Реферат по предмету "Разное"


«Малая проза» Андрея Платонова (контексты и художественные константы)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт русской литературы (Пушкинский Дом) На правах рукописиКолесникова Елена Ивановна«Малая проза»Андрея Платонова(контексты и художественные константы)Специальность 10.01.01-10 – русская литератураАвтореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наукСанкт-Петербург 2010 Работа выполнена в Отделе новой русской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАНОфициальные оппоненты: Член-корр. РАН, доктор филологических наук, проф. Н.В.Корниенкодоктор филологических наук, проф. Е. А. Яблоковдоктор философских наук, проф. К. Г. ИсуповВедущее научное учреждение: С.-Петербургский государственный университетЗащита диссертации состоится 12 апреля 2010 г. в 13 час. на заседании Диссертационного совета Д. 002.208.01 Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН по адресу: 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 4.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пушкинского Дома. Автореферат разослан «____» ___________ 2010 г.Ученый секретарь диссертационного совета к. ф. н. С. А. СемячкоПринципиальному исследовательскому замыслу данной работы соответствует концепция художественного мировоззрения Андрея Платонова, выстроенная на соединении текстологии с анализом поэтики. Представление о целостном замысле жизнестроительных стратегий, вмещающих различные виды деятельности, направленных на решение фундаментальных задач по переустройству мира, является определяющим в избрании системы анализа и логики построения работы. Значительную долю фонда № 780 (фонд А. Платонова) в РО ИРЛИ составляют завершенные и незавершенные произведения «малых форм» (рассказы, очерки, портретные, психологические и пейзажные зарисовки, фрагменты, наброски планов будущих произведений, приблизительно датируемые 1922-м–1940-ми годами). Исследования рукописного фонда начались с конца 1980-х годов. Впервые обзор данных материалов был публично представлен автором настоящей диссертации на юбилейной Платоновской конференции в Пушкинском Доме в 1989 году. Издание рукописного наследия Андрея Платонова осуществляется Пушкинским Домом с 1995 года. Органическим продолжением работы по атрибуции, установлению датировок и публикации текстов, а также их разноуровневому комментированию стало контекстное изучение малой прозы Андрея Платонова. Это позволило выявить ее литературный генезис, установить типологические связи с рядом литературно-эстетических явлений первой трети ХХ века и с современным писателю идеологическим и культурным контекстом.Целью настоящей диссертации является атрибуция, датировка, описание, определение жанровой специфики и художественной ценности выявляемых литературных источников, а также введение их в научный и читательский оборот. В соответствии с намеченной целью в диссертации решаются следующие задачи: Выделить устойчивые структурно-смысловые элементы в рукописных источниках (как завершенных, так и незавершенных) с целью определения генеративного ядра идиостиля писателя, т. е. «первоэлементов», лежащих в основе любого замысла; соотнести эти константные «первоэлементы» с завершенными произведениями. Обозначить проблему незавершенности как преднамеренный либо вынужденный прием писателя, связанный с его жизнестроительными установками или цензурными ограничениями. Описать контекстный фон рукописных источников – литературно-эстетический, идеологический, исторический, при необходимости - биографический.Исследовать устойчивые смысловые гнезда в произведениях одного периода (синхронические дискурсивные срезы) с целью выявления лексических стратегий писателя, связанных с творческими задачами конкретного этапа.Обозначить идейно-эстетические эволюционные этапы творчества писателя посредством анализа через изменения типологии героев и конфликтов. Проанализировать типологию героев и поэтику заглавий как отражение основных этапов эволюции писателя. Установить психологическую мотивацию ряда замыслов, связанных с желанием не оставаться «перед эпохой безответным» (А. Платонов), т.е. с обозначением авторской позиции в сложной историко-политической ситуации.Описать формы эстетической реакции писателей с различными идейными установками на ситуацию 1930-х-1940-х годов на примере сопоставления писательских стратегий А. Платонова и М. Зощенко.Материалом исследования являются черновые, а также беловые или перебеленные рукописи писателя (наброски, завершенные и незавершенные рассказы, очерки, статьи), хранящиеся в фонде № 780 РО ИРЛИ: «Евдоким Соломонович», «Победим ли мы засуху?», «Силовой газ из торфа», «План романа “Зреющая Звезда”», «Примечания к рассказу “Песчаная учительница” для развития его сюжетной стороны», «Индустриализация деревни», «Земля», «Взыскание погибших», «Черноглазая», «Македонский офицер», «Предисловие», «Инженер (Повесть»), «Долгота жизни», «Хлебная энергия», «Течение времени», «Человеколюбие (Гуманист)», «Черноногая девчонка», «Московская скрипка», «Григорий Хромов (Великий человек)», «Чаплин в Москве»; опубликованные рассказы: «Серега и я», «Волчок», «В мастерских», «Луговые мастера», «Бучило», «Песчаная учительница», «Среди животных и растений», «Скрипка». Для выявления топологии «малой прозы» в творческой эволюции писателя и в общей панораме его художественного творчества к рассмотрению подключались крупные жанры: повесть «Впрок», романы «Чевенгур», «Счастливая Москва». При анализе поэтики заглавий рассматривались произведения разных периодов и жанров, включая публицистику.Предмет исследования – определение идейной и содержательной функции неопубликованных при жизни писателя рассказов и незавершенных отрывков и их место в общем контексте его творчества. В основе диссертационного исследования лежит комплексная методология, обусловленная спецификой материала и поставленными задачами, совмещающая историко-типологический, сравнительно-сопоставительный, описательный, интертекстуальный и мотивный подходы. Методология данного исследования, имеющего в круге своих интересов как текстологические, источниковедческие, так и историко-литературные, биографические проблемы, предполагает рассмотрение воздействия на художественную практику писателя не только факторов идейно-эстетических, но и социально-политических. Для такого рода обобщающего всестороннего анализа необходимо учитывать также те психологические компоненты авторского поведения (конвенциональные, конформистские или нонконформистские), которые помогают реконструировать условия существования и опыта взаимодействия писателя Андрея Платонова со своей эпохой. Для выявления сложного характера взаимоотношений автора и текста, авторского сознания и культуры, литературы и реальности, в которой жил писатель, приходилось использовать также междисциплинарный, или, точнее, полидисциплинарный методологический инструментарий. Достаточно продуктивным для анализа очерченной проблематики явился метод «нового историзма» с его акцентами на социо-культурных и антропологических аспектах творчества писателя, которые позволяют: 1) погрузить писательское слово в коммуникативную ситуацию, «в жизнь», дать характеристику его эволюции; 2) представить исторические и биографические факты в качестве совокупности текстов («историчность текстов и текстуальность истории»), выражающих взаимодействие художника с социумом, исторической и природной реальностью; 3) уделить исследовательское внимание не столько диахроническим аспектам творчества, сколько их синхроническим корреляциям. Подобные исследовательские намерения нуждаются для своей реализации в привлечении психологических категорий и методик. Стратегии подобного анализа компенсируют недостаточное внимание к микроистории и микромиру отдельной личности, свойственное отечественному литературоведению последней четверти ХХ века. Для рассматриваемой нами советской эпохи в области частной литературной жизни были характерны «контрактные», «договорные», «конформистские» или (в редких случаях) «нонконформистские» взаимоотношения как в самой писательской среде и в отношениях писатель-читатель, так и с государственными институциями (официальной критикой, работодателями, цензурой – всеми, кто определял «правила игры»). Работа с рукописями в процессе их подготовки к публикации (собственно текстологическая часть исследования) потребовала выработки методов атрибуции и определения датировок, а также принципов подачи материала с точки зрения наиболее адекватного соответствия авторской правке и конечному замыслу (если таковой возможно было реконструировать). Историко-литературный комментарий ввиду отсутствия заглавий, датировки произведений, а также проблемно-тематической непроясненности многих набросков давал необходимое оснащение для дальнейшей атрибуции рукописных материалов, актуализируя контекстный принцип анализа. Можно вычленить и мотивно-тематически определить хронологические отрезки путем выявления и «наложения» разных сменяющихся мотивов. Таким образом, значимыми элементами являются автоконтекст, метатекст, сама биография писателя, включающая и литературное творчество, и его инженерную деятельность. В связи с этим решались задачи многоаспектного рассмотрения впервые публикуемых произведений Платонова: их атрибуция и датировка, выявление в них устойчивых типов героев и сюжетно-содержательных планов в соотнесении с общим контекстом творчества писателя. Весьма существенно для адекватной интерпретации творчества писателя понятие платоновского персонального метатекста, который включает в себя, во-первых, всю совокупность текстов и разнообразных жизнестроительных актов писателя, во-вторых, текстуально зафиксированные (эксплицитные) или выявляемые в процессе анализа (имплицитные) авторские комментарии как автореферентного характера, так и относящиеся к «чужим» текстам (литературным, публицистическим, политическим и др.). Этот аспект специально выделяется нами, но он же, по сути, является одной из важнейших особенностей поэтики самого Платонова. Писатель апеллирует к активному читательскому сотворчеству, предполагая работу по расшифровке, домысливанию, достраиванию значений на основе опорных культурных и идеологических кодов и концептов эпохи, введенных в текст. В диссертации рассматривается ряд таких концептов – «новый человек», «знатность», «счастье», «вечная юность и бессмертие», «герой» и др., отражающих писательское осознание эпохи и содержащих коннотации, которые управляют процессами осмысления текста и таким образом способствуют надстраиванию особого «читательского метатекста». Нужно иметь в виду, что определенные аспекты литературы как метатекста продиктованы самой исторической эпохой. В идеальном замысле метатекст – это сверхсмысл творческого существования художника, который мог быть результатом различных видов деятельности, в равной степени важных для него в плане самореализации. Еще в 1934 году в «Литературной энциклопедии» была сделана попытка определить Платонова-писателя как особый тип творца-универсала: «…талантливый самоучка и правдоискатель, лишенный опыта борьбы рабочего класса и сохраняющий национальные черты русского цехового мастера».1 В этом смысле универсализм Платонова можно сравнить с типом «ренессансного человека», стремящегося к максимально широкой самореализации и видящего перед собой цели, выходящие за рамки общепринятого круга знаний о мире. В отличие от романтического принципа циклизации, скрепленного идеей абсолюта, метатекст Платонова, с включением в него чужих сфер жизнедеятельности и чужих взглядов, не есть выражение готовой мысли, пусть даже усложненной глубинными амбивалентными подтекстами, но это прежде всего живое познавательное поле, воспринимаемое как средство порождения новых мыслей и открытое как для самого писателя, так и для читателей, становящихся соавторами. В этом подходе к литературному творчеству писатель близок общим установкам художественного авангарда, а платоновский метатекст соотносим с его жизнестроительным проектом. Исследование всего совокупного наследия Андрея Платонова – писателя и инженера, гражданина своей страны, помогает воссоздать его познавательную эволюцию, смоделировать его представления о мироустройстве и онтологической самоидентификации. Саморефлексия Платонова обращена к фиксации собственной комплексной творческой деятельности, включающей как литературный труд, так и инженерно-технический, жизнеустроительный, например, имеется описание перечня осуществленных им гидромелиоративных мероприятий. Можно выявить также традиционные метатекстовые компоненты, к каковым относятся разного рода автокомментарии. В диссертации предложен ряд различных подходов к подобным метатекстовым составляющим. Так, в неоконченном рассказе «Черноногая девчонка» и незавершенном романе «Македонский офицер» исследуются имплицитные авторские комментарии не просто к собственным и чужим текстам, но и к определенной историко-политической ситуации. Для выявления авторской позиции и оценочных акцентов эпохи также служит контекстный анализ заглавий произведений.^ Теоретическая научная значимость работы заключается в соединении текстологии с анализом поэтики и автоконтекста, что дает возможность для углубленного изучения творческого мира писателя Андрея Платонова и его художественно-мировоззренческих установок. В связи с активной работой над 13-томным научным изданием собраний сочинений Андрея Платонова возрастает актуальность проводимых изысканий, объединяющих разрозненные архивы и помогающих воссоздать в наиболее полном виде корпус писательского наследия. «Разъятые» самим автором и временем тексты на лабораторные микроэлементы давали уникальный «анатомический» срез его эстетического генезиса. Актуальным на сегодняшний день является осмысление публикуемых рукописей в целостном историческом контексте эпохи, а также в истории частной жизни отдельно взятого человека Андрея Платоновича Платонова (Климентова). Помимо решения задач фундаментального академического литературоведения, диссертация имеет также практическое значение. Проведенные изыскания могут найти применение при текстологической работе над вновь публикуемыми рукописями, при их комментировании и интерпретации. Собранный материал может быть использован (и уже много лет используется автором) при подготовке лекций в вузах и написании учебных и учебно-методических пособий. Ряд наблюдений и выводов уточняют факты биографии А. Платонова и М. Зощенко в контексте истории русской литературы 1930-х годов, что также дает содержательный материал для вузовских лекционных курсов по истории русской литературы ХХ века. Новизна диссертационной работы заключается прежде всего в текстологическом освоении неизвестных ранее текстов рукописного наследия Платонова, а также в их системном (от транскрипции рукописи до ее идейно-эстетического анализа) включении как в контекст творчества самого писателя (которое, в свою очередь, представляется автору работы частью его жизнестроительного проекта), так и в философско-эстетический контекст эпохи и историю литературы ХХ века. ^ Положения, выносимые на защиту: Платоновский мир представляет собой целостность, а писатель имел единый нравственно-творческий подход ко всем сферам своей жизнедеятельности и решал единые задачи как в литературе, так и в инженерной сфере. Жизнетворчество определяет его индивидуальность и дает ключ к пониманию его позиции. Малая и незавершенная проза Платонова есть генеративное ядро, источник идей, приемов, образов, запускающий механизмы актуализации, идентификации, конституирования смысла крупных произведений и творчества в целом. В отличие от традиционного читательского восприятия эстетической целостности текста, для автора понимание такового как поля художественной и внехудожественной деятельности было единым. Ряд неоконченных набросков писателя можно расценить художественно самодостаточными и исчерпанными с точки зрения актуальной для того времени проблематики; они оказываются структурно-содержательно соизмеримыми с завершенными произведениями. C самого раннего этапа творчества Платонова выявляется типология основных устойчивых сюжетных схем и героев. Образы героев отмечены разной степенью активности, это свойство у него не социально, а экзистенционально детерминировано и не является оценочным. Герои изначально и на протяжении всего творчества не делятся на положительных и отрицательных. Выявленная типология присутствует уже на структурном уровне чернового наброска (а иногда уже и на этапе заглавия) и может считаться системообразующим фактором, позволяющим установить критерий изоморфности на разных художественных уровнях. Рукописное наследие Платонова изобилует фрагментами, сюжетно и образно изоморфными завершенным произведениям. Так же его короткие жанровые формы изоморфны крупным. Сюжеты и образы Платонова проницаемы для внетекстовой реальности, на разных художественных уровнях содержат следы «нормативного идеологического фона» времени и собственной биографии. Писатель апеллировал к классическому наследию, определенным кодам и концептам эпохи, подвергая их эстетическому исследованию, и, в зависимости от выполняемой ими функции, превращал их либо в смыслообразующие центры текста, либо в травестийные комические детали. В то же время, как на уровне художественного языка, так и на уровне художественного обобщения обозначается известный принцип амбивалентности – любой изображенный факт, любой характер, любое действие не имеют аксиологической окончательности и могут быть расценены двояко. Особенности существования творческой личности в тоталитарную эпоху диктовали специфические формы выживания и способы «не оставаться перед эпохой безответными». Опыт сотрудничества писателей с властью давал зачастую более объемное отражение современной жизни, чем откровенные диссидентские протесты. Творчество Платонова и Зощенко – это сложное соотношение искреннего служения своему государству и невозможности переступить через внутренние этические принципы. Заглавие для Платонова – особый микротекст, способный нести в себе самостоятельный идейно-образный замысел. Поскольку заглавие, как рамочный компонент, является наиболее близким к прямому самовыражению художника, контекстный фактор в формировании заглавия дает важные характеристики писательской позиции и представление о направлениях авторского замысла; кроме того, позволяет продемонстрировать плодотворность контекстного анализа на уровне поэтики. Эволюция героя Платонова выстраивается в соответствии с историческими изменениями, с одной стороны, с другой – коррелирует с собственно стилевыми метаморфозами. Ее линия может быть обозначена следующим образом: от подвижника-преобразователя (неповторимая платоновская манера повествования) к «возрожденческому» человеку эпохи «Счастливой Москвы», стремящемуся к реализации разного рода небывалых новаторских замыслов (насыщение текста лексическими знаками эпохи 1930-х годов); затем – возвращение к служению «ближнему» (обретение «аполлонийского» стиля, лишенного «странностей» и излишеств).^ Апробация диссертации. Основные положения диссертации отражены в монографии и опубликованных статьях, а также были предметом выступлений на 17-ти Международных Платоновских семинарах в ИРЛИ РАН (Санкт-Петербург, 1990–2007), на Международных Платоновских конференциях в ИМЛИ РАН (Москва, 2001–2009), Международной Воронежской Платоновской конференции (2001), Международной конференции «Православие и русская культура» (ИРЛИ РАН, 2001), Международных конференциях в Северной Ирландии (Лондон-Дерри, 2002), в Великобритании (Бангор–Уэлльс, 2003; Оксфорд, 2005; Кембридж, 2004, 2006), Международной культурологической конференции «Логос и Эрос» (Москва, 2004), V Международной конференции «Евангельский текст в русской литературе XVIII – XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр» (Петрозаводск, 2005), на Международных семинарах по авангарду и соцреализму (ИРЛИ РАН), на Международном семинаре «Статус незавершенного в художественной практике и культуре ХХ века» (ИРЛИ РАН, 2006), на Международных конгрессах МАПРЯЛ (Санкт-Петербург, 2007, 2008). ^ Основное содержание работы Во Введении обосновываются цели, задачи и актуальность избранной темы, приводятся положения, выносимые на защиту; в свете избранной темы концептуализируются основные термины и понятия, используемые в работе. Дается описание основных текстологических приемов, примененных автором при публикации рукописных материалов в серийных сборниках ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) «Творчество Андрея Платонова: исследования и материалы» (1995 – 2007).^ Глава 1 Рукопись как элемент метатекста посвящена описанию рукописей А. Платонова (как завершенных, так и незавершенных) и обоснованию их включения в общий контекст творчества писателя. Взаимодействие смыслов уже известных, опубликованных текстов и вновь вводимых в оборот зачастую принимает взаимодополняемый и уточняющий характер. Для наследия Платонова актуальность рассмотрения текстов и фактов биографии как взаимообъясняющее единство помимо художественных целей имеет еще и биографически и исторически обусловленное значение. Из-за разрозненности и малой доступности текстов хронологически близкие рукописи оказались оторванными друг от друга и зачастую утратившими из-за этого полноту замысла, который в основных идеях нередко реализовывался Платоновым сразу в нескольких произведениях (некоторые из них могли предназначаться для печати, а другие писались «в стол»). В разделе ^ 1.1. «Характер и сюжет: основные художественные константы» рассматриваются те изначальные компоненты замысла, которые и образуют в дальнейшем образную систему, конфликт и сюжет. Для подтверждения либо опровержения выдвигаемых гипотез используется контекстный анализ близких по времени написания и проблематике рукописей и опубликованных ранее произведений. Рукописи «Евдоким Соломонович», «Победим ли мы засуху?», «Силовой газ из торфа», «Индустриализация деревни», «План романа “Зреющая Звезда”, т.е. “Земля”», «Черноглазая», «Течение времени», «Великий человек» анализируются с точки зрения наличия в них значимых персонажных, сюжетных, конфликтных и мотивных константных компонентов в соотнесенности с контекстом творчества Платонова 1920-1930-х годов. Тексты «Примечания к рассказу “Песчаная учительница” для развития его сюжетной стороны» и, отчасти, «План романа “Зреющая Звезда», т.е. “Земля”» рассмотрены в их метатекстовой, комментирующей функции относительно других произведений. В раннем творчестве Платонова выявляется устойчивый сюжет, посвященный становлению личности, строящийся на описании изначально нерасчлененно-мифологического сознания, следующего за ним этапа «странствий» и затем – «свершений». Исследуется герой через категорию активности/пассивности как главного конфликтообразующего фактора. Рассказы начала 1920-х годов фиксируют изначально не выделяемое из антропоморфной картины мира состояние героев, которое будет обозначено Платоновым как этап «ранней поры и возмужалости» и который обычно предшествует следующему шагу – «странствию», вычленению себя из природного мира и дальнейшей социализации («Волчок», «Бучило», «Краткий план романа “Зреющая звезда”, т.е. “Звезда”», «Песчаная учительница», «Чевенгур», «Земля», «Течение времени» и др.). В итоге делается вывод о том, что незавершенные отрывки «Евдоким Соломонович», «Черноглазая» несмотря на их сюжетную открытость можно расценить художественно как самодостаточные, идейно-содержательно исчерпанные в связи с наличием в них устойчивого образно-смыслового ядра и проясненностью актуальных для писателя на тот момент задач, а также об их изоморфности завершенным произведениям. Так, например, небольшой отрывок «Черноглазая» содержит идейно и структурно оформленное конфликтообразующее ядро образов-кодов птички (созерцательное начало) и поезда (активное начало), повторяющихся неоднократно в завершенных произведениях, воспроизводящих ситуацию противостояния созерцательного и деятельного начал. В основе сюжета Платонова изначально оказывается герой, отдельная индивидуальность. То, что для Платонова «человек и есть сюжет», т.е. основной точкой художественного отсчета является погружение в человеческий характер или судьбу, подтверждает рукопись «Краткий план романа «Зреющая звезда [т.е. Земля]», имеющая метатекстовое (в смысле автокомментария) значение. Герой Платонова, неся в себе характерные признаки классического героя, вступает в столкновение не с антагонистом, а с универсальным несовершенством мира, что свойственно модернистским сюжетам. В разделе ^ 1.2. Основные тенденции замысла незавершенной пьесы «Взыскание погибших» (Oпыт реконструкции) предпринят опыт реконструкции сюжета данного произведения на основании обозначенной автором системы персонажей, восстановленных деталей исторического контекста и выявленных ранее составляющих платоновской картины мира. В итоге делаются следующие выводы: Уже в самом начале 1920-х годов писателем используется прием обозначения авторской позиции по отношению к современным политическим событиям через описание прошлого. Проблемно-тематическое наполнение рукописных набросков 1920-х годов, ранних рассказов и стихов Платонова составляет единое пространство. Столь же неразрывно связано с их проблематикой и наполнение практической деятельности Платонова-инженера. 3. Уравнивание частного и исторического делают равнозначными деятельное и созерцательное начала в конфликтах писателя. Это идейно-содержательное свойство творчества Платонова (которое он сам возводил к пушкинской традиции, явленной, в частности, в «Медном всаднике») пройдет через все его творчество. При всей сложности платоновского отношения к техническим инновациям и к преобразованиям вообще, не создается впечатления непоследовательности либо переменчивости авторской позиции. Вероятно, это происходит потому, что все разночтения в оценках одних и тех же ситуаций возникают не из-за противоречивости и противоположности их друг другу, а из-за включенности их в более общее смысловое поле, где есть место разным решениям вопросов и разным взглядам на них. Платоновский герой, оказавшийся в условиях послереволюционной жизни, остается носителем традиций русской реалистической литературы 19 века. Творчество Платонова с самых ранних произведений проницаемо для внетекстовых факторов, которые влияют на формирование сюжета и конфликта в произведении. Несмотря на кажущуюся разницу между героями-деятелями и героями-созерцателями, эти персонажи автобиографичны и имеют общее психологическое основание. Вероятно, они отражают поиски Платоновым опорных точек собственного характера и смысла жизни, поскольку он сам постоянно решал для себя, что в настоящий момент полезнее – литература или практическая работа. ^ Глава 2. Читатель как инстанция метатекста (Жизнетворчество и метатекст 1930-1940-х годов). Рецептивная революция, осуществленная модернистской литературой, а именно то доверие, которое она оказала читателю как активной инстанции в развертывании смыслов произведения, стала существенным фактором коммуникативных процессов. Автор выстраивал художественные картины с учетом компетентности читателя, его фантазии, знаний, кругозора. Отсюда – установка на неокончательность смысла предлагаемого текста и его «незавершенность». Активность восприятия читателя включалась писателем в творческий замысел, а себя он видел не конечным творцом художественного мира произведения, а его «режиссером», который лишь помогал воссозданию совокупности смыслов. В 1930-е годы адресату передается работа по достраиванию и воссозданию того, что не могло быть сказано по причинам теперь уже внеэстетическим. В 1930-1940-е годы cоветские писатели оказались в непростой ситуации. Тотальная зависимость от нормативных канонов диктовала смысловую соотнесенность с таковыми при любой внутренней позиции. Конъюнктурно ориентированные художники, следуя предписанным эстетическим моделям, как правило, вульгаризировали их тем больше, чем талантливее их реализовывали. Читательская инстанция зачастую порождала смыслы, противоположные изначальному замыслу. Писатели, пытавшиеся удаляться от них, использовали своеобразные фигуры умолчания – апофатическое выражение авторской позиции как своеобразный акт нулевой коммуникации. Но чаще всего мы имеем дело с более сложными стратегиями литературного существования. Механизмы творческого сознания стали порождать особые приемы выживания, и жизнетворчество органически вошло в контекст XX века. Диалог писателей с обществом велся не только прямым печатным словом, но и теми амбивалентными составляющими (читательская рецепция, черновые наброски, подключение к культурным контекстам), которые, несмотря на открытость и незавершенность творческого акта, либо на кажущуюся очевидную конъюнктурность помогали воссоздавать неоднозначные и объемные контуры эпохи. Частым приемом стало апеллирование к тематизации совокупности смыслов, присутствующих в акту­альном поле массового сознания, но не имевших права на открытое выражение. Для более рельефного выявления очередного этапа эволюции проблематики и стиля Платонова, равно как и способов его выживания в 1930-е годы необходимо воссоздать литературный фон эпохи. С этой целью и в качестве типологического сопоставления анализируется ряд эпизодов из творческой биографии другого, не менее популярного и самобытного, но совершенно иного в своих истоках и установках писателя – Михаила Зощенко. В 1920-е годы рассказы обоих писателей представлены фигурой рассказчика-повествователя, который и создает их особый узнаваемый стиль. Писателей сближал верно найденный «голос» времени, который делал их произведения всенародно признанными. И только знакомство с биографиями этих писателей помогает провести демаркацию: если рассказчик у Платонова максимально автобиографичен, то у Зощенко он максимально удален от автора. Таким образом, интерпретация повествовательных планов произведений обоих авторов изначально предполагала знакомство с внетекстовыми факторами. 1930-е годы стали для советских писателей временем испытания не только их таланта, но и силы характера. Эпоха ввела двойные стандарты и новые уровни смыслопорождения. Существовала официальная идеология, поддерживаемая прессой и литературой соцреализма, параллельно же бытовало пространство «иного мнения», которое, не имея официальных способов выражения, продуцировало устные и разного рода «законспирированные» и «зашифрованные» мнения. Вероятно, это расхождение между официально-декларируемым и жизненно-содержательным рядом рождало ощущение глобального обмана. Литература конца 1920-х–1930-х годов демонстрирует расцвет криминально-авантюрного жанра: вор и авантюрист – в центре сюжетной интриги у А. Толстого (повесть «Граф Калиостро»), А. Платонова (неоконченный набросок «Предисловие», роман «Счастливая Москва»), Л. Леонова (роман «Вор»), И. Ильфа и Е. Петрова («Двенадцать стульев», «Золотой теленок»). Различные по проблематике, жанровым оттенкам, интертекстуальным корреляциям (трансформация тем «преступления и наказания», «воспитания», плутовства, соотношение культурного и природного, «звериного» начал в человеке и др.), названные произведения отдельными своими сторонами соприкасаются между собой в решении проблемы выживания личности в искаженной реальности. Зощенко создает сложное семантическое поле не столько ради образа главного героя «Истории одной жизни», сколько для обозначения собственной авторской позиции в столь щекотливой ситуации, возможно, все еще решая для самого себя: была ли эта самая неоднозначная повесть сделкой с совестью или же своего рода «фигой в кармане» (Л.Леонов). Для Платонова подобные вопросы не возникали, и тема узника становится у него ведущей в 1930-е годы. Характерной особенностью является глубокое сочувствие данному типу героя (азиатские рабыни, военнопленные из неоконченной пьесы «Взыскание погибших», узник концлагеря антифашист Лихтенберг, пленник Фирс, офицер из македонской армии, потом, уже в военной прозе, появятся женщины-пленницы, угнанные в Германию) или же признание плена, заключения как случайного по отношению к узнику стечения обстоятельств. С помощью подключения черновых набросков к уже опубликованным произведениям во всей полноте воссоздается тема плена, ставшая главной психологической составляющей советского общества второй половины 1930- х годов. В целом ряде произведений Платонов создает разноплановые образы невольников. В своей совокупности они воссоздают психологический комплекс тотальной человеческой несвободы на фоне некой безличной силы, которая принуждала «петь песни и рассказывать сказки, чтобы их ум не мог сосредоточиться на своей тоске, и душа угомонилась в шуме и суете ложного развлечения».2 Каждый из этих образов декларирует различные последствия своей неволи – смирение, «вживание в свое горе», сумасшествие, еще большую жажду жизни, протест, смерть… Единственное, чего нельзя встретить в судьбах и желаниях платоновских пленников, так это «перевоспитания». При отсутствии как в черновиках, так и в опубликованных текстах развернутых столкновений, криминальных конфликтов, приводящих героев к заключению, можно предположить, что Платонову был важен сам психологический комплекс, сопровождающий пребывание в неволе узника, который «никаких преступлений не совершал, даже не пережил ни разу чувства своего злодеяния».3 Причина же пленения вырастала в фигуру умолчания. В набросках к роману «Путешествие из Ленинграда в Москву», относящихся ориентировочно к середине 1930-х годов, присутствует отрывок с условным названием «Предисловие». Исходя из того, что в архивах писателя имеются и другие наброски с таким же обозначением, можно предположить, что предисловием он называл не произведение в целом, а использовал его традиционно, называя так начальную композиционную часть будущего произведения. Таким образом, «Предисловие» – это не заглавие, а вводная часть задуманного романа. То, что зачин будущей судьбы героя связан с его пленением, свидетельствует о ключевом положении данного мотива в творчестве писателя этого периода. Отрывок «Предисловие» демонстрирует неотступное внимание писателя к оттенкам переживаний невинно осужденного человека: он настойчиво, раз за разом, правит один и тот же текст, пытаясь достичь нужного эффекта. То, что аресты Никодима Якунина происходили не по политическим причинам, что было актуально для жизни СССР 1930-х годов (его задерживали за воровство продуктов), и с небольшим сдвигом во времени (первый арест был еще до революции), свидетельствует о том, что Платонов собирался довести свой роман до публикации в обход цензуры. Фрагмент «Предисловие» как нельзя лучше передает разнообразные состояния и переживания человека, пребывающего в неволе, делая их определяющими для всей его судьбы. Платонов, испытывавший в это время не только гнет всеобщего террора, но и последствия критической травли, говорил о приемах, позволяющих «не оставаться перед эпохой безответным». Для него эти приемы оборачивались либо гонениями, либо непечатанием, либо его знаменитыми семантическими палиндромами. Сделав мотив плена ведущим для целого творческого периода, он, безусловно, тем самым выражал свое видение э


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.