Реферат по предмету "Разное"


«Ижевский государственный технический университет»

На правах рукописи Шихов Юрий АлександровичПРОЕКТИРОВАНИе И РЕАЛИЗАЦИя КОМПЛЕКСНОГО квалиметриЧЕСКОГО МоНИТОРИНГА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ «ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА-ВТУЗ»13.00.08 – теория и методика профессионального образованияАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степенидоктора педагогических наукИжевск – 2008 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет»^ Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Черепанов Вячеслав Сергеевич Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессорГурье Лилия Измайловна доктор педагогических наук, профессор^ Нигматов Замиль Газизович доктор педагогических наук, профессорПанасюк Василий ПетровичВедущая организация: ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»Защита состоится 17 декабря 2008 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.080.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Казанском государственном технологическом университете по адресу: 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке КГТУ.Автореферат разослан " " ноября 2008 г.Ученый секретарьдиссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Старшинова^ Общая характеристика работыАктуальность исследования. Одной из основных проблем российской образовательной политики, обозначенной в важнейших законодательных актах и нормативных документах в сфере образования (закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования и др.), является обеспечение высокого качества подготовки специалистов различных уровней при сохранении ее фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Проблемам повышения качества образования, его управлению и оценке посвящены многочисленные исследования российских и зарубежных ученых. В их трудах рассмотрены, в частности, следующие аспекты: концептуально-мето­дологические и теоретические основы проектирования педагогической деятельности (Л.И. Гурье, В.Г. Иванов, А.А. Кирсанов, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, Г.П. Щедровицкий, D. Маnn и др.); управление качеством подготовки в образовательном учреждении (В.И. Андреев, А.А. Вербицкий, В.И. Загвязинский, Д.Ш. Матрос, Т.В. Машарова, В.П. Панасюк, В.П. Симонов и др.); методологические основы общей и специальных квалиметрий (Г.Г. Азгальдов, А.И. Субетто, В.С. Черепанов, Ю.К. Чернова и др.); профильное обучение (А.Е. Афанасьев, Е.Л. Болотова, З.М. Большакова, С.С. Кравцов, А.Н. Лейбович, В.- Р.П. Ленгвинас, И.М. Осмоловская, О.А. Ракова, Н.Л. Югова и др.); оценивание качества образования (В.П. Беспалько, З.Д. Жуковская, Г.С. Ковалева, Л.В. Макарова, Н.А. Селезнева, Ю.Г. Татур, Л.Т. Турбович и др.); педагогический мониторинг (В.А. Кальней, А.А. Макаров, А.Н. Майоров, С.Е. Шишов и др.). Исследователи отмечают, что в настоящее время усиливается противоречие между возрастающими требованиями общества к уровню профессионализма специалистов и фактическим уровнем подготовки выпускников образовательных учреждений. Поэтому все большую роль начинает играть поиск новых путей повышения эффективности учебных заведений различного типа: школ, техникумов, вузов и т.д. Одним из таких путей, по оценкам исследователей, является создание гибкой системы профилей, обеспечивающих кооперацию старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО, СПО, ВПО). Однако на сегодняшний день исследования в этой области ведутся, зачастую, несогласованно, в том числе, и в системе «профильная школа-втуз», что делает их результаты малоэффективными и трудносопоставимыми. Решение этой проблемы ученые связывают с созданием единой системы комплексного мониторинга на различных уровнях управления образованием, позволяющей своевременно корректировать учебные планы, образовательные программы, а также учебно-воспитательный процесс. Указанной проблеме посвящен ряд докторских диссертационных исследований (В.А. Анищенко, Л.К. Артемова, Е.Я. Аршанский, В.Г. Горб, В.И. Звонников, И.А. Морев, А.И. Пульбере, И.И. Трубина, Н.А. Читалин и др.), однако в них вопросы организации мониторинга и оценивания качества подготовки обучающихся не рассматриваются с позиций квалитологии и педагогической кибернетики. Актуальность исследования обусловлена также необходимостью разрешения ряда противоречий между: возрастающими требованиями к качеству подготовки обучающихся и несовершенством существующих методик и процедур его оценки; требованиями обеспечения преемственности образования на различных его этапах и недостаточным взаимодействием между общеобразовательными школами и учреждениями НПО, СПО, ВПО по вопросам согласования содержания образования при сохранении его фундаментальности и качества подготовки; потребностью реализации мониторинга в различных педагогических системах и недостаточной разработанностью его теоретико-мето­дологиче­ских основ; необходимостью коррекции механизма функционирования системы типа «профильная школа-втуз» и неразработанностью методов и процедур ее осуществления, основанных на маркетинговых и прогностических исследованиях. С учетом вышеизложенного, проблему исследования можно сформулировать следующим образом: каковы теоретико-практические основы проектирования и реализации комплексного квалиметрического мониторинга подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз», обеспечивающего эффективное управление образовательным процессом? Актуальность проблемы и темы исследования в опытно-внедренческой деятельности обусловила введение следующего ограничения: теоретические положения и квалиметрическая технология комплексного мониторинга качества подготовки обучающихся рассмотрены на уровне «профильная школа-втуз», что не препятствует их распространению на другие системы непрерывного профессионального образования (НПО, СПО, ВПО). На основании выявленной актуальности проблемы и существующих противоречий определена тема исследования: «Проектирование и реализация комплексного квалиметрического мониторинга подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз»».^ Цель исследования: разработать теоретические основы и технологию проектирования комплексного квалиметрического мониторинга уровня подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз».^ Объект исследования: педагогический мониторинг качества подготовки обучающихся.Предмет исследования: процесс проектирования и реализации квалиметрического мониторинга уровня подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз». ^ Ключевые понятия исследования:педагогический мониторинг – система непрерывного, научно-обос­нованного сбора, хранения, переработки, интерпретации информации о состоянии и развитии педагогической системы или отдельного обучающегося, обеспечения обратной связи с целью наиболее оптимального выбора образовательных целей и задач, а также методов и средств их решения;комплексный квалиметрический мониторинг качества подготовки обучающихся – мониторинг качества подготовки обучающихся, включая его организационные структуры различного уровня, основанный на системном подходе и реализующий квалитативную технологию мониторинговых исследований;квалиметрическая технология мониторинга качества подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз» – совокупность приемов, методов и средств, обеспечивающих диагностику планируемого качества подготовки обучающихся в профильной школе и техническом вузе на основе системно-квалитативного подхода, и использование результатов мониторинга для коррекции учебно-воспитательного процесса;системно-квалитативный подход – подход, сочетающий в себе системность и принципы квалитологии;валидизация инструментария мониторинговых исследований качества подготовки обучающихся – процедура повышения качества инструментария (анкет, тестов и др.) за счет оптимизации значений его параметров (валидности, надежности и др.);сертификация инструментария мониторинговых исследований качества подготовки обучающихся – процедура, в ходе которой устанавливается соответствие параметров используемого инструментария заданному классу качества, с последующим его утверждением в установленном порядке (выдача сертификата или паспорта качества);система «профильная школа-втуз» – педагогическая система, объединяющая ресурсы (материально-технические, кадровые и т.п.) профильной школы и втуза с целью индивидуализации обучения, социализации обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда и обеспечения качественного непрерывного многоуровневого образования по профилям технического направления.^ Гипотеза исследования: мониторинг в системе «профильная школа-втуз» будет эффективней, если в основе его проектирования и реализации лежат следующие теоретические положения: При определении функций квалиметрического мониторинга в образовательных учреждениях необходимо опираться на комплекс теоретических положений, законов, подходов и принципов дидактики, квалитологии и педагогической кибернетики. Основой проектирования квалиметрического мониторинга в системе непрерывного профессионального образования является системно-ква­ли­татив­ный подход, предполагающий: алгоритмизацию процесса проектирования системы квалиметрического мониторинга и его инструментария; блочно-модульное структурирование системы мониторинга по видам деятельности образовательных учреждений (педагогическая, научно-методиче­- ская, социальная, экономическая); установление комплексных показателей качества подготовки обучающихся и разработку педагогических контрольных материалов с последующей их систематизацией и классификацией методом групповых экспертных оценок; проведение экспертиз, валидизации и сертификации процедур и инструментария мониторинговых исследований; оценивание результатов мониторинговых исследований на основе таксономических моделей с последующей коррекцией учебно-воспитатель­ного процесса.Качество подготовки будущих специалистов технического профиля может быть повышено за счет согласования экспертными методами содержания фундаментальной составляющей образовательных программ, которую следует рассматривать в качестве базовой и в системах типа «профильная школа-втуз». В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования предполагалось решить следующие задачи: Определить и обосновать теоретико-методологическую базу исследования. Выявить сущность функций квалиметрического мониторинга в системе непрерывного профессионального образования на основе комплекса теоретических положений, законов, подходов и принципов дидактики, квалитологии и педагогической кибернетики. Разработать концептуальную модель комплексного мониторинга качества подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз». На основе системно-квалитативного подхода разработать квалиметрическую технологию проектирования и реализации комплексного мониторинга подготовки обучающихся в указанной системе. Обосновать модель управления качеством подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз».^ Методологические и теоретические основы исследования. Разрабатываемая в исследовании проблема носит междисциплинарный характер, что требует интеграции научных положений философии, педагогики, образовательной нормологии и стандартологии, кибернетики, менеджмента и маркетинга и других областей знаний. Методологической основой исследования стали ключевые положения фундаментальных работ в области: философии образования и методологии психолого-педагогической науки (В.И. Андреев, В.И. Байденко, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, В.В. Кондратьев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.М. Новиков, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.); дидактики и профессиональной деятельности (С.И. Архангельский, Б.С. Гершунский, Л.И. Гурье, В.С. Данюшенков, З.Д. Жуковская, В.Г. Иванов, Н.В. Кузьмина, Л.В. Макарова, Г.М. Романцев, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров и др.); таксономии целей образования (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Т.В. Машарова, В.П. Симонов, В.М. Соколов, А.О. Татур, ^ A. De Block, B. Bloom, R. Gagne и др.); педагогической кибернетики и квалиметрии (М.Л. Левицкий, В.П. Мизинцев, А.А. Мирошниченко, В.И. Михеев, Н.Д. Никандров, В.П. Панасюк, А.И. Субетто, Л.Т. Турбович, В.С. Черепанов, Ю.К. Чернова и др.); педагогического проектирования (Л.И. Гурье, В.В. Карпов, А.А. Кирсанов, Ю.А. Кустов, В.А. Сластенин, Г.Н. Сериков, В.В. Щипанов, Н.Е. Эрганова и др.); педагогической тестологии (В.С. Аванесов, К. Ингенкамп, Е.А. Михайлычев, Ю.М. Нейман, В.А. Хлебников, М.Б. Челышкова, ^ A. Birnbaum, N. Gronlund, J. Keeves, F. Lord, G. Rasch и др.); педагогического мониторинга (В.И. Андреев, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, А.А. Макаров, Д.Ш. Матрос, Н.А. Селезнева, С.Е. Шишов и др.).^ Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: междисциплинарный анализ и синтез информации по проблеме исследования, представленной в отечественных и зарубежных научных источниках; анализ и интерпретация данных социологических исследований; метод структурно-функционального моделирования, необходимый для построения концептуальной модели системы квалиметрического мониторинга подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз»; анализ государственных образовательных стандартов (ГОС) по техническим направлениям подготовки начального, среднего и высшего профессионального образования; обобщение, систематизация и классификация отечественного и зарубежного опыта организации и проведения мониторинговых исследований в сфере образования; педагогическое проектирование; анализ результатов опытно-поисковой работы.^ Эмпирические методы: психолого-педагогическое наблюдение; опытно-поисковая работа; опросно-диагностический метод (анкетирование, тестирование, интервьюирование), используемый для диагностики уровня подготовленности обучающихся; констатирующий и формирующий эксперименты; метод групповых экспертных оценок; количественный и качественный методы обработки результатов. База исследования: ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет» (ИжГТУ), в том числе Центр непрерывной подготовки инженерных кадров, Институт непрерывного профессионального образования, входящие в Ассоциацию «Ижевский университетский комплекс», включающий общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, колледжи) и учреждения системы НПО-СПО-ВПО Удмуртской Республики. Диссертационное исследование выполнено в рамках научно-исследова­­тельских программ: «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инновации» на 2001-2005 гг. (разд. 3, п. 29 «Квалиметрия образовательного стандарта: проблемы структуры, измеримости, диагностики и комплексный квалиметрический мониторинг качества естественнонаучной подготовки»); «Развитие профессионально-педагогического образования: научные основы и инновации» на 2006-2010 гг. (разд. 3, п. 22 «Квалиметрический мониторинг качества подготовки в системе «школа - втуз») в соответствии с планом важнейших НИР Уральского отделения РАО. ^ Основные этапы исследования охватывают период с 1992 по 2008 гг. Первый этап (1992 – 2003) – теоретико-поисковый – включал изучение и анализ существующих систем мониторинга качества образования, принципов его организации и сложившейся педагогической практики использования в масштабах РФ и Удмуртской Республики (УР); опыта внедрения в педагогическую практику профильного обучения в школах УР; теоретический анализ исследуемой проблемы, проведение констатирующего эксперимента. На втором этапе (2003 – 2005) – проектировочном – проводилась разработка теоретической, методологической и методической базы исследования, организационно-методического обеспечения процессов проектирования и реализации комплексного квалиметрического мониторинга, педагогическая экспертиза и апробация учебно-методического обеспечения диагностики качества подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз».^ Третий этап (2005 – 2007) – экспериментальный – был посвящен углубленному анализу проблемы в масштабе ИжГТУ и профильных школ г. Ижевска и УР, коррекции и уточнению основных концептуальных положений диссертационного исследования, апробации квалиметрической технологии проектирования мониторинга качества подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз». На четвертом этапе (2006 – 2008) – аналитическом и внедренческом – была продолжена опытно-экспериментальная работа по внедрению квалиметрической технологии мониторинговых исследований, созданных педагогических контрольных материалов и анкет в рамках ИжГТУ и Ассоциации «Ижевский университетский комплекс», проводилось обобщение результатов работы и реализация ее исходных положений в монографиях, учебных пособиях и методических разработках, подводились итоги исследования, оформлялся тест диссертации.^ Научная новизна исследования заключается в следующем:Обоснована идея внедрения комплексного квалиметрического мониторинга в систему непрерывного профессионального образования, которая заключается в необходимости создания новых механизмов управления качеством подготовки обучающихся и его системной диагностики в различного типа образовательных учреждениях в рамках создаваемой Общероссийской системы оценки качества образования. Разработаны концепция и модель комплексного квалиметрического мониторинга подготовки обучающихся для систем типа «профильная школа-втуз», включающая в качестве основных компонентов: аксиоматику, дидактические и специфические принципы, требования к качеству фундаментальной подготовки обучающихся, функции и подходы, используемые при мониторинговых исследованиях.Предложена модель системы дуального управления качеством подготовки в системе «профильная школа-втуз», содержащая два блока управления: функционирования, обеспечивающего достижение оперативно-тактических целей; и развития, ориентированного на достижение стратегических целей, связующим звеном между которыми является служба квалиметрического мониторинга подготовки абитуриентов и студентов.Создана квалиметрическая технология проектирования комплексногомониторинга качества подготовки обучающихся в системе «профильная школа- втуз», включающая четыре этапа единого цикла: маркетинговый, организационный, проектировочный и экспериментальный. Комплексность мониторинга обеспечивается за счет учета качества как самой педагогической системы, так и ее составляющих: учебно-воспитательного процесса, научно-методического оснащения, кадрового состава и других. Квалиметрический характер мониторинга обеспечивается за счет: алгоритмизации всех процедур проектирования; таксономизации содержания обучения и контроля на основе тезаурусного подхода; валидизации и сертификации педагогических контрольных материалов, в том числе многоцелевых анкет.Разработана методика проектирования инструментария мониторинговых исследований (тестов и анкет), основанная на методологии педагогических исследований, тезаурусном и квалиметрическом подходах, алгоритм которой включает пять этапов: подготовительный, этапы работы рабочей, экспертной и технической групп, заключительный. На основе комплекса теоретических положений, законов, подходов и принципов дидактики, квалитологии и педагогической кибернетики разработана универсальная матрица, с помощью которой производится оценка степени соответствия уровня подготовленности обучающихся нормативным требованиям, а также моделям обучающихся в системе «профильная школа-втуз». ^ Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:Разработана аксиоматика комплексного квалиметрического мониторинга, включающая 47 определений, 2 теоремы, 6 следствий, 2 леммы, 7 аксиом, 9 утверждений и обоснованы его научные принципы как самостоятельного научного направления в структуре педагогической квалиметрии.Расширен категориальный аппарат педагогики за счет уточнения содержания новых для сферы непрерывного профессионального образования понятий, таких как: комплексный квалиметрический мониторинг качества подготовки обучающихся, квалиметрическая технология его проектирования, системно-квалитативный подход, валидизация и сертификация инструментария для мониторинговых исследований.Уточнены и систематизированы дидактические и специфические принципы профессиональной подготовки (непрерывность, фундаментальность, опережающий и проблемно-ориентированный характер, предметная интеграция, комплексная технологичность, квалитативность, отражение качества процессов в качестве результатов, дуальность управления и организации систем и др.).Обоснован системно-квалитативный подход к проектированию комплексного квалиметрического мониторинга качества подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз», сочетающий в себе системность и принципы квалитологии и включающий: алгоритмизацию процесса проектирования, блочно-модульное структурирование, установление комплексных показателей качества подготовки, проведение экспертиз, валидизацию и сертификацию процедур и инструментария мониторинговых исследований. Обоснована концептуальная модель и разработана на основе системно-квалитативного, когнитивного и тезаурусного подходов методологическая база комплексного квалиметрического мониторинга качества подготовки в системе «профильная школа-втуз». Системно-квалитативный подход позволяет реализовать системный мониторинг качества подготовки обучающихся, когнитивный – обосновать выбор таксономической модели обучения и видов изучаемых знаний, тезаурусный – произвести отбор базовых понятий, умений, навыков в соответствии с нормативными требованиями.^ Практическая значимость исследования заключается в том, что: На основе системно-квалитативного подхода обоснована и спроектирована модель организации службы мониторинга качества подготовки в системе «профильная школа-втуз» на уровне факультета, внедренная в учебно-воспитательный процесс ряда факультетов Ижевского государственного технического университета, включающая описание ее иерархической структуры, задач и функций, выполняемых отдельными подразделениями. Квалиметрическая технология мониторинга качества подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз» и ее подсистемах внедрена в учебную практику Ижевского государственного технического университета и других образовательных учреждений Удмуртской Республики. Технология проектирования педагогических контрольных материалов по учебным дисциплинам и их классификация на основе разработанной универсальной матрицы используется в ряде учебных заведений Удмуртской Республики для диагностики качества подготовки обучающихся. Авторские методики валидизации и сертификации дидактических тестов и анкет используются их разработчиками в школах и вузах Удмуртской Республики для организации оценивания качества подготовки на различных ступенях и уровнях образования. Разработанные дидактические материалы по физике в виде учебных и учебно-методических пособий, в том числе, с грифом Уральского отделения РАО используются в учебном процессе ряда образовательных учреждений Российской Федерации. В рамках фундаментализации подготовки студентов бакалавриата по направлению «Технологическое образование» разработаны и введены в учебный план авторские курсы: «Физические основы современных технологий», «Современные технические устройства и принципы их функционирования», «Управление качеством подготовки». Предложенные квалиметрическая технология комплексного мониторинга качества подготовки в системе «профильная школа-втуз» и ее подсистемах и модель дуального управления качеством подготовки могут быть использованы для создания новых моделей мониторинга в системе непрерывного профессионального образования. ^ Достоверность основных положений, выводов и полученных результатов исследования обеспечиваются исходным выбором непротиворечивых методологических позиций и опорой на фундаментальные исследования в области общей и профессиональной педагогики, квалитологии и педагогической тестологии; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных проблеме исследования, его целям, задачам, гипотезе; собственного многолетнего опыта работы автора в качестве преподавателя в различных образовательных учреждениях Удмуртской Республики. ^ Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на экспериментальной базе Ижевских филиалов Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (Федеральное агентство по образованию) и Уральского отделения РАО при ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет», Ассоциации «Ижевский университетский комплекс»; ряда школ и профессиональных училищ Удмуртской Республики. Основные положения по проблеме исследования представлены в следующих публикациях: 2 монографиях; 7 учебных, учебно-методических пособиях и разработках, 13 публикациях в журналах, включенных в реестр ВАК для публикации результатов докторских исследований; докладывались и были обсуждены на 34 научно-методических и научно-практических конференциях, в том числе 5 международных: «Качество инженерного образования» (Брянск, 2000), «Информационные технологии в инновационных проектах» (Ижевск, 2001), «Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования» (Ижевск, 2004), «Инновационные процессы в сфере образования и проблемы повышения качества подготовки специалистов» (Ижевск, 2005), «Психология и педагогика современного образования в России» (Пенза, 2006), всероссийских, региональных и межвузовских конференциях и симпозиумах: «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» (Москва, 1999, 2006), «Развитие тестовых технологий в России» (Москва, 1999 – 2007), «Педагогические измерения в России» (Москва, 2002), «Качество классического университетского образования: теория и практика» (Екатеринбург, 2004), «Информационные технологии в учебном процессе» (Нижний Новгород, 2007), «Инструментарий педагогической диагностики и мониторинга образовательных процессов» (Таганрог, 2005), «Педагогика, психология, социология, и методика их преподавания» (Тамбов, 2007), «Актуальные вопросы развития непрерывного профессионального образования», «Развитие системы тестирования в Удмуртской Республике», «Совершенствование методики и практики вступительных испытаний», «Мониторинг в образовании», «Проблемы квалиметрии образования и дидактической тестологии», «Состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в системе многоуровневой подготовки специалистов», «Инновации в профессиональном и технологическом образовании: квалиметрия, деонтология, тестология» (Ижевск, 1999 – 2007) и др., «История, опыт, проблемы общего и педагогического образования» (Глазов, 1999). Общее количество публикаций – 72, их объем – более 50 п.л.^ Основные положения, выносимые на защиту: Теоретико-методологической базой квалиметрического мониторинга вобразовательных учреждениях является комплекс теоретических положений, законов, подходов и принципов дидактики, квалитологии и педагогической кибернетики. Его концептуальная модель применительно к системе «профильная школа-втуз» включает в качестве основных компонентов: аксиоматику, дидактические и специфические принципы, требования к качеству фундаментальной подготовки обучающихся, функции и подходы, используемые при мониторинговых исследованиях. Реализация модели в системе непрерывного профессионального образования позволяет специалисту новой формации сохранять социально-трудовой статус в профессиональной сфере за счет фундаментальных знаний и умения решать задачи в приоритетных областях развития науки, технологий и техники.Методологической основой проектирования комплексного квалиметрического мониторинга качества подготовки в системе непрерывного профессионального образования является системно-квалитативный подход, сочетающий в себе системность и принципы квалитологии и включающий: алгоритмизацию процесса проектирования, блочно-модульное структурирование, установление комплексных показателей качества подготовки, проведение экспертиз, валидизации и сертификации процедур и инструментария мониторинговых исследований. Разработанная на его основе квалиметрическая технология мониторинга качества подготовки в системе «профильная школа-втуз» предусматривает четыре этапа единого цикла: маркетинговый, организационный, проектировочный и экспериментальный.В модели управления качеством подготовки выделено два блока: функционирования, обеспечивающего достижение оперативно-тактических целей (согласование школьных и вузовских компонентов ГОС, коррекцию содержания подготовки, учебных планов и рабочих программ и др.); и развития, ориентированного на достижение стратегических целей (выбор профилей и направлений подготовки с учетом прогнозов рынков труда и образовательных услуг и т.п.). Дуальность модели дает возможность создавать адаптивные системы управления, позволяющие не только поддерживать существующие социальные нормы качества образования, но и вводить опережающие нормы, направленные на саморазвитие, самоорганизацию систем типа «профильная школа-втуз». Комплексность и многофункциональность квалиметрического мониторинга обеспечивается за счет использования универсальной матрицы, разработанной методом групповых экспертных оценок на основе таксономических моделей обучения. Она позволяет оценить степень соответствия уровня подготовленности обучающихся нормативным требованиям, а также моделям обучающихся в системе «профильная школа-втуз» за счет систематизации и классификации педагогических контрольных материалов и обоснования балльно - рейтинговых систем.Реализация разработанной системы комплексного квалиметрического мониторинга позволяет определить и спрогнозировать общее состояние качества подготовки обучающихся, выявить существующие тенденции и проблемы, обеспечивая тем самым, эффективное управление образовательным процессом в системе «профильная школа-втуз». ^ Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 381 наименования, из них 47 на иностранных языках, 7 приложений, содержит 34 таблицы, 25 рисунков и 19 диаграмм. ^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо введении обосновывается актуальность выбранной темы, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приведены сведения об апробации и внедрении результатов исследования, изложены основные положения, выносимые на защиту.^ В первой главе – «Концептуальные подходы к созданию комплексного мониторинга качества профессионального образования» – проанализировано современное состояние системы высшего технического образования, рассмотрены проблемы его фундаментализации; выявлены цели и задачи профильного обучения и основные подходы к его внедрению в педагогическую практику общеобразовательных школ; определены особенности системы «профильная школа-втуз», виды, сущность и специфика образовательного мониторинга, а также концептуальные подходы к его проектированию. В работе показано, что для большинства технических вузов России по-прежнему характерна узкая профессиональная направленность, что, в какой-то мере, обусловлено историей развития отечественного высшего образования. Вместе с тем, в современных условиях подготовка высококвалифицированного специалиста – мобильного, творческого, способного к профессиональному росту – возможна лишь на базе фундаментального образования. В связи с этим, фундаментализация высшего технического образования сегодня составляет одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики и научно-педагогических исследований. Анализ научно-педагогической литературы показал, что в настоящее время сложились определенные тенденции фундаментализации профессионального образования, такие как: создание условий для подготовки специалистов по наиболее актуальным межотраслевым специальностям; переход на подготовку специалистов широкого профиля; обучение базисным квалификациям (метазнания - метаквалификации - метадеятельность); модульное построение содержания профессионального образования; формирование культурологического базиса будущего специалиста, его системологическая и классификационная подготовка, подготовка специалистов по направлениям (А.И. Субетто, В.А. Федоров, Ю.К. Чернова, В.Д. Шадриков и др.). Учет выявленных тенденций позволил сформулировать требования к содержанию фундаментальности образования, в частности, непрерывного профессионального, которые должны базироваться на положениях преемственности, универсализации образования, опережающего развития качества образовательных систем и представлении о системе высшего образования как о механизме, управляющем всем процессом фундаментализации непрерывного образования. В диссертации отмечено, что на современном этапе развития образования в России особую актуальность приобретает проблема выбора выпускником будущей профессии и соответствующего образовательного учреждения. На наш взгляд, наиболее доступной формой профессиональной ориентации в школе является профильное обучение, целью которого является дифференциация и индивидуализация обучения. Однако анализ исследований показывает, что открытым на сегодня остается вопрос о процедуре и показателях отбора в профильные классы и аттестации их выпускников. В качестве одной из форм оценки достижений учащихся в последнее время используют учебные портфолио (Т.Г. Новикова, М.А. Чошанов, J. Kendall, R. Marzano, D. Meier и др.). Исследование показало, что для системы непрерывного образования важна преемственность на всех его ступенях и уровнях, которой можно добиться за счет внедрения в учебную практику объединенной модели многопрофильной школы с сетевой организацией учебного процесса. Для школ с технологическим профилем подготовки примером такой модели может служить система «профильная школа-втуз», но отсутствие единых мониторинговых систем контроля качества подготовки на всех ее ступенях и уровнях не позволяет эффективно управлять подобными системами. Анализ теоретических источников, проведенный в диссертации, показал, что существующие системы мониторинга исследователи классифицируют по различным основаниям, например: по области применения (социология, образование, политология и др.); по используемым средствам (педагогический, психологический, социологический и др.); по способу сбора информации (измерение параметров объекта с помощью системы критериев или индикаторов; с исполь­зованием технологий научного исследования). Кроме этого, системы мониторинга можно подразделить на группы в зависимости от их ориентации на конкретного потребителя: на общество в целом; на специалистов соответствующих областей деятельности; на конкретные органы управления; или по направленности реализуе


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.