Реферат по предмету "Психология"


Развитие речи ребенка

1. Развитие речи в раннем детстве Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в преддошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения жесты, мимика, отдельные слова ребенку уже не хватает,

чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего это переход от младенческого к раннему возрасту.

Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к двум годам свыше 300 слов. Исследование, проведенное белорусским психологом Р.И.Водейко показывает, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов. Слов предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий слов-отнощений больше,

чем слов-признаков. В словаре детей третьего года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 1,3 раза. На протяжении раннего возраста словарь, ребенка усложняется многозначность слова сменяется более высокойустойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова. Кроме быстро растущего словаря конец второго года жизни

характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А.Н.Гвоздев выделяет два периода от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до трех лет. Первый это период предложений, состоядщх из аморфных слов корней,которые всех случаях употребляются в одном неизменном виде. Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения 1г. 3 мес. 1 г. 8 мес. и стадия-двух-трехсловных предложений.

А. Н. Гвоздев отмечал, что слова-предложения по своему значений представляют законченное целое, выражающее какое-либо сообщение. Но высказывание тем отличается от слова, что слово только называет предмет, а высказывание отражает ситуацию. Дети говорят о том, что делают, видят, что в данный момент происходит. Таким образом, однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации.

Появление двухсложного предложения вызвано новыми потребностями, возникащми как результа противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания. Второй период в овладении грамматикой это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных

слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются. На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей.

Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают между собой контакт. В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения преддошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал

участия. Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка е примерами такой речи, ее эталонами сказки, рассказы. На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству.

Дети понимают уже не только речь-инструкцию,но и речь-рассказ. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности, общения. Изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы общения.Переход от ситуативно-деловой формы, характерной для преддошкольника, к внеситуативно-познавательной, а затем к внеситуативно-личностной предъявляет определенные требования к речи детей и стимулирует их

к овладению такими ее сторонами, которые необходимы и достаточны для решения стоящих перед ребенком коммуникативных задач. Речь дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Важным направлением развития речи дошкольников является превращение ее в орудие мышления. 2.Развитие словаря и грамматического строя речи В процессе овладения словарным запасом можно выделить

две взаимосвязанные стороны качественную и количественную. Количественный рост словаря, указывает Д. Б. Эльконин, находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания детей, индивидуальные различия здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. По данным В. Логиновой, к 3 годам в словаре ребенка насчитывается 1200 слов против 400 600, которыми владел ребенок этого возраста полвека назад, а активный словарь шестилетнего ребенка достигает 3000 3500

слов против 2500 3000. Качественная сторона овладения словарем касается процесса усвоения детьми семантики слов, развития их значения. Процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями. В первую очередь дети дошкольного возраста овладевают названиями наглядно представленных или доступных их деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений. Это объясняется наглядно-действенным и наглядно-образным характером мышления дошкольников.

По этой же причине в словаре дошкольника почти отсутствуют абстрактные понятия. Смысловым содержанием слова дошкольник овладевает постепенно, по мере развития познавательных возможностей. Этапы этого усвоения раскрыты М. М. Кольцовой. Для ребенка конца первого- начала второго года жизни слово обозначает только один определенный предмет. Здесь слово эквивалентно чувственному образу предмета.

К концу второго года жизни слово для детей обозначает группу однородных предметов. Значение слова здесь шире, вместе с тем оно менее конкретно. К 3 3,5 годам ребенок усваивает основные грамматические закономерности изменяет слова по падежам, числам, лицам, употребляет все времена глагола, строит простые и сложные союзные и бессоюзные предложения. В дошкольном возрасте грамматический строй речи совершенствуется.

Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и словообразования, учатся строить более сложные предложения. Однако поскольку русский язык имеет сложную систему грамматических правил и множество исключений из них, многочисленные случаи переноса ударения, в течение всего дошкольного детства, когда идет активный процесс усвоения грамматических средств, речь детей изобилует грамматическими

ошибками. На определенном этапе развития детской речи словотворчество представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка. К 5 годам, словотворчество начинает угасать, так как ребенок уже прочно усваивает грамматические формы и свободно их использует. На протяжении дошкольного детства развивается и совершенствуется синтаксическая сторона речи детей. В речи младших дошкольников преобладают простые предложения.

Характерным для этого возраста является употребление в начале предложений частиц а, и, вот. Употребляются в младшем дошкольном возрасте союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения, но главным образом при дословном пересказе сказок. В речи детей этого возраста встречаются и сложноподчиненные предложения простой конструкции. Союзная связь в них зачастую заменяется интонацией. Наиболее широко употребляются предложения времени и дополнительные.

В среднем дошкольном возрасте в речи детей по-прежнему преобладают простые предложения, но структура их усложняется, появляются предложения с однородными членами. Изменяется структура сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В сложносочиненных предложениях начинают встречаться вводные слова, появляется союз который в речи детей младшего возраста не употребляется. В сложноподчиненных предложениях появляются придаточные предложения

причины, сравнительные, условные, правда, последние употребляются крайне редко. Впервые в среднем дошкольном возрасте дети используют в речи обобщающие слова и однородные дополнения. В речи старших дошкольников возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений. К концу дошкольного детства ребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления.

Однако даже у детей, поступающих в I класс, основной массив текста 55 составляют простые предложения. Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших, дошкольников отвлеченного мышления. 3.Осознание словесного состава и грамматического строя речи Речь выступает для ребенка прежде всего и раньше всего как средство общения.

Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни тех закономерностей, которым подчиняется речь, ни своих операций в ней. О неосознанности своих речевых действий свидетельствует, например, тенденция дошкольников относиться к слову как к неотъемлемому, естественному свойству предмета. Названия предметов дошкольники объясняют свойствами этих предметов. Ребенок испытывает значительные затруднения, если перед ним ставится задача сделать слово и словесные

отношения предметом своего сознания. Пересчитывание отдельных слов-существительных не представляет для дошкольников трудностей здесь слова совпадают с предметами, обозначаемыми этими существительными. Если же в ряд называемых слов входят прилагательные или глаголы, то младшие дошкольники их вообще опускают и только дети старшего дошкольного возраста справляются с этой задачей. Но если перед ребенком 3 7 лет ставится задача, требующая от него действия со словом как элементом

речевой деятельности, например задача вычленения слов из предложения, то, как показало исследование С. Н. Карповой, у ребенка обнаруживается тенденция устойчиво ориентироваться на ситуацию, обозначенную названным ему предложением. В ответ на вопрос, сколько слов в предложении, дети целиком повторяют это предложение. Вследствие того, что предметом действий ребенка является именно ситуация, выраженная в предложении, в ответ на вопросы о порядке слов в предложениях он не только называет эту ситуацию, но

в некоторых случаях излагает своими словами, уточняя и развивая ее дальше. Однако элементарное осознание языковой действительности, элементов языка в известной мере происходит и стихийно. С. Н. Карпова в процессе эксперимента выявила, что если в беседе с каждым ребенком вводить элементы обучения повторные и наводящие вопросы, образец правильного вычленения слов, одобрение или порицание полученных результатов, некоторые дети переходят на следующую ступень анализа предложения.

Одни дошкольники главным образом дети 5 лет переходят к анализу предметного содержания ситуации, обозначенной в предложении. Дети другой группы младшего, среднего и старшего возраста начинают вычленять интонационно-смысловые группы подлежащего и сказуемого. Наконец, третью рруппу составляют дети, вычленяющие в предложении все категории слов, кроме союзов и предлогов. Это значит, что они переключаются на речевую действительность и слова как элементы речи. Однако представления ребенка о речевой действительности неустойчивы и неосознанны.

Дети то и дело соскальзывают на выделение предметных компонентов предложения. Таким образом, если перед ребенком ставится задача вычленения слов из предложения, но не организуется ориентировка на существенные признаки слова, действительность речи осознается им очень смутно и слабо дифференцируется. При обучении детей-дошкольников элементарному членению речи на слова можно не давать понятийных критериев речи, а использовать только остенсивное определение, т. е. определение путем наглядной

демонстрации слова, примеров его использования и т. п. В старшем дошкольном возрасте в результате стихийного усвоения словообразования у детей возникают и элементарные формы словообразовательного анализа. Э.А. Федеравичене выявила три способа решения словообразовательных задач детьми разного возраста нормативный, слововотворческий и ситуативный ассоциативный. 4.Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового

состава слова Процесс усвоения звуковой системы речи включает в .себя овладение правильным произношением звуков и развитие фонематического слуха. Овладение фонетическим составом речи начинается в конце первого года жизни ребенка. К началу дошкольного возраста дети в основном владеют всеми звуками родного языка Однако встречаются дошкольники, которые и в более старшем возрасте имеют недостатки произношения, дефекты речи. Это объясняется медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.

Решающее значение для усвоения звуков родного языка имеет развитие сенсорной основы речи фонематического слуха. Под фонематическим слухом.понимается способность.воспринимать на слух звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. Ребенок должен четко различать звук, заданный взрослым, от звука, реально произносимого им самим. Это является основным условием усвоения звуковой стороны языка.

Н. X. Швачкин, исследуя фонематический слух детей на ранних этапах развития, показал, что уже у детей I года 7 месяцев фонематический слух оказывается сформированным. Ребенок различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых. В то же время в раннем возрасте у ребенка еще сосуществуют косноязычный и правильный звуковые фоны. Он еще узнает неправильно произносимые слова, но уже способен проводить различие между правильным и

неправильным произношением окружающих . В дошкольном возрасте ребенок постепенно перестает узнавать неправильно сказанные слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Звуковая сторона речи является предметом его пристального внимания. В дошкольный период дети начинают осознавать нормы произношения, заботиться о его правильности. При этом, однако, они не могут выделить и назвать звук, подлежащий исправлению, а исправляют все слово.

Это уровень неотчетливого сознания, первичная форма абстракции. Вновь вопрос о развитии у детей фонематического слуха возникает при обучении их грамоте. Здесь впервые перед ребенком встает задача звукового анализа слова. К формированию звукового анализа слова как действия по установлению последовательности звуков в слове нужно подходить так же, как к формированию любого умственного действия.

После получения предварительного представления о задании дошкольники должны освоить звуковой анализ в плане действий с предметами и только после этого переходить к выполнению действия в плане громкой речи, после чего произойдет перенос действия звукового анализа в умственный план и окончательное его становление. 4.Усвоение грамоты в процессе обучения Работа по обучению дошкольников грамоте осуществляется на основе теоретических принципов, разработанных

Д. Б. Элькониным, Специфически дошкольные формы и методы обучения грамоте на основе метода Д. Б, Эльконина разработаны Л. Е. Журовой. Определив начальное чтение как процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели, Д. Б. Эльвонин тем самым выделил основное содержание обучения чтению звуковую материю языка. В специальном исследовании, посвященном изучению возможностей и особенностей усвоения детьми грамоты и выявлению оптимального возраста для этого обучения,

Н. С. Баренцева выявила, что дети 5-6 обладают избирательной восприимчивостью к обучнию грамоте. Дети 5 лет особенно восприимчивы к звуковой стороне речи, а дети 6 лет к чтению. Всвязи с этим пятилетний возраст наиболее благоприятен для начала обучения звуковому анализу,а 6 лет чтению. Первый этап обучения грамоте формирование у пятилетних дошкольников звукового анализа слова рассмотрен выше. На втором этапе происходит усвоение детьми гласных букв и овладение спосрбом чтения.

Он заключается в формировании особой ориентировки в читаемом слове ребенок должен уметь находить в слове буквы, обозначающие гласные фонемы, приготовиться произнести эти фонемы и лишь на фоне этой позиции произносить все предшествующие согласные фонемы и вслед за ними гласную. Этот основной принцип чтения называется позиционным принципом. На третьем этапе дети усваивают согласные буквы и переходят уже непосредственно к овладению слоговым

чтением. Одновременно дети учатся грамотному письму печатанию сначала постепенно усложняющихся слов, а затем предложений с предлогами и союзами. Заключение. Дошкольное детство является периодом чрезвычайно интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой действительности. Это связано с усложнением деятельности ребенка и изменением его отношений с окружающими.

На стадии дошкольного детства ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, требующая согласованного выполнения правил. Возросшая самостоятельность ребенка открывает возможности для возникновения различных творческих видов деятельности изобразительной, конструирования, начальных форм учебной и трудовой деятельности. У ребенка возникает потребность в формулировании замысла деятельности, в констатации затруднений, в рассуждениях по поводу способов выполнения деятельности.

Благодаря накопленным знаниям, участию в новых, более сложных видах деятельности значительно расширяется круг общения детей. Оно становится богаче и разнообразнее. Расширение круга общения и стремление к речевым контактам способствуют развитию логической речи связного высказывания, объединенного одной мыслью и построенного с учетом этой мысли. На протяжении дошкольного детства монологическая речь сосуществует с диалогической.

Каждая из форм употребляется в соответствующих условиях общения. В свою очередь более развитая речь обеспечивает решение более сложных задач общения и способствует протеканию деятельности общения на более высоком уровне. Уровень развития связной речи тесно связан с уровнем овладения всеми сторонами родного языка словарм, грамматическим строем, звуковым составом. Центральной особенностью дошкольного возраста является возникновение

к 4 5 годам планирующей фукции речи, которая сначала проявляется в плане громкой речи. На последнем этапе развития планирование становится внутриречевым. Составной частью речевого развития детей 5 6 лет, наряду с совершенствованием практических навыков, является осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.