Реферат по предмету "Разное"


«Научно методическое сопровождение развития воспитательной системы школы»

Пермский областной институт повышения квалификации работников образованияКафедра воспитания и дополнительного образованияУправление образования администрации Куединского районаПермского краяМОУ «Верхне-Савинская средняя общеобразовательная школа»Научно - методическое сопровождение развития воспитательной системы школыКуеда - 2007Научно - методическое сопровождение развития воспитательной системы школы (из опыта взаимодействия ПОИПКРО - Управление образования администрации Куединского района - МОУ «Верхне-Савинская СОШ»): материалы научно-практической конференции образовательных учреждений Куединского района Пермского края (26 апреля 2007 г). Отв. ред. Новикова Г.А; Управление образования админ. Куед.р-на. - Куеда 2007.- 76 с.Сборник содержит научные и методические статьи и материалы, обобщающие деятельность опытной педагогической площадки на базе МОУ «Верхне-Савинская СОШ» (2004-2007гг) по теме «Научно - методическое сопровождение развития воспитательной системы школы». Авторы публикуемых материалов рассматривают проблемы и пути развития воспитательной системы сельской школы, предлагают механизмы реализации инновационных идей в сфере воспитания, представляют педагогический опыт экспериментальной работы, определяют перспективы развития школы как образовательной системы. Сборник представляет интерес для работников образования, реализующих воспитательный процесс и управляющих его развитием.^ Научный редактор: старший преподаватель кафедры воспитания и дополнительного образования ПОИПКРО, соискатель кафедры педагогики и психологии АПКиПРО г. Москва А.Ф. Фаязова.^ Редакционная коллегия: методист ММЦ управления образования администрации Куединского района О. Л. Ахмадыльшина; директор МОУ «Верхне-Савинская СОШ» Л.А. Мизева.Печатается по решению экспертно-методического совета Управления образования администрации Куединского района. * Коллектив авторов, 2007 * ПОИПКРО, 2007 * Управление образования администрации Куединского района, 2007 * МОУ «Верхне-Савинская СОШ», 2007 Содержание Введение (Ахмадыльшина О. Л.) 4 1. Научно-методическое сопровождение развития воспитательной системы школы (Фаязова А.Ф.) 5 2. Анализ деятельности опытно-педагогической площадки (научно-практической лаборатории ПОИПКРО) на базе школы в 2004-2007 гг (Фаязова А.Ф.) 12 3. Государственно-общественное управление школой: проблемы и пути решения (Мизева Л.А.) 15 4. Организация исследовательской деятельности учащихся как фактор активизации их жизненной позиции (Чепкасова А.С.) 18 5. Социальное проектирование – ресурс демократизации уклада школьной жизни (Коровина Н.В.) 21 6. Развитие профессиональной позиции педагогов как воспитателей: обобщение опыта работы (Суханова Л.А.) 24 7. Перспективы развития школы на 2007-2010 годы (Фаязова А.Ф., Мизева Л.А.) 27 Приложения 1. Концепция воспитательной системы школы «Самоактуализация личности» 29 2. Программа развития воспитательной системы школы«В единстве наша сила!» 47 3. Концепция развития школы гражданского воспитанияна 2007-2010 годы 58 4. Нормативные документы, регламентирующие деятельность научно-практической лаборатории ПОИПКРО 61 5. Раздаточные методические материалы семинарских занятий с педагогами 67 Вместо заключения 73 Сведения об авторах 74 ВведениеВоспитание… Это слово произносится зачастую буднично и даже привычно. А между тем, воспитание сегодня имеет особую значимость, поскольку в окружающей действительности дети неизбежно сталкиваются с социальными и морально-этическими проблемами, попадают под влияние объектов бездуховности и соответственно требуют к себе особого внимания, целенаправленного воздействия со стороны взрослых – родителей, учителей и общественности. Особая роль в воспитании принадлежит воспитательной системе школы, где субъекты системы вступают в определенные отношения друг с другом, взаимодействуют в совместной деятельности. Сегодня существует немало подходов к созданию воспитательной системы образовательного учреждения.^ Как выстроить систему, в рамках которой будут создаваться наиболее благоприятные условия для развития учащихся?Как объединить в единую целостную систему основные компоненты воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения)? Моделирование воспитательной системы – процесс сложный и трудоемкий. Необходима профессиональная подготовка педагогов посредством повышения квалификации, освоения новых педагогических технологий, овладения рефлексивной и аналитической культурой. Для решения поставленных задач нужна активная информационно-методическая поддержка. Интересный опыт научно-методического сопровождения развития воспитательной системы имеется в Верхне-Савинской средней школе, где с 2004 года работает научно-практическая лаборатория кафедры воспитания и дополнительного образования Пермского областного института повышения квалификации работников образования. Благодаря научно-методическому сопровождению старшего преподавателя кафедры воспитания и дополнительного образования ПОИПКРО А. Ф. Фаязовой Верхне-Савинская средняя школа вышла на качественно новый уровень развития, что значимо не только для школы, сельского поселения, но и муниципальной системы управления образованием. В сборнике представлен инновационный опыт работы школы, который будет интересен руководителям и педагогам других образовательных учреждений района.Ахмадыльшина О. Л.,Методист Куединского РМЦ^ Фаязова А.Ф. Научно-методическое сопровождение развития воспитательной системы образовательного учрежденияБолее пятнадцати лет в образовательных учреждениях разных уровней ведется целенаправленная работа по созданию и развитию воспитательных систем. Анализ воспитательной практики показал, что в настоящее время многие из них находятся на этапе обновления содержания и форм воспитания, а также выбора приоритетных направлений развития. Анализ проблем, затрудняющих обновление и развитие воспитательных систем на данном этапе, позволил разделить их на две группы: управленческую и содержательную. На учрежденческом и муниципальном уровнях к первой группе проблем чаще всего относят - декларативный характер гуманизации управления воспитательным процессом, формальный подход к концептуальному обоснованию воспитательных систем, слабую разработанность критериев и показателей качества и эффективности воспитательного процесса, несогласованность административных действий по развитию профессиональной позиции педагогов как воспитателей и т. д. Ко второй группе относят - слабую методическую подготовленность педагогов к реализации воспитательной деятельности, слабый учет данной деятельности при аттестации кадров, низкую эффективность реализуемого содержания воспитания из-за преобладания количественного подхода при подведении итогов участия воспитательных мероприятиях разных уровней, слабое использование технологий в организации воспитательного процесса и т.д. Исходя из выше сказанного, можно заключить, что необходим механизм для последовательного и качественного решения этих проблем. Таким механизмом на учрежденческом и муниципальном уровнях может стать модель научно-методического сопровождения развития воспитательной системы. В данной статье мы предлагаем концептуальное обоснование разноуровневой модели научно-методического сопровождения развития воспитательной системы образовательного учреждения. Под воспитательной системой мы понимаем целостную упорядоченную совокупность компонентов взаимодействующих и интегрирующих между собой с целью создания благоприятных условий развития личности учащегося (воспитанника). Основными источниками развития воспитательной системы вместе с авторами учебного пособия «Воспитательная деятельность педагога» мы называем «противоречия между тенденциями упорядоченности и хаоса, между системой и личностью, между традициями и инновациями» (3, с. 256). Проблемы, которые порождаются данными противоречиями, при правильных управленческих действиях могут стать «точками роста» (развития) образовательного учреждения. У каждой воспитательной системы - своя траектория развития, ибо она уникальна. Авторы учебного пособия выделяют «стихийную, системную и синергетическую модели интеграции воспитательных усилий многообразных субъектов воспитательной деятельности» (3, С. 256). Мы акцентируем внимание на системном развитии воспитательной системы. Источники её развития находятся как внутри системы (внутреннем пространстве), так и вне её (внешнем пространстве). Эти пространства чутко реагируют на вызовы времени, общества, окружающей среды, т.к. находятся во взаимодействии. В настоящее время многие педагогические коллективы озадачены тем, чтобы выбрать индивидуальную траекторию своего дальнейшего развития. И важно, чтобы этот процесс развития воспитательной системы сопровождался обоснованно и последовательно. Анализ исследований по проблеме сопровождения (О.С. Газман, Г.А.Давыдова, Н.Г. Битянова, Е.И.Казакова, И.П. Соловьева, Л.Г. Субботина, М.С. Полянский и др.) позволил установить, что сопровождение является самостоятельной сферой педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования. Источником обоснования потребности сопровождения в условиях гуманизации образования выступает опыт: научного руководства развитием образовательного учреждения;решения проблем, связанных с развитием образовательных учреждений;работы методических служб по научно-методическому обеспечению функционирования и развития ОУ;психолого-медико-социального сопровождения. Многофункциональность явления сопровождения обусловила различные определения этого понятия. Его определяют как метод, как форму, как непрерывный процесс изучения, формирования и создания условий для самореализации. При этом выделяются сущностные признаки сопровождения: помощь в принятии решений, взаимодействие. Первое выводит на понимание сопровождения как метода, второе – как форму. Все это служит основанием для следующего определения понятия «сопровождение» - это управленческая технология организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в коллективной творческой деятельности, обеспечивающего благоприятные условия для личностного развития всех и профессионального мастерства педагогов. Анализ теории и психологии управления (В.С. Лазарев, М.М.Поташник, В.Ю. Кричевский, А.И. Китов, В.Д. Шадриков, М.Марков и др.) позволил уточнить компонентный состав (структуру) и содержание научно-методического сопровождения. В ходе исследования выделены следующие структурные блоки сопровождения: диагностико-аналитический, ценностно - смысловой, методический, прогностический. В методическом блоке выделяется три модуля: информационно-методический, организационно-методический и практический (опытно-внедренческий). Возникла необходимость разделения сопровождения на внутреннее и внешнее (субъектов). Субъектом внутреннего сопровождения выступает администратор школы (заместитель директора школы по воспитательной работе), субъектами внешнего - специалист по системному сопровождению (методист районного методического кабинета или специалист управления образованием), научный консультант или/и научный руководитель. Кроме того, выявлены принципы сопровождения: приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность и системность сопровождения. Данные выводы позволили разработать разноуровневую модель научно-методического сопровождения развития воспитательной системы образовательного учреждения (см. схему 1). Научно-методическое сопровождение осуществляется в двух направлениях: 1) внутреннее сопровождение – организация коллективной научно-методической деятельности педагогического коллектива в соответствии с актуальной проблемой для образовательного учреждения (района); 2) внешнее сопровождение- разработка документации, координация инновационной деятельности, научное руководство и консультирование в образовательных учреждениях. Единство внешнего и внутреннего сопровождения обеспечивает целевой компонент. Цели внешнего сопровождения включают в себя цели внутреннего, и в соответствии с принципом приоритетности потребностей сопровождаемых являются главным ориентиром в деятельности внешних субъектов. Реализация целевого компонента модели научно-методического сопровождения осуществляется на основе принципов общих и частных: интеграции, системности, самоорганизации и саморазвития, согласованности, непрерывности сопровождения, сотворчества и приоритетности интересов сопровождаемых. Проблемы и педагогические задачи развития воспитательной системы школы и образования в целом опосредованы тремя факторами: цель, содержание, процесс. Поэтому функции научно-методической работы обуславливают организацию и взаимодействие различных творческих групп, связанных с указанными факторами: предметно-ориентированные и комплексно-ориентированные. Каждая из названных групп отличается содержанием педагогической задачи и масштабом реализации её решения. Предметные – решают задачи, связанные с разработкой (модернизацией, совершенствованием) содержания и процесса учебного предмета в связи с усилением их воспитательного потенциала. Межпредметные – решают задачи обновления содержания и апробацию современных образовательных технологий. Комплексные – направлены на решение развития воспитательной (образовательной) системы школы, разработку концепции развития воспитательной системы (школы). Итак, рассматривая «сопровождение» как управленческую технологию организации сотрудничества субъектов образовательного процесса, обеспечивающей благоприятные условия для развития воспитательного процесса, представим его содержание по выделенным блокам.За реализацию институционального уровня отвечает субъект S1, а муниципального – субъекты S2 и S3. Схема 1 ^ Модель научно-методического сопровождения развития воспитательной системы внутреннее внешнее Цели Общая цель Ц1 Общая цель Ц2 Общая цель Ц3 Принципы Приоритет интересов сопровождаемых;Непрерывность и системность сопровождения;Интеграции и согласованности;Самоорганизации и саморазвития;Сотворчества. Субъекты S1Субъект внутреннего сопровождения – заместитель директора по ВР ОУ S2Субъект внешнего сопровождения – специалист или методист РОУО S3 Субъект внешнего сопровождения – научный консультант или/и научный руководитель ^ Структура (блоки) Диагностико-аналитический блок Ценностно-смысловойблок Методический блок Прогностический блок ^ Информационно - методический модуль Организационно - методический модуль Практический(опытно-внедренческий) модуль ^ Содержание сопровождения Диагностика;Проблематизация;Анализ;Первичная экспертиза; Целеполагание;Рефлексия;Стимулирование;Психологические тренинги;Индивидуальные консультации Информирование;Изучение;Систематизация; Обобщение опыта;Оформление Разработка или обновление локальных нормативно-правовых документов;Организация;Проведение;Планирование;Повышение квалификации;Индивидуальные программы методической работы; Консультирование Апробация; Исследования;Экспериментальная работа;Моделирование; Проектирование;Программирование; Реализация Оценка;Прогнозирование;Экспертиза итоговая;Рецензирование Результат Р1 Результат Р2 Результат Р3 По содержанию сопровождения институциональный и муниципальный уровни идентичны, отличаются лишь масштабностью работы. Блок диагностико - аналитический включает: изучение и анализ профессиональных проблем педагогов в сфере воспитания учащихся, анализ исходного состояния воспитательного процесса и уровня развития воспитательной системы в конкретном образовательном учреждении, экспертиза реализуемой концепции воспитательной системы, обоснованность и практическая значимость проводимой диагностики развития личности и коллектива для обновления содержания общего образования и т.д. ^ Ценностно-смысловой блок направлен на повышение мотивации педагогов в профессиональном развитии, гуманизации и демократизации межличностных отношений, где основой является индивидуальная и групповая рефлексия. Основной формой психологического сопровождения являются тренинги. Методический блок реализуется тремя модулями. Информационно-методический модуль предполагает постоянное информирование педагогов о новинках научно-методической, педагогической, психологической, справочной литературы по актуальным вопросам воспитания; о конкурсах и смотрах и т.п. мероприятиях; изучение передового педагогического опыта, изучение собственного опыта работы по заявленной проблеме; систематизация документов, деловых бумаг, методической литературы; обобщение опыта работы педагогов по приоритетным направлениям воспитательной деятельности; оформление и пополнение методического банка и т.д. Организационно-методический модуль направлен на организацию и проведение системы различных методических мероприятий по повышению квалификации педагогов как воспитателей: педагогические советы, семинары (проблемно-целевые, научно-методические, проектировочные), совещания, круглые столы и т.п. Деятельность по индивидуальному и коллективному планированию воспитательного процесса. Тематическое индивидуальное и коллективное консультирование. Важной является разработка и обновление локальных нормативно-правовых документов. Практический (опытно-внедренческий) модуль направлен на разработку и апробацию концепций, программ воспитания; разработку и реализацию планов, социально-педагогических проектов и т.п.; проведение экспериментальной и исследовательской деятельности в сфере воспитания; организацию коллективной деятельности творческих групп (проектных, проблемных, экспериментальных, исследовательских и т.д.). ^ Прогностический блок характеризуется системностью реализации и предполагает мониторинговые исследования эффективности воспитательной деятельности как отдельных педагогов и первичных классных коллективов, так и в целом эффективности реализации концепции воспитательной системы учреждения. Организация и проведение внутренней и внешней экспертизы, а на их основе выстраивание перспективы развития воспитательных систем, рецензирование реализуемых концепций и программ и т.д. Понимание сопровождения как управленческой технологии организации взаимодействия субъектов образования обусловило решение базовой проблемы – организации научно-методической деятельности ОУ. Решение этой проблемы носит практический характер и опирается на исследования В.Ю. Кричевского, Ю.М. Шилкова, В.С. Лазарева, С.Г. Воровщикова, М.А. Скворцовой, В.И. Воротилова и др. В качестве способов и средств организации научно-методической деятельности педагогических коллективов приняты: игра, понимание, обеспечивающее личностное и профессионально-педагогическое взаимодействие. Результатом взаимодействия являются развитие отношений к цели преобразования объекта и субъекта деятельности, установок и выработка единого плана действий. Эти способы содержат в себе рефлексивную основу как необходимый элемент и показатель качества взаимодействия. Природа и функции диалога и игры обеспечивают активизацию целевых и инструментально - операциональных действий мышления. Их активизирующая функция подкрепляется эмпатическими действиями мышления, что создает фон взаимодействия и активизирует развитие эмоционально-личностных и волевых ресурсов субъектов. Целенаправленное и последовательное использование различных форм диалога и игры позволяет организовать сотрудничество в виде творческих групп. Становление творческих групп осуществляется в ходе реализации основных блоков научно-методического сопровождения: диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический, прогностический. Предметной основой создания и развития групп становится деятельность по диагностике исходного состояния воспитательной системы школы, выделение актуальных проблем, выбора средств и способов их разрешения, проектирование воспитательных моделей или их обновление.^ Показателями эффективности научно-методического сопровождения служит динамика педагогического знания и использование воспитательных технологий в решении педагогических задач, обобщенные результаты готовности педагогов к инновационной деятельности и развитие их профессиональной позиции, положительная экспертная оценка концепций и программ развития воспитательных систем. Таким образом, научно-методическое сопровождение развития воспитательной системы как управленческая технология организации сотрудничества субъектов образовательного процесса, обеспечивает развитие ценностно-смысловой основы включения их в коллективную творческую деятельность для развития воспитательной системы. Научным обоснованием сопровождения служит теория гуманизации образования, направленная на своевременную помощь не только детям, но и педагогам как субъектам образовательных процессов через содержательные и управленческие компоненты системы. Содержанием научно-методического сопровождения является оказание помощи и поддержки педагогическим коллективам в деятельности поиска, выбора, оценки, проекций и реализации нововведений в воспитательном процессе образовательного учреждения. Эффективной формой реализации модели научно-методического сопровождения развития воспитательной системы образовательного учреждения зарекомендовала себя научно-практическая лаборатория. Главная цель - научно-методическое сопровождение развития воспитательной системы школы. Основными задачами являются повышение квалификации педагогов как воспитателей, обобщение опыта работы педагогов - классных руководителей, выполнение научных и проектно-внедренческих исследований по созданию новых научно-методических материалов, разработка и апробация воспитательных технологий, способствующих развитию институциональной, районной и региональной систем образования. Вышеописанная модель прошла свою апробацию в МОУ «Верхне - Савинская СОШ» Куединского района в 2004-2007 годы. Механизмом её реализации стала научно-практическая лаборатория кафедры воспитания и дополнительного образования Пермского областного института повышения квалификации работников образования. Анализ результатов экспериментальной деятельности подтвердил эффективность модели научно-методического сопровождения развития воспитательных систем образовательных учреждений. Она способствует изменению и развитию профессиональной позиции педагогов как воспитателей, выбору индивидуальной траектории развития воспитательной системы образовательного учреждения (далее смотреть в аналитической справке).^ Список использованной литературыБорытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога – воспитателя в системе непрерывного образования. Дис. … д.п.н. Волгоград, 2001. Борытко Н.М. Технологизация процесса профессиональной подготовки педагога – воспитателя. //Кн. Современные подходы к повышению квалификации и переподготовке педагогов как воспитателей: материалы Всероссийской НПК (12-14 2004 г., г.Пермь)/Под ред. Н.Л.Селивановой, Е.И. Соколовой. В 2 кн. – Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2004. – Кн.1. с. 81-91.Воспитательная деятельность педагога: учеб.пособие/ И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова; Под об.ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой.- М.: Изд.центр «Академия», 2005.- 336 сЗверева В.И. Как сделать управление школой успешным? – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.- 160 с.Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для выс. уч. завед./ И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред И.А.Колесниковой.- М.: Изд. центр «Академия», 2005.- 288 с.Современные подходы к повышению квалификации и переподготовке педагогов как воспитателей: материалы Всероссийской НПК (12-14 2004 г., г.Пермь)/Под ред. Н.Л.Селивановой, Е.И. Соколовой. В 2 кн. – Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2004. – Кн.2. 60 с.Соловьева И.П. Научно-методическое сопровождение деятельности педагогического коллектива как условие реализации личностного подхода (на прим. Сис. Обр. Таймырского окр.). Дис. … к.п.н. Санкт-Петербург, 2005.Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы /Под ред. проф. И.А.Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Агенство «Издательский сервис», 2004.- 480 с.Фаязова А.Ф.Анализ деятельности опытно-педагогической площадки(научно-практической лаборатории ПОИПКРО)на базе Верхне-Савинской школы в 2004-2007гг В современных условиях модернизации системы образования развитие воспитательной системы школы можно рассматривать как ресурс развития образовательного учреждения в целом, так и конкретного субъекта образовательного процесса (учащегося, педагога, родителя) в частности. По ходатайству администрации школы и поддержке Управления образования администрации Куединского района в 2004-2005 году с кафедрой воспитания и дополнительного образования ПОИПКРО заключен договор о трехлетнем сотрудничестве по теме: «Научно-методическое сопровождение развития воспитательной системы школы», по решению экспертно-методического совета МОУ «Верхне-Савинская СОШ» присвоен статус опытно-педагогической площадки (от 24.09.04 протокол №1). Научно-методическая работа реализовалась в рамках деятельности научно-практической лаборатории (далее НПЛ) и регламентировалась локальными документами – «Положение о научно-практической лаборатории», «Должностные инструкции руководителя научно-практической лаборатории», «Договор о сотрудничестве кафедры воспитания и дополнительного образования и МОУ «Верхне-Савинская СОШ» на 2004-2007 годы» (приложения № 4, стр.67). В течение трех лет апробировалась описанная в предыдущей статье модель научно-методического сопровождения развития воспитательной системы образовательного учреждения (автор Фаязова А.Ф.). Анализ эффективности её реализации показал. что она способствует изменению и развитию профессиональной позиции педагогов как воспитателей, повышает готовность педагогов к инновационной деятельности, способствует выбору индивидуальной траектории развития воспитательной системы школы. Согласно перспективного плана работы лаборатории (ОПП), определились ключевые темы:2004-2005гг - Проектирование программы развития воспитательной системы сельской школы.2005-2006гг – Проектная деятельность в обновлении содержания образовательного процесса школы.2006-2007гг - Проектирование программы развития школы.Деятельность НПЛ реализовалась в следующих направлениях: Повышение квалификации педагогов как воспитателей.Сопровождение исследовательской деятельности временных творческих коллективов педагогов (ВТК). Обобщение опыта работы педагогов как воспитателей.Психологическое сопровождение профессионального развития педагогов как воспитателей.Представление результатов опытной педагогической площадки (работы НПЛ) 2004-2007 гг. Анализ деятельности НПЛ по основным направлениям показал, что:* Повышение квалификации педагогов как воспитателей происходило в системе в течение трех лет, согласно ключевым темам года. В этой связи откорректирована методическая работа и согласованы планы проведения методических мероприятий в школе. Сформулирована новая методическая тема школы - «Развитие профессиональной позиции педагога как воспитателя». Формы повышения квалификации проводились самые разнообразные: педсоветы, установочные, методические, проектные и проблемно-целевые семинары, круглые столы, научно-практические конференции, конкурсы, а также организована работа по самообразованию педагогов, по индивидуальным методическим планам работы (по аналогии с Немовой Н.В). Важной особенностью реализации данного направления является интерактивная форма работы с педагогами, они стали активными субъектами своего профессионального развития. Результаты входной диагностики показывали в основном средний уровень развития профессиональной позиции педагогов как воспитателей (4 человека – высокий уровень), наблюдалось сопротивление к изменениям – в виде молчания, игнорирования и кулуарных обсуждений. В настоящее время возрос интерес к инновационной деятельности, педагоги активно повышают свою категорию, участвуют в конкурсах, быстрее включаются в проектную деятельность, интересней и разнообразней работают с учащимися и родителями, проявляют инициативу. В данном направлении остаются проблемы слабой межпредметной интеграции, недостаточного использования воспитательного потенциала урока, недостаточного использования ИКТ и проектной технологии в образовательном процессе. * Сопровождение исследовательской деятельности временных творческих коллективов педагогов (ВТК) осуществлялось по темам «Качество и эффективность воспитательного процесса в школе», «Социально-педагогическое проектирование», «Проектирование программы развития школы». Названия ВТК определялись ключевыми темами года. Активность педагогов, участвующих ВТК, сильно возросла к 2006-2007 году (от 30 % до 60 %). Основными результатами данного направления стали – разработка критериев и показателей эффективности воспитательной деятельности; разработка социально-культурных и социально-педагогических проектов; обновление учебно-методических комплексов по экономике (Мизева Л.А.), литературе (Суханова Л.А.); маркетинговые исследования; разработка приоритетных проектов программы развития школы на 2007-2010годы. Проблемой является недостаточное использование наработанных материалов ВТК педагогами. * Обобщение опыта работы педагогов как воспитателей. Данное направление реализовалось по итогам аттестации педагогов (плановой) и двух школьных конкурсов концепций воспитательных систем класса. В ходе подготовки к аттестации педагогов особое внимание уделялось обобщению опыта работы как классных руководителей. По итогам двух школьных конкурсов повысилась методическая подготовка классных руководителей. По итогам первого конкурса ВСК отмечалось структурированность конкурсных работ, концептуальная обоснованность работ у Сухановой Л.А., Шевкунова А.А., Ломаевой В.И., Фазлеевой О.Ю., Мизевой Л.А.; отмечалась личностная ориентированность концепций ВСК. Второй школьный конкурс отметил более глубокое осмысление концепций ВСК, наличие системообразующей деятельности, согласованность ВСК с концепцией воспитательной системы школы и программой её реализации. Разработаны презентации ВСК и предъявлены на I Школьной конференции педагогов, учащихся и родителей (2005-2006гг).* Психологическое сопровождение профессионального развития педагогов как воспитателей. Готовность к инновационной деятельности, к изменениям – это понятие психологическое, поэтому данное направление требует профессионального сопровождения психолога – практика. Это направление сопровождалось 2 года (пока психолог не уволился, в связи с переменой места жительства). За это время проведены тренинги личностного роста, тренинги конструктивного взаимодействия, тренинги на релаксацию. Отмечено улучшение взаимоотношений между педагогами, педагогами и учащимися, снизилось напряжение в педагогическом коллективе, повысилась готовность к инновационной деятельности, созданы предпосылки к формированию воспитательного коллектива педагогов. Отмечается проблема отсутствия возможности дальнейшего психологического сопровождения.* Представление результатов опытной педагогической площадки (работы НПЛ) 2004-2007гг. Трансляция опыта работы школы, деятельности научно-практической лаборатории, выстраивание взаимодействия ПОИПКРО - Управление образования администрации Куединского района - МОУ «Верхне-Савинская СОШ» происходило в системе. На федеральном уровне опыт экспериментальной работы школы освещался в выступлениях и статьях Фаязовой А.Ф. на VII и VIII научно-практических конференциях аспирантов и соискателей в АПКиПРО г. Москва «Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике» - 2005г, 2006г). Опубликована статья в журнале «Методист» № 1 2007г «Научно-методическое сопровождение развития воспитательной системы образовательного учреждения». На региональном уровне опыт работы школы представлен в выступлениях и тезисах Мизевой Л.А. и Фаязовой А.Ф. на научно-практической конференции ОУ Пермского края «Совершенствование воспитательной системы образовательных учреждений в современных условиях, проблемы преемственности воспитания школа - вуз» в г. Перми, январь 2007г. На муниципальном уровне опыт работы школы представлен на августовском совещании (2005г), методическом семинаре заместителей директоров по ВР (октябрь, 2006г), педагогических чтениях по гражданскому воспитанию (январь, 2007г), участием и победами в конкурсах проектов (2004-2007гг). Таким образом, можно подвести итоги о плодотворной работе ОПП, научно-практической лаборатории ПОИПКРО в 2004-2007 годах.^ Мизева Л.А.Государственно-общественное управление школой: проблемы и пути решенияВ Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010гг, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005года № 1340-р говорится, что «решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается» путем реализации программных мероприятий по многим направлениям. Одним из приоритетных является – «внедрение моделей общественно-государственного управления в образовательных учреждениях, способствующих развитию институтов общественного участия в образовательной деятельности как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования». В демократическом обществе право на участие в управлении государственными и общественными делами является не только основополагающим принципом взаимоотношений между государством и его гражданами, но и одним из важнейших прав гражданина. Право человека на участие в принятии и осуществлении касающихся его решений обусловлено естественным равенством и прирожденной свободой людей. Для участников образовательного процесса это право реализуется в виде права на участие в управлении учебным заведением. Задачами государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением являются реализация: прав учителей, обучающихся, их родителей (законных представителей) в управлении общеобразовательными учреждениями; потребностей и интересов всех участников образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством. В новой редакции Закона РФ «Об образовании» названы два новых принципа управления: единоначалие и самоуправление, на которых осн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :