Реферат по предмету "Разное"


«Красноярская версия», №14 (204) 18. 07-21. 07. 2011 г

«Красноярская версия», №14 (204) 18.07-21.07.2011 г. Целительство: одарённые самородки или примитивные авантюристы? Деятельность 800 тысяч народных целителей России, не имея государственного регулирования, сегодня является незаконной… Елена Ленская На рубеже 80-90-х гг. прошлого века у отечественной системы здравоохранения появился реальный конкурент - вышедшая из «подполья» нетрадиционная медицина. Тогда же, в 2000 году, была создана и Российская ассоциация народной медицин. По данным различных официальных источников, сейчас в России практикует от 50 до 250 тысяч специалистов народной медицины. Московская Патриархия называет другую цифру – около 800 тысяч, включая тех, кто оказывает оккультно-мистические услуги, астрологов и представителей различных оздоровительных школ (йога и т.п.). А значит, становится очевидным тот факт, что их количество более чем в два раза превышает число врачей. Между тем, до сих пор не решены основные вопросы, касающиеся официальной деятельности целителей, а значит, этот многочисленный отряд кудесников оказывает свои услуги нелегально. А ведь благодаря им, в движение за здоровый образ жизни в России вовлечено более 10 миллионов человек. В Красноярске также имеется филиал Российской ассоциации народной медицины. Но его деятельность по тем же причинам не отличается стабильностью. Противоречивая правовая база не позволяет этому процессу развиваться в полной мере. Между тем, в нашем крае оказывают услуги около 1500 целителей, за их помощью ежегодно обращаются более 100 тысяч человек. По некоторым данным, рынок целительских услуг в несколько раз превышает рынок платных медицинских услуг, а значит, ежегодно городская казна недополучает около 10-15 млн рублей. О проблемах целительства в нашем крае – в интервью с руководителем Красноярского краевого отделения Российской профессиональной медицинской ассоциации специалистов нетрадиционной и народной медицины (РАНМ) Сергеем Субочем.^ Ниша для древней науки- Сергей Владимирович, прежде всего, давайте определимся с понятием «народная медицина», что это за пласт такой, на ваш взгляд? - Народная медицина – это одна из древнейших наук, истоки которой восходят к заре человечества. Она совершенствовалась по мере развития общества. С появлением же письменности стали создаваться разнообразные произведения врачевательного характера. В письменном наследии древних народов Египта и Греции, Рима и Ирана, Индии и Тибета, Средней Азии и других стран памятники народной медицины занимают почетное место. Термин «народная медицина» в его современной трактовке обозначает совокупность всех видов так называемой нетрадиционной медицины, объединяющей, в основном, восточные медицинские школы, целительство (знахарство) и лечение с помощью приемов и методов, не требующих применения промышленно изготовленных лекарств. Думаю, не существует единого мнения не только относительно статуса народной медицины, но и определения, раскрывающего ее суть как исторического феномена. Что это - действительно эмпирические знания, взятые человеком у природы, или «специфические» способности отдельных людей? - Как в России трактуется понятие «нетрадиционной медицины»? - Приходится констатировать, что понятия традиционной и нетрадиционной медицины в нашей стране совершенно противоположны трактовкам, принятым в мире. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) для обозначения народной медицины использует комплексный термин «традиционная медицина» - т.е. медицина, основанная на народных традициях. ВОЗ определяет традиционную медицину как оздоровительные практики, подходы, знания и верования и включает в неё: медикаментозные средства растительного, животного или минерального происхождения, спиритуальную терапию, акупунктуру, мануальную терапию и упражнения, используемые по отдельности или в сочетании для поддержания физического и духовного благополучия, а также лечения, диагностики и профилактики болезней. Результатом одного из последних обширных исследований отношений народной медицины (НМ) и общества в Западной Европе стал итоговый документ Всемирной организации здравоохранения COST – B4, составленный по результатам исследования крупнейших западноевропейских учёных в 1999 году. Так, исследователями указывается, что в лечении ряда заболеваний народная медицина зачастую опережает по эффективности академическую - к примеру, при устранении последствий родовых травм, при профилактике некоторых раковых заболеваний действенность народных методов порой выше в 2,5-3 раза по отношению к принятым в академической медицине.- Почему столь популярны в последние годы различные целители, в частности, в нашей стране? - С одной стороны, в последние десятилетия заметно вырос общий культурный уровень населения, и это привело к некоторому повышению понимания ценности здоровья и повышению спроса на него, а не только на отсутствие болезней. С другой стороны, официальная медицина движется как раз в другом направлении - то есть становится все в большей степени «медициной болезней», и потому не в состоянии удовлетворять растущий спрос. Причем, как правило, прикладывает титанические усилия на стадии третичной профилактики - когда требуется скальпель хирурга или долговременная фармакологическая терапия. Профилактическая же, предупредительная медицина, на стадии функциональных расстройств, остается в роли падчерицы. Образовавшуюся нишу как раз и занимают разного рода целители. ^ Возвращение утраченного- Целители - кто они, на ваш взгляд, и каковы их инструменты воздействия? - Это порой, бесспорно, наделенные даром исцелять самородки, но нередко и люди, говоря в кавычках, «инициативные», одаренные лишь авантюрными способностями. Чаще всего целители практикуют рецепты «народной медицины», научной и народной фитотерапии, трансовые воздействия, психотерапию, экстрасенсорное (биоэнергетическое) воздействие, используют ряд элементов различных религиозных и оккультных учений, некоторые технические новинки, а также ряд сваленных в кучу «новых» изобретений - уринотерапии, хиропрактики, особых видов дыхания, особых строгих методик питания и голодания, чудодейственных средств (против рака, против всех болезней, против экземы, язвы и т. д., и т. п.). Ничего принципиально нового во всем этом нет. Все это существовало в древних медицинских системах и отчасти в современной медицине, но не в виде «панацеи», а лишь в виде отдельных методик, важных составляющих. Именно составляющих, но не более. При этом в древности все это было доведено до совершенства, благодаря единой философской базе, на которой создавалась стройная теория здоровья. Сейчас происходит лишь возрождение утраченного или частично забытого. - То есть во всем мире народная медицина становится все более популярной? - Да. Например, в Африке до 80% населения используют народную медицину для обеспечения своих медико-санитарных потребностей. С учетом исторических обстоятельств и культурных традиций ею активно пользуются в Азии и Латинской Америке. В Китае по своему объему народная медицина достигает 40% всех оказанных медико-санитарных услуг и ежегодно обеспечивает помощь приблизительно 200 миллионам пациентам. Во многих развивающихся и развитых странах она также становится все более и более популярной. Процентный показатель для населения, которое хотя бы раз обращалось к услугам НМ, составляет: в Австралии - 48%, в Канаде - 70%, в США - 42%, в Бельгии - 38%, во Франции - 75%. Во многих странах мира расходы на народную медицину не только являются очень значительными, но и постоянно растут. Так, в Малайзии приблизительно 500 млн долларов США ежегодно расходуется на услуги НМ в сопоставлении с приблизительно 300 млн долларов США на аллопатическую (классическую) медицину. Очень широко используется НМ во многих странах Азии, несмотря на доступность там аллопатической медицины. В Японии 60-70% врачей-аллопатов назначают лекарственные средства НМ своим пациентам. В Азии традиционные формы малазийской, китайской и индийской медицины также широко используются. По информации регионального бюро ВОЗ для стран Латинской Америки, 71% населения в Чили и 40% населения Колумбии использовали НМ.С каждым годом в США становятся все популярнее мануальная терапия, акупунктура, народные средства, кинезиология и гомеопатия. А бостонские ученые, изучавшие эту проблему, заявляют, что количество визитов американцев к мануальным и прочим «альтернативным» терапевтам превышает число случаев посещения обычных врачей.- Это серьезная статистика. С чем это связано? - Прежде всего, это объясняется озабоченностью, связанной с побочным действием химических препаратов, неуверенностью в подходах и предпосылках аллопатической медицины, а также более широким доступом общественности к информации по здравоохранению.Вместе с тем, большая продолжительность жизни несет с собой угрозу развития хронических, инвалидизирующих заболеваний, таких как болезни сердца, диабет. Для многих больных НМ предлагает более приемлемые средства - без токсической медикаментозной нагрузки - для профилактики и лечения таких заболеваний, чем аллопатическая медицина.^ Целители вне закона- Сергей Владимирович, но, согласитесь, очень важно, кто сегодня предлагает эти услуги: наряду с профессионалами пришли толпы непрофессионалов - экстрасенсы, колдуны, народные целители, знахари, «бабки», «гуру», «мессии» и прочие представители «нетрадиционной медицины». Как их распознать? - Это все имеет место быть. Собственно для этого и была создана наша ассоциация, цель которой - не только собрать под свою эгиду действующих целителей, но и защитить потребителя от некачественных услуг. На сегодняшний день немало нареканий к деятельности народных целителей. Это говорит о том, что среди них есть и шарлатаны и мошенники, есть и искренне уверовавшие в свой «дар», которые, может, и имеют какие-то экстрасенсорные способности, но неправильно диагностируют, «пропускают» болезни, и это для пациента порой чревато необратимыми последствиями. Обладание определенными способностями, например, в биоэнерготерапии, не дает им права экспериментировать над пациентом, поскольку начинающие целители порой видят проблемы через несовершенную призму своего восприятия мира и, возможно, еще не созрели для этого. И когда такой экстрасенс или целитель начинает индивидуальную деятельность, будучи сам несовершенен, то возможны негативные результаты. Ну и, конечно, оказывая услуги на этом поприще, желательно иметь минимальные базовые медицинские знания. Много целителей работает по липовым или по неизвестно как полученным документам, они никому не подконтрольны.- А законы, которые как-то регламентируют деятельность целителей, имеются? - Да, закон такой есть. Это ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». В статье 57 четко прописано, что такое НМ, кто обладает правом на занятие НМ, на основании чего принимается решение о выдаче диплома целителя и что данный документ является единственным документом, дающим право на занятие НМ на территории, подведомственной органу управления здравоохранением, выдавшему диплом. То есть, получается, что правом на занятие народной медициной обладают люди, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохранения субъектов Федерации, причем наличие медицинского образования не является обязательным условием для его получения. Под термином «целительство» понимается само занятие народной медициной – оказание медицинских услуг, то есть лечение и диагностика с помощью ее средств и методов.В общероссийском классификаторе занятий выделена целая составная группа 324 - целители и практики нетрадиционной медицины, где отмечено, что занятия данной составной группы требуют врожденных способностей и большого профессионального опыта, приобретаемого в процессе практической работы. Казалось бы, куда уж проще: законодательная база есть, форма разрешения на работу предусмотрена, и процедура получения разрешения прописана. Однако система не работает: во многих регионах РФ выдача диплома целителя органами управления здравоохранения субъектов РФ не производится.- Что это значит для рынка услуг народной медицины? - Это значит, что не осуществляется необходимый «отсев» недобросовестных и непрофессиональных целителей. Вне закона оказываются даже те люди, которые могут подтвердить свои лечебно-диагностические способности. Целитель, не имея возможности в одиночку преодолеть административно-бюрократический барьер, занимается целительством без документов, разрешающих данный вид деятельности, на свой страх и риск. Другие скрывают свою деятельность под другими формами предпринимательства, проводя консультации, массажи, ведя образовательную деятельность и т.п.- Но кто будет регулировать их работу, определять, кому выдать диплом? - Саморегулирующаяся общественная организация - профессиональная ассоциации в области целительства - Российская ассоциация народной медицины (РАНМ). Она лучше, чем кто-либо другой, сможет определить степень квалификации и качество работы целителя и решить, стоит ли выдавать ему представление на получение дДиплома целителя или нет (существуют объективные механизмы и критерии оценки). Наша ассоциация делала официальный запрос во все региональные управления здравоохранения и просила дать ответ на два вопроса: выдают ли в регионе диплом целителя и изданы ли в субъекте нормативно-правовые документы, регулирующие порядок выдачи диплома целителя и занятий народной медициной (целительством)? Итоги оказались неутешительными: выдача дипломов целителей – это единичные случаи. Практически во всех регионах отсутствует механизм реализации закона и разъяснений по этому поводу от Минздравсоцразвития. В свою очередь, Минздравсоцразвития отписывается от регионов тем, что они обладают всей полнотой власти по самостоятельному принятию нормативно-правовых актов, регулирующих целительство. Получается, что территориальные органы управления здравоохранением по старинке ждут от Москвы разъяснений, приказов, «механизмов реализаций», прикрывая этим свое бездействие.^ Фальшивый сертификат- Но некоторые целители все-таки умудрились обзавестись сертификатами. Как это стало возможно? - В 2005 году появилась система добровольной сертификации услуг в области народной медицины, инициированная Росздравнадзором. Но под предлогом действительно благой цели - обеспечения прав потребителей – с дальнейшим введением в действие системы добровольной сертификации начинается перекос в сторону подмены существующего правого регулирования целительства. В самой системе добровольной сертификации явно присутствует ряд признаков антиконституционного свойства. Во-первых, методы внедрения добровольной сертификации напоминают методы недавнего советского прошлого: в комсомол вроде бы и добровольно вступают, но попробуй не вступи; субботник вроде бы и добровольное мероприятие, но попробуй не приди. Получается, что в Росздравнадзоре взят курс на принуждение целителей к прохождению так называемой процедуры добровольной сертификации. Предполагалось, что наличие сертификата соответствия, как охранная грамота, заменит разрешительный документ (диплом целителя) на занятие целительством. Причем устно объясняется, что наличие сертификата соответствия Росздравнадзора заменяет разрешительный документ на занятие целительством.Получается, вы получаете сертификат, а чтобы прокуратура, милиция, налоговая инспекция  вас не трогали - это ваша забота.Во-вторых, критерии системы сертификации оказались таковы, что пройти сертификацию честно, без нарушений норм закона могли по-прежнему только люди с медицинским образованием. И в-третьих, претенденту на сертификат предлагалось подписать документ, где оговаривается, что от деятельности этого целителя не будет вреда, но при этом не оговаривается ни характер возможного вреда, ни сроки последствий его действия. Таким образом, претендент подписывает заведомый приговор, т.к. изначально соглашается, что на него можно списать все произошедшее с его клиентом в течение последующей жизни.Некоторые целители, имеющие медицинское образование, все же смогли получить этот сертификат, но он не дал им никаких гарантий для работы. Так как сертификат не имеет юридической силы как документ, дающий право работы, тем самым он изначально ставит его обладателя в положение нарушителя закона.«Причесывание» под микромедицину- Получается, что судьбу целителей решают специалисты ортодоксальной медицины?- Медики, стоящие у власти федеральных и региональных органов здравоохранения в РФ рассматривают народную медицину в рамках общепринятой доказательной медицины. Но народная медицина потому и является неакадемической, что строится на принципиально иных изначальных условиях и взглядах на человека. Так, само существование целительских практик или биосенсорного целительства принципиально не укладывается в фундамент представлений о человеке в академической медицине. Ситуация регулирования народной медицины решается ими путем придания ей промедицинского вида. На сегодняшний момент введение сертификации от врачей ставит народную медицину и целительство в положение допущения к  использованию методов, утверждаемых врачами. Целитель вновь поставлен в ситуацию выдавливания в теневой бизнес. Не учитывается, что, не получив разрешительных документов, люди все равно в силу своих потребностей будут заниматься целительством, но уже подпольно. Самая же серьезная опасность в том, что целители, выдавленные в тень, вынуждаются к выживанию в ограниченных, скрытых от посторонних глаз сообществах. Именно там и зарождаются те самые тоталитарные секты и сообщества изгоев, доставляющие огромные хлопоты государству и людям. Здравоохранение вновь «наступает на грабли»: вместо того, чтобы интегрировать целительство в медицину в первозданном виде, происходит его «причесывание» под микромедицину.  Таким образом, наряду с повсеместным невыполнением и нарушением уполномоченными органами государственной власти законодательства о народной медицине все отчетливее проявляется опасная тенденция, лоббируемая  академической медициной, выборочного допущения к занятию народной медициной лиц с медицинским образованием и «отсева», соответственно, во внеправовое  пространство лиц без него.^ В крае инструмента нет- Сергей Владимирович, а какова ситуация с народным целительством в нашем крае? Как складываются ваши отношения с министерством здравоохранения? - Собственно, она ничем не отличается от многих регионов России. В нашем крае нет инструмента для того, чтобы поддерживать огонь в топке, а потому ассоциация варится в собственном котле - ее деятельность то возобновляется, то затухает, и таких волн было несколько. На одной из них находимся мы и сейчас. При обсуждении этой назревшей проблемы с работниками крайздравотдела мне было прямо заявлено, что до тех пор, пока есть противоречия в законодательстве, невозможно на уровне нашего региона решить эту проблему. Получается парадокс: крайздрав не в состоянии выполнить закон по созданию экспертной комиссии и не выдает сертификаты и дипломы, а раз их нет, значит, человек работает без таковых, и правоохранительные органы не могут применить к ним санкции в случае необходимости. Некоторые целители едут в Москву, получают там сертификаты или работают по просроченным. Свою позицию я изложил в письме к министру здравоохранения Красноярского края В.Н. Янину. Проблема заключается в том, что ст. 57 «Основ…» подразумевает целительство без медобразования. В органах управления здравоохранением полагают, что сертифицировать можно только человека, имеющего медицинское образование на основании ст. 56. Но большой пласт целителей - это травники, костоправы, биоэнергетики, они не имеют медицинского образования. Таким образом, две статьи противоречат друг другу, и в связи с этим органы здравоохранения такие комиссии не создают. - А как исполняется закон в других регионах нашей страны? - Прецеденты в стране есть. Так, в ряде регионов, Омске, Кирове после вмешательства нашей ассоциации, обязательность медицинского образования для целителей была отменена. Это, конечно, не снимает с целителей обязанности иметь медицинские знания, необходимые для безопасного оказания услуг. Кое-где действуют экспертные советы. Есть регионы, где целитель работает под эгидой доктора, или они ведут прием совместно. Таким образом, целительство не дипломируется, а особый порядок допуска к такой деятельности, установленный федеральным законодательством, на территории края не исполняется (ст.57 «Основ законодательства об охране здоровья граждан»). Вследствие этого прокуратура не может применить ст.6.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за занятие целительством при отсутствии специального разрешения. Федеральная антимонопольная служба не может обеспечить исполнение ст. 7 федерального Закона «О рекламе» и Указа Президента Российской Федерации от 23.04.2007 г. №533, устанавливающие запрет и ответственность за размещение рекламы целителей, экстрасенсов и т.п. лиц, не имеющих таких разрешений. В период с 2006-го по январь 2010 года остроту этой проблемы в какой-то мере снимали Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения и Росздравнадзор, учредивший систему добровольной сертификации услуг в области народной медицины. Сейчас этот центр и система сертификации ликвидированы.^ Глас вопиющего…- Ваше обращение было продиктовано, прежде всего, обеспокоенностью за здоровье людей? - Это – главное, с чем мы обратились. Ведь наша организация является профессиональной медицинской ассоциацией, которая имеет общероссийский статус, и мы просто обязаны информировать и предупреждать об этом власти. Суть нашего обращения сводился к одному: в интересах защиты прав пациентов рассмотреть прилагаемый пакет документов для обеспечения исполнения на территории края надлежащего «отсева» специалистов от шарлатанов – т.е. по реализации соответствующих норм федерального законодательства. Наше обращение продиктовано, с одной стороны, обеспокоенностью за здоровье пациентов, порой бесполезно тратящих свои средства и время, а с другой - дискредитацией традиционной и народной медицины большим числом псевдоцелителей. Недопустимо, чтобы эта сфера деятельности оставалась без государственного регулирования. Тем более что в последнее время Правительство РФ и Президент РФ не раз обращали внимание на необходимость исполнения этой обязанности. Так, в ноябре 2007 года вице-премьер А. Жуков, курирующий социальную сферу, разъяснил статус диплома целителя как документа, дающего право на целительство. А ранее, в марте этого же года, об этом говорил Президент РФ Д.А. Медведев, от лица которого на сайте приоритетных национальных проектов помещено разъяснение для органов управления здравоохранением субъектов РФ по порядку государственного регулирования этой сферы деятельности. Однако воз и ныне там, несмотря на то, что в последнее время Президент России Д.А. Медведев уделяет большое внимание преодолению правового нигилизма, требует исполнения федерального законодательства и особенно своих поручений по его исполнению. В заключительном абзаце обращения, в частности, говорится: «Уважаемый Вадим Николаевич! Медицинская общественность Красноярского края, общественные организации просят вас обеспечить защиту прав пациентов путем реализации исполнения закона «О защите прав пациентов». На территории края открыто отделение Российской профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины, которая не только надлежащим образом зарегистрирована Минюстом России, но и имеет соглашение о сотрудничестве с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Многие члены Красноярского отделения – практикующие врачи, зарекомендовавшие себя в качестве компетентных специалистов, и готовы исполнять полномочия по оценке профпригодности претендентов на целительство, как это и закреплено в абз. 3 ст. 57 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан». Несомненно, действия в этом направлении будут поддержаны органами правопорядка и общественностью Красноярского края».- Обращение серьезное, но, по сути, оно направлено на то, чтобы принудить чиновников выполнить законодательство РФ. Когда оно было отправлено и какова реакция властьпредержащих? - В сентябре прошлого года, однако ответа на него не последовало, впрочем, как и конкретных действий. Между тем, в других регионах меры принимаются. В Белоруссии, в Омской области целителям преподают основы и азы медицины, сотрудничают с медакадемиями и университетами, что приносит обоюдную пользу. Если создать так называемую «Академию народной медицины», например, на базе медуниверситета, по примеру других регионов, - это было бы огромным движением вперед. У нас есть такие возможности и кадры, но без поддержки официальной медицины дело не пойдет. ^ Социальный гарант- Что даст городу и краю объединение целителей в профессиональную ассоциацию? - Квалифицированных специалистов, ответственных за результаты своего труда, легально работающих, законопослушных налогоплательщиков, создание рабочих мест без вложения бюджетных средств, продвижение здорового образа жизни в общество, профилактика заболеваний и лечение граждан традиционными методами, не требующими бюджетного финансирования. И самое главное - ассоциация выступает как социальный гарант качества целительских услуг и ответственности целителей перед пациентами. Кроме того, появляется открытая среда общения: это и повышение квалификации целителей, и их продвижение - публикации, выступления на радио, телевидении, форумы. И тогда к профессии целителя будут относиться с уважением и достоинством, как к любой другой профессии. Пользуясь случаем приглашаем целителей Красноярского края под эгиду ассоциации. - То есть появится легальная возможность рекламировать деятельность целителей?- Да, ведь сейчас нарушаются Указы Президента РФ №161 от 17.02.1995 г. и №533 от 23.04.2007 г., которые гласят: «Не допускать распространения в средствах массовой информации рекламы целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными методами и не имеющих соответствующих разрешений, согласно статьям 56, 57 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». ^ Наша справка Российская профессиональная медицинская ассоциация специалистов нетрадиционной и народной медицины (РАНМ) объединяет: специалистов-профессионалов и общественные объединения, осуществляющие практическую, исследовательскую, научную, управленческую и организационную деятельность в сфере традиционной или народной медицины (целительства) для защиты общих профессиональных интересов. Цель РАНМ: - консолидация целительского сообщества; -  привлечение его к правовому регулированию народной медицины на всех стадиях - от участия в разработке правовых актах до выдачи разрешительных документов, контроля и т.д.; - принятие отдельного закона о народной медицине и подзаконных правительственных положений о порядке получения разрешений и правил занятия народной медициной;- проведения мероприятий по организации и переподготовке целителей  в рамках образовательных программ. Красноярское краевое отделение РАНМ находится по адресу: г. Красноярск, ул. Робеспьера, 7, 9-й этаж, оф. 23-б, тел. 254-64-58.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Конечные группы со сверхразрешимыми подгруппами четного индекса
Реферат Белая, серая, пепельная и сухая гнили корзинок подсолнечника и меры борьбы с ними
Реферат Конкуренция, как важное условие функционирования рыночной экономической системы
Реферат Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX начале XX
Реферат Taming Temper Tantrums Essay Research Paper Taming
Реферат Професійна характеристика та особисті риси педагога
Реферат Математические модели и методы их расчета
Реферат Расцвет и падение древнего Вавилона
Реферат Міжнародні економічні організації та їх роль в інтернаціоналізації виробництва
Реферат Terrorism Essay Research Paper In the world
Реферат Дорожные условия и безопасность движения
Реферат Beethoven Essay Research Paper Beethoven The Greatest
Реферат 1901 беринг эмиль фон
Реферат Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения
Реферат The Directand Indirectimpact Of Rhetoric On The