Политехнический симпозиум «Молодые ученые – промышленности Северо-Западного региона» «Качество и конкурентоспособность в промышленности и науке»ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕНЫ В КАЧЕСТВЕ ОХЛАЖДАЮЩЕГО АГЕНТА ПРИ БУРЕНИИ БЕТОНАФеллер В.В., Беляев А.С. (СПГГИ)Процессу ввода в эксплуатацию строительных объектов предшествует один из важнейших этапов строительства и реконструкции зданий и сооружений – монтаж технологического и промышленного оборудования, а также прокладка санитарно-технических коммуникаций, силовой, телевизионной и осветительной сети, установка ограждений, подвесных потолков, витражей, огней на взлетно-посадочных полосах аэродромов и т.п. Для реализации этих работ необходимо выполнить большое количество строительно-монтажных отверстий различного диаметра и глубины. Учитывая свойства наиболее распространенного в индустриальном строительстве строительного материала - бетона и железобетона в современной промышленности доступны следующие способы выполнения монтажно-технологических отверстий: ударный и ударно-вращательный; термический; вращательный. Обзор, проведенный автором доклада, позволил определить наиболее рациональный способ выполнения отверстий, учитывая физико-механические свойства материалов и технологии индустриального строительства - вращательный с использованием алмазного породоразрушающего инструмента. Одним из основных параметров режима бурения является расход охлаждающего агента. Самым распространённым охлаждающим агентом является вода. Но использование воды в качестве промывочной жидкости вызывает затруднения при выполнении работ. Использование сжатого воздуха в качестве охлаждающего агента, также имеет ряд недостатков. Способ выполнения монтажно-технологических отверстий в индустриальном строительстве с применением в качестве промывочного агента пены не требует разработки нового бурового оборудования, а позволяет использовать существующие в разведочном бурении технико-технологические схемы. Кроме того, увеличение производительности и ожидаемый экономический эффект от применения пены должны компенсировать затраты на освоение нового способа бурения бетона.^ PROSPECTS OF USE FOAM AS THE COOLANT AT DRILLING CONCRETEFeller V.V., Belyaev A.S. (SPMI)To process of commissioning of building objects one of the major stages of construction and reconstruction of buildings and constructions - installation of the technological and industrial equipment, and also a lining of sanitary-engineering communications precedes, to a power, television and lighting network, installation of protections, false ceilings, stained-glass windows, fires on runways of air stations etc. For realization of these works it is necessary to execute a plenty of construction apertures of various diameter and depth. Taking into account properties of the building material most widespread in industrial construction - concrete and ferro-concretes in the modern industry are accessible the following ways of performance of technological apertures: - percussion and percussion-rotary; - thermal; - rotary. The review which has been carried spent by the author of the report, has allowed determining the most rational way of performance of apertures, taking into account physicomechanical properties of materials and technologies of industrial construction - rotary with use diamond bit. One of key parameters of a mode of drilling is the charge of a coolant. The most widespread coolant is water. But use of water in quality промывочной liquids causes difficulties at performance of works. Use of compressed air as a coolant, also has a number of lacks. The way of performance of technological apertures in industrial construction with application in quality промывочного the agent of foam does not demand development of the new chisel equipment, and allows to use technological circuits existing in prospecting drilling. Besides the increase of productivity and expected economic benefit of application of foam should compensate expenses for development of a new way of drilling of concrete.^ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙФилатова О.Ю., научный руководитель Соловьева Е.А. (Санкт-Петербургский государственный горный институт)На конкуренцию отраслей и товаров оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы, но при прочих равных условиях конкурентоспособность предприятия определяют также факторы, обусловленные спецификой самого производства. Помимо экономических, экологических и социальных факторов, при анализе конкурентоспособности отраслей минерально-сырьевого комплекса (а также предприятий МСК) необходимо обращать внимание на горно-геологические, горно-технологические и географические факторы. Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность угольных предприятий в нашей стране, можно выделить два крупных блока: внешние факторы (изменение конъюнктуры внутреннего и внешнего угольных рынков, отсутствие эффективного государственного управления отраслью, диспропорции в соотношении цен на энергоресурсы, несовершенство налоговой политики и системы транспортных тарифов) и внутренние факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятий (качество и потребительские свойства угля, финансовое состояние компании, уровень менеджмента, система управления издержками, работа с потребителями, отношения с контрагентами и другие). В качестве основных направлений достижения и повышения конкурентоспособности угольных предприятий предлагаются: снижение налоговой нагрузки на предприятия, установление партнерских отношений с транспортными организациями, пересмотр стратегии ценообразования (реализация данных направлений напрямую зависит от участия государства); повышение эффективности производства за счет снижения доли административно-управленческих затрат в себестоимости угля, обновления парка горных машин, привлечения высоко квалифицированных менеджеров, повышения качества выпускаемой продукции и проведения маркетинговых исследований; создание энергетических компаний.^ FACTORS WHICH INFLUENCE ON COMPETITIVENESS OF COAL MINING ENTERPRISESFilatova O.Y. (Saint-Petersburg State Mining Institute)Both external and internal factors influence on ability of enterprises to operate successfully at markets. Analyzing competitiveness of coal enterprises it is necessary to take into account specific factors. Two groups of factors can be marked out: external factors (market situation, lack of effective state regulation system, imperfection of taxation policy and transport tariffs), internal factors (financial position, quality of production, system of managerial accounting, communications with contractors). The following directions of increasing of coal enterprises’ competitiveness can be offered: keeping on permanent dialog of the State and coal companies, effective management, decreasing of product cost, carrying out of marketing research.^ СОПОСТАВЛЕНИЕ ДИНАМИК ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПАНИЙ GENERAL MOTORS И TOYOTAКнягинин О.В. (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет)научный руководитель Лопатин М.В., Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, факультет экономики и менеджмента, кафедра «Стратегический менеджмент»В современных условиях особый интерес представляет противостояние американской и японской моделей управления, воплощённых в General Motors (GM) и Toyota (TM). Источником данных послужили работы Марвина Либермана и Ражива Давана (Marvin Lieberman, Rajeev Dhavan), охвачен период с 1964 по 1997 год. Были рассмотрены следующие показатели: численности персонала, усреднённого объёма выпуска на одну фабрику, инвестиций на одного рабочего, соотношения незавершённого производства к объёму продаж, вертикальной интеграции и технической эффективности (экспресс-оценка эффективности компании, рассчитывается по формуле Батиза - Коэлли (Battese, Coelli)).Были выделены следующие закономерности:1. Благодаря усилиям, направленным на применение лучших практик индустрии, компании GM удалось сократить разрыв с TM по показателям объёма инвестиций на рабочего, соотношения незавершённого производства к объёму продаж и вертикальной интеграции. 2. Не произошло существенного сближения числа сотрудников GM и TM, причём на 1997-й год TM по этому показателю уступала GM на порядок. В то же время, компанией GM не было достигнуто какого-либо прогресса в наращивании объёма выпуска на одну фабрику.3. Техническая эффективность GM постоянно снижалась, в то время как техническая эффективность TM росла, приближаясь к рубежу эффективности индустрии. 4. Данные подтверждают предположение о сложности изменения состояния стратегических активов (материальных и нематериальных) в течение короткого промежутка времени. В то же время, изменение происходит благодаря постоянным усилиям менеджмента фирмы. Можно предположить, что скорость внедрения подобных изменений характеризует эффективоность системы управления предприятия.5. Чётко прослеживаются периоды переживания обеими организациями существенных потрясений, в результате которых TM приходилось снижать производительность фабрик, не прибегая к сокращению персонала, и не испытывая проблем с объёмами незавершённого производства, в отличие от GM.Таким образом, благодаря приложенным усилиям, GM удалось сократить разрыв по отдельным показателям, что, однако, не сказалось положительно на её технической эффективности. Практики, позволявшие TM эффективно реагировать на существенные потрясения, было невозможно применить в GM вследствие сложившихся исторически обстоятельств: изначальной ориентации на массовое, а не бережливое, производство, произведённых инвестиций и прочих.^ GENERAL MOTORS AND TOYOTA EFFICIENCY DATA COMPARATIVE ANALYSISKnyaginin (Saint-Petersburg State Polytechnical University)According to research results, Toyota outperforms General Motors significantly. Although GM had succeeded in imitation of industry best practice, its technical efficiency dynamics remain decreasing because of its strategic assets structure. We believe that the speed of implementation of best practice along with firmness in adverse market conditions characterize control system efficiency. Thus, flexibility outperforms scale, and control system efficiency growth is becoming vital in conditions of modern marker.^ ОДНОТОЧЕЧНЫЙ РЕЙДОВЫЙ ПРИЧАЛ В УСЛОВИЯХ БАЛТИЙСКОГО МОРЯА.В.Колгушкин, Н.Д.Беляев (СПбГПУ)В последние годы все более широкое развитие для переработки грузов в рейдовых условиях занимают одноточечные причалы (ОРП). ОРП широко применяются в США, Японии, Италии, Англии, Филиппинах, Малайзии и других странах. Появление таких причалов было связано с необходимостью обеспечения погрузки и разгрузки крупных танкеров на участках побережий, где строительство стационарных сооружений оказывалось технически сложным или экономически нецелесообразным. В мире практически нет стационарных портовых сооружений, способных принять современные супертанкеры с осадкой около 30 метров. В данной работе предлагается конструкция ОРП сквозного типа, предназначенная для обслуживания танкеров дедвейтом 150000 тысяч тонн, в условиях Балтийского моря. Одноточечный рейдовый причал представляет собой одиночный пал диаметром 20 м, свайное основание, которого выполнено из стальных труб 1020 мм. Отметка низа свай составляет минус 45 м. Начертание расстановки проектируемого точечного причала определилось из условий наиболее безопасного подхода танкера. Размеры акватории, необходимой для перегрузочных операций на рейде, находятся в зависимости от способа постановки судна и числа рейдовых причалов. В нашем расчётном случае способ постановки – «отстой на швартовном пале» представлен на рис. 1.Рис.1. Схема швартовки судна у ОРПТогда радиус операционной акватории определяем по формуле: ; R = 50+307+30 = 387 м. где lК = 50 м – проекция длины швартовного конца; Lc – длина расчётного танкера; l = 0,1∙Lc = 30 м – запас. Таким образом, радиус операционной акватории составил 400м. ОРП обеспечивает швартовку судна за одну точку. Конструкция ОРП допускает подход судна для швартовки своим ходом и под любым углом к палу. Отличительной особенностью ОРП является то, что швартовные устройства и рама, на которой расположены раздаточные патрубки, смонтированы на поворотном устройстве с шарнирным вертлюгом. Благодаря этому ошвартованное судно всегда устанавливается по направлению равнодействующей внешних сил (ветер, волнение, течение), что в итоге приводит к уменьшению площади парусности судна и существенному снижению усилий в опорах. Размеры пала принимаются исходя из условий устойчивости и прочности, также зависят от глубины, числа и размеров трубопроводов, швартовных нагрузок. Для защиты от ударов судна на пал монтируются резиновые отбойные устройства. ОРП оборудованы двумя швартовными канатами, каждый из которых рассчитан на самостоятельное удержание расчётного судна в условиях шторма. В центральной части имеется вертикальная шахта, через которую проходят трубопроводы, соединённые с подводными магистралями. Подводные шланги объединяют магистральные трубы, проложенные по дну с коллектором вертлюга трубопроводов, а плавучие шланги соединяют поворотные узлы вертлюга с приёмными патрубками на борту танкера. Предложенная конструкция может быть сопоставлена с действующим терминалом и является вполне конкурентоспособной для обслуживания танкеров заданного дедвейта.^ Single point mooring terminalS in THe baltic sea conditionsА.Kolgushkin, N.Belyaev (St.Petersburg Polytechnical University)In the last years Single Point Mooring Terminals have been developed for handling cargos in road conditions. SPMT are widely used in the USA, Japan, Italy, England, the Philippines and other countries. The emergence of these constructions was connected with the necessity of loading and unloading large tankers on the shore lines where the building of stationary constructions turned out to be technologically complex or not economically feasible. There are virtually no stationary port constructions in the world which could handle modern super tankers having a 30 metre load draught. This work describes a single point mooring terminal on a pile foundation. The construction under consideration is compared to stationary constructions. The work is aimed at determination of construction profitableness for the Baltic sea conditions.^ Повышение качества строительных работ при возведении сквозных сооружений на сваях-оболочкахА.В.Колгушкин, Н.Д.Беляев (СПбГПУ)В конструкциях современных гидротехнических сооружений (ГТС) все чаще в качестве оснований используются металлические сваи-оболочки, что обусловлено соответствием данного вида свайных фундаментов основополагающим критериям, таким как:Естественные условия площадки строительства (данные инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий площадки строительства).Технологическое задание на проектирование (данные, характеризующие назначение, конструктивное и технологические особенности проектируемого сооружения).Условия эксплуатации данного сооружения (нагрузки, действующие на свайное основание, с учетом местных условий строительства). В данной работе рассматривается применение висячих забивных металлических свай-оболочек для конструкции точечного причала на свайном основании с соблюдением всех вышеуказанных критериев. Металлические сваи-оболочки, погружаемые без выемки грунта, применяемые в различных ГТС в последнее время, обеспечивают безаварийную эксплуатацию сооружений. Для оценки влияния технологии погружения свай-оболочек на долговечность оснований сквозных сооружений последовательно рассмотрим работы, по погружению свай. Способ погружения свай-оболочек и применяемое оборудование должны соответствовать указаниям проектов организации строительства и производства работ. Последовательность работ по забивки свай-оболочек:Забивка нижней части сваи-оболочки по направляющей трубе большего диаметра установленной с заданным уклоном. Пристыковка и приварка верхней части сваи-оболочки в вертикальном положении.Забивка сваи-оболочки до отметки, которая позволяет заправить нижнюю секцию следующей сваи-оболочки.Заведение нижней части следующей сваи-оболочки к недобитой сваи-оболочки и погружение нижней части до отметки, удобной для пристыковки к ней верхней части.Погружение последнего звена сваи осуществляется без направляющей трубы. Это связано с возможным повреждением антикоррозийного покрытия сваи-оболочки о направляющую трубу большего диаметра. Звено с нанесенным на него антикоррозийным покрытием приваривается к свае-оболочке уже забитой до определенной отметки. Далее производится погружение до проектной отметки. Таким образом, существенно снижается коррозийной износ сваи. В сваю-оболочку засыпается песок до отметки -1,70 м. Песок уплотняется. Отсыпается слой щебня (высота слоя 0,1 м), укладывается тощий бетон (высота слоя 0,1 м).После затвердевания слоя бетона в сваю ставится армокаркас и укладывается бетон. Кроме выполнения вышеперечисленных операций необходимо:Перед погружением следует наварить усиление на нижний конец сваи-оболочки. Таким образом, предотвращается деформирование ножа сваи при погружении.Стыковка сваи-оболочки производится в процессе погружения с низкосидящего понтона.После стыковки проверяется качество работы стыков в зоне сварки. Предложенная технология забивки сваи-оболочки основана на последовательной забивке секций и комбинировании вибропогружения с забивкой ударным молотом. Нижний элемент сваи-оболочки погружается вибропогружателем, верхний элемент сваи-оболочки – гидравлическим молотом. Забивка свай с помощью молота производится с применением специального наголовника, оснащенного верхним амортизатором. Форма нижней поверхности плиты наголовника должна соответствовать диаметру сваи-оболочки и обеспечивать их надежную фиксацию в процессе погружения, а также предотвращать деформации на стыках секций свай. Размеры плиты наголовника назначаются из условия равномерного распределения давления ударного импульса по всей площади торца сваи-оболочки. Таким образом, в данной работе выявлены две проблемы, от которых зависит качество рассматриваемой конструкции, а, следовательно, и ее долговечность:Необходимость проведения статических испытаний пробной сваи и уточнение расчетных данных по несущей способности. Забивка последнего звена сваи без повреждения антикоррозийного покрытия.^ The increase of building quality in assembling open-pile STRUCTURES on steel TUBULAR pilesА.Kolgushkin, N.Belyaev (St.Petersburg Polytechnical University)Nowadays metal tubular piles of various diameters are widely used in construction of open-pile Hydraulic Structures. Therefore, there is a question of similar constructions durability. Considering tubular piles as the open-pile HS foundations, it is necessary that we should analyze the influence of the technology under construction on their durability. In this presentation, the problem of the structure durability and quality is considered as a function of the following factors:1. Necessity of static tests to prove calculation precision of piles bearing capacity. 2. The technology of saving the corrosion-resistant coating in the period of steel tubular pile immersion.^ ИННОВАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ.Кошелева Т.Н. (Санкт-Петербургская Академия Управления и Экономики)Качество продукции, согласно классическому определению международных стандартов, представляет собой совокупность свойств продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности покупателя. Конкурентоспособность сегодня называют основным источником устойчивого экономического роста. Ее основой, в свою очередь, является инновационная активность бизнеса. Успех, особенно глобальный, во все большей степени обусловлен обновлением технологий, освоением новых рыночных ниш и организационными нововведениями (институциональными инновациями). Сегодня от умения управлять качеством и обеспечивать качество зависит и жизнь человека, и национальное богатство, и престиж государства. Основные выводы / тезисы 1. Один из путей преодоления негативных тенденций при решении этой проблемы - совершенствование процесса сертификации. 2.Выделение и анализ новых факторов, которые влияют на деятельность компаний: усложнение продукции, индивидуализация спроса, открытость национальных рынков, производство по кооперации становится более выгодным, перемещению основной конкуренции на уровень «брэндов». 3.Выбор конфигурации компании или выбор степени ее вертикальной интеграции, диверсификации и интеллектуальности готового продукта. 4.Основной задачей российских компаний сегодня является выделение наиболее перспективных бизнесов и концентрация внимания на них. 5. Новые тенденции построения бизнеса: специализация, отказ от собственного производства в пользу подрядчика, консолидация. 6. Менеджмент как фактор конкурентоспособности. 7. Для постановки менеджмента ресурсов и менеджмента организации целесообразно воспользоваться технологиями бизнес - инжиниринга. 8. Условия, необходимые для сохранения долгосрочной конкурентоспособности: увеличить масштабы своей деятельности (за счет: вывода на мировой рынок конкурентоспособного продукта, укрупнения посредством горизонтальной интеграции), финансировать разработки не более двух наиболее перспективных видов продукции. 9. Концентрация как фактор роста эффективности и конкурентоспособности российских компаний. 10. Инновации и конкурентоспособность. Использование зарубежного опыта. 11. Сертификация. Основные требования, которым должны отвечать показатели качества. 12. Инновационные моменты совершенствования процесса сертификации: процесс сертификации должен учитывать, что критерий удовлетворенности потребителей является необходимым, но недостаточным, необходимы эффективные системы менеджмента организаций, следует учитывать менеджмент качества и экологический менеджмент, эксперты органов по сертификации должны иметь право проводить консультационную деятельность, задачей сертификации должно стать подтверждение эффективности системы менеджмента качества организации, результативность работы самих органов по сертификации. ^ INNOVATION ASPECTS OF QUALITY IMPROVEMENT AND INCREASE OF A COMPANY'S COMPETITIVE CAPACITYT.N. Kosheleva (Saint-Petersburg Management and Economics Academy)The report covers the issues of quality improvement and competitive capacity increase. A positive foreign experience is under consideration.Main conclusions / theses1. Improvement of the certification process is one the ways to overcome negative tendencies while solving the problem.2. Singling out and analyzing of new factors influencing companies' activities.3. New tendencies of business formation: specialization, refusal of domestic manufacture for benefit of a contractor, consolidation.4. Management as a factor of competitive capacity.5. It is expedient to use business engineering technologies in order to establish recourse management and organization management.6. Innovation and competitive capacity. Foreign experience use.7. Innovation aspects of the certification process improvement. ^ ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ^ Николайчук Л.А, научный руководитель Пашкевич Н.В. (Санкт-Петербургский государственный горный институт)Минерально-сырьевая база (МСБ) Российской Федерации является одной из самых крупномасштабных в мире. Более 50% в доходах федерального бюджета приходится на поступления от минерально-сырьевого комплекса, и 70% валютных поступлений в страну обеспечиваются экспортом минерального сырья и продуктов его переработки, что свидетельствует о сырьевом укладе экономики страны. Условия рыночной экономики привели к уменьшению реального сырьевого потенциала страны. На сегодняшний день не проводятся в достаточном объеме геологоразведочные работы, что приводит к истощению МСБ. Основной причиной возникновения неблагоприятной ситуации в минерально-сырьевом секторе является устаревшая и размытая законодательная база, приводящая к низкой конкурентоспособности геологоразведочную отрасль России. Новый проект закона «О недрах» и проект «Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства МСБ России…», разработанные МПР, позволят решить лишь некоторые проблемы недропользования. Необходимо проводить государственную политику в области привлечения негосударственных инвестиций. Одной из таких областей является налоговое законодательство. Применение дифференцированной ставки платежей и введение налоговых льгот, позволят приступить к освоению многих более бедных месторождений, полностью отрабатывать вовлеченные в добычу месторождения, обеспечить наилучшее использование сырьевого потенциала страны и увеличить объем налогов. Отсутствие четкого экономического механизма воспроизводства МСБ приводит к упадку государственных унитарных предприятий. Одним из таких является государственное федеральное унитарное предприятие «Петербургская комплексная геологическая экспедиция», основной целью которого является геологическое изучение МСБ. На сегодняшний день экспедиция является неплатежеспособным предприятием. За последние пять лет государственное финансирование экспедиции сократилось с нескольких десятков до нескольких единиц миллионов рублей. В геологоразведочной отрасли происходит резкое сокращение кадров, при этом специально подготовленных профессиональных специалистов. Таким образом, в современных условиях рыночной экономики основной задачей государства является повышение конкурентоспособности геологоразведочной отрасли, путем восстановления утраченных ресурсов посредством обновления существующих горного и налогового законодательств с соблюдением жесточайшего контроля за их выполнением. Правительством должен быть разработан экономический механизм воспроизводства МСБ, который должен включать в себя: учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов; лицензирование и лимитирование природопользования; финансово-кредитный механизм; платность пользования недрами; налоговые и кредитные льготы; страхование рисков; обеспечение научно-технического прогресса.^ THE RISE OF COMPETITIVENESS OF GEOLOGICAL SURVEY SERVICE OF RUSSIA BY PERFECTION OF THE ECONOMIC MECHANISM OF RENEWAL OF THE MINERAL RESOURCE BASE Nikolaychuk L. (Saint-Petersburg State Mining Institute)In the present work the economical mechanism of the renewal of the mineral resource base of Russia is shown. As the fundamental problem of the mineral resource sector the imperfection of the legislative base is considered. As an example of necessity of the geological prospecting field reform realization the main economical indicators of the state unitary enterprise “Petersburg Complex Geological Expedition” are taken. A number of steps of raising the competitiveness of the system of the resources exploration is proposed. As key criteria of resolving present problems the state regulation of the development and use of the mineral resource base is considered.^ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОГО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА: НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА – КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИПлешаков С.М. (Санкт-Петербургский Государственный Технологический институт), аннотация Stanislav M. Pleshakov (SPbGTI)Representation of results of the scientific-research project:«The outdoor advertising - as effective means of the advertising communications».In work the direction of development of the outdoor advertising as important element in development of city is considered. For the first time the outdoor advertising is considered in a complex, the author offers model of influence of the outdoor advertising on the consumer and its specific qualities are allocated. Possible types of projects of the outdoor advertising and principles of their influence are considered.Разработка новых подходов к организации наружной рекламы в настоящее время является актуальной темой, так как, до сегодняшнего дня, не выработаны механизмы ее организации, не определены мероприятия по обеспечению ее эффективного развития, не сформулирована политика города в области создания и размещения наружной рекламы. В работе определяются исторические этапы развития наружной рекламы, рассматривается процесс формирования наружной рекламы как деятельности предприятия по продвижению товара на рынке, выявляется роль наружной рекламы в экономическом развитии города. В работе рассмотрено направление развития наружной рекламы как важного элемента в развитии города. Впервые наружная реклама была рассмотрена комплексно, автором предложена модель воздействия наружной рекламы на потребителя и выделены ее специфические качества. Рассмотрены возможные типы проектов наружной рекламы и принципы их воздействия. Еще одним важным направлением работы является анализ управления наружной рекламой с помощью программного обеспечения и обоснование необходимости развития данной проблематики Результатом исследования было определение и обоснование альтернативного пути развития наружной рекламы, обозначена значимость наружной рекламы как основного вида рекламной деятельности на предприятии. Рассмотрено применение компьютерных технологий в управлении наружной рекламой, рассмотрел вопросы создания новых форм организации наружной рекламы. Данная работа подготовлена с учетом специфики наружной рекламы в Санкт-Петербурге и может быть применена на практике при разработке политики размещения наружной рекламы. Кроме того, в работе анализируются препятствия, возникающие во время проведения исследования, его апробации и внедрения на предприятие.^ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИЗеленская О.В., научный руководитель Горлушкина Н.Н. (Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики)В настоящее время вопрос о конкурентноспособности выпускников высших учебных заведений стоит особенно остро. В этом контексте затрагиваются многие области, такие как социология, психология, педагогика и методы обучения, общее экономическое положение в стране. Недостаточно просто организовать студенческую биржу труда в рамках высшего учебного заведения, так как трудоустройство выпускников еще не решает проблему их конкурентноспособности. Необходимо работать со студентами на уровне обучающей кафедры, тесно сотрудничать с предприятиями и совместно разрабатывать целевые программы обучения студентов не только при изучении дисциплин, но и во время прохождения ими практики на предприятиях. В интересах предприятий участвовать в подобных разработках. Таким образом, предприятие, организовывая прохождение практики, имеет возможность не только выбрать будущих сотрудников, но и подготовить конкретного специалиста к специфике своей деятельности, что впоследствии повысит конкурентноспособность самого предприятия, так как снизит затраты на переобучение молодого специалиста и адаптацию его к условиям производства, позволит сразу задействовать в производственных процессах. Всеобщая стандартизация образования приводит к тому, что человек в процессе обучения, начиная со школьной скамьи, загоняется в узкие рамки стандартов, свобода действий личности на этом этапе не поощряется и когда наступает возможность выбирать или принимать самостоятельное решение, человек не готов к этому. В последнее время все больше говорят об инфантильности молодых людей старше 20-25лет. Таким образом, приходим к выводу, что вуз должен принимать активное участие в воспитательном процессе будущего специалиста, обеспечивать психологическую поддержку на протяжении всего периода обучения, задавать направление его дальнейшей деятельности. Одним из решений вышеописанной проблемы может быть приобщение студента еще во время обучения к живым производственным процессам, непосредственное участие в научной работе кафедры, более тесный контакт с профессрско-преподавательским составом. Для решения подобных задач необходимо в рамках университета разработать структуру централизованного органа, который сможет организовать и обеспечить работу в данном направлении. В случае внедрения такой системы в образовательный процесс, со временем возможно повышение качества обучения, долгосрочное сотрудничество с предприятиями города, содействие адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся экономическим условиям. THE CENTER OF THE ASSISTENCE FOR THE PLACING IN A JOB FOR STUDENTS AND FINAL-YEAR STUDENTS OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS AS TOOL PROMOTION ABILITY FOR COMPETITION.^ Zelenskaya O.V., Gorlushkina N.N. (Saint-Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics and Optics)At present topical question about promotion ability for competition final-year students of higher education establishments. In this context considerate such spheres as sociology, psychology, pedagogy and economy. Very important collaborate among sub-faculties of the University and industrial works. Sub-faculties must work with students also. Actual create the center of the assistance for placing in a job. Center must help students and final-year students to find the work of profession and to stand ability for competition. Mission of the center consist in organize collaboration among sub-faculties of the University, industrial works, students, final-year students. As well center must organize collaboration between structural elements of the University. The center able make for rise of the quality of the education, long duration with industrial works, assistance for placing in a job for students and final-year students of the University.