Реферат по предмету "Разное"


«искусство как средство эстетического воспитания младших школьников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнеуслонская гимназия»выступление на методическом объединении на тему:« ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»Воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «Верхнеуслонская гимназия» село Верхний Услон Верхнеуслонский район Республика Татарстан Ракова Светлана Николаевна.2011годПути и средства эстетического воспитания младших школьников.« Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду,построить жилище, но и для того, чтобы рядом с его домом всегда цвелицветы, дающие радость ему и людям, - чтобы уже в годы детства человектрудился для радости»(В.А. Сухомлинский).Одна из задач эстетического воспитания в нашем обществе - подготовитьчеловека к восприятию прекрасного в жизни. При этом не просто к созерцанию, а к деятельности, направленной на его охрану и созидание.Главная задача - показать ребенку, как надо жить на основании нравственных категорий добра, Истины, Красоты уже сейчас, сегодня, а не потом, когда вырастешь.Я работаю в группе продленного дня и главным в своей работе считаю:воспитание доброго отношения к жизни, умение находить в неё радость ижелание творить добро;помощь учащимся и их родителям находить путь к сердцу друг друга, не терять душевный контакт и веру в близких людей;воспитание гордости за свой район, уважение к его истории икультуре, интерес к его судьбе. Воспитание начинается в детстве, это верно, но в чьём? В детстве родителей. Воспитание зависит от трёх переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Дети, которых растили в добре, честности, справедливости, творчестве, любви, детство которых было счастливым, - эти дети вырастают сильными духом. И такими же стараются воспитывать уже своих детей. Переступая порог школы, ребенок из дошкольника превращается в ученика, а это значит, что меняется его социальный статус, впервые в своей жизни он становится членом общества со своими обязанностями. Учитель и воспитатель выступают представителями общества: они ориентируют ребенка в том, как надо себя вести, что и как делать. Каждый ученик хочет быть послушным: получать хорошие отметки, найти в классе новых друзей. Наличие у него такого осознанного стремления в школьной жизни является предпосылкой достижения желанного успеха, получения одобрения и поддержки со стороны значимых лиц. В этом случае продуктивность помощи ребенку со стороны учителя, воспитателя и семьи ощутимо возрастёт. Очень важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет в них надо воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способности не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми.Субъектом воспитания является каждый ребенок. Наша задача -формирование личности, имеющей Высоконравственные идеалы, разностороннее образование, четкую гражданскую позицию,исполненной достоинства и самоуважения. Только такая личностьсможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.Воспитательная среда - это та действительность, котораяокружает ребенка, из которой он черпает знания об отношениях.Это прежде всего гуманные взаимоотношения между членамиколлектива: дисциплина, соблюдения этикета, великодушие, товарищество, забота и внимание к младшим, деликатность по отношению к девочкам, подчеркнутое отношение к старшим, бережное отношение к вещам, к обстановке, к школе. Процесс воспитания можно рассматривать как процесс формирования отношений ребенка к действительности.РЕБЕНОК:1. Отношение к миру2. Семья3. Отношение к труду (учебе)4. Отношение к окружающей действительности5. Отношение к окружающим людям6. Отношение к прекрасномуОсуществление воспитательных задач в каждой подсистеме происходит через различные формы деятельности учащихся.Например, семья закладывает нравственные и духовные начала личности, первые понятия об отношениях в обществе. Вот почему воспитатель должен знать семью воспитанника, традиции семьи, окружение ребенка вне школы. Но семья нуждается в методической, педагогической помощи воспитателя. В работе старюсь помочь каждому ребенку разобраться в себе, установитьконтакт с окружающими людьми, выявить и развить способности. Трудовая деятельность направлена на формирование навыков и умений, таких как, дежурство по классу, столовой. Внеурочная деятельность направлена на развитие любознательности, формирование интересов: экскурсии, поездки,развивающие игры, «час с искусством», «для любознательных».Свободное общение направлено на формирование навыков культуры поведения: дни именинника, «арбузник», прогулки, походы, посиделки, утренники.Художественная деятельность направлена на развитие талантов, приобщение к мировым достижениям культуры: конкурсы, выставки, посещения музеев и театров, художественная самодеятельность.Подробнее остановлюсь на такой подсистеме, как «отношение к прекрасному» .У каждого человека свое счастье. Оно имеет свое лицо, свою душу, свой путь. Счастье нельзя купить, отнять, ему бесполезно подражать, но его сложно дарить. Счастье живет в сердцах, которые чувствуют любовь и красоту. В таких сердцах оно не умирает, оно бесконечно, но его легко потерять. Что такое счастье, знают маленькие дети. Они умеют смотреть на мир добрыми, светлыми глазами, умеют радоваться и удивляться. Я пытаюсь делать так, чтоб это не заканчивалось вместе с детством, а осталось навсегда.Строю работу планомерно, активно и целенаправленно. Дети младшего школьного возраста знакомятся с основами эстетики, этики, ведем беседы о красоте. Важен показ красоты во всех её проявлениях, сколько осмысления полезности и важности красоты в жизни человека, необходимость искать красоту во всём, стремиться к ней. В 7-10 летнем возрасте можно успеть заложить столько человечности и мудрости в сердце ребенка, что с лихвойхватит на всю жизнь. Именно в эти годы формируется нравственный стержень человека. Упустить этот благоприятный период нежелательно, ибо многое будет безвозвратно потеряно. С годами познание добра, красоты, стремление к прекрасному становится все более рациональным, закрывая тем самымнепосредственную восприимчивость чистого и открытого сердца.Назначение всех бесед и мероприятий о прекрасном и добром - помочь ребенку прочувствовать и осознать всем своим существом красоту добра и безобразие зла. Занятие состоит из ознакомительной части, главная цель которой - кратко и доходчиво объяснить новое понятие. Простые понятия, такие, как жадность,лень, забота, определяются только словарными пояснениями. Более сложные, такие как ответственность, справедливость, совесть иллюстрируются короткими примерами из жизни, играми с вопросами и вариантами ответов. После этого возможно чтение одной двух сказок по этой теме. Внимание детей обращается на красоту и полезность рассматриваемого понятия или на его безобразность и вредность.На занятиях клубного часа знакомлю детей с художниками,писателями, музыкантами, поэтами. Эта информация дополняетвпечатления, полученные детьми на уроках. Приглашаем родителей, бабушек и дедушек.На всех занятиях в ГПД нитью проходит привитие чувства доброты и прекрасного. Много говорим с детьми о бережном отношении к природе.Во все времена природа - источник прекрасного оказывала огромное влияниена человека. Называя природу « великой воспитательницей» русский педагог К.Ушинский считал явления природы лучшей пищей для детского ума ивоображения. Он утверждал, что прекрасный ландшафт имеет огромноевоспитательное влияние на развитие молодой души, с которой трудносоперничать. Любуясь пейзажем, дети испытывают эстетические эмоции.Эстетическое видение прекрасного в природе обогащает жизненный опыт ипсихику детей, развивает эстетический вкус, стимулирует общественнуюдеятельность, делает эффективным процесс воспитания любви к родине. Ноесли изучать природу только по картинке и фото, не будет эффективнымпроцесс обучения и воспитания. Нужна практическая деятельность.Дети любят экскурсии на природу. Каждая новая встреча с природой вызываетчувства радости и удивления. Может быть, многое они со временем забудут, ночуть позже вспомнят детские ощущения от встреч с природой. Мы должныпомочь почувствовать, что если не сохраним природу - не будет и России.На вопрос: что привлекает композиторов, художников к изображениюприроды? дети отвечают так: «краски, тени, цветы, деревья, небо, закат и т.д.».Говорю детям, что неповторимые краски природы, разнообразиеголосов у художников, композиторов, поэтов, писателей вызываютчувства радости, печали, удивления, недоумения, страха, восторга.И тогда они создают произведения искусства.Композиторы пишут музыку, поэты - стихи, художники - картины.Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека.Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе сгероями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает.Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский такописал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс созданияхудожественного произведения как будто уже совершился, каждый человеквслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когдавоспринимает про изведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личныхспособностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы ,Душой автора " того или иного произведения, радуясь или восхищаясь,удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым илиэстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, ичеловеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные отвстречи с прекрасным."Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческогохарактера", - отмечают авторы книги "Эстетическое воспитание школьников"."Энергия активного, творческого отношения человека к искусству зависит какот качества самого искусства, так и от индивидуальных способностей человека,от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественногообразования". Те же авторы сделали правильное замечание: "Только подлинноеискусство воспитывает, но только человек с развитыми способностями можетпробудиться сотворчеству и творчеству".Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок неполучит собственно художественного развития и образования, не научитсявидеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни.Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственноэстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способностьнаслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы,довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.Предлагается рассмотреть репродукции картин Шишкина «Дубы», «Уголок заброшенного сада», Левитана - «Луг на опушке». Нужно объяснить, что пейзажи написаны так выразительно, талантливо, что, любуясь ими, мы ощущаем величие, красоту, настроение, характер природы. Рассматривая картины, мы видим лес словно живой, величавый, дремучий, сказочный, с шелестом листьев, шуршанием травы, взволнованными голосами птиц, скрипом деревьев, журчанием ручейка.Формируя представления об окружающем мире, развиваю у детей чувство прекрасного, воспитываю эстетическое отношение к действительности, стремлюсь развивать у детей умение самостоятельно создавать художественные образы. Так, например, на одном из клубных часов детям было предложено выполнить следующие задания.Учитель: Удалось ли вам наблюдать удивительное пробуждение природы? , прислушаться к разнообразию голосов и звуков?, заметить удивительные краски раннего утра?Предлагается прослушать пьесу «Утро» С.С. Прокофьева и подумать, созвучна ли музыка наблюдениям детей?Слушая ответы детей, начинаю с ними доверительную беседу. Действительно, просыпаясь рано утром, когда солнышко рассыпает свои золотые лучи, можешь любоваться зарождением нового дня, убеждаясь в том, что утро своими чудесами может научить радоваться и открывать новые секреты природы.А взрослые дают раннему утру разные названия. Иногда - радостные, веселые: «Ах, какое светлое, солнечное утро!» или печальные, грустные: «Сегодня пасмурное, дождливое, хмурое утро». И все же, приветствуя друг друга, всегда желают бодрого утра. Это происходит потому, что любое утро на самом деледоброе.- А как вы желаете доброго утра?Прослушав ответы детей, с какой интонацией, детипроизносят пожелание, обращая внимание на оттенки, окраску,У всех получается по-разному.Учитель. Летом поспеши выйти на крылечко и скажи:«Доброе утро, солнышко, травка" цветы, деревья, птички!». И ты почувствуешь, как солнышко радует тебя многоцветными красками, отражаясь в каждой росинке, цветы и травы наполняют воздух благоуханием разнообразных ароматов, а птицы поют так, что, слушая, не перестаешь удивляться чистоте и строгости их пения. Каждый человек видит, слышит, чувствует картину природы по- своему. Композиторы, поэты, писатели, художники отражают звуки, краски природы в разнообразных проявлениях природы.У композиторов могут появиться произведения, различныхжанров: марш, танец, песня (в качестве примера это проигрываю ).У художников существуют свои виды искусства: пейзаж, натюрморт, портрет (показываю картины).У писателей и поэтов впечатления воплощаются в стихах, рассказах, сказках. Дети внимательно рассматривают репродукции, сравнивают, находя черты сходства и различия. Они подбирают, придумывают свои слова, передающие настроение, создаваемое картиной. Затем дети свои впечатления передают в красках, стихах, рисунках.Во время спокойной самостоятельной работы включаю музыкальные произведения.С окончанием самостоятельной творческой работы детиобмениваются впечатлениями. Они рассматривают свои рисунки,слушают стихи, рассказы, созданные при помощи детскихмузыкальных инструментов «звуковые картины» (капли росы, журчание ручейка, пение птиц, шелест листвы).После таких занятий дети учатся прислушиваться к звукам, другимявлениям природы.Эстетическое воспитание школьников возможно и средствами театральногоискусства. Сначала звучали элементарные диалоги с игрушками, картинками,фигурками. Потом взялись за сказки, используя кукольный театр и театр влицах. Обязательно присутствует музыка, дети поют, танцуют. У детей лучшеразвивается память, по силам разучивание больших текстов. В процессерепетиции присутствует анализ характеров героев и ученик выражает это спомощью жестов, мимики и интонации. Растет артистизм, баловникипревращаются в тружеников. Театр помогает умнеть ученикам, проявлятьличность и они растут добрыми и дружными.Стараюсь вести и военно- патриотическую работу. Связь ветеранов и детей -связь поколений, Дети должны быть патриотами, служащими Родине. Мыуверены, что наши дела отзовутся добром сердцах ветеранов.Включаю в свой воспитательный процесс и национально - региональныйкомпонент.Татарская литература начиналась с поэзии. И в течение многих вековсуществовала именно в поэтической форме. Татарский язык признан одним избогатейших языков мира.Тукай ... Прямота, смелость, искренность - вот какие ассоциации вызывает этоимя. Поэт воспринимается как нечто необычное, к нему надо относиться стрепетом. Он счастливый. Дело не в ранней смерти, не в одиночестве, а вспособности послужить людям до последней минуты. Его личная жизньрастворяется в людях и потому другим он кажется близким и дорогим.Так, шаг за шагом, от занятия к занятию мы учимся красоте,слушая друг друга и понимая, что у каждого есть своё ощущение.счастья. Ему бесполезно подражать, но его можно дарить. Особую роль в воспитании играет игра. Игра - в развитии и воспитание детей играет важную роль. Во многом краски и звуки мира, его формы и ароматы познаются ими через игру, которая близка и понятна каждому ребенку. В игре легко выверитьсимпатию и антипатию детей. Игры раскрывают их организаторские, творческие, интеллектуальные и физические способности. Они делают любое мероприятие интереснее, придают эмоциональную окраску.Игра является средством профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, школой поддержки, одобрение любого ребенка.Игровая форма занятий позволяет мне создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. С первых занятий ребята с интересом включаются в самостоятельную работу, учатся анализировать и оценивать результаты своей деятельности, отличают успехи и исправляютнедостатки, приобретают чувство уверенности в себе, повышают свою самооценку, развивают мышление, речь, память и внимание. Чтобы достичь ожидаемого результата, определяю для себя возможности той или иной игры, к какому типу она относится, учитываю основные требования к организации и проведению различных игр.В работе с детьми использую несколько методов организацииигровой деятельности:1. Метод игрового тренинга. К нему относятся такие игры,как «Съедобное - несъедобное», «Паровоз», «Ниточка-иголочка» .2. Метод театрализации. Он основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей.3. Игра «У медведя во бору». Сюда относятся все инсценировки различных сказок и рассказов.4. Метод равноправного. духовного контакта. Он основан на равноправной совместной деятельностивзрослых и детей. В процессе работы происходят придумывание чего-либо (предложения, стихотворения, сказки, праздника).Дети - большие фантазёры. В этом я убедилась на игровых занятиях с ними. И очень важно, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.На всем начальном этапе веду детей тропинками доброты, искусства, здоровья, игры.На Тропинке «Доброта» воспитываю любовь и уважение к своей стране, своему отечеству. Чувство товарищества, желание оказывать помощь друг другу, стремление говорить правду, поступать по справедливости, быть уважительным к старшим.Участие в акциях «Помоги ближнему», «Подари другу книжку»,в праздниках и конкурсах «Праздник вежливых ребят», ролевыеигры: «Волшебные слова», «Мой дом, моя семья».Если не обращать внимания на какие-то отрицательные черты в поведенииребенка, то они могут укорениться и перерасти в большие пороки. Пока отрицательные навыки в поведении младших школьников не успели приобрести прочности, совместными усилиями семьи и школы можно многое изменить к лучшему. В этом неоценимую помощь учителю окажут этические беседы.Цель этических бесед - накопление детьми нравственных знаний,формирование нравственных понятий. Этические беседы учат анализироватьсвои и чужие поступки, видеть их последствия, давать им нравственнуюоценку, помогают детям осознавать все многообразие, всю сложность человеческого поведения. Такие беседынужны всем: и детям, у которых уже имеются отклонения от норм поведения, итем, поведение которых соответствует норме, поскольку дают ответ на вопрос,как надо поступить в той или иной ситуации. Теоретические знания, которыенакапливаются у детей в процессе этических бесед, служат фундаментом их практических действий.Проводя этические беседы, на собственном опыте убедилась в том, чтомладшим школьникам вполне доступны такие понятия, как милосердие,сопереживание, такт, деликатность, гуманность. Мы много говорим с детьми олюбви к Родине, матери, но мало о (сопереживании) в человеческихотношениях, о любви к ближнему, к человеку вообще, каким бы он ни был. Внаше непростое время, когда сознание захлестывает негативная информация,этические беседы - большое подспорье учителю в нравственном воспитании.В проведении этических бесед использую богатейшее наследие В. А.Сухомлинского. В его сказках и рассказах - глубокий нравственный смысл,подкупающая искренность, яркий язык. Рассказы короткие, но огромна ихэмоциональная насыщенность. Они очень образны. Происходящие в нихсобытия требуют размышления, поиска выхода из проблемной ситуации. Для уроков чуткости и человечности миниатюры писателя представляют бесконечное поле деятельности. Многие из r них обращены к родителям, воспитывают родительскую мудрость, умение любить детей. Вот некоторые темы этических бесед: Услышать сердце человека,"Ты не один на свете ",Люби все живое", Сила духа - что это?", Высшая ценность - человек",Отчего у человека болит сердце?", Для чего человек живет на свете?", "Любовьматери лучше солнца греет", Счастье - что это?.2. Тропинка «Здоровье»Изучаем правило гигиены и здорового образа жизни. Участие вспортивных кружках, праздниках, конкурсах. Проведение «Весёлой физзарядки», музыкальных и игровых перемен.3. Тропинка «Искусство»Формирование эстетического вкуса у детей, стремления и умениястроить свою жизнь по законам красоты. Знакомство с различнымивидами искусства. Участие в конкурсах юных поэтов, художников,культпоходы, конкурсы инсценированной сказки.4. Тропинка «Мастеровая»Развитие у детей чувства прекрасного, умения правильно пониматьи ценить произведения искусства, красоту и богатство роднойприроды, развитие творческих способностей детей. Участие вконкурсах поделок, ярмарках, выставках. Путешествуя в мирнародного творчества (народные праздники, игры, забавы).5. Тропинка «Лесная»Формирование гражданского самосознания детей, любви к Родине,культуры отношений к природе. Праздники «Синичкин календарь»,«В мире животных - в мире наших братьев». Путешествие полесной тропинке, выставка поделок из природного материала«Осенняя фантазия», «Сделай кормушку», «Накорми птичку»,«Вырасти дерево».6. Тропинка «Игровая»Знакомство с народными праздниками с соблюдением обычаев иобрядов, что позволяет детям прикоснуться к богатствам русскойкультуры, попробовать себя в разных видах фольклора. Праздники,игры, конкурсы: «Осенины», «А у нас сегодня капустник», «Новыйгод у ворот», «Масленица», «Праздник солнца», «В гостях урусской сказки».Очень важен и тот факт, в какой среде живут дети.Главная задача эстетизации среды обитания, по мнению Г.С.Лабковской,сводится к "достижению гармонии между создаваемой человеком "второйприродой" и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитанияорганически связана с решением одной из сложных и насущных проблемсовершенного человечества - проблемы рационального использованияприродных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остаетсянаедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетическойкультуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видетьмногообразие ее форм, постижение ее красоты - это главное, чему должнанаучить школа".А.С.Макаренко педагогической работе уделял огромное вниманиеэтому фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я дажетогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строилоранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, ахризантемы, розы". "С эстетической точки зрения быт, можно сказать, являетсялакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности,группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность илибездуховность, - показатель соответствующих качеств создавших ее людей", -отмечает Г.С. Лабковская.Особое значение эстетики быта, в эстетическом воспитании отмечает иК.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитаниешкольников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов,залов, коридоров и Т.Д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка,стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а,следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги".Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи,отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизньподсознательно входят такие критерии, как целесообразность,упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят еговкусы и потребности.Если в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если классныйуголок не несет новой, интересной необходимой информации, если неуделяется должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенноскладывается установка на терпимое отношение к излишествам, небрежности.Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый факторэстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказываетнепосредственно личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: "В своейработе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В егокостюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, котороене может не влиять на вкусы юных. Модный И В то же время деловой стиль водежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формироватьу подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего воблике человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерийдостоинства человека"А.С. Макаренко также уделял большое внимание внешнему виду и утверждал,что у учеников "ботинки должны быть всегда почищены, без этого какое можетбыть воспитание? Не только зубы, но и ботинки. На костюме не должно бытьникакой пыли. И требование прически, серьезные требования надопредъявлять к каждому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, ккарандашу". Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорилВ.А. Сухомлинский. В культуру поведения он включает и "культуру общения:общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе"."Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений наэстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, дажеесли он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Этопереживание "себя среди людей", стремление занять желаемое положениесреди них является мощным внутренним стимулом формирования личности".Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности, какназвал его А.С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражениеличности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развитиятворческих задатков школьников, обнажает красоту чутких отношений друг кдругу. В качестве примера прекрасных эстетических отношений можнорассматривать такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность,верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе с взрослыми вотношениях самого различного достоинства накладывает глубокий отпечатокна детскую личность, делая их поведение прекрасным или безобразным. Черезвсю совокупность отношений и осуществляется формирование нравственно-эстетического облика ребенка.Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являютсявнутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьиочевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание наэстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редкопроисходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а опоходах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочьтаким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта,особой заботой в классном коллективе. Задачей классного руководителяявляется проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому воспитаниюподрастающего поколения.Одним из важных источников эстетического опыта школьников являетсяразнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяютсянасущные потребности в общении, и происходит творческое развитиеличности.На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности длясамопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольнойдеятельности.Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко иС.Т Шацкому.В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принималиширокое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческихдраматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественныепроизведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки икинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различныхвидах литературного творчества. Все это служило действенным стимуломразвития лучших черт и качеств личности. Таким образом, средства и формыэстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметовестественно-математического цикла в школе и заканчивая «шнурками наботинках». Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая насдействительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опытадетей относится и искусство, так как: "Искусство является наиболееконцентрированным выражением эстетического отношения человека кдействительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании".ЗаключениеЭстетическое воспитание ребенка, как уже отмечалось, начинается с моментаего рождения. Воздействия, которые оказывают на него наиболее сильноевоспитательное влияние. В жизни ребенка имеет воспитательное значениебуквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личныхотношений и общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает,либо отталкивает.Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающейсреды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобывовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранениюкрасоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимаетучастие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делаетего ревностным защитником ее и пропагандистом".Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе эстетическоговоспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих иразвивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе иискусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержаниешкольных предметов, но и на средства действительности, на факторы,оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.Идя по тропинкам знаний, наблюдаю за деятельностью детей, которую ониорганизуют вместе с взрослыми. Активность ребенка рассматриваю какпредпосылку его развития и как результат воспитания. Придаю большоезначение характеру межличностного общения детей в процессе этойдеятельности. В организации трудовой деятельности, игр, театр постановок,художественного творчества: музыки, рисования, лепки. Ориентируюсь наинтересы детей и их способности. Коллектив является главным воспитателемличности в условиях современной действительности. Чем лучше коллектив, темсодержательнее личность. Великий критик Белинский видел эстетику преждевсего в человеке: «Человек - высшая красота в мире». Наша воспитательнаяработа призвана способствовать развитию хорошего поведения у детей,воспитанию здорового образа, жизни, решению нравственных проблем.Стараюсь ребенка принимать таким, каков он есть, стараюсь никого необделить вниманием. В любом утреннике или внеклассном мероприятиизадействую как можно больше детей, независимо от поведения и успеваемости.Есть мальчики, у которых с дисциплиной проблемы. Но когда эти ребятавыступают на сцене, преодолев смущение и робость, я испытываю огромнуюрадость. А как счастливы их родители, когда видят своих детей счастливыми изамеченными учителем. Возможно таким детям удается именно это, т.к. надоучитывать не только возможности, но и желания ребенка.Именно такая деятельность позволяет выявить наклонности ,детей в ходе практической деятельности, воспитывает высокиеличностные качества.Начальная школа - это целый мир. Годы, проведенные в ней,должны остаться в памяти человека, как время приобщения квзрослой жизни, в которой все было впервые - и победы, ипоражения.Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бытравм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненныйкругозор человека - гражданина новой России.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. В.Н Шацкая .»Общие вопросы эстетического воспитания школьников»2. Классный руководитель 2000 № 43. Классный руководитель 1998 № 64.Воспитание школьников 2000 № 15.Воспитание школьников 1999 №66.Воспитание школьников 2003 № 87.Воспитание школьников 2001 №48.Воспитание школьников 2002 № 89.Воспитание школьников 2001 № 4


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.