Реферат по предмету "Разное"


«К вопросу о политехническом компоненте в обучении учащихся начальной школы на уроках искусства и технологии в условиях внедрения фгос нового поколения» Политехническое обучение

СЛЕПОВА Е.Б.«К вопросу о политехническом компоненте в обучении учащихся начальной школы на уроках искусства и технологии в условиях внедрения ФГОС нового поколения»Политехническое обучение – обучение, дающее знания об основах главных отраслей производства и ряд практических умений, необходимых для участия в производительном труде.Политехническое обучение (по К. Марксу.) – знакомит с основными принципами процессов производства и одновременно даёт ребенку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств. В результате политехнического обучения осуществляется политехническое образование.^ Политехническое образование и воспитание включает: представления о технологическом аспекте современной научной картины мира, социально-техническом проектировании окружающей среды; воспитание технологического системного способа мышления; овладение практическими навыками обращения с орудиями труда; формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии.В связи с тем, что в мировой практике сложилась новая отрасль научного знания – технологическое знание, интегративной системообразующей основой для технологического образования является алгоритм преобразовательной деятельности, который включает в себя процесс проектирования и изготовления материального или духовного продукта.Технология (греч. techno – искусство, мастерство, умение; logos - учение, наука) наука о мастерстве, способах преобразовательной деятельности человека (взаимодействие человека, орудий и предметов труда); практическая деятельность человека, определенная последовательность производственных операций и действий.Технология – наука: о способах преобразования вещества, энергии и информации по плану и в интересах человека (философский подход); о способах производства в конкретных сферах человеческой деятельности (общенаучный подход) о конкретных технологических процессах, как определённая последовательность производственных операций и действий, обеспечивающих изготовление определённых товаров и услуг, ориентированных на потребителя, рынок, покупателя (специальный или эмпирический подход).ТЕХНИКА - Круг наук, связанных с изучением и созданием средств производств, орудий труда. Совокупность средств труда, знаний и деятельности, служащих для создания материальных ценностей. Совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве.Дело техники (разг.) - говорится, когда достижение результатов зависит только от умелого исполнения, от оперативности. п в основе лежит корень слов, отражающий подходы, алгоритм, способы деятельности человекаолиТЕХНический ТЕХНология Деятельность - специфически человеческая форма отношений к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное его изменение и преобразование. Основным видом деятельности ... является труд, с которым связаны другие виды человеческой деятельности. Следуя теории Алексея Николаевича Леонтьева, что в основе умений лежат действия и операции, можно выделить комплекс политехнических умений, отражающих направления тех учебных задач, которые приходится решать школьникам на уроках в начальных классах.В основе таких умений лежит: опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; опыт творческой поисковой деятельности; опыт осуществления способов деятельности; научные знания о природе, обществе, технике. Конструктивно – технические - мысленное построение образа. Организационно–технологические - организация технологии производства (материалы, орудия труда организация рабочего места, способы обработки материалов). Операционно-технологические - выполнение операций.Операционно-контрольные – текущий и завершающий контроль; регулирование производства. ^ Как же политехнические умения формируются у учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС второго поколения?СЛАЙДОбратимся к требованиям стандарта, которые составляют инновационность структуры ФГОС. Рассмотрим первое требование - требования к структуре основных общеобразовательных программ Основная образовательная программа для каждой ступени школьного образования нормирует: Цели образования Основные средства реализации целей образования Основные средства реализации целей образования, включая Базисный образовательный план Характеристику базового содержания образования Набор примерных учебных программ Рекомендации по организации образовательного процесса Рекомендации к системе выявления и оценивания образовательных достижений обучающихсяСЛАЙД Разработка системы нормативов и выбор объектов нормирования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий, посредством которых дети осваивают данный учебный материал. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. ^ СЛАЙД Базисные учебные программы дополняются программами развития универсальных учебных действий, которые призваны регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъек­та к саморазвитию и самосовершенствованию путем созна­тельного и активного присвоения нового социального опыта. ^ В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учеб­ной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение но­вых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В разделе «Программа развития универсальных учебных действий» ФГОС говорится, что «в начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач». К универсальным учебным действиям, на формирование которых направлен образовательный процесс, относятся: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные универсальные учебные действия.Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего через содержание. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий.^ Если обратимся к самим учебным умениям - критериям, характеризующим универсальные учебные действия, то увидим, что они обеспечивают: ценностно-смысловую ориентацию учащихся и организацию их учебной деятельности; общеучебные и логические умения; постановку и решение проблемы; обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. ^ Познавательные универсальные действия(общеучебные, логические, а также постановка и решение проблемы) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕМОДЕЛИРУЮЩИЕКОНСТРУКТОРСКИЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕСБОРОЧНЫЕ выделение и формулирование познавательной цели применение методов информационного поиска структурирование знаний (последовательность разработки проекта, технологического процесса для материального воплощения задачи проекта) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий анализ (условия выбора определенных действий по реализации проекта) сравнение установление причинно-следственных связей моделирование преобразование модели (реализация проекта в конкретных действиях) ^ Коммуникативные универсальные действия(обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей) КОММУНИКАТИВНЫЕ умение четко и грамотно выражать свои мысли умение аргументировать свое мнение (обосновывать идею и цель проекта) умение принимать позицию собеседника умение работать в паре, группе умение слушать ^ Регулятивные универсальные действия(обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности) КОНСТРУКТОРСКИЕДИАГНОСТИЧЕСКИЕконтролирующиеаналитическиерефлексивныеоценочные постановка и формулирование проблемы постановка учебной задачи планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач) контроль деятельности коррекция этапов проекта рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результата деятельности ^ Личностные действия(обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях) ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ установление свя­зи между целью учебной деятельности и ее мотивом анализ своих возможностей в реализации проектной идеи ^ Как видим перечисленные универсальные учебные действия содержат политехническую основу.Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, вклю­чая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. уме­ние учиться, обеспечивается тем что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся воз­можность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание целевой направленности, ценност­но-смысловых и операциональных характеристик. Таким об­разом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятель­ности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции.^ Если рассматривать учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) в определенной логике, технологическом процессе нельзя не заметить унифицированность политехнического компонента. В основе - знаковая система, выразительные средства, присущие каждой предметной области. Предметная область Учебные действия(технологические операции) ^ ПОИСК, ОБРАБОТКА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗМЕТКА ОБРАБОТКА СБОРКА КОМПОЗИ ЦИЯ КОНТРОЛЬ Технология«Основы народного ремесла. Соломенная игрушка» Историческая справка о соломенных игрушках; Сведения о способах обработки соломы Постановка проблемы Технологический процессПоследовательность технологических операций Эскиз Получение элементов композиции на материале Работа над образом Сборка деталей изделия Оформление Проверка Выставка Изобразительное искусство«Народные промыслы. Городецкая роспись» Историческая справка о Городецкой росписи; Сведения об основных мотивах, колорите Постановка проблемы Технологический процессПоследовательность технологических операций Эскиз Получение элементов композиции на материале Построение композиции Работа над образом Просмотр ^ Музыка«Обрядовая и праздничная музыка русского народа» Историческая справка об обрядах и праздниках русского народасведения о способах и особенностях исполнения песенок, закличек, потешек, напевов, наигрышей Постановка проблемы, разработка сценария праздника - «проводы зимы», «встреча весны» Музыкальные зарисовки, сочинение мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек к празднику Работа над образом.Драматиза-ция празд-ника, (согласно сценарию). Проведение внеклассного мероприятия Математика Информация о способах решения задач на движение Постановка проблемы Алгоритм решения задачиПоследовательность действий при решении задачи Разбор условия задачи Формулировка вопросаПоиск способа решения Решение задачи Оформление решения Проверка Окружающий мир Информация об экологической обстановке в Октябрьском районе г. Новосибирска Постановка проблемы Выбор методов исследования План действий Применение методов исследования Проведение исследованияОформление исследования Проверка Русский язык Чтение литературных источников о героях ВОВ.Сведения о правилах подготовки к сочинению Постановка проблемы План сочинения Формулирование замысла, идеи Обдумывание вступления, основной части сочинения, заключения Составление текстаОформление сочинения в текст Проверка


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.