Реферат по предмету "Разное"


«как Хлеб на стол пришел»

Методическая подборкаматериалов для проведению тематической недели:«Праздник Хлеба»Составитель: старший воспитатель МБДОУ Кирилова С.В.При подборке использованы авторские разработки педагогов Российской Федерации.СОДЕРЖАНИЕ Беседы о Хлебе…………………………………………………….…………..3 Стихи о Хлебе………………………………………………………………...11 Пословицы и поговорки о Хлебе…………………………………................18 4.Загадки о Хлебе. ……………………………………………............................20 5. Считалки о Хлебе…………………………………………………………......23 6. Чистоговорки о Хлебе…………………………………………………….......23 7. Притчи, сказки и рассказы о Хлебе………………………………………….24 8. Сценарий по теме: «как Хлеб на стол пришел»…………………………….34Б^ ЕСЕДЫ О ХЛЕБЕ Есть в мире понятия, ценность которых непреходяща. К этим понятиям можно отнести и Хлеб - древний и вечно молодой продукт человеческого труда. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививая детям эту любовь и в детском саду и дома. Беседа-диалог:…«История…Хлеба» Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. В древнем Египте, 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба. На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки. Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники. В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.^ Беседа-диалог "Хлеб всему голова" Автор: Мезенцева Ирина Васильевна, воспитательЗадачи: Углубить и расширить знание детей о хлебе. Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу. Учит детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации.Предварительная работа Конкурс рисунков на тему “Хлеб мой вкусный, хлеб душистый”. Рассматривание и беседы по картине Т.Н. Яблонской “Хлеб”, М.В. Данциг “Золотая земля”. Самостоятельное ознакомление детей с пословицами, поговорками о хлебе.Оформление Выставка хлебобулочных изделий; репродукции картин художников о хлебе; выставка детских рисунков.^ Ход беседы Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках. Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода. Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой. В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия выпеченные два дня назад ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники. На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб. Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека в самую черную годину жизни. В одном из своих стихотворений Владимир Солоухин вспоминает: Минуту я запомнил туИз детства озорного.Вдруг скучно сделалось во ртуОт хлеба, от ржаного,И бросил наземь я кусокОт дедушки украдкойИ наступил я на кусок Босой чумазой пяткой.И растоптал… И весь как былЗарылся носом в пыль я.А раньше дед меня не бил! Есть только одно слово равнозначное слову “хлеб” - это слово “жизнь”. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба - 125 грамм - дневной паек жителей осажденного города. Это святой блокадный хлеб. В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция семенного фонда страны. Люди голодали, но берегли лучшие сорта зерен для будущих поколений. А сейчас, я хочу прочитать вам одну сказку. «Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать испекла хлеб и сказала: “Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке”. Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи-болотницы. Злая болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной. Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб. Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. “Какой толку, что мать теперь хнычет обо мне”, - подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась еще грубее. Эту историю услышала маленькая девочка. “Бедная, бедная Инге! - заплакала она, - как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю”. Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния. В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому, что девочка научилась ценить хлеб». Ребята, никогда не забывайте, что случилось с девочкой, наступившей на хлеб! Сейчас у нас в стране изобилие хлеба и хлебных изделий. И нередко можем видеть брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные батоны, буханки в мусоросборниках, беззаботных школьников, кидающих друг в друга оставшиеся от обеда булочки или горбушки хлеба. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом - кругом с точкой посредине. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом-солью встречали гостей. Хлеб - практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным и самым необходимым продуктом. Если хлеб зачерствеет, он все равно сможет служить людям добрую службу. Никогда не выбрасывайте черствый хлеб. И в наши дни во многих семьях, где умеют бережно относиться к хлебу, где знают ему истинную цену, хозяйки могут приготовить блюдо, основу которого составляет черствый хлеб. (Детям предлагается попробовать гренки.) А теперь, ребята, скажите, вкусный хлеб?^ Беседа с детьми о хлебе и о профессии пекаря Автор: В.В.ГербоваЦель: Рассказать детям о том, как много хлеба выпекают на хлебозаводах, показать хлебобулочные изделия; объяснить, почему следует беречь хлеб — народное достояние; дать детям почувствовать, как значима профессия пекаря.Предварительная работа За 1—2 дня до занятия предложить детям посмотреть, много ли хлеба нужно для того, чтобы накормить всех детей детского сада. Ход беседы - Во многих продовольственных магазинах сел, поселков, небольших городков обязательно есть отдел «Хлеб»,— начинает занятие воспитатель.— А в больших городах нашей страны построены специализированные магазины и отделы в крупных супермаркетах. Чаще всего такой магазин называется «Булочная». Кто из вас бывал в таком отделе или в булочной? Какой хлеб вы там видели? Что покупали? Обобщая ответы детей, педагог перечисляет хлебные изделия: круглые караваи и буханки ржаного хлеба и пшеничного, разнообразные батоны, городские булки, сдобные булочки, крендели и т. п. (Если будет возможность, следует показать детям эти изделия.) - Ни один обед не обходится без хлеба. Не правда ли? — уточняет воспитатель. И спрашивает: «А как вы думаете, почему и в детском саду и дома вам настоятельно советуют есть хлеб?» Выслушивает ответы, обобщает их: «Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб вызывает чувство сытости, но никогда не приедается». Педагог напоминает детям о том, что на днях они выясняли, сколько хлеба привозят ежедневно в детский сад. И спрашивает: «Сколько же надо хлеба к завтраку, обеду, ужину? («Много».) А сколько надо хлеба, чтобы накормить всех людей нашего города? («Очень много».) Знаете ли вы, где пекут хлеб, и кто его печет?» Выслушав ответы детей, воспитатель поясняет, что в больших городах работают специальные хлебопекарни, на этих пекарнях ни на секунду не прекращается работа. Даже в праздничные дни, когда люди отдыхают, пекари работают. Ведь к праздничному столу хлеба нужно еще больше! Далее педагог интересуется, кто из детей помогал маме или бабушке печь пироги, какие продукты для этого нужны. (Мука, масло, дрожжи, сахар, соль.) «Эти продукты,— говорит воспитатель,— необходимы для приготовления хлеба. Только на хлебопекарнях хлеб помогают выпекать машины. Послушайте, как это делается». Зачитывает отрывок из рассказа пекаря-мастера Г. С. Страмнова: "Громадные чаши, называемые дежами, наполняются мукой, водой, дрожжами, сахаром, солью и маслом. Они установлены на своеобразном конвейере, который напоминает карусель. За пять часов эта карусель совершает один оборот, и в течение этого времени тесто поднимается и созревает. Ему помогают огромные лапы месильной машины. Они перемешивают и обминают тесто. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет ровные порции» «Представили вы себе огромную чашу?» — спрашивает воспитатель.— А карусель и лапы месильной машины? А делительную машину?» Зачитывает отрывок еще раз. Заканчивая занятие, воспитатель говорит: «Хорошие урожаи выращивают в нашей стране труженики полей. И нигде в мире хлеб не стоит так дешево, как в нашей стране. Каждая семья может купить столько хлеба, сколько захочет. И это прекрасно. Что может быть вкуснее мягкого душистого хлеба! И, тем не менее, хлеб нужно беречь. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих. Берегите хлеб! Чтобы хлеб всегда был на нашем столе, работают фермеры. Они сеют, выращивают и убирают рожь и пшеницу, перевозят зерно на элеваторах. Чтобы хлеб всегда был на нашем столе, работают мукомолы. Чтобы хлеб всегда был на нашем столе, и днем, и ночью, и в будни, и в праздники трудятся…пекари». ^ Беседа «Хлеб» Авторы: Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. - М.:ТЦ СФЕРА, 2004. - 96 с. Цели: Закрепить знания детей, что хлеб — ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб; воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих; закрепить словарь по данной теме. Оборудование Демонстрационный материал — колосья ржи, пшеницы, ячменя, овса, початок кукурузы, картина «Уборка урожая», картинки с изображением зерноуборочной техники. Ход беседы^ Организационный момент Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился, А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна — в муку и тесто. В магазине занял место. Вырос он под синим небом, а пришел на стол к нам — хлебом.^ Беседа о хлебе Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О хлебе.) Откуда берется хлеб, который каждый день покупаем в магазине? Какие вы знаете зерновые культуры? (Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес.) Воспитатель загадывает загадку: Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят. (Колос.) Воспитатель с детьми рассматривает колосья. Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.) Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб.) Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи — длинные. Из ржи получают муку темную, пекут черный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.) Где растет хлеб? (В поле.) — Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу сеют осенью, яровую — весной. Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы.) Рассматривается картина «Уборка урожая». Кто собирает урожай на полях? Что делают трактористы? Кто работает на комбайне? Куда везут зерно на машинах? (На элеватор.) Что такое элеватор? (Здание, где хранится зерно.) Что означает пословица: «Зернышко к зернышку, будет мешок». С элеватора везут зерно на мукомольный завод, где из зерен получают муку, затем ее везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.Физкультминутка Едем в поле. (Дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.) На кочку наехали (Подпрыгивают.) В яму заехали (Приседают.) Горки объехали (Делают повороты вправо и влево.) и на поле приехали. — На какое огромное поле мы приехали. Посмотрите на колосья — они все разные: один высокий, а другой ... Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный.) Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная.) Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное.) Из ячменя готовят кашу, значит, каша какая? (Ячменная.) Овсяное печенье пекут из ... . Дети вспоминают пословицы и поговорки о хлебе и уточняют их значение. Хлеб — всему голова. Хорошо трудиться — хлеб уродится. Что посеешь, то и пожнешь. Работай до поту — так и поешь в охоту. Урожай не от росы, а от пота.^ Завершение беседы — Как, вы думаете, как надо относиться к хлебу? Почему? Воспитатель читает отрывок из стихотворение Я. Дягутите «Руки человека»: «Спасибо вам, солнце и ласковый дождь! Спасибо земле, что была моим домом, И сильным рукам, моим старым знакомым. Я помню, как руки трудились упорно, Чтоб в землю посеять янтарные зерна, А нынче они урожай уберут. Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!»^ СТИХИ О ХЛЕБЕ  Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые словаЗабывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе! ^ Автор: Н Тихонов Зёрна наших дней, светитесьПозолотою резной!Говорим мы: «Берегите.Берегите Хлеб родной...Не мечтали мы о чуде.К нам с полей живая речь:«Берегите хлеб, вы – люди!Научитесь хлеб беречь». ^ Автор: Г.Виеру.Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку. Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко. Автор: С. ПогореловскийВот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! ^  Автор: В. Орлов В каждом зёрнышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранитсяИ земли родной.И расти под небом светлым,Строен и высок,Словно Родина бессмертный,Хлебный колосок. Пшеница Автор: Аким. Я.Положит в землю Человек зерно,Прольётся Дождь- зерно орошено.Крутая Борозда и мягкий СнегЗерно укроют на зиму от всех.Весною Солнце выплывет в зенитИ новый колосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберёт.И золотые руки ПекарейРумяный хлеб замесят поскорей.А женщина на краешке доскиГотовый хлеб разрежет на куски.Всем, кто лелеял хлебный колосок,На совести достанется кусок. ^  Автор: Я.Аким. Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.  Автор: С. ПогореловскийГнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, Но сломить его за лето так они и не смогли. Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой! До того он загордился, вырос кверху бородой.  ^ Автор: В. ВоронькоВот и лето пролетело, тянет холодом с реки. Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски. Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край. Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай. Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало. Только село солнышко, опустело зернышко.***^ Автор: В. Вороньк^ Легкий хлеб (белорусская сказка) Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Вдруг выходит из лесу голодный волк и видит – под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает: - Ты что ешь, человече? - Хлеб, – отвечает косарь. - А он вкусный? - Да еще какой вкусный! - Дай мне отведать. - Что ж, отведай. Отломил косарь кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит: - Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече! - Ладно, – говорит косарь, – научу тебя, где и как хлеб доставать. И начал он волка поучать: - Прежде всего надо землю вспахать… - Тогда и хлеб будет? - Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить… - И можно есть хлеб? – замахал волк хвостом. - Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять… - Тогда и хлеб будет? – облизнулся волк. - Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть… - Ох, – вздохнул волк, – долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!.. - Где там наешься! – перебил его косарь. – Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток… - И буду хлеб есть? - Экий ты нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть… - И все? - Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить. - И спечется хлеб? - Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, – закончил косарь поученье. Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит: - Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать. - Ну что ж, – говорит косарь, – раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется. Пришел волк на выгон. Увидел коня.- Конь, конь! Я тебя съем. - Что ж, – говорит конь, – ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них. - И то правда, – согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк – и бежать.Прибежал к реке. Видит – на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” – думает. Потом говорит: - Гуси, гуси! Я вас съем. - Что ж, – отвечают гуси, – ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу. - Какую? - Спой нам, а мы послушаем. - Это можно. Петь я мастер. Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп – поднялись и полетели. Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем. Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу — съем!” Только он так подумал, глядь – идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему: - Дед, дед, я тебя съем! - И зачем так спешить? – говорит дел. – Давай сперва табачку понюхаем. - А он вкусный? - Попробуй – узнаешь. - Давай. Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл. Нечего делать, пошел волк дальше. Идет он, идет, видит – на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит: - Баран, баран, я тебя съем! - Что ж, – говорит баран, – такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот. - Спасибо за совет, – говорит волк. – Так мы и сделаем.Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и как ударит рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился! Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой: - Съел я его или нет? А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит: “Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал!” ^ Ленивая девочка (башкирская сказка) Когда-то очень давно жили на свете бабушка и внучка. Бабушка состарилась и уже не могла работать. А внучка была молодая, но очень ленивая. Год от года бабушка старела и слабела, силы покидали ее. Пришла весна, бабушка и думает: «Люди сеют хлеб, нам тоже пить-есть надо, надо бы что-нибудь посеять». Сказала она об этом внучке. — Не надо, бабушка, — ответила ей внучка. — Ты уже стара стала, к осени умрешь, а там, глядишь, найдется добрый человек и возьмет меня в свою семью. К чему нам хлеб? Бабушка только вздохнула в ответ. Так они и не посеяли ничего весной.Затем настала осень. Люди убирают с полей выращенный хлеб. Бабушка не умерла, и внучку никто не взял на воспитание. Пришлось им голодать.Как-то зашла к ним соседка, увидела, что бабушке с внучкой совсем нечего есть, и сказала: — Если бы вы пришли ко мне, я могла бы дать вам немного проса.После того, как соседка ушла, бабушка говорит внучке: — Внучка, сходи, принеси проса! А внучка отвечает: — Надо ли, бабушка? Может, просо у нее нехорошее… Всю зиму голодали бабушка с внучкой и едва не умерли. Но чуть только пришла весна — внучка вышла в поле на работу. — Зачем трудиться? — смеялись над ней соседи. — Бабушка твоя уже стара, недолго ей жить. А тебя кто-нибудь возьмет на воспитание. К чему вам хлеб? — Нет уж, — отвечала внучка. — Я теперь поняла. Недаром старики говорят: если собираешься на летнюю кочевку, прежде засей поле.^ Котик – золотой лобик (белорусская сказка) Жили-были дед, да баба. Да так бедно, что ни поесть нечего у них было, ни сварить. Вот баба и говорит деду: - Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба. Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка. - Дед, дед, а что тебе надо? - Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб. - Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь – а муки у него полон закром! Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему: - Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него соли. Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка. - Дед, дед, что тебе надо? - Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету! - Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь – а у него целая кадка соли стоит! Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему: - Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него капусты. Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка. - Дед, дед, что тебе надо? - Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету! - Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба: - Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца… Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него сальца. Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка. - Дед, дед, что тебе надо? - Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте. - Ладно, дед, езжай домой: будет и сало! Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец! Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить. И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам и сказка, а мне баранок связка. ^ Хлебороб (украинская сказка) Жил да был богатый пан. Столько богатств у него было, что мог бы он купить с десяток сел. Столько земли у него было, что и за 10 дней не обойти, не объехать на хорошей кобыле. Но печалило пана, что не было вокруг на всех его необъятных землях ни одного мужика, который был бы хорошим хлеборобом. Вот приходит к нему раз крестьянин и молвит: - Я хорошо умею землю пахать, хлеб сеять и служить буду исправно. Примите меня, пан! Пан и принял, выбора-то все равно не было. Служит хлебороб пятый год. Хлеб при нем такой родится, что лучшего, пожалуй, и не бывает на свете. Вот на пятый год и говорит хлебороб пану:- Поработал я на вас уже, пане, довольно, теперь давайте расчет: пойду я своей дорогой. А пану такого крестьянина терять не хотелось. Пораздумал он, а потом и говорит: - А что ж тебе, человече, за службу заплатить? - Да дайте мне, пане, вон того белого коня.Пан согласился. А конь тот был такой, что как начнет на войне скакать среди неприятеля, так всего и потопчет. И никакая пуля, ни сабля его не берет. Вот только кроме хлебороба об это никто не знал. Взял хлебороб коня, поблагодарил пана, да и поехал. Едет, едет и заехал в такой большой да темный лес, аж жуть! Увидел средь деревьев маленькую ветхую хату, да решил зайти. Глядь – а там сидит там старая, желтая старуха. Спросил мужик у нее, куда это он заехал. Покачала старуха головой и отвечает: - Несчастный ты, что сюда заехал. Сюда, что ни ночь, ведьмы слетаются, все меня со свету сжить хотят. - Да уж что бог даст, то и будет! – ответил крестьянин и остался в хате.Дала ему старуха поужинать и просит: - Помоги мне, добрый человек, переночуй в хате хотя бы три ночи. Я тебе за это хорошо заплачу и обороняться научу. - Что ж, научите, я переночую, – согласился хлебороб.Говорит старуха: - На тебе вот этот крест, ступай в ту комнату, обведи вокруг себя этим крестом кружок, потом возьми крест в руки и сиди. А когда слетятся ведьмы, ты не бойся. Взял хлебороб крест, пошел в другую комнату, сделал все так, как велела старуха, и сидит. Вдруг как загудит что-то над хатой, влетает в хату ведьма, потом вторая, третья – набралось их множество, так что и в хате не помещаются. Танцуют, кричат и воют, в ладоши хлопают, вокруг хлебороба бегают, да никак не могут через круг перейти. Вот разгонится какая-нибудь ведьма, добежит до круга, так назад и отскочит, а что уж ни делали – ничего не выходит. Вдруг петух на хате у старухи пропел: “Ку-ка-ре-ку!” Ведьмы так и метнулись в окна, аж хата задрожала. Перекрестился хлебороб и пошел к старухе в комнату. Та увидала его и так обрадовалась: - Ты человек счастливый, ты еще, видно, мало нагрешил, ведьмы тебя боятся. - Да, я честно работал, сеял хлеб, а потом на пана работал, может чего и нагрешил, да пусть уж господь простит! Переночевал хлебороб еще две ночи. Как переночевал третью, говорит старуха: - Спасибо тебе, добрый человече, что меня из большой беды вызволил, мне-то ведь тут сидеть потрудней, я больше нагрешила. На тебе вот этот меч-самобоец, и, коль случится тебе воевать, ты только скажи: “Меч-самобоец, берись!” – и он перебьет все войско. Еще даю я тебе совет: как женишься, то не доверяй жене ничего важного до семи лет и семи недель.Поклонился хлебороб старухе, поблагодарил ее и отправился в путь. Приехал он в город, где живет царь, а там тревога, народ в страхе: к городу подступает могучий враг, уже все царское войско побил, скоро и город возьмет. Хлебороб и говорит: - А ну, ведите меня к царю! – его и повели. - Что тебе надо? – спрашивает царь. - Да вот, сказывают, что на город большой враг наступает! - Так и есть. - Я вам, коли Бог поможет, его побью. Только что вы мне за это дадите? - Полцарства дам, – пообещал царь. - Нет, царства мне не надо. Отдайте за меня свою дочку, я люблю ее!Кликнул царь свою дочь и спросил ее, любит ли она и вправду хлебороба. - Таточку, голубчик! Выдайте меня за него, я его люблю, выдайте, я за вас бога буду молить! Царь и согласился. Тогда хлебороб и говорит: - Дайте коню три мерки овса, а мне ведро вина. Царь дал все, что хлебороб просил. Сел он потом на коня и поехал. Выехал за город, видит – стоит войска большая сила, такая, что и не счесть. Как крикнул хлебороб: - Меч-самобоец, берись! Как взлетит меч-самобоец над вражескими головами и начал рубить одну за другой. А конь как скакнет промеж войска, так и бьет копытами. Все войско и перебили. Вернулся хлебороб назад в город, царь его отблагодарил. А враг не хотел своего дела бросать – собрал на этот раз тьму воинов. И вновь поднялась тревога, и поехал хлебороб на поле брани. Побил ворога и назад воротился. Позавидовали цари соседних государств мощи этого царя, собрали войска свои вместе, снарядили их оружием страшным и пошли войной. Царь испугался: думал, что этой силы хлеборобу уж не одолеть. Но разбил хлебороб и это войско. Потом вернулся в город и на царской дочке женился. Сильно любил он свою жену, и его любила жена. Прошло три года. Стала жена у хлебороба спрашивать, чем он так врага побивает. Не утерпел хлебороб, доверил жене тайну свою. А хитрый враг своего не бросал, стал выпытывать и лукавством, и лестью, и угрозами, да подкупать пытался хлеборобову жену, чтобы та сказала, в чем сила ее мужа. Вот и сдалась она и выкрала меч-самобоец, отдала врагу, а мужу другой подложила. Но коня украсть не смогла: хлебороб берег его как зеницу ока, даже спал с ним вместе. Начал тогда враг войну вновь. А хлебороб отправился защищать государство. Сел он на верного коня, взял меч и выехал навстречу вражеским войскам. И только туда приехал, сразу же крикнул: - Меч-самобоец, берись! – не берется. -Меч-самобоец, берись! – и вновь не берется.Удивился хлебороб, а потом внимательно разглядел свой меч и понял, что это другой. Тут же и догадался, куда меч-самобоец делся, и горько заплакал. В то время меч-самобоец уже рубил его войско. Вот подлетел меч к хлеборобу и с одного маху отрубил ему голову. Тогда конь сильно рассердился, что убили его хозяина, начал лютовать, перебил все войско врага, а потом подошел к телу хлебороба, остановился и стоит. Царь перевез тело в город, собрался его хоронить, а тут является старая такая старуха с иконкой и говорит: -Пустите меня к хлеборобову телу. Ее пустили. А старуха взяла иконку, погрузила ее в воду и полила тою водой хлебороба. Ожил хлебороб. И молвит ему старуха: - Ишь, не послушался меня. Рассказал жене великую тайну и чуть было сам не погиб навеки. На, возьми опять меч, я его нашла, только не сказывай про великую тайну жене до семи лет и семи недель, а не то погибнешь!Женился потом хлебороб на другой девушке, и живут они себе вместе. Живут, не горюют, не страдают, хлеба не покупают. Вот такая сказка.^ Хлеб растетАвтор: Эдуард Юрьевич Шим Кругом деревни поля еще голые. А одно поле – будто зеленой краской залито. Такое яркое, такое веселое, такое праздничное! Мама сказала: - Это хлеб растет. Зеленые ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками торчит. Когда же они успели вырасти? Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью. Зерна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землей кустики нежных зеленых листьев. Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю. А хлеб терпел. Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась. Но терпел хлеб. Дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался. Тянется к солнышку, старается! Идут люди веселым зеленым полем. Гляну по сторонам, улыбнутся: - До чего хлеб хорош!^ СЦЕНАРИЙ ПО ТЕМЕ:"Как хлеб на стол пришел?" Автор: Юракова Любовь Анатольевна, учитель начальных классовВоспитатель. Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. - А как хлеб на стол пришел?Ребенок. Вот об этом-то как разНачинаем свой рассказ. (дети поочерёдно рассказывают и показывают иллюстрации). Воспитатель. – Сейчас вы соверш


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Статистические методы в религиоведении» Цель и задачи дисциплины
Реферат Василий I Дмитриевич
Реферат Мошенничество (ст.159 УК РФ)
Реферат Переклад суспільно-політичних реалій (на основі перекладу статей з газети Нью-Йорк Таймс)
Реферат Значення творчості Т. Г. Шевченка (Значение творчества Тараса Григорьевича Шевченко)
Реферат Активные стратегии социальной адаптации студенческой молодежи современного российского общества
Реферат Закрытие трещин и его влияние на циклическую трещиностойкость
Реферат Анализ риска кредитных операций
Реферат Bram Stoker Essay Research Paper Writer of
Реферат Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке на примере деятельности ОАО "Инвестторгбанк"
Реферат Изучение ипотечного кредитования на примере АКБ Чувашкредитпромбанк ОАО
Реферат Особенности современного этапа формирования этико-аксиологических оснований социальной работы
Реферат Иссоп лекарственный
Реферат Стратегический анализ ОАО "Булочно-кондитерский комбинат"
Реферат Состояние и перспективы развития торговли через торговые автоматы в России и за рубежом