ОПЫТработы инструктора по физической культуреКРЕСТЬЯННИКОВОЙ Л.А.МДОУ «Детский сад с. Мошок»Судогодского районаВладимирской областиТема: «Коррекционно-оздоровительная работав ДОУ, используемая при организации двигательной активности дошкольников» 1. НАИМЕНОВАНИЕ ОПЫТА. "Коррекционно-оздоровительная работа в ДОУ, используемая при организации двигательной активности дошкольников с целью профилактики плоскостопия и коррекции осанки у детей, имеющих отклонения в физическом развитии".Педагогический опыт физ. инструктора Крестьяниковой Л.А. МДОУ "Детский сад с. Мошок"2. ^ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТА. Жизнь - это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Основные движения гармонируют физическое состояние человека, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в ДОУ. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре проводим и оздоровительно-профилактические. Большое внимание с раннего возраста уделяем формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств, а также привитию культурно-гигиенических навыков, и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни. За последнее время число здоровых детей уменьшилось в пять раз исоставляет 10% от общего количества. Дефицит массы тела наблюдается у20% детей, физиологическая незрелость - у 60, более чем у 70% детейимеются функциональные отклонения, у 50 - хронические заболевания.Каждый третий ребенок страдает снижением остроты зрения. Плоскостопием страдают от 40 до 60% населения земного шара (данные А.А. Очерет).Стабилизация стопы и коррекция осанки у детей - одна из ключевых задач, т.к. это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата. Актуальность проблемы, её неизученность, подтолкнули меня к комплексной работе по профилактике плоскостопия у детей. Коррекционно-оздоровительная работа дошкольных педагогов (корригирующая гимнастика для рук, ног, позвоночника, точечный массаж, элементы дыхательных упражнений) предупреждает искривление позвоночника, развитие уплощенной стопы, сердечно-сосудистые и простудные заболевания.3. ^ АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА. Ведущее место среди отклонений, выявляемых у детей при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы. Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия наследственных и социальных факторов. На формирование осанки и изменение свода стопы негативно влияют следующие факторы: несовершенство мебели (несоответствие её росту детей), что влияет наискривление позвоночника; нерациональная обувь, которую носят наши дети (без каблуков, безсупинаторов, воздухонепроницаемая). К сожалению, родители на этот фактмало обращают внимания; низкая физическая активность. Во всех образовательных учреждениях должны создаваться условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении, которая может быть реализована при ежедневной двигательной активности детей, в объеме не менее 1-2 часов, в неделю - 5-6 часов. Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями: - физкультурные занятия; утренняя гимнастика; музыкальные занятия; физкультурные минутки; подвижные игры на прогулке; физические упражнения на прогулке и после дневного сна; самостоятельная двигательная активность; индивидуальная работа. Совместно с воспитателями разработали и выполняем графики двигательной активности детей в каждой возрастной группе. Мною накапливаются разработки, которые использую в работе с детьми, также использую их в индивидуальных беседах с родителями, на консультациях для воспитателей.4. ^ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА. В своей работе использую следующую литературу: За основу взята "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - журнал "Дошкольное воспитание", №8, 2005г; №6, 2005г; №11, 2005г; №4, 2002г; №2, 2004г.; "Плоскостопие у детей 6-7 лет. Профилактика и лечение", автор И.Н. Лосева; "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ", автор Кузнецова; "Занимательная физкультура в детском саду", автор К.К. Утробина; "Занятия физической культурой в ДОУ", авторы Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова; Элементы программы "Здоровье" Алямовской,- журнал "Обруч".5. Новизна опыта.Новизна опыта заключается: - в определении целей и результатов; - в определении актуальной проблемы, стоящей перед ребенком. в нахождении, использовании и создании условий, являющихся средствомдостижения целей (методика и содержание работы с детьми, воспитателями,родителями, различные материалы и пособия); в пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей. Исходя из результатов диагностики, появилась необходимость найти, отобрать материал по коррекции, который был бы доступен для детей разного возраста и мог использоваться педагогическими работниками и родителями. Этот материал изменялся, дополнялся, становился более доступным для использования, сохраняя своё конечное предназначение. В дальнейшем, работа по реализации целей данного опыта строится так: - совместно с воспитателями стараемся уделять внимание каждому ребенку,создавая у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызываем желаниезаниматься интересной, полезной деятельностью, обеспечивая для этогоусловия; дифференцированно подходим к нагрузке детей физическими упражнениями, к выбору способов оздоровительной работы; развиваем заинтересованность ребенка в своем физическом развитии,здоровом образе жизни; вместе с этим преобразовывается развивающая среда окружения, создаемразличное нестандартное оборудование, с помощью которого ребеноксможет заниматься самостоятельно, решать свои проблемы, связанные сфизическим развитием.6. ^ ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ. Сформированность у дошкольников осознанной потребности в укреплении своего здоровья, в поддержании бодрого жизнерадостного настроения, понимания значимости занятий ЛФК, которые способствуют профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Во всех группах детского сада работу по развитию физических качеств дошкольников проводим согласно программе "Воспитание и обучение в детском саду" под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой и результатов диагностики. При этом учитываем моторную плотность на занятиях, дифференцированно подходим к нагрузке для каждого ребенка, подбираем варианты игр и упражнений, некоторые из которых проводим нетрадиционно, включая элементы музыкально-ритмических движений, включая игровой и тематический материал; рационально используем пространство, используем спортивное, в том числе нетрадиционное оборудование. С детьми, имеющими отклонения в формировании опорно-двигательного аппарата, проводим специальную коррекционную гимнастику.7. ^ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ: - между необходимостью физического развития личности и социумом, гдефизическое воспитание малоценно; - между возрастными возможностями дошкольников и материальнымивозможностями социума; между пониманием воспитателем значимости двигательной активности ижеланием ребенка в постоянном движении; между желанием педагога и ребенка приобщаться к полному физическомуразвитию и недостатком времени.^ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ: Плоскостопие и искривление осанки болезнь серьезная именно из-за несерьезного к ней отношения. А сформировалось оно потому, что долгие годы нам прививали пренебрежительное отношение к своему здоровью. Передо мной возникла задача сделать научную информацию из специальной литературы доступной для детей и их родителей. На основе этого разработала план мероприятий, который стал основой программы оздоровления дошкольников "Забочусь о своем здоровье". Она включила в себя следующие разделы: организация двигательной активности; лечебно-профилактическая работа; закаливание детей; Выполнение этой программы достигается за счет разнообразных методов и приемов.8. ^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.Цель: Использование в педагогическом процессе по развитию физических качеств методик, способствующих профилактике плоскостопия и коррекции осанки. Основной формой реализации педагогического опыта являются специально организованные занятия, состоящие из общеукрепляющих упражнений и служащих фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы и осанки. Для таких занятий подбирается и специальное оборудование. ' * Так как формирование свода стопы начинается у детей с 4-х лет, работу по профилактике плоскостопия нужно начинать с дошкольного возраста и продолжать в школьном, а у детей с врожденным плоскостопием - с рождения. В связи с этим проводятся беседы, консультации с родителями, анкетирование. Материалы этих исследований легли в основу при составлении комплексов упражнений, занятий.^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. Физинструктор Дети Родители - типовые занятия - общение друг с другом - питание -ЛФК - занятия, связанные с - соблюдение - подвижные игры другими видами санитарно- -труд деятельности гигиенических норм - консультации - самоконтроль - создание условий для - беседы - самостоятельная самостоятельной - анкетирование активная деятельность активной деятельности - специальное - двигательная оборудование активность - диагностика 9. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. Результаты работы по развитию движений, коррекции осанки, дают возможность сделать следующий вывод: число больных плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата будет меньше при выполнении ряда условий: - при правильно организованной двигательной активности в течение дня,недели; - при выполнении детьми, родителями, воспитателями социально-педагогических и медицинских требований, связанных с профилактикойданных заболеваний; при разработке и выполнении комплекса специальных упражнений для стоп и осанки как в саду, так и дома; при условии знания педагогами, медицинскими работниками, родителямидиагностических тл профилактических методик и технологий, связанных с плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата.Результативность по: - отношению к группам здоровья: 1 гр. здоровья 2 гр. здоровья 3 гр. здоровья 2004 г. 16 чел. 25% 41 чел. 64% 7 чел. 11% 2005 г. 14 чел. 20% 52 чел. 73% 5 чел. 7% - по количеству детей, имеющих отклонение в физическом развитии: г.- 15 чел. г. - 11 чел. диагностика детей показала, что 87% детей имеют средний уровеньвыполнения основных движений; качественные критерии: дети становятся более выносливыми, сильными,лучше ориентируются в пространстве, улучшилась быстрота реакции.10.^ АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. Опыт может быть использован: инструктором по физической культуре и воспитателями детского сада; руководителями спортивных кружков для старших дошкольников; родителями. 1. ^ НАИМЕНОВАНИЕ ОПЫТА. "Коррекционно-оздоровительная работа в ОУ, используемая при организации двигательной активности младших школьников с целью профилактики плоскостопия и коррекции осанки у детей, имеющих отклонения в физическом развитии".Педагогический опытучителя физкультуры Шиколенко Валентины АнатольевныМОУ «Мошокская средняя школа»2. ^ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТА. Жизнь - это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Основные движения гармонируют физическое состояние человека, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в школе. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре проводим и оздоровительно-профилактические. Большое внимание с первых дней обучения в школе уделяем формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств, а также привитию интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.За последнее время число здоровых детей уменьшилось в пять раз исоставляет 10% от общего количества. Дефицит массы тела наблюдается у20% детей, физиологическая незрелость - у 60, более чем у 70% детейимеются функциональные отклонения, у 50 - хронические заболевания.Каждый третий ребенок страдает снижением остроты зрения. Плоскостопием страдают от 40 до 60% населения земного шара (данные А.А. Очерет).Стабилизация стопы и коррекция осанки у детей - одна из ключевых задач, т.к. это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата. Актуальность проблемы, её недостаточная изученность, подтолкнули меня к комплексной работе по профилактике плоскостопия у детей. Коррекционно-оздоровительная работа, проводимая учителем физической культуры (корригирующая гимнастика для рук, ног, позвоночника, элементы дыхательных упражнений) предупреждает искривление позвоночника, развитие уплощенной стопы, сердечно-сосудистые и простудные заболевания.3. ^ АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА. Ведущее место среди отклонений, выявляемых у обучающихся, при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы. Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия наследственных и социальных факторов. На формирование осанки и изменение свода стопы негативно влияют следующие факторы: несовершенство мебели (несоответствие её росту детей), что влияет наискривление позвоночника; нерациональная обувь, которую носят наши дети (без каблуков, безсупинаторов, воздухонепроницаемая). К сожалению, родители на этот фактмало обращают внимания; низкая физическая активность. Во всех образовательных учреждениях должны создаваться условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении, которая может быть реализована при ежедневной двигательной активности детей, в объеме не менее 1-2 часов, в неделю - 5-6 часов. Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями: - уроки физкультуры; утренняя гимнастика; физкультурные минутки; подвижные игры на воздухе; занятия в кружках и секциях; самостоятельная двигательная активность; индивидуальная работа. Мной накапливаются разработки, которые использую в работе с обучающимися; также использую их в индивидуальных беседах с родителями. В своей работе использую следующую литературу: За основу взята "Программа по физической культуре в начальной школе» Элементы программы "Здоровье" В.Г. Алямовской - журнал "Обруч". "Плоскостопие у детей 6-7 лет. Профилактика и лечение", автор И.Н. Лосева; "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ОУ", автор Кузнецова; "Занимательная физкультура", автор К.К. Утробина; "Занятия физической культурой в ОУ", авторы Л.Г. Горькова, Л. А. Обухова.5. Новизна опыта.Новизна опыта заключается: - в определении целей и результатов; - в определении актуальной проблемы, стоящей перед обучающимся; в нахождении, использовании и создании условий, являющихся средствомдостижения целей (методика и содержание работы с обучающимися;родителями; различные материалы и пособия); в пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся и родителей. Исходя из результатов диагностики, появилась необходимость найти, отобрать материал по коррекции, который был бы доступен обучающимся; мог использоваться педагогическими работниками и родителями. Этот материал изменялся, дополнялся, становился более доступным для использования, сохраняя своё конечное предназначение. В дальнейшем, работа по реализации целей данного опыта строится так: - стараемся уделять внимание каждому обучающемуся, - создаем у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызываем желание заниматься интересной, полезной деятельностью, обеспечивая для этого условия; - дифференцированно подходим к нагрузке детей физическими упражнениями, к выбору способов оздоровительной работы; развиваем заинтересованность в своем физическом развитии,здоровом образе жизни; вместе с этим создаем различное нестандартное оборудование, с помощью которого обучающийся сможет заниматься самостоятельно, решать свои проблемы, связанные с физическим развитием.6. ^ ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ. Сформированность у обучающихся осознанной потребности в укреплении своего здоровья; в поддержании бодрого жизнерадостного настроения; понимании значимости занятий ЛФК, которые способствуют профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.При этом учитываем моторную плотность на занятиях, дифференцированно подходим к нагрузке для каждого ребенка, подбираем варианты игр и упражнений, некоторые из которых проводим нетрадиционно, включая элементы ритмичных движений; включая игровой и тематический материал; рационально используем пространство, используем спортивное, в том числе нетрадиционное оборудование. С детьми, имеющими отклонения в формировании опорно-двигательного аппарата, проводим специальную коррекционную гимнастику.7. ^ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ: - между необходимостью физического развития личности и социумом, гдефизическое воспитание малоценно; - между возрастными возможностями младших школьников и материальными возможностями социума; между пониманием учителем значимости двигательной активности ижеланием ребенка в постоянном движении; между желанием педагога и ребенка приобщаться к полному физическомуразвитию и недостатком времени.^ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ: Плоскостопие и искривление осанки болезнь серьезная именно из-за несерьезного к ней отношения. А сформировалось оно потому, что долгие годы нам прививали пренебрежительное отношение к своему здоровью. Передо мной возникла задача сделать научную информацию из специальной литературы доступной для обучающихся и их родителей. На основе этого разработала план мероприятий, который стал основой оздоровления обучающихся "Забочусь о своем здоровье". Он включил в себя следующие разделы: организация двигательной активности; лечебно-профилактическая работа. Выполнение его достигается за счет разнообразных методов и приемов.8. ^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.Цель: Использование в педагогическом процессе по развитию физических качеств методик, способствующих профилактике плоскостопия и коррекции осанки. Основной формой реализации педагогического опыта являются специально организованные уроки, состоящие из общеукрепляющих упражнений и служащих фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы и осанки. Для таких занятий подбирается и специальное оборудование, комплексы корригирующей гимнастики. Так как формирование свода стопы начинается у детей с 4-х лет, работу по профилактике плоскостопия нужно начинать с дошкольного возраста и продолжать в школьном, а у детей с врожденным плоскостопием - с рождения. В связи с этим проводятся беседы, консультации с родителями, анкетирование. Материалы этих исследований легли в основу при составлении комплексов упражнений, занятий.^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. Учитель физкультуры Дети Родители -уроки физкультуры - общение друг с другом, выполнение заданий - питание -ЛФК - занятие - подвижные игры - играют, организуют - соблюдение -труд деятельность санитарно- гигиенических норм - консультации - самоконтроль - создание условий для - беседы - самостоятельная самостоятельной - анкетирование активная деятельность активной деятельности - специальное - двигательная оборудование активность - диагностика 9. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. Результаты работы по развитию движений, коррекции осанки, дают возможность сделать следующий вывод: число больных плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата будет меньше при выполнении ряда условий: - при правильно организованной двигательной активности в течение дня,недели; - при выполнении обучающимися, родителями, учителями социально-педагогических и медицинских требований, связанных с профилактикой данных заболеваний; при разработке и выполнении комплекса специальных упражнений для стоп и коррекции осанки, как в школе, так и дома; при условии знания педагогами, медицинскими работниками, родителямидиагностических и профилактических методик и технологий, связанных с плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата.Результативность по отношению к группам здоровья: 1 гр. здоровья 2 гр. здоровья 3 гр. здоровья 2008 г. 25% 64% 11% 2009 г. 20% 73% 7% - по количеству отклонений в физическом развитии; диагностика обучающихся в начальной школе показала, что 87% детей имеют средний уровень выполнения основных движений; качественные критерии: обучающиеся становятся более выносливыми, сильными;лучше ориентируются в пространстве, улучшилась быстрота реакции.10.^ АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. Опыт может быть использован: Учителями физической культуры; учителями начальных классов; руководителями спортивных кружков; родителями. Педагогический опытучителя физкультурыШиколенко Валентины АнатольевныМОУ «Мошокская средняя школа» Судогодского районаВладимирской областиНАИМЕНОВАНИЕ ОПЫТА."Коррекционно-оздоровительная работа в ОУ, используемая при организации двигательной активности младших школьников с целью профилактики плоскостопия и коррекции осанки у детей, имеющих отклонения в физическом развитии".2010г.