Творческая мастерская «Критерии моральной воспитанности личности ребенка» методист АКДЮЦ Егорова Татьяна ЮрьевнаЦель: Определение критериев моральной воспитанности личности учащегося творческих объединений УДО .Категория слушателей: педагоги дополнительного образования, методисты УДО по направлению «Декоративно-прикладное и изобразительное творчество», «Моделирование и конструирование одежды».Результат деятельности: базовая модель критериев оценки моральной воспитанности личности учащихся объединений УДО с целью совершенствования воспитательной работы в объединениях.^ 1. Информационный этапПреследуя цель формирования личности здоровой, свободной, творческой, стремящейся к познанию себя и окружающего мира, эмоционально-уравновешенной, способной к самостоятельному выбору цели и смысла жизни на основе общечеловеческих ценностей, способной к бесконфликтному проживанию с обществом и самим собой и профессиональному самоопределению, система УДО предлагает гибкую и эффективную систему образования и воспитания детей. Приоритетным направлением деятельности является духовно-нравственное воспитание личности. Однако многие педагоги испытывают затруднения с применением конкретных методик работы в этой области. Участникам творческой мастерской предлагается разработать систему критериев определения моральной направленности личности в опоре на методологические принципы, изложенные в работе А.В. Зосимовского «Критерии моральной направленности личности» (вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1998, № 2, С. 67-73).Прежде чем приступить к практическому этапу, дадим определение некоторых ключевых дефиниций. ^ Моральная направленность личности - главное нравственное содержание личности, определяющее общую линию ее поведения.Позитивная моральная направленность личности – преобладание этически ценных, альтруистических устремлений.Негативная моральная направленность личности – доминирование узкоэгоистических, аморальных мотивов.^ 2. Практический этапПредполагается работа в микрогруппах по определению основных проявлений моральной направленности личности. Одна группа – работает над моделью проявлений позитивной направленности, другая – над негативной направленностью. По прочности структуры мотивов поведения личности можно определить несколько типов моральной направленности (малоустойчивая, устойчивая, высоко устойчивая) моральная направленность позитивная негативная малоустойчивая преобладание в мотивационной структуре личности добрых, нравственных побуждений, которые, однако, слабы и непрочны наметившиеся, но не успевшие укорениться нездоровые наклонности устойчивая прочно утвердившиеся нравственные потребности и мотивы, проявляющиеся в устойчивой способности к самостоятельному нравственному поведению утвердившиеся отрицательные наклонности высоко устойчивая наивысший эталонный уровень нравственного развития личности наибольшая степень моральной защищенности Критерии отнесения моральной направленности личности конкретного ребенка к тому или иному типу таковы: – уровень нравственного сознания (слабая нравственная осведомленность о моральных принципах, принятых в обществе; удовлетворительная нравственная осведомленность; хорошая нравственная осведомленность);характер связи между знаниями и переживаниями (цель педагога – определить глубину осознания стержневых этических норм, субъективного отношения к усваиваемым этическим требованиям) малоосознанное усвоение нравственных требований; уровень фрагментарной нравственной убежденности; уровень полной нравственной убежденности.практическая поведенческая моральная готовность (цель – определить уровень реального поведения ребенка) узкая практическая поведенческая моральная готовность; относительно широкая практическая поведенческая моральная готовность; широкая практическая поведенческая моральная готовность.мера освоенности приобретенного поведенческого или общественно-трудового умения напряжение воли и усиленный самоконтроль непроизвольное достижение уровня навыка приобретает характер привычного, самопроизвольного действия ^ Закрепляющий этап. По разработанной схеме проведем анализ моральной направленности одного из участников детского творческого объединения (по предложению участников творческой мастерской). Педагогу предлагается в начале учебного года определить путем педагогического наблюдения моральную направленность личности ребенка, затем в течение года попытаться трансформировать моральную направленность из негативной в позитивную, малоустойчивую форму в устойчивую и высоко устойчивую, если есть в этом необходимость. Настоящие критерии помогут вести более результативно и осознанно воспитательную работу (мониторинг и оценку ее результатов). Прошу участников творческой мастерской поделиться опытом – какие воспитательные мероприятия можно проводить, чтобы изменить поведение и убеждения ребенка?Рефлексия. Рационально ли данное деление моральной направленности на типы и степени? Возможно ли, отталкиваясь от них, определить маршрут воспитательной работы с конкретным ребенком? Предлагаю участникам творческой мастерской высказать свое мнение о действенности и практической значимости разработанной схемы и возможности ее применения в творческих коллективах различных УДО.