Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Марийский Государственный Университет»Реферат на тему « Информационная система в управлении образованием »Выполнил: студент 5 курса Физико-математического факультета Сушенцов М.Н.Йошкар-Ола 2011 г.ВведениеРоссийское образование сегодня переживает ответственный этап своего развития. В новом тысячелетии предпринята очередная попытка реформирования общего образования через обновление его структуры и содержания. Залогом успеха в этом деле служат глубокая концептуальная, нормативная и методическая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлечение в работу широких кругов учебных, методистов, специалистов системы управления образованием, учителей, а также учащихся и их родителей.Руководители образовательных учреждений должны решить проблему внедрения информационных технологий в управление своими учреждениями на том уровне, какой позволяет им это сделать наличие технических средств, программного обеспечения, кадровых возможностей, желания видеть свое управление на уровне, напоминающем современный менеджмент. С поступлением в школы новой техники наступила и пора изменить подходы к ее применению во всех аспектах учебного процесса и управления им и образовательным учреждением в целом.Отличительной особенностью развития образовательных систем является обязательность наличия, наряду с другими, управленческих целей. При построении модели комплексной информатизации это приобретает особое значение. Построение практически любой модели управления образовательной системой имеет конечной целью вывод ее на качество более высокого уровня. При разумном подходе применение информационных технологий в школе возможно во многих случаях. Более того, дефицит техники порождает пользовательский голод, школа вынуждена распределять машинное время и ресурсы, что повышает производительность оборудования, развивает у пользователя привычку экономно их распределять.Школа перейдет в новое качественное состояние, если · информация о состоянии дел будет наглядной и доступной каждому участнику образовательного процесса;· критерии оценки и объекты оценивания будут сведены к определенному количеству инвариантов;· система диагностики и измерителей будет доступна, воспринята всеми сотрудниками школы;· ИТ повлияют на повышение квалификации сотрудников;· ИТ позволят сделать образовательную среду более комфортной;· инвариантные показатели изменения школьной среды приобретут желаемый рост.Работы по созданию и внедрению автоматизированных систем управления (АСУ) в образовательных учреждениях начались в 80-х годах XX столетия еще в СССР. Стартовал этот процесс с вузов и с Министерства высшего и среднего специального образования. Во многих институтах АСУ были разработаны и внедрены в различных вариантах. В первую очередь автоматизировались бухгалтерии, где появились программы расчета зарплаты. На втором этапе дело коснулось информационных служб -подготовка и редактирование списков групп абитуриентов, оперативное отображение результатов приемных экзаменов по группам, формирование расчетных проходных баллов на специальности, факультеты и вузы в целом, подготовка списков зачисленных. Позднее уже ставились задачи автоматизации подготовки отчетов по кафедрам, факультетам и по вузу в целом в соответствии с установленными формами.Автоматизация деятельности школы началась с известного постановления 1984 года о введении нового предмета «Основы информатики и вычислительной техники». Почти сразу же появились инструктивные письма, предписывающие учителю проводить в кабинете информатики занятия с использованием обучающих программ, также помогать преподавателям общеобразовательных дисциплин готовить дидактические материалы для проведения занятий, общешкольных мероприятий и аттестации. Учитель информатики должен был активно участвовать во внеклассной и в общешкольной воспитательной работе, например в выпуске школьных и классных газет. И кроме того, совместно с учителями других дисциплин он должен был предоставлять время ученикам для работы с компьютером и руководить проектной работой школьников по этим дисциплинам.Как всегда, никакой дополнительной оплаты за эти виды деятельности педагог не получал. Формально считалось, что можно планировать и проводить интегрированные уроки, но реально ни от одного учителя я ни разу не слышал, чтобы такие мероприятия действительно оплачивались. Преподаватели, пытавшиеся строго выполнять все названные инструкции, приходили в компьютерный класс к 8.00 и уходили в 22.00. Насколько успешен такой режим работы, можно судить, лишь вспомнив, что 90-95 процентов учителей информатики - женщины.На первом этапе информатизации школы все перечисленные дополнительные обязанности выполнялись на энтузиазме отдельных педагогов. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс в этих условиях принципиально не могло носить массового характера.В 2000 году была объявлена Президентская программа компьютеризации сельских школ, позднее преобразованная в министерскую «Программу развития единвй образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.» (РЕОИС). Предусматривались следующие этапы:поставки компьютерных классов в школы, профессиональные училища, колледжи и вузы;массовое обучение учителей школ и преподавателей учреждений профессионального образования основам применения ИКТ в учебном процессе и в воспитательной работе;поставка в общеобразовательные средние школы федерального комплекта обучающих программ.Параллельно с РЕОИС в содружестве с компаниями Intel и Microsoft проводилось обучение учителей школ основам преподавания общеобразовательных дисциплин по методу проектов с использованием ИКТ по программе Intel «Обучение для будущего». Аналогичную работу вела Федерация Интернет Образования (ФИО). В ряде регионов России была создана сеть учебных центров ФИО.По данным Минобразования РФ, на ноябрь 2003 года для полноценной реализации всех проектов программы РЕОИС требовалось 25 миллиардов рублей. Реальное же финансирование составило 7,5 миллиарда, то есть менее трети от потребности.В связи с нехваткой средств некоторые проекты программы были реализованы лишь частично. Так, по одному из проектов программы в 2004 году планировалось выделить средства на поставку фрагментов компьютерных классов в школьные библиотеки и в предметные кабинеты для полноценного использования ИКТ в преподавании физики, химии, математики, истории и других общеобразовательных дисциплин. Реально в продвинутых школах, имеющих более энергичных директоров, в некоторые предметные кабинеты было установлено по одному компьютеру. В лучшем случае это позволяло работать с элек-тронными образовательными ресурсами только# демонстрационном режиме при изложении нового материала. Организовать творческую проектную работу по предмета-в этих условиях проблематично. Основной компьютерный класс типовой средней школы, как правило, перегружен преподаванием информатики и работами самих учителей.Продолжением программы РЕОИС стала Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО).Один из ее проектов - подключение средних школ к Интернету в течение 2006-2007 годов через выделенные телефонные линии с использованием цифровых ADSL-модемов. Дополнительная аппаратура, само подключение и трафик в течение двух лет с момента подключения оплачиваются за счет средств федерального бюджета. Предполагается, что дальнейшее финансирование трафика, аренды канала связи и обслуживания подключения возьмут на себя региональные бюджеты. По последнему моменту пока полной ясности нет. В дотационных регионах пока всерьез надеются, что финансирование доступа в Сеть за счет госбюджета будет продолжено и дальше. Так ли это, очень скоро станет известно. Иначе в большинстве регионов подключение будет выполнено, а пользоваться интернет-I ресурсами в учебном процессе школы не смогут. К сожалению, сейчас во многих регионах сложилась ситуация, когда большинство руководителей образования начиная от директоров школ и их заместителей и кончая начальниками региональных структур управления не только не используют Интернет, но и плохо представляют, зачем он нужен.С марта 2005 года в выбранных по конкурсу пилотных регионах России реализуется совместный проект Национального фонда подготовки кадров (НФПК) и Министерства образования и науки РФ «Информатизация системы образования»*.А Мининформсвязи с 2008 года начинает второй этап проекта создания механизма универсального обслуживания во всех населенных пунктах страны. По заявлению министра, к концу 2008 года телефонная связь и точки широкополосного доступа в Интернет появятся во всех населенных пунктах России с на-' селением более 500 человек.Какой хотят видеть современную российскую школу руководители образования с точки зрения информационного обеспечения и применения средств ИКТ в учебном процессе и в управлении школой? Желаемый образ облика школы XXI века сводится к следующим показателям.Обеспеченность компьютерами в школе должна быть доведена до уровня хотя бы средних европейских гимназий, где на 10-15 учеников приходится один компьютер (в лучших ш-елах Европы и Америки это соотношение составляет 5:1, а в школах Москвы, наиболее благоприятного в этом отношении региона, сейчас лишь 20:1).Фрагменты компьютерных классов по 5-6 компьютеров, подключенных к Интернету, необходимо разместить во всех предметных кабинетах и в школьной библиотеке.Каждой школе - свое интернет-представительство. На нем обязательно есть раздел текущей успеваемости, где представлены электронные версии журналов всех классов. По личному паролю родители могут ознакомиться с текущей успеваемостью своего ребенка, с четвертными, полугодовыми и годовыми оценками, не приезжая специально для этого в школу. Кстати, уже сегодня бабушка, живущая в Рязани, по личному паролю может посмотреть оценки внука, обучающегося в Русской гимназии в Таллине. На таком сайте должен быть создан форум для родителей и педагогов для обсуждения всех текущих вопросов учебы и воспитания, проведения родительских собраний в виртуальном пространстве.В школе создано единое информационное пространство, разграниченное правами доступа для различных групп пользователей, позволяющее эффективно организовать:учебный процесс, в том числе для учеников, находящихся на домашнем обучении;воспитательную работу;сбор учебной и управленческой информации;формирование стандартных школьных отчетов учителей, заместителей директоров и директора.В идеале в будущем должны быть также созданы единые образовательные информационные пространства муниципального образования и региона в целом. Опыт такого рода в городах и регионах России уже есть. Пока, конечно, еще не организован сбор информации для реализации управленческих функций, но образовательные муниципальные и региональные компьютерные сети, объединяющие учебные ресурсы вузов, колледжей и школ в России, существуют более 10 лет. Есть города, такие как Переславль-Залесский, где Интернет есть в каждой квартире. Разработана довольно обширная линейка программных продуктов, позволяющих организовать, по крайней мере, единое информационное пространство образовательного учреждения для школы, профессионального училища, колледжа или вуза.Ограничим свое рассмотрение методическими и ' уганизационными вопросами создания единого информационного пространства (ЕИП) полной средней школы.Процесс создания ЕИП школы занимает не менее 2-3 лет и требует интенсивной работы практически всего педагогического коллектива. У всех участников этого процесса - учителей, классных руководителей, у директора и всех его заместителей - появляются дополнительные ежедневные функциональные обязанности по поддержанию информационного обеспечения ЕИП. Эти обязанности должны быть строго прописаны в соответствующих приказах директора. Опыт показывает, что число таких приказов должно быть около 20.Руководитель должен продумать систему оплаты участников этой работы за исполнение дополнительных обязанностей. Пока это не предусмотрено никакими нормативными документами по расчету тарификации.Должна быть строго продумана и реализована система прав доступа на просмотр и изменение информации. Директор школы, например, имеет право просмотра любой информации, а изменять и дополнять может только ту информацию, которую готовит он сам. Заместители директоров имеют право просмотра информации по своим направлениям деятельности, а изменять и вводить данные могут только для своих собственных отчетных документов. Классный руководитель имеет право просмотра и ввода итоговых данных успеваемости своего класса. Изменять текущие оценки, поставленные учителямиШо предметам, он не может. Учителя отдельных дисциплин просматривают и редактируют информацию только по своим классам и своим предметам. Родителям в журналах доступна информация лишь о конкретном ученике. Преподаватели отдельных предметов обязаны ежедневно вносить на сайт текущую информацию: результаты опросов и контрольных, изучаемые темы, итоговые оценки по периодам. В конце учебного года необходимо перенести в архив данные о выпускниках, окончивших школу, и ввести данные о вновь набранных учениках. Кроме того, следует вносить изменения, связанные с переводом детей из класса в класс и так далее.В общем, при вводе в действие и эксплуатации школьной автоматизированной информационной системы (АИС) приходится решать практически тот же круг вопросов, что в свое время решался при создании и поддержании работы АСУ на предприятиях.Должен быть решен вопрос об администраторе АИС. Этот работник обеспечивает установку необходимых программных продуктов, проводит описание системы прав доступа для всех других пользователей АИС, описание групп пользователей в соответствии с их функциональными обязанностями, резервирование данных на случай отказов техники. Пока что, увы, в школьном штатном расписании такая кадровая единица не предусмотрена. В идеале это должен быть человек, имеющий два высших образования: инженера и педагога. Ни учитель информатики, ни заместитель директора по ИКТ (вспомним, что эта должность вводится «вне сетки» штатного расписания за счет финансовых резервов школы и по существу не имеет строгого юридического статуса) с этими обязанностями в общем случае не справится. Пока только идет дискуссия, где взять такого работника, как ему платить зарплату. Участники дискуссии склоняются к выводу, что при существующем положении дел такой администратор может быть один на несколько школ. Если речь идет об учреждениях одного города, это еще реально. Но если это район с большим количеством размещенных на значительных расстояниях друг от друга малокомплектных школ, вопрос существенно усложняется.Данные, образующие информационное наполнение системы, имеют сложную структуру связей. АИС «Школа» должна включать следующий набор справочных баз данных:контингент (ученики);кадры (учителя, директор, заместители, бухгалтерия);нормативные документы (устав школы, лицензия, программа развития и др.);приказы;материальная база (учебные и хозяйственные помещения, техническое оснащение);учебные планы (классы, предметы, графики учебного процесса);родители;классные журналы;• типовые отчетные формы и ряд других.Для реализации собственно учебного процесса требуются специальные базы:конспекты занятий по предметам, классам и темам;дидактические материалы для поддержки занятий (рисунки, электронные версии картин, документов, фотографий, видеоклипы, тесты);школьная медиатека (краткие описания содержания имеющихся обучающих программ, методические рекомендации по применению на занятиях по конкретным разделам и темам).Предполагается, что методические базы данных постоянно пополняются учителями соответствующих дисциплин. В идеале, если приходит новый учитель, то в методической базе он сможет найти план занятия по любой теме и минимальный набор необходимых дидактических материалов.Функциональное исполнение АИС должно позволять формировать различные аналитические отчеты начиная, например, от списка учеников-юношей 9-х классов, подлежащих в текущем году постановке на учет в военкомате, и заканчивая стандартными школьными отчетами типа ОШ1 -ОШ9. Кстати, Информационно-аналитический центр Департамента образования Москвы (www.iacedu.ru) выпустил брошюру об организации службы информационного обеспечения школы. В ней подробно расписаны состав и обязанности работников, перечень типовых документов, штатное расписание и тарифно-квалификационные характеристики работников службы. На начальном этапе брошюра будет полезна руководителям школ, планирующим создание АИС школы.Последние 6 лет на рынке появилось большое количество программных продуктов, с помощью которых можно построить как отдельные подсистемы АИС школы, так и создать комплексные решения для полной АИС школы с последующей ее интеграцией в АИС муниципального образования.Так, программный продукт ^ School Info компании «Инсайрес» представляет собой минимальный вариант АИС для школы. Система обеспечивает оперативное представление на сайте школы данных о посещаемости занятий учеников, их домашних заданиях и успеваемости, которая оценивается его рейтингами по предметам. Получение информации об успеваемости ученика возможно в трех формах:электронное письмо;SMS-сообщение на мобильный телефон;непосредственный просмотр на сайте после получения логина и пароля.Дополнительная услуга - возможность общения учеников через форум или чат. Идеология системы предполагает, что информация для родителей будет платной: предусмотрена система тарифных планов в зависимости от объема и формы выдаваемой информации. Другой интегрированный продукт для средней школы, обеспечивающий создание полноценной AI/IC - электронная образовательная среда КМ-Школа компании «Кирилл и Мефодий». Ее информационные базы позволяют разместить в локальной вычислительной сети школы целый ряд ресурсов:универсальную медиатеку Кирилла и Мефодия;медиатеку по предметам;электронный образовательный контент (уроки, тренинги, хрестоматии, репетиторы, единую базу данных медиаобъек-тов - 55900 иллюстраций, более 600 анимаций, 35 часов видеофрагментов, 9800 звуковых фрагментов);учебно-методические материалы школы;школьные базы данных.Кстати, сайт школы можно разместить на I серверах компании, воспользовавшись при этом ЭОР, куда входят более 8000 книг (включая все художественные произведения школьной программы), более 7500 музыкальных произведений российскими зарубежных авторов и исполнителей в формате трЗ, энциклопедии, виртуальная школа Кирилла и Мефодия.Учитель волен использовать готовые наборы медиауроков или создавать свои уроки из предложенных ему медиаобъектов. Для этого достаточно указать предмет, класс и тему, выбрать из имеющихся подходящие объекты, подготовить свой текст и скомпоновать конспект урока.Пользователи системы - директор и его заместители, учителя и классные руководители, ученики и родители, библиотекарь и системный администратор.Благодаря возможности удаленного доступа к ресурсам КМ-школы ими можно пользоваться не только с помощью домашнего компьютера, но даже с сотового телефона. Функциональные модули позволяют автоматизировать составление расписания и отчетов, а также поиск, отбор и обработку данных об учебном процессе. Правда, автоматизация школьной бухгалтерии в КМ-школе не предусмотрена.Продукты ^ ООО «ФинПромМаркет - XXI» (ИВЦ «Аверс») обеспечивают автоматизацию повседневной деятельности администрации образовательного учреждения по следующим направлениям:управление учебно-педагогическим процессом;унификация внутришкольного документооборота;мониторинг состояния образовательного процесса;контроль качества и степени обученности учеников.Для начального знакомства с сайта можно получить бесплатные версии программ, которые касаются тарификации, отчетности, работы директора, библиотеки, бухгалтерии, составления расписания и так далее*. По существу предлагаются две линейки согласованных программных продуктов по автоматизации документооборота образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием. Подсистемы управления образовательным контентом, информационные системы для родителей и учащихся, создание школьного сайта не поддерживаются.Довольно интересна автоматизированная система информационного обеспечения управления школой АСИОУ «Школа 4.0» городского Центра развития образования Управления образования мэрии Ярославля. Она обеспечивает автоматизацию на школьном и муниципальном уровнях, используя распределенные сетевые базы данных на школьньтх серверах. Включает следующие подсистемы:образовательное учреждение;кадры (по каждому учреждению на своем сервере);классы (классы и списки учеников);ученический контингент.В «Школу 4.0» входит несколько прикладных подсистем (программ):^ Тв''овый мониторинг учебного процесса обеспечивает мониторинг качества усвоения учебного материала. Выполняется собственно тестирование и аналитическая обработка результатов.^ Итоговая успеваемость позволяет формировать отчеты по классам, предметам, учителям, по школе в целом.Педагогический мониторинг предназначен для анализа четвертных и годовых контрольных работ в тестовой и обычной формах.Диагностика сформированности общеучебных навыков предназначена для анализа знаний учеников начальной школы (техника чтения, устный счет).Социометрия (диагностика взаимоотношений ученик - ученик).ПК-метрия (диагностика взаимоотношений педагог - класс).^ АУД (диагностика взаимоотношений администрация - педагоги).ПСИ (диагностика психоэмоционального и личностного развития учеников).АСИОУ не ориентирована на работу со школьниками и родителями, не содержит встроенных средств организации учебного процесса, составления расписания, поддержки учебного процесса. Пока что эта система прошла апробацию в течение 5 лет в школе № 39 Ярославля.Сетевой продукт для построения информационного пространства школы ^ Net Школа 3.0 ООО от компании «РООС» входит в состав набора для комплексной автоматизации системы образования на школьном и муниципальном уровнях. К информации Net Школы имеют доступ администратор системы, директор и завуч, учитель и классный руководитель, родитель, технический персонал (секретарь). Для пользователей каждого типа настраиваются права доступа. При этом каждый выполняет свои задачи:директор и его заместители - формируют информацию о школе, ведут госста-тотчет^ность, отвечают за учебный план, расписание, списки классов и подгрупп, создают книги движения учеников, обраб. тывают отчеты об успеваемости и посещаемости;учитель и классный руководитель -планируют уроки, составляют списки учебников, ведут классный журнал;ученики и родители - просматривают дневник, выполняют задания по учебным курсам, следят за расписаниями и отчетами о текущей успеваемости.Подсистема поддержки общения учащихся в сети включает доску объявлений, почту, форум. В разделе «Школьные ресурсы» хранятся созданные учителями методические материалы и ссылки на те или иные сайты и страницы. Также есть раздел «Портфолио проекта» с подборками тем и ресурсов по конкретным направлениям проектной деятельности.Система Net Школа позволяет создавать собственные несложные дистанционные курсы и тесты. Также возможно подключение курсов сторонних производителей. Специальный SCORM-конструктор поддерживает создание учебных курсов и модулей, соответствующих международной спецификации SC0RM 1.2. В системе можно назначать задания, контролировать их выполнение, назначать оценочные шкалы (5-балльную, 100-балльную).Пакет 1С: ХроноГраф Школа 2.5 фирмы «Хронобус» поставлялся в школы пилотных регионов - участников проекта ИСО НФПК и Минобрнауки*. Он представляет собой информационную систему администрирования деятельности образовательного учреждения. Для полной комплексной автоматизации школьного документооборота предусмотрен обмен данными между пакетом 1С:ХроноГраф 2.5 Школа и следующими дополнительными пакетами:• ХроноГраф 3.0 (планирование учебного процесса, расписание, замены);• 1С: Зарплата и Кадры (выгрузка данных о тарификации сотрудников для расчета зарплаты);• 1С: Школьная библиотека;• программы, поддерживающие процесс обучения ЦОРами.Система предусматривает обмен данными с образовательными информационными системами муниципального уровня:• выгрузка данных в программный пакет «1С: ХроноГраф Кадры для Управления образования»;• выгрузка данных в программный пакет «1 С: ХроноГраф Контингент для Управления образования»;• выгрузка данных об образовательном учреждении, учениках старших классов и выбранных ими для сдачи ЕГЭ предметах в стандартах госэкзамена.Программа 1 С:ХроноГраф 2.5 обеспечивает сетевой многопользовательский режим работы для администратора, секретаря-делопроизводителя, классного руководителя, преподавателя-предметника (права каждой категории пользователей устанавливаются индивидуально). Однако специального образовательного контента, доступа в систему учеников и родителей, а также возможности создания школьного сайта не предусмотрено. Тем не менее фирма 1С выпустила серию репетиторов по всем школьным предметам, в том числе по подготовке к ЕГЭ, реализованных на той же платформе 1С:Предприятие.Пакет 1С:Управление школой вошел в состав Базового стандартного пакета программного обеспечения (БСППО), который в начале 2008 года был поставлен во все школы России в соответствии с проектом «Первая помощь». Также туда были включены следующие продукты:• платформа 1 С:Предприятие v.7.7 (специальная модификация для школ) с набором конфигураций (программ);• 1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ;• 1С:Школьное питание;• 1С:Школьная библиотека;• 1С:Хронограф Тарификация для бухгалтера ПРОФ;• 1С:Зарплатаи кадры;• 1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений;• Редактор расписания ХроноГраф 3.0 Мастер;• Электронный справочник «Образование, наука, инновации»;• Электронный каталог для школьных библиотек.Как и большинство пакетов, базирующихся на различных версиях платформы 1С:Предприятие, этот набор защищен электронным USB-ключом HASP, поставляемым в том же комплекте. Пакет позволяет автоматизировать учет библиотечных фондов, школьного питания, бухгалтерский и кадровый учет, составление расписания в учебных заведениях любого типа, а также производить расчет зарплаты. При этом в нем отсутствуют интегрированный образовательный контент и соответствующие средства управления» учебной деятельностью. Впрочем, фирма 1С выпускает многочисленные программные продукты для поддержки учебного процесса и подготовки к ЕГЭ отдельно.Помимо перечисленных систем в печа-ти и на конференциях сейчас можно найти немало сообщений о школьных АИС собственной разработки.Планирование и управление учебным процессом осуществляет заместитель директора, который оперирует общими для всех общеобразовательных учреждений базовыми данными и информационными потоками. К ним относятся:определение структуры деятельности учреждения (временных регламентов деятельности, количества и учебных объединений, обеспечение необходимыми кадровыми ресурсами, наличие производственных площадей);планирование учебной деятельности учреждения (разработка учебных планов для всех ранее определенных учебных объединений и распределение педагогической нагрузки с учетом имеющихся кадровых возможностей);проецирование сформированных учебных планов на временную ось (расписание учебных занятий) с учетом всевозможных ограничивающих факторов (временных регламентов деятельности учебных объединений и педагогических кадров, ограничений по «производственным» площадям» и тому подобное);обеспечение возможности динамического реагирования на запланированные и спонтанные изменения в процессе реализации учебной деятельности (болезни учителей, незапланированные мероприятия и так далее).Административное управление функционированием образовательного учреждения и обеспечением образовательного процесса осуществляется директором образовательного учреждения (а так же секретарем). Отдельные информационные модули могут готовиться другими администраторами школы в соответствии с распределением функциональных обязанностей. Важнейшая часть административного управления - издание приказов, подготовка финансовых и других документов. К основным информационным блокам административного управления можно отнести следующие:1. Базовая информация:детализированная информация об учреждении как в редактируемой форме, так и в стандартах ЕГЭ (наименование, нумерация, тип, вид, организационно-правовая форма, ведомственная принадлежность, адресные и контактные данные и так далее);структура учреждения, с детализацией по специализации и численности классов, групп продленного дня и других объединений;учебная периодизация с указанием учебных годов, дат начала и окончания учебных периодов, обмена данными между учебными периодами;информация об аудиторном фонде с указанием вместимости и месторасположения кабинетов, закрепления за каждым из них перечня материальных ценностей и учебно-методических пособий, включая полиграфические и электронные издания;план работы образовательного учреждения и его структурных подразделений;штатное расписание с учетом месячного и годового фондов заработной платы.2. Кадры:личные дела сотрудников в стандартах форм кадрового учета;сформированные, отредактированные и сохраненные данные по использованию преподавательского состава, включая специализацию, преподавательскую нагрузку, классное руководство, заведование кабинетом и так далее;книга приказов по сотрудникам учреждения, систематизация приказов по типам, а также оформление приказов на базе соответствующих шаблонов.3. Учащиеся:личные дела учеников;журнал, сводные ведомости успеваемости и посещаемости;сведения для организации участия учеников старших классов в ЕГЭ;книга приказов по учащимся, систематизация приказов по типам, а также оформление приказов на базе соответствующих шаблонов;документы, на основании которых происходит распределение учеников по классам и перевод из класса в класс;• архивные карточки выпускников 9-х,11-х (12-х) классов и выбывших учеников.4. Финансы:• средства всестороннего учета и контроля за соблюдением финансовых нормативов, на основе проведения полного комплекса работ по ратифицированию сотрудников, учета распределенной педагогической нагрузки, информации о материальных ценностях и подготовки инвентарных списков.у 5. Учебно-воспитательный процесс:• учебная плановая документация с учетом положений базисного учебного плана, федерального и регионального компонентов, норм финансирования и требований к максимальное нагрузке учащихся, а также специфики конкретного общеобразовательного учреждения;• организационно-методическая и справочная информация, обеспечивающая деятельность классных руководителей и преподавателей предметников по организации и контролю за качеством учебно-воспитательного процесса;- электронные классные журналы;• сводные и аналитические отчеты по успеваемости и посещаемости учеников.Система, обеспечивающая учебный процесс, содержательную работу педагогов и школьников цифровыми образовательными ресурсами, учебными материалами и результатами учебной деятельности, должна предполагать возможность масштабирования и настраивания на различные уровни оснащения и формы организации образовательных учреждений.Такая информационная система должна содержать основные программные средства, которые помогут:создавать и хранить в образовательном учреждении востребованные преподавателями и учениками ЦОР и их описаний;обеспечить работу учеников и учителей с ЦОР: редактирование, в том числе с использованием внешних приложений, создание индивидуальных творческих работ, демонстрацию в ходе урока;организовать автоматизированное построение материалов для проведения занятий по конкретным темам в виде стандартизованных html-документов из элементарных цифровых ресурсов, имеющих стандартизованные xml-описания; согласовать ЦОР с тематическими учебными планами и планами-конспектами уроков, иерархическое построение учебных материалов;• организовать индивидуальную и групповую работу, в том числе с использованием внешних приложений, обеспечением совместной работы над одним ресурсом через создание общего портфеля результатов работы группы школьников, возможности общения с использованием внутренней электронной почты;организовать тестирование знаний учеников с фиксацией результатов в едином журнале результатов автоматического тестирования;фиксировать качество обучения, использовать не только традиционные отметочные технологии, но и многокритериальные, хранить данные об успеваемости и критерии оценивания (оценочные шкалы);автоматически отмечать активность учеников и учителей;сохранять результаты учебной деятельности школьников (формировать портфель работ детей), представлять их в локальной школьной сети и Интернете;демонстрировать учебные материалы на экране с помощью проектора с использованием возможностей разделения изображений на экране компьютера и на экране проектора;вести администрирование, позволяющее составлять списки пользователей (завучей, преподавателей, учеников), управлять правами доступа к различным разделам системы, ресурсам учебного заведения и Интернету на основе списка классов и расписания занятий;• осуществлять обмен данными с другими системами, используемыми в школе.Данная система должна обеспечивать поддержку различных видов учебной деятельности ::э только на уроке, но и при выполнении учениками домашнего задания (в том числе на домашних компьютерах).До окончательного формирования структуры единого информационного пространства основные системы должны быть дополнены информационными модулями обеспечения образовательного процесса.Состав информационных модулей в различных учреждениях может различаться, но, как правило, в него должны входить блоки обеспечения деятельности следующих специалистов: библиотекаря, психолога, логопеда, медицинского работника, бухгалтера (при наличии собственной бухгалтерии), завхоза, ответственного за организацию питания и других.Перечисленные информационные системы и информационные модули дополнительного обеспечения представляют собой конкретные программные приложения, каждое из которых решает свои специфические задачи. В зависимости от этих решаемых задач конкретные приложения могут представлять собой автоматизированные рабочие места пользо