Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена Факультет коррекционной педагогики Кафедра сурдопедагогики Реферативное сообщение по книге О.И.Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» Выполнили студентки II курса Филиппова Дарья Леонтьева Анастасия Преподаватель: А.С. Тымкив 2004 Введение
Ольга Ивановна Скороходова – человек необычной судьбы. Она родилась на Украине, недалеко от Херсона. В возрасте 5 лет в результате менингита маленькая Ольга полностью потеряла зрение и почти оглохла. Она пережила гражданскую войну, голод. Потеряла родителей. Но ни вынужденная изоляция от общества, ни одиночество не привели к психической деградации девочки. В десять лет она попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей, организованную
проф. Иваном Афанасьевичем Соколянским в Харькове. Так, при помощи дактильного алфавита и рельефно-точечного письма, Ольга Ивановна не только окончила среднюю школу. Она стала старшим научным сотрудником Института Дефектологии АПН СССР. В 1961 она стала кандидатом педагогических наук по психологии. Автор ряда статей и книг, первая её книга: «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».
Как я воспринимаю окружающий мир. Осязание Всегда узнавала людей по их рукам, по движению воздуха при их приближении, по их одежде. Почти по любым прикосновениям. В связи с чем очень возмущалась, когда над ней пытались пошутить, выдав одного человека за другого. Ногами она чувствовала малейшее изменение в почве на улице, на асфальте, в полу помещения после ремонта. Отличала лучше зрячих и слышащих вещи на ощупь: например, лицевую и изнаночную стороны ткани.
Замечает беспомощность зрячих в темноте даже в знакомой обстановке. По прикосновениям она определяла не только человека, но и его душевное состояние: расстройство или радость. На ощупь в деталях описывала статуи в музее. Определяла состав предметов, из чего сделаны, наполненность или пустоту. Владеет лучше или на уровне со зрячими бытовыми навыками, такими, как чистка картофеля, вдевание нитки
в иголку и т.п. Отрывок из книги: «Однажды я была у своей подруги Н. Мать дала Н. чистить картофель. Я сказала, что тоже буду чистить. Н.очень удивилась: Неужели ты умеешь чистить картофель? Ты ведь не привыкла к этому. А вот посмотрим, кто из нас лучше будет чистить сказала я и взялась за нож. Я быстро осматривала пальцами картофель, и, если находила не срезанные корочки, срезала их.
Когда я очистила несколько картофелин, Н.сказала мне: Мама говорит, что ты чистишь лучше меня, а я думала, что ты совсем не умеешь». Обоняние Запахи для нее не сливаются в сплошной хаос, она всегда отличала один от другого. Точно определяла источник запаха, его местонахождение. Чувствовала запахи острее. Даже те, которые считаются достаточно слабыми, как, например, запах реки,
определяла на довольно большом расстоянии. Определяла по запаху: курит ли человек, пользуется ли косметикой, даже если в тот момент этот человек не курил и не был накрашен. Использует такой термин, как «новый запах». В том смысле, то пахнет новым: новой (только что купленной) обувью, одеждой, или новыми людьми, с которыми ранее не встречалась. Определяла по запаху принадлежность вещей. Отрывок из книги: «Как то я вышла в вестибюль и почувствовала
запах краски. Я спросила В.М.: «Почему пахнет краской?». Она ответила: «Приходили маляры, но они ничего не красили, только посмотрели». Вибрационное чувство По сотрясениям мостовой, или даже находясь в помещении возле улицы, определяла, едет ли там транспорт. Положив руку на стол, могла определить печатную машинку, брайлевское письмо и пр. Обозначает в книге вибрационными ощущениями «стук, скрип» и пр.
Определяла, что кто-то вошел. Не определяла, но различала людей по походке. Отрывок из книги. «Я читала с А.В. и почувствовала, что она смеется. Что такое? – спросила я. Это Е.А меня рассмешила». Общие ощущения Это те ощущения, которые автор не может отнести ни к одному из перечисленных, либо вкупе. Не чувствуя, что за ней наблюдают, ведет себя свободнее.
Напряженно себя чувствовала в пути со слепыми и расслабленно со зрячим. Ощущение поворота при ходьбе. Потрясла история о поездке и железнодорожной поликлинике, где её спасла поставленная внешняя речь. Обманчивые ощущения Боль, внезапная и сильная, перебивала все остальные чувства, и Ольга не могла узнать, кто с ней разговаривает. Также могла помешать увлеченность чем-то или сильное впечатление от чего-то (письмо, книга).
Усталость, головокружение. Температурные ощущения Ощущала свет по температуре лампочки. Ощущала появление солнца. По изменениям температуры догадывалась об открытии двери. Определяла, что кто-то сидел на стуле, если тот был теплым. Отрывок из книги «Мне сказал Х что потух свет. Через час после этого я поинтересовалась, горит ли уже
свет. Я пошла в спальню и приложила руку к электрической лампочке, но она была холодной. Я поняла, что свет еще не зажегся». Вкусовые ощущения Определяла зрелостьнедозрелость фруктов и овощей, из сада они или с базара, определяла гнилость фруктов, даже если зрячим это было не видно. Экскурсии Главное, что можно было отметить, читая раздел книги про экскурсии, это феноменальная память Ольги Ивановны, распространенная в большей степени на осязание,
а также и на остальные чувства. Она узнавала на ощупь сложные статуэтки или необычные цветы, которые осматривала не меньше, чем год или два года назад. Отрывок из книги «Здесь более прохладно, чем в других комнатах. А.И. ничего мне не говорит. Мы в Зимнем саду? – спрашиваю я у А.И. Да, как ты узнала? Я здесь один раз была два года тому назад».
Способность соотносить скульптурные элементы с реальными предметами. Осмотрев статуэтку девочки, О.И.Скороходова сказала, что это – испанская девочка, т.к. на ней такая же шляпа, какие она осматривала на испанских детях. Начитанность позволяла Ольге Ивановне соотнести незнакомые статуи с известными сюжетами. Так она отгадала скульптуру Пушкина на дуэли, каменную бабу, чучело водной птицы,
Пушкина с няней и прочее. Могла по памяти описать скульптуру, которую осматривала очень давно, так, что зрячий человек без труда ее находил. Так она описала статую Дафны и Аполлона. Несколько страниц Ольга Ивановна уделяет описанию поездки в Ленинград. Ее сильно поразила Петропавловская тюрьма, Русский музей, Летний домик Петра I и т.д. Отрывок из книги: «Огромное удовольствие доставила мне поездка
в Ленинград! Вспоминаю о ней часто, как о красивой, хорошо написанной сказке » Как я представляю окружающий мир Представления о некоторых предметах на основе осязательных и обонятельных ощущений При необходимости представить себе незнакомый предмет в сознании слепого человека возникает образ, составленный из различных признаков уже знакомых предметов. И бывает велико ох удивление, когда их предварительное представление совсем не совпадает с тем, что
есть на самом деле. Иногда действительность даже разочаровывает, оказываясь настолько отличной от ожидаемого. Отрывок из книги: «Не раз мне приходилось читать или слышать о том, что чай пьют из пиал. Пиалы представлялись мне в виде больших чаш с двумя ручками по бокам для того, чтобы их можно было брать обеими руками. Ручки эти охватывали чашу от краев до донышка и представлялись мне в виде переплетенных линий, наподобие не совсем правильных решеточек. Когда же мне довелось у одних знакомых увидеть настоящие
пиалы, я их не узнала – они оказались совсем без ручек и настолько велики, что мне трудно было держать одной рукой пиалу с чаем. Все же по величине они уступали тем пиалам, которые представлялись мне раньше». А иногда действительность бывает невозможно представить себе иначе, кроме как на основе уже знакомых по опыту признаков других предметов. Например, то, что нельзя ощупать, понюхать или попробовать на вкус. Но именно по таким признакам слепой человек представляет себе цвета.
Как правило, очень многих зрячих интересует вопрос, может ли слепой человек каким-то образом представить себе тот или иной цвет, и даже – нельзя ли с помощью осязания различать цвета? Ольга Ивановна Скороходова ясно отвечает на эти вопросы: «Конечно, нет». Но очень хочется. Когда Ольга Ивановна просила своих близких, чтобы они объяснили ей различные цвета, они, как правило, сравнивали эти цвета с привычными в быту предметами, с которыми она часто имела дело.
Образами этих вещей Ольга Ивановна и представляла себе цвета. Отрывок из книги: «Когда мне сказали, что моё платье цвета кофе с молоком, то я представила себе чашку горячего кофе с молоком, представила даже запах и вкус кофе, но только не цвет вместо цвета мне представлялось моё платье, которое я очень тщательно ощупывала, хотя знала, что с помощью пальцев я не в состоянии увидеть кофейный цвет.» «Пытались мне ещё объяснить зелёный цвет, сравнивая его с травой или листьями
на деревьях: и я припоминала траву или листья, но не более того». Слепой человек очень хорошо ориентируется в знакомой обстановке, двигаясь почти как зрячий. И многих это удивляет. Вот как это объясняет нам О.И.Скороходова: Отрывок из книги: «В хорошо знакомой мне обстановке каждое моё движение рассчитано на определенный предмет, даже на определенную точку, которую я мысленно всегда вижу перед собой, в любой
момент представляю и, находясь на любом расстоянии, представляю всю комнату в целом и каждый предмет в отдельности». На вопросы о том, кто выбирает для неё платья, подбирает обстановку и прочее убранство для комнаты, расставляет мебель, О.И.Скороходова отвечает, что всё это делает сама. Этот ответ очень удивляет, некоторые даже не верят. Но это так. Отрывок из книги: «Если я покупаю в магазине, например, готовое платье, я ведь могу осмотреть
его и сказать, нравится ли мне фасон и как оно на мне сидит. Все это я отлично воспринимаю руками и моментально представляю, подходит ли мне платье. О цвете же мне говорят, конечно, зрячие. Со слов своих близких я уже давно знаю, какие цвета мне к лицу, и стараюсь придерживаться мнения тех друзей, которые уже пригляделись ко мне и цвету. <…> Но если мне лично кажется, что платье на мне не так хорошо, как кажется зрячим узко или широко, коротко
или длинно – я этой вещи не куплю. То же самое происходит при покупке всех других предметов. Я выбираю качество, фасон, форму, размер и пр а о сочетании цветов мне говорят зрячие. К сожалению, у каждого зрячего свой вкус и, если бы я стала выслушивать всех зрячих, то, наверное, никогда бы ничего не купила. В этих случаях я выбираю двух-трех человек и узнаю, нравятся ли их вкусы другим зрячим; и если большинство разделяет их вкус, то с мнением этой двойки или тройки я считаюсь
больше, чем с мнение других людей. В отношении расстановки мебели в комнате я чаще всего поступаю по собственному усмотрению, исходя из того, что для меня удобно или неудобно». Кроме того, незрячие очень не любят беспорядок. Ведь это для них очень неудобно: они привыкли к тому, что каждая вещь находится на своем месте, и если это так, то они без труда могут представить себе, где это, и без лишних движений и усилий найти её. Но если вещь была переставлена без предупреждения,
то слепой человек уже не представляет себе того места, на котором она стоит, он представляет её на старом месте и, если не находит её там, то должен потратить немало усилий, чтобы найти то, что ему нужно. Представления о некоторых явлениях природы Грозу О.И.Скороходова воспринимала следующим образом: она прикладывала ладони к стеклу во время грозы и ощущала удары грома. Если при этом форточка была закрыта, и дождь и ветер не воспринимались, то ей представлялось,
что стекла вибрируют от многих ударов какого-то чудовищно сильного существа, которое так далеко находится от земли, что зрячие люди не в состоянии его видеть, а она не может осмотреть руками. Но если высунуться в открытую форточку и кроме ударов грома воспринимать ещё дождь и ветер, то представление о грозе окажется несколько иным: «бесформенное существо» как будто исчезает. Отрывок из книги: «Воспринимая одновременно дождь, ветер и вибрации стекла, я уже не могу разрознить
эти ощущения, а воспринимаю явление в целом, как обычное и привычное. Но если зрячий человек скажет мне в это время, что сверкает молния, то у меня не возникнет никакого представления о молнии – совершенно так же, кА не возникают представления о лунном и звёздном свете». Однажды один знакомый написал Ольге Ивановне о молнии: «…молния сверкает широкими, острыми и блестящими клинками…», после чего она говорит так: Отрывок из книги: «Именно это сравнение молнии с широкими, острыми
и блестящими клинками помогло мне представить молнию как нечто осязаемое, а не просто сверкающее в воздухе и доступное только зрительному восприятию». Таким образом, благодаря метафорам незрячие нередко могут себе представить то, что недоступно осязанию. Но при этом слепому необходимо хорошо знать геометрию, ведь без неё трудно вообразить какие-либо фигуры, формы и объёмы предметов. Отрывок из книги: «О летящем метеоре или падении метеора у меня два различных представления.
Во-первых, я привыкла слышать от зрячих людей о том, что на небе много звёзд. О падении метеора в обыденной жизни говорят: «упала звезда», «скатилась звезда». В этом случае мне представляется, что с какой-то неопределённой высоты на землю падает маленькая звёздочка, <…> Приближаясь к земле, она увеличивается в размере, а когда падает на землю, совсем исчезает - исчезает она только для меня, потому что я никак не могу вообразить лежащую на земле звёздочку.
Во-вторых, падающий метеор представляется мне в виде большого компактного предмета неопределённой формы; я не представляю предмет ни круглым, ни длинным, ни квадратным – это просто большой обломок от громадного камня или какой-нибудь другой твёрдой массы. Замечу кстати, что, когда мне говорят об упавшей звезде, я испытываю ощущение чего-то поэтического, красивого, тогда как во втором случае мне просто представляется упавший сверху обломок». Пространственные представления.
Эмоциональные представления. Представление о том, чего я не видела Ольга Ивановна рассказывает, как она сама научилась ходить во дворе школы слепых, где никогда не была раньше. Этот двор от сада дома, где она жила, отделял забор. Ольга Ивановна, опираясь на некоторые свои наблюдения и просто выводы об устройстве, форме и величине забора, дома, двора смогла самостоятельно перелезть через забор и пройти почти через весь двор (наткнувшись,
правда, при этом на множество непредвиденных препятствий) и найти своих незрячих подруг из той школы. После этого она запомнила все коварные места, по которым ей пришлось пройти, и потом уже старалась обходить их стороной. Она пишет об этом так: Отрывок из книги: «Мои подруги рассказывали мне, что, когда школьный швейцар видел моё появление на заборе, он сообщал: «Ребята, встречайте Скороходову, она уже маячит на заборе…»». В парке Ольга
Ивановна ориентировалась по запахам (аллеи из разных пород деревьев) и ощущением под ногами знакомой и незнакомой дороги. Переезд в новую комнату - весьма серьёзное событие. Ведь нужно определить форму, вместимость, размер комнаты. Представить, как в ней можно разместить предметы мебели и прочего убранства. Все эти предметы О.И.Скороходова представляла себе не целой группой, отдельно каждый предмет.
И не по частям, а весь предмет сразу, причём не в уменьшенном или увеличенном виде, а натурального размера. Отрывок из книги: «Не зная предмета в целом, я, безусловно, представляла бы себе только ту часть, к которой прикасалась руками. Но если бы мне предложили прикоснуться рукой к спинке моей кровати, я представила бы себе всю кровать. После расстановки мебели снова требовалось изучить комнату на предмет оставшегося свободного пространства, расположения мебели и прочих предметов относительно друг друга
и т.д. Только после этого я могла свободно ориентироваться в этой комнате». Ходить удобнее, свободнее со зрячим, чем с незрячим. Со зрячим спутником: берёт его под руку, идёт с правой стороны. Так, потому что нужно хорошо воспринимать шаги спутника, чтобы ощущать все изменения направления, что в свою очередь даёт возможность понять, по какой дороге они идут.
В случаях, например, если впереди большая лужа, спутник протягивает руку вперёд так, чтобы она повисла в воздухе как раз над той точкой, куда нужно поставить ногу. Если же лужа слишком велика, и Ольге Ивановне её было не перепрыгнуть, то её переносили на руках. Если рядом была спутница, не способная взять её на руки, то спутница первой переходила через препятствие, протягивала руку подобным же образом, Ольга Ивановна брала её за руку и благополучно преодолевала препятствие,
довольно точно мысленно представляя себе его величину. Если нужно войти в транспорт, нужно только положить её руку на поручни. Труднее говорить что-то слышащему человеку, если не знает, на каком расстоянии находится собеседник. Удобнее всего, если собеседник находится рядом и держит за руку – любые движения его руки или хотя бы пальцев – почти что выражение лица для зрячего.
Могла представить себе страдания другого человека или животного, когда воспринимает целый ряд движений того существа, к которому прикасалась. Когда оставалась одна, знала, что вокруг происходит непрерывное движение человеческой жизни, независимо от того, воспринимает она это движение или нет. Пыталась представить себе жизнь людей, движение в городе. Отрывок из книги: «Вся жизнь, которая протекает вокруг, отделена от меня «стеклянной стеной».
Зрячие люди видят всё окружающее и могут рассказать мне об этом, но, как только я захочу непосредственно воспринять эту жизнь, без помощи зрячих и слышащих, я натыкаюсь на тонкую «стеклянную стену», которая кажется мне настоящей «китайской» стеной. Я многое о жизни знаю, но зрительно и в виде слуховых восприятий её не ощущаю». Различает ночь и день по температурным изменениям и обонятельным ощущениям. Стихи дают возможность не только в поэтических образах, но и в образах более или менее конкретных представлять
такие явления природы, которые она не могла ни видеть, ни слышать. Лучше прослушать содержание какой-нибудь кинокартины не во время самого сеанса, а после того, как кто-нибудь её сначала посмотрит, а потом перескажет. Иначе рассказчик слишком торопится и многое остаётся непонятным, не успевают сформироваться в сознании образы персонажей, обстановки, пейзажей; особенно трудно бывает тогда, когда в фильме показывают незнакомые вещи.
То, что происходит на сцене, представляется с помощью движений переводчика. Если на картине изображены знакомые предметы, то составляет приблизительное представление о картине. Если же на картине изображается, например, закат, пейзажи или бушующее море, то эти явления природы представляются отдельно от поверхности картины, сами по себе. О названиях предметов: «Когда я стараюсь вспомнить название предметов, то сначала мне представляется
ряд смешанных предметов сразу нескольких предметов, затем из их числа выступают контуры одного неопределённого предмета, наконец, я мысленно осязаю целый предмет и тогда уже припоминаю его название. Если же я забываю название какой-либо книги, мне вспоминаются или отдельные эпизоды из этой книги, или фамилии героев, или какая-нибудь одна, особенно поразившая меня фраза». Когда нужно представить слово «вегетарианцы»: сначала представляются различные овощи, потом в памяти
возникает слово «вегетативный», затем «вегетарианцы». Слово «мимикрия» похоже на жирную зелёную гусеницу (нашла такую гусеницу на кусте сирени). О людях Если когда-либо представлялась возможность ознакомиться с чертами лица человека по его бюсту, барельефу и т.д то прочитав его описание в книге, могла узнать этого человека. По характеру дверного «звонка» узнавала, кто пришёл.
По рукопожатию – настроение или самочувствие человека. Если человек нравился, то, вне зависимости от того, знала ли О.И. о его внешности или нет, представляла она его всегда очень привлекательным внешне, т.к. он был для неё привлекателен духовно. При знакомстве с человеком, при пожатии руки обращала внимание и запоминала не только особенности кожи (гладкость, грубость, теплоту, влажность, сухость и т.д.), но и форму руки,
и все характерные особенности рукопожатия. Расставшись с новым знакомым, старалась припомнить и представить форму его рук, а также представить руки с их малейшими подробностями, которые успела уловить. Если же человек не произвёл на О.И. абсолютно никакого впечатления, то в большинстве случаев забывала об этом человеке очень быстро, не представляла его рук и при следующей встрече могла совсем не узнать, хотя имя его помнила. Узнавала людей на расстоянии по сигналам, которые они подавали, чтобы войти в
комнату (оставаясь одна, О.И. запирала дверь). Хоть сигнал и был для всех один, «исполняли» его все по-разному. Например, топнуть ногой в пол, или потянуть за верёвочку и т.д. Сновидения Однажды приснилось, будто кто-то поёт. Хотя и никогда в жизни не слышала, но почему-то была уверена, что поёт соловей. Объяснялось это просто. В ушах О.И. всегда был сильный шум, который никогда не прекращался, и во сне
он создал эффект пения. А про соловья она подумала, т.к. часто ей рассказывали, как он поёт. Присниться могло и то, чего она никогда в жизни не воспринимала, но она точно знала, что это такое (например, электрический свет, пение соловья, звучащая музыка и т.п.). Однажды приснилась смерть в образе фигуры из марли или ваты. Отбиваясь от неё, во сне ударила воспитательницу, склонившуюся над ней, потому что
О.И. колотила кулаками по спинке кровати. Однажды приснился гусь из «ожившей» картины, просивший есть варёного пшена, с которым бы он вместе варился. Мог присниться человек, которого видела всего один раз в жизни. Сначала не могла его вспомнить, но он казался знакомым. Потом он обнаруживал себя каким-то воспоминанием, которое его и выдавало, например, упоминание об их общем знакомом. Снилось, что с ней разговаривают голосом, и даже можно различить некоторые звуки по
движениям воздуха. Как я понимаю окружающий мир Ранние детские понятия об окружающем мире ·К себе подпускала только свою маму. Очень ревновала ее к другим, могла рассердиться. Отрывок из книги: «Я не допускала, чтобы обо мне заботились другие». «Моя мать, она принадлежит мне, а я принадлежу ей; следовательно, только она может обо мне заботиться…» ·Боялась отсутствия мамы. Любила отца, но его отсутствие переносила с большей легкостью, нежели мамино. ·Ольга любила маленьких
детей. Пыталась, насколько могла, заботиться о них. Это послужило толчком развития гуманности в ее отношениях к окружающим, особенно младшим, развития ответственности. Отрывок из книги: «Я сравнительно рана начала понимать, что с очень маленькими нужно обращаться осторожно и ласково». ·Ольга все время наблюдала за поведением людей. Сравнивала взрослых и детей, их особенности, приходила к каким-то умозаключениям.
Отрывок из книги: «Я замечала, что взрослые общаются друг с другом не так, как они общаются с детьми…» «Дети – это маленькие люди». ·В ней преобладало стремление походить на взрослых. Это проявлялось в умениях: делает вареники вместе с мамой, пирожки, варит суп, убирается. Называет свои руки неумелыми», злится, если что-то не получается, однако целенаправленно идет к цели – овладение новыми навыками. Одежда, мебель Различение нижнего белья и верхней одежды дались
Ольге с трудом. Она не чувствовала разницы между этими понятиями. Почти самостоятельно научилась одеваться. Также с трудом различала некоторые предметы мебели. Например, в чем разница между шкафом и буфетом, диваном и кроватью? Новые понятия: кухня, столовая, лаборатория, вестибюль, спальня, комната для игр – находят Ольгу уже в клинике, где она учится свободно ими оперировать.
Сон. Сновидения. Ольга видит сны, в которых отражаются остатки сохранившегося опыта зрения. Часто снились дети; какие-то бегущие за ней бешеные собаки; пожары; исчезновение мамы. Отрывок из книги «Одно могу сказать: не понимая в детстве своих сновидений, я думала, что по ночам со мной происходит многое такое, чего не бывает днем, потому что окружающие люди не должны знать это». Посуда. Продукты. ·Далось с трудом овладение самим понятием «посуда»: какие вещи стоит относить к нему?
Вазами не раз называла супницы, а вазы – сахарницами. Отрывок из книги: «… в полном отчаянии, не понимаю, зачем людям нужно так много предметов, которые не только надо называть одним общим названием посуда, но еще и знать и отдельное название каждого предмета». ·Очень сложно было научиться пользоваться ножом, чайными ложками, разбираться в понятиях фрукты, овощи, продукты. Прогулки. Явления природы. «Не любила бегать и вместе с другими с разбегу падать в сугробы
снега». «Я больше, чем зрячие дети, не любила дождь или снег и больше, чем зрячие дети, радовалась хорошей погоде». «Мне казалось, что солнце тоже бывает то добрым, то сердитым». «В детстве я не очень любила животных». Боялась и не любила собак (т.к. в детстве Олю укусила собака). Растения были понятнее животных. Перемены. Понятное и непонятное. Новая жизнь в условиях интерната для глухих.
Нелегко привыкнуть к новым правилам. Оля была щедра со сверстниками, по привычке делилась. Быстро, с энтузиазмом и интересом училась самообслуживанию, убирать комнату, мыть посуду, вязать, шить. Знакомилась с дактилологией, читала по Брайлю (учёба у профессора Ивана Афанасьевича Соколянского). Внимательно изучала скульптуры, любила этот вид искусства, т.к. привыкла воспринимать пальцами. Увлекалась плетением сумочек из шпагата, лепкой из пластилина.
Нравился физический труд: стирать, готовить… Особенная любовь к чтению. Отрывок из книги: «Однако я не только любила читать книги, не только увлекалась особенно захватывающим содержанием, не только придумывала продолжение прочитанной книги – я хотела сама написать что-нибудь потрясающее». Привыкание к дисциплине. Непонимание взрослых. Отрывок из книги: «Я волновалась, возмущалась и не понимала, почему некоторые взрослые так бояться
сознаться в своих поступках, тогда как я и другие дети всегда говорили педагогам правду, даже в тех случаях, когда сами понимали, что поступали нехорошо, и что нам могут сделать замечание».
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |