Реферат по предмету "Разное"


«Использование информационных технологий в налоговой системе республики беларусь»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Выпускная работа по«Основам информационных технологий»Магистрантка кафедрытеоретической и институциональной экономикиГруша Алина ВладимировнаРуководители:доцент, к.э.н.Валевич Юрий Васильевичпреподаватель Позняков Андрей МихайловичМинск – 2010 г.ОГЛАВЛЕНИЕ: Список обозначений к выпускной работе 3Реферат на тему «Использование ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» 4ВВЕДЕНИЕ 5^ ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 9ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 12ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В НАЛОГОВОУЮ СИСТЕМУ В КОНТЕКСТЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ 143.1. Преимущества использования информационных технологий в изучении системы налогообложения по сравнению с традиционными методами сбора и обработки налоговой информации 143.2. Использование автоматизированных информационных систем налоговыми органами 173.3. Применение электронного декларирования налоговыми органами Республики Беларусь 19^ ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИВАНИЯ В СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ 30^ ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ 32Интернет-ресурсы в предметной области исследования 33Персональный интернет-сайт 35Тестовые задания по ИТ 36ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 37ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТОРСКОЙ ДИССtРТАЦИИ 39СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 40ПРИЛОЖЕНИЕ 42 ^ Список обозначений к выпускной работе АИС – автоматизированная информационная система ИКИ – информационно – коммуникационная структура ИКТ – информационно-коммуникационные технологии ИО – информационное обеспечение ИС – информационная система ИТ – информационные технологии МНС – Министерство по налогам и сборам РБ – Республика Беларусь РУП – Республиканское унитарное предприятие РФ – Российская федерация США – Соединенные Штаты Америки ЭЦП – электронно-цифровая подпись^ Реферат на тему «Использование ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» ВВЕДЕНИЕ Информационные системы и технологии в значительной мере определяют уровень развития современного общества. На западе информационные технологии обеспечивают до 40% роста валового внутреннего продукта и аккумулируют при этом до 20% всех инвестиций.Развитие информационных технологий в нашей стране оказывает непосредственное влияние на экономические аспекты жизнедеятельности общества и в том числе на всю систему налогового учета.Успешная работа современного бизнеса возможна только с применением электронных технологий. С их помощью появляется реальная возможность существенно сократить затраты времени на осуществление многих процедур Широкое использование информационных технологий (ИТ) в экономике и управлении обуславливает актуальность проблемы их экономической эффективности, особенно для нашей страны, так как в условиях экономического кризиса 90-х гг. прошлого века отечественные субъекты хозяйствования и государственные структуры были вынуждены направить большую часть своих усилий на преодоление негативных последствий переходного периода. Как следствие, серьезного понимания правильному, эффективному использованию ИТ в те годы не уделялось. Над этой проблемой стали задумываться только сейчас.Налоговая система Республики Беларусь характеризуется нестабильностью законодательства. Слишком частные изменения в налоговой системе, наличие противоречий между различными нормативными правовыми актами и их многочисленность вынуждают даже небольшие предприятия содержать большой штат бухгалтеров, юристов и других категорий административно-управленческого персонала. В противном случае справиться с множеством инструкций, изменений и дополнений к ним просто невозможно. Так Беларусь уже который год подряд по отчету «Paying Taxes», подготовленным компанией PricewaterhouseCoopers, Всемирным банком и Международной финансовой организацией, по сложности налоговой системы занимает последнее 183 место. Специалисты составляют рейтинг удобства национальных систем налогообложения, руководствуясь тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате. В соответствие с данным рейтингом в нашей стране взимается 181 налоговый платеж и налоговая нагрузка на экономику составляет 173%. Информационные технологии в таких случаях оказываются малоэффективными, так как они не способны самостоятельно отслеживать, анализировать данные изменения и «настраиваться» в соответствии с ними. Из-за частых изменений в законодательстве предприятиям приходиться постоянно вносить изменения в работу своих информационных систем, что требует значительных трудовых затрат. Ярким примером использования информационных технологий в системе налогообложения являются США. Так, в США имеется достаточно не большое количество налоговых работников относительно общей численности населения (в 2006 г. насчитывалось 377 налоговиков на 1 млн населения). В нашей стране данный показатель в том же году составлял 949 работников налоговых органов на 1 млн чел. [5, с. 52]. При этом налоговый контроль (и его результативность) в США является, пожалуй, одним из самых высоких в мире. Это обеспечивается, прежде всего, высоким уровнем автоматизации и информатизации как самой налоговой службы, так и практически всех сфер жизнедеятельности общества. Обязательная практически для всех налогоплательщиков (исключая самых мелких) электронная отчетность позволяет вести полностью автоматизированную обработку налоговых деклараций. Если декларация вызывает сомнение, то она подвергается проверке. Количество таких деклараций, как правило, составляет 1 % от общего числа поступивших. Кроме того, каждый год проводятся проверки налоговых деклараций людей, занимающихся определенным видом деятельности, которую налоговая служба решила проверить в этом году. Система электронной отчетности облегчает жизнь и налогоплательщика, значительно экономя его время.Также в США действуют 10 компьютерных центров, в которых аккумулируется вся информация о налогоплательщиках [5,52]. В центре – семь главных картотек (по отдельным налогам и сборам), информация из которых по запросам налоговых органов может быть за считанные секунды передана в любую точку США. Все это позволяет обеспечить плотный налоговый контроль при небольшом штате налоговых органов. Результативность контроля при снижении трудоемкости данного процесса повышает и весьма развитая система электронных безналичных платежей. Любая операция при безналичном расчете фиксируется электронной системой, и скрыть факт ее совершения практически невозможно. В итоге налоговые работники имеют возможность отслеживать финансовые операции налогоплательщиков, по сути, не выходя из офиса. Налоговая служба получает полные сведения о суммах, которые тратит субъект хозяйствования, и о том, на какие цели они направлены. Обладая такими данными, легко проверить и правильность уплаты налогов. Для совершенствования работы налоговых органов в Республике Беларусь (РБ) предусмотрена программа деятельности Министерства по налогам и сборам (МНС) на 2006-2010 гг. В соответствие с данной программой предусмотрена модернизация и дальнейшее развитие информационной системы (ИС) МНС, в рамках которой должны быть решены задачи объединения информационных ресурсов, минимизация затрат по обработке больших массивов данных, введение электронного документооборота. Реализация данного проекта позволит перевести работу с плательщиками на качественно новый, безбумажный уровень. Предоставление налоговых деклараций (расчетов)в электронном виде упростит процедуру исполнения налоговых обязательств, сократит издержки как плательщика, так и налоговых органов.В перспективе, по словам А.К. Дейко, необходим переход на формирование баз данных на единой либо совместимых платформах, переработка форм налоговых деклараций и приложений к ним и внедрение программного продукта, позволяющего оценить, насколько отраженные плательщиком в налоговых декларациях суммы налогов соответствуют их реальным налоговым обязательствам. Одним из серьезных шагов по внедрению информационных технологий в налоговую систему нашей страны является введение электронного декларирования с 1 апреля 2009 году. Как отмечает министр по налогам и сборам РБ Владимир Полуян: «Сегодня в сферу налоговых отношений активно внедряются инновационные технологии. Они повышают эффективность функционирования всей налоговой системы и создают наиболее удобные условия для исполнения плательщиками налоговых обязательств. Это приоритетный вектор развития налоговой службы. С прошлого года в стране работает система электронного декларирования, которая позволяет представлять налоговые декларации в электронном виде с использованием интернет-технологий. На 1 июля текущего года ее пользователями стали свыше 42 тысяч коммерческих организаций, т. е. более половины их общего количества. Идет доработка программного обеспечения с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра услуг, предоставляемых налоговыми органами с использованием электронных средств. Например, плательщики смогут передавать и получать в электронном виде различные документы – заявления, уведомления, справки, решения, акты сверок и др. Это сведет к минимуму посещения инспекций и значительно сократит временные и материальные издержки плательщиков. Пользователям системы будут предоставлены оперативный доступ к нормативно-справочной информации, возможность дистанционного получения консультаций по различным вопросам налогообложения. Уверен, что в скором времени система электронного декларирования станет неотъемлемой частью процесса налогообложения и обеспечит качественно новый уровень обслуживания плательщиков». Несмотря на сделанные первые шаги по внедрению информационных технологий в налоговую систему Республики Беларусь, одной из причин недостаточно эффективного использования данных технологий являются частые изменения в налоговом законодательстве, отвлекающие множество сил хозяйствующих субъектов на адаптирование к ним и стимулирующие рост численности административно-управленческого аппарата предприятий (в частности, работников бухгалтерии). Для исправления сложившейся ситуации необходимо стабилизировать налоговую систему, активнее внедрять ИТ во все сферы жизни общества, развивать систему электронного документооборота, систему электронных платежей и т. п.^ ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Переходя к обзору литературы по теме «Применение информационных технологий в налоговой системе», необходимо отметить тот факт, что данная тема для Республики Беларусь является относительно новой. Литературу по данному вопросу условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся издания на бумажных носителях, которые характеризуют основные характеристики налоговой системы и направления деятельности налоговых органов: принципы построения налоговой системы, пути повышения ее эффективности, налоги и сборы, взимаемые в нашей стране, методика их расчета, инструкции к заполнению деклараций и т.п. Также сюда относятся источники, изучающие теоретические основы информатизации налоговой системы. Учебные пособия и практикумы по «Информационным технологиям в налогообложении» на русском языке выпускаются исключительно российскими авторами, что связано с широкомасштабным применением ИТ в налоговой системе Российской Федерации (РФ).Для примера можно привести: В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова Информационные технологии в налогообложении: практикум/ В.М. Вдовин, Л.Е. – Москва: Издательский дом «Дашков и К», 2008 г. Практикум содержит теоретический материал и практические задания к каждой лабораторной работе, что позволяет получить студентам практические навыки работы с прикладными программными продуктами, специализированными тематическими и статистическими пакетами, а также офисным пакетом “MS Office” и освоить основные методы обработки налоговой информации (прогнозирование, статистическая обработка и др.). Практикум предназначен для студентов специальности «Налоги и налогообложение», изучающих дисциплину «Информационные технологии в налогообложении».Данелян Т.Я. Информационные технологии в налогообложении/ Данелян Т.Я. – Москва: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2002. Данное издание ориентировано на получение студентами знаний по созданию и использованию информационных технологий для решения задач налогообложения, а также на выработку практических навыков создания и использования информационных технологий в налогообложении. А.Л. Дзюбенко Информационные технологии в налогообложении: конспект лекций/ А.Л. Дзюбенко – Москва: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2008 г. Изучаются теоретические основы информатизации налоговой системы РФ и возможности применения компьютерных сетей в налоговых инспекциях.На мой взгляд, для белорусских авторов это является актуальным и перспективным направлением работы. Однако в настоящее время белорусскими авторами по данной тематике публикуются статьи в научно-исследовательских журналах, в периодических печатных журналах, а также написание различных программ развития сферы налогообложения.Например, А.К. Дейко Эффективная налоговая система – одно из важнейших условий экономического роста нашей страны/ Дейко А.К./ Проблемы управления - №3, 2008 –с.51-57. В данной статье анализируется состояние налоговой системы Республики Беларусь, пути повышения ее эффективности, а также поставлены вопросы о внедрении информационных технологий в налогообложение. Ко второй группе источников можно отнести те, которые активно используются в Интернете. Например, на сайте информационно-правового агентства «Регистр» http://www.profmedia.by можно найти электронную версию журнала «Финансовый директор», который публикует материалы о возможностях применения ИТ в налогообложении и раскрывает основные плюсы и недостатки электронного декларирования в Республике Беларусь. Однако, основным электронным ресурсом является официальный сайт МНС Республики Беларусь www.nalog.by, на котором расположена информация об электронном декларировании, какие варианты подачи электронной декларации существуют, где и каким образом можно приобрести данное программное обеспечение. Еще одним немаловажным ресурсов в области применения информационных технологий в Республики Беларусь является сайт Удостоверяющего центра по электронному декларированию при МНС РБ www.pki.by . На данном сайте можно найти информацию о возможностях приобретения программного обеспечения для использования электронного декларирования, также здесь размещается вся информация о нововведениях в данное программное обеспечения. Существуют возможности для скачивания и установки новых, доработанных версий. А также предоставлены реквизиты для оплаты программного обеспечения. Также на данном сайте можно найти инструкцию по использованию данной программы. Таким образом, можно сказать, что данный сайт является основным источником информации для налогоплательщиков, применяющих электронное декларирование. Если говорить о российских электронных источниках, то их перечень очень обширен и разнообразен: начиная от учебников, пособий и монографий в электронном варианте по применению информационных технологий в системе налогообложения, заканчивая сайтами, относящимся к налоговым органам РФ как центрального, так и на местах. Таким образом, рассматривая литературу, касательно темы «Применение информационных технологий в системе налогообложения», необходимо отметить, что для нашей страны это достаточно новое явление, которое обуславливает наличие преимущественно электронных ресурсов. Ресурсы на бумажных носителях, к сожалению, ограничиваются исключительно публикациями в периодических изданиях. Однако, необходимо отметить тот факт, что данная тема является очень перспективной и дальнейшее развитие применения ИТ в налоговой системе нашей страны является одним из направлений деятельности МНС Республики Беларусь, что в скором времени приведет к многообразию публикаций и учебных пособий по данной тематике, а может и к формированию нового направления в научной и практической деятельности, и, как следствие, формированию и разработке нового учебного курса «Применение информационных технологий в налоговой системе» для Республики Беларусь.^ ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ При написании данной работы применялась совокупность методов и принципов научного познания. В основу исследования был положен принцип объективности, который является обязательным условием научной состоятельности любой работы на всех ее этапах: от сбора информации до теоретических обобщений. Этот принцип позволяет всесторонне охватить изучаемое явление с целью выявления его сущности. Среди методов, применяемых в данной работе, особое место занимают логические методы. Анализ и синтез – фактическое или мысленное разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей. Эти методы применялись на всех ступенях познавательного процесса. Анализ позволил выявить строение исследуемого объекта, отделить существенное от несущественного [1, 32]. Синтез дополняет анализ и ведет к объединению в единое целое частей, свойств и отношений, выявленных во время анализа. Индукция дает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям, а дедукция призвана в данном исследовании построить научную теорию. Метод сравнения, в основе которого лежат суждения о сходстве и различии объектов, применялся при интерпретации отобранного материала (в частности при сравнении существующих применение информационных технологий в Республики Беларусь и Российской Федерации, а также США; при сравнении традиционной и компьютерной систем обработки информации в системе налогообложения). Метод обобщения заключается в выявлении общих признаков (свойств, отношений, тенденций), на основе чего были сделаны выводы о перспективах применения информационных технологий в системе налогообложения, в частности в системе налогообложения Республики Беларусь. Среди общенаучных методов особое место в данном исследовании занимает системный метод [1, 54]. В его основе лежит изучение объектов как систем, что позволяет раскрыть их сущностную природу и принципы функционирования и развития (применение ИТ в системы налогообложения рассматривается исследователем в рамках развития внедрения ИТ в систему налоговых органов, т.е. в рамках, если так можно выразиться, налоговой информатики). Логический метод – теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта во всех его существенных закономерных связях и отношениях. Применение данного метода позволяет структурировать работу, представить объект исследования как результат определенного процесса, в ходе которого сформировались условия его дальнейшего существования и развития (т.е. условия и перспективы применения ИТ в системе налогообложения). В целом, представленная работа соответствует основным принципам методологии экономики. В ней осуществляется последовательное рассмотрение изучаемой проблемы (принцип историзма), проведено структурирование работы и анализ соответствующих глав (системный подход), достигнуты поставленные цели исследования (принцип объективности).^ ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В НАЛОГОВОУЮ СИСТЕМУ В КОНТЕКСТЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ 3.1. Преимущества использования информационных технологий в изучении системы налогообложения по сравнению с традиционными методами сбора и обработки налоговой информации В настоящее время в Республики Беларусь остро стоит вопрос об эффективной налоговой системе. В нашей стране по отчету «Paying Taxes», подготовленным компанией PricewaterhouseCoopers, Всемирным банком и Международной финансовой организацией на уплату налоговых платежей и сопутствующие операции тратиться 798 часов в год и поданному показателю мы находимся на 178 месте из 183. Этот факт свидетельствует об актуальности и необходимости внедрения информационных технологий в систему налогообложения. По словам министра по налогам и сборам РФ Михаила Мишустина «…чтобы стать действительно эффективной, налоговая система должна действовать подобно хорошо отлаженному механизму. И прежде всего быть управляемой. Управляемость, в свою очередь зависит от того, насколько качественно поставлены такие процессы, как сбор, обработка, анализ информации, используемой в процессе принятия решения…» В данной связи ставка на применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является основополагающим требованием в системе перехода к принципиально новым моделям организации труда, основанных на информации и знаниях в качестве ключевого ресурса. В данной связи основной целью МНС Республики Беларусь должна быть задача добиться создания работающей как часы системы поддержки налогового администрирования на основе информационного сервиса, обеспечивающего качественно иной стиль организации, как труда налогового инспектора, так и всех отношений с налогоплательщиками. В настоящее время развитыми странами накоплен большой опыт в совершенствовании налогового администрирования – прежде всего в США, Швеции, Франции, Дании, Австралии и Великобритании. По результатам исследований налоговых систем в данных странах, проведенными исследовательским центром при МНС РФ, можно говорить о том, что укрепление налоговой дисциплины стимулирует рост налоговых поступлений. Повышение эффективности деятельности налоговых органов в целом приводит к сокращению затрат. Оптимизация методов работы с налогоплательщиками – верный путь к снижению издержек в процессе контроля за соблюдением налогового законодательства, а повышение квалификации сотрудников налоговых органов позволяет сократить персонал и одновременно повысить качество услуг [10, 15].Проведенное исследование позволило Проведенное выявить и общие направления, по которым происходит модернизация национальных систем налогового администрирования. Это в обязательном порядке четко сформулированная стратегия деятельности (включая сегментацию плательщиков и отраслевую специализацию налоговых органов), пересмотр технологических процессов (упрощение и типизация, система постановки на учет всех налогоплательщиков, возможность получения полной информации по всем уплачиваемым налогам), изменения организационной структуры (укрупнение мелких налоговых инспекций, организация работы по функциональному принципу, сокращение уровней управления), новые технологии (широкомасштабное обновление, совершенствование инфраструктуры, повсеместное применение технологий электронного ввода данных, применение интегрированных прикладных систем, электронный документооборот, аутсорсинг рутинных процедур) и, наконец, повышение квалификации кадров на всех уровнях. Одним из серьезных шагов по внедрению информационных технологий в налоговую систему нашей страны является введение электронного декларирования с 1 апреля 2009 году, основанное на автоматизированной информационной системе APM «Плательщик».Основными целями внедрения данной информационной системы можно считать следующие [4]:повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;совершенствования оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет;анализ динамики сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;сокращение объема бумажного документооборота.Система налогового декларирования Республики Беларусь – это система, позволяющая плательщикам облегчить процесс составления налоговых деклараций и полностью автоматизировать процесс представления их в электронном виде в налоговые органы, исключая необходимость посещения для этого инспекций.Ни для кого не секрет, что система приема налоговых деклараций на бумажном носителе требует значительных затрат рабочего времени и людских ресурсов. Например, плательщик — юридическое лицо ежемесячно представляет в налоговую инспекцию определенное количество налоговых деклараций, затрачивая немало времени на их доставку, передачу, а также прием налоговой декларации в инспекции. В свою очередь на проведение камеральной проверки и внесение показателей налоговых деклараций в информационную систему работник налогового органа тратит около 25—30 минут рабочего времени. А при наличии ошибок и неточностей указанный процесс повторяется. В аналогичной ситуации оказываются и другие категории плательщиков.Тогда-то и становятся абсолютно очевидными преимущества использования системы электронного декларирования, которые в первую очередь состоят в оперативности налогового администрирования, т.е. сокращении тех самых издержек, затрачиваемых на представление и прием налоговых деклараций на бумажных носителях. Немаловажными достоинствами данной системы являются возможность оперативного контроля правильности заполнения налоговой декларации и, конечно, хранение в электронном виде больших объемов деклараций за различные периоды времени, а также быстрая организация удобного доступа к ним. Следует отметить, что принцип подачи налоговых деклараций давно используется другими странами и законодательно закреплен в Великобритании, Италии, Австралии, Франции, Словении и США, а в ряде стран для определенного круга плательщиков установлена обязанность представления деклараций в электронном виде. Например, в России — для крупных плательщиков, а в Эстонии — для государственных учреждений [9].Мировая практика свидетельствует, что в результате перехода к системе представления налоговых деклараций с использованием интернет-технологий значительно уменьшились затраты времени плательщиков на подготовку налоговой отчетности и представление ее в налоговые органы, стало возможным оперативное обновление форматов представления отчетности в случае изменения форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций и оперативное получение информации о выполнении обязательств перед бюджетом.^ 3.2. Использование автоматизированных информационных систем налоговыми органами Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях – документах. В отчетные периоды документооборот в налоговых инспекциях крупных городов может достигать тысячи документов ежедневно. Многовариантная, сложная обработка этой документации невозможна без использования современных передовых технологий, базирующихся на использовании компьютерной техники.Автоматизированные информационные технологии реализуют соответствующие информационные технологии. Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности оперативности. Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации. [10, 162]Одной из приоритетных задач налоговых органов является информатизация, которая предполагает использование информационных технологий и создание информационных систем.Автоматизированная информационная система налоговой службы относится к классу больших систем. К ней, как и в любой подобной системе, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами; системность и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям, надежность в эксплуатации и достоверность информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации, актуальность информации, хранящийся в базе данных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обеспечивать сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющихся воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИС должна быть оснащена комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических- модулей как в программном, так и в информационном аспектах. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся операционных систем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных на обработку данных и решение функциональных задач, систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, введение и выдачу на обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его информационного запроса, пакетов программ, обеспечивающих обмен информацией между системами, и т.д. в информационном аспекте система должна представлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в удобной для восприятия пользователями форме [10, 165].Для эффективного использования средств информационных технологий необходимо получение информации практически из всех баз данных, имеющихся в информационной среде налоговых органов.Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение должно обеспечивать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкционированного доступа к информации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимосвязь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Внешними по отношению к информационной системе налоговых органов являются не только организации и физические лица, но и финансовые органы, банки, таможенные органы и т.д.Развитие автоматизированных систем в налоговой системе предполагает использование унифицированной документации, прежде всего формы бухгалтерской отчетности организаций. Таким образом, можно отметить тот факт, что АИС играют значительную роль в работе налоговых органов. Они значительно снижают издержки документооборота, как внутри самой структуры органов, так и между налоговыми органами и налогоплательщиками. Создание единой, эффективно работающей автоматизированной системы налоговых органов является приоритетной задачей МНС Республики Беларусь, что прописано в программе деятельности Министерства по налогам и сборам на 2006-2010 гг.^ 3.3. Применение электронного декларирования налоговыми органами Республики Беларусь На протяжении ряда лет при достижении главной цели — обеспечения полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет — государство в меньшей степени обращало внимание на все те трудности, с которыми сталкивались плательщики.На сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась и наряду с выполнением главной задачи перед налоговыми органами стоит ряд качественно новых задач, связанных с упрощением процедур налогового администрирования, созданием максимально комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств, реализация которых возможна в том числе посредством развития информационных технологий.Сегодня, налоговыми органами плательщикам предложены две услуги, позволяющие сократить определенные издержки при исполнении налоговых обязательств, а именно электронное декларирование и уплата налогов через инфокиоски.Что же представляет собой электронное декларирование? Это система, позволяющая плательщикам облегчить процесс составления налоговых деклараций и полностью автоматизировать процесс представления их в электронном виде в налоговые органы, исключая необходимость посещения для этого инспекций [9].Ни для кого не секрет, что система приема налоговых деклараций на бумажном носителе требует значительных затрат рабочего времени и людских ресурсов. Например, плательщик — юридическое лицо ежемесячно представляет в налоговую инспекцию определенное количество налоговых деклараций, затрачивая немало времени на их доставку, передачу, а также прием налоговой декларации в инспекции. В свою очередь на проведение камеральной проверки и внесение показателей налоговых деклараций в информационную систему работник налогового органа тратит около 25—30 минут рабочего времени. А при наличии ошибок и неточностей указанный процесс повторяется. В аналогичной ситуации оказываются и другие категории плательщиков.Тогда-то и становятся абсолютно очевидными преимущества использования системы электронного декларирования, которые в первую очередь состоят в оперативности налогового администрирования, т.е. сокращении тех самых издержек, затрачиваемых на представление и прием налоговых деклараций на бумажных носителях. Немаловажными достоинствами данной системы являются возможность оперативного контроля правильности заполнения налоговой декларации и, конечно, хранение в электронном виде больших объемов деклараций за различные периоды времени, а также быстрая организация удобного доступа к ним. Следует отметить, что принцип подачи налоговых деклараций давно используется другими странами и законодательно закреплен в Великобритании, Италии, Австралии, Франции, Словении и США, а в ряде стран для определенного круга плательщиков установлена обязанность представления деклараций в электронном виде. Например, в России — для крупных плательщиков, а в Эстонии — для государственных учреждений.Мировая практика свидетельствует, что в результате перехода к системе представления налоговых деклараций с использованием интернет-технологий значительно уменьшились затраты времени плательщиков на подготовку налоговой отчетности и представление ее в налоговые органы, стало возможным оперативное обновление форматов представления отчетности в случае изменения форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций и оперативное получение информации о выполнении обязательств перед бюджетом [9].Таким образом, постепенный переход плательщиков на представление налоговой документации, в том числе налоговых деклараций, в электронном виде по каналам связи — общемировая тенденция.С января 2009 г. в Республике Беларусь


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.