МОУ « Поротниковская средняя общеобразовательная школа» Бакчарского района Томской области.Принята на методическом Утверждаю.объеденении естественно- Директор школы________ (Игишева С.А.) математического цикла. Приказ № ____ от «____» _______ 200__г.Протокол №____ от «______» _______ 200___ г.Руководитель МО:___________ Потапова Л.В.Щукина Любовь ЛеонидовнаИсследования в экологииПоротниково 2010 г. Экологическое образование формирует у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности. Изучение экологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Для формирования научного мировоззрения школьников важно знать связь теории с методологией, с картиной мира, знать формы и способы их взаимодействия. Достичь этого помогает исследовательская деятельность в учебном процессе. Программа элективного курса «Исследования в экологии» предназначена для учащихся 6-8 классов. Необходимость в ее разработке возникла в связи с тем, что в среднем учебном звене не уделяется должного внимания на развитие исследовательской деятельности. Все используемые методики в данном учебном курсе являются доступными. Содержание программы ориентировано на курс экологии в 6-8 классах: 6 класс «Экология растений» авторы А.М. Былова, Н.И. Шорина, 7 класс «Экология животных» авторы В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин, 8 класс «Экология человека» авторы М.3. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина. Предлагаемые программы предусматривают возможность организации учебного процесса с использованием компетентностного подхода. В комплексе сфер компетенций основной, системообразующей является сфера выработки умений и навыков работы с информацией.^ Цель программы: организация ученических исследований по изучению природных сред и объектов.Задачи курса: 1) углубление и расширение имеющихся у школьников знаний экологии и знаний о природе; 2) освоение общих и специальных методов, приемов и форм исследовательской работы, направленной на актуализацию и развитие знаний в области экологии; 3) развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений у обучающихся; 4) формирование креативного и рефлексивного мышления, приобретению навыков публично выступать.^ Продолжительность программы: программа рассчитана на 51 час, в каждом классе по 17 часов. Ожидаемые педагогические результаты: развитие практических умений школьников по исследовательской работе; формирование умений планировать и организовывать исследования; развитие способности к системному анализу, вероятностного мышления и умения прогнозировать результаты исследований.Обучающиеся должны развить следующие исследовательские умения и навыки:• выявления и постановки проблемы;• уточнения неясных вопросов;• формулирования гипотезы;• планирования и разработки исследовательских действий;• сбора данных (накопления фактов, наблюдений, доказательств);• анализа и синтеза собранных данных; • сопоставления данных и умозаключений;• подготовки и написания сообщений;• выступления с подготовленным сообщением;• переосмысления результатов в ходе ответов на вопросы;• проверки гипотез;• построения обобщений и выводов;• разработки исследования;• защиты исследования.Участники школы должны знать: основные эколого-биологические понятия и термины;основные методы проведения эколого-биологических исследований;методологические подходы к организации научно-исследовательской деятельности;Участники школы должны уметь: применять на практике полученные эколого-биологические знания;пользоваться определителями, справочниками и другой специальной литературой;самостоятельно организовывать и проводить элементарные эколого-биологические исследования.Образовательный результат обучающихся рассматривается в двух аспектах: 1 – формальный: выполненная исследовательская работа; 2 – неформальный: становление исследовательской позиции учащихся, развитие исследовательских способностей. Таких как: умение определять тему исследования умение использовать техники формулировки вопросов умение формулировать исследовательские гипотезы владение разнообразными способами отображения и фиксации информации умение планировать исследование умение работать с книгой умение оформлять научно-исследовательскую работу навык конспектирования и умение осуществлять планирование различного типа знание основ представления результатов исследования умение составлять план выступления умение структурировать исследовательскую работу умение использовать разнообразные информационные ресурсы для реализации целей исследования знание основ анализа и оценки исследовательской работы. Структура оформления экологического исследования1. Введение1.1. Постановка проблемы. 1.2. Цели и задачи 2. Материал и методика2.1. Место и сроки проведения исследования 2.2. Методика 3. Результаты и обсуждение3.1. Краткий обзор литературы по проблеме 3.2. Конкретные параграфы проекта 4. Заключение 5. Литература 6. Приложения Тематический план курса «Исследование в экологии» 6 класс № Раздел, тема Форма занятия Всего часов Теория Практика 1 Введение. Виды исследовательских работ Рассказ, беседа 1 1 2 Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции школьников Рассказ, беседа 1 1 3. Общая схема научного исследования Методики экологических исследований. лекция 1 1 4. Методики «Оценка состояния древостоя смешанного леса с использованием простейшей шкалы», «Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны» лекциядемонстрация 1 1 5. Методика «Исследование ассиметрии листьев березы повислой» лекциядемонстрация 1 1 6. Методика «Определение фитонцидной активности комнатных растений» лекциядемонстрация 1 1 7. Методики «Определение чистоты воздуха по лишайникам», «Кресс-салат как тест-объект для оценки загрязнения почвы и воздуха» лекциядемонстрация 1 1 8. Выбор темы и методики исследования.Составление плана исследовательской деятельности 1 1 9. Изучение литературы по избранной теме. Работа в библиотеке, Интернет- библиотеках 2 2 10. Опытно-экспериментальная деятельность 3 3 11. Оформления текста научно-исследовательской работы 2 2 12. Представление результатов научно-исследовательской работы 2 2 Итого: 17 7 10 Содержание программыI. Введение 1 – 3 уроки (3 часа)Цели, задачи и содержание программы обучения.Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.Биоиндикационные и физико-химические методы экологических исследований.Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.^ II. Методики ботанических исследований 4-7 уроки (4 часа)Методика «Оценка состояния древостоя смешанного леса с использованием простейшей шкалы». Оценка состояния древостоя производится для установления антропогенных факторов и прогнозирования судьбы исследуемой лесной экосистемы.Методика «Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны». Информативными по техногенному загрязнению являются морфологические и анатомические изменения, а также продолжительность жизни хвои.Методика «Исследование ассиметрии листьев березы повислой». Данная методика позволяет определить интегральные характеристики асимметрии листьев березы повислой.Методика «Определение фитонцидной активности комнатных растений» позволяет выявить наиболее активное антимикробное действие среди комнатных растений. Методика «Определение чистоты воздуха по лишайникам». В качестве субстрата используются различные деревья.Методика «Кресс-салат как тест-объект для оценки загрязнения почвы и воздуха». Этот биоиндикатор отличается быстрым прорастанием семян и почти стопроцентной всхожестью, которая заметно уменьшается в присутствии загрязнителей.^ III. Этапы работы в рамках научного исследования 8-13 уроки (6 часов)Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации.1. Выбор темы по одной из изученных методик.2. Составление плана научно-исследовательской работы.3. Работа с научной литературой.4. Работа с понятийным аппаратом.5. Опытно-экспериментальная работа.^ IV. Оформление исследовательской работы 14-15 уроки (2 часа)Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.^ V. Представление результатов исследовательской работы 16-17 уроки(2 часа)Психологический аспект готовности к выступлению.Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.МетодикиМетодика №1 «Определение состояния древостоя смешанного леса с использованием простейшей шкалы»1. Внутрь ключевого участка закладывается пробная площадка 100м2.2. Определяются виды деревьев, растущих на пробной площадке.3. С помощью шкалы визуальной оценки деревьев по внешним признакам определяются баллы состояния отдельных деревьев по формуле:К1= ∑b/N, где:К1- коэффициент состояния каждого вида деревьев;b - баллы состояния отдельных деревьев;N- общее число учтенных деревьев каждого вида;∑- сумма Шкала визуальной оценки деревьев по внешним признакам Балл Характеристика состояния 1 Здоровые деревья, без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме. 2 Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя с желтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе сильное смолотечение и отмирание коры на отдельных участках. 3 Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, сухая вершина. Листья светло-зеленые, хвоя с бурым оттенком и держится 1-2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличены. Прирост уменьшен или отсутствует. Смолотечение сильное. Значительные участки коры отмерли. 4 Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком. Отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60% от общего количества. Прирост отсутствует. На стволах признаки населения короедами, усачами, златками (буровая муха, отверстие на коре и древесине) 5 Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая, осыпается или осыпалась. Кора на стволах отслаивается или полностью опала. Стволы заселены ксилофагами. Методика №2 «Методика определения степени загрязнения воздуха по лишайникам»В лихеноиндикационных исследованиях в качестве субстрата используются различные деревья. Для оценки загрязнения атмосферы города, районного центра, поселка выбирается вид дерева, который наиболее распространен на исследуемой территории. Например, в качестве субстрата может быть использована липа мелколистная. Город или поселок делят на квадраты, в каждом из которых подсчитывается общее число исследуемых деревьев и деревьев, покрытых лишайниками. Для оценки загрязнения атмосферы конкретной магистрали, улицы или парка описывают лишайники, которые растут на деревьях по обеим сторонам улицы или аллеи парка на каждом третьем, пятом или десятом дереве. Пробная площадка ограничивается на стволе деревянной рамкой, например, размером 10 х 10 см, которая разделена внутри тонкими проволочками на квадратики по 1 см2. Отмечают, какие виды лишайников встретились на площадке, какой процент общей площади рамки занимает каждый растущий там вид. Кроме того, указывают жизнеспособность каждого образца: есть ли у него плодовые тела, здоровое или чахлое слоевище. На каждом дереве описывают минимум четыре пробные площадки: две у основания ствола (с разных его сторон) и две на высоте 1,4— 1,6 м. Обследование можно провести по наличию какого-то одного вида лишайников на данной территории, или собрать информацию о его обилии в разных точках, или подсчитать количество всех видов лишайников, произрастающих в районе исследования. Кроме выявления видового состава, определяют размеры розеток лишайников и степень покрытия в процентах. Оценка встречаемости и покрытия дается по 5 балльной шкале.^ Таблица оценки частоты встречаемости и степени покрытия по пятибалльной шкалеТаким образом, для каждой площадки описания и для каждого типа роста лишайников — кустистых, листоватых и накипных — выставляются баллы встречаемости и покрытия. После проведения исследований на нескольких десятках деревьев делается расчет средних баллов встречаемости и покрытия для каждого типа роста лишайников — накипных (Н), листоватых (Л) и кустистых (К). Зная баллы средней встречаемости и покрытия Н, Л, К, легко рассчитать показатель относительной чистоты атмосферы (ОЧА) по формуле: ОЧА = (Н + 2 х Л +3 х К)/ 30^ Чем выше показатель ОЧА (ближе к единице), тем чище воздух местообитания. Имеется прямая связь между ОЧА и средней концентрацией диоксида серы в атмосфере. Результаты лихеноиндикации вносятся в таблицу.^ Методика №3 «Исследование ассиметрии листьев березы повислой»Начинать сбор материала необходимо после завершения интенсивного роста листьев, что примерно соответствует концу мая - началу июня и до их опадания осенью. Выборки должны производиться с растений находящихся в сходных экологических условиях по уровню освещенности, влажности и т.д.. Например, одна из сравниваемых выборок не должна находиться на опушке, а другая в лесу. Для анализа используют только средневозрастные растения, избегая молодые экземпляры и старые. Выборка листьев производится с 10 близко растущих деревьев по 10 листьев с каждого, всего 100 листьев с одной точки (следует брать несколько больше, на случай попадания повреждённых листьев). Листья берутся из нижней части кроны, на уровне поднятой руки, с максимального количества доступных веток (стараясь задействовать ветки разных направлений, условно - на север, юг, запад, восток) У березы используют листья только с укороченных побегов. Листья стараются брать примерно одного, среднего для данного вида размера. Повреждённые листья могут быть использованы в исследовании, если не затронуты участки, с которых будут сниматься значения промеров. Листья с одного дерева связывают ниткой по черешкам. Каждая выборка снабжается этикеткой: указывают дату, место сбора (делая максимально подробную привязку на местности) и кто произвёл сбор. Листья и этикетку помещают в полиэтиленовый пакет. Если собранный материал не может быть обработан сразу, то его помещают на нижнюю полку в холодильнике (максимальный срок хранения неделя). Для длительного хранения используют фиксатор - спирт, разведённый на 1/3 глицерином или водой. Для обработки собранного материала необходимы: линейка, циркуль-измеритель, транспортир. Если измерения производят несколько человек (одна выборка вся обрабатывается одним человеком), то необходимо проследить чтобы линейки и транспортиры были одинаковыми. С одного листа снимают показатели по 5-ти параметрам с левой и правой стороны листа: - ширина половинки листа. Для измерения лист складывают поперек пополам, прикладывая макушку листа к основанию, потом разгибают и по образовавшейся складке производят измерения; - длина второй жилки второго порядка от основания листа; - расстояние между основаниями первой и второй жилок второго порядка; - расстояние между концами этих жилок; - угол между главной жилкой и второй от основания жилкой второго порядка. Первые четыре параметра снимаются циркулем-измерителем, угол между жилками измеряется транспортиром. При измерении угла транспортир располагают так, чтобы центр основания окошка транспортира находился на месте ответвления второй жилки второго порядка. Так как жилки не прямолинейны а извилисты, то угол измеряют следующим образом: участок центральной жилки, находящийся в пределах окошка транспортира совмещают с центральным лучом транспортира, который соответствует 900, а участок жилки второго порядка продлевают до градусных значений транспортира, используя линейку. Данные измерений заносятся в таблицу. При занесении данных в компьютер для хранения и математической обработки, используют программу Microsoft Excel. Величина асимметричности оценивается с помощью интегрального показателя - величины среднего относительного различия на признак (средняя арифметическая отношения разности к сумме промеров листа слева и справа, отнесенная к числу признаков). Для проведения вычислений пользуются вспомогательной таблицей.Найденное значение Y1 вписываем в вспомогательную таблицу. Подобные вычисления производят по каждому признаку. В результате получается 5 значений Y для одного листа. Такие же вычисления производят для каждого листа в отдельности, записывая результаты в таблицу. Во втором действии находят значение среднего относительного различия между сторонами на признак для каждого листа (Z). Для этого сумму относительных различий надо разделить на число признаков. Подобные вычисления производят для каждого листа. Найденные значения заносятся в таблицу. В третьем действии вычисляется среднее относительное различие на признак для выборки ( Х ). Для этого все значения Z складывают и делят на число этих значений: где n - число значений Z, т.е. число листьев. Этот показатель характеризует степень асимметричности организма. Для данного показателя разработана пятибальная шкала отклонения от нормы (Захаров и др., 2000), в которой 1балл - условная норма, а 5 балл - критическое состояние.^ Границы баллов коэффициента флуктуирующей асимметрии листовой пластинки березы повислой Балл Величина показателя стабильности развития I II 0,040-0,044 III 0,045-0,049 IV 0,050-0,054 V >0,054 (сильное, экстремальное загрязнение) ^ Методика №4 «Определение фитонцидной активности комнатных растений»Для того чтобы определить фитонцидную активность растений в кабинете необходимо расставить выбранные для объекта изучения растения. На расстоянии 40 см от растений расставить по 3 чашки Петри с мясопептонным агаром на 30 минут. После этого чашки Петри закрыть и выдержать в термостате 24 часа. При температуре + 37 С. Через сутки подсчитать количество бактерий в каждой чашке. Каждая колония, выросшая в чашке Петри, соответствует одной бактерии бывшей в воздухе учебного помещения и упавшей в чашку. Потом по формуле Омелянского высчитать количество бактерий на 1 кубический метр воздуха, согласно которой в течение 10 минут экспозиции на поверхность плотной питательной среды 100 см2 оседает столько микробов, сколько их находится в 10 л воздуха. ^ РАСЧЕТчисла микроорганизмов в 1 куб. м воздуха при заборе материала седиментационным методом 1. Определяют среднеарифметическое число колоний, выросших на двух чашках (общее число выросших колоний на двух чашках суммируют и делят на два) 2. Определяют ОМЧ в 1 куб. м воздуха по формуле Омелянского В.Л., где: а - среднеарифметическое число колоний на чашке s - площадь чашки Петри кв. см т - время экспозиции в мин. б - экспозиция чашек по Омелянскому (за 5 мл на чашку Петри площадью 100 кв. см оседает столько микроорганизмов, сколько их содержится в 10 л воздуха) 100 - пересчет площади чашки на 100 кв. см. 100 - перерасчет на 1 куб. м воздуха. X - ОМЧ в 1 куб. м воздуха. X = ((ax100x5)/SxT)x100. Удобно пользоваться таблицей расчета числа бактерий в 1 куб. м воздуха по В.Л. Омелянскому. Пример пересчета КОЕ/ОМЧ в 1 куб. м при использовании седиментационного метода за 10 мин экспозиции. 1. На двух чашках выросло за 10 мин: 1) 17 кол 30:2 = 15 кол 2) 13 кол 2. Диаметр используемых чашек 10 см. 3. Площадь чашки = 78 кв. см 4. Множитель = 60 5. 15 выросших колоний X 60 = 900 КОЕ в 1 куб. м воздуха. При вычислении St.aureus расчет тот же, только учитываются колонии идентифицированные как St.aureus.Методика №5 «Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной» В незагрязненных лесных экосистемах основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждении и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна и некротические точки микроскопических размеров, равномерно рассеянные по всей поверхности. В загрязненной атмосфере появляются повреждения и снижается продолжительность жизни сосны.Методика индикации чистоты атмосферы по хвое сосны состоит в следующем. С нескольких боковых побегов в средней части кроны 5 – 10 деревьев сосны в 15-20-летнем возрасте отбирают 200 – 300 пар хвоинок второго и третьего годя жизни. Анализ хвои проводят в лаборатории. Вся хвоя делится на три части (неповрежденная хвоя, хвоя с пятнами и хвоя с признаками усыхания), и подсчитывается количество хвоинок в каждой группе. Данные заносятся в рабочую таблицу (табл. 1) с указанием даты отбора проб на каждом ключевом участке. Полученные результаты сравниваются с результатами прошлых лет по данным экопаспорта. Делается вывод об изменении загрязнения атмосферы. Таблица 1Определение состояния хвои сосны обыкновеннойдля оценки загрязнения атмосферы(намеряемые показатели – количество хвоинок) ^ Повреждение и усыхание хвоинок Номера ключевых участков №1 №2 №3 №4 №5 Общее число обследуемых хвоинок Кол-во хвоинок с пятнами Процент хвоинок с пятнами Кол-во хвоинок с усыханием Процент хвоинок с усыханием Дата отбора проб ^ Методика №6 «Кресс-салат как тест-объект для оценки загрязнения почвы и воздуха»Перед проведением эксперимента партия семян, предназначенных для опытов, проверяется на всхожесть. Для этого семена кресс-салата проращивают в чашках Петри, в которые насыпают промытый речной песок слоем в 1см. Сверху его накрывают фильтровальной бумагой и на нее раскладывают определенное количество семян. Перед раскладкой семян песок и бумагу увлажняют до полного насыщения водой. Сверху семена закрывают фильтровальной бумагой и неплотно накрывают стеклом. Проращивание ведут в лаборатории при температуре 20-25 градусов. Нормой считается прорастание 90-95% семян в течение 3-4 суток. Процент проросших семян от числа посеянных называется всхожестью. Опыты закладываются в следующей последовательности. Чашку Петри заполняют до половины исследуемым субстратом (почвой). В другую чашку кладут такой же объем заведомо чистого субстрата, который будет служить в качестве контроля по отношению к исследуемому материалу. Субстраты во всех чашках увлажняют одним и тем же количеством отстоянной водопроводной воды до появления признаков насыщения. В каждую чашку на поверхность укладывают по 50 семян кресс-салата. Расстояние между соседними семенами должно быть по возможности одинаковым. Покрывают семена теми же субстратами, насыпая их почти до краев чашек и аккуратно разравнивая поверхность. Увлажняют верхние слои субстратов до влажности нижних. В течение 10-15 дней наблюдают за прорастанием семян, поддерживая влажность субстратов примерно на одном уровне. Результаты наблюдений записывают в таблицу.Скорость прорастания семян кресс-салата Исследуемый субстрат Число проросших семян, % 3 сут. 4 сут. 5 сут. …. Сут. 15 сут. Опыт 1Опыт 2…..Контроль В зависимости от результатов опыта субстратами присваивают один из четырех уровней загрязнения. 1. Загрязнение отсутствует Всхожесть семян достигает 90-100%, всходы дружные, проростки крепкие, ровные. Эти признаки характерны для контроля, с которым следует сравнивать опытные образцы. 2. Слабое загрязнение Всхожесть 60-90%. Проростки почти нормальной длины, крепкие, ровные.3. Среднее загрязнение Всхожесть 20-60%. Проростки по сравнению с контролем короче и тоньше. Некоторые проростки имеют уродства.4. Сильное загрязнение Всхожесть семян очень слабая (менее 20%). Проростки мелкие и уродливые. Для контроля в качестве субстрата берется почва того же типа, что и для опытов. ^ Тематический план курса «Исследование в экологии» 7 класс № Раздел, тема Форма занятия Всего часов Теория Практика 1 Введение. Виды исследовательских работ Рассказ, беседа 1 1 2 Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции школьников Рассказ, беседа 1 1 3. Общая схема научного исследования Методики экологических исследований. лекция 1 1 4. Методика «Учет численности дождевых червей» лекциядемонстрация 1 1 5. Методика «Учет беспозвоночных ловушками» лекциядемонстрация 1 1 6. Методика «Учет качества воды малых рек по биотическому индексу» лекциядемонстрация 1 1 7. Методика «Изучение полиморфной структуры популяций насекомых» лекциядемонстрация 1 1 8. Выбор темы и методики исследования.Составление плана исследовательской деятельности 1 1 9. Изучение литературы по избранной теме. Работа в библиотеке, Интернет- библиотеках 2 2 10. Опытно-экспериментальная деятельность 3 3 11. Оформления текста научно-исследовательской работы 2 2 12. Представление результатов научно-исследовательской работы 2 2 Итого: 17 7 10 Содержание программы^ I. Введение 1 – 3 уроки (3 часа)Цели, задачи и содержание программы обучения.Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.Биоиндикационные и физико-химические методы экологических исследований.Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.^ II. Методики зоологических исследований 4-7 уроки (4 часа)Методика «Учет численности дождевых червей». Изучение численности и биомассы дождевых червей позволяет понять ход почвообразовательного процесса на исследуемой территории.Методика «Учет беспозвоночных ловушками». Данная методика позволяет учесть крупных хищных жужелиц, пауков, которые в дневное время находятся в укрытиях.Методика «Учет качества воды малых рек по биотическому индексу». О чистоте водоема можно судить по видовому разнообразию и обилию животного населения.Методика «Изучение полиморфной структуры популяций насекомых позволяет изучить полиморфизм популяции насекомого на основе анализа изменчивости рисунка переднеспинки.^ III. Этапы работы в рамках научного исследования 8-13 уроки (6 часов)Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информПодбор мебели осуществляется в соответствии с ГОСТом 11015-77 “Столы ученические” и ГОСТом 11016-77 “Стулья ученические”. Таблица 1 Группа мебели Рост учеников, см Высота заднего края сиденья над полом, см Высота переднего края сиденья под полом, см Цвет маркировки Дифференция, см А до 130 54 32 Желтый 22 Б 131-145 60 36 Красный 24 В 146-160 66 40 Голубой 26 Г 161-175 72 44 Зеленый 28 Д выше 175 78 48 Белый 30 Рост определяется по медицинским картам, результаты в которую заносятся ежегодно - перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в медицинском кабинете школы. Рассадка проводится также с учетом индивидуального состояния зрения и слуха каждого ребенка. Парты В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы (более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместных парт) и минусы (возможность неправильной посадки). Высота сиденья стула - длина голени плюс 1-2 см на каблук. Ширина сиденья - величина distantia bitrochanterica плюс 3-4 см, глубина сиденья 2/3-3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией (длина локтя плюс 2-2,5 см) - характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают), положительной (проекция лежит вне плоскости стула) и отрицательной (проекция находится на плоскости сиденья); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция - 3-5 см. Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%. Классная доска. Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные. Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с возможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. В первых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желательно, чтобы не загораживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде. Лабораторная мебель Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные столы (ГОСТ 18314-73 “Столы ученические, лабораторные. Типы и основные размеры”), демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхность стола на одного ученика - не менее 12060 см. Изготавливают столы трех групп: В - для роста 145-160 см; Г - 160-175 см; Д - для роста свыше 175 см. Мебель компьютерных классов Используются специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки, а также валиком в поясничной области, т.к. самая рациональная поза - это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины. Таблица Столы ученические. Типы и функциональные размеры (ГОСТ 11015-77) Размеры стола группы, мм Наименование показателя А Б В Г Д Длина крышки стола: одноместного двухместного 600 1200 600 1200 600 1200 600 1200 600 1200 Ширина крышки 450-500 450-500 450-500 450-500 450-500 Высота стола со стороны сидящего 540 600 660 720 780 Расстояние от заднего края стола до углубления для ручки, не менее 400 400 400 400 400 Расстояние от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее 300 300 300 340 340 Свес крыши по ширине, не более 10 10 10 10 10 Расстояние по вертикали от пола до Выступающих конструкций над коленями 450 510 570 630 690 ^ Таблица Стулья ученические. Типы и функциональные размеры (ГОСТ 11016-77) Размеры стульев группы, мм Наименование показателя А Б В Г Д Высота пере