Реферат по предмету "Разное"


«Клубная деятельность как форма психологической работы с молодежью»

Тема опыта: «Клубная деятельность как форма психологической работы с молодежью» Любовная Ирина Геннадьевна – педагог-психолог высшей квалификационной категории Сахалинского топливно-энергетического техникума СТЭТ, г. Южно-Сахалинска. Шестакова Ольга Меркурьевна - педагог дополнительного образования областного центра развития творчества детей и юношества ОЦРТДиЮ г. Южно-Сахалинска. Сведения об авторах: Стаж: педагогический стаж работы – 26 лет; стаж работы в должности педагога-психолога – 11 лет; руководящий стаж работы в должности заместителя директора по научно-методической работе в ДОУ №22 – 10 лет; стаж работы педагогом-психологом в СТЭТ 3 года, с 2002 г. по настоящее время. В должности исполнительного директора Областной общественной организации «Общество здорового образа жизни «МОНАДА» - 7 лет, с 1998г. – 2005г. (серия радиопередач «Душевный разговор» на «Радио Сахалин» и серия телепередач на ГТРК Сахалин «Точка зрения», «Первый класс для родителей») педагогический стаж работы – 7 лет; стаж работы в должности педагога дополнительного образования – 7 лет; В ОЦРТДиЮ работает педагогом дополнительного образования 2 года с 2003 г.Является членом общественной организации «Центр психологической помощи «ЛОГОС» - 10 лет, с 1995 г. Образование: высшее; в 1979 году закончила Государственный педагогический институт в г. Комсомольск на Амуре, присвоена квалификация «преподаватель психологии и педагогики». В 1994 году закончила спецфакультет практической психологии при Южно-Сахалинском педагогическом институте. Присвоена квалификация «практический психолог». высшее 1978 закончила Ленинградский электротехнический институт им. Ульянова (Ленина), присвоена квалификация «инженер», в 1998 году закончила очно-заочную школу практической психологии «Инсайт» г. Воронеж, присвоена квалификация «практический психолог». Награды, звания: Грамоты администрации ДОУ №22, Грамоты СТЭТ «За творчество, за добросовестность выполняемой работы» Грамота МУПЖПЭТ «За организацию работы в детском клубе по месту жительства «Орленок» 2001 г.Грамота департамента образования г. Южно-Сахалинска «За организацию фестиваля детской прессы» 2004 г. Обобщение опыта ранее: Ранее опыт работы не обобщался Публикации: Любовная И.Г. «Дай руку ребенку» // Губернские ведомости. 2000 Любовная И.Г. «От сердца к сердцу» // Остров сокровищ. 2001, 8 мая, 29 мая, 5 июня, 27 июня Любовная И.Г. «Я+ТЫ: вечера по пятницам» // Южно-Сахалинск сегодня. 6 апреля 2004Оксана Максимова(псевдоним О.Шестаковой), Любовная И.Г. Диалог: «Я+Ты». // Молодая гвардия. 27 мая 2004г. Оксана Максимова(псевдоним О.Шестаковой), Любовная И.Г. Диалог: «Я+Ты». // Молодая гвардия. 27 мая 2004г. Антон Степанов (под редакцией О. Шестаковой) «Я+Ты»: вечера по пятницам» // Южно-Сахалинск. 7 апреля 2004 г. Увлечения, хобби Спорт ЗОЖЧтение профессиональной литературы Авторская песня Туризм Журналистика Опыт представлен в виде статьи - описания опыта для размещения на Web-сайте в региональной базе данных СОИПиПКК «Передовой педагогический опыт»; а также творческим отчетом деятельности И.Г. Любовной и О.М. Шестаковой в клубе общения «Я + ТЫ». ^ Описание опыта Актуальность Актуальность опыта определяется возрастными потребностями юношества. Эмоционально доброжелательная атмосфера в клубе притягательна для молодежи. Обмен жизненным опытом, мнениями и позициями в клубе происходит более открыто, без опасения за возможные социальные или профессиональные последствия. Эмоциональным и содержательным лидером в таком клубе выступает ведущий (тренер), желательно имеющий психологическое образование. В открытой клубной атмосфере у него появляется возможность не учить психологии», а «транслировать» психологию в том ритме и содержании, к которым готовы члены клуба и сам психолог. Актуальность опыта определяется также тем, что с точки зрения авторов досуг, предлагаемый сегодня молодежи мало содержательный и дорогостоящий. Клуб является той территорией, где может состояться содержательное общение юношей и девушек разного возраста. Это весьма актуально, еще и потому, что досуг в таких заведениях носит в основном потребительский характер. Клуб общения удачно сочетает в себе творчество, отдых и развитие. Степень новизны На Сахалине подобная форма психологической работы со студенческой молодежью успешно опробована впервые. Ведущие ключевые идеи В условиях клубной деятельности участники получают возможность реализации собственных базовых потребностей. У подростков и юношей особенно высока потребность в межличностном общении. Неудовлетворенность этой потребности – самый частый источник отрицательных переживаний и неблагоприятных вариантов личностного развития этом возрасте. В связи с этим выделяют (по А. Венгеру) основные типы групп подростков и юношей:Подростки и юноши со средней и высокой социальной успешностьюМолодежь с низкой социальной успешностью. Для этих юношей и девушек характерно осознавание стоящих перед ними проблем, но непонимание имеющихся психологических трудностей. Социально неблагополучные подростки и юноши (реже девушки) с девиантным (иногда делинквентным) поведением. Для большинства из них затруднено адекватное осознание не только психологических, но и бытовых проблем, поскольку асоциальное поведение воспринимается ими как вполне нормальный и естественный способ разрешения этих проблем.( По данной классификации студенты ССУЗОВ чаще относятся к 1-ой, частично к 2-ой, а учащиеся системы НПО относятся частично ко 2, а больше к 3 группам). Любовная И.Г. и Шестакова О.М. рассматривают деятельность подростково-молодежного клуба как модель коррекционной и профилактической работы с данным возрастом, который оказался достаточно успешным. В рамках клуба появляется возможность альтернативы выработки позитивного жизненного сценария для детей «группы риска». Юность психологи (И.С.Кон) рассматривают как фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает с одной стороны завершение физического, в частности полового созревания, а с другой стороны – достижение социальной зрелости. Этот возраст представляет собой группу повышенного риска. Почему? Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества.В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушания взрослым, уже не действуют, а взрослые способы предполагающие дисциплину и самоконтроль еще не сложились. Следовательно, необходимо именно с молодыми людьми этого возрастного периода психологическая поддержка, обеспечивающая формирование эмоциональной устойчивости личности, выработку собственного взгляда, жизненных и нравственных ценностей. А это можно обеспечить через общение в клубе со сверстниками и значимыми взрослыми.Взаимодействие внутри клуба (юношей со значимыми людьми – сверстниками взрослыми) позволяет ее участникам самоопределиться и найти свое место в жизни. Современные условия развития общества предъявляет к личности молодого человека весьма противоречивые требования: с одной стороны устойчивость и стабильность, с другой гибкость и способность усваивать новую информацию. В этих условиях молодому человеку необходимо самоопределиться и найти свое место в жизни, самому и ответственно участвовать в формировании событий своей жизни. В клубе «Я + ТЫ» созданы условия для самоопределения, формирования нравственных ориентиров и эталонов межличностного общения. Длительность функциони-рования Особенность клубной работы с молодежью предполагает работу в учебный период. Формирование содержания программы клубных встреч определяется в результате общения психологов и участников клуба с учетом потребностей, интересов и возможностей обеих сторон. История развития опыта Клуб «Я+ТЫ» начал работать в октябре 2003 года на базе Сахалинского топливно-энергетического техникума. Участниками его стали студенты Южно Сахалинского педагогического колледжа СахГу, ЮС института экономики, права и информатики, ЮС финансового техникума, СахГу, ДВГАЭиУ, Сахалинского базового медицинского колледжа, а также ПЛ-1,ПЛ-2 и старшеклассники школ города. В 2003/04 уч. году образовался клуб общения на базе общежития ПЛ-2. Деятельность клуба осуществляется по настоящее время. Технологи-ческий аспект Цель – создать условия для успешной социально-психологической адаптации молодежи в новых условиях.Задачи: Выработать навыки эффективного общения юношей; Выработать навыки стрессоустойчивости и саморегуляции поведения у молодых людей; Расширить кругозор и словарный запас участников клуба; Способствовать интериоризации общечеловеческих ценностей.Принципы работы клуба.Принцип неформальных отношений, участие без принуждения, выбор тем для обсуждения с учетом интересов и пожеланий группы.Принцип безопасности .Открытость искренность, эмоционально доброжелательная атмосфера, в которой без опасения быть оцененным, непонятым и непринятым идет обмен опытом, мнениями и позициями.Принцип регулярности: Клуб открывает двери каждую пятницу. Тема каждого занятия обозначается заранее с согласия участников и в соответствии с имеющейся программой.Принцип проживания. В клубе не учат «психологии», а проживают ситуации, тем самым психотехнически транслируется психологические знания в том ритме и содержании, к которым готовы члены клуба и тренеры- психологи. Программа клубных встреч складывается в результате взаимодействия психологов и участников, с учетом интересов и возможностей сторон.Принцип доступности и открытости. Клуб является пространством, куда можно прийти самому, привести свою девушку или парня, друга, соседа и т.д.В клубной деятельности используются самые современные методики ведения групповой работы. Построена она с учетом возрастных, культурных и социально - психологических особенностей участников. Содержание программы отвечает требованиям целенаправленности, педагогической значимости и системности. ^ Формы работы. Занятия проводятся в форме встреч-дискуссий с элементами тренинговой работы. Занятия включают в себя - проведение психокоррекционных упражнений и развивающих игр, целью которых является психологическое оздоровление молодежи, личностное развитие и адаптация молодежи в новых социально-психологических условиях. Кроме того, проводятся теоретические занятия, включающие самотестирование и беседы по результатам тестирования. При проведении занятий используются различные формы подачи материала: игра, тест, беседа, дискуссия, соответствующие возрасту, интересам и потребностям обучающихся. Клубная форма работы отвечает возрастным и социально-психологическим особенностям участников. Является оптимальным средством для достижения поставленных целей. Данная форма работы позволяет развивать и укреплять неформальные взаимоотношения между людьми. Этому способствует доброжелательная обстановка, и условие свободного посещения. Выбор тем для обсуждения осуществляется с учетом общих интересов и общего уровня развития участников. Кроме того, программа предусматривает чаепития, когда происходит нерегламентированное общение участников встреч. Важно, что работу клуба координирует Совет, который осуществляет связь с ВУЗами и ССУЗами города. Следует учесть, что клубные занятия с молодежью будут эффективными только в том случае, если тренер (ведущий) будет находиться на позиции фасилитатора, то есть человека сопровождающего процесс обучения и общения, а не руководящего им. Результаты Главным результатом программы на первом 2003-2003 учебном году реализации стало: создание клуба, то есть образование территории безопасного общения; создание ритуала и традиций встреч; формирование актива клуба; установление доверительных отношений между взрослыми (педагоги, психолог, гости) и участниками клуба; налажены деловые отношения с администрацией СТЭТ, которая создала условия для реализации деятельности клуба; опробованы технологии клубной деятельности, как формы психологической работы с молодежью. С 2003 по 2005 год было проведено 35 встреч в СТЭТ, и 21 встреча в общежитии ПЛ-2, участниками клуба стали 700 человек. В процессе работы проводится мониторинг на нескольких уровнях, что позволяет отслеживать и оценивать эффективность работы.^ Виды мониторинга:Визуальный. Проводит тренер (ведущий). На основании его осуществляется коррекция содержания программы.Обратная связь или рефлексия. Дается участниками клуба в завершении каждого занятия.Цветопись – графическое (цветовое) выражение эмоциональной «температуры» занятия. Проводится выборочно на отдельных встречах.Анкетирование. Проводится в завершении учебного года. В результате деятельности клуба «Я+ТЫ» у молодых людей можно наблюдать следующие изменения: у участников клуба расширился круг общения, в котором ребята могут самореализоваться в разных сферах деятельности; появилось и усилилось чувство толерантности (относительно возраста, интеллекта, национальности, внешности, гендерных особенностей и т.д.); появилась возможность в процессе совместной деятельности познать себя, определить индивидуальные личностные особенности и принять себя как индивидуальность; как следствие познания себя юноши более ответственно решают вопросы профессионального самоопределения. Это выражается в том, что молодые люди находят себе работу соответствующую их интересам, особенностям и способностям. Двухгодичный опыт работы показал, что: Клубная форма работы соответствует возрастным, психологическим, культурным особенностям старших подростков и юношей, является наиболее эффективной и способствующей успешной социально-психологической адаптации и формированию личностной зрелости молодежи; Личностная зрелость помогает молодежи находить конструктивные, толерантные формы взаимодействия в социуме, что позволяет им более успешно реализоваться на рынке труда и в семейной жизни в условиях экономической и нравственной трансформации общества; «Клуб общения» является одной из оптимальных форм работы с учащимися системы НПО, проживающими в общежитии. ^ Выгоды для педагога: В результате клубной работы с молодежью у педагога происходит развитие содержательного и глубокого интереса к личности молодого человека, что позволяет обеспечить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения; Технологии, формы и методы работы, которые используются в рамках клубной деятельности могут быть использованы педагогом на уроках и во внеклассной работе, что позволяет сделать учебный материал интересным и более доступным для усвоения. Перспективы В перспективе планируется: создание методического пособия для организаторов клубной деятельности с молодежью распространение опыта работы в Сахалинской области через СМИ, школьные площадки, клубы по месту жительства, обучающие семинары для социальных педагогов и психологов и другие формы работы. Опыт обобщается на основе: решения регионально научно-практической конференции (ноябрь 2005 г.) решения заседания кафедры психологии и андрагогики СОИПиПКК от «17» ноября 2005 г. Статья подготовлена: методистом кафедры психологии и педагогики Нагиевой Еленой ВячеславовнойДепартамент образования Сахалинской области Областной центр развития творчества детей и юношестваМетодическая разработка на тему: «Клуб общения» как форма воспитательной работы с учащимися НПО, проживающими в общежитии.Педагога дополнительного образования Шестаковой Ольги Меркурьевны Руководителя объединения «Клуб общения «Я+ТЫ»Г. Южно-Сахалинск 2004годОГЛАВЛЕНИЕВведениеГлава1………………………………………………. Стр.3Глава 2……………………………………………….. Стр.8Список литературы………………………………….. Стр.16Приложение1. ВведениеСоциально-экономические преобразования в России последнего десятилетия затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, криминализация общества, нарастание процесса деформации семьи. Все это болезненно сказалось на жизни детей и подростков. Реальная ситуация в стране в условиях неблагоприятного воздействия факторов социальной и социально-биологической экологии обусловила рост опасных для подрастающего поколения и общества в целом тенденции: раннюю алкоголизацию и наркоманию подростков омоложение преступности, в том числе среди девочек подросткового и юношеского возраста. Эти проявления стали особо актуальными проблемами нашего времени . Социальные факторы усиливают недостатки семейного воспитания Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости усиления и совершенствования воспитательной и социально-профилактической деятельности государства и общества в целом. В процессах определяющих нравственное благополучие общества, значительное место принадлежит социально- педагогической деятельности учреждений дополнительного образования детей и юношества, общеобразовательных школ. Однако в сложившейся массовой практике педагогические коллективы этих учреждений не в полной мере владеют информацией о конкретной ситуации развития подростка и его проблемах, недостаточно хорошо знают условия семейного воспитания. Нередко отношения государства и педагогов с трудными подростками сводятся к запретительным мерам и не устраняют причины, вызывающие отклоняющее поведение подростка. В некоторых случаях подростки преждевременно уходят из школы. Плохо образованные и слабо подготовленные к жизни они сталкиваются с непреодолимыми трудностями при включении в трудовую жизнь, становятся группой риска, что порождает целый ряд новых проблем, подрывает уверенность подростка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности. И, как следствие всего выше перечисленного, у ребенка получается неблагоприятный вариант личностного развития (НВЛР). Внешне это чаще всего проявляется в девиантном поведении подростков и молодежи. Как помочь таким детям? Каковы их возрастные особенности? Как правильно организовать воспитательную работу с ними? Какие формы работы приемлемы? Ответы на эти вопросы руководитель программы искала в литературе.Глава1 Обзор литературы. Психолого-педагогическая характеристика контингента старших подростков обучающихся в системе начального профессионального образования(НПО). Поскольку в данной программе мы рассматриваем формы воспитательной работы с учащимися профессионального лицея, проживающими в общежитии, необходимо подробнее рассмотреть психолого-педагогические особенности этой группы молодежи.Обычно это юноши и девушки в возрасте от 15-до 20 лет, в большинстве своем они имеют неблагоприятный вариант личностного развития (НВЛР). Психологическое содержание юношеского возраста .В работе И.С. Кона «Психология ранней юности» (17) дается развернутая характеристика всех аспектов развития личности в этом возрасте. В книге приведен исторический экскурс, показывающий изменения взглядов и ожиданий, взрослых в отношении молодежи в разные эпохи. Особенно важна приведенная автором характеристика современного общества и задач воспитательной работы в современном динамично развивающемся мире. Взрослым на этом этапе впервые в истории человеческой цивилизации предстоит готовить подрастающее поколение к жизни и работе в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения. Эти же обстоятельства предъявляет к личности молодого человека весьма противоречивые требования: с одной стороны устойчивость и стабильность, с другой гибкость и способность усваивать новую информацию. Требования времени меняются и по отношению к деятельности педагогов и педагогических систем. Современные средства обучения, как и современная технология и образ жизни, принципиально несовместимы с авторитарными методами воспитания. Они требуют равенства, демократии и свободы. Новое общество требует новой системы социализации, новых форм работы с молодежью. Юность автор рассматривает как фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает с одной стороны завершение физического, в частности полового созревания, а с другой стороны – достижение социальной зрелости. Этот возраст представляет собой группу повышенного риска. Почему? Во-первых ,сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества.В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушания взрослым, уже не действуют, а взрослые способы предполагающие дисциплину и самоконтроль еще не сложились. Очень важна данная И.С.Коном характеристика педагогических и психологических условий возникновения у подростков девиантного поведения, а также рассмотрения их взаимосвязи. Одной из главных причин он называет - пониженное самоуважение и непринятие себя. Особенности воспитательной работы в систем НПО В сборнике под ред. А.Б. Афансьевой «Воспитание трудного ребенка»(5) даются ответы на вопросы, связанные с организацией воспитательной работы с трудными детьми, обосновываются факторы влияющие на поведение подростков , развитие и проявление у них различных форм отклоняющегося поведения , определяются основные направления совершенствования воспитательной работы с трудными детьми. Особенно необходимым для работы по данной программе стал раздел «Трудный ребенок в профессиональных училищах». Для профессиональных училищ (лицеев), пишет автор, традиционно велика концентрация учащихся с НВЛР и детей-сирот. Это связано с тем, что приход их в ПЛ часто обусловлен нежеланием продолжать обучение в школе в силу негативного отношения к ним членов педагогического коллектива, а также семейных проблем. Именно поэтому в ПУ,(ПЛ) накоплен большой опыт воспитательно- профилактической работы с детьми имеющими склонность к девиантному поведению. В нем сочетаются различные педагогические подходы. В то же время изучение данной сферы показывает, что работа идет часто по стандартной схеме: постановка воспитанников на учет, формальный контроль, встречи с родителями, включение подростков в работу различных кружков. Такая схема, к сожалению, малоэффективна .и рассчитана на усредненный подход ко всем учащимся. Педагогами и другими специалистами обычно проводится не воспитательно–профилактическая работа, а скорее карательная, что увеличивает вероятность появления отклоняющихся форм поведения. Сегодня такой подход не отвечает требованиям принципа индивидуализации педагогической работы, который отражает гуманистические тенденции реформирования образования. Учащиеся ПУ, (ПЛ) являются особой социальной группой молодежи. С одной стороны главным видом их деятельности является учение, а с другой – включение в профессиональную деятельность. Здесь и возникает сложность и противоречивость той социальной роли, которую должен принять учащийся ПУ, (ПЛ). Мы также можем говорить об учащихся ПУ, (ПЛ) как особой социальной группе, потому что они не только имеют особый вид деятельности, но и особое социальное положение .в обществе(зависимость от семьи, слабое материальное положение, зависимость от учебного заведения или государства ) . И как следствие - у обучающихся преобладают иждивенческие настроения, нередко встречается «комплекс сироты». Именно поэтому так важно на сегодняшний день развивать социально - педагогическое направление в воспитательной работе в системе НПО. Типичные психологические особенности трудных подростков В работе известного психолога Л.М. Зюбина Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися (10) рассматриваются психологические основы индивидуального подхода к учащимся ПУ, (ПЛ), приводятся методы воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися. Автор выявил типичные особенности трудных подростков, связанных с деформацией их сферы общения и приводит следующие данные исследования : - замкнутость, необщительность, критическая настроенность к другим, скептицизм, избегание других, склонность работать в одиночестве, негибкость в оценках окружающих, склонность к жестокости были отмечены у 49% обследуемых.; - подозрительность, большое самомнение, отсутствие заботы о людях, плохая работа отмечены у 48% обследуемых; - самоуверенность, агрессивность, упрямство, конфликтность отмечены у 19 % опрошенных.. В то же время им выявлено что наблюдается : - застенчивость, робость, нежелание находиться среди людей у 40% опрошенных; - эмоциональная неустойчивость, раздражительность, избегание трудностей у 30%- приспособляемость, беспринципность, подверженность случайному влиянию у 25 %.Приведенная выше статистика послужила поводом для выдвижения гипотезы рассматриваемой программы, о том, что причины трудного поведения подростков кроются в неразвитости у них коммуникативных способностей, низком уровне рефлексии собственных проблем и социальной ситуации, неадекватной самооценке своих способностей и возможностей, личностной и социальной незрелости. А также, предположения о том, что для их коррекции требуются особые формы внеклассной воспитательной работы. которая позволяла бы ликвидировать данную запущенность, а отдельных случаях и просто позволяла бы осваивать молодым людям новые формы общения и взаимодействия . Одной из таких форм автором называются клубы разной направленности – спортивные, технические, музыкальные и пр. Интересен приведенный им опыт работы клуба выходного дня в одном их училищ г. Харькова (Украина). Психологические особенности субкультуры учащихся ПТУ, проживающих в общежитииБольшую помощь в понимании явления, с которым столкнулись руководитель заявленной программы, и педагоги-воспитатели общежития дал автореферат (1)«Психологическое изучение особенностей субкультуры учащихся ПТУ, проживающих в общежитии» В системе профтехобразования общежития, где проживают учащиеся, являются важным звеном всего учебно-воспитательного процесса. В общежитии учащиеся проводят значительную часть суток: отдыхают, решают свои бытовые вопросы, готовятся к занятиям, овладевают культурой межличностного и межгруппового взаимодействия. Там действуют свои нормы, ценностные установки, традиции, своя специфическая субкультура.Общежития всегда были зоной повышенной криминогенности, особых видов аморального поведения (пьянства, наркомании, токсикомании, половой распущенности и пр.). Это относится и к общежитиям ПТУ. С кризисом, переживаемым нашим обществом, спадом в экономике, субкультура общежитий ПТУ получила мощный дальнейший толчок в сторону криминализации. Преодоление влияния этой особой субкультуры на поведение личности или группы , её декриминализация, формирование гуманистической субкультуры молодежи ПТУ, проживающей в общежитии - таковы задачи, которые должны быть решены. Важно также и понимать, что для проживающих в общежитии эта субкультура создает специфическую ситуацию развития. Ситуация закрытости сообщества усугубляет негативные последствия её воздействия на учащихся, прибывших с периферии, с детских домов и пр. По сравнению с общей подростковой субкультурой, субкультура учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ, легче поддается криминализации, что определяется как фактором закрытости, так и составом носителей этой субкультуры (дети из неблагополучных семей, выпускники детских домов и приютов). Именно они являются носителями и распространителями норм и ценностных установок и других атрибутов среди законопослушной части учащихся, проживающих в общежитии.Уникальными являются результаты экспериментального исследования субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях ПТУ. Оказалось что она включает 27 компонентов, из которой 12 можно отнести к молодежной , а 15 к криминальной субкультуре. Выходит, что компоненты молодежной субкультуры занимают в субкультуре общежития 44.4%, а криминальной 55.6%. Основными механизмами криминализации являются:-жесткое деление на своих и чужих- дедовщина, как система взаимоотношений «стариков» и «новичков»- прописка, как обязательный элемент дедовщины, заключающийся в изощренных испытаниях новичков)- землячества, они характеризуются отсутствием дедовщины,- жесткая иерархия - постановка должника на «счетчик»,- стадность, чрезвычайная конформность, инстинкт подражания,- специфические формы проведения досуга (дискотека , телевизор, свидания – до отбоя, и алкогольное застолье – после, причем алкоголь выступает как средство объединения),- наркомания - секс в общежитии характеризуется особым сексуальным поведением (многие имели до общежития богатый сексуальный опыт в замкнутом пространстве общежития этот опыт быстро приумножается). Сюда же можно отнести и моду на проституцию. Так же характерен и групповой секс (из обследованных 81 беременных девушек 45, 7% не могли сказать кто отец ребенка). Признание всех этих особенностей в качестве реального факта не означает, что с этим надо мириться. Психологической основой оздоровления этой субкультуры является: - своевременная и всесторонняя диагностика - прогнозирование развития, - своевременное выявления группировок- - разобщение и переориентация их членов - поиск форм воспитательной работы, влияющих на установки и ценности учащихся, развитие их коммуникативной культуры - создание психологической службы в каждом общежитии ПТУ - повышение коммуникативной культуры воспитателей общежития, включая педагогическую и психологическую компетентность, профессионализм, гуманность коллективный тип отношений, лежащий в основе сотрудничества воспитателя и воспитанников. Таким образом, мы видим, ярко выраженную потребность в новой, особой форме воспитательной работы в общежитии, которая должна быть психологизирована и личностно ориентирована. «Клуб общения» как форма работы как раз и может способствовать оздоровлению атмосферы в общежитии. Но для этого необходимо провести Обоснование выбора формы работы В книге А..Л. Венгера « На что жалуетесь?»(3) доказывается, что в работе с подростками и юношеством, направленной на предупреждение и преодоление НВЛР, ведущее место занимают групповые методы педагогической и психологической работы. Подробно освещаются механизмы возникновения неблагоприятных вариантов личностного развития (НВЛР) Автор отмечает, что психологическая работа, способствующая адаптации старшеклассников (учащиеся ПУ (ПЛ) в основном находятся в том же возрасте- прим. авт..) предполагает: - предоставление подросткам и юношеству условий для полноценной реализации своих способностей и потенциальных возможностей. - коррекцию неблагоприятных психологических особенностей, приводящих к трудностям в межличностном общении. У подростков особенно высока потребность в межличностном общении. Неудовлетворенность этой потребности – самый частый источник отрицательных переживаний в этом возрасте. В связи с этим автор считает основным типом психологических групп для подростков – группы развития средств общения. Далее он выделяет три основных типа групп:Подростки со средней и высокой социальной успешностьюМолодежь с низкой социальной успешностью. Для этих юношей и девушек характерно осознавание стоящих перед ними проблем, но непонимание имеющихся психологических трудностей.Социально неблагополучные подростки и юноши (реже девушки) с девиантным (иногда делинквентным ) поведением. Для большинства их них затруднено адекватное осознание не только психологических, но и бытовых проблем, поскольку асоциальное поведение воспринимается ими как вполне нормальный и естественный способ разрешения этих проблем.( Нетрудно заметить, что по данной классификации учащиеся системы НПО относятся частично ко 2, а больше к 3 группам прим. ред.). В своей книге автор рассматривает деятельность подростково-молодежного клуба с психологической группой, работающей на его базе, как модель коррекционной и профилактической работы с данным возрастом.Важны практические выводы Венгера А.Л. относительно оценки результатов работы клуба общения в приведенных выше группах старшеклассников..Наибольший успех достигается в группах первого типа(подростки с высоким общекультурным уровнем и высокой социальной успешностью.)В группах второго типа у большинства старшеклассников достигалось осознание своих психологических проблем, но для преодоления их только работы в клубе оказывалось недостаточно.В группах третьего типа (с выраженными девиантными тенденциями) достижения были довольно поверхностны. За пределами клуба старшеклассники из этих групп сохраняли прежние модели поведения. Однако при длительной работе клуб уже выполнял функцию коррекционного механизма. В целом опыт сочетания работы психологической группы и подростково-молодежного клуба оказался достаточно успешным. Это условие приводило к появлению у старшеклассников более или менее развернутых форм деятельности, направленной на социальное самоопределение. В книге А.Г. Лидерса «Психологический тренинг с подростками»(18) мы находим современный взгляд на особенности работы со старшими подростками в тренинговой форме. Очень важна выраженная автором мысль о том, что «взрослость» не может вырасти сама из себя, это не продукт механического созревания, а продукт социального научения. Основным механизмом взросления является социальное подражание. Для формирования «взрослости» нужны образцы. (Не секрет, что дети системы НПО часто не имеют таких образцов - их семьи неблагополучны, велика доля детей сирот.. прим.ред.). Роли, проигрываемые в процессе тренинговых занятий, дают подросткам возможность примерить на себя взрослые формы поведения. Большую практическую ценность имеет приведенная типология упражнений, методические рекомендации ,ведущему программу, освещение особенностей действий тренера, в тренинге личностного роста. Все это дает возможность выработать свой продуктивный стиль общения в


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.