Ростовский Государственный Педагогический УниверситетНовые информационные технологии в преподавании языковых дисциплин Выполнила: Юханаева Д.А.Научный руководитель: Яценко Ю.СРостов-на-Дону 2006ОглавлениеВведение1. Блог как средство обучения английскому языку:1.1. Блог – асинхронное вебсредство коммуникации.1.2. Типы блогов, используемых в преподавании языковых дисциплин.1.3. Методический потенциал блогов в преподавании языковых дисциплин.2. Аудио блог – средство для совершенствования навыков говорения и аудирования.3. Вики – средство для создания совместных творческих проектов.ЗаключениеЛитератураВведение Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всём мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает «международная сеть» (International net). В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в современном обществе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком. Применение Интернет технологий в учебном процессе ведёт не к вытеснению преподавателей компьютерными системами, а к изменениям роли и функции преподавателей, к усложнению преподавательской деятельности. Взаимодействие в ходе учебного процесса, осуществляемого на базе современных коммуникационных технологий, требует от преподавателя не только педагогических, но и специальных технических навыков, опыта работы с современными техническими средствами. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности и склонностей. Сегодня Интернет - это основа компьютерной цивилизации, наиболее перспективная форма общения и обмена информацией между людьми. При подключении к сети Интернет открывается новый, поистине неисчерпаемый, мир богатейших возможностей. Возможности использования Интернет ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и преподавателям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Интернет технологии позволяют наряду с текстовой информацией активно использовать графическую информацию, звуковые файлы и видеозаписи. Образовательные Интернет - технологии существенно стимулируют активность обучаемых. Интернет технологии позволяют в ходе учебной дискуссии обмениваться мнениями не только студентам и преподавателям данного вуза, но и привлечь студентов родственных вузов из других городов, регионов, стран. Дискуссии в рамках международных виртуальных классов требуют большей активности обучающихся, поскольку им приходится вырабатывать мнение и принимать управленческое решение в более сложном и разнообразном социально-культурном контексте. Более того, возможность проведения учебной дискуссии в асинхронном режиме на базе Интернет- технологий снимает ограничения, типичные для линейной дискуссии в традиционной форме, все желающие могут высказаться по обсуждаемым вопросам. Создание журналов учебных дискуссий стимулирует активность обучающихся. Так как основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетенции, то на базе Интернет технологий выделяют синхронную и асинхронную коммуникацию.^ Средства синхронной коммуникации - средства общения, позволяющие общаться в режиме реального времени (чат, форум, видео и аудио конференции).Средства асинхронной коммуникации- средства общения, позволяющие обмениваться информацией с задержкой во времени (форумы, электронная и аудио почта, сайты, блоги, вики). Простое понятие асинхронной коммуникации имеет серьёзное прикладное значение. Обычно контакты между людьми проходят в синхронном режиме. Это означает, что во время разговора два человека обмениваются мнениями одновременно и могут находиться в одном месте. К достоинствам синхронной коммуникации обычно относят возможность обсуждать вопросы без задержки и поправки на временные интервалы. В то же время асинхронная коммуникация осуществляется последовательно без наложения и прерываний. Связь не является одновременной. Асинхронная коммуникация - это наиболее эффективное средство коммуникации, используемое в учебном процессе, так как студентам предоставляется возможность подумать, прежде чем дать ответ. В ходе асинхронного общения выполняются следующие задачи: 1) освоение правил телекоммуникационного этикета, принятых в Интернет 2) формирование навыка и умения чтения 3) совершенствование навыка аудирования 4) создание совместных творческих проектов 5) формирование у учащихся устойчивой мотивации к изучению английского языка 6) поддерживание и налаживание деловых связей и контактов со своими сверстниками в англоязычных странах 7) совершенствование навыков пользования Интернет сетью.^ 1. Блог как средство обучения английскому языку.1.1.Блог- асинхронное вебсредство коммуникации. Блог (от англ. «web.blog» сетевой журнал событий) – это вебсайт, основное содержание которого – это регулярно добавляемые записи, статьи или иные формы данных, которые публикуются в открытом доступе и к которым можно оставить комментарий. Записи располагаются в хронологическом порядке, поэтому блоги еще называют сетевыми дневниками ( Первый блог являлся и первым сайтом, появившимся в Интернете, и был создан Тимоном Бернесом-Ли, больше известном, как один из создателей всего Интернета. С 1992 года он публиковал свои заметки о развитии Всемирной Паутины и появлениях новых сайтов. С 1996 года начали появляться всё новые и новые блоги. А в 1999 году начался настоящий бум. В 2003 году их популярность стала настолько велика, что они были объявлены отдельным жанром сетевой литературы. Тысячи и даже десятки тысяч людей спешили поделиться друг с другом информацией, нажитой в World-Wide Web. Всеобщая увлечённость блогами – это отличительная черта последних двух лет во всём мире. С его помощью можно: - рассказать окружающим о своих идеях и мыслях - высказать свою позицию по тем или иным вопросам - прослыть в профессиональной среде экспертом - просто писать всё, что хочется, не думая о том, что кто-то исправит Ваш текст по своему разумению (как происходит при публикации в печатных изданиях). В настоящее время в блогах можно разместить фотографии, а также аудио, и даже видео. Блог очень легко создать и использовать в учебном процессе, требуется только основной доступ к Интернету и умение пользоваться техническими приёмами в сети Интернет. Блог - это один из самых лёгких способов издать работу студента. Есть много сайтов, где вы можете установить блог для свободного, надёжного общения и вы можете использовать его со своими студентами. Блоги создаются обычными пользователями Интернет. Для того чтобы создать свой собственный блог, достаточно лишь зайти на один из предложенных сайтов:www.blogger.com/www.edublog.com/www.blogpost.com/. Далее вам следует зарегистрироваться в качестве пользователя, набрать логин и пароль, и если требует того сайт, следует заполнить анкету, где вы должны рассказать о ваших увлечениях, занятиях. Прежде чем открыть свой блог, нужно выбрать шаблон, в который вы будете постепенно добавлять нужную вам информацию. Создав свой блог, вы можете публиковать там интересные сообщения, рассылать ссылки на блог тем, кому это может быть интересно, также делать каждодневные записи того материала, который вы используете с вашими студентами. Если вы будете писать действительно интересные статьи, то вскоре сформируете вокруг своего блога аудиторию благодарных читателей, которые станут комментировать ваши сообщения и развивать интересные дискуссии. Если вы не хотите, чтобы вашу статью читали все желающие и оставляли свои комментарии, вы можете спрятать ваше сообщение от посторонних глаз - по вашему желанию.^ 1.2. Типы блогов, используемых в преподавании языковых дисциплин. Блог - это асинхронное вебсредство коммуникации, которое также может использоваться студентами и преподавателями в определённых целях. Эрон Кампбелл выделил 3 типа блогов, используемых в преподавании языковых дисциплин (http://www.teachingenglish.org/ ) :^ The tutor blog управляется преподавателем класса. Этот блог может содержать различного рода программы учебных курсов, информацию по изучаемому предмету, домашние работы студентов, задания, применяемые на уроках английского языка. Здесь преподаватель может писать не только об учебном процессе, также здесь могут быть освещены некоторые моменты его личной жизни. В этом типе блога студенты ограничиваются возможностью лишь написать комментарий по поводу прочитанного. Пример: http://www.visitenglish.edublogs.org/^ The class blog - это пространство, в котором как преподаватели, так и студенты имеют возможность размещать информацию для основной аудитории. Этот тип блога лучше всего подходит для совместного обсуждения, и выступает в роли внеучебной классной комнаты. Здесь студенты получают большее чувство свободы и раскованности, чем в tutor blog: они могут выразить свои мысли по разным темам, затронутым в классе. The class blog обеспечивает преподавателю контроль над студенческими докладами, совершенствует навыки письма и чтения. Пример: http://umei003rwg.blogspot.com/^ The learner blog - третий тип блога, который требует огромного количества времени и усилия от преподавателей, но это самое эффективное средство в преподавании языковых дисциплин. Этот блог может быть заранее создан преподавателем, или вместе с группой в компьютерном классе. Здесь перед студентами открываются огромные возможности. Любой студент имеет возможность создать индивидуальный блог, который становиться его личным сетевым пространством. В этом блоге студенты могут написать о том, что их интересует, чем они увлекаются, о проблемах, которые их волнуют в современном обществе. Они также могут отправить по почте комментарий относительно блогов других студентов. Преимущество этого блога в том, что он предоставляет учащимся больше выбора и больше чувства «собственности» их нового виртуального места письма. Пример: http://www.valentineski.blogspot.com/ Конечно преподаватели, которые решают использовать блоги, часто выбирают комбинацию the tutor blog или the class blog. ^ 1.3. Методический потенциал блогов в преподавании языковых дисциплин. Есть много причин, по которым мы могли бы включить блоги в учебный процесс. Одна из основных - это возможность обеспечить реальную аудиторию для студенческих работ. Обычно преподаватель - единственный человек, который читает письменные работы студента. С webblogs студенты пишут для реальной аудитории (для преподавателя, таких же студентов как они сами, студентов из других стран, их родителей), и потенциально любой, имеющий доступ в Интернет, может участвовать в чтении.^ Причины, по которым стоит использовать блоги. Блоги стоит внедрять в учебный процесс:чтобы обеспечить дополнительную практику письма и чтения для студентов; чтобы ознакомить студентов с сетевыми ресурсами, предлагающими много интересной информации по изучаемой теме. Интернет имеет изумительное множество ресурсов, которые являются потенциально полезными для ваших студентов. Посредствам предложенной преподавателем проблемы, студент находит эффективное решение проблемы с помощью Интернет ресурсов;чтобы увеличить чувство сплочённости в классе. The Class blog способствует чувству сплочённости между членами одной группы в том случае, когда ученики делятся информацией о себе, своих интересах, и комментируют то, что другие студенты пишут;чтобы привлечь застенчивых студентов к участию в данной работе. Есть предположение, что студенты, которые являются тихими в классе, могут проявить себя, когда дана возможность высказаться в блоге;чтобы стимулировать обсуждение во внеурочное время. Блог может быть идеальным местом для обсуждения, как в классе, так и вне класса. И то, что студенты пишут в блоге, может использоваться для обсуждения в классе;чтобы выявить пользу письма. Поскольку студенты пишут для публикации, они обычно обеспокоены тем, чтобы всё было написано грамотно и доступно. Блог позволяет нам не переписывать работу по несколько раз, из-за того, что допущены ошибки, или текст написан неграмотно, мы можем все корректировки производить с помощью компьютерных средств. В итоге вырабатывается навык письменной речи, улучшается стиль письма, что в дальнейшем позволяет студентам писать работы грамотно и логически выстроено, в соответствие с нормами русского языка. чтобы помогать строить более близкие отношения между студентами больших групп. Можно целый год учиться со своей группой и не подозревать о возможностях одногруппников. Блог - средство, позволяющее нам получше узнать о них, об их потенциале.Блог – это эффективное средство обучения иностранному языку. При использовании блогов преподавателями обеспечивается возможность создания реальной аудитории для студенческого письма. Это средство позволяет излагать студентам свои мысли более свободно и раскрепощенно. Студенты могут использовать блоги, чтобы делать записи того, что они изучают, а преподаватели могут использовать блоги, чтобы делать записи того, что они внедряют в учебный процесс. Особенность блогов заключается в том, что только владелец блога может производить изменения, корректировки в своём тексте, а все остальные могут только оставить свой комментарий о том или ином материале. Лишь создатель блога имеет возможность вносить и редактировать информацию. В процессе использования блогов совершенствуется навык чтения и письменной речи.^ 2. Аудиоблог- средство для совершенствования навыков аудирования и говорения. Аудиоблоги - это те же сетевые дневники только в формате MP3, основное содержание которого- это голосовые записи, которые публикуются в открытом для всех доступе, к нему можно также оставить комментарий. Аудиоблоги открывают перед студентами огромные возможности: любой студент может записать свою речь на сайте, использую средства сайта, а также разместить звуковые файлы, записанные в других программах или с диска, но в MP3 формате. Работа с данными сайтами позволяет студентам совершенствовать навыки аудирования и говорения. В данном блоге разрабатывается синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. Всё произнесённое можно не только прослушать, но и сохранить у себя на диске, чтобы при необходимости вернуться к прослушиванию, не заходя в Интернет или можно сохранить и разместить записанный материал в своём аудиоблоге. Чтобы создать собственный аудиоблог, необходимо зарегистрироваться на сайте www.podomatic.com/. Создав свой аудиоблог, студент открывает новые технологии изучения языка. Для работы на своём аудиоблоге студентам необходимо зайти в пункт настройки и всё установить должным образом, а при записи своей речи нужно использовать наушники с микрофоном. Любой преподаватель, зашедший на аудиоблог студента, может внести свои комментарии по поводу прослушанного, но без возможности исправить что-либо. Аудиоблог- это эффективное средство, которое используется в рамках образовательного процесса. Если блог- это сайт, на котором студент может оставить свой доклад, своё письмо и его сможет проверить не один учитель, его смогут просмотреть и студенты-одногруппники, все люди, посетившие этот сайт. Каждый человек, в силу своих возможностей может посетить этот сайт и оставить там свои комментарии, не исправляя при этом текста. А аудиоблог - это сайт, который сопровождается не только одним письмом и возможностью оставить там комментарий в письменной форме, но также можно всё это прослушать и оставить комментарий в звуковой форме. Преимущество аудиоблога над блогом в том, что надиктовать свои мысли и новости - это намного быстрее, чем записать их в дневник. Эффективность постоянных записей и прослушивания своего голоса, а также устной речи других студентов позволяет сделать произношение учащихся более четким и структурированным. Подкастинг - это метод публикации в Интернете тематических аудио программ с возможностью их загрузки и прослушивания в любое время на компьютере или в MP3 плеере. Подкаст - это сжатая в формат MP3 радиопередача, которая вполне может быть создана непрофессионалом в домашней обстановке. Иначе говоря, это звуковой MP3 файл. Для создания собственного подкаста требуется компьютер, оснащённый звуковой картой, микрофон, наушники, программа для редактирования (Audacity) аудиозаписи и доступ в Интернет. Далее подкасты размещаются в Сети, откуда их можно загрузить и прослушать. Подкастинг - это аудиоблог. Термин «подкастинг» (pod casting) произошёл от англ. broadcasting (радиовещание, трансляция) и названия популярного плеера Apple-iPod. Хотя iPod не требуется ни для создания, ни для прослушивания подкастов (подойдёт любой другой портативный плеер или даже мобильный телефон с поддержкой MP3). Изобретение подкастинга приписывают Адаму Керри, бывшему виджею MTV. Отличие подкастинга от других технологий доставки аудио текста заключается в так называемой подписке: пользователь с помощью программы подписывается на интересующие его подкасты, и те автоматически загружаются на его компьютер по мере обновления. Некоторые программы могут синхронизировать полученный аудиофайл и отправить его напрямую в плеер. Подкастинг нацелен на то, что каждый студент, или любой другой человек способен создать свой аудиоблог, где он может размещать свои аудиозаписи. Аудиоблоги мы можем использовать как в личных побуждениях, так и в образовательном процессе.^ Типы подкастов, используемые со студентами, на уроках английского языка (http://www.teachingenglish.org/ ) :Authentic podcasts. Этот тип подкастов нацелен на студентов, которые имеют огромный опыт в сфере прослушивания аудио файлов. Многие из них подходят для использования со студентами с высоким уровнем владения языком. Их продолжительность составляет 5-10 минут. Например: www.sushiradio.com/ ^ Teacher podcasts. Создаются преподавателями, часто для применения с собственными классами. Например: http://sambaefl.podomatic.com/Student’s podcasts. Создаются студентами, но часто с помощью преподавателя. Студенты могут использовать их в учебном процессе, а также могут многое узнать об интересах и увлечениях других студентов с разных точек земного шара. Например: http://aprilfoolsday.podomatic.com/http://dreamteam.podomatic.com/http://erikacruvinel.podomatic.com/^ Educator podcasts. Например, такие сайты, как http://www.bobsprankle.com/blog/http://www.bobsprankle.com/bitbybit_wordpress/ представляют собой подкасты, охватывающие вопросы, связанные с методикой обучения английскому языку. А сайт: www.edtechtalk.com/ представляет образовательные технологии, которые позволяют записать живой голос. Подкастинг - это средство самовыражения, которое предоставляет своим пользователям Глобальная Сеть. ^ 3. Вики - средство для создания коллективных творческих проектов.Вики - это вебсайт для сбора и структуризации письменной информации. Первая вики сеть была создана 25 марта 1995 года программистом Уордом Каннингемом (www.ru.wikipedia.org/)Вики - это сайт, где каждый его посетитель может размещать информацию, править ее или вообще удалить. Таким образом, собирается информация на сайте, когда каждый дополняет ее и в итоге получается совместная творческая работа. Пример: http://baw-06.pbwiki.com/^ Вики характеризуются следующими признаками: - множеством авторов, что позволяет сплачивать коллектив, и создавать совместные творческие проекты; - возможностью многократно править текст посредствам вики-средств, без привлечения особых приспособлений со стороны редактора; - появлением изменений сразу после их внесения; - распределением информации по страницам, где у каждой своё название; - особым языком разметки, позволяющим легко и быстро размечать в тексте структурные элементы, форматирование, гиперссылки; Вики - замечательное средство, позволяющее создавать коллективные письменные и творческие работы. Каждый посетитель может создать свою страничку на Вики. Чтобы зарегистрироваться, нужно зайти на сайт www.pbwiki.com/ и завести логин и пароль, что даёт возможность вам входить в своё личное пространство. Наиболее эффективным будет использование этого сайта на уроках английского языка в качестве средства создания студенческих коллективных творческих проектов. Вики может также выступать в качестве средства сплочения коллектива, а также совершенствования навыков чтения и письма. Если блог – это вебсайт, основное содержание которого это регулярно добавляемые записи, статьи, которые публикуются в открытом доступе и к ним можно добавить комментарий. Вики отличаются от блогов тем, что любой, имеющий доступ к этому сайту, может не только оставить комментарии по поводу того или иного текста, но также внести свои изменения, что-то исправить, или даже удалить. У всех пользователей по умолчанию есть права на всё. Каждый может создать новые страницы и редактировать существующие. В базе данных хранится полная информация о том, что изменилось на странице за последнее время; можно вернуться к старой версии, можно посмотреть, что изменил конкретный пользователь. Вики может использоваться, в конечном итоге, в качестве: базы данных по какой-то тематике; личного блокнота-органайзера; сайта для публикации личных и групповых статей, с использованием изменений и поправок; инструмента для создания и поддержки какого-либо проекта. Возможности вики очень велики в педагогическом процессе. Работа вики направлена на создание коллективных творческих проектов в рамках образовательного процесса. При создании совместных учебных проектов, учащиеся не просто делятся информацией с партнёрами с разных концов земного шара, а совместно работают над каким-либо проектом: выбирается тема, разрабатываются методы исследования, создаётся свой стенд, куда и помещаются полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже предложенных на лист – сервере или поместить туда свою и ждать ответных контактов. Элемент коллективной работы и коммуникации упрощает обсуждение насущных вопросов, способствует рождению новых идей и инновационных решений. В ходе такого вида работы у студентов развивается творческое воображение, выявляется творческий потенциал, открываются новые возможности усовершенствования навыков чтения и письма.Заключение Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка: формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; совершенствовать навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также текстов, подготовленных учителем; совершенствовать умения письменной речи; пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского словаря, отражающего определённый этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества; знакомиться с культуроведческими реалиями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка; формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого. При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно- иллюстративного метода обучения, увеличение объёма практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. В данном виде сотрудничества Интернета и урока часто используется проектная форма учебной деятельности. Современные информационные и коммуникационные технологии существенно изменяют, приводят к пересмотру принципов и методов учебного взаимодействия. Интернет-технологии способствуют развитию индивидуальных образовательных траекторий, позволяют в большей степени адаптировать содержание учебного материала к индивидуальным особенностям обучаемых, уровню их знаний и умений.^ Интернет ресурсы1) http://www.teachingenglish.org/ 2) www.blogger.com/ 3) www.edublog.com/ 4) www.blogpost.com/ 5) http://www.visitenglish.edublogs.org/ 6) http://umei003rwg.blogspot.com/ 7) www.podomatic.com/ 8) www.sushiradio.com/ 9) www.еnglishcaster.com/ 10) www.e-poche.net/ 11) www.podcast.com/ 12) www.bobsprankle.com/ 13) www.ci.iplusone.org/ 14) www.edtechtalk.com/ 15) http://ericacruvinel.podomatic.com/ 16) http://aprilfoolsday.podomatic.com/ 17) http://baw-06.pbwiki.com/ 18) www.pbwiki.com/ 19) Уорд Каннингем. Портлеандское хранилище образцов. 1995. www.ru.wikipedia.org/