Реферат по предмету "Разное"


«Использование информационных технологий в изучении истории Ирландии XIX в.»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Выпускная работа по«Основам информационных технологий» Магистрант кафедры Истории нового и новейшего времени Бабореко Александр Дмитриевич Руководители: доцент кафедры истории нового и новейшего времени Орлова Наталия Евгеньевна, ассистент, руководитель практики Позняков Андрей МихайловичМинск 2009 г. Оглавление Оглавление 3 Список обозначений ко всей выпускной работе 4 Реферат на тему «Использование информационных технологий в изучении истории Ирландии XIX в.» 5 Введение 6 Глава 1. Обзор литературы 8^ Глава 2. Методика исследования 9 Глава 3. Информационные технологии в изучении истории Ирландии XIX в. 10 Глава 4. Обсуждение результатов 17 Заключение 18 Список литературы к реферату 19 Предметный указатель к реферату 20 Интернет ресурсы в предметной области исследования 21 Действующий личный сайт 23 Граф научных интересов 24 Тестовые вопросы 28 Презентация магистерской диссертации. 30 Список литературы к выпускной работе 31 Приложения 32 ^ Список обозначений ко всей выпускной работе БД – база данных; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии; ИТ – информационные технологии; ПК – персональный компьютер; ЭБ – электронная библиотека; ЭВМ – электронно-вычислительная машина; HTML – Hypertext Markup Language: язык разметки гипертекста; SGML – Standard Generalized Markup Language: стандартизированный язык разметки; XML – Extensible Markup Language: расширяемый язык разметки; ^ Реферат на тему «Использование информационных технологий в изучении истории Ирландии XIX в.» Введение С конца ХХ в. отмечаются события, существенным образом трансформировавшие современную социокультурную реальность. Речь идет об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий, произошедшим в результате бурного развития электроники. Переход от индустриального общества к информационному обществу характеризуется многими чертами, одной из которых является то, что информация и знание становятся одним из основных факторов развития и структурирующим социальным фактором, под воздействием которого меняются формы экономической деятельности и социальные взаимоотношения. Сохранение, развитие и рациональное использование этого стратегического ресурса будущего имеют огромное значение для любого общества и государства. Отличительной чертой сегодняшнего этапа развития человечества является представление информации и знаний не только в традиционной печатной, но и в электронной, цифровой форме, что позволяет принципиально иначе создавать, хранить, организовывать доступ и использовать информацию в любой форме. К тому же информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) привели к тому, что большое число современных информационных ресурсов сразу создается в электронном виде. Общепризнанно, что одним из наиболее перспективных способов информационного обеспечения науки, культуры и образования сегодня (и, тем более, завтра) является использование электронных библиотек (ЭБ) – распределенных информационных систем, позволяющих надежно накапливать, сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, доступные в удобном для пользователей виде через глобальные сети передачи данных. По этой причине автор считает необходимым остановиться на освещении тенденций применения современных достижений процесса информатизации исторической науки, и в первую очередь – вопросов, находящихся на стыке источниковедения, архивоведения и археографии, и затрагивающие, по сути, фундаментальные основы научного творчества историка, связанные с поиском и представлением знания об историческом факте прошлого. Объект исследования – практические аспекты реализации средств информационных технологий в исторической науке; предмет исследования: реализация в сетевой среде поиска и представления источникового и научного знания по истории Ирландии XIX в. Поэтому ставится следующая цель исследования – рассмотреть возможности применения современных информационных технологий в сфере представления источникового и научного знания по истории Ирландии XIX в. Соответственно формулируются задачи: рассмотреть примеры реализации в сетевой среде информационного поиска по теме исследования; осветить проблему представления электронного источникового материала по истории Ирландии XIX в.; дать характеристику и оценку реализации проекта CELT в сфере представления источникового и научного знания в истории. ^ Глава 1. Обзор литературы Обращаясь к историографии заявленного предмета исследования, следует отметить тот факт, что большинство работ по теоретическому и практическому обоснованию применения информационных технологий в истории сводиться к освещению количественных методов обработки набора формализованных данных статистического характера или использования программной продукции (например, пакета программ MS Office, STATISTICA) в анализе исторических фактов и при написании научных исследований. Среди работ, посвященных математизации и информатизации процесса исторического познания качественно выделяется школа И. Д. Ковальченко и специалисты МГУ им. Ломоносова, которые первыми, – еще в 60-е гг., – обратились к данной проблеме. Среди работ, в которых содержится историографический компонент в анализе тенденций развития информационных технологий в исторической науке, можно отметить монографию И. А. Аникеева.1 Автор рассмотрел историю двух последних десятилетий развития исторической информатики, предложил периодизацию ее становления, показал эволюцию основных направлений научного поиска в исторической информатике. Большое внимание в работе отводится развитию электронно-вычислительной техники, созданию и внедрению ЭВМ в изучение истории, формированию центров и международных связей в информатизации истории. Однако проблема электронных источников и публикаций не столь хорошо освещена в специальной литературе; тем более проблема представления источникового и исследовательского материала по истории Ирландии. Пожалуй, можно отметить интерес к схожим темам исследования специалистов смежных дисциплин: архивоведения, документоведения, археографии, библиотековедения. Пожалуй, можно отметить публикации в российском научном электроном журнале «Электронные библиотеки», развитию технологий электронного книгоиздания, унификации и стандартизации специальных форматов публикаций, развитию современных телекоммуникационных средств и программных средств обработки данных.2^ Глава 2. Методика исследования Предмет исследования, его особенности и роль в современной исторической науке определил методологические принципы, которым следовал автор при написании данной работы. Безусловно, в их число входили общелогические и общенаучные методы познания реальности, однако в качестве ключевого подхода следует в первую очередь отметить источниковедческий анализ. Источниковедение в настоящее время представляет собой особый метод гуманитарного познания. Его суть – в специфических приемах обработки фиксированных источников информации о прошлом. Ключевым моментом источниковедческой парадигмы методологии истории является понятие «источника» как продукта целенаправленной человеческой деятельности, явления культуры. В свою очередь это ориентирует на системное изучение источника. Фундаментальные принципы методологии источниковедения таковы: обращение к источнику как предпосылка научности познания; изучение феномена человеческого общения в его материализованной в источнике форме; обращение к произведению как к источнику.3 Метод источниковедения имеет целью: Установить информационные возможности источника для получения фактических сведений об общественном развитии (полнота, достоверность и новизна информации); Аргументировано оценить значение источника с такой точки зрения. Не менее важна, также эвристическая функция источниковедения, признающая за информационным поиском исследователя особый статус в процессе подготовки к анализу и представлению нового знания. Отсюда проистекает тот факт, что в последнее время все более важным становиться вопрос отношения к электронным источникам и исследованиям, их положения и роли в научном творчестве историка.^ Глава 3. Информационные технологии в изучении истории Ирландии XIX в. Достижения 2-й половины ХХ в. дали возможность привлечь новые технические средства для фиксации, передачи, обработки информации, что значительно ускорило темпы ее поиска, качественно изменило возможности воспроизведения, тиражирования текстов, их доступности для потребителя. При этом, технические средства не только делают информацию более доступной, но и способствуют еще более быстрому увеличению ее общего объема, создают новые виды источников. Данная тенденция, безусловно, не обошла историческую науку стороной. Электронные тексты являются наиболее массовым и распространенным среди прочих электронных исторических ресурсов. Свидетельством тому являются количественные показатели оцифровки исторических источников и публикаций, создания электронных коллекций и библиотек и т.д., что в свою очередь предоставляет новые возможности доступа историков к самым разным источникам. Электронная форма текста, сохраняя смысл и назначение объекта как такового, допускает качественно новые возможности работы, позволяет историку использовать исследовательские инструменты, не доступные ранее, не отрицая при этом традиционные технологии работы с текстом «классического» источниковедения.^ 3.1 Электронный источник информации в современной исторической науке и образовании Возможности сети Интернет на сегодняшний день привлекают все большее количество историков, в первую очередь в контексте эвристического поиска источникового и исследовательского материала по истории зарубежных стран. Тем более, возможно привлечение архивных материалов на языке оригинала, ознакомление с мировым историографическим опытом по объекту изучения, а также осуществление научных контактов со специалистами разных стран мира. Поэтому последние несколько десятилетий архивные и библиотечные службы при поддержке национальных правительств, международных организаций и частных фондов активно участвуют в процессе оцифровки информации, в том числе источников и исследований исторического характера; также в данном контексте важное место принадлежит расширяющемуся спектру разнообразных электронных специализированных научных периодических изданий. Формируются единые базы и банки данных оцифрованных научных материалов, совершенствуются механизмы оцифровки и методы организации информации; что, по сути, создает совершенно новые информационные ресурсы. Они повышают эффективность процесса исследования и образования; позволяют создавать уникальные коллекции из ранее разрозненных документов, которые к тому же могут находиться в разных архивах и библиотеках. Предлагаются следующие критерии оценки качества источника: Содержание в источнике необходимой информации; Полезность найденной информации в исследовательских или образовательных целях; Надежность представленной источником информации; Доступность помощи по использованию источника; Легкость использования источника. Долгое время предпочтение в научном сообществе по большинству перечисленных критериев отдавалось печатным источникам информации, в то время как электронные первенствовали только в категории «простота использования». Однако целенаправленная работа многих специалистов по всему миру последовательно и кардинально меняет ситуацию. Печатные книгоиздание порой просто не в состоянии охватить своей продукцией весь возрастающий объем информации и исследователь все чаще обращается к различным электронным библиотекам. Здесь также есть некоторые особенности в подходах к отбираемой в процессе поиска информации. Во-первых, в исследовательской практике преимущество, как правило, отдается авторитету организации, предоставляющей конкретную информацию (библиотека, архив, университет, др.). Во-вторых, с точки зрения сопроводительного инструментария и атрибутики научного издания наиболее предпочтительны публикации форматов pdf и djvu, т.к. способны воспроизвести и представить особенности печатного текста. Кроме того, такие форматы представления информации в большей степени способствуют сохранению хотя бы видимости авторских прав. Однако многие специалисты в последнее время отмечают серьезную конкуренцию официальным электронным коллекциям и изданиям со стороны простых в использовании Интернет-«поисковиков» (Google, например). Особенно в студенческой среде и обеспечении научной информацией процесса образования действует «правило наименьшего усилия»: предпочтение доступного источника более качественному. ^ 3.2 Реализация в сетевой среде информационного поиска по истории Ирландии XIX в. Данная проблема в свете рассмотренных ранее обстоятельств становиться все более актуальной в современной исторической науке, да и в целом – в процессе получения и предоставления адекватной, надежной и полезной информации. Поэтому автор рассматривает, по его мнению, один из наиболее удачных в реализации бесплатных сервисов, предоставляющих соответствующие услуги: EBOOKEE (http://ebookee.com/) – обеспечивающий доступ к качественной литературе на иностранных (в первую очередь, английском) языках.Сайт обладает удобным интерфейсом; а также несколькими вариантами реализации механизма поиска необходимой информации: по рейтингу, по тематике, типу информации, по ключевым словам. ^ Рисунок 1 – Главная страница «EBOOKEE» Приведем пример. Ведем в поисковое поле ключевые слова “irish nationalism”; появляется список публикаций по заданному параметру. Выбрав книгу по названию из числа предложенных, появляется достаточно подробная информация об издании. В этом заключается преимущество электронного каталога по сравнению с традиционным библиотечным. Первый позволяет представить расширенную библиографическую информацию об издании: аннотацию, гиперссылки по содержанию издания, изображение обложки, рецензии, информацию об авторе или авторском коллективе, литература по данной теме исследования, комментарии и оценки других пользователей. Все это в совокупности упрощает и делает более обоснованным выбор источника информации. Например. В числе прочих результатов по запросу «irish nationalism» имеется ссылка на книгу “The Fenian Ideal and Irish Nationalism, 1882 – 1916”. Открыв ссылку, появляется подробная аннотация на издание.^ Рисунок 2 – Аннотация на книгу “The Fenian Ideal and Irish Nationalism, 1882 – 1916” В аннотации указан автор монографии, название, издательство, № ISBN, год издании, формат электронной публикации, количество страниц, объем электронной публикации; представлено изображение обложки печатного издания; имеются краткие сведения о характере и содержании работы; ссылки для скачивания. Возможности, предоставляемые EBOOKEEE и подобными ему сервисами во многом несравнимы с возможностями традиционных библиотек, и зачастую превосходят их. Исследователь получает возможность круглосуточного удаленного доступа, вне зависимости от его локализации и правового статуса, к качественным исследовательским материалам на заданную тему. Положительной чертой приведенного примера, по мнению автора, является формат электронного издания, полностью воспроизводящий атрибутику печатной публикации: библиографический, научный аппарат монографии, делающий информацию не только полезной, но и качественной. Содержание же предложенной развернутой аннотации позволяет сделать верный выбор из огромного числа результатов поиска на основании любого из критериев: авторства, типа издания, времени и места издания, содержании и т.д.^ 3.3 Электронная библиотека источников и исследований по истории Ирландии (проект CELT) Еще одним аспектом применения современных информационных технологий в исторической науке является создание электронных библиотек и коллекций источниковых и иных материалов. В данном случае автор остановиться на одном примере – проекте университетского колледжа г. Корк (Ирландия): CELT (Corpus of Electronic Texts). Проект оцифровки источников по истории Ирландии существует с 2000 г. при поддержке государственных, негосударственных организаций и фондов. По состоянию на 2 декабря 2009 г. в рамках проекта (http://ucc.ie/celt/index.html) доступно 1085 текстов источников по истории Ирландии, охватывающих период с раннего средневековья до начала ХХ в. Представлены источники на различных языках: 477 текста на ирландском языке; 473 – на английском; 21 – на латыни; 2 – на французском; 1 – на испанском. Все тексты проекта могут быть прочтены, скачаны или распечатаны для частного использования или исследовательских целей. Содержание текстов вычитано и проверено. Файлы сканированы с печатного оригинала или фотокопий, проверены дважды на соответствие оригиналу и структурно кодированы в SGML; добавлена атрибутика; каждый текст сопровождает библиографическая справка. Авторы проекта используют стандарты метаданных XML / SGML, так как они представляют возможность наиболее полно отразить все нюансы оригинального ирландского языка и начертания средневековых источников. В то же время, для удобства пользователя, все материалы представлены в формате HTML, который, имея повсеместно распространение, позволяет пользователю ознакомиться с содержанием источника, хотя и не отражает в полной мере символы и графические особенности ирландского алфавита. Пространство представления материала организовано авторами проекта при помощи фреймов, разбивающих окно с текстом на три части: навигация по проекту, навигация по тексту источника, текст источника (или его отдельной части). Каждый источник сопровожден подробной библиографической информацией, где указаны автор или авторский коллектив, все издания данного источника, историографический и библиографический обзор, особенности перевода и оцифровки оригинального текста источника, автора перевода, оцифровки и вычитки материала и т.п.^ Рисунок 3 – Организация представления источника на сайте проекта CELT Однако можно указать на некоторые недостатки избранной формы представления источниковых материалов. Во-первых, помимо поискового сервиса. Все тексты представлены на странице “Published” в одном списке, оформленном в хронологическом порядке. Тем не менее, достаточно сложно ориентировать по списку в более чем тысячу единиц данных. Во-вторых, отсутствует тематическое деление материалов, а источники и исследования размещены вместе без различения на категории. В то же время, проект позволяет исследователю свободно пользоваться качественными источниковыми материалами по истории Ирландии; достаточно прост в обращении и не требует дополнительных условий для пользования.^ Глава 4. Обсуждение результатов Современные информационные технологии предоставляют исследователю-историку уникальную возможность ознакомиться с уникальными источниковыми материалами и новинками издательств любой страны мира посредством расширения возможностей сетевой среды. Безусловно, изучение истории зарубежных стран связано со многими трудностями: требует знания культуры, традиций и языка изучаемого региона и времени, затруднен доступ ко многим первоисточникам, которые имеются, например, в единичных экземплярах и никогда не издавались в печатном виде; кроме того, далеко не все работы специального характера переводятся на разные языки. Кроме того, растущий объем информации не позволяет охватить всю совокупность данных по какой-либо теме исследования, даже за десятилетия ее изучения. Итогом целенаправленной деятельности в данном направлении многих исследователей и научно-исследовательских учреждений становятся различные библиотеки и проекты оцифровки библиотечных, архивных и музейных фондов. Пожалуй для отечественного историка, занимающегося проблемами истории Ирландии единственным средством получения качественной современной информации является Интернет. В отечественной историографии в принципе отсутствуют грамотные переводы и публикации источников по истории региона, а последние достойные исследования относятся к 1980-м гг., и уже не отвечают требованиям современных тенденций развития научного знания. Поэтому автор вынужден, углубляясь в изучение истории Ирландии XIX в. пользоваться аутентичными материалами, в первую очередь – англоязычными (Великобритания, Ирландия, США), доступными в рамках различных электронных библиотек или проектов, как упоминаемые в данной работе CELT и EBOOKEE. Тем более, что качество подобных постоянно возрастает; на международном уровне ведется работа по стандартизации процесса оцифровки и электронного книгоиздания, вырабатываются практические меры по повышению эффективности сетевого поиска и обработки данных. Заключение Таким образом, говоря о проникновении современных информационных технологий во все сферы человеческого знания, следует признать объективную положительную тенденцию. Несмотря на многие сложности, именно так всегда решались задачи прогресса человечества – посредством привлечения новых достижений и в процессе трудного и спорного их внедрения в общественные практики. Сегодня порой можно одновременно услышать о наступлении новой эры человечества и о кризисе знания и науки как таковых. Это не первый подобный кризис, и с уверенностью можно сказать – не последний. Кризис (как в рыночной экономике) – средство саморегулирования системы, в процессе которого отмирают изжившие себя элементы, а их место замещают новые. Общество преодолеет и этот кризис; и выйдет из него на новом уровне существования, которому еще предстоит дать название. Также и научное знание; и хотя все чаще можно услышать о кризисе истории, есть все основания полагать, что в ближайшем будущем определяться стратегические, парадигмальные направления развития отрасли; проявиться положительная динамика. Таковым направлением может стать постмодернистская философия и методология науки, выступающая основой осмысления современного информационного и постсовременного общества. Обращаясь к тому, что мы имеем на сегодняшний день в контексте синтеза исторического знания и познания с информационными технологиями, в заключении уместно будет еще раз подчеркнуть следующее. Средства, предлагаемые исследователям новыми технологиями, не могут быть идеальными; они имеют свои плюсы и минусы, причем их минусы заимствованы во многом из традиционной среды информационного общения, а их многочисленные разработчики не без успехов стремятся минимизировать недостатки. Любой исследователь должен критически относиться к возможностям предоставленных ему средств, как он и относился критически к прежним инструментам своей работы. Если это требование соблюдается, то тогда мы можем совместно находить способы грамотно использовать новые возможности, которые нам предоставляют информационные технологии, вместо того, чтобы совместно бояться опасностей глобальной информатизации науки.^ Список литературы к реферату Аникеев И. А. Историческая информатика в России / И. А. Аникеев. – Ставрополь, 1998. – 180 с.Валетов Т. Я. О проблемах использования электронных публикаций и других применений компьютерных технологий в гуманитарной науке / Т. Я. Валетов // Новая и новейшая история. – 2001. – №2. – с. 17 – 32. Информатика для гуманитариев / Л. И. Бородкин [и др.]; под ред. Л. И. Бородкина, И. М. Гарсковой. – Москва, 1997.Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники йоссицской истории: Учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. – Москва: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 702 с. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. / И. Д. Ковальченко. – Москва: Наука, 2003. – 486 с. Методологические проблемы истории: Учеб. Пособие / В. Н. Сидорцов [и др.]; под общ. ред. В. Н. Сидорцова. – Минск, 2006. – 352 с. Носевич В. Л. Архив электронных документов: белорусский опыт / В. Л, Носевич // Отечественные архивы. 2002. – №1. – С. 44 – 52. Шаповал Е. Ю. Междисциплинарный подход в исторической науке: некоторые аспекты современной методологии истории / Е. Ю Шаповал // Электронный научный журнал «Исследовано в России» [электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.zhurnal.ape.relarn.ru/articles/ 2008/023.pdf - Дата доступа: 4.12.2009. Шендерюк М. Г. Количественные методы в источниковедении: Учеб пособие / М. Г. Шендерюк. – Калининград, 1996. – 75 с.^ Предметный указатель к реферату C CELT 7, 14, 16, 17 И Информационные технологии 6, 8, 10 Ирландия 5, 7, 8, 10, 12, 14, 16, 17 Источник, источниковый 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17^ Интернет ресурсы в предметной области исследования 1. http://www.ucc.ie/celt/publishd.html - CELT: Corpus of Electronic Texts / University College Cork [Coláiste na hOllscoile Corcaigh] - коллекция оригинальных источников по истории Ирландии V - начала XX в. на латинском, английском, гаэльском (ирландском), французском, немецком языках. 2. http://www.nationalarchives.ie/index.html - The National Archives of Ireland –сайт национальных архивов Ирландии; доступ к некоторым фондам по истории страны. 3. http://multitext.ucc.ie/ - Multitext Project in Irish History – Проект исторического сайта по истории Ирландии, охватывающего события с раннего нового времени (1494 г) по современность (1993 г); также представлена коллекция разнообразных документов, хронологических таблиц, визуальных материалов. 4. http://www.irishhistoryonline.ie/ - Irish History Online – библиографический сайт, разработанный Королевским историческим обществом и «Лондонское прошлое online»; содержит информацию по всем английским публикациям по истории Ирландии с древнейших времен. Включает около 66 тыс. наименований, охватывающих период с 1936 по 2005 г. IHO содержит статьи из журналов (национальных и местных) и сборников научных статей. 5. http://www.history.ac.uk/resources - The Institute of Historical Research (IHR) – (при Лондонском университете) коллекция ресурсов по истории; включает статьи, форумы, электронную библиотеку и др. 6. http://www.historyhome.co.uk/peel/ireland.htm - A Web of English History – проект доктора истории Marjorie Bloy, включает статьи по политической, социально-экономической и культурной истории Ирландии с древнейших времен до наших дней; ссылки на другие сайты; важнейшие вехи истории Ирландии и т.п. 7. http://www.ark.ac.uk/ - ARK – ресурс, посвященный социальным и политическим событиям Северной Ирландии; ставит своей целью расширять дискурс по проблемным вопросам в регионе и способствовать росту социальных научных исследований. 8. http://www.britannica.com/ - сайт энциклопедии «Британника» 9. http://www.fiannafail.ie – Официальный сайт партии Фианна Фэйл 10. http://www.local.ie - всё об Ирландии: искусство, литература. экономика, образование, государственное устройство, история и т.д.^ Действующий личный сайт http://www.a-babareka.narod.ru Граф научных интересов Магистранта Бабореко Александра Дмитриевича Исторический факультет Специальность всеобщая история Смежные специальности ^ 07.00.02 – отечественная история 1. Социально-экономическое развитие общества на территории Беларуси: общественный строй, сельское хозяйство, промышленность, пути сообщения и транспорт, торговля, средства связи, урбанизация, формирование и положение сословий, классов. 2. Государственные образования на территории Беларуси, их внутренняя и внешняя политика, местное управление, классовая борьба, политические и иные партии, организации. 3. Религия и церковь, положение и роль отдельных конфессий в государственной и общественной жизни, культурном развитии, конфессиональные взаимоотношения. ^ 07.00.09 – историография, источниковедение и методы исторического исследования 1. История исторической науки. Развитие исторической мысли, школы и направления, организация и функции науки. Антропологизация и “лингвистический поворот” в историографии. Интеллектуальная история. Теоретико-методологические проблемы исторического познания. 2. Источниковедение. Классификация и систематизация источников. История источниковедения. Источники по истории Беларуси и зарубежных стран. Компаративное источниковедение. Новая информационная среда и новые типы исторических источников. Нарратология. ^ 24.00.01 – теория и история культуры 1. Культура как целостная система в неразрывном единстве универсального и уникального. 2. Морфология культуры: структура, основные функции культуры, источники и механизмы культурной динамики. 3. Основные типы культуры и характерные для них базисные духовные структуры. 4. Закономерности культурно-исторического развития человечества как единого, интегративного процесса. 5. Сравнительный анализ менталитета исторических эпох, тенденций, символов, течений и духовных феноменов мировой и национальной культуры. Основная специальность ^ 07.00.03 – всеобщая история 1. Методологические и типологические проблемы исследования истории зарубежных стран, связей и взаимодействия между отдельными цивилизациями и регионами. 2. Общие закономерности экономического, политического и социокультурного развития народов мира во взаимосвязи с другими сферами человеческой деятельности, влияние окружающей среды на общественную жизнь и воздействие человечества на окружающую среду. 3. История развития государств, политических и общественных институтов на локальном, региональном и глобальном уровнях; историко-демографические процессы. Сопутствующие специальности ^ 05.25.02 – документалистика, документоведение, архивоведение 1. Исследование общих свойств документа как источника и носителя информации. История документалистики, документоведения и архивоведения. ^ 23.00.01 – теория политики, история и методология политической науки 1. Возникновение и этапы развития политической науки. 2. Политическая теория как история политической мысли. 3. Предмет и система политической науки. 4. Теория политических режимов.5. Теория прав человека. 6. Теория власти и властных отношений. 7. Теория гражданского общества. 8. Общая теория политической науки. 9. Методология, методы, подходы и функции политической науки. 10. Теория политических систем. ^ Тестовые вопросы Вопрос №1.(Бабореко Александр Дмитриевич) Значение тега :Отображает текст моноширинным текстом/Служит контейнером для создания строки таблицы.Предназначен для создания одной ячейки таблицы, которая обозначается как заголовочная.Относится к группе тегов физического форматирования.Предназначен для создания ячейки таблицы.Нет такого тега.^ Вопрос №2.(Бабореко Александр Дмитриевич) "Историческая информатика" это:Специальная историческая дисциплина, которая изучает историческую информацию и разные пути ее создания, хранения, обработки, изучения, передачи и т. п. при помощи информационных (компьютерных) технологий..Наука, изучающая электронные ресурсы по исторической тематике.Обеспечивает исследование практических проблем познание истории, его природы и принципов.Новая информационная среда исторической науки.^ Презентация магистерской диссертации. http://a-babareka.narod.ru/files/prs.ppsx Список литературы к выпускной работе Велихов С. Справочник по HTML 4.0. / С. Велихов. – Москва: Бук-пресс, 2006. – 412 с. Информатика для гуманитариев / Л. И. Бородкин [и др.]; под ред. Л. И. Бородкина и И. М. Гарсковой. – Москва, 1997. Историческая информатика / Л. И. Бородкин [и др.]; под ред. Л. И. Бородкина и И. М. Гарсковой. – Москва, 1996. – 346 с. Липницкая О. Л. Учебно-методический комплекс по исторической информатике. Базовый курс: Обработка и анализ статистических и


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.