тема любви в творчестве поэтов Серебряного века». Можно предложить и такой вид обратной связи, как проведение на уроке заочной экскурсии по грибоедовской Москве, блоковскому Петербургу, лермонтовскому Кавказу, Замоскворечью Островского с использованием слайдов, видеоматериалов. Поэтическая разминка на уроке- лучший способ создания проникновенной, лирической атмосферы и динамичной проверки выученного дома к уроку. Побуждают к чтению следующие задания: «Продолжите строчки…», «Вспомните поэтические строчки о любви» (например, по творчеству Тютчева и Фета), «Определите по началу и продолжите произведение». А выразительное чтение наизусть учителем своего любимого стихотворения по изучаемой теме развивает интонационную память учащихся, воспитывает познавательный интерес к лирическим произведениям. Приемы активизации познавательной деятельности могут провоцировать не только читательскую активность, но и артистические наклонности. Учащимся очень интересно представлять себя в роли актера или режиссера, когда они проявляют свободу творчества и выражения. Можно предложить нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат, устроить вернисаж иллюстраций, придумать и нарисовать медали к юбилейным датам. Также можно устроить «Салон», где «внутреннее» содержание героя должно передаваться внешностью. «Будущие модельеры» разрабатывают свои модели одежды для Ярославны и Игоря, князя Мышкина и Настасьи Филипповны, Мастера и Маргариты, Кабановой и Катерины; группа «будущих историков, археологов» знакомит их с историей костюма, аксессуаров; группа «будущих музыкантов и поэтов» готовит музыкальное и поэтическое обрамление; «будущие художники, дизайнеры» устраивают декорации, продумывают бутафорию. Эта творческая работа развивает понимание художественного мира писателя, помогает почувствовать символику художника и осознать идею творчества писателя. К этому же типу активизации познавательной деятельности учащихся относится и следующее задание – посмотреть на героя или ситуацию глазами психолога, президента, соседа. На Кутузова смотрим глазами Андрея Болконского, Наташи Ростовой и побежденного Наполеона. Эти три взгляда помогут ученикам понять главную «мысль народную» Л.Н.Толстого и составить психологическую характеристику двух главнокомандующих. Интересны учащимся и такие задания, как написать монолог Е.Онегина после встречи с Татьяной на балу в высшем свете, составить диалог Максима Максимыча и Григория Печорина на могиле Бэлы. Или составить монологи вещей о своих хозяевах: о чем могут рассказать халат Обломова, шинель Акакия Акакиевича, гармонь Василия Теркина? Такие приемы помогают учителю следить за личностным восприятием учащихся, проанализировать движение их чувств, психологические процессы, протекающие в душе каждого ученика при изучении художественного произведения. В программе по литературе под редакцией А.Г.Кутузова есть серия уроков под рубрикой творческий практикум. Это уроки-мастерские, которые проводятся в системе, начиная с 5 класса.Урок № 11^ РУССКИЕ СКАЗОЧНИКИ.В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ:СОЧИНЯЕМ СКАЗКУЦели урока: 1. Выявить на основе самостоятельного чтения уровень усвоения теории фольклорной сказки. 2. Закрепить теоретические знания на практике, в творче­ской работе. 3. Способствовать развитию творческих задатков учащихся.^ Ход урокаI. Вступительное слово учителя. - Кто такие братья Гримм? - А русских собирателей фольклора вы знаете?(Учащиеся могут назвать А. Н. Афанасьева. Если не зна­ют, то учитель сам говорит, что в России тоже есть извест­ные собиратели фольклора. Александр Николаевич Афанасьев еще в середине XIX века составил сборник «Народные русские сказки». Собирали фольклорные произведения Владимир Ивано­вич Даль, Владимир Яковлевич Пропп. Если есть сборники А. Н. Афанасьева, В. И. Даля, надо их показать.)- А теперь мы приступаем к интереснейшему делу - вы сами (вы ведь тоже народ) будете сочинять сказки по всем пра­вилам фольклора.^ II. Повторение пройденного материала.Учитель: Сначала все эти правила, все художественные условности фольклорной сказки повторим. - Фольклор - это что? - На какие классы делятся фольклорные сказки? - Что является обязательным в любых сказках? (Сказочный художественный мир.) - Животные встречаются во всех сказках? - Какую роль они играют в волшебных сказках, в сказках о животных?(Роль помощника, роль героя.) - Какое художественное время в сказках: прошлое, на­стоящее или будущее? - Чем вы можете подтвердить, доказать, что в фольклор­ных сказках всегда прошлое время?(Сказки передаются из поколения в поколение; слова употребляются в прошедшем времени: «жили-были», «на пиру был», «мед-пиво пил» и т. д.) - Какое художественное пространство может быть в фольклорной сказке?(Любое, в разных сказках разное.) - Чем отличаются художественные пространства бытовой и волшебной сказок? - Какие люди бывают в сказках? Как делятся герои? - Что воплощают положительные герои? - Какие качества человека народ считал идеальными? - Где и как эти качества герои проявляют? - Какая художественная условность волшебной сказки спо­собствует тому, чтобы герой проявил лучшие свои качества?(Уход из дома.) - Кроме героев еще какие-нибудь люди могут быть в сказках? - В каких образах еще могут быть волшебные помощники? - Какие художественные признаки фольклорных сказок мы не назвали?(Троекратное повторение, олицетворение, постоянные эпитеты, особое построение: зачин, концовка.) - Что такое олицетворение? Что олицетворяется в сказках?^ III. Творческая работа.Учитель: Теперь вы будете сочинять сказки в фольклор­ном стиле. На первый раз можете объединиться небольшими группами (до четырех человек), можно работать вдвоем, можно сочинять одному - как вам удобнее. Важное задание всем: в вашей сказке должны быть по возможности все художественные условности, которые мы сей­час повторили. Сочинять будете разные сказки, но по данному направлению: I ряд - сочиняет сказку про животных. Ваши герои -волк, сова, петух. Помните, что каждое животное в сказке во­площает определенное человеческое качество. II ряд - сочиняет волшебную сказку. Начало вашей сказ­ки такое: жили-были Иван да Марьюшка. Жили дружно, любили друг друга. А дальше я предлагаю такой сюжетный ход: Иван за что-то обиделся на Марьюшку - придумайте, за что, - она обер­нулась горлицей, крикнула что-то Ивану и улетела. Дальше -ваша версия по законам волшебной сказки.III ряд - сочиняет бытовую сказку. Персонажи: жадная старуха, хитрый и умный старик, солдат. Бытовая сказка вы­смеивает. Подумайте, кого будет высмеивать ваша сказка при таком наборе действующих лиц.(Учащиеся до конца урока работают самостоятельно. Учитель подходит к группам, помогает, отвечает на вопросы, но не сковывает творческой фантазии учащихся.Если учащиеся работают группой, один пишет в тетради для письменных работ, другие сочиняют устно. В тетрадь вкладывают листочек с фамилиями всех авторов.^ Индивидуалы тоже записывают свою сказку в тетрадь.Специально оговаривается, что за орфографические и пунктуационные ошибки оценка не снижается.^ Если учащиеся не успевают сочинить совместную сказку, желательно найти дополнительное время: часть урока русско­го языка, после урока, но работу закончить.)III. Домашнее задание: каждый ученик должен сочинить свою сказку. Класс сказки выбирается по желанию. Уроки № 12-14^ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР.В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ:СОЧИНЯЕМ САМИЦели уроков: 1. Дать понятие детского фольклора в его многообразии. 2. Выявить художественные особенности жанра. 3. Развивать творческие способности детей. Ход уроков(Методическое предисловие: материал дан тематиче­ским блоком из 3 уроков. Один из них - заключительный - следу­ет отвести на практикум-угадывание по текстам жанров детского фольклора и творческую работу-сочинение, два дру­гих - на объяснение художественных особенностей. Если учеб­ный материал затягивается, то творческое задание можно полностью перенести на дом.^ Учитель сам распределяет материал в зависимости от класса.Учитель начинает урок словами статьи учебника на с. 12 «Загадка загадки». Потом появляется Проша. Голосом Проши: «Вы что-нибудь поняли?». Далее весь абзац читается до конца на с. 13.)^ I. Введение нового материала.Учитель: О чем же наш сегодняшний урок? (О загадках.)- Как вы думаете, загадки - это произведения? - К чему они относятся: к фольклору или к литературе? - Почему к фольклору? - А вы можете сочинить загадку? (Учащиеся, конечно, го­ворят: «Можем».) - Сочините загадку вот об этом листочке. (Показывает лист тетради.) Пожалуйста. Что же мало желающих? ЗАГАДКА - это жанр фольклора. При этом загадки входят в цикл детского фольклора. - Как вы понимаете, что такое детский фольклор? - Да, это произведения для детей, интересные детям. - А кроме загадок, что еще близко детям, что входит в детский фольклор, какие жанры?(Песенки, считалки, небылички, колыбельные.) Да, детский фольклор многообразен. Он отличается про­стотой языка, яркостью образов, занимательностью - все это привлекает детей. - А зачем фольклор детям? Зачем, например, детям загад­ки? Игровые песенки? Считалки?(Они развивают детей.) Запишем в тетради: «Загадки». Загадки имеют особое строение: а) по сходству или различию. ^ Скатерть бела весь свет одела. — Что это? Колючий, а не иголки, круглый, а не мячик. - Кто это? б) по названию отдельных частей. Отгадкой будет целое. Два кольца, два конца, посередине гвоздик. в) в форме вопроса. Кто на себе свой домик носит? г) указывается действие, а тот (то), кто его производит, и есть отгадка. ^ Бежит-бежит, не выбежит, течет-течет, не вытечет.П. Самостоятельная работа.Учитель: Попробуйте сами сочинить загадку. Отгадка -ландыш. I ряд - постройте загадку по сходству или различию. II ряд - в форме вопроса. III ряд - по названию частей.(Учащиеся быстро работают. Желающие отвечать под­нимают руку, учитель сразу спрашивает - это спонтанная, быстрая проба сил.)III. Продолжение знакомства с новым материалом.Учитель: Теперь познакомимся с другими жанрами дет­ского фольклора.(Учитель голосом Проши читает статью «Пригород считалок, или Кто съел мои вареники?» - с. 15-16.)Учитель: (своим голосом): Так кто же такие Эники и Бэники? - Какая главная художественная особенность считалок? (Четкий ритм, чтобы считать.) - Значит, мы можем сделать запись. Какой новый жанр мы узнали?(Учащиеся делают записи в тетрадях.) - Какие еще считалки не узнал Проша? - Теперь прочитайте статью на с. 17 «Горелки» (Ученик читает.) - Что такое горелки? (Игра.) - А причем тут наш урок литературы? (Играя, дети выкрикивают определенные слова.) - Это будет следующий жанр - игровые песенки. (Записывают.) Какая их особенность? - Найдите в учебнике небылицу и прочтите ее. (Учащиеся читают.) - Чем отличаются небылицы - их еще называют перевер­тыши? (Учащиеся записывают.) - А вот послушайте: «Васька-Васенок, Худой поросенок, Завяз в траву - Кричит: «Мяу! Никак не вылезу!». Что это? - Еще послушайте: «Коля, Коля, Николай, Кинул шапку на сарай. Шапка вертится, Колька сердится». Что это? Конечно, это дразнилки. Какая отличитель


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.