Министерство образования и молодёжной политики ЧР Ядринский районный отдел образования молодёжной политики МОУ «Хочашевская СОШ» Утверждаю: Директор школы: \Никитина И.Г.\Руководитель: Албутова Е.Г., зам. дир. по ВР Составители: Атласова Ольга, ученица 10 кл. Васильев Павел, ученик 11 кл. Быкова Ольга, ученица 10 кл.Хочашево-2007 Информационная справкаНаправление Самоуправление в школеНазвание «Лидер»Организация-заявитель МОУ «Хочашевская СОШ», Детская Школьная Республика «Родник»Срок реализации проекта: 2007-2008 уч. годКонтактная информация Юридический адрес 429069, Чувашская Республика, Ядринский районс. Хочашево, ул. Березовая, 22. тел. (247) 60-5-03; факс (247) 60-5-03 E-mail: hoch_sos@chtts. ru ИНН Банковские реквизиты: ИНН: 222119003193 КПП 211901001 Р/с 40204810675190100001 Л/с 03074190517 в Финансовом отделе МФ ЧР в Ядринском районе ИНН 2119002471 в БИК в Чувашском ОСБ №8613 г. Чебоксары БИК 049706609к/с 30101810300000000609 География проектаПроект будет осуществляться в МОУ «Хочашевская СОШ» на территории сельской администрации в пределах следующих населённых пунктов: с. Хочашево, д.Алёшкино, д.Лапракасы, д. Хорамалы, д. Симейкекасы, д. Тукасы, д. Хирлесиры, д. Нижние Яуши Основная проблема Слабые навыки самоуправленческой деятельности и организаторской деятельности учащихся школы Актуальность проекта Наш меняющийся мир трудно определить одним словом. Сегодняшние проблемы подростков- принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о пределе и глубине своего «Я», о своём жизненном пути и роли своего «Я» на этом пути. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, отводит особое место проблеме личности. Происходящий социальный кризис обнажил противоречия, возникшие в социуме: Необходимость самозащищённости личности и отсутствие у подрастающего поколения адаптивных механизмов социализации. Слабая поддержка жизненного самоопределения подрастающего поколения. Недостаточная вооружённость человека знаниями и опытом деятельности в современном мире, необходимость нормального физического и духовного развития в условиях представляемой свободы выбора. В этой связи возникает необходимость поддержки подрастающего поколения в его жизненном самоопределении. Формирование лидеров в обществе -не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы сегодняшние подростки- будущие лидеры ХХΙ века, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства. К наиболее актуальным проблемам можно отнести: - недостаточную активность и инициативу учащихся, непонимание смысла и значимости социальной практики, слабые навыки самоуправленческой и организаторской деятельности; - равнодушие педагогических коллективов к развитию самоуправления, отсутствие доверия и авторитарность педагогов; - объединения содержания деятельности, использование устаревших, примитивных форм работы, неадекватных в природе современных подростков, особенно в сфере патриотического, гражданского, нравственного воспитания, подготовки старшеклассников к осознанному выбору, принятию самостоятельных решений. Проект «Лидер» поможет подготовить старшеклассников к изменениям в жизни, научит быть активными участниками всех событий. Проект предусматривает обязательное участие в работе на благо своего класса, школы, города, сотрудничество с отделом молодёжной политики, культуры, спорта, с представителями бизнеса. 5. Цель и задачи проекта Цель: Способствовать развитию системы отношений личности к человеку, Отечеству, знаниями, труду, культуре, формировать личность, готовую к активному преобразованию окружающей действительности и себяЗадачи:- развивать творческие и организаторские способности подростков;- познавать основные идеи и принципы деятельности лидера-организатора;- повышать навыки цивилизованного общения, работы в команде;- развивать познавательную активность, способность самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность; - стимулировать потребность самообразования, самопознания, самореализации, способствующую самоопределению; - обеспечивать возможность самореализации ребёнка в практической деятельности6. Кадровое обеспечение проекта Группа Функции Состав Административно-координационная Осуществление общего контроля и руководства Анализ ситуации и внесение коррективов Директор школы Зам. дир. по ВР Консультативная научно-методическая Проведение семинаров, консультаций Работа школы лидеров Директор школы Зам. дир. по ВР Педагоги школы Реализация проекта в системе самоуправления школы Реализация проекта в системе самоуправления в классе Организация работы с семьями Зам. дир. по ВРКл. руководителиСоц. педагог Детская Школь- ная Республика «Родник» Формирование команды лидеров из 8 министерств: «Знание», «Дисциплина», Досуг», «Олимп», «Забота», «Экология», «Труд и экономия», «Информация» Председатели министерств 7. Направления реализации проекта ^ 1 направление «Лидерские уроки» Работа по данному направлению предлагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли детей, простора для самореализации самых современных интересов подростков, самопознания, становления лидерских, организаторских качеств Действие Сроки Результаты Ответственные 1.Введение. Знакомство с проектом «Лидер» Сентябрь Составление списочного состава желающих в участии реализации проекта Зам. дир. по ВРПрезидент ДШР «Родник» 2. «Какой я» Социометрия, карта интересов, социальный паспорт Сентябрь Оформление социального паспорта участников проекта Президент ДШР «Родник» 3. «Я-будущий». Ролевые и деловые игры, жизненный план Сентябрь Составление программы«Три шага к успеху» Председатель министерства «Знание» 4. Проведение тренинга «Качества лидера» Октябрь Ознакомление с качествами лидера в форме анкетированияПодготовка визитки«Мои положительные и отрицательные качества» Председатель министерства «Дисциплина » 5. Беседа «Роль личности в истории России. На примере М.И. Кутузова, А. В. Суворова Октябрь Составление альбомов о видных деятелях России Зам. дир. по ВР 6.1.Лидерский урок «Познакомимся поближе» ноябрь Разработка комплекса ролевых упражнений и игрдля «Чемодана лидера» Зам. дир. по ВР 6.2. Лидерский урок « Как добиться успеха. Золотой фонд моей жизни» ноябрь Разработка комплекса ролевых упражнений и игрдля «Чемодана лидера» Зам. дир. по ВР 6.3.Лидерский урок «Коллаж успеха и счастья» ноябрь Составление визитной карточки лидера Зам. дир. по ВР 6.4.Лидерский урок«Планирование карьеры» Ноябрь Диспут на данную тему Зам. дир. по ВР 6.5. Лидерский урок«Как противостоять вредному влиянию окружающих» Декабрь Анкетирование Председатель министерства «Знание» 6.6. Лидерский урокСочинение Декабрь «Я люблю себя, даже когда..» Председатель министерства «Знание» 6.7. Лидерский урокСочинение Декабрь «Если бы я был..» Председатель министерства «Знание» 7.1. Культура и этика общения Январь Тренинг «Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях» Председатель министерства «Дисциплина» 7.2. Культура и этика общения Январь Тренинг «Навыки общения» Председатель министерства «Досуг» 7.3.Культура и этика общения Январь Дискуссионный клуб «Может ли человек прожить жизнь, не испытывая трудностей» Председатель министерства «Забота» 7.4. Культура и этика общения Январь Игра «Придумай окончание рассказа» Зам. дир. по ВР 7.5.Культура и этика общения Февраль Тренинг «Общение и уважение.Общение с разными людьми» Зам. дир. по ВР 7.6.Культура и этика общения Февраль Диспут «Люди, на которых бы хотелось быть похожими» Кл. руководители 7.7.Культура и этика общения Февраль Самопрезентация лидеров, подготовка Портфолио лидеров Зам. дир. по ВР 8. Проектирование Февраль Разработка проекта «Школа будущего» Кл. руководители 9.1. Деловые игры Март «Заседание городского совета» Зам. дир. по УВР 9.2.Деловые игры Март «Парламентские дебаты» Зам. дир. по УВР 9.3. Деловые игры Март Развлекательно-деловая игра «Лидер и его команда» Зам. дир. по ВР 10.1. Организация и участие в акциях Апрель «Добрые дела» Председатель министерства «Труд и экономия» 10. 2. Организация и участие в акциях Апрель «Люблю своё село» Председатель министерства «Экология» 10. 3. Организация и участие в акциях Апрель «Здоровье- наше главное богатство» Председатель министерства «Олимп» 11.Сценическое мастерство В теч года Конкурс ведущих праздничных программ. Работа школьного ансамбля эстрадных песен «Откровение», танцевальной группы «Акварель» Председатель министерства «Досуг» 12. Фестиваль «Лидеры школы» Май Конкурсы «Визитная карточка» «Чемодан лидера» «Калейдоскоп талантов» Презентация лидерской деятельности участников фестиваля Зам. дир. по ВРКлассные руководители 13. Участие на районном конкурсе «Лидер года» Май Конкурсы «Визитная карточка» «Чемодан лидера» «Калейдоскоп талантов» Устная презентация школьной детской организации Зам. дир. по ВР 2 направление «Мои права и обязанности» Реализация данного направления позволяет познакомить учащихся с правовыми государственными документами, сформировать понятия о правах и обязанностях человека в обществе, научить пользоваться правом на защиту интересов, развивать ответственность подростков за своё поведение, предупреждать правонарушения. Действия Сроки Результаты Ответственные 1.Ознакомление учащихся с правовыми государственными документами Сентябрь 1)«Конвенция ООН о правах ребёнка»2) «Конституция Российской Федерации Зам. дир. по УВР 2. Ознакомление с правами и обязанностями человека в обществе Сентябрь Устав школы Права и обязанности учащихся в школе Зам. дир. по ВР 3. Проектирование Октябрь «Кодекс поведения» «Закон доверия и ответственности личности» «Закон свободы» «Закон заботы» Зам. дир. по УВРЗам. дир. по ВРЗам. дир. по УВР Зам. дир. по ВР 4.1 Делова игра Ноябрь Защита проекта «Дом самоуправления» Зам. дир. по ВР 4.2. Делова игра Декабрь «Экономика и мы» Зам. дир. по УВР 4.3. Делова игра Январь «Законы жизни- мои законы. Почему?» Зам. дир. по ВР 5.1.Диспуты Февраль «Чувство долга- самое ценное качество» Кл. руководители 5.2. Диспуты Март «Экономическая культура» Кл. руководители 6.Самоуправление Март Организация дня самоуправления в школе Председатель министерства «Знание» 7. Викторина Апрель Проведение викторины по избирательному праву в старших классах Председатель министерства «Дисциплина» 8. Мониторинг поведения учащихся Май Подведение итогов дежурства по школе в виде мониторинга Председатель министерства «Дисциплина» ^ 3 направление «Я и моё Отечество» В ходе действий по этому направлению учащиеся будут участвовать в патриотическом движении, освоении народных обычаев, обрядов, праздников, изучение национального фольклора, возрождение народных промыслов, ознакомлении с природой и со знаменитыми людьми родного края . Действия Сроки Результаты Ответственные 1. Сочинения Сентябрь «Любовь к Отечеству рождает героев» «Мой любимый край» «Знаменитые люди нашего села» « Моя родословная» Классные руководители 2. Круглый стол Октябрь « Будущее твоей деревни- твоё будущее- в твоих руках» Зам. дир. по ВР 3. Работа в школьном музее Ноябрь Выпуск альманахов «Ветераны педагогического труда»«Школа-хранительница села» Зам. дир. поУВР 4. Встречи с талантливыми земляками Декабрь Знаменитые выпускники школы Свешников В.В.-Генеральный директор ОАО «Вурнарский завод смесевых препаратов», депутат Госсовета Архипов Г.Н.-президент Чувашского национального Конгресса Фёдоров Г.С.-уполномоченный представитель президента в Российской Федерации Иванов В.Н.-профессор ЧГУ Директор школы 5. Праздники Январь,февраль, март,апрель 1)Организация и участие в проведении календарно-обрядовых праздников 2)Вечер «Река с простым названием Жизнь» Председатель министерства «Досуг» Утверждаю: Директор школы: \Никитина И.Г.\8.Смета расходов на реализацию проекта «Лидер» Статья расходов Расчёт Итого 1. Методическая литература по внеклассной работе 10шт ҳ 100 руб 1000 руб 2. Приобретение канцтоваров Бумага -10*100руб,фотобумага-10*100руб,Цветной принтер-1 *5000руб,флеш диск-4*400 руб 8400руб 3. Музыкальный центр с караоке 1*7000 руб 7000 руб 4. Костюмы для ведущих концертных программ 4*500руб 2000 руб 6. Костюмы для танцевального клуба 10*500 руб 5000 руб 8. Музыкальные и учебные диски, 10*160 руб 1600 руб Итого: 25000 руб 9. Ожидаемые результаты 1) Апробация собственных сил учащихся в том или ином виде общественно-значимой деятельности 2) Формирование лидерских навыков поведения 3) Становление молодых людей полноценными членами общества, готовыми к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем, которые ждут их на жизненном пути 4) Активизация воспитательной работы школы 5) Повышение статуса школьного воспитанияПриложение Комплекс ролевых упражнений для лидерских уроков«Чемодан лидера»^ Среди умений организаторской техники важное место занимает мимика, жесты, техника речи. На лидерских уроках необходимо использовать следующие упражнения:Упражнение 1 Прочитайте любой текст, хот бы прогноз погоды, шёпотом, с максимальной громкостью, как будто вы замёрзли, как будто во рту горячая каша.Упражнение 2 То же самое, в сочетании со всем перечисленным, но как бы прочитал инопланетянин, человек, только что научившийся говорить, робот, пятилетний ребёнок: как будто вас слушает всё человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности не будет.Упражнение 3 Посидите на стуле так, как сидят председатель Верховного Совета, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.Упражнение 4 Изобразите, как ходит младенец, лев, артист балета, французский король, индейский вождь.Упражнение 5 Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, влюблённый юноша своей девушке, волк зайцу.Упражнение 6 Нахмурьтесь, как король Лир, ребёнок, у которого отняли игрушку, Наполеон, человек, желающий скрыть улыбку, рассерженный попугай.^ Следующие упражнения помогу лидерам исправить физические недостатки, создающие определённые помехи в работе.Упражнение 7 ,8 Для лидеров с мелкими движениями. Индивидуальный тренинг заключается в том, что человек в домашней обстановке, выполняя какие-либо физические действия, играет в игру. Например: вся мебель в доме свинцовая, т.е. очень тяжёлая. «Тяжесть» требует укрупнённых движений, более масштабных, значительных.Для лидеров с размашистыми движениями. Аналогичное упражнение с той только разницей, что вся мебель, все предметы в доме стеклянные. Стекло требует более аккуратного, деликатного обращения.Одним из необходимых качеств лидера является его умение понять психологическое состояние партнёра, мотивы поступков; «высокая чувствительность». Предлагаемые ниже упражнения способствуют развитию наблюдательности и внимания- важных качеств лидераУпражнение 9 Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу или членов вашей организации? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем при встрече проверьте.Упражнение 10 «Как свои пять пальцев» говорим мы о том, что нам хорошо знакомо. Однако рассмотрите внимательно свои пальцы. Хорошо ли вам они знакомы? Взгляните на свои ладони. Закройте глаза, представьте их, затем опишите.Упражнение 11 Индивидуальный тренинг, развивающий зрительную память и навыки наблюдательности у лидера. Проходя мимо по улице, упражняйтесь в мгновенном «фотографировании»людей, попадающихся навстречу, домов, витрин, магазинов и т. п. Глаз должен моментально запечатлевать изображение. Нужно тщательно тренироваться, запоминать и осознавать запечатлеваемые изображения. Порядок примерно такой же, как в фотографии: снимаем- посмотрели; проявляем-запоминаем; печатаем-вспоминаем4 рассматриваем отпечатки.Упражнение 12 Наблюдательность, зрительная память, оперативность. За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву «С»: стол, стул, снимок, салфетки и т.д. Чем больше, тем лучше.Упражнение 13 На что похоже? Рассматривая пятна туши и чернил на бумаге, трещинки на стене или камне, можно увидеть разные битвы, животных, одежду, выражение лиц и бесконечное множество вещей. Всмотревшись в тени на потолке, складки на занавеси, вы увидите разные картины. Это упражнение развивает фантазию, воображение, образное мышление, зрительную память.Упражнение 14 Что нового? Каждый день, входя в класс или творческую мастерскую соей организации, отыскивайте какие произошли здесь изменения. Что нового одежде товарищей т. д. И так каждый день!Упражнение 15 Биография по взглядам. Присматривайтесь к глаза людей. Обратите внимание, какое большое количество «способов смотреть», если можно так выразиться. Занимаясь классификацией взглядов, думайте каждый раз: почему на один и тот же предмет, на одно и тоже событие один человек смотрит так, а другой иначе. Изучая взгляды людей, вам придётся задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особенности связей человека с другими людьми. Лидеру необходимо умение быстро осуществлять такого рода анализ.Упражнение 16 Живые вещи. В предыдущих упражнениях на развитие фантазии предлагалось определить, на что похожи пятно, тень, трещина… Овладев внутренним видением, предлагается пофантазировать о том, например, что будет, если стул оживёт. Что бы он делал? Сколько ему лет? Какой у него характер7 Что он любит и о чём мечтает? Упражнение развивает умение связывать наблюдение с фантазией. Эффективность любого дела во многом зависит от того, насколько умело строит лидер своё общение с товарищами, владеет ли он навыками построения индивидуальной беседы.Упражнение 17 Моделирование беседы, «зондирование души объекта» В одной из сказок Дж. Родари рассказывает о трёх типах людей: стеклянные разбивались от неожиданного прикосновения, деревянные были глухи даже к сильным воздействиям, соломенные загорались даже при слабых волнениях.Ситуация Ты хочешь, чтобы твой знакомый отказался от просмотра интересного фильма или посещения дискотек (на что он уже настроен) и помог тебе подготовить дело для всех членов организацииЗнание. Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Поиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальным.Упражнение 18 Создание психологической совместимости на начальном этапе беседы.Ситуация Тебе надо выяснить мнение товарища по важному для тебя, но неприятному для него вопросу. Представь эту ситуацию. Учти, что в диалоге каждый из партнёров может занимать одну из четырёх ролевых позиций. Позиция одного человека в диалоге очень информативна для другого, и от неё зависит во многом характер протекания диалога и его результаты. Позиции людей в диалоге далеко не всегда согласованы. Первую позицию назовём «позицией неучастия». Вас заметили и не услышали. Точнее, притворились, что не замечают и не слышат. Вторая- «пристройка сверху»- независимая, не подчиняемая и даже наоборот,- подчиняющаяся, берущая ответственность на себя. Третья- «пристройка снизу»- зависимая, подчиняемая. Четвёртая позиция- «пристройка рядом»- выражает умение и желание считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и другим человеком.Задание Проиграй варианты беседы, используя четыре ролевые позиции. Выработай рекомендации к поведению в каждой из них.Упражнение 19 Организация непосредственной беседы. В зависимости от обстоятельств человек может находиться в одной из «весовых категорий» (состояние души): - « лёгкий вес»- лёгкость души, всё хочется делать, всё получается; - «спина английской королевы»-сама фигура человека означает, что сейчас он внесёт истину во все вопросы; - «всё с неохотой»- именно этим заниматься не хочется, мысли заняты другим; - «тяжёлый вес»- всё очень надоело, что-то болит, нет никаких сил заниматься чем-либо. Предложи четыре ситуации, в которых будет целесообразным одно из предложенных состояний. Проиграй и проанализируй.Упражнение 20 Управление инициативой. Представь, что ты ведёшь с кем-то разговор. Его инициатор- твой собеседник. Ты пока пассивный участник разговора: поддакиваешь, подаёшь реплики и т. д. Постарайся перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. И наоборот, постарайся заставить своего партнёра (собеседника) стать лидером контакта. Подумай, как это сделать. Примени свои методы в реальной ситуации. Упражнение 21 Управление беседой. Ситуация. Встреча знакомых.Задание. Свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнёр не слышал. Запрещается грубые приёмы, например такие: « А давай поговорим о…», «Я хочу сказать о..» Проанализируй ход беседы: как реализовать цель, внутренне состояние партнёров, ошибки.Упражнение 22 Анализ индивидуальной беседы. Проанализируй одну из индивидуальных бесед. Схема анализа: цель беседы, структура, результат, позиции, состояние партнёра. Твой вариант беседы.