«Иконография восточнохристианского искусства». Задачи курса: 1. Дать представление о традиции изображения основных событий евангельской истории, которые составили основу сюжетно-тематического фонда искусства Христианского Востока (события жизни Христа и Богоматери, отмечаемые как "двунадесятые" праздники); 2. На примере памятников разных эпох, связанных с разными локальными культурными традициями, показать возможности иконографии как метода, который может быть использован при анализе содержания конкретных произведений изобразительного искусства; 3. Показать значение навыков иконографического анализа в атрибуционной и реставрационной практике. К важнейшим задачам данного курса относится развитие у студентов навыков источниковедческого анализа памятников, умения интерпретировать их как особую разновидность "текста" культуры, способности понимать постоянно изменяющийся во времени и в различных "культурных средах" смысловой контекст. Именно поэтому на лекциях рассматривается не только изобразительный материал, но и основные виды литературных источников, использовавшихся художниками, факторы, влиявшие на их подбор, на принципы прочтения их художниками. К числу таких факторов, к примеру, относятся условия заказа и личность заказчика, устав богослужения, богословская полемика, местная художественная традиция, особенности архитектурного пространства. Особое внимание на всех лекциях обращается на то, что метод работы средневекового художника основывался не на иллюстрации текста, т. е. не на фиксировании только внешней, фабульной стороны повествования, а на принципе воплощения слова как символа, т.е. отыскания для каждого словесного образа адекватной пластической формы, раскрывающей его глубинный смысл и разные пласты значений. В свою очередь, каждая такая форма должна была быть освящена традицией авторитетных богословских толкований и признана Церковью – т.е. быть каноничной. Одновременно бесконечное разнообразие авторитетных текстов, признанных каноническими, обеспечивало в периоды расцвета средневековой культуры подвижность и жизненность изобразительного канона, который никогда не сводился к стандарту, жесткому и ограниченному набору образцов и схем. Этим же объясняется и то, что между иконографией и стилем средневекового искусства существует неразрывная, органическая связь. Определение неповторимых особенностей переплетения этих двух компонентов в каждом отдельно взятом памятнике средневекового искусства – основная задача иконографического метода. Курс лекций читается на протяжении одного семестра. Его объем – 32 часа (т.е. 16 занятий). Из них 24 часа отводятся для лекций и 8 для семинаров. Базовый материал курса: В качестве базового материала курса привлекаются в основном памятники живописи (храмовые росписи, иконы, книжные миниатюры) и пластики раннехристианского, византийского и древнерусского искусства, охватывающие хронологический период от III до XVII в. включительно. Произведения искусства Западной Европы рассматриваются эпизодически, в тех случаях, когда они показывают особенности иконографического мышления темы и изводы, либо не представленные, либо не нашедшие адекватного раскрытия в искусстве восточно-христианского мира. Такое распределение материала объясняется во многом общностью истоков иконографии как восточно-христианского (православного), так и католического мира, сравнительно поздно начавшимся разделением традиций (VIII–IX вв.) и тем, что восточно-христианская традиция оставалась актуальной для Западной Европы вплоть до середины XIV в. Помимо этого, они привлекаются в качестве аналогий в тех случаях, когда рассматриваются наиболее яркие примеры заметно усилившегося в XVI–XVII вв. влияния западной иконографии на памятники восточно-христианского искусства. Построение курса: он строится в основной своей части тематически, то есть каждая лекция посвящается, в зависимости от сложности материла, одной и или двум темам. Основную часть предваряют две лекции, знакомящие слушателей с предметом занятий – иконографией как объектом научных исследований и одновременно исследовательским методом, проблемой "Канона" и с основными видами литературных источников. За рамками курса остаются многие важные темы, даже самое общее раскрытие которых требует расширение объема курса, по крайней мере, вдвое. Среди этих тем: чудеса, проповеди и притчи Христа, его изображения в разных типах – Эммануила, Ветхого Днями, Пантократора, Ангела Великого совета, иконография Богоматери, святых (апостолов Петра и Павла, евангелистов, Иоанна Крестителя, Николая Мирликийского, Георгия, Димитрия Солунского и др.), Святой Троицы, Покрова Богоматери, Страшного суда, образы гимнографии, такие как изображения "О Тебе радуется", "Достойно есть", аллегорические изображения типа "София Премудрость Божия" и т.д. ^ Темы курса«Иконография восточнохристианского искусства».Определение иконографии.Методы изучения памятников изобразительного искусства: анализ стиля и анализ иконографии, их специфика. Становление иконографии как научного метода: Н.П. Кондаков, Н.В. Покровский, Г. Милле. Эволюция иконографического метода: от описательной к интерпретационной иконографии. Античные традиции в христианской иконографии, влияние на нее церемоний императорского дворца: Д.В. Айналов, А. Грабар, К. Вейтцман. Иконография и богослужебный ритуал: Р. Тафт, Кр. Уолтер, Г. Бельтинг. Соотношение иконографии и иконологии (анализ текста и интерпретация контекста): Э. Панофский, Э. Гомбрих, Г. Мегвайер. Иконография и стиль, их взаимодействие: О. Демус, В.Н. Лазарев, С. Радойчич, Л.А. Успенский, Э. Китцингер. ^ Литературные источники иконографических моделей. Текст как основа средневековой культуры. Виды текстов: Священное писание; Священное предание, апокрифические тексты; святоотеческие тексты – гомилетика и экзегетика; богослужебные тексты – литургика, гимнография. Основные богослужебные книги: Евангельские чтения (Евангелие-апракос), Служебник, Часослов, Октоих, Минеи служебные, Триодь постная и Триодь цветная; Четьи книги (книги для благочестивого чтения); аскетическая литература; руководства для художников: Ерминии и книги образцов (Подлинники); летописи, хронографы. Буквальное (историческое) и анагогическое (возвышающее) прочтение текстов. ^ Храм и литургия.Виды церковных сооружений (кафедральные соборы, городские и монастырские храмы, часовни, крипты, костницы, баптистерии, трапезные и др.). Устройство христианского храма, его части, их назначение и символика (алтарная часть, жертвенник и диаконник, алтарная преграда, наос, нартексы, приделы). Литургия, ее виды, состав, символика отдельных частей. Византийские литургические толкования (Германа Константинопольского, Николая Кавасилы и др.). Сакральная топография православного храма. Храмовая и литургическая символика в контексте иконографических программ.^ Система храмовой декорации.Принципы распределения изобразительного декора в храмовом пространстве. Базилика и центрический (купольный) храмы. Символико-догматический и историко-повествовательный уровни прочтения храмовой декорации. Апсидные программы до- и постиконоборческого храма. Литургическая редакция иконографических программ 11-12 вв.: композиции Причащение Апостолов, Служба свв. Отцов, Мелисмос. Появление новых циклов и отдельных композиций в палеологовскую эпоху.^ Иконография Христа.Проблематика «истинного образа» Спасителя. Статус нерукотворных икон. Мандилион и Керамион. Историческая обусловленность способов представления Христа. Полиморфизм. Основные иконографические типы: Пантократор, Ветхий Денми, Эммануил, Священник. Их история, догматическое обоснование и литургические (в т.ч. евхаристические) коннотации. Христос Вселенский император и Христос Вселенский патриарх: эволюция иконографической модели. Христос в Деисусных композициях.^ Иконография Богоматери.Тема воплощения Бога-Слова в прообразовательной (ветхозаветной) символике - скиния, жезл, стамна, одр Соломона и т.д. Екклезиологическая тематика – устроение Церкви на земле как образ ожидаемого Царствия Небесного. Основные типы икон Богоматери (с младенцем и без). Взаимосвязь иконографического типа и эпитета. Связь Богородичного цикла с чином литургии, принесением и приуготовлением евхаристических даров – Проскомидия. Росписи жертвенников храмов. Сцены Акафиста Богоматери.^ Протоевангельский цикл.Протоевангелие Иакова как основной литературный источник. Развернутый протоевангельский цикл как демонстрация единства и преемственности ветхо- и новозаветной истории. Иконографические особенности цикла и отдельных композиций, их насыщенность прообразовательной символикой (Введение во храм, Встреча Марии с Елизаветой, Моление Захарии о жезлах и др.).^ Евангельский цикл: от Благовещения до Сретения. Источники. Тема боговоплощения в толкованиях Отцов церкви (Слова Григория Чудотворца, Иоанна Златоуста) и гимнографии (Акафист Богоматери, каноны Иоанна Дамаскина и Косьмы Маюмского). Свидетельства паломников (Хождение игумена Даниила в Святую Землю).Примеры соотношения буквального, "исторического" толкования события и его "анагогического" (возвышающего) понимания в иконографии. Рождественский цикл: Волхвы, Бегство в Египет, Избиение младенцев. Рождественская стихира "Что Тебе принесем, Христе" (Собор Богоматери). Сретение. Связь Сретения с темой страстей Христовых. Сретение и образ Богоматери Умиление. Евхаристическая символика и тема созидания Церкви на земле. ^ Евангельский цикл: от Крещения до Преображения.Крещение как Богоявление. Тема искупления грехов в воде. Световая и тринитарная символика в Крещении. Влияние на иконографию праздника текстов Ветхого Завета (Псалтирь, книга "Исход"). Аллегорические изображения Иордана и Моря. Тема крещения "во смерть Христа" – Крещение и Оплакивание, Крещение и Сошествие во ад. Историческое и символическое осмысление пейзажа в изображениях Крещения. Преображение как Теофания. Иконографические мотивы, связанные с представлением божественной природы Христа и преображением человеческого естества. Христос и пророки Моисей и Илия, Христос и апостолы. Гора Фавор как новозаветный Синай. Фаворский свет – символ и реальность (паламизм). Иконографическая интерпретация света в византийской и древнерусской живописи – образ славы Христа, символ несотворенного сияния Триипостасного Божества. ^ Евангельский цикл: от Воскрешения Лазаря до Входа в Иерусалим. Начало Пасхального цикла. Лазарь как вестник грядущего сошествия Христа во ад и всеобщего воскресения. Канонические и апокрифические тексты о чуде Воскрешения (Слово на Лазарево воскресение). Ветхозаветные параллели – Моисей, изсекающий воду из скалы. Свидетели события – апостолы и иудеи. Топографическая символика – Елеонская гора (Вифания) и Иерусалим. Раннехристианская и византийская редакции иконография данной сцены. Вход в Иерусалим. Тема Adventus в его иконографии. Хождение вокруг града с ветвями в ритуале древнееврейских праздников (Праздник кущей). Образ кроткого царя, шествующего на осляти. Встречающая его Дщерь Сиона как образ Невесты-Церкви. Иерусалим – Сион, исторический город и мистический небесный град. Примеры нравственно-прообразовательной символики: Иерусалим – преуготованная к принятию причастия душа человека (Слово Кирилла Туровского на Неделю ваий). Храмоздательная символика и отражение исторических реалий в изображении Иерусалима.^ Евангельский цикл: Тайная вечеря и Омовение ног.Исторический и символический аспекты иконографии Тайной вечери. Таинство Евхаристии. Евхаристические дары – хлеб и вино. Символ рыбы. Отражение в изобразительной символике традиций вечерий любви – агап, влияние на нее обряда и молитвословий литургии. Тайная вечеря как образ Пира Христа-Премудрости. Христос – великий архиерей по "чину Мельхиседекову", устанавливающий и совершающий таинство. Ветхозаветные и Новозаветные параллели Тайной вечери: Гостелюбие Авраама (Троица), притча Соломонова "Премудрость созда себе дом", Пир в Кане, притча "О неимущем одеяния брачного". Восточный и западный изводы изображения. "Омовение ног" как исполнение евангельской заповеди любви и смирения и как мистерия, аналогичная таинству крещения. Исторические реалии и топографическая символика. Сионская горница – Церковь. Свидетельства паломников. Евхаристия и чин "Службы отцов" – раскрытие тайны "домостроительства спасения" в таинстве Литургии.^ Евангельский цикл: от Распятия до Оплакивания. Связь "Страстного цикла" со службами Страстной седмицы и с чином Литургии. Страстной цикл в росписях храмов (церковь Пантелеймона в Нерези 1164 г.; церковь Федора Стратилата в Новгороде XIV в.) и в иконостасных комплексах. Канонические и апокрифические источники иконографии (Евангелие Никодима). Догматическое понимание Распятия как исполнения божественного промысла, таинства добровольной искупительной жертвы Христа. Сложение основного иконографического извода к VI в. Дополнительные эпизоды - воины, делящие одежды, сотник Лонгин, два разбойника. Богоматерь и Иоанн Богослов. Голгофа и "Адамова голова". Отражение догмата о двух природах Христа в иконографии Распятия. Крест – символ победы. "Жертвоприношение Авраама", "Даниил во рву львином", "Три отрока в печи огненной" – ветхозаветные прообразы Распятия. Изображения ветхозаветных пророков. Эволюция иконографии Распятия от IX до XVII в. Реликвии Голгофского креста. Тайные ученики Христа: Иосиф Аримафейский и Никодим. Гроб Господень. Службы страстной Пятницы и страстной Субботы, их влияние на иконографию. Образ Христа во гробе – "Не рыдай мене, Мати", изображение "Оплакивания" на плащаницах, их связь с литургией. ^ Евангельский цикл: от Сошествия во Ад до Вознесения."Евангелия Никодима" как источник иконографии. Две традиции в изображении Воскресения – Христос, исходящий из гроба, и Христос, повергающий Сатану и изводящий праведников из преисподней. Образы Адама и Евы, Давида и Соломона, Авеля и пророков. Гроб Христа как образ храма Воскресения в Иерусалиме. Жены мироносицы - образы чистых душ, образующих тело земной Церкви.Тексты Нового Завета, апокрифы и богословские толкования (Слова на Вознесение Иоанна Златоуста, Епифания Кипрского). Отражение в иконографии Вознесения ветхозаветных теофаний и эсхатологических представлений (Миниатюра Евангелия Раввулы VI в.). Елеонская гора как место прихода Мессии, ее святилище и реликвии. Влияние на иконографию текстов Псалтири. Образ Богоматери в Вознесении как олицетворения Церкви на земле. Тема Отослания апостолов на проповедь. Вознесение в храмовых декорациях. Пятидесятница – завершение Пасхального круга. Божественная хиротония – утверждение миссии апостолов, установление таинства священства. Сцена "Сошествия Св. Духа" как прообраз Вселенских соборов, символ единства Церкви. Две версии изображений: Апостолы с Богоматерью (с VI в.) и без нее. Влияние на иконографию церемоний и обстановки императорского двора (архитектурная форма экседры) и топографических реалий Святой Земли (изображение сионской горницы). Аллегорические фигуры царя-Космоса, и Девы, олицетворения святого города Давидова и одновременно Церкви. Ветхозаветные параллели: огонь, нисходящий на жертвоприношение пророка Ильи; Моисей, принимающий скрижали завета на Синае. ^ 14. Успение Богоматери. Текстовые источники: апокрифические слова Иоанна Богослова и Иоанна Солунского. Церковное предание, сочинения Епифания Кипрского (нач. V в.). Успение и евхаристия. Образ новой скинии и нового Ковчега завета, сооруженного самим Богом. Несение одра Богоматери в Гефсиманский сад. Чудо с Авфонией. 3 слова на Успение Иоанна Дамаскина. Одр Богородицы как алтарный престол, трапеза с евхаристическими дарами, освященными явлением Христа, не оставляющего свою Церковь. Изображение святителей. Успение как сцена сошествия Св. Духа на вселенскую церковь и как образ грядущего царства Божьего. Апостолы, символизирующие 12 колен "Нового Израиля" – народа христианского. Утверждение догмата о нетленности плоти Богоматери – сцена вознесения Богоматери, апостолы у пустого гроба. ^ Список литературы по курсу «Иконография восточнохристианского искусства».Источники. Апокрифы Древней Руси. М., 1997. Апокрифы древних Христиан. М., 1989.Св. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995. Дионисий Фурнографиот. Ерминия. Пер. Порфирия Успенского //Труды Киевской Духовной академии за 1867. Иисус Христос в документах истории. (Серия: Античное христианство. Источники). СПБ., "Алетейя", 1998. Иларион (Алфеев). Христос победитель Ада. Тема сошествия во Ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001. Иоанн Дамаскин, преп. Творения. М., "Мартис", 1997. Иоанн Мосх. Луг духовный. М., 1996.Книга Апокрифов. М., 2004. Ловягин Евг. Богослужебные каноны на славянском и русском языках. СПб., 1872. Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов. М., 1997. Настольная книга священнослужителя. М., 1977–1983. Т. 1, 4. Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.1. Апокрифические сказания о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. М., 1860. Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895. Свенцицкая И. Апокрифические Евангелия. М., 1996. Толковая Библия, или комментарий на все книги Ветхого и Нового Завета. под ред. А.П. Лопухина. СПб., 1904-–1913 (переизд. 1987 г.).Bornert R. Les commentaires Byzantines de la divine liturgie. Paris, 1966. Schulz H.J. Die byzantinische Liturgie. Treves, 1980.Словари. Энциклопедии. Вениамин, архиеп. Новая скрижаль (изд. 16). СПб., 1899 (переизд. М., 1992. Т. 1–2). Дебольский Г. Дни богослужения Православной церкви. М., 1996. Т. 1–2. Дебольский Г. Православная церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994. Никифор, архим. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. М., 1891 (переизд. М., 1990). Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. М., 1995. Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. М7, 1996. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993–1995. Т. 1–3. Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., 2001.The Biblical world. A Dictionary of Biblical Archaeology. London, 1966. Cabrol Fr. et Leclerk. Dictionnaire d'archeologie chrеtiene et de liturgie. Paris, 1907–1953. Chevalier J.et Cheerbrant A. Dictionnaire des symboles. Paris, 1973. N. 1–2. Lexicon der Christlichen Iconographie. /von E. Kirschbaum. Rom, Freiburg. Basel, Wien, 1968–1976. Bd. 1-8. Millet G. Recherches sur l' iconogaphie de l' evangile aux XIV-e, XV-e et XVI-e siПcles. Paris, 1916. Schiller G. Iconography of Christian art. London, 1971–1972. Vol. 1–2. [Томa 3–4 на немецком яз. издан в Darmstadt, 1986]. Wessel K., Restle M. Reallexikon zur byzantinischen Kunst. Stuttgart, 1963–1990. Bd. 1–IV. (RBK). Периодические издания, каталоги, сборники статей. Восточнохристианские реликвии. М., 2003.Восточнохристианский храм: литургия и искусство. СПб., 1994. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Том 1. М., 1995. Иерусалим в русской культуре. М., 1994. Иконостас: происхождение-развитие-символика. М., 2000. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. СПб., 1995. Христианские реликвии в Московском Кремле. М., 2000. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996.Основная литература. Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики //Древнерусское искусство: Зарубежные связи. М., 1975. С. 371–397; Аверинцев С.С. У истоков поэтической образности византийского искусства //Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 421–454; Айналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства //Записки Русск. археолог. общества. СПб., 1901. Нов. сер. Т. 12. Вып. 3–4. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993. Барсов Е. О воздействии апокрифов на обряд и иконопись //Журнал Министерства народного просвещения. 1885. Декабрь. С. 97–115.Бельтинг Х. Образ и культ. М., 2002. Беляев Л. А. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. М., 1998. Бернштейн Б.М. Традиция и канон. Два парадокса //Советское искусствознание'80. Вып. 2. М., 1978. С. 112–153. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М., 1995. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1977. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. М., 1991. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995. Гомбрих Э. О задачах и границах иконологии //Советское искусствознание' 25. М., 1989. С. 275–305.Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. Зедльмайр Х. Искусство и истина //Искусствознание. М., 1998. Вып. 2. С. 5-65. Зедльмайр Х. Проблемы интерпретации //Вопросы искусствознания' 1/98. М., 1998. С. 490–524. Изопольская Н.В., Киселев Н.А. Русский иконописный подлинник //Художественное наследие. Хранение, исследования, реставрация. М., ВНИИР, 1985. Вып. 10. С. 185–193. История иконописи. М., 2002. Киприан, архим. Евхаристия. Париж, 1947 (репринт – 1992 г.). Кирпичников А. Взаимодействие иконописи и словесности народной и книжной // Труды 8 Археологического съезда в Москве 1890 г. М., 1895. Т. 2. С. 213–229. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1–2. Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876. Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, 1929. Краутхаймер Р. Три христианские столицы. М., 2000. Лазарев В.Н. О методологии современного искусствознания //Советское искусствознание'77. Вып. 2. М., 978. С. 311–316.Лидов А.М. Византийские иконы Синая. М., 1999. Мирковиh Л. Иконографске студиjе. Нови Сад, 1974. Никифор, архим. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. М., 1891 (переизд. М., 1990). Нисенбаум М. Персонажи и предметный фон: Взаимоотношение личности и мира в древнерусской живописи //Вопросы искусствознания. М., 1994. Вып. 2-3. С. 115–131. Озолин Николай, протоиерей. Православная иконография Пятидесятницы. Об истоках и эволюции византийского извода. М., 2001. Панофский Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб., 1999. Панофский Э. История искусства как гуманистическая дисциплина //Советское искусствознание' 23. М., 1988. С. 422–445. Пивоварова Н.Д. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи. СПб., 2002. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб., 1892. Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. [изд. 3] Спб., 1910. Православная икона. Канон и стиль /Сост. А. Стрижев. М., 1998. Радовановиh J. Иконографска истраживана српског сликарства XIII и XIV века. Београд, 1988. Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Темы докладов и материалы международного симпозиума. М., 2000.Сарабьянов В.Д. Иконографическое содержание заказных икон митрополита Макария //Вопросы искусствознания' 4/93. М., 1994. С. 243-285. Сарабьянов В.Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины XII века //Вопросы искусствознания. М., 1994. Вып. 4. С. 268–312. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976. Смирнова Э.С., Лаурина В.Л., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. Смирнова Э.С. «Киево-Печерское Успение». Икона-реликварий XI века в свете письменных и изобразительных источников //Восточнохристианские реликвии. М., 2003. 415-446. Соколов М.Н. Границы иконологии и проблема единства искусствоведческого метода (к спорам вокруг теории Э. Панофского) //Современное искусствознание Запада о классическом искусстве XIII–XVII вв. Очерки. М., 1977. С. 227–249. Уваров А.С. Материалы для иконописания: Предания и легенды христианские //А.С. Уваров. Сборник мелких трудов. М., 1910. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. М., 1989. Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее. М., 1999. Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. М., 2005. Шапиро М. Стиль //Советское искусствознание. М., 1988. Вып. 24. С. 385–425. Щенникова Л.А. Деисус в византийском мире: историографический обзор //Вопросы искусствознания' 2-3/94. М., 1994. С. 132-163. Щенникова Л.А. Иконографические особенности праздничного ряда из Благовещенского собора Московского Кремля //Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. М., 1990. Вып. 13. С. 57–126. Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2000. Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. London, 1949. Demus O. The Mosaics of San Marco in Venice. Chicago-Londres, 1984.Belting H. An Image and its Function in the Liturgy: the Man of Sorrows in Byzantium //DOP 34-35 (1980-81), 1-16.Dufrenne S. Les programmes iconographiques des eglises de Mistra. Paris, 1970.Galavaris G. The illustrations of the Prefaces in Byzantine Gospels. Wien, 1979.Gavriloviс Z. Studies in Byzantine and Serbian Medieval Art. London, 2001. Grabar A. L' art de fin de l' antiquite et du Moyen Age. Paris, 1968. Vol. 1–3. Grabar A. L' art palеochrеtien et l' art byzantin. Recueil d' Еtudes. 1967–1977. London. ed. Variorum reprints, 1979. Grabar A. Christian iconography. A Study of its Origins. /The A.W. Mellon Lectures. Princeton, 1968 [или: London, 1969]. Grabar A. L' iconoclasme Byzantin. Dossier archeologique. Paris, 1957. Grabar A. Les voies de la crеation en iconography chrеtiene, Antiquite et Moyen Age. Paris, 1979.Grabar A. Un rouleau liturgique constantinopolitain et ses peintures //DOP 8, 1954, 161-199.Kartsonis A. D. Anastasis. The Making of an Image. Princeton, New Jercey, 1986.Kitzinger E. Reflections on the Feast Cycle in Byzantine Art //Cahiers archeologiques, 38. Paris, 1988. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. London, 1965 (множество последующих изданий). Lafontaine-Dosogne J. L'iconographie de l'enfance de la Vierge dans l'Empire Byzantin et en Occident. Bruxelles, 1964/1965. T. 1–2. Martin J.L. The Dead Christ jn the Cross in Byzantine Art //Late Classical and Mediaeval Studies in honor of A. M. Friend, Jr., ed. by K. Weitzmann. Princeton, 1955, 189-196. Sinding-Larsen S. Iconography and Ritual. A Study of Analytical Perspectives. Oslo, 1984.Spieser J.-M. Liturgie et programmes iconographiques //College de France, Centre de recherché d’histoire et civilization de Byzance. Travaux et memoires, 11. Paris, 1991.575-590.Walter Ch. Art and Ritual of the Byzantine Church. London, 1982. Walter Ch. Pictures as Language. How the Byzantines exploited Them. London, 2000. Walter Ch. Studies in Вyzantin iconography. London, 1977. Walter Ch. A new look at the byzantine sanctuary barrier //Revue des etudes byzantines. Paris, 1993, 203-224, особенно 215-224.Weitzmann K. Byzantine Liturgical Psalters and Gospels. London, Variorum reprints, 1980. Интернет-сайт http://all-photo.ru/icon/index.ru.html